Норникель. Годовой отчет за 2021 год - часть 3

 

  Главная      Книги - Разные     Норникель. Годовой отчет за 2021 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

Норникель. Годовой отчет за 2021 год - часть 3

 

 

ОСНОВНЫЕ  

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Южный кластер

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2021 год:
•  завершены горно-капитальные 

вскрышные работы;

•  получено положительное 

заключение ГГЭ;

•  завершены тендерные процеду-

 ры  по строительству основных 
объектов;

•  заключены договоры на строитель-

ство основных объектов.

2022–2023 годы:
•  планируется завершение строи-

тельства карьера (2–3-й этапы) 
и рудника (2-й этап).

Цели к 2027 году по добыче

График добычи руды

Период

2022 2023 2024

млн тонн

2–3

3–4

5–6

Быстринский ГОК

Производственные показатели

Показатель

2021

2022П

Переработка руды, млн тонн

10,5

10,5

Медь в концентрате, тыс. тонн

67,8

64,0–68,0

Золото в концентрате, тыс. тр. унций

258,0

225,0–245,0

ЦЕЛЬЮ ПРОЕКТА ЯВЛЯЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕ ЕЖЕГОДНОЙ 

ДОБЫЧИ РУДЫ ДО 9 МЛН ТОНН К 2027 ГОДУ ЗА СЧЕТ 

РАСШИРЕНИЯ КАРЬЕРА НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ И ПОДЗЕМНОЙ 

ВЫРАБОТКИ НА ВТОРОМ. ИНВЕСТИЦИИ В ПРОЕКТ 

В 2021 ГОДУ СОСТАВИЛИ 304 МЛН ДОЛЛ. США 

(22,3 МЛРД РУБ.).

Компания владеет 50,01% 
ООО «ГРК «Быстринское» 
(Быстринский ГОК)

Местоположение:

 Забайкальский край, 

Газимуро-Заводский район.

Местоположение:

 Красноярский край, 

Норильский промышленный район, 
Норильский дивизион.

Описание проекта:

 в 2017 году Южный 

клас тер  был выделен в отдельное юри-
дическое лицо — ООО «Медвежий ручей», 
которое полностью находится в составе 
Норильского дивизиона. В Южный клас-
тер входит месторождение Норильск-1 
с запасами более 140 млн тонн вкрап-
ленной руды, рудник Заполярный 
(открытая и подземная добыча), Нориль-
ская обогатительная фабрика (НОФ), 
а также два хвостохранилища: № 1 
и «Лебяжье».

Описание проекта:

 Быстринский ГОК — 

новый проект «Норникеля», включающий  
карьер, разрабатывающий Быстринское 
месторождение, горно-обогатитель-
ный комбинат (ГОК) и инфраструктуру, 
в том числе линию электропередач, 
железную дорогу Борзя — Газимур-
ский Завод протяженностью 227 км 

Доказанные и вероятные  

запасы руды  

281

млн тонн

 

при содержании меди 

~

0,6

%

железа магнетитового  

~

14,9

%

,

 золота  

~

0,63

 г/тонну

(доля «Норникеля» — 25%, доля государ-
ства — 75%), а также вахтовый поселок. 
Быстринский ГОК был введен в про-
мышленную эксплуатацию в 2019 году, 
а в 2020 году вышел на проект ные  пока-
затели. ЕBITDA проекта в 2021 году 
составила 1 076 млн долл. США 
(в 2020 году — 717 млн долл. США).

Добыча руды

9

 млн тонн

МПГ

750–850

 тыс. унций

Ni

  

более 

13

 тыс. тонн

Cu

 

более 

20

 тыс. тонн

33

НОРНИКЕЛЬ

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Модернизация обогатительных 

мощностей

Модернизация плавильных 

мощностей

Местоположение:

 Красноярский край, 

Норильский промышленный район, 
Норильский дивизион, Надеждинский 
металлургический завод (НМЗ).

Описание проекта:

 модернизация пла-

вильных мощностей с целью увеличе-
ния производительности и обеспечения 
запаса мощности.

ПРОЕКТ НОФ

НОФ с мощностью по переработке руды 
до 18 млн тонн в год. Новая фабрика будет 
соответствовать всем требованиям про-
мышленной безопасности и обеспечи-
вать непрерывность производственного 
процесса. Строительство планиру-
ется провести в два этапа и завершить 
в 2026–2027 годах:

Модернизация на НМЗ проходит в три 
этапа:
•  этап 1 (завершен в 2016 году) — прове-

дена модернизация печей взвешенной 
плавки с целью увеличения производи-
тельности до 2,4 млн тонн в год;

•  этап 2 (завершен в 2021 году) — 

производительность увеличена 
до 2,6 млн тонн в год;

• этап 3 (на этапе строительства, завер-

шение запланировано к 2025 году) 
включает строительство третьего 
плавильного агрегата мощностью 
960 тыс. тонн в год, который будет 
интегрирован в Серную программу 2.0. 
В рамках этой программы будет прово-
диться улавливание газов, извлечение 
из них диоксида серы, производство 
серной кислоты с ее последующей ней-
трализацией при помощи известняка.

• Совокупные инвестиции на уста-

новку агрегата запланированы в раз-
мере 105,5 млрд руб. (около 1,4 млрд 
долл. США), из них в 2021 году было 
потрачено 1,8 млрд руб. (24 млн 
долл. США).

Местоположение:

 Красноярский край, 

Норильский промышленный район, 
Норильский дивизион, Норильская обога-
тительная фабрика (НОФ).

Описание проекта:

 строительство новой 

обогатительной фабрики для переработки 
вкрапленных руд взамен действующей 

•  этап 1 — запуск первой секции произво-

дительностью 9 млн тонн руды в год;

•  этап 2 — запуск второй секции по сов-

местной переработке вкрапленных 
Талнахских руд, а также руд Южного 
кластера и Масловского месторо-
ждения общей производительностью 
9 млн тонн руды в год.

Модернизация рафинировочных 

мощностей

Местоположение:

 Мурманская область, 

Мончегорск, Кольский дивизион.

Описание проекта:

 проект по созда-

нию нового медерафинировочного 
производства предусматривает строи-
тельство новой линии по технологии 
«обжиг — выщелачивание — элек-
троэкстракция» производительно-
стью 150 тыс. тонн меди в год. Запуск 
планируется в 2025 году, инвести-
ции в проект оцениваются в размере 
около 107 млрд руб. (1,4 млрд долл. 
США), включая 1,1 млрд руб. (15 млн долл. 
США), потраченных в 2021 году.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2021 год:
•  заключены ЕР-контракты на выпол-

нение проектирования, поставку 
оборудования и предоставление 
услуг на площадке;

•  заключены договоры на выполнение 

инженерных изысканий и демонтаж-
ные работы.

2022 год:
•  запланировано заключение 

С-контрактов на строитель-
но-монтажные работы;

•  выполнение ЕР-контрактов.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2021 год:
•  разработана проектно-сметная 

документация;

•  получено положительное заключе-

ние государственной экологической 
экспертизы;

•  определены поставщики основного 

оборудования.

2022–2025 годы:
•  запланировано получение положи-

тельного заключения ГГЭ;

•  получение разрешения 

на строительство;

•  определение подрядчика и проведе-

ние строительно-монтажных работ;

•  разработка рабочей документации;
•  поставка оборудования 

и материалов.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТА

2022–2023 годы:
•  запланирована разработка основных 

технических решений и проектной 
документации;

•  строительство общежития;
•  закупка оборудования.

2021 год:
•  проведены инженерные изыскания.

ПРОЕКТ ТОФ-3

Местоположение:

 Красноярский край, 

Норильский промышленный район, 
Норильский дивизион, Талнахская 
обогатительная фабрика.

Описание проекта:

 модернизация Талнах-

ской обогатительной фабрики (ТОФ) вклю-
чает в себя три этапа:
•  ТОФ-1 (завершен в 2015 году) — было 

проведено обновление оборудования, 
в результате чего извлечение никеля 
выросло на 1%;

•  ТОФ-2 (завершен в 2018 году) — 

были установлены новые мель-
ницы, увеличена мощность фабрики 
до 10,2 млн тонн в год и запущена пер-
вая очередь хвостохранилища;

•  ТОФ-3 (на этапе строительства, завер-

шение запланировано на 2023 год, 

выход на проектную мощность — 
к 2024 году) — планируется увели-
чение мощности до 18 млн тонн в год 
(с повышением извлечения на 4–7%), 
строительство второй очереди 
хвостохранилища, увеличение емко-
сти складирования продуктов перера-
ботки руды до 190 млн м

3

. Совокупные 

инвестиции в проект ТОФ-3 заплани-
рованы в размере 74,8 млрд руб. (более 
1 млрд долл. США). В 2021 году, с уче-
том инвестиций по второй очереди 
хвостохранилища, было потрачено 
12,3 млрд руб. (167 млн долл. США).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТА ТОФ-3

2021 год:
•  заключены договор с генподряд-

чиком на выполнение 
строительно- монтажных 
работ и договор на поставку 
оборудования.

2022 год:
•  запланировано завершение подго-

товки рабочей документации;

•  поставка конвейерного 

оборудования.

2023–2024 годы:
•  запланированы поставка и уста-

новка оборудования;

•  завершение СМР, проведение 

пусконаладочных работ, ввод 
в эксплуатацию.

35

НОРНИКЕЛЬ

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Серная программа в Норильском 

дивизионе

Серная программа в Кольском 

дивизионе

Описание проекта:

 Серная программа 2.0 

в Кольском дивизионе была завершена 
в

 

2021 году. Медная цепочка рафиниро-

вания меди в Мончегорске была закрыта 
в марте 2021 года, а плавильный цех 
в

 

п. г. т. Никель

 

— в декабре 2020

 

года, 

что

 

позволило снизить выбросы диок-

сида серы в Кольской ГМК по итогам 
2021

 

года на 78% относительно уровня 

2020

 

года и на 90% по сравнению с базо-

вым 2015

 

годом. 

Описание проекта:

 Серная программа 2.0 

в Норильском дивизионе представляет 
собой крупнейший в России экологиче-
ский проект, предусматривающий поэтап-
ное сокращение выбросов диоксида 
серы в Норильском промышленном рай-
оне на 90% от уровня 2015 года. В целом 
за 2019–2025 годы капитальные вложе-
ния в проект составят около 4,1–4,3 млрд 
долл. США. Инвестиции в проект 

Местоположение:

 Мурманская область, 

Кольский дивизион.

Местоположение:

 Красноярский край, 

Норильский промышленный район, 
Норильский дивизион.

Снижение выбросов диоксида 

серы в Кольской ГМК по итогам 

2021 года

78%
90%

относительно  

уровня 2020 года

относительно  

уровня 2015 года

НАДЕЖДИНСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД

МЕДНЫЙ ЗАВОД 

в 2021 году составили 39 млрд руб. 
(526 млн долл. США). Проект реализуется 
поэтапно на двух основных металлургиче-
ских заводах.

Инвестиции в проект в 2021 году 

составили

39,0

 млрд руб.

Инвестиции в проект в 2021 году 

составили

3,4 

 млрд руб.

Инвестиции в проект в 2021 году 

составили

32,2 

 млрд руб.

Проект включает строительство объек-
тов утилизации печных газов, линии 
нейтрализации серной кислоты и сопут-
ствующей инфраструктуры, включая 
гипсо хранилище. Проект  предусмат ривает 
утилизацию газов плавильного пере-
дела, в том числе с учетом его расши-
рения за счет строительства третьего 

Реализация Серной программы 2.0 
на Медном заводе включает несколько 
основных проектов.

Строительство комплекса непрерыв-
ного конвертирования и линии нейтра-
лизации кислоты. В результате общий 
объем выбросов SO

2

 на предприятиях 

Норильского дивизиона планируется 
снизить на 90% в 2025 году от уровня 
базового 2015 года. Общие инвестиции в 
проект составляют 53,7 млрд руб., из них 
в 2021 году было потрачено 0,96 млрд руб. 
(13 млн долл. США).

Реконструкция существующих и строи-
тельство новых объектов на Медном 
заводе с целью утилизации SO

2

 и получе-

ния серной кислоты из отходящих газов 
металлургических печей с эффективно-
стью извлечения от 99,5%. В 2021 году 
были разработаны основные технические 
решения, проведены инженерные изыска-
ния, выбран строительный подрядчик, 
подписан EP-контракт на поставку основ-
ного оборудования и разработку проект-
ной документации, идет процесс отбора 
строительного подрядчика. Общие инве-
стиции в проект составляют 73 млрд руб., 
из них в 2021 году — 3,4 млрд руб. 
(47 млн долл. США).

плавильного комплекса. В результате 
общий объем выбросов SO

2

 на предпри-

ятиях Норильского дивизиона должен 
снизиться на 45% в 2023 году от уровня 
базового 2015 года. Общие инвестиции 
составляют 98,8 млрд руб., в том числе 
по итогам 2021 года — 32,2 млрд руб. 
(438 млн долл. США). 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2022 год:
•  запланировано проведение пуско-

наладочных работ, запуск первой 
очереди в эксплуатацию.

2021 год:
•  заключены договоры на проведение 

строительно-монтажных работ;

•  привлечены четыре генподрядные 

организации, мобилизовано почти 
2 тыс. сотрудников, более 232 ед. 
техники;

•  законтрактовано, в процессе 

поставки основное оборудование;

•  произведены работы по устройству 

фундаментов, металлоконструкций, 

устройству стен зданий, отсыпке 
дамбы гипсохранилища;

•  создан транспортный коридор 

для транспортировки конструкций 
и оборудования;

•  начат монтаж основного оборудова-

ния (мельницы шаровые, резервуары 
серной кислоты, мокрые электро-
фильтры, башни охлаждения, смеше-
ния, трубопроводов).

ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОЕКТОВ В СОСТАВЕ СЕРНОЙ 

ПРОГРАММЫ 2.0 ЯВЛЯЕТСЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ 

ПОЛУЧЕННОЙ НА ПЛОЩАДКЕ МЕДНОГО ЗАВОДА СЕРНОЙ 

КИСЛОТЫ И СКЛАДИРОВАНИЕ ОБРАЗУЮЩЕГОСЯ ГИПСА 

В ГИПСОХРАНИЛИЩЕ В ОБЪЕМЕ 4 МЛН ТОНН В ГОД. 

Для этого в 2021 году начато выполнение проектно-изыскательских 

работ, разработаны основные технические решения и проведены 

общественные слушания. Общий объем инвестиций в проект 

составит 51 млрд руб., из них было потрачено в 2021 году 

193 млн руб. (3 млн долл. США). 

37

НОРНИКЕЛЬ

36

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Модернизация энергетической 

инфраструктуры

«Норникель» владеет собственным 
топливно-энергетическим комплек-
сом, в который входит четыре место-
рождения по добыче природного газа, 
три теплоэлектростанции (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, 
ТЭЦ-3), две гидроэлектростанции 
(Усть-Хантайская ГЭС и Курейская ГЭС), 
а также газопроводы и линии электро-
передач. Электроэнергия вырабатыва-
ется с использованием возобновляемых 
источников энергии (гидрогенерация) 
и невозоб новляемых  (природный газ).

Местоположение:

 Красноярский край, 

Норильский промышленный район.

Описание проекта:

 инвестиции в объекты 

энергетической инфраструктуры направ-
лены на замену устаревших турбин ГЭС, 
энергоблоков ТЭЦ, а также реконструк-
цию основных элементов газотранспорт-
ной системы и линий электропередач. 
В результате будет существенно про-
длен срок службы основных объектов 
инфраструктуры, повышена надежность 
энерго- и газоснабжения, увеличена 
производительность выработки возоб-
новляемой энергии, а также созданы 
условия для снижения энергопо-
терь. Инвестиции в энергетические 
активы на 2021–2030 годы запланиро-
ваны в размере более 600 млрд руб. 
(более 8 млрд долл. США). В 2021 году 
было инвестировано 23,2 млрд руб. 
(316 млн долл. США).

ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

•  Замена энергоблоков на ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, 

ТЭЦ-3 (2022–2029 годы).

•  Строительство двух новых энергобло-

ков на ТЭЦ-3.

ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

•  Модернизация всех семи гидроагре-

гатов на Усть-Хантайской ГЭС (завер-
шено в 2021 году).

•  Модернизация Курейской ГЭС с целью 

расширения установленной мощ-
ности, повышения эффективности, 
а также снижение выбросов на тепло-
вых электростанциях за счет увели-
чения доли выработки электрической 
энергии на гидроэлектростанциях 
(2023–2030 годы).

ДОБЫЧА 

И ТРАНСПОРТИРОВКА ГАЗА

•  Строительство 70+ км нового трубо-

провода по маршруту Пеляткинское 
ГКМ — Мессояхское ГМ (завершение 
в конце 2025 года).

•  Модернизация 150+ км трубопрово-

дов для транспортировки газа и газо-
вого конденсата (завершение в конце 
2028 года).

•  Строительство и ввод в эксплуатацию 

новых скважин на Пеляткинском ГКМ 
(начиная с 2025 года).

СЕТИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, 

ВОДОСНАБЖЕНИЯ

•  Ускоренная замена линий электро-

передач 110 кВ и 220 кВ (более 
1 тыс. км).

•  Модернизация сетей теплоснабжения 

и водоснабжения.

В 2021 году было инвестировано 

23,2

млрд руб.

 

(316 млн долл. США)

39

НОРНИКЕЛЬ

38

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

НОРНИКЕЛЬ

ОБЗОР 

РЫНКА 

МЕТАЛЛОВ

«Норникель» 

сохраняет лидерство в 

мировой отрасли.

№ 1

 в мире по производству палладия

№ 1

 в мире по производству

высокосортного никеля

№ 4

 в мире по производству платины

№ 5

 в мире по производству родия

№ 12

 в мире по добыче меди

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

НИКЕЛЬ (Ni)

№ 1 по производству  
высокосортного никеля 

(%)

Норникель»

Jinchuan

Glencore

Vale

Sumitomo MM

BHP Billiton

Sherritt

Sumitomo Corp. / KORES

Anglo American 

Impala

Прочие ГМК

17

17

13

12

8

7

3

3

2

2

17

№ 4 по производству первичного 
никеля 

(%)

Tsingshan Group

Delong Group

Jinchuan

Норникель»

Vale

Glencore

Shandong Xinhai

Sumitomo MM

BHP Billiton

Anglo American

Прочие ГМК

17

9

7

6

6

5

5

3

2

2

37

Источники: отчеты производителей,  

анализ Компании на 5 марта 2022 года

Основные тенденции 

на рынке никеля

В 2021 году рынок никеля перешел в состо-
яние дефицита в размере 159 тыс. тонн, 
или 6% годового потребления (по срав-
нению с профицитом в 89 тыс. тонн 
в 2020 году). Это было обусловлено 
активным восстановлением выплавки 
нержавеющей стали и значительным 
спросом со стороны сектора аккуму-
ляторных батарей при низких темпах 
наращивания производства чернового 
ферроникеля (ЧФН) в Индонезии и сокра-
щении выпуска металлического никеля 
из-за производственных ограничений.

Потребление первичного никеля 
по регионам

 (%)

2,8

 млн тонн

59

13

23

5

Китай
Европа, Африка и Ближний Восток
Прочие страны Азии
Америка

Источник: данные Компании

В начале 2021 года цена на никель 
демонстрировала устойчивый рост, 
достигнув в конце февраля семи-
летнего максимума на уровне 
20 тыс. долл. США / т. Это было вызвано 
как оптимизмом участников рынка каса-
тельно темпов восстановления миро-
вой экономики и ослаблением доллара 
в результате принятия новой администра-
цией Байдена стимулирующего пакета 
в размере 1,9 трлн долл. США, так и произ-
водственными инцидентами в Нориль-
ске, что снизило предложение металла 
на рынке.

В начале марта китайская компания 
Tsingshan анонсировала планы по конвер-
тации низкосортного никеля (ЧФН) в нике-
левый файнштейн для последующего 
производства батарейных материалов, 
что привело к падению цены более чем 
на 20%, до 16 тыс. долл. США / т. В апреле 
цена никеля находилась в фазе консолида-
ции в районе 16,0–16,5 тыс. долл. США /т, 
но выросла до 18,0 тыс. долл. США / т в мае 
на фоне ралли на рынке цветных металлов.

В начале июня цена на никель находи-
лась на отметке в 18 тыс. долл. США / т, 
но новости о том, что Россия вводит 
временные пошлины на экспорт цвет-
ных металлов, а Индонезия рассматри-
вает возможность введения ограничений 
на строительство новых мощностей 
по производству ЧФН и ферроникеля, 
привели к тому, что в конце июля цена 
никеля на Лондонской бирже метал-
лов достигла пятимесячного максимума 
в 20 тыс. долл. США / т.

В августе повышенная волатильность цен 
была вызвана опасениями по поводу рас-
пространения дельта-вари анта  корона-
вируса, который может значительно 
замедлить восстановление мировой 
экономики. Месяц спустя, 10 сентя-
бря, несмотря на пессимистичные ком-
ментарии Федеральной резервной 
системы США, цена на никель выросла 
до очередного семилетнего максимума 
(20,4 тыс. долл. США / т) по причине роста 
спекулятивного спроса, вызванного фун-
даментальными факторами и снижением 
запасов на Лондонской бирже металлов. 
Несмотря на это, долговой кризис деве-
лопера Evergrande и масштабные пере-
бои с поставками электроэнергии в Китае 
в конечном итоге привели к снижению 
цены в начале октября до уровня менее 
18,0 тыс. долл. США / т — самому низкому 
значению с июня.

Неделя Лондонской биржи металлов 
продемонстрировала оптимизм участ-
ников рынка и вызвала новый подъем 
цен на фоне положительных прогнозов 
трейдеров одновременно с опасениями 
в отношении предложения никеля, свя-
занными с рядом причин — от снижения 
прогноза производства Vale и времен-
ной приостановки выпуска ферроникеля 
на предприятии Onça Puma в Бразилии 
до неблагоприятной погоды на Филип-
пинах, негативно влияющей на объемы 
добычи никелевой руды в четвертом квар-
тале. Рост цен также был связан с фун-
даментальными факторами: дефицитом 
рынка никеля, сокращением запасов 
на Лондонской бирже металлов, высо-
кими рыночными премиями на все формы 
и на различных рынках, открытием окна 
арбитража между Шанхайской фьючерс-
ной биржей и Лондонской биржей метал-
лов, а также значительной бэквардацией. 
В результате к концу ноября цена никеля 
на Лондонской бирже металлов превысила 
21 тыс. долл. США / т и, несмотря на суще-
ственную волатильность, осталась на этом 
уровне до конца года.

Средняя котировка никеля на Лондонской 
бирже металлов в 2021 году составила 
18 488 долл. США / т, что выше сред-
ней цены 2020 года в 13 789 долл. США / т 
на 34%.

Среднегодовые цены на никель 

(долл. США / т)

10 411 

13 122  13 936  13 789 

18 488

2017

2018

2019

2020

2021

Источник: Лондонская биржа металлов  

(cash settlement)

Динамика цены на никель на Лондонской бирже металлов в 2021 году 

(долл. США / т)

15 000

16 000

17 000

18 000

19 000

20  000

21 000

22 000

1

2

3

4 56

7

8 9 10

11

12

13 14

16

15

17

18

19

20

21

22

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Источник: Лондонская биржа металлов

1. Производственные инциденты 

в Норильске.

2. Цена никеля достигла семилетнего 

максимума.

3. Компания Tsingshan объявляет о планах 

по поставке никелевого файнштейна 
китайским производителям батарей-
ных материалов.

4. Возобновление производства на Amba-

tovy после годичного перерыва.

5. Отмена моратория на введение в экс-

плуатацию новых шахт на Филиппинах.

6. Рост цен на цветные металлы на Лон-

донской бирже металлов на фоне 
рекордно высоких котировок на медь 
и железную руду.

7.  Начало масштабного оттока металла 

со складов Лондонской биржи 
металлов.

8. Запуск первого проекта HPAL (авто-

клавное кислотное выщелачивание 
под высоким давлением) в Индонезии.

9. Начало забастовки на производствен-

ной площадке Vale в Садбери.

10. Правительство Индонезии анонсиро-

вало планы по ограничению строи-
тельства заводов по производству ЧФН 
и ферроникеля.

11. Введение временных пошлин на экс-

порт цветных металлов из России 
с 1 августа.

12. Открытие окна арбитража между 

Шанхайской фьючерсной биржей 
и Лондонской биржей металлов, сохра-
няющегося большую часть второй 
половины года.

13. Индонезия запрещает въезд иностран-

ных рабочих, что негативно повлияло 
на темпы строительства заводов 
по производству ЧФН.

14. Конец забастовки на предприятии Vale 

в Садбери.

15. Возникновение устойчивой бэкварда-

ции на Лондонской бирже металлов, 
продолжавшейся до конца года.

16. Индонезия планирует введение экс-

портной пошлины на продукцию 
с содержанием никеля менее 70%.

17. Долговой кризис китайского девело-

пера Evergrande.

18. Начало энергетического кризиса 

в Китае.

19. Оптимизм участников рынка после 

окончания недели Лондонской биржи 
металлов (LME Week).

20. Новый семилетний максимум на фоне 

дефицита рынка.

21. Начало масштабного распространения 

штамма омикрон.

22. Запуск первого проекта по конвер-

тации ЧФН в никелевый файнштейн 
в Индонезии.

Средняя цена никеля  

на Лондонской бирже металлов 

в 2021 году составила  

18 488

 

долл. США / т

43

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Источник: данные Компании

Баланс рынка

Потребление первичного никеля 
в 2021 году выросло на рекордные 17% год 
к году, до 2,85 млн тонн. Сокращение объе-
мов производства нержавеющей стали 
в Китае (–1% год к году), вызванное энер-
гетическим кризисом, было компенсиро-
вано наращиванием выплавки в Индонезии 
(+90%) и значительным ростом спросом 
на никель для производства аккумулятор-
ных батарей (+73%), по причине высоких 
темпов роста продажи электромобилей. 
В прочих сегментах потребления (помимо 
производства нержавеющей стали и акку-
муляторных батарей) рост составил +9% 
на фоне восстановления экономики после 
острой фазы пандемии коронавируса 
и пополнения запасов по всей цепочке 
создания добавленной стоимости.

Производство первичного никеля 
в 2021 году составило 2,69 млн тонн 
(+7% год к году). По сравнению с нача-
лом года наш прогноз по производству 
никеля был значительно понижен, 
так как новые мощности по выпуску ЧФН 
в Индонезии вводились в эксплуатацию 
медленнее, чем первоначально ожида-
лось, на фоне связанных с пандемией 
коронавируса ограничений на пред-
приятиях компании Tsingshan и проек-
тах компании Delong. Одновременно 
с этим было зафиксировано снижение 
производства металлического никеля 
по причине забастовки на предприятии 
Vale в Садбери в Канаде и инцидентов 
в Норильске, а также сокращение объемов 
выпуска ферроникеля из-за произ-
водственных ограничений на проектах 
Koniambo и Doniambo в Новой Каледо-
нии и высоких цен на энергоносители, 
что сказалось на предприятии Ferronikeli 
в Косово.

В результате в 2021 году рынок перешел 
в состояние значительного дефицита 
в размере 159 тыс. тонн на фоне активного 
восстановления спроса при низких темпах 
роста производства. Это привело к воз-
никновению нехватки металла, доступного 
для спотовой покупки, что выразилось 
в сокращении биржевых запасов, высо-
ких рыночных премиях на все формы 
металла, возникновении арбитража между 
Шанхайской фьючерсной биржей и Лон-
донской биржей металлов и значительной 
бэквардации форвардной кривой.

Совокупные запасы никеля

 на Лондонской 

бирже металлов и Шанхайской фьючерс-
ной бирже в 2021 году уменьшились 

на 60%, или 158 тыс. тонн, и на конец года 
составили 107 тыс. тонн. Такой зна-
чительный отток запасов был вызван 
нехваткой металла вследствие дефицита 
рынка никеля, в результате чего участ-
ники рынка были вынуждены покупать 
металл с биржевых складов. Основной 
отток был зафиксирован во втором полу-
годии на азиатских складах Лондонской 
биржи металлов в Малайзии, Сингапуре 
и на Тайване. При этом преимущественно 
снижались запасы никелевых брикетов, 
что во многом было связано с возможно-
стью их растворения для производства 
сульфата никеля, который служит сырьем 
для изготовления аккумуляторных бата-
рей для сектора электромобилей.

Рыночные премии

 (наценка, которую 

нужно заплатить в дополнение к стоимо-
сти металла для приобретения опреде-
ленной формы в определенном месте) 
на все формы никеля выросли более чем 
на 50% во всех регионах на фоне высокого 
потребительского спроса и ограниченного 
предложения, а на отдельную продукцию 
рост составил порядка 700%. Дополни-
тельное давление на премии также оказы-
вали логистические сложности (высокие 
транспортные расходы, нехватка сво-
бодных контейнеров, трудности с обес-
печением места на судах, значительные 
сбои в перевозках по морским маршру-
там). Сохранялся значительный дефицит 
никелевых брикетов и других малых форм 
(рондели, дробь и пр.) из-за высокого 
спроса со стороны сектора производства 
аккумуляторов, а также пополне-
ния запасов по всей цепочке создания 
добавленной стоимости.

Также в течение почти всей второй поло-
вины года были открыты возможности 
арбитража между Шанхайской фьючерс-
ной биржей и Лондонской биржей метал-
лов (разница в стоимости контракта 
между биржевыми площадками, кото-
рая позволяет покупать актив на одной 
бирже для последующей продажи на дру-
гой), что указывало на устойчиво высокий 
спрос на никель в Китае и способство-
вало перераспределению металла 
на китайский рынок.

Дополнительное давление на рынок 
никеля в 2021 году оказывали 
не только постоянно сокращающи-
еся биржевые запасы и растущие пре-
мии, но и начавшаяся в середине августа 

бэквардация

 (ситуация на фьючерсном 

рынке, при которой цены на товары 
с немедленной поставкой, или спото-
вые, превышают котировки по контрактам 
с поставкой в будущем), которая дости-
гала отметки в 200 долл. США / т. Данная 
тенденция отражала как сохраняющийся 
дефицит предложения, так и высокий 
спрос на спотовый металл.

Баланс производства  
и потребления никеля 

(тыс. тонн)

-33 

89 

-159

2019

2020

2021

Источник: данные Компании

Потребление

Потребление никеля по отраслям  
в 2021 году

 (тыс. тонн)

69

13

7

5 5

1

Нержавеющая сталь
Аккумуляторы
Сплавы и суперсплавы
Гальванопокрытия
Спецстали
Прочие отрасли

1 972

369

198
148

136

28

Сталь 200-й серии характеризуется пони-
женным содержанием никеля (порядка 
1–2%, хотя в отдельных случаях может 
составлять и 4%) за счет легирова-
ния марганцем. По сравнению со ста-
лью 300-й серии она больше подвержена 
поверхностной коррозии и не обла-
дает сопоставимыми жаростойкостью 
и устойчивостью, но благодаря мень-
шей стоимости широко используется 
при произ водстве потребительских това-
ров, например, бытовой техники.

Ферритные и мартенситные марки 
нержавеющей стали (400-я серия) 
в основном не содержат никеля. Глав-
ными особенностями нержавеющей 
стали этой серии являются повышенное 
использование хрома и низкий процент 
углерода, что придает стали повышен-
ную гибкость и пластичность. Основные 
сферы ее применения: автомобильная 
промышленность, в частности произ-
водство выхлопных систем автомобилей, 
а также изготовление столовых приборов 
и посуды, каркасов контейнеров для пере-
возки грузов, архитектурного декора 
интерьеров и бритвенных лезвий.

Производство нержавеющей 
стали 

(млн тонн)

2020

2021

300-я серия
200-я серия
400-я серия

28,6

12,5

10,9

52,0

33,8

12,4

12,7

58,9

Источники: Eurofer, ISSF, USGS, SMR, METI, 

TSIIA, данные Компании

Производство первичного 

никеля в 2021 году составило 

2,69

 млн тонн

 

Производство 

нержавеющей стали

 

продол жало оставаться основной 
отраслью применения никеля (порядка 
70% от общего объема потребления) 
в 2021 году. Добавление никеля в каче-
стве легирующего элемента для стаби-
лизации аустеничной структуры придает 
стали усиленную коррозионную устой-
чивость, жаропрочность, сваривае-
мость, пластичность и устойчивость 
в агрессивных средах.

Нержавеющая сталь 300-й серии является 
самой распространенной (порядка 
60% мировой выплавки) и имеет повы-
шенное содержание никеля, в основном 
от 8 до 12%, поэтому потребление никеля 
преимущественно определяется динами-
кой выплавки стали именно этой серии. 
Данная серия стали отличается повышен-
ной коррозионной стойкостью, прочно-
стью и гибкостью, легко поддается разным 
видам обработки и является немагнит-
ной, что делает ее наиболее универсаль-
ной и определяет широкое использование 
в строительстве, пищевой, химической 
и транспортной промышленности, энерге-
тике и других отраслях.

используемого никеля практически 
не влияет на качество нержавеющей 
стали, свою потребность в нем стале-
литейные предприятия преимуще-
ственно удовлетворяют за счет более 
дешевых низкосортных видов никеля, 
таких как ЧФН, ферроникель и оксид 
никеля. С этим связано снижение доли 
потребления высокосортного никеля 
при производстве нержавеющей стали 
в последние годы.

В 2021 году мировая выплавка нержаве-
ющей стали увеличилась на 13%, 
до 59 млн тонн, на фоне активного пост-
пандемийного восстановления спроса, 
тогда как выпуск никелеемкой стали 
300-й серии вырос на 18%, до 34 млн тонн. 
Наибольшие темпы роста выплавки были 
зафиксированы в Индонезии (+86% год 
к году), Японии (18%), Америке (16%) 
и Европе (14%), тогда как по абсолютному 
росту производства лидерами стали Индо-
незия и Китай (по 2 млн тонн).

Порядка 60% общей выплавки нержавею-
щей стали сосредоточено в Китае. В пер-
вой половине 2021 года производство 
нержавеющей стали в Китае значительно 
увеличилось и выросло на 25% год к году. 
Это было связано с программой сти-
мулирования экономики, запущенной 
китайским правительством в 2020 году 
для восстановления деловой активности 
после острой фазы пандемии коронави-
руса. Однако во втором полугодии темпы 
роста производства нержавеющей стали 
в Китае замедлились вследствие нехватки 
электроэнергии, вызванной как дефици-
том угля, так и отключениями электро-
снабжения в целях достижения целевого 
показателя выбросов углекислого газа, 
а также из-за сокращения поставок фер-
рохрома из ЮАР по причине логистиче-
ских ограничений. В результате во второй 
половине года выпуск нержавеющей 
стали снизился на 9% год к году, а общее 
производство нержавеющей стали 
в 2021 году выросло лишь на 7%. При этом, 
несмот ря на увеличение выплавки, 
потреб ление первичного никеля в секторе 
нержавеющей стали в Китае сократилось 
на 1%, до 1,2 млн тонн, из-за увеличения 
использования вторичного сырья.

При производстве нержавеющей стали 
применяются практически все типы 
никельсодержащего сырья (за исклю-
чением таких специфических форм, 
как порошок и химические соеди-
нения никеля). Поскольку качество 

+7%

 

год к году

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ 

ДАВЛЕНИЕ НА РЫНОК 

НИКЕЛЯ В 2021 ГОДУ 

ОКАЗЫВАЛИ 

НЕ ТОЛЬКО ПОСТОЯННО 

СОКРАЩАЮЩИЕСЯ 

БИРЖЕВЫЕ ЗАПАСЫ 

И РАСТУЩИЕ ПРЕМИИ, 

НО И НАЧАВШАЯСЯ 

В СЕРЕДИНЕ АВГУСТА 

БЭКВАРДАЦИЯ.

2,85

 млн тонн

 

составило потребление первичного 

никеля в 2021 году

Рекордный рост в 

17%

 год к году

45

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выплавка нержавеющей стали в Индо-
незии в 2021 году увеличилась практи-
чески в два раза, до 5 млн тонн, что было 
обусловлено вводом новых мощно-
стей китайскими компаниями Tsingshan 
и Delong, которые уже интегрированы 
с производством ЧФН, в результате чего 
значительно снижается себестоимость 
производства. Крупнейшей страной — 
импортером индонезийской нержавею-
щей стали является Китай.

Выплавка нержавеющей стали в Европе 
в 2021 году выросла на 14%, до 7 млн тонн. 
Восстановление, начавшееся во втором 
полугодии 2020 года после вызванных 
пандемией перебоев в спросе и предло-
жении нержавеющей стали, ускорилось 
в 2021 году, поскольку участники рынка 
продолжали пополнять запасы на фоне 
возобновившейся деловой активно-
сти. Европейские предприятия увеличили 
сроки выполнения заказов, при этом 
в некоторых случаях портфели зака-
зов были сформированы до третьего 
квартала 2022 года. Подобное восста-
новление спроса в сочетании с низ-
ким уровнем запасов, ограничениями 
по импорту в связи с протекционист-
ской торговой политикой и повышением 
стоимости сырья, логистики и энерго-
ресурсов привело к двукратному скачку 
цен на нержавеющую сталь в Европе. 
На фоне подобной ситуации на рынке 
крупнейшие европейские производи-
тели в 2021 году продемонстрировали 
рекордные финансовые показатели.

Как и в Европе, производство нержаве-
ющей стали в США с начала четвертого 
квартала 2020 года показывало уверен-
ное восстановление, чему способство-
вал высокий спрос со стороны конечных 

потребителей в секторах производства 
промышленного оборудования, бытовой 
техники, а также в автомобилестроении 
и строительной отрасли, вследствие чего 
производство нержавеющей стали 
выросло на 15%, до 2,5 млн тонн.

В связи с мировым ростом выплавки 
нержавеющей стали потребление пер-
вичного никеля в этом секторе в 2021 году 
повысилось на 12%, или 218 тыс. тонн. 
Этот рост был частично покрыт уве-
личением производства ЧФН (на 17%, 
или 186 тыс. тонн), тогда как выпуск про-
чих форм низкосортного никеля (ферро-
никеля, оксида никеля и utility никеля) 
суммарно снизился на 17 тыс. тонн. 
В результате потребление высокосорт-
ного никеля в производстве нержаве-
ющей стали, которое стагнировало 
в последние годы, увеличилось на 23%, 
до 263 тыс. тонн, что стало следствием 
нехватки низкосортных никелевых 
единиц из-за более медленных, чем 
ожидалось, темпов ввода новых мощ-
ностей по выпуску ЧФН в Индонезии. 
Несмот ря на это, в ближайшие годы ожи-
дается значительный рост предложения 
ЧФН, что продолжит оказывать давление 
на применение высокосортного никеля 
в секторе нержавеющей стали.

Мировые продажи электромобилей в 2021 году 

0

200

400

600

800

1000

+106%

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

6 594

3 207

2020

2021

Источник: SNE Research

батареи после относительно большого 
количества перезарядок.

Увеличение производства литиево-ион-
ных аккумуляторов было обусловлено 
прежде всего электрификацией авто-
транспорта. В 2021 году продажи элек-
тромобилей (подключаемых гибридов 
и автомобилей на аккумуляторных бата-
реях) выросли более чем в два раза, 
до 6,5 млн ед., а с 2015 по 2021 год средне-
годовой темп роста составил более 50%. 
Основными факторами роста электри-
фикации транспорта являются государ-
ственное стимулирование, ужесточение 
экологических норм, улучшение тех-
нических характеристик аккумуля-
торов и удешевление производства 
батарейных ячеек.

Глобальная тенденция к электрифика-
ции транспорта продолжает набирать 
обороты, при этом за последний год 
в Китае, Европе и Северной Америке 
был отмечен постоянный рост инвестиций 
в направления, связанные с аккумулятор-
ными батареями. Мировые автопроиз-
водители также установили целевые 
показатели по продажам электромоби-
лей к 2030 году и на сегодняшний день 
инвестировали в их производство в общей 
сложности более 500 млрд долл. США.

Китай остается одним из основных цент-
ров роста производства электромобилей 
в последние годы. Даже несмотря на пла-
новое снижение субсидий, в 2021 году 
продажи электромобилей выросли 
в 2,5 раза, до 3,5 млн ед. К 2025 году 
Китай планирует увеличить продажи 
электро мобилей  до 20% от общих про-
даж автомобилей, а к 2035 году — до 50%. 
Достижению цели должны способство-
вать инициативы по стимулированию 
роста электрификации автотранспорта, 
включая обязательные требова-
ния для крупных автопроизводителей 
по производству электромобилей.

В Европе усилия по формированию 
локальной цепочки поставок по-преж-
нему поддерживаются на уровне государ-
ственной политики и законодательства. 
В июле 2021 года Европейская комиссия 
представила климатическую программу 
Fit for 55, содержащую законодательные 
инициативы, направленные на достиже-
ние целей «Зеленой сделки», среди кото-
рых есть положение о том, что все новые 
автомобили, зарегистрированные начи-
ная с 2035 года, должны иметь нулевой 
уровень выбросов. Кроме того, государ-
ства — члены Евросоюза должны будут 
установить на основных автомагистра-
лях зарядные станции и водородные 

заправки с фиксированными интервалами 
(через каждые 60 км для электрических 
зарядных станций и 150 км для водород-
ных заправок).

В ожидании увеличения спроса в регионе 
создается цепочка производства аккуму-
ляторов — заявленные суммарные мощ-
ности ключевых производителей (Tesla, 
Volkswagen, Northvolt, LG Energy Solution, 
Freyr, Samsung SDI и др.) составят порядка 
1 ТВт • ч к 2030 году, что эквивалентно 
потреблению более 800 тыс. тонн никеля 
в год.

В последнее время темпы реализации 
инициатив по электрификации транс-
порта ускорились и в Северной Америке. 
На уровне государственной политики 
это выразилось в том, что в августе 
2021 года президент Байден подписал 
указ, устанавливающий целевой пока-
затель, согласно которому к 2030 году 
половина всех продаваемых в стране 
автомобилей должна быть с нулевым 
уровнем выбросов. Этот сдвиг парадигмы 
в сторону электротранспорта также под-
черкивается принятием двухпартий-
ного соглашения по инфраструктуре, 
которое предусматривает инвестиро-
вание 7,5 млрд долл. США в формирова-
ние общенациональной электрозарядной 
сети и 3 млрд долл. США в виде программы 
грантов для поддержки развития северо-
американской аккумуляторной отрасли.

На фоне этой «зеленой волны» неко-
торые американские автопроизводи-
тели начали формировать партнерства 
с производителями аккумуляторных 
батарей по строительству гигафабрик, 
отвечающих их будущим требова-
ниям. К таким партнерствам относятся 
совместные проекты GM и LG Energy 
Solution, Ford и SK Innovation, Stellantis 
и LG Energy Solution, а также Stellantis 
и Samsung SDI. При этом, если еще год 
назад в Северной Америке действовали 
или находились на этапе анонсирова-
ния планов строительства всего восемь 
предприятий (с Tesla в качестве лидера), 
то сегодня в США и Канаде насчитыва-
ется около 20 новых проектов и планов 
по расширению действующих мощностей, 
суммарная мощность которых, согласно 
оценке, превысит к 2030 году 750 ГВт • ч.

Учитывая значительный рост объемов 
утилизации отработанных аккумулято-
ров, ожидаемый в следующем десяти-
летии, а также огромный спрос на сырье 
со стороны гигафабрик, переработка акку-
муляторов становится основным приори-
тетом в сфере законодательства западных 
стран. В настоящее время Евросоюз 

принимает новый регламент об аккумуля-
торах, который составит правовую основу 
для реализации принципов экономики 
замкнутого цикла в сегменте аккумуля-
торных батарей и, помимо прочего, введет 
обязательное требование для произво-
дителей аккумуляторов к содержанию 
вторичного сырья (в случае никеля — 4% 
к 2030 году и 12% к 2035 году) в новой 
продукции. В то же время, согласно при-
нятому двухпартийному соглашению 
по инфраструктуре, в США будет реа-
лизована программа грантов объемом 
в 3 млрд долл. США, направленная 
на развитие производства и перера-
ботки аккумуляторов в стране и в целом 
на североамериканском континенте. 
Компании по утилизации аккумуляторов 
и автопроиз водители  все чаще стремятся 
сотрудничать между собой с целью созда-
ния замкнутых циклов.

В настоящий момент различают несколько 
ключевых разновидностей литиево-
ион ных аккумуляторов в зависимости 
от используемых в катоде материалов: 
LCO (литий, оксид кобальта), LFP (литий, 
железо, фосфат), NCM (никель, кобальт, 
марганец) и NCA (никель, кобальт, 
алюминий).

Основной областью применения LCO 
является портативная электроника. 
Ввиду относительно небольшого раз-
мера рынка и высокой цены на кобальт, 
а также низкой удельной мощности LCO 
не используются в электромобилях, 
однако прочие типы аккумуляторов нашли 
широкое применение в данном секторе.

Аккумуляторы LFP являются более деше-
вой альтернативой никельсодержа-
щим NCM и NCA. Так, аккумуляторы LFP 
в среднем стоят на 10–20% дешевле, 
чем NCM 5:3:2. Недавно компания Tesla 
объявила о переходе на более дешевые 
аккумуляторы LFP по всему миру, под-
твердив свой заявленный в прошлом году 
стратегический курс на использова-
ние дешевых компонентов для выпуска 
недорогих моделей. Mercedes-Benz 
также заявил о переходе на менее мощ-
ные аккумуляторы LFP для своих электро-
мобилей нижнего ценового сегмента 
с 2024 года.

При этом аккумуляторы LFP стра-
дают от ряда серьезных недостатков, 
таких как более низкая энергоемкость, 
сниженная скорость зарядки, высокая 
скорость саморазряда, низкие показатели 
работы при пониженных температурах, 
а также ограниченная возможность вто-
ричного использования. Это существенно 
ограничивает потенциал применения 

аккумуляторов LFP в электромобилях 
более высокого класса, которые должны 
иметь значительный запас хода, в связи 
с чем необходимо использовать более 
технологичные никельсодержащие акку-
муляторы NCM 8:1:1 и NCA.

Никель-интенсивные аккумуляторы NCM 
и NCA считаются доминирующей техноло-
гией, что объясняется их более высокой 
гравиметрической и объемной энерго-
емкостью, позволяющей увеличить запас 
хода. При этом рост потребления никеля 
в производстве аккумуляторов обусловлен 
увеличением среднего содержания никеля 
в катодном материале ввиду стремления 
заместить дорогостоящие кобальтовые 
единицы и увеличить плотность энергии. 
Если в 2015 году основную долю произ-
водства соединений катодного матери-
ала занимал NCM 1:1:1 (массовая доля 
никеля к общей массе катода — 20%, 
что в среднем эквивалентно около 25 кг 
никеля на один электромобиль на акку-
муляторной батарее), то в 2021 году 
большую часть составили никель-интен-
сивные аккумуляторы NCM 5:2:3, NCM 6:2:2 
и NCM 8:1:1 (доля никеля превышает 50%, 
порядка 50 кг никеля на один электромо-
биль). В перспективе ожидается пере-
ход на NCMA (никель, кобальт, марганец, 
алюминий) и NCM 9:0,5:0,5 с повышенным 
содержанием никеля.

Растущая популярность электромоби-
лей и гибридов, а также вектор разви-
тия технологий производства катодного 
материала в сторону никельсодержа-
щих типов в долгосрочной перспективе 
создают предпосылки для значимого 
роста потребления первичного никеля 
в данном секторе. В нашем базовом 
сценарии мы ожидаем, что потребле-
ние никеля в аккумуляторах к 2030 году 
составит порядка 1,5 млн тонн, или 30% 
спроса на первичный никель (по срав-
нению с 13% в 2021 году). Эта цифра, 
возможно, будет еще выше с учетом 
все более амбициозных целей по угле-
родной нейтральности, субсидиро-
вания электрификации транспорта 
и оптимизации затрат при производстве 
аккумуляторных элементов.

Потребление никеля в 

прочих отрас-

лях

 (сплавы, гальванопокрытия, спец-

стали) в 2021 году увеличилось на 9%, 
или 41 тыс. тонн, на фоне постепенного 
восстановления экономической активно-
сти после острой фазы пандемии корона-
вируса при устойчиво высоком спросе 
со стороны конечных потребителей 
в автомобилестроении и транспортном 
машиностроении, а также строительном 
и нефтегазовом секторах.

В 

аккумуляторной промышленности

 

никель используется в качестве одного 
из основных компонентов при произ-
водстве прекурсоров катодного 
материала для аккумуляторных бата-
рей. В 2021 году потребление никеля 
в данном секторе выросло на 73%, 
до 369 тыс. тонн. Ключевым типом акку-
муляторов являются литиево-ионные 
аккумуляторы (Li-ion) благодаря высо-
кой энергоемкости и сохранению емкости 

46

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..