Спортивная подготовка направлена на
достижение наивысших результатов в избранном виде легкой
атлетики, что является важным стимулом для молодых спортсменов,
так как повышает у них стремление тренироваться упорно и
настойчиво, вкладывать все свои силы в достижение цели. В то же
время систематические занятия спортом — это мощный фактор,
способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию
смелых, сильных, выносливых и закаленных людей, подготовленных к
труду и защите Родины.
В этом процессе особенно велика роль тренера, который планирует
подготовку, руководит физическим и моральным воспитанием своего
ученика.
Тренировка, которую ведут выдающиеся спортсмены, требует
огромной затраты сил, напряженной творческой деятельности. Жизнь
спортсмена, связанная с упорной, длительной и многогранной
тренировкой, требует четкости и аккуратности,
дисциплинированности, соблюдения режима. Она немыслима * без
хорошей организации врачебного, педагогического контроля и
медико-биологического обеспечения.
Данные многолетних исследований, богатый опыт тренеров и
сильнейших спортсменов Советского Союза и других стран позволили
создать совершенную систему тренировки применительно к каждому
виду легкой атлетики*. Однако процесс ее совершенствования
продолжается и эффективность повышается. Научные исследования,
творческий поиск тренеров и спортсменов позволяют находить новые
пути для повышения функциональных возможностей легкоатлетов и
достижения еще более высоких результатов.
Существующие • различия видов легкой атлетики, естественно,
требуют и различного подхода к системе тренировки. Вместе с тем
имеются и общие, обязательные для всех научно-методические
положения в организации, планировании и построении тренировки, в
обеспечении эффективной предсоревновательной подготовки, в
достижении, и сохранении спортивней формы и т. д.
Многие такие общие положения, как необходимость круглогодичной и
многолетней подготовки, соблюдение принципов тренировки,
сочетание нагрузки в занятиях с гигиеническим режимом и другие,
широко известны.
Мы остановимся на тех общих научно-методических положениях, к
которым сегодня особенно должно быть приковано внимание
тренеров. Определение этих основных положений тренировки
обусловлено, с одной стороны, необходимостью предотвращения
ошибок, еще допускаемых отдельными тренерами в методике
подготовки легкоатлетов, и, с другой— требованием
совершенствования тренировочного процесса. Ведущие тренеры нашей
страны, вооруженные необходимыми «знаниями, с успехом применяют
их в своей практической деятельно-сти. Славная история рекордов
и побед советских легкоатлетов — свидетельство силы и достижений
нашей науки.
Перед легкоатлетами СССР поставлена трудная, но почетная задача
завоевывать первые места на олимпийских играх, в международных
состязаниях.
Выполнение этой основной задачи предполагает следующее:
1. Улучшение состояния здоровья, работоспособности спортсменов —
кандидатов в сборную олимпийскую команду.
2. Реализацию индивидуального перспективного 4-летнего
планирования подготовки спортсменов: а) повышение функциональных
возможностей организма легкоатлетоа, воспитание й развитие
необходимых качеств; б) совершенствование техники движений; в)
наличие индивидуального календаря соревнований и расширение
соревновательного опыта; г) достижение. высшей спортивной формы
в период чемпионатов СССР, Европы, мира и олимпийских игр.
3. Воспитание у спортсменов устойчивых психических качеств,
обеспечивающих достижение высоких результатов в условиях
напряженной борьбы в ответственных соревнованиях.
В осуществлении указанных задач важную роль играет соблюдение
принципов тренировки, определяющих правильность и эффективность
всего процесса подготовки. Сегодня этих принципов очень много.
Они отражают такие закономерности, как единство человека и
внешней среды, функциональную взаимосвязь органов и систем в
организме, соответствие тренировочных нагрузок функциональным и
адаптационным возможностям организма, регулярность и
непрерывность тренировки, вариативность и однообразность ее,
органическая связь общей и специальной подготовки, соответствие
используемых средств и методов задачам тренировки,
гиперкомпенсация в восстановительных процессах и многое другое.
Из всего разнообразия принципов следует выделить те, которые в
наибольшей мере определяют главные положения тренировки
легкоатлетов, служат ее первоосновой: всесторонность,
специализация, сознательность, постепенность, повторность,
волнообразность, индивидуальность. Указанные принципы тренировки
получили широкое освещение в современной методической
литературе, тренеры должны их знать и руководствоваться ими в
своей практической деятельности.
|