На МАЗ-64227 устанавливаются два ведущих моста — средний с проходным
валом и задний, а на MA3-54322— только задний.
Балка, межколесный дифференциал и колесная передача среднего моста
максимально унифицированы с аналогичными узлами заднего моста. Балка
переменного сечения выполнена из двух штампованных половин, сваренных
между собой.
Главная передача заднего моста состоит из центрального конического
редуктора и планетарных колесных передач, размещенных в ступицах колес.
Центральный редуктор
(рис. 56). Одноступенчатый, состоит из пары
конических шестерен с круговыми зубьями и межколесного дифференциала.
Детали редуктора монтируются в картере 15. Редуктор устанавливается в
окне балки заднего моста и центрируется в нем специальным буртиком и
установочными штифтами.
Ведущая коническая шестерня 5, изготовленная как одно целое с валом,
устанавливается в двух конических роликоподшипниках — заднем большем 4 и
переднем меньшем 7. Наружные кольца конических роликоподшипников
расположены в картере подшипников 15 и запрессованы до упора в буртики
картера. Между внутренними кольцами конических роликоподшипников
установлены распорное кольцо и регулировочные прокладки 6. Подбором
толщины регулировочных прокладок обусловливается необходимый
предварительный натяг в конических роликоподшипниках. На шлицевую часть
вала ведущей шестерни устанавливается фланец 9 карданного вала. 76
Все детали, расположенные на валу ведущей шестерни, затягиваются
корончатой гайкой 10.
Ведомая коническая шестерня болтовым соединением крепится к чашкам 2 и
23 дифференциала. Зацепление конических шестерен центрального редуктора
регулируется изменением набора регулировочных прокладок 16 различной
толщины, установленных между картером подшипников и картером редуктора.
Коническая пара шестерен при заводской сборке проходит предварительно
подбор (спаривание) по контакту и шуму. Поэтому в случае необходимости
замены одной шестерни другая тоже должна быть заменена.
Дифференциал заднего моста — конический, имеет четыре сателлита 17 и две
полуосевые шестерни 25, представляющие собой конические прямозубые
шестерни. Сателлиты надеваются на шипы крестовины, опираясь на них через
еверт-ные втулки из бронзовой ленты. Между сателлитами и основаниями
шипов крестовины устанавливаются стальные упорные кольца. Опорой
сателлитов в чашке является бронзовая штампованная шайба сферической
формы. Крестовина четырьмя шипами входит в цилиндрические отверстия,
образованные в плоскости разъема чашек дифференциала при их совместной
обработке. В случае необходимости замены чашки дифференциала должны
заменяться комплектно. В цилиндрических расточках ступиц чашек
дифференциала устанавливаются полуосевые шестерни, внутренние
поверхности ступиц которых выполнены в виде отверстий с эвольвентными
шлицами для соединения с полуосями. Между опорными поверхностями торцев
полуосевых шестерен и чашками дифференциала устанавливаются бронзовые
шайбы плавающего типа. На ступицах чашек дифференциала устанавливаются
конические роликоподшипники 22, с помощью которых дифференциал опирается
на отверстия картера редуктора, образованные приливами в карте ре и
двумя разъемными крышками 21, которые центрируются в нем с помощью
втулок и крепятся болтами.
Регулировка предварительного натяга конических роликоподшипников
дифференциала осуществляется гайками 20, которые фиксируются в нужном
положении выступающим усом стопора 27.
Смазка деталей центрального редуктора осуществляется маслом,
разбрызгиваемым зубчатым венцом ведомой конической шестерни. В картере
редуктора отлит масляный карман, в который отбрасывается масло,
разбрызгиваемое ведомой конической шестерней, и оседает масло, стекаемое
со стенок картера редуктора. Из масляного кармана масло по каналу
подводится к картеру подшипников и поступает в зону между подшипниками.
Благодаря насосному действию конических роликов они смазываются,
перекачивая масло в противоположные стороны: задний подшипник возвращает
масло в картер, а передний в сторону фланца карданного вала.
Между фланцем и подшипником установлено резиновое уплотнительное кольцо.
Со сторона фланца картер подшипников закрыт литой крыш кой, в которой
запрессованы два армированныу самоподжимных резиновых сальника. Рабочие
кромки сальников прижимаются к поверхности фланца, уплотняя ее.
Для улучшения смазки деталей дифференциала к правой
его чашке сделаны отверстия, в которые вставляются и привариваются
штампованные черпаки, захватывающие смазку из картера редуктора и
направляющие ее к расположенным в чашках деталям дифференциала. Заливная
горловина для масла приварена к задней крышке балки моста и закрывается
пробкой.
Полностью собранный центральный редуктор устанавливается в большое
переднее отверстие балки моста и крепится шпильками и гайками к его
вертикальной привалочной поверхности, которая уплотняется прокладкой.