Техническое обслуживание системы питания воздухом двигателей ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ

  Главная      Автомобили - МАЗ     МАЗ-64227, MA3-54322. Устройство, техническое обслуживание, ремонт (М.С. Высоцкий, Л.X. Гилелес) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Техническое обслуживание системы питания воздухом двигателей ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ



Обслуживание воздушного фильтра

Обслуживание первой ступени воздушного фильтра производят периодически при сезонном обслуживании. При длительной работе в условиях повышенной запыленности и при резких изменениях условий окружающей среды сроки обслуживания определяют исходя из опыта работы в данных условиях и состояния первой ступени.

Для обслуживания первой ступени необходимо отсоединить от фильтра трассу отсоса пыли и воздухопроводы, снять крышку, отвернуть стержень крепления, вынуть фильтрующий элемент, снять воздушный фильтр. Корпус с инерционной решеткой промывают в керосине или горячей воде, продувают сжатым воздухом и тщательно просушивают.

При сборке воздушного фильтра нужно обратить внимание на состояние уплотнительных прокладок. Прокладки, имеющие надрывы, заменяют. Качество уплотнения контролируют по наличию сплошного отпечатка на прокладке.

При обслуживании следует проверить состояние системы отсоса пыли. Фильтрующий элемент следует обслуживать по показанию индикатора засоренности воздушного фильтра, в случае отсутствия индикатора — при ТО-2, а в условиях повышенной запыленности — чаще, исходя из опыта эксплуатации в данных условиях. Излишне частое обслуживание фильтрующего элемента сокращает срок его службы, так как общее количество обслуживании элемента ограничено (не более 6 раз) из-за

возможного разрушения фильтрующего картона.

Для обслуживания элемента нужно снять крышку, отвернуть стержень или гайку крепления и вынуть элемент из корпуса фильтра. При наличии на картоне элемента пыли без сажи или при последующем немедленном его использовании элемент обдувают сухим сжатым воздухом до полного удаления пыли. Во избежание прорыва фильтрующего картона давления сжатого воздуха должно быть не более 3 югс/см2. Струю воздуха следует направлять под углом к поверхности и регулировать силу струи изменением расстояния шланга от элемента.

При наличии на картоне пыли, сажи, масла, если обдув сжатым воздухом неэффективен, элемент промывают в растворе моющего вещества ОП-7 или ОП-10 (ГОСТ 8433—81) в теплой (40— 50 °С) воде концентрации 20—25 г вещества на 1 л воды. Взамен растворов ОП-7 или ОП-10 можно использовать раствор той же концентрации стиральных порошков бытового назначения.

Для промывки элемента его погружают на полчаса в указанный раствор с последующим интенсивным вращением или окунанием в растворе в течение 10—15 мин. После промывки в растворе элемент прополаскивают в чистой теплой воде и тщательно просушивают. Для просушки запрещается применять открытое пламя и воздух с температурой выше 70 °С.

После каждого обслуживания элемента или при установке нового его состояния проверяют визуально, подсвечивая изнутри лампой. При наличии механических повреждений, разрывов гофр картона, отслаивания крышек и картона от клея (все это может привести к пропуску пыли) элемент заменяют.

 

 

 

Проверка герметичности впускного тракта

 

 Проводят путем создания в тракте избыточного давления с добавлением дыма.

Для этого вместо фильтрующего элемента устанавливают заглушку, изображенную на рис. 39, с закрепленным внутри нее тлеющим материалом (паклей, технической ватой и др.). К одной

из трубок диам 10X1 заглушки подсоединяют источник сжатого воздуха, к другой — контрольную трубку с краном или зажимом. В качестве источника сжатого воздуха можно использовать насос для накачки шин или промышленную сеть с давлением 0.1—0,2 кгс/см2.

Открыв на время контрольную трубку, необходимо убедиться в заполнении впускного тракта дымом, после чего в течение 2—3 мин подавать в тракт воздух, проверяя внешним осмотром состояние впускного тракта. В местах негерметичности будет наблюдаться выход дыма.

 

 

 

Рис. 39. Заглушка для проверки герметичности впускного тракта

 

 

 

 

Обслуживание турбокомпрессора

 

 В процессе эксплуатации турбокомпрессор не требует никаких регулировок. Однако при эксплуатации следует систематически контролировать его работу:

по показаниям манометра следить за наличием циркуляции масла через турбокомпрессор и давлением масла в системе смазки турбокомпрессора;

периодически контролировать работу турбокомпрессора на слух сразу после остановки двигателя;

регулярно проверять легкость вращения ротора турбокомпрессора, для чего предварительно отвернуть три гайки, снять впускной патрубок и прокладку. Если вращающиеся части задевают за неподвижные детали, снять турбоком-прессор с двигателя, разобрать, очистить от нагара и промыть.

Для выявления отклонений от нормальной работы или для послеремонт-ного контроля можно проверить турбокомпрессор на двигателе по давлению наддува. Для этого нужно вывернуть пробку на левом впускном коллекторе и к отверстию присоединить манометр. Для получения стабильных показаний на входе в манометр должен быть установлен жиклер с отверстием диаметром 0,5 мм. При работе под полной нагрузкой при частоте вращения коленчатого вала 2100 мин-1 избыточное давление наддува должно быть 0,6—0,8 кгс/см2. При снижении нагрузки или уменьшении частоты вращения давление наддува должно плавно понижаться.
Разборку и сборку турбокомпрессора производят в специально приспособленном помещении, обеспечивающем условия, исключающие загрязнение его деталей, особенно попадание песка и пыли на трущиеся поверхности.

Разборку следует производить в следующей последовательности:

отсоединить от турбокомпрессора газовые, воздушные и масляные магистрали. После отсоединения выпускной магистрали сопловой венец 2 (см. рис. 38) закрепить от выпадания двумя диаметрально расположенными гайками;

 

отвернуть четыре болта крепления кронштейна к картеру маховика и снять турбокомпрессор с двигателя вместе с кронштейном;

отвернуть четыре гайки крепления кронштейна, снять кронштейн и его прокладку;

отвернуть три гайки крепления впускного патрубка, снять патрубок и прокладку;

отвернуть шесть гаек крепления корпуса 17 компрессора, снять корпус в сборе с диффузором;

вращая ротор 7 рукой, проверить легкость его вращения (не задевают ли вращающиеся части за неподвижные детали). Эту проверку проделать несколько раз в крайних положениях ротора, выбирая его осевой и радиальный люфты последовательно в одну и другую стороны. Если в результате этой проверки и осмотра деталей компрессора будет выявлено, что причиной задевания являлись детали компрессора, разобрать и очистить только компрессор. Детали компрессора очистить, промыть и собрать. Перед сборкой осмотреть и при необходимости заменить резиновое уплотнительное кольцо корпуса компрессора;

если при снятых деталях компрессора задевание ротора не устранилось, необходимо снять детали турбины, для чего отвернуть шесть гаек крепления ее корпуса 1 и отсоединить корпус турбины в сборе с сопловым венцом 2\

проверить легкость вращения ротора в подшипниках при снятом корпусе турбины. Если теперь задевание устранилось, очистить и промыть корпус турбины, после чего турбокомпрессор собрать;

если задевание не устранилось после снятия корпусов турбины и компрессора, нужно вынуть и очистить ротор в следующем порядке:

отвернуть гайку 14 крепления колеса компрессора;

специальным съемником (рис. 40) снять колесо компрессора. Расположение гайки относительно колеса и колеса относительно вала обозначено метками. Если метки не сохранились, их следует поставить до разборки таким образом, чтобы при последующей сборке расположение этих деталей относительно друг друга не изменилось;

 

 

отвернуть два болта крепления крышки 10 корпуса подшипников, снять крышку с уплотнительным кольцом 21, завернув болты в резьбовые отверстия крышки; снять маслоотражатель; отвернуть три винта крепления упорного фланца 9, снять упорный фланец и упорную втулку с вала;

вынуть ротор турбокомпрессора в сторону турбины;

вынуть стопорное кольцо подшипника, вынуть шайбу и втулку 8 подшипника сначала с одной, а затем с другой стороны корпуса подшипников; вынуть проставку турбины; деревянным скребком удалить с деталей нагар, предварительно поместив их в ванну с керосином на 3—4 ч. Волосяной щеткой прочистить проточные части, все детали промыть бензином. Внимательно осмотреть колеса турбины и компрессора; при наличии трещин на лопатках или дисках заменить ротор в сборе;

при необходимости отвернуть две гайки крепления соплового венца 2, снять, осмотреть его и корпус турбины; при наличии трещин детали заменить.

После очистки или ремонта турбокомпрессор собирают в обратном порядке.

Перед сборкой все детали турбокомпрессора промывают керосином и каждую деталь обдувают сжатым воздухом, подшипниковые втулки и вал ротора смазывают моторным маслом. При сборке ротора метки на маслоотражателе и упорной втулке совмещают с риской на валу. Колесо компрессора перед напрессовкой на вал нагревают до 80—100 °С. Гайку колеса компрессора затягивают до совмещения меток на ней и на колесе компрессора. Все крепежные детали нужно затянуть и тщательно законтрить. Винты упорного фланца контрят закерниванием.

После сборки турбокомпрессора необходимо убедиться в отсутствии задеваний ротора при вращении за неподвижные детали.

При установке турбокомпрессора на двигатель подсоединяют все магистрали (газовые, воздушные, масляные), предварительно убедившись в их чистоте и отсутствии посторонних предметов.

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..