К внутреннему фланцу ступицы заднего колеса
болтами, ввернутыми в отверстия ступицы, крепится тормозной
барабан 43. Барабан при этом центрируется по проточке фланца
ступицы.
Концентричность расточенной поверхности тормозного барабана оси
подшипников ступицы обеспечивается совместной обработкой
барабана и ступицы.
Тормозной барабан отлит из специального серого чугуна повышенной
прочности, обладающего также необходимыми антифрикционными
свойствами. Наружная поверхность тормозного
барабана имеет несколько литых ребер,
увеличивающих жесткость обода барабана и его общую поверхность,
что способствует более интенсивному охлаждению тормозов.
Внутренняя рабочая поверхность барабана после механической
обработки раскатывается для получения необходимой чистоты этой
поверхности.
К фланцу картера заднего моста надежно прикреплен литой суппорт
13 заднего тормоза.
Суппорт имеет два прилива. К одному из них на болтах привернут
кронштейн 23 тормозной камеры, который одновременно является
опорой разжимного кулака 12. Другой прилив имеет обработанное
отверстие, в которое вставляется и стопорится ось 18 колодок
заднего тормоза.
Колодки 4 и 14 колесных тормозов — штампованные сварные. На
цилиндрической поверхности штампованного из стальной полосы
обода колодки расположено два ряда прямоугольных отверстий для
фиксации положения штампованных ребер, имеющих соответствующие
выступы. Ребра привариваются к ободу электродуговой сваркой, что
обеспечивает прочное и жесткое соединение.
Обе колодки опираются на одну общую ось 18, установленную в
бобышке суппорта заднего тормоза. Для этого с одной стороны
каждого ребра сделаны пазы в виде полуокружностей, тщательно
обработанных в линию, чтобы обеспечить соосность опорных
поверхностей ребер. Обе колодки, опираясь на ось, охватывают ее
почти по полной окружности.
С этой же стороны концы колодок притягиваются к оси двумя
стяжными пружинами 17, расположенными с внешних сторон ребер.
Для ограничения осевого смещения колодки служит шайба 20 и
стопорное кольцо 21, которое устанавливается в канавку на конце
оси колодок.
На другом конце ребер колодок тоже сделаны пазы в виде
полуокружностей, но меньшего диаметра. На эти пазы шейками
меньшего диаметра опирается ролик 11. Стальной ступенчатый ролик
1.1 фиксируется на колодке с помощью пружинного стопора, который
продевается через овальные отверстия, сделанные в ребрах
колодок, а концы его входят в отверстия в обоих торцах ролика.
Поверхность ролика для повышения износостойкости подвергается
закалке т. в. ч. до твердости HRC 56—62.
Через ролики 11 колодки опираются на головку разжимного кулака
12. Колодки у разжимного кулака стянуты пружинами 15, концы
которых охватывают оси, вставленные в ребра колодок. Наличие
стяжных пружин с обоих концов колодек обеспечивает постоянное
прижатие их к оси вращения и к головке разжимного кулака.
Разжимной кулак представляет собой стержень, с одной стороны
которого с помощью горизонтальной высадки сделана головка
специального профиля. Стержень кулака имеет две цилиндрические
опорные шейки и шлицевой участок. Разжимной кулак опирается на
две втулки 8 из перлитного ковкого чугуна, запрессованные в
кронштейн тормозной камеры. На шлицевой конец разжимного кулака
надевается регулировочный рычаг 26, связанный со штоком 37
тормозной камеры. Осевое положение регулировочного рычага на
шлицах разжимного кулака может быть изменено в зависимости от
количества прокладок 24, устанавливаемых между торцами рычага и
кронштейна.
Осевому смещению регулировочного рычага препятствует упорная
шайба 28 и болт, ввертываемый в торец разжимного кулака. Головка
разжимного кулака выполнена по спирали, благодаря чему при его
повороте создаются равные перемещения колодок и, следовательно,
их накладки 1 будут изнашиваться одинаково. Тормозные накладки
изготовлены из асбестовой массы и крепятся к ободу колодки
полыми латунными заклепками. К каждой колодке крепится по две
тормозные накладки.
При торможении автомобиля перемещение штока 37 тормозной камеры
приводит к перемещению регулировочного рычага и вызывает поворот
разжимного кулака, головка которого раздвигает концы колодок и
прижимает тормозные накладки к тормозному барабану, вызывая его
замедление или полную остановку.
Размеры головок разжимных кулаков обеспечивают возможность
раздвигания колодок даже при полном износе тормозных накладок.
По мере износа тормозных накладок зазоры между ними и тормозным
барабаном увеличиваются. Этот зазор может быть уменьшен
изменением положения головки разжимного кулака относительно
тормозных колодок с помощью червячной передачи, имеющейся в
регулировочном рычаге. Червячное колесо 29 имеет шлицевое
отверстие, которым оно соединяется со шлицевой частью разжимного
кулака. Червяк 30 регулировочного рычага изготовлен как одно
целое с осью, установленной в литом корпусе регулировочного
рычага. Червячная передача в корпусе закрыта крышками, стянутыми
заклепками.
Выступающая из корпуса часть оси червяка имеет конец квадратного
сечения. Положение червяка в корпусе фиксируется шариком 31,
поджимаемым пружиной, размещенной в отверстии корпуса. Шарик
входит в одну из лунок на поверхности оси червяка, фиксируя его
в определенном положении. Вращая ключом квадратную головку оси
червяка, можно поворачивать разжимной кулак, а следовательно,
разводить тормозные колодки, уменьшая тем самым зазор между ними
и барабаном. Величина расхождения колодок, таким образом,
зависит от числа оборотов оси червяка. Чем на большее число
оборотов будет
повернута ось червяка, тем меньше будет зазор между тормозными
накладками и тормозным барабаном. Отсчет оборотов оси червяка
можно вести по щелчкам шарикового фиксатора, которые ощущаются
при вращении оси червяка.
Тормозные колодки и барабаны защищены от попадания грязи
штампованными щитками 22, имеющими по контуру отгибку, которая
входит в канавку на торце обода тормозного барабана, создавая
лабиринтное уплотнение.
Со стороны подшипников ступиц колес тормоза защищены
сальниковыми уплотнениями.
Для предохранения попадания смазки в тормозные механизмы в
кронштейнах разжимных кулаков установлены резиновые
уплотнительные кольца 9.
Устройство тормоза передних колес принципиально ничем не
отличается от конструкции тормозов задних колес. Отличие
заключается в уменьшенной ширине тормозных барабанов и тормозных
накладок, более коротком разжимном кулаке и штампованном
суппорте переднего тормоза, закрепленном на фланце цапфы
поворотного кулака.
|