Редуктор лебедки (рис. 95) представляет собой червячную глобоидальную
пару, состоящую из однозаходного стального червяка 20 и червячного
колеса 7 с бронзовым зубчатым венцом. Картер редуктора лебедки литой,
чугунный, состоит из двух половин. В верхней половине картера имеется
смотровой люк, закрывающийся крышкой 6. Через люк можно наблюдать за
положением пятна контакта на червячном колесе при регулировке зацепления
и заливать масло в картер.
Червячное колесо редуктора установлено на валу 11 барабана лебедки на
двух шпонках и закреплено штифтом, предотвращающим осевое перемещение
колеса. Перемещение вала барабана с червячным колесом в осевом
направлении ограничивается упорными шайбами 9, прикрепленными к торцам
вала барабана болтами. Для регулировки осевого зазора вала и зацепления
червячного колеса с червяком между торцами вала барабана и упорными
шайбами устанавливаются регулировочные прокладки 10
толщиной 0,1; 0,3 и 0,5 мм. В нижней половине картера 4 снизу ввернута
сливная пробка 19, а сбоку — контрольная пробка 12, которую при заливке
масла вывертывают. При появлении масла в контрольном отверстии заливку
масла прекращают и пробку ввертывают на место. Масло применяют согласно
карте смазки. Червяк 20 установлен в нижней части картера 4 на двух
конических роликоподшипниках 18. Подшипники закрыты крышками 17 и 21, в
которые запрессованы сальники 3, предотвращающие вытекание масла из
редуктора. Для регулировки осевого перемещения червяка и его зацепления
с зубчатым венцом червячного колеса под
крышки 17 и 21 устанавливаются металлические
регулировочные прокладки 22 толщиной 0,05; 0,1; 0,2 и 0,5 мм. Крышки
подшипников закрепляются болтами с пружинными шайбами. На заднем конце
вала червяка установлен фланец 14, закрепленный штифтом 13. К фланцу
присоединяется передний карданный вал привода.
На переднем конце вала червяка посажен на шпонке н затянут гайкой
барабан 23 автоматического тормоза. Между торцом ступицы барабана и
торцом внутреннего кольца роликоподшипника установлено уплотнительное
медное кольцо, а на конце вала — асбестовая шайба 24, предотвращающие
утечку масла.
Барабан автоматического тормоза закрыт крышкой 1, в которой размещена
тормозная лента 2 с фрикционной обшивкой. Один конец ленты жестко
закреплен в стенке крышки подшипника, другой— подвижно в отверстии
крышки с помощью пружины 16, которая затягивает ленту в направлении,
противоположном вращению вала червяка при наматывании троса лебедки.
Лента, увлекаемая силой трения, сжимает пружину и отходит от барабана;
нажатие ленты на барабан ослабевает, и торможение червяка прекращается.
При обратном вращении вследствие жесткого закрепления противоположного
конца ленты под действием силы трения происходит самозатягиванне ленты,
вызывающее притормаживание барабана, а следовательно, и червяка
редуктора.
При малом числе оборотов вала червяка усилие торможения, создаваемое
автоматическим тормозом, незначительно и не препятствует разматыванию
троса. В случае среза предохранительного пальца карданной передачи по
причине превышения допустимого усилия на крюке, когда механическая связь
барабана лебедки с приводом нарушается, барабан начинает вращаться в
обратном направлении с повышенным числом оборотов. В этом случае
действие тормоза становится значительным и дополняет самотормозяхцее
действие червячной пары, препятствующей быстрому вращению барабана
лебедки и разматыванию троса.