Устройство колес МАЗ-500

  Главная        Автомобили - МАЗ       Автомобиль МАЗ-500 и его модификации. Конструкция и техническое обслуживание (М. С. Высоцкий, Л. X. Гилелес)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  .. 

 

 

 

 

 

Устройство колес МАЗ-500

 



На автомобилях МАЗ устанавливаются колеса бездисковой конструкции. Основной отличительной особенностью бездисковых колес является отсутствие диска и крепление обода непосредственно к ступице колеса. Такое крепление колеса определило и конструкцию ступицы.

Литые ступицы из ковкого чугуна имеют внутренние полости для размещения колесных подшипников и по шесть спиц, обеспечивающих достаточную прочность и жесткость конструкции. Спицы передней ступицы имеют корытообразное сечение; все спицы с внутренней стороны соединены фланцем, к которому крепится тормозной барабан колесного тормоза.

Ступица 1 (рис. 79) заднего колеса имеет более сложную конфигурацию, чем ступица переднего. Спицы ступицы заднего колеса образуют замкнутое коробчатое сечение, открытое только со стороны большего диаметра. Спицы ступиц имеют обработанные посадочные поверхности под соответствующие поверхности обода. Сопрягаемые с ободом поверхности спиц ступицы обработаны под углом 28°. Такой же угол конуса получен в прокате под замковой частью обода.

Колесо надевается на ступицу таким образом, что конической поверхностью обод 6 устанавливается на конусы спиц и прижимается к ним шестью прижимами 2. Прижимы затягиваются гайками 3 на болтах 4, вставленных с внутренней стороны и зафиксированных от проворачивания четырехгранными головкам»

в гнездах спиц. Кроме того, болты удерживаются от выпадания при монтаже шплинтами 5, устанавливаемыми в их стержень с внешней стороны спицы. С одной стороны прижимы имеют цилиндрический отросток, который входит в отверстие в спице, поэтому при затяжке прижима исключается возможность его проворачивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 79. Ступица заднего колеса:
1 — ступица; 2 —прижим; 3 — гайка колеса; 4 — болт крепления колеса; 5—шплинт; 6 — обод колеса: 7 —замковое кольцо; 8—бортовое кольцо; £ —распорное кольцо; 10 — тормозной барабан; 11 — сдвоенный конический роликоподшипник; 12 — гайка; 13 — шайба; 14 — контргайка; 15 — цилиндрический роликоподшипник

 

 

 

 

 

Обод заднего внутреннего колеса устанавливается на коническую поверхность внутренней части спицы задней ступицы. Необходимое монтажное расстояние между шинами задних сдвоенных колес обеспечивается проставочным распорным кольцом 9, которое для увеличения жесткости с обеих сторон имеет

отбортовки, а для уменьшения веса — вырезы на цилиндрической поверхности. Распорное кольцо передает также усилие затяжки гаек и прижимов, крепящих заднее наружное колесо, на внутреннее заднее колесо, посаженное на конические поверхности спиц задней ступицы. Заднее наружное колесо при этом центрируется на конических поверхностях прижимов крепления задних колес.

Для предотвращения проворачивания колес на спицах ступиц в случае ослабления крепления к каждому колесу приварены два упора.

Колеса автомобиля — штампованные бездисковые со съемным бортовым и замковым кольцами. Съемное бортовое кольцо 8 удерживается на ободе пружинным замковым кольцом 7, устанавливаемым в канавке обода. Обод колеса от бортов к середине имеет коническую поверхность, которая обеспечивает более надежную посадку и крепление шины, что способствует повышению ее долговечности.

Вследствие применения бездисковой конструкции увеличивается срок службы и надежность колес в эксплуатации по сравнению с дисковыми колесами, что объясняется отсутствием диска— самой слабой и чаще других ломающейся в процессе эксплуатации детали колеса. Колеса, установленные на конические поверхности спиц ступицы, имеют надежную неподвижную посадку и постоянный натяг, предотвращающий отвинчивания гаек колес, — все это обеспечивает надежное крепление колес к ступицам. Кроме того, крепление колес к ступицам отличается простотой, особенно крепление заднего колеса, осуществляемое всего шестью гайками, а не двадцатью, как у колес с дисками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..