Бензиновый насос Б9-Б двигателя автомобиля
ЗИЛ-157К
Бензиновый насос (рис. 17) в системе питания применен типа Б9-Б. Он
установлен с правой стороны двигателя на фланце блока. Насос приводится
в действие коромыслом 6 от эксцентрика
распределительного вала двигателя.
Производительность насоса 140 л/ч при 1300—1400 об/мин
распределительного вала двигателя Насос диафрагменного типа,
герметизированный, с рычагом ручной подкачки, имеет два впускных клапана
и один выпускной. Насос состоит из трех основных частей: корпуса 12,
клапанной головки 4 и крышки 1, соединенных между собой винтами. Между
корпусом и клапанной головкой установлена многослойная прорезиненная
диафрагма 5, закрепленная на толкателе 10, который соединен с внутренним
вильчатым концом коромысла 6 насоса. Коромысло действует на толкатель
через набор шайб (текстолитовую, прорезиненную и стальную),
установленных на нижнем конце толкателя между головкой и вильчатым
концом коромысла. Конец коромысла прижимается к штоку возвратной
пружиной 7. В корпусе насоса установлена пружина 11 диафрагмы. В головке
насоса размещены резиновые клапаны: впускные 3. закрытые сверху сеткой
2, и выпускной 13. Клапаны к седлам прижимаются пружинами,
установленными на стержнях, запрессованных в головке насоса. Перегородка
крышки насоса образует две камеры для впускных и выпускного клапанов.
При вращении распределительного вала эксцентрик
вала набегает на наружный конец коромысла 6 насоса. При этом вильчатый
внутренний конец коромысла, перемещаясь вниз, тянет за собой толкатель
10 с диафрагмой 5.
В наддиафрагменном пространстве образуется разрежение, иод действием
которого открываются впускные клапаны 3, п бензин поступает из бака в
полость над диафрагмой через сетчатый фильтр 2. При этом выпускной
клапан 13 закрыт. При дальнейшем повороте эксцентрика распределительного
вала коромысло поворачивается в обратную сторону и вильчатый конец
освобождает толкатель, который вместе с диафрагмой под действием пружины
11 перемещается вверх. При этом диафрагма 5 давит на бензин, находящийся
в наддиафрагменном пространстве, под действием чего впускные клапаны 3
закрываются, а выпускной клапан 13 открывается и бензин через открытый
клапан Поступает через выводной штуцер 15 и бензопровод в поплавковую
камеру карбюратора.
Подача бензина в карбюратор в зависимости от его расхода регулируется
бензиновым насосом автоматически и в нужном количестве под действием
изменения хода диафрагмы насоса. Например, когда поплавковая камера
карбюратора заполнена и ее игольчатый клапан закрыт, бензин в карбюратор
не подается. В этом случае при нагнетательном ходе диафрагмы в
наддиафрагменном пространстве насоса резко повысится давление и
диафрагма не дойдет до своего крайнего верхнего положения. На эту же
величину уменьшится и ее последующее перемещение при всасывающем ходе.
Таким образом, величина нагнетательного и всасывающего ходов диафрагмы,
от которых зависит количество подаваемого насосом бензина, будет
изменяться соответственно противодавлению в бензопроводе, т. е. будет
зависеть от расхода бензина карбюратором.
При неработающем двигателе бензин в поплавковую камеру карбюратора
подкачивается рычагом 8 ручной подкачки, который плоскостью среза оси
воздействует на коромысло. Для проверки состояния диафрагмы в корпусе
насоса имеется контрольное отверстие, закрываемое пробкой.
На двигателе может быть установлен бензиновый насос типа Б10-Б. Главное
его отличие от насоса Б9-Б состоит в том, что он имеет три впускных и
три выпускных клапана. Производительность насоса Б10-Б при одинаковых
условиях 180 л/ч.