Краткие сведения по
ремонту гидропередачи тепловоза ТГМ1
Осмотр, проверка состояния и монтаж подшипников
качения гидропередачи тепловоза ТГМ1
При каждой разборке узлов гидропередачи
необходимо тщательно осмотреть состояние рабочих поверхностей
подшипников качения и определить их пригодность для дальнейшей
эксплуатации. Перед осмотром подшипники необходимо промыть в керосине
или бензине с примесью 5—6% минерального масла и обдуть сжатым воздухом.
Если при осмотре будут обнаружены повреждения, признаки разрушения или
чрезмерный износ какого-либо подшипника, его необходимо заменить.
Замене подлежат подшипники, имеющие следующие дефекты: отколы металла или
трещины на кольцах, выбоины и вмятины на дорожках качения;
заметные следы истирания, задиры, глубокие риски на посадочных
поверхностях подшипника, изменение цвета колец;
резко выраженный износ дорожек качения, уступы на торцах роликов;
выкрашивание или шелушение дорожек качения;
надломы и трещины на сепараторе, ослабление заклепок или выработка
прорезей сепаратора, приводящая к выпаданию роликов.
При наличии повреждений необходимо установить причину этих повреждений и
устранить ее с тем, чтобы предупредить преждевременный выход из строя
нового устанавливаемого взамен подшипника. Если при внешнем осмотре
повреждения не обнаружены, это означает, что подшипник работал
нормально. В этом случае для определения его пригодности необходимо
проверить легкость вращения и измерить осевой зазор — «игру» — в
шарикоподшипниках и радиальный зазор в роликоподшипниках.
Подшипник должен вращаться ровно, без заеданий. Шум должен быть ровным и
незначительным. Шарикоподшипники, у которых величина осевой «игры»
превышает допустимые значения, указанные в табл. 4, и роликоподшипники,
радиальные зазоры которых превышают указанные в табл. 5, необходимо
заменить.
Надежная работа подшипников зависит от правильной установки их на валы и
в корпуса. Монтаж подшипников необходимо проводить при помощи
универсальных и специальных приспособлений.
При напрессовке подшипника на вал с натягом усилие напрессовки
необходимо прилагать только к внутреннему кольцу; при запрессовке
подшипника
в корпус — к наружному кольцу. При напрессовке на
вал подшипник следует предварительно нагревать в ванне минеральным
маслом до температуры, не превышающей 100° С.
В сопряжении колец подшипников с валами и корпусами должны быть
обеспечены нормальные натяги или зазоры, установленные чертежом.
Предельные отклонения диаметров валов и отверстий в корпусах с указанием
натягов и зазоров в сопряжении колец приведены в табл. 3.
После монтажа подшипник необходимо проверить на проворачивание. При этом
должен быть ровный, без заедания ход и незначительный шум. Надо
убедиться в том, что шарики или ролики подшипника не защемлены и
вращаются. При монтаже необходимо также следить за прилеганием колец к
заплечику вала и буртику корпуса. Щуп толщиной 0,05 мм не должен
проходить между этими деталями.
Таблица 4
Допустимые значения осевой «игры» в однорядных
радиальных шарикоподшипниках
Диаметр отверстия
подшипника, мм
Предельная осевая
«игра», мк
Диаметр отверстия
подшипника, мм
Предельная осевая
«игра», мк
свыше
ДО
свыше
до
10
20
400
50
65
580
20
30
430
80
100
750
30
40
460
100
120
850
40
50
480
120
140
950
Таблица 5
Допустимые значения радиального зазора в роликоподшипниках