Кроме нормального износа, зубчатые колеса в
процессе работы могут получать разного вида разрушения: скалывание
торцов зубьев, трещины, вмятины, обычно являющиеся следствием
неквалифицированной эксплуатации, разрушения усталостного характера в
виде выкрашивания металла на боковых поверхностях зубьев. Чаще всего эти
разрушения наблюдаются у колес реверс-режимного редуктора, поэтому при
каждой разборке необходимо тщательно осмотреть состояние рабочих
поверхностей зубьев и при наличии разрушений и чрезмерного износа колеса
заменить. Замене подлежат зубчатые колеса, имеющие следующие дефекты:
трещины; отдельные вмятины на рабочих поверхностях зубьев площадью свыше
30 мм2 и глубиной более 0,4 мм;
отколы с торца зуба размером более 15% ширины венца; разрушения торцов
зубьев колес 2, 5, 6, 40 и 34 (см. рис. 42) с отколами более 5 мм,
появляющиеся обычно при переключении реверса и режима при движущемся
тепловозе;
прогрессивное выкрашивание металла на боковых поверхностях зубьев,
искажение профиля рабочей поверхности зуба (обминание), являющиеся
следствием контактных напряжений.
Боковой зазор в зацеплении. При отсутствии заметных разрушений
необходимо проверить боковой зазор в зацеплении. По величине бокового
зазора (табл. 6) можно легко судить о степени износа зубчатых колес.
Измерять боковой зазор нужно в области начальной окружности при помощи
щупа, свинцовой проволоки или индикатора.
Предельный износ зубьев. Износ зубьев определяют
путем измерения длины общей нормали. Чертежные и браковочные размеры
длины общей нормали, которыми следует руководствоваться при измерениях,
приведены в табл. 1.
Предельный износ зубьев конических колес не измеряют, а определяют по
работе и величине бокового зазора. Регулирование бокового зазора в
зацеплении конических колес практически осуществляют перемещением колес
вдоль осей. Правильность касания зубьев определяют по отпечатку краски.
Таблица 6
Допустимый боковой зазор в зацеплении зубчатых колес