При плавном ходе отдачи (при удалении моста от рамы) шток 16 с поршнем
33 перемещается вверх, жидкость, перетекающая из верхней полости Я,
проходит через внутренние отверстия Д в поршне 33 в нижнюю полость Е
только через щели дроссельного диска 32 клапана отдачи, создавая
требуемое сопротивление амортизатора. В этом случае перепускной клапан
отдачи под давлением жидкости закрыт. При ходе поршня 33 вверх под ним в
зоне полости Е давление понижается и под воздействием образующегося
перепада давлений недостающая часть жидкости, равная объему той части
штока 16, которая выводится из рабочего цилиндра, поступает из
компенсационной камеры К в полость Е, приподнимая тарелку 20 впускного
клапана.
При резком ходе отдачи давление жидкости в рабочем цилиндре над поршнем
еще более возрастает. Под действием давления жидкости клапан отдачи
приоткрывается, при этом диск 32 отжимается от седла поршня, преодолевая
сопротивление пружины 28, и количество жидкости, перетекающей в полость
Е, увеличивается. При этом жидкость из компенсационной камеры К в
полость Е поступает через впускной клапан так же, как и при плавном ходе
отдачи.
При плавном ходе сжатия (при приближении моста к раме) шток с поршнем
перемещается вниз. Под действием давления жидкости впускной клапан и
клапан отдачи закрываются, а перепускной открывается. Жидкость через
наружный ряд отверстий Г в поршне 33, приподнимая тарелку 34
перепускного клапана, прижатую слабой пружинной звездочкой 35,
перетекает из нижней полости Е рабочего цилиндра в верхнюю полость Я, не
создавая большого гидравлического сопротивления. При этом жидкость в
объеме, равном вводимой в полость рабочего цилиндра части штока,
вытесняется в компенсационную камеру К через дроссельные пазы корпуса
клапана сжатия 24 и отверстия Б.
При резком ходе сжатия давление жидкости в рабочем цилиндре под поршнем
резко возрастает и дроссельные отверстия клапана сжатия не успевают
перепускать жидкость.
Клапан сжатия 22 открывается, преодолев
сопротивление пружины 23, и через образовавшееся кольцевое сечение
жидкость перетекает в компенсационную камеру К. Усилие пружины клапана
сжатия создает необходимое сопротивление амортизатора в период хода
сжатия и так же, как при ходе отдачи, гасит колебания автомобиля.
Таким образом, из рассмотренной схемы работы амортизатора видно, что
проходные сечения клапанов сжатия и отдачи изменяются автоматически в
зависимости от дорожных условий и скорости относительных перемещений
подрессоренных и неподрессорен-ных масс автомобиля, вследствие чего
амортизаторы обеспечивают такие гидравлические сопротивления, которые
необходимы для гашения колебаний автомобиля.
Характеристики амортизаторов в основном зависят от величины дроссельных
щелей, упругости клапанных дисков и от усилий пружин клапанов сжатия и
отдачи.
Эффективность амортизаторов также зависит от их температурного
состояния. При нагреве амортизаторов в процессе работы вязкость жидкости
уменьшается и жидкостное трение соответственно становится несколько
меньшим.