Ремонт топливоподкачивающего насоса двигателей
ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238ФМ
Топливоподкачивающий насос (см. рис. 26) разбирают в такой
последовательности:
вывернуть ручной насос в сборе и пробку клапана; вынуть клапаны и их
пружины;
вывернуть пробку пружины и вынуть пружину поршня и поршень;
снять стопорное кольцо, вынуть толкатель и пружину толкателя.
При разборке и сборке топливоподкачивающего насоса следует помнить, что
поршень и корпус подкачивающего насоса, а также поршень и цилиндр
ручного насоса представляют собой точно подобранные пары и
разукомплектовы-ванию не подлежат.
Механические поломки деталей и срыв резьбы не допускаются. Корпус
топливоподкачивающего насоса не должен иметь поломок, трещин и
повреждения резьбы под болты крепления топливопроводов. Допустимый зазор
между корпусом и поршнем насоса не должен превышать величины 0,18 мм.
Зазор в соединении между корпусом насоса и толкателем не должен
превышать 0,2 мм. Поршень топливного насоса не должен иметь выработки от
штока толкателя глубиной более 0,25 мм. Клапан насоса с торцевой
поверхностью седла должен обеспечивать герметичность соединения.
При оценке состояния остальных деталей нужно помнить, что зазор не
должен превышать:
между осью ролика и толкателем поршня 0,15 мм;
между роликом толкателя и осью ролика 0,28 мм;
между цилиндром и поршнем ручного насоса 0,05 мм.
Особое внимание необходимо уделять состоянию узла шток-втулка. Зазор в
указанном соединении не должен превышать 0,014 мм.
Плотность указанной пары проверяют по времени падения давления от
150—120 кгс/см2 в результате истечения топлива через зазор между втулкой
и штоком. Испытания следует проводить на профильтрованном летнем
дизельном топливе или на его смесях с авиационным или веретенным маслом
или тракторным керосином. Вязкость смеси при температуре 20 °С должна
быть 1,4—1,5 условных градусов. Время падения давления до указанных
пределов должно быть не менее 1 мин. При меньшей плотности пару
заменяют.
Сборка топливоподкачивающего насоса производится в последовательности,
обратной разборке. Если заменяют узел прецизионной пары шток-втулка,
поверхность резьбы и торец в корпусе насоса нужно тщательно очистить от
остатков клея, на котором была установлена удаленная втулка штока. Новая
втулка должна быть установлена в корпусе насоса на клее, составленном на
основе эпоксидной смолы. Для обеспечения прочности и герметичности
соединения при помощи клея тщательно очищенные контактирующие
поверхности корпуса насоса и втулки штока должны быть предварительно
обезжирены бензином или другой жидкостью.
Втулку штока затягивают с приложением момента 1 кгс-м. После затяжки
проверяют легкость перемещения штока по втулке. Если перемещение штока
затруднено, нужно слегка ослабить затяжку втулки.