Отторможенное состояние (рис. 44, а). Тормозная педаль отпущена,
большой рычаг расположен так, что в секции тягача возвратная пружина 25
сдвинет влево диафрагму 39, направляющую 40 диафрагмы, стакан 44
уравновешивающей пружины и малый рычаг 52
выпускной клапан 28 откроется, и тормозные
камеры сообщатся с атмосферой.
В секции прицепа уравновешивающая пружина 6 сдвинет через шайбу 9 шток,
который, воздействуя на седло 12 выпускного клапана, переместит вправо
диафрагму 11. В результате этого седло 12 сядет на выпускной клапан 14,
прекратив выпуск воздуха из полости 21 в атмосферу, впускной клапан 17
отойдет от седла 16 и пропустит воздух из баллонов в магистраль,
соединенную с тормозами прицепа. Впускной клапан 17 должен закрываться
при давлении в полости 21, равном 4,8—5,3 кгс/см1. Это давление,
отрегулированное вращением направляющей 7 штока 8 (изменяется сила
сжатия пружины 6), поддерживается постоянно, и поэтому прицеп будет
отторможен.
Торможение (рис. 44,б). Тяга 1 переместит верхний конец большого
рычага 4 влево. Сопротивление перемещению рычага оказывают пружины 6 и
43, поэтому возвратная пружина 25 как более слабая начнет сжиматься
раньше. Рычаг 4, поворачиваясь вокруг пальца 56, переместит пальцем 53
малый рычаг 52 вправо. Малый рычаг переместит стакан 44 уравновешивающей
пружины в сборе с пружиной и узел диафрагмы 39 также вправо, закрывая
выпускной клапан 28. Пружина 25 начнет сжиматься, сопротивление ее
возрастет и передастся на малый рычаг. Тогда большой рычаг начнет
поворачиваться вокруг пальца 53 и переместит шток 8 влево. Под давлением
воздуха диафрагма 11 также сместится влево, выпускной клапан 14
откроется и воздух из соединительной магистрали прицепа выйдет в
атмосферу, пройдя отверстие А, щель между выпускным клапаном 14 и седлом
12 и
отверстия в седле 12 клапана; начнется торможение
прицепа. Так как на шток 8 уменьшится сила давления со стороны седла 12,
пружина 6 переместит шток вправо и закроется выпускной клапан 14. С
перемещением штока изменит свое положение нижний конец большого рычага
(верхний конец зафиксирован положением педали тормоза) и тем самым еще
больше сдвинется вправо малый рычаг 52, а вместе с ним стакан 44 с
уравновешивающейся пружиной 43 и диафрагмениый узел. Поэтому седло 26,
перемещая узел клапанов, откроет впускной клапап 29, и воздух из
баллонов через отверстие В поступпт в отверстие Б и далее в тормозные
камеры. Начнется затормаживание тягача.
При повышении давления в полости 31 возрастает сила, сжимающая
уравновешивающую пружину 43, позволяя диафрагме переместиться влево, а
впускному клапану 29 закрыться. Давление в тормозных камерах также
стабилизируется. Натяг уравновешивающей пружины 43 отрегулирован
прокладками 45 так, что пружина начинает сжиматься при давлении в
полости 31 от 0,6— 0,8 кгс!см2.
При большем нажатии на педаль тормоза новая порция воздуха поступит в
тормозные камеры, увеличивая торможение автомобиля.
Давление воздуха в полости 31 передается через отверстие в перегородке
крышки, по каналу 41 на диафрагму 33 включателя торможения, которая,
перемещаясь, замыкает контакты 37 и 36 и включает сигнал «Стоп» на
заднем фонаре.
Подбором уравновешивающих пружин 6 и 43, а также малого и большого
рычагов обеспечивается более быстрое падение давления в полости 21, чем
в полости 31. Тем самым прицеп затормаживается раньше, чем
автомобиль-тягач, и исключается возможность заноса и «складывания»
автопоезда.
Резкое и быстрое нажатпе. на педаль тормоза приведет к перемещению штока
8 до упора в болт 55; в секции прицепа полностью закроется впускной
клапан 17 п откроется выпускной клапан 14, воздух из полости 21 и
соединительной магистрали выйдет в атмосферу, и прицеп затормозится; в
секции автомобиля-тягача полностью откроется впускной клапан и закроется
выпускной, воздух из баллона с максимальным давлением поступит в
тормозные камеры.
Рис. 44. Схема работы тормозного крана:
Оттормаживание. Педаль тормоза под действием
возвратной пружины занимает исходное положение. Верхний конец большого
рычага перемещается вправо; под действием пружины 6 шток 8 н диафрагма И
с седлом 12 сдвинутся вправо. Выпускной клапан 14 закроется, впускной
откроется и воздух из баллонов поступит через полость 21 в
соединительную магистраль, растормаживая прицеп.
В секции автомобиля-тягача малый рычаг переместится влево, а
уравновешивающая пружина 43 распрямится.
Силой возвратной пружины 25 и давлением воздуха диафрагма 39
переместится влево и выпускной клапан 28 откроется, а
впускной закроется, и воздух из тормозных камер
через полость 31 выйдет в атмосферу, растормаживая тягач.
Длительное удержание автопоезда в заторможенном состоянии.
Рычаг ручного тормоза связан тягами с рычагом 19 тормозного крана. При
затормаживании тягача ручным тормозом рычаг 19 повернется, а связанный с
ним валик 57 своим выступом сдвинет шток 8 влево до упора в
регулировочный болт 55.
Диафрагма 11 под давлением воздуха в полости 21 сместится влево,
впускной клапан 17 закроется, выпускной откроется и воздух из
соединительной магистрали выйдет через полости 21 и 46 в атмосферу, а
прицеп затормозится.