«НОРНИКЕЛЬ». Устав и внутренние документы (до 2023 года) - часть 12

 

  Главная      Книги - Разные     «НОРНИКЕЛЬ». Устав и внутренние документы (до 2023 года)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

 

«НОРНИКЕЛЬ». Устав и внутренние документы (до 2023 года) - часть 12

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ
об Общем собрании акционеров ОАО «ГМК «Норильский никельª
2.27 Список лиц, имеющих право на участие в Собрании, составляется на основании
данных реестра акционеров Общества на дату, устанавливаемую Советом директоров. Дата
составления списка лиц, имеющих право на участие в Собрании, не может быть установлена
ранее чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении Собрания и более чем за 50
дней, а в случае, предусмотренном пунктом
2 статьи
53 Федерального закона
«Об
акционерных обществахª, - более чем за 80 дней до даты проведения Собрания.
2.28 Информация о дате составления списка лиц, имеющих право на участие в
Собрании, раскрывается не менее чем за 5 дней до такой даты.
2.29 Список лиц, имеющих право на участие в Собрании, предоставляется Обществом
для ознакомления лицам, включенным в этот список, в случаях, предусмотренных
Федеральным законом
«Об акционерных обществахª, начиная со дня сообщения о
проведении Собрания и до закрытия Собрания, а в случае проведения Собрания в форме
заочного голосования - до даты окончания приема бюллетеней.
3 Рабочие органы Собрания
3.1 Рабочими органами Собрания являются Председатель, Счетная комиссия и
Секретарь Собрания.
3.2 Председателем Собрания является Председатель Совета директоров, а в случае
отсутствия Председателя Совета директоров его функции осуществляет один из членов
Совета директоров по решению Совета директоров.
3.3 Секретарь Собрания назначается Советом директоров при подготовке к
проведению Собрания.
3.4 Функции Счетной комиссии осуществляет регистратор Общества (далее - Счетная
комиссия).
3.5 Счетная комиссия:
проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в Собрании;
определяет кворум Собрания;
разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами
(их
представителями) права голоса на Собрании;
разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование;
обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие
в голосовании;
подсчитывает голоса и подводит итоги голосования;
составляет протокол об итогах голосования;
передает в архив бюллетени для голосования.
3.6 Председатель Собрания:
объявляет об открытии и закрытии Собрания;
ведет Собрание (разъясняет собравшимся порядок ведения Собрания, объявляет
повестку дня Собрания, очередность выступлений по вопросам повестки дня,
перерывы в работе Собрания, об окончании обсуждения вопросов повестки дня и
начале подсчета голосов, предоставляет слово участникам Собрания,
9
ПОЛОЖЕНИЕ
об Общем собрании акционеров ОАО «ГМК «Норильский никельª
докладчикам, Председателю Счетной комиссии, дает указания рабочим органам
Собрания, следит за соблюдением порядка во время проведения Собрания,
принимает меры по поддержанию и восстановлению порядка во время
проведения Собрания);
подписывает протокол Собрания.
3.7 Ведение Собрания может быть поручено заместителю Председателя Совета
директоров или иному лицу по решению Совета директоров (ведущему Собрания).
3.8 Секретарь Собрания:
организует ведение протокола Собрания и подписывает протокол Собрания;
принимает вопросы от акционеров.
4 Регистрация для участия в Собрании
4.1 При регистрации для участия в Собрании:
физические лица предъявляют Счетной комиссии документ, удостоверяющий
личность;
юридические лица передают Счетной комиссии документ, подтверждающий
полномочия лица, действующего от имени юридического лица без доверенности;
представители акционеров, полномочия которых основаны на указаниях
федеральных законов или актов уполномоченных на то государственных органов
или органов местного самоуправления, передают Счетной комиссии документ,
подтверждающий их назначение на соответствующую должность;
представители лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в
Собрании, передают Счетной комиссии доверенность на голосование,
оформленную и удостоверенную в порядке, установленном действующим
законодательством;
правопреемники лиц, имеющих право на участие в Собрании, передают Счетной
комиссии документы, удостоверяющие полномочия.
4.2 Документы передаются Счетной комиссии в виде подлинников или копий,
заверенных нотариально.
Копия решения уполномоченного органа юридического лица об избрании лица,
действующего от имени юридического лица без доверенности (или выписка из него), может
быть заверена самим юридическим лицом.
Копии документов государственных органов или органов местного самоуправления
могут быть заверены самим органом.
Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном
языке (за исключением документов, удостоверяющих личности физических лиц, выданных
компетентными органами иностранных государств, составленных на нескольких языках,
включая русский язык), передаются или предъявляются Счетной комиссии с надлежащим
образом заверенным переводом на русский язык.
Документы, выданные компетентными органами иностранных государств,
подтверждающие статус юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством
иностранного государства, принимаются Счетной комиссией при условии их легализации в
10
ПОЛОЖЕНИЕ
об Общем собрании акционеров ОАО «ГМК «Норильский никельª
установленном порядке либо без их легализации в случаях, предусмотренных
международными договорами Российской Федерации.
4.3 Регистрация лиц, участвующих в Собрании, проводимом в форме собрания,
осуществляется по адресу места проведения Собрания.
4.4 Регистрации для участия в Собрании подлежат лица, имеющие право на участие в
Собрании, за исключением лиц, бюллетени которых получены не позднее чем за два дня до
даты проведения Собрания.
Лица, имеющие право на участие в Собрании, проводимом в форме собрания,
бюллетени которых получены не позднее чем за два дня до даты проведения Собрания,
вправе присутствовать на Собрании.
4.5 При регистрации для участия в Собрании лица, осуществляющего голосование по
акциям, обращающимся за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных
бумаг, указанное лицо обязано в письменной форме сообщить Счетной комиссии
информацию о количестве акций, обращающихся за пределами Российской Федерации в
форме депозитарных ценных бумаг, в отношении которых указанным лицом получены
указания от владельцев депозитарных ценных бумаг.
Если по разным вопросам, включенным в повестку дня Собрания, количество акций, в
отношении которых указанным лицом получены указания от владельцев депозитарных
ценных бумаг, различается
(не совпадает), оно обязано сообщить Счетной комиссии
информацию о соответствующем количестве акций, в отношении которых им получены
указания от владельцев депозитарных ценных бумаг, по каждому такому вопросу,
включенному в повестку дня Собрания.
4.6 Регистрация лиц, имеющих право на участие в Собрании, не
зарегистрировавшихся для участия в Собрании до его открытия, заканчивается после
завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня Собрания (последнего вопроса
повестки дня Собрания, по которому имеется кворум).
5 Порядок проведения Собрания
5.1 Право на участие в Собрании осуществляется акционером как лично, так и через
своего представителя.
Акционер вправе в любое время заменить своего представителя на Собрании или
лично принять участие в Собрании.
Представитель акционера на Собрании действует в соответствии с полномочиями,
основанными на указаниях федеральных законов или актов уполномоченных на то
государственных органов или органов местного самоуправления, либо доверенности,
составленной в письменной форме. Доверенность на голосование должна содержать
сведения о представляемом и представителе (для физического лица - имя, данные документа,
удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган,
выдавший документ), для юридического лица
- наименование, сведения о месте
нахождения). Доверенность на голосование должна быть оформлена в соответствии с
требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
5.2 В случае передачи акции после даты составления списка лиц, имеющих право на
участие в Собрании, и до даты проведения Собрания лицо, включенное в этот список,
обязано выдать приобретателю доверенность на голосование или голосовать на Собрании в
11
ПОЛОЖЕНИЕ
об Общем собрании акционеров ОАО «ГМК «Норильский никельª
соответствии с указаниями приобретателя акций, если это предусмотрено договором о
передаче акций.
5.3 В случае, если акция Общества находится в общей долевой собственности
нескольких лиц, то правомочия по голосованию на Собрании осуществляются по их
усмотрению одним из участников общей долевой собственности либо их общим
представителем. Полномочия каждого из указанных лиц должны быть надлежащим образом
оформлены.
5.4 Собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры,
обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций
Общества. Принявшими участие в Собрании считаются акционеры, зарегистрировавшиеся
для участия в нем, и акционеры, бюллетени которых получены не позднее двух дней до даты
проведения Собрания. Принявшими участие в Собрании, проводимом в форме заочного
голосования, считаются акционеры, бюллетени которых получены до даты окончания
приема бюллетеней. Заполненные бюллетени для голосования должны направляться по
почтовым адресам, указанным в сообщении о проведении Собрания.
5.5 Если повестка дня Собрания включает вопросы, голосование по которым
осуществляется разным составом голосующих, определение кворума для принятия решения
по этим вопросам осуществляется отдельно. При этом отсутствие кворума для принятия
решения по вопросам, голосование по которым осуществляется одним составом
голосующих, не препятствует принятию решения по вопросам, голосование по которым
осуществляется другим составом голосующих, для принятия которого кворум имеется.
5.6 Собрание, проводимое в форме собрания, открывается, если ко времени начала его
проведения имеется кворум хотя бы по одному из вопросов, включенных в повестку дня
Собрания.
В случае если ко времени начала проведения Собрания нет кворума ни по одному из
вопросов, включенных в повестку дня Собрания, открытие Собрания переносится на 1 час.
Перенос открытия Собрания более одного раза не допускается.
О наличии или отсутствии кворума объявляет Счетная комиссия.
5.7 При определении кворума Собрания, в котором принимает участие лицо,
осуществляющее голосование по акциям, обращающимся за пределами Российской
Федерации в форме депозитарных ценных бумаг, учитывается только то количество акций,
обращающихся за пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг, в
отношении которых указанным лицом получены указания от владельцев депозитарных
ценных бумаг.
В случае если лицо, указанное в настоящем пункте, по акциям, обращающимся за
пределами Российской Федерации в форме депозитарных ценных бумаг, проголосовало
числом голосов, не соответствующим количеству таких акций, информация о котором была
сообщена им в соответствии с пунктом
4.5 Счетной комиссии, указанные голоса не
учитываются при подведении итогов голосования на Собрании.
5.8 Собрание, к моменту открытия которого имелся кворум лишь по отдельным
вопросам повестки дня, не может быть закрыто, если к моменту окончания регистрации
зарегистрировались лица, регистрация которых обеспечивает кворум для принятия решения
по иным вопросам повестки дня Собрания.
5.9 При отсутствии кворума для проведения годового Собрания должно быть
проведено повторное Собрание с той же повесткой дня. При отсутствии кворума для
12
ПОЛОЖЕНИЕ
об Общем собрании акционеров ОАО «ГМК «Норильский никельª
проведения внеочередного Собрания может быть проведено повторное Собрание с той же
повесткой дня.
Повторное Собрание правомочно
(имеет кворум), если в нем приняли участие
акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 30 процентами голосов размещенных
голосующих акций Общества.
Сообщение о проведении повторного Собрания осуществляется в соответствии с
требованиями статьи 52 Федерального закона «Об акционерных обществахª. При этом
положения абзаца второго пункта 1 статьи 52 Федерального закона «Об акционерных
обществахª не применяются. Вручение, направление и опубликование бюллетеней для
голосования при проведении повторного Собрания осуществляются в соответствии с
требованиями статьи 60 Федерального закона «Об акционерных обществахª.
При проведении повторного Собрания менее чем через
40 дней после
несостоявшегося Собрания лица, имеющие право на участие в Собрании, определяются в
соответствии со списком лиц, имевших право на участие в несостоявшемся Собрании.
5.10 Голосование на Собрании осуществляется по принципу «одна голосующая акция
Общества - один голосª, за исключением проведения кумулятивного голосования в случае,
предусмотренном Федеральным законом «Об акционерных обществахª.
5.11 Голосование на Собрании осуществляется бюллетенями. Направление
Обществом бюллетеня для голосования осуществляется в срок не позднее чем за 20 дней до
даты проведения Собрания. Направление бюллетеня для голосования осуществляется
заказным письмом.
Лицо, заполняющее бюллетень для голосования, вправе потребовать заверения копии
заполненного им бюллетеня Счетной комиссией. Изготовление копии заполненного
бюллетеня осуществляется за счет такого лица.
5.12 При голосовании, осуществляемом бюллетенями для голосования,
засчитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим оставлен только один из
возможных вариантов голосования, кроме случаев голосования в соответствии с указаниями
лиц, которые приобрели акции после даты составления списка лиц, имеющих право на
участие в Собрании, или в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных
бумаг.
Бюллетени для голосования, заполненные с нарушением вышеуказанного требования,
признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не
подсчитываются.
В случае, если бюллетень для голосования содержит несколько вопросов,
поставленных на голосование, несоблюдение вышеуказанного требования в отношении
одного или нескольких вопросов не влечет за собой признания бюллетеня для голосования
недействительным в целом.
5.13 Полученные Обществом бюллетени для голосования, подписанные
представителем, действующим на основании доверенности на голосование, признаются
недействительными в случае получения Обществом или регистратором, выполняющим
функции Счетной комиссии Общества, извещения о замене (отзыве) этого представителя не
позднее чем за два дня до даты проведения Собрания.
5.14 Если в бюллетене для голосования по вопросу об избрании членов Ревизионной
комиссии вариант голосования «заª оставлен у большего числа кандидатов, чем число лиц,
которые должны быть избраны в Ревизионную комиссию, бюллетень в части голосования по
такому вопросу признается недействительным.
13
ПОЛОЖЕНИЕ
об Общем собрании акционеров ОАО «ГМК «Норильский никельª
Данное правило не распространяется на бюллетени для голосования, подписанные
лицом, осуществляющим голосование по акциям, переданным после даты составления
списка лиц, имеющих право на участие в Собрании, в соответствии с указаниями,
полученными от приобретателей таких акций, и (или) лицом, осуществляющим голосование
по акциям, обращающимся за пределами Российской Федерации в форме депозитарных
ценных бумаг, в соответствии с указаниями, полученными от владельцев депозитарных
ценных бумаг, и содержащие соответствующие отметки, предусмотренные пунктом 2.19
Положения № 12-6/пз-н.
Если в бюллетене для голосования по вопросу об избрании членов Ревизионной
комиссии оставлено более одного варианта голосования в отношении одного или нескольких
кандидатов, такой бюллетень признается недействительным только в части голосования по
кандидату (кандидатам), в отношении которого (которых) оставлено более одного варианта
голосования.
5.15 На Собрании могут присутствовать:
члены органов Общества;
уполномоченные представители аудитора Общества;
кандидаты в органы Общества;
представители средств массовой информации;
уполномоченные представители Банка России;
работники Общества по списку, утвержденному приказом Генерального
директора Общества;
иные лица, приглашенные на Собрание по решению Совета директоров.
5.16 На Собрании должны присутствовать Генеральный директор Общества, Главный
бухгалтер, члены Ревизионной комиссии, Председатель или иные члены Комитета Совета
директоров по аудиту и аудитор Общества.
5.17 При рассмотрении Собранием вопросов об избрании членов Совета директоров,
Генерального директора Общества, членов Правления Общества, членов Ревизионной
комиссии, а также вопроса об утверждении аудитора Общества на Собрание должны быть
приглашены кандидаты в органы Общества и представители аудитора, предлагаемого для
утверждения Собранием.
5.18 Перед началом Собрания Председатель Собрания
(ведущий Собрания)
разъясняет собравшимся порядок его ведения.
5.19 На каждое выступление докладчика по каждому вопросу повестки дня Собрания
должно быть отведено не более 30 минут.
5.20 Вопросы акционеров представляются в письменной форме. Записки с вопросами
передаются Секретарю Собрания.
5.21 Для ответов на вопросы по поводу выступлений докладчиков должно быть
отведено не более 15 минут.
5.22 Собрание должно проводиться непрерывно, за исключением следующих случаев:
каждые два часа может быть сделан перерыв не менее 15 и не более 30 минут;
в случае проведения Собрания в течение 4 часов непрерывно может быть сделан
перерыв не менее 30 минут и не более одного часа;
14
ПОЛОЖЕНИЕ
об Общем собрании акционеров ОАО «ГМК «Норильский никельª
для подведения итогов голосования может быть сделан перерыв на срок не более
двух часов (в случае если итоги голосования и решения, принятые Собранием,
оглашаются на Собрании).
5.23 Собрание считается открытым и закрытым с момента соответствующего
объявления Председателя Собрания.
5.24 Решение Собрания по вопросу, поставленному на голосование, принимается
большинством голосов акционеров
- владельцев голосующих акций Общества,
принимающих участие в Собрании, если для принятия решения Федеральным законом «Об
акционерных обществахª не установлено иное.
5.25 Собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку
дня Собрания, а также изменять повестку дня.
5.26 Лица, зарегистрировавшиеся для участия в Собрании, проводимом в форме
собрания, вправе голосовать по всем вопросам повестки дня с момента открытия Собрания и
до его закрытия, а в случае если итоги голосования и решения, принятые Собранием,
оглашаются на Собрании, - с момента открытия Собрания и до момента начала подсчета
голосов по вопросам повестки дня Собрания. Данное правило не распространяется на
голосование по вопросу о порядке ведения Собрания.
5.27 После завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня Собрания, по
которому имеется кворум, и до начала времени, которое предоставляется для голосования
лицам, не проголосовавшим до этого момента, до лиц, присутствующих на Собрании,
должна быть доведена информация о числе голосов, которым обладают лица,
зарегистрировавшиеся и (или) принявшие участие в Собрании к этому моменту.
5.28 После завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня Собрания
(последнего вопроса повестки дня Собрания, по которому имеется кворум) и до закрытия
Собрания (начала подсчета голосов - в случае если итоги голосования и решения, принятые
Собранием, оглашаются на Собрании) лицам, не проголосовавшим до этого момента,
должно быть предоставлено время для голосования не менее 15 минут.
5.29 Собрание закрывается после окончания времени, предоставленного лицам, не
проголосовавшим к моменту завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня
Собрания, в соответствии с п.5.28 настоящего Положения. А в случае если итоги
голосования и решения, принятые Собранием, оглашаются на Собрании, - после оглашения
итогов голосования и решений, принятых Собранием.
5.30 По итогам проведения и голосования на Собрании составляются протокол
Собрания и протокол об итогах голосования на Собрании.
5.31 Протокол Собрания составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия
Собрания в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются Председателем Собрания и
Секретарем Собрания.
5.32 Протокол об итогах голосования подписывается членами Счетной комиссии или
лицом, выполняющим ее функции. Протокол об итогах голосования составляется не позднее
трех рабочих дней после закрытия Собрания или даты окончания приема бюллетеней при
проведении Собрания в форме заочного голосования.
После составления протокола об итогах голосования и подписания протокола
Собрания бюллетени для голосования опечатываются счетной комиссией и сдаются в архив
Общества на хранение.
Протокол об итогах голосования подлежит приобщению к протоколу Собрания.
15
ПОЛОЖЕНИЕ
об Общем собрании акционеров ОАО «ГМК «Норильский никельª
5.33 Итоги голосования и решения, принятые Собранием, оглашаются на Собрании, в
ходе которого проводилось голосование, или доводятся (а в случае, если это предусмотрено
Федеральным законом «Об акционерных обществахª, должны доводиться) до сведения лиц,
включенных в список лиц, имеющих право на участие в Собрании, в форме отчета об итогах
голосования в порядке и в срок, предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных
обществахª.
5.34 Общество обязано размещать протокол Собрания на сайте Общества не позднее
двух дней с даты составления протокола.
6 Заключительные положения
6.1.
Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение осуществляется по
решению Собрания.
6.2.
В случае если отдельные нормы настоящего Положения вступят в
противоречие с действующим законодательством, применяются нормы действующего
законодательства, а Положение действует в части, не противоречащей действующему
законодательству.
6.3.
С момента утверждения настоящего Положения Собранием Положение «Об
Общем собрании акционеров ОАО «ГМК «Норильский никельª, утвержденное решением
Общего собрания акционеров Общества
(Протокол от
12.10.2007
№ ГМК/пр-ВОСА),
утрачивает силу.
16
Информация о порядке предоставления копий документов ПАО «ГМК «Норильский никель» по
требованию владельцев ценных бумаг компании и иных заинтересованных лиц.
Информация, подлежащая раскрытию, размещена на корпоративном интернет-сайте
ПАО «ГМК «Норильский никель»: https://www.nornickel.ru/, а также на странице,
предоставляемой одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, —
ООО «Интерфакс-ЦРКИ»: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=564.
Общество предоставляет акционерам по их требованию документы и информацию в
соответствии с Федеральным законом от
26.12.1995
№ 208-ФЗ «Об акционерных
обществах» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Копии документов, которые должны быть предоставлены заинтересованным лицам в
соответствии с действующим законодательством РФ, предоставляются таким лицам по их
письменному требованию, в срок не более
7 рабочих дней со дня предъявления
соответствующего требования. Предоставление информации о подконтрольных Обществу
организациях осуществляется в том же порядке, что предоставление информации об
Обществе.
Копии документов, срок хранения которых в соответствии с законодательством Российской
Федерации не является постоянным, предоставляются по требованию акционеров
Общества и иных заинтересованных лиц в течение установленных для таких документов
сроков хранения.
Копии документов предоставляются за плату, не превышающую расходы по их
изготовлению.
Банковские реквизиты ПАО
«ГМК «Норильский никель» для оплаты расходов по
изготовлению копий документов:
ИНН 8401005730
КПП 997550001
Расчетный счет 40702810800001014636
в ПАО «РОСБАНК», г. Москва
ИНН 7730060164
БИК 044525256
Корреспондентский счет № 30101810000000000256
Плата за изготовление копий документов составляет 4,24 рубля (без учета НДС) за 1
страницу формата А4.
Копии документов ПАО
«ГМК «Норильский никель» предоставляются акционерам
Общества и иным заинтересованным лицам по адресу: 1-ый Красногвардейский пр., д. 15,
Москва, Россия, 123100.
УТВЕРЖДЕНА
Решением Совета директоров
ПАО «ГМК «Норильский никель»
от 18 сентября 2017 г.
№ ГМК/31-пр-сд
Политика
ПАО «ГМК «Норильский никель»
в области антикоррупционной деятельности
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
Содержание
1. Область применения
3
2. Нормативные ссылки
4
3. Термины, определения и сокращения
6
4. Принципы деятельности в области противодействия коррупции
9
5. Объекты и субъекты управления деятельностью в области противодействия
коррупции
9
6.
Правила, требования и ограничения управления и осуществления
антикоррупционной деятельности
13
7. Ответственность
21
2
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
1.1. Настоящая Политика ПАО
«ГМК
«Норильский никель» в области
антикоррупционной деятельности (далее - Политика) является базовым документом
ПАО «ГМК Норильский никель»
(далее
- компания) в сфере противодействия
коррупции и определяет основные задачи, принципы и направления
антикоррупционной деятельности компании.
1.2. Политика разработана в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации, применимым законодательством, Уставом компании и иными
внутренними документами компании.
1.3. Политика направлена на предупреждение, выявление и устранение
(минимизацию) причин и условий, порождающих коррупцию, соблюдение норм
применимого
антикоррупционного
законодательства,
формирование
антикоррупционного сознания, характеризующегося нетерпимостью работников,
акционеров, членов Совета директоров/Правления, контрагентов компании к
коррупционным проявлениям.
1.4. Основными задачами настоящей Политики являются:
формирование у работников, акционеров, контрагентов, членов Совета
директоров/Правления, работников компании антикоррупционного корпоративного
сознания, единообразного понимания позиции компании о неприятии коррупции в
любых формах и проявлениях;
минимизация
риска
вовлечения
компании,
членов
Совета
директоров/Правления, работников компании, независимо от занимаемой
должности, а также организаций корпоративной структуры компании (далее - ОКС),
контрагентов компании, иных лиц, действующих от имени компании в
коррупционную деятельность;
предупреждение коррупционных проявлений и обеспечение ответственности
за коррупционные проявления;
возмещение вреда, причиненного коррупционными проявлениями;
проведение регулярного антикоррупционного мониторинга, в том числе на
предмет достаточности и эффективности реализуемых антикоррупционных мер;
установление обязанности работников компании по знанию и соблюдению
норм применимого антикоррупционного законодательства и настоящей Политики.
1.5. Положения Политики, закрепленные в ней принципы и требования
обязательны для соблюдения членами Совета директоров/Правления и всеми
работниками компании.
1.6. Действие Политики распространяется на представителей компании и
контрагентов, включая иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц
публичных международных организаций. Соответствующие обязанности
закрепляются в договорах, заключаемых с вышеуказанными лицами, в их внутренних
документах либо прямо предусматриваются применимым законодательством.
1.7. Российские организации корпоративной структуры, входящие в Группу
компаний
«Норильский никель»
(далее
- РОКС НН), принимают собственные
антикоррупционные политики, соответствующие требованиям настоящей Политики.
1.8. Компания прилагает необходимые объективно возможные усилия для
соблюдения основополагающих принципов и требований настоящей Политики в ОКС.
3
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
1.9. Настоящую Политику следует рассматривать совместно с документами,
регламентирующими коммерческую, природоохранную и социальную деятельность
компании и вопросы корпоративного управления.
1.10. Компания обеспечивает соблюдение требований применимого
законодательства Российской Федерации и других стран, на территории которых она
осуществляет свою деятельность, применимых норм международного права, а также
положений своих внутренних документов.
1.11. Компания обеспечивает представление своевременной и точной
информации о реализации мер и инициатив по противодействию коррупции,
внедряемых во всех РОКС НН. Компания отчитывается о реализации мер и
инициатив по данному направлению в своих годовых отчетах и ежегодных отчетах о
корпоративной социальной ответственности.
1.12. Компания на постоянной основе актуализирует и совершенствует
настоящую Политику для обеспечения ее соответствия международным стандартам.
При наличии информации о готовящихся или свершившихся фактах коррупции
необходимо обращаться в Службу корпоративного доверия:
Тел.: +7 800 700 1941; +7 800 700 1945
E-mail:skd@nornik.ru
2. Нормативные ссылки
Резолюция Генеральной
Конвенция Организации Объединённых
Ассамблеи ООН от 31.10.2003
Наций против коррупции
№ 58/4
Заключена в г. Страсбурге
Конвенция об уголовной ответственности
27.01.1999, для Российской
за коррупцию
Федерации данный документ
вступил в силу с 01.02.2007
Федеральный закон от
«О ратификации Конвенции Организации
08.03.2006 № 40-ФЗ
Объединённых наций против коррупции»
Федеральный закон от
«О ратификации Конвенции об уголовной
25.07.2006 № 125-ФЗ
ответственности за коррупцию»
Федеральный закон от
«О противодействии коррупции»
25.12.2008 № 273-ФЗ
Федеральный закон от
«О
противодействии
легализации
07.08.2001 № 115-ФЗ
(отмыванию)
доходов,
полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма»
Указ Президента Российской
«О национальном плане противодействия
Федерации от 01.04.2016 № 147
коррупции на 2016 - 2017 годы»
4
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
Группа разработки финансовых
Международные
стандарты
по
мер борьбы с отмыванием
противодействию
отмыванию
денег,
денег (ФАТФ), февраль 2012
финансированию
терроризма
и
года
финансированию распространения оружия
массового уничтожения
(Рекомендации
ФАТФ)
Принят 15.11.2003 на 22-ом
Основы
законодательства
об
пленарном заседании
антикоррупционной политике
(модельный
Межпарламентской Ассамблеи
закон)
государств-участников СНГ
Постановлением № 22-15
Разработаны Министерством
Методические рекомендации по разработке
труда и социальной защиты
и принятию организациями мер по
Российской Федерации
предупреждению и противодействию
08.11.2013
коррупции
Принята Торгово-
Антикоррупционная хартия российского
промышленной палатой России,
бизнеса
Общероссийской общественной
организацией «Деловая
Россия», Общероссийской
общественной организацией
малого и среднего
предпринимательства «Опора
России», Российским союзом
промышленников
и предпринимателей 20.09.2012
Протокол № ГМК/62-пр-сд
Кодекс деловой этики ОАО
«ГМК
«Норильский никель»
от 29.12.2012
Протокол № ГМК/27-пр-сд
Кодекс корпоративного поведения и
деловой этики членов Совета директоров
от 11.09.2014
П ГМК-НН 13-012 2007
Положение
о
благотворительной
деятельности ОАО
«ГМК
«Норильский
никель»
П ГМК-НН 112-004-2015
Положение
о
предотвращении
и
урегулировании конфликта интересов
в
ПАО «ГМК «Норильский никель»
П ГМК-ГО 112-001-2017
Положение о Комиссии по урегулированию
конфликта интересов в Главном офисе ПАО
«ГМК «Норильский никель»
5
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
П ГМК-НН 112-003-2015
Положение «Обмен деловыми подарками»
Р ГМК-ГО 112-001-2016
Регламент проведения антикоррупционной
экспертизы внутренних документов в
Главном офисе ПАО
«ГМК
«Норильский
никель»
3. Термины, определения и сокращения
3.1.
В настоящей Политике применены термины с соответствующими
определениями:
3.1.1. Антикоррупционная деятельность: деятельность субъектов
Политики, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение
причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям
(факторам) и
конфликту интересов.
3.1.2. Антикоррупционный мониторинг: мониторинг проводимых в
компании мероприятий в области противодействия коррупции, осуществляемый с
целью обеспечения оценки эффективности указанных мероприятий, оценки и
прогноза коррупционных факторов и сигналов; анализа и оценки данных,
полученных в результате наблюдения; разработки прогнозов будущего состояния и
тенденций развития.
3.1.3. Антикоррупционная оговорка: раздел договорных документов,
декларирующий реализацию компанией мер по противодействию коррупции и
развитие не допускающей коррупционных проявлений культуры.
3.1.4. Антикоррупционная экспертиза: деятельность по предупреждению
включения в проекты документов, положений, способствующих созданию условий
для проявления коррупции; по выявлению и устранению таких положений в
действующих документах.
3.1.5. Вознаграждение за упрощение формальностей: платеж,
осуществляемый в пользу государственного служащего с целью обеспечения или
ускорения выполнения им стандартной процедуры или услуги в рамках своих
обязанностей
(например, платежи за ускорение процедур получения лицензий,
разрешений, виз и т.д.). Вознаграждение за упрощение формальностей отличается
от официальных сборов, информация о которых находится в открытом доступе.
3.1.6. Дача взятки: дача взятки должностному лицу, иностранному
должностному лицу либо должностному лицу публичной международной
организации лично или через посредника (статья 291 Уголовного кодекса Российской
Федерации).
3.1.7. Единоличный исполнительный орган РОКС НН: лицо,
осуществляющее руководство текущей деятельностью российской организации
корпоративной структуры, входящей в Группу компаний «Норильский никель».
3.1.8. Злоупотребление
полномочиями:
использование
лицом,
выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации,
своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях
6
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда
другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и
законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам
общества или государства (статья 201 Уголовного кодекса Российской Федерации).
3.1.9. Конфликт
интересов:
ситуация,
при
которой
личная
заинтересованность (прямая или косвенная) работника компании влияет или может
повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных
(служебных)
обязанностей, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между
личной заинтересованностью работника компании и правами, и законными
интересами компании, способное привести к причинению вреда интересам компании.
3.1.10. Коммерческий подкуп: незаконная передача лицу, выполняющему
управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных
бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера,
предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в
интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в
коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно
незаконное пользование услугами имущественного характера или другими
имущественными правами за совершение действий
(бездействия) в интересах
дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (статья 204
Уголовного кодекса Российской Федерации).
3.1.11. Коррупция
(в коммерческих организациях): дача взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное
использование работниками своего положения вопреки законным интересам
компании в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или
услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для
третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу
другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в
интересах юридического лица.
3.1.12. Коррупционные проявления (факторы): действия (бездействие)
работников компании, органов управления компании и третьих лиц, положения
внутренних документов компании, содержащие признаки коррупции или
способствующие ее проявлениям.
3.1.13. Посредничество во взяточничестве: непосредственная передача
взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное
способствование взяткодателю и
(или) взяткополучателю в достижении, либо
реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
3.1.14. Посредничество в коммерческом подкупе: непосредственная
передача предмета коммерческого подкупа
(незаконного вознаграждения) по
поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица,
получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим
лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и
получении предмета коммерческого подкупа.
3.1.15. Предконфликтная ситуация: ситуация, при которой у членов
Совета директоров/Правления, работников компании, ее представителей, при
7
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
осуществлении ими своей служебной или профессиональной деятельности возникает
личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов.
3.1.16. Представительство: обособленное подразделение компании,
расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы
юридического лица и осуществляет их защиту.
3.1.17. Структурное подразделение: подразделение ПАО
«ГМК
«Норильский никель», являющееся исполнителем отдельных процессов, функций,
работ, участвующее в хозяйственной деятельности ПАО «ГМК «Норильский никель»,
но не имеющее хозяйственной самостоятельности в рамках гражданско-правового
оборота.
3.1.18. Структурное подразделение ГО компании, ответственное за
внедрение антикоррупционных процедур: Департамент корпоративных
отношений.
3.1.19. Структурное
подразделение филиала/представительства
компании, ответственное за внедрение антикоррупционных процедур:
структурное подразделение филиала/представительства ПАО
«ГМК
«Норильский
никель», ответственное за внедрение антикоррупционных процедур, назначенное
соответствующим приказом директора филиала/представительства ПАО
«ГМК
«Норильский никель».
3.1.20. Филиал: обособленное подразделение компании, расположенное вне
места ее нахождения и осуществляющее все ее функции или их часть, в том числе
функции представительства.
3.2. В настоящей Политике применены следующие сокращения:
ГО
Главный офис ПАО «ГМК «Норильский никель»
Кадровые службы
структурные подразделения или должностные лица,
Компании
выполняющие функции оформления трудовых
отношений с работниками Компании
Кодекс деловой этики
Кодекс деловой этики ОАО «ГМК «Норильский никель»
Кодекс корпоративного
Кодекс корпоративного поведения и деловой этики
поведения и деловой
членов Совета директоров ОАО «ГМК «Норильский
этики членов Совета
никель»
директоров
ОКС
Организации корпоративной структуры компании, не
входящие в Группу компаний «Норильский никель»
ОКС НН
Организации корпоративной структуры, входящие в
Группу компаний «Норильский никель»
Ответственный
Первый вице-президент - руководитель Блока
руководитель компании
корпоративных, акционерных и правовых вопросов ПАО
«ГМК «Норильский никель»
8
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
РОКС НН
Российские организации корпоративной структуры,
входящие в Группу компаний «Норильский никель»
Правление ПАО «ГМК
Правление
«Норильский никель»
Службы безопасности
Блок корпоративной защиты Главного офиса компании и
подразделения по безопасности и режиму (в т.ч.,
заместители/советники руководителей) структурных
подразделений, филиалов/представительства и ОКС НН
Совет директоров ПАО
Совет директоров
«ГМК «Норильский
никель»
4. Принципы деятельности в области противодействия коррупции
Компания основывает деятельность в области противодействия коррупции на
следующих принципах:
4.1. Неприятие коррупции в любых формах и проявлениях при осуществлении
текущей деятельности и стратегических проектов, в том числе во взаимодействии с
работниками компании, членами Совета директоров/Правления, акционерами,
контрагентами, представителями третьих лиц и органов власти, самоуправления,
политических партий и иными лицами.
4.2. Минимизация риска установления деловых отношений с контрагентами,
которые могут быть вовлечены в коррупционную деятельность или толерантны к
коррупционным проявлениям.
4.3.
«Тон сверху». Члены Совета директоров/Правления и топ-менеджмент
компании задают этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и
проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением.
4.4. Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
4.5. Недопустимость
установления
привилегий
и
иммунитетов,
ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к
ответственности работников/определенной группы работников компании,
причастных к коррупционным проявлениям.
4.6. Недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции
и мерах в области противодействия коррупции.
4.7. Мониторинг и контроль. Компания осуществляет мониторинг внедренных
процедур по предотвращению коррупции, контролирует их соблюдение и регулярно
совершенствует их.
5. Объекты и субъекты управления деятельностью в области
противодействия коррупции
9
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
5.1. Объектами управления деятельностью в области противодействия
коррупции являются коррупционные проявления (факторы), конфликт интересов и
связанные с ними риски.
5.2. Управление объектами деятельности по противодействию коррупции
состоит в выявлении, изучении, ограничении и/или устранении причин и условий,
способствующих коррупции и возникновению конфликта интересов.
5.3. Субъектами управления деятельностью в области противодействия
коррупции являются:
Совет директоров;
Президент компании;
Ответственный руководитель компании;
структурное подразделение ГО компании, ответственное за внедрение
антикоррупционных процедур;
Кадровые службы компании;
структурное
подразделение
филиала/представительства
компании,
ответственное за внедрение антикоррупционных процедур;
Службы безопасности;
директора филиалов/представительства компании;
единоличные исполнительные органы РОКС НН.
5.3.1. К функциям Совета директоров как субъекта управления в области
антикоррупционной деятельности относится определение ключевых стратегических
направлений деятельности в области противодействия коррупции и контроль
эффективности их реализации.
5.3.2. К функциям Президента компании как субъекта управления в
области антикоррупционной деятельности относится организация мероприятий,
направленных на реализацию принципов и требований настоящей Политики.
5.3.3. К функциям Ответственного руководителя компании как субъекта
управления в области антикоррупционной деятельности относится:
методологическое обеспечение деятельности в области противодействия
коррупции и исполнения требований настоящей Политики;
организация соответствия деятельности компании законодательным
требованиям в области противодействия коррупции, в том числе путем организации
комплаенс-мероприятий и комплаенс-контроля в рамках своей компетенции;
контроль за деятельностью структурного подразделения ГО компании,
ответственного за внедрение антикоррупционных процедур.
5.3.4. К
функциям структурного подразделения ГО компании,
ответственного за внедрение антикоррупционных процедур как субъекта управления
в области антикоррупционной деятельности относится:
организация мероприятий, направленных на реализацию принципов и
требований
настоящей
Политики,
формирование
антикоррупционного
корпоративного сознания;
10
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
осуществление мероприятий, направленных на предупреждение, выявление,
рассмотрение коррупционных проявлений, конфликта интересов в пределах своей
компетенции и в установленном внутренними документами компании порядке;
взаимодействие
со
структурными
подразделениями
компании,
обособленными структурными подразделениями
(филиалами/представительством)
компании в области реализации настоящей Политики в соответствии с их
функциональными обязанностями;
координация процесса идентификации коррупционных рисков, характерных
для областей деятельности компании, в пределах своей компетенции и в
установленном внутренними документами компании порядке;
выборочный контроль (в том числе, при необходимости, путем выездных
проверок) соблюдения компанией принципов настоящей Политики;
проведение антикоррупционной экспертизы внутренних документов
компании;
антикоррупционный мониторинг мер и мероприятий, проводимых в рамках
реализации настоящей Политики;
разработка документов компании в сфере противодействия коррупции и
инициирование их актуализации;
взаимодействие с органами государственной власти и органами местного
самоуправления, научными и образовательными организациями и учреждениями,
иными лицами (физическими и юридическими) в сфере противодействия коррупции
в пределах своей компетенции и в установленном внутренними документами
компании порядке;
мониторинг применимого антикоррупционного законодательства;
актуализация настоящей Политики, а также проведение иных необходимых
мероприятий при выявлении недостаточно эффективных положений настоящей
Политики либо при изменении требований применимого законодательства;
подготовка ежегодной отчетности о реализации компанией мер в области
противодействия коррупции на основании антикоррупционного мониторинга;
организация размещения информации о мерах в области противодействия
коррупции в свободном доступе способами, установленными внутренними
документами компании.
5.3.5. К функциям Кадровых служб компании как субъекта управления в
области антикоррупционной деятельности относятся:
организация подписания дополнительных соглашений к трудовым договорам
с работниками, закрепляющим обязанности по противодействию коррупции и
ответственность за их несоблюдение;
организационное сопровождение обучающих мероприятий в пределах
компетенции и в порядке, установленном внутренними документами компании;
реализация иных функций в области антикоррупционной деятельности в
пределах своей компетенции и в установленном внутренними документами компании
порядке.
11
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
5.3.6. К
функциям
структурного
подразделения
филиала/представительства компании, ответственного за внедрение
антикоррупционных процедур как субъекта управления в области
антикоррупционной деятельности относится:
реализация мероприятий, направленных на предупреждение и
противодействие коррупции в соответствующем филиале/представительстве
компании;
взаимодействие
со
структурными
подразделениями
филиала/представительства компании, в целях реализации положений настоящей
Политики;
идентификация коррупционных рисков, характерных для областей
деятельности филиала/представительства компании;
проведение антикоррупционной экспертизы внутренних документов
филиала/представительства компании;
актуализация внутренних документов филиала/представительства компании
в сфере противодействия коррупции;
обобщение и анализ мероприятий по предупреждению и противодействию
коррупции, реализуемых в филиале/представительстве компании;
подготовка и направление в структурное подразделение ГО компании,
ответственное за внедрение антикоррупционных процедур, отчетности о реализации
в филиале/представительстве компании мероприятий по предупреждению и
противодействию коррупции и о результатах проведения антикоррупционной
экспертизы внутренних документов филиала/представительства компании в
соответствии с порядком, установленном внутренними документами компании;
предоставление оперативной информации в структурное подразделение ГО
компании, ответственное за внедрение антикоррупционных процедур, о реализации
требований настоящей Политики по соответствующему запросу;
реализация иных функций, необходимых для достижения целей настоящей
Политики, определенных приказом директора филиала/представительства компании.
5.3.7. К функциям Служб безопасности как субъекта управления в области
антикоррупционной деятельности относится:
осуществление мероприятий по противодействию попыткам контрагентов по
вовлечению работников компании и ОКС НН в коррупционные отношения;
проведение проверочных мероприятий в отношении кандидатов на
вакантные должности в ГО компании, а также в рамках корпоративных процедур в
отношении кандидатов на руководящие должности филиалов, представительства
Компании и ОКС НН, в пределах своей компетенции и в установленном внутренними
документами компании порядке;
получение сведений и сбор первичной информации о проявлениях
коррупционного характера среди работников компании либо в отношении них,
инициирование соответствующих мер реагирования по выявленным фактам;
квалификация выявленных действий (бездействий) работников компании,
органов управления компании и третьих лиц, в качестве коррупционных проявлений;
12
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
организация проведения служебных расследований по сообщениям о
противоправных действиях коррупционной направленности;
ведение учета коррупционных проявлений и предпринятых мер по
выявленным случаям коррупции, информирование по ним структурного
подразделения компании, ответственного за внедрение антикоррупционных
процедур;
идентификация рисков коррупционных проявлений в пределах своей
компетенции и в установленном внутренними документами компании порядке;
подготовка заявлений в правоохранительные органы об уголовном
преследовании лиц, подозреваемых в совершении указанных выше деяний,
сопровождение расследования уголовных дел подобной категории;
взаимодействие с правоохранительными органами по иным вопросам,
связанным с противодействием коррупции, в пределах своей компетенции и в
установленном в компании порядке;
реализация иных функций в области антикоррупционной деятельности в
пределах своей компетенции и в установленном внутренними документами компании
порядке.
5.3.8. К
функциям руководителей филиалов/представительства
компании как субъекта управления в области антикоррупционной деятельности
относится организация соблюдения и исполнения принципов и требований
настоящей Политики, а также документов, изданных в ее развитие, в ходе текущей
деятельности соответствующего филиала/представительства с учетом особенностей
организационной структуры, включая назначение ответственных лиц.
5.3.9. К функциям единоличных исполнительных органов РОКС НН как
субъекта управления в области антикоррупционной деятельности относится:
инициирование внедрения в РОКС НН собственных политик в сфере
антикоррупционной деятельности с учетом требований настоящей Политики и
применимого законодательства;
организация соблюдения закрепленных в настоящей Политике принципов и
требований в ходе осуществления производственно-хозяйственной деятельности
РОКС НН.
6. Правила, требования и ограничения управления и осуществления
антикоррупционной деятельности
Компания при реализации деятельности в области противодействия коррупции
выделяет ряд приоритетных направлений, в отношении которых устанавливаются
следующие ограничения и правила:
6.1. Антикоррупционная экспертиза
6.1.1. Компания осуществляет проверку внутренних документов на
соответствие антикоррупционным требованиям; наличие в документах
коррупциогенных факторов не допускается.
6.1.2. Под коррупциогенными факторами понимаются положения внутренних
документов и их проектов, устанавливающие:
13
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность
необоснованного применения исключений из общих правил
(отсутствие или
неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения; отсутствие или
неполнота регламентации предусматриваемых в документах процедур; наличие
дублирующих полномочий; диспозитивное
(вариативное, излишне свободное)
установление возможности совершения действий; возможность необоснованного
установления исключений по сравнению с закрепленным порядком; возможность
выборочного, ничем не обусловленного изменения объема прав; излишне широкий
спектр бланкетных и отсылочных положений в документах);
неопределенные требования, тем самым создающие условия для появления
коррупции (отсутствие четкой регламентации прав, употребление неустоявшихся,
двусмысленных терминов и категорий оценочного характера
(юридико-
лингвистическая неопределенность).
6.1.3. Структурное подразделение ГО компании, ответственное за внедрение
антикоррупционных процедур, разрабатывает принципы и порядок проведения
антикоррупционной экспертизы документов, осуществляет методологическую
помощь при проведении антикоррупционной экспертизы.
6.2. Закупочная деятельность
Компания в целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения
гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других
злоупотреблений внедряет систему антикоррупционного контроля закупочной
деятельности компании в порядке, установленном внутренними документами
компании и основанной на:
тщательном планировании потребности в продукции;
информационной открытости закупок;
создании конкурентной среды в целях экономически эффективного
расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и
реализации мер, направленных на сокращение издержек компании;
равноправии, справедливости, отсутствии дискриминации и необоснованных
ограничений по отношению к участникам закупок;
честном и разумном выборе наиболее предпочтительных предложений при
комплексном анализе выгод и издержек (прежде всего цены и качества продукции)
на основании объективных критериев и анализа рынка;
предотвращении коррупционных проявлений, конфликта интересов и иных
злоупотреблений в ходе проведения закупочных процедур.
6.3. Антикоррупционный мониторинг
6.3.1. Антикоррупционный мониторинг в компании включает мониторинг
антикоррупционных мер и мероприятий, проводимых в рамках реализации
настоящей Политики, а также выявленных фактов коррупции и способов их
устранения.
6.3.2. Основными направлениями антикоррупционного мониторинга являются:
обобщение и анализ результатов антикоррупционной экспертизы
внутренних документов компании;
14
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
изучение мнения работников о состоянии коррупции в компании и
эффективности принимаемых антикоррупционных мер;
анализ исполнения антикоррупционных мероприятий, предусмотренных
внутренними документами компании;
изучение и анализ отчетности о выявленных в компании фактах коррупции,
оценка и прогноз коррупциогенных факторов и сигналов;
анализ жалоб и обращений физических и юридических лиц о
коррупционных проявлениях в компании;
изучение и анализ принимаемых в компании мер по противодействию
коррупции.
6.4. Рассмотрение и разрешение информации о возможных фактах коррупции
6.4.1. Компания декларирует информационную открытость в борьбе с
коррупцией.
6.4.2. Компания стремится к созданию эффективной системы рассмотрения и
разрешения обращений о фактах коррупции в компании, подготовке ответов в сроки,
установленные законодательством Российской Федерации и внутренними
документами компании.
6.4.3. В компании осуществляется прием обращений работников, контрагентов
и иных лиц (физических и юридических) о фактах коррупции с использованием
интерактивного канала взаимодействия с заявителями (включая телефон Службы
корпоративного доверия, посредством почты, личного приема и т.д.) и их
рассмотрение, в том числе в соответствующих Комиссиях в ГО компании, филиалах,
представительстве и РОКС НН.
6.4.4. Компания стремится к созданию комплекса эффективных мер по
проверке информации о возможных фактах коррупции, а в случае их подтверждения
- к устранению (минимизации) их последствий и причин, им способствующих.
6.4.5. Компания в порядке, установленном внутренними документами
компании, вправе проводить служебные проверки по каждому обоснованному
подозрению или установленному факту коррупции в рамках и в соответствии с
требованиями, установленными применимым законодательством.
6.5. Управление конфликтом интересов
6.5.1. В компании проводятся мероприятия по соблюдению норм
корпоративной этики
(в том числе определенных Кодексом деловой этики и
Кодексом корпоративного поведения членов Совета директоров), стандартов
корпоративного поведения и урегулированию конфликта интересов.
6.5.2. Компания реализует меры по недопущению возникновения конфликта
интересов, которые направлены на исключение возможности получения выгоды
лично или через посредника вследствие наличия у работников компании или членов
их семей, в том числе лиц, находящихся с ними в отношениях близкого родства или
свойства
(родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры,
родители, дети супругов и супруги детей), прав, предоставляющих такую
возможность в результате использования ими служебного положения.
15
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
6.5.3. Компания стремится к недопущению и своевременному разрешению
предконфликтных ситуаций среди работников компании.
6.5.4. Компания применяет меры корпоративного воздействия к работникам
компании в случаях их неправомерных действий в условиях конфликта интересов.
6.6. Взаимодействие с контрагентами
6.6.1. Компания стремится иметь деловые отношения с контрагентами,
поддерживающими положения настоящей Политики и реализующими меры по
противодействию коррупции.
6.6.2. В Компании внедряются меры по закреплению принципов
противодействия коррупции при заключении договоров с контрагентами
(антикоррупционная оговорка).
6.6.3. Компания отказывается от стимулирования каким-либо образом
работников контрагентов, в том числе путем предоставления денежных сумм,
подарков, безвозмездного выполнения в их адрес работ
(услуг) и другими, не
поименованными здесь способами, ставящего работника контрагента в
определенную зависимость и направленного на обеспечение выполнения этим
работником каких-либо действий в пользу компании.
6.6.4. Компания осуществляет прозрачную финансовую деятельность с
контрагентами и поддерживает государственную политику по выводу национальной
экономики и ее стратегических отраслей из «офшорной тени».
6.6.5. Если у компании есть основания полагать, что ее контрагент не
соблюдает положения настоящей Политики, компания обязуется оказывать
контрагенту необходимое содействие и прилагать усилия для обеспечения
соблюдения таким контрагентом соответствующих требований. Если по истечении
разумного периода времени контрагент не демонстрирует готовности соблюдать
требования в области противодействия коррупции, компания применяет к такому
контрагенту соответствующие меры, предусмотренные договором, вплоть до его
расторжения.
6.7. Формирование высшего управленческого состава компании
Согласование назначения кандидатов на руководящие должности и
освобождения от данных должностей осуществляется с учетом оценки соблюдения
кандидатами требований настоящей Политики.
6.8. Участие в благотворительной деятельности и спонсорство
6.8.1. Благотворительная деятельность компании осуществляется в целях
поддержки благотворительных программ, проектов, инициатив федерального
значения и в регионах присутствия компании и ее филиалов, РОКС НН (ОКС НН),
формирования и укрепления на этой основе имиджа компании как социально
ответственной организации и создания тем самым благоприятной социальной среды
для ее развития. Компания осуществляет социальные инвестиции в целях развития
образовательного, культурного и инфраструктурного потенциала, содействия
развитию прав человека, обеспечения прозрачности деятельности и
противодействия коррупции, а также поддержки экономического развития в
регионах присутствия.
16
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
6.8.2. Компания не осуществляет самостоятельно или через ОКС НН или своих
работников финансирование благотворительных проектов и не выступает в качестве
их спонсора в целях получения или сохранения преимущества в коммерческой
деятельности.
6.8.3. Компания руководствуется принципом прозрачности при осуществлении
спонсорства и благотворительной деятельности в соответствии с применимым
законодательством и внутренними документами компании. Компания обеспечивает
надлежащее отражение всех сумм, перечисляемых в рамках благотворительной
деятельности, в бухгалтерском и налоговом учете и избегает включения положений
о конфиденциальности в спонсорские соглашения в целях сохранения возможности
публичного раскрытия сведений о благотворительных пожертвованиях и
спонсорстве.
6.8.4. Для раскрытия информации о благотворительной и спонсорской
деятельности используется сайт компании в сети Интернет, либо иные средства
массовой информации.
6.8.5. Компания не приемлет взяточничества под видом благотворительных
пожертвований, спонсорской поддержки и социальных инвестиций.
6.8.6. Компания не осуществляет спонсорскую поддержку и не совершает
пожертвований, которые могут быть расценены как взносы на политические цели.
6.9. Участие в политической деятельности
6.9.1. Компания не осуществляет самостоятельно или через РОКС НН (ОКС
НН), а также своих работников и работников РОКС НН (ОКС НН) финансирование
политических партий, общественных объединений в целях получения или
сохранения преимущества в коммерческой деятельности.
6.9.2. Работники компании вправе участвовать в общественных объединениях,
таких как политические партии, общественные организации, общественные
движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной
самодеятельности и иных некоммерческих организациях, созданных в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации, а также в международных
общественных объединениях, целью которых не является получение или сохранение
преимущества для компании в коммерческой деятельности.
6.9.3. Работникам компании при участии в перечисленных общественных
объединениях запрещается предлагать, давать, обещать, или совершать платежи,
вносить имущество, дарить подарки и т.д. от имени компании с целью получения или
сохранения преимущества для компании в коммерческой деятельности.
6.9.4. Политическая или общественная позиция работника компании ни в коей
мере не может расцениваться как политическая или общественная позиция
компании.
6.9.5. Работники компании самостоятельно несут ответственность в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и
применимыми нормами, связанную с участием в общественных объединениях.
6.10. Сотрудничество с государством, содействие осуществлению правосудия и
соблюдению законности
17
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
6.10.1. Компания руководствуется принципом взаимной ответственности
бизнеса и государства, и необходимостью согласованных и целенаправленных
совместных действий по предотвращению коррупции.
6.10.2. Компания не осуществляет самостоятельно или через РОКС НН (ОКС
НН), а также своих работников и работников РОКС НН (ОКС НН) оплату любых
расходов (денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха,
транспортных расходов и иные вознаграждения) за государственных служащих и их
близких родственников (или в их интересах) в целях получения или сохранения
преимущества для компании в коммерческой деятельности.
6.10.3. Взаимодействие компании, ее работников, органов управления
компании с государственными служащими осуществляется в соответствии с
применимым законодательством, включая требования законодательства о
противодействии коррупции.
6.10.4. Работники компании при взаимодействии с государственными
служащими обязаны соблюдать положения настоящей Политики.
6.10.5. Работники компании самостоятельно несут ответственность за
коррупционные проявления при взаимодействии с государственными служащими в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.10.6. Компания оказывает поддержку правоохранительным органам в
выявлении и расследовании фактов коррупции.
6.10.7. Компания признает недопустимость использования незаконных
способов взаимодействия с представителями государственных органов, в том числе
обещание взятки и
(или) вознаграждения за упрощение формальностей,
предложение взятки и (или) вознаграждения за упрощение формальностей или
предоставления какого-либо неправомерного преимущества или выгоды.
6.10.8. Компания оказывает противодействие попыткам легализации доходов,
полученных преступным путем, обеспечивает предоставление в уполномоченные
органы сообщений о подозрительных сделках, а также осуществляет иные
обязательные действия, направленные на противодействие легализации доходов,
полученных преступным путем.
6.11. Взаимодействие с РОКС НН (ОКС НН)
Компания в рамках прав, предоставленных акционеру (участнику, учредителю)
действующим законодательством Российской Федерации, методами корпоративного
управления инициирует внедрение и исполнение в РОКС НН политик в области
антикоррупционной деятельности, аналогичных настоящей, а также прилагает
необходимые объективно возможные усилия для соблюдения основополагающих
принципов и требований настоящей Политики в ОКС НН.
6.12. Финансовый контроль
6.12.1. Компании и ее работникам запрещается привлекать посредников или
иных третьих лиц для совершения каких-либо действий, которые противоречат
принципам и требованиям настоящей Политики или нормам применимого
антикоррупционного законодательства.
6.12.2. Компания обеспечивает реализацию процедур по проверке
посредников и иных третьих лиц для предотвращения и/или выявления описанных
18
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
выше нарушений в целях минимизации и пресечения рисков вовлечения компании в
коррупционную деятельность.
6.12.3. Компания устанавливает и поддерживает эффективный внутренний
контроль, проводит регулярные проверки систем внутреннего контроля для
обеспечения их соответствия антикоррупционным требованиям.
6.12.4. Компания осуществляет контроль документирования хозяйственной
деятельности, связанный с обязанностью ведения финансовой
(бухгалтерской)
отчетности, направленный на предупреждение и выявление следующих нарушений:
создания неофициальной (двойной) отчетности;
проведения неучтенных или неправильно учтенных операций;
ведения учета несуществующих расходов;
отражения обязательств, объект которых неправильно идентифицирован;
намеренного уничтожения бухгалтерской и иной документации ранее
сроков, предусмотренных законодательством.
6.13. Подарки и представительские расходы
6.13.1. Подарки и представительские расходы, в том числе на деловое
гостеприимство, которые работники компании, члены Совета директоров/Правления
могут предоставлять третьим лицам, либо могут получать от третьих лиц, должны
соответствовать совокупности следующих критериев:
быть прямо связаны с законными целями деятельности компании, например,
с презентацией, успешным совершением сделок, общепринятыми праздниками,
такими, как Рождество и Новый год, Международный женский день, памятными
датами и юбилеями;
быть разумно обоснованными, соразмерными, не являться предметами
роскоши;
не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие,
бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие
определенного решения о сделке, соглашении, лицензии, разрешении и т.п. или
попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;
не создавать репутационного риска для компании, ее работников и иных лиц
в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах;
не противоречить принципам и требованиям настоящей Политики, другим
внутренним документам компании, применимому законодательству.
6.13.2. Работникам компании запрещается принимать подарки или иные
знаки внимания, которые способны повлиять либо создать впечатление влияния на
добросовестное и независимое исполнение ими своих трудовых обязанностей.
Работник компании, получивший предложение такого подарка или непосредственно
сам подарок, должен вежливо отказаться от него и исключить (по возможности)
дальнейшие контакты с лицом, предложившим подарок, не соответствующий
установленным внутренними документами компании требованиям.
6.13.3. К участию в представительских мероприятиях допускаются
исключительно лица, имеющие непосредственное отношение к деятельности
19
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
компании. Мероприятия по организации питания в рамках деловых встреч являются
частью международной практики делового общения в случае, если их частота и
стоимость не выходят за разумные пределы. Если работник компании получает
приглашение на масштабное представительское мероприятие, ему следует
предварительно заручиться согласием своего руководителя, поскольку участие в
таком мероприятии может быть сопряжено с риском нарушения работником
компании принципа добросовестного выполнения своих трудовых обязанностей либо
предполагать оказание ответного знака внимания.
6.13.4. Состав,
порядок оформления и оплаты административно-
хозяйственных расходов (в том числе: представительские расходы, лимиты расходов
на представительские мероприятия, перечень должностных лиц, имеющих право на
осуществление представительских расходов, командировочные расходы, мобильная
связь в рамках корпоративного договора и пр.), а также порядок учета подарков и
добровольное медицинское страхование, отражены в соответствующих внутренних
документах компании.
6.13.5. Не допускаются подарки от имени компании, ее работников и
представителей третьим лицам в виде денежных средств
(наличных или
безналичных), денежном эквиваленте (дорожные чеки и иные), а также любых
ценных бумаг (чеки, акции, облигации, опционы) и иным аналогичным образом.
6.13.6. При наличии у работника компании сомнений относительно
допустимости принятия подарка ему следует проконсультироваться со своим
руководителем. В случае, если стоимость дорогого подарка стала известна только
после его получения, следует рассмотреть возможность возврата его дарителю.
6.14. Профилактика коррупции, правовое просвещение и формирование основ
законопослушного поведения работников компании
6.14.1. Компания обеспечивает обучение своих работников и их активное
вовлечение в реализацию антикоррупционных программ, в том числе с целью
формирования антикоррупционного корпоративного сознания. Программы обучения
составляются с учетом задач и должностных обязанностей обучаемых лиц и
периодически пересматриваются с целью повышения эффективности программ.
6.14.2. В целях формирования негативного отношения к коррупционным
проявлениям в компании разрабатываются и реализуются информационно-
просветительские мероприятия в области антикоррупционной деятельности, в том
числе с использованием социальной рекламы и средств наглядной агитации.
6.14.3. Компания создает и совершенствует работу раздела «Предупреждение
и противодействие коррупции» на интернет-сайте компании и корпоративном
интранет-портале, в рамках которого размещается информация о принятых в
компании документах, направленных на борьбу с коррупцией, о проводимых в
компании мероприятиях по противодействию коррупции, ее профилактике,
правовому просвещению и формированию основ законопослушного поведения
работников компании.
6.14.4. Компания проводит вводный инструктаж вновь принимаемых
работников по положениям настоящей Политики и связанных с ней документов, а
также анкетирование и тестирование работников по вопросам отношения к
коррупционным проявлениям.
20
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
6.14.5. В компании разрабатываются и реализуются мероприятия
стимулирующего характера, учитывающие исполнение требований в области
противодействия коррупции.
6.14.6. Компания не подвергает работника санкциям (в том числе увольнению,
понижению в должности, лишению премии), если он сообщил о предполагаемом
факте коррупции, либо если он отказался дать взятку, уплатить вознаграждение за
упрощение формальностей, совершить коммерческий подкуп, оказать
посредничество во взяточничестве/в коммерческом подкупе, ином коррупционном
правонарушении, даже если в результате такого отказа у компании возникли, в том
числе, упущенная выгода или не были получены коммерческие и конкурентные
преимущества.
6.14.7. Компания различными способами стимулирует работников за
предоставление подтверждённой информации о коррупционных проявлениях в
компании.
6.14.8. Компания требует от своих работников, вне зависимости от
занимаемой должности, в рамках выполнения своих должностных обязанностей,
соблюдения настоящей Политики, информируя их о ключевых принципах,
требованиях и санкциях за нарушения. Все работники компании должны
руководствоваться настоящей Политикой и неукоснительно соблюдать в своей
текущей деятельности принципы и требования, закрепленные в Политике, а также в
документах, изданных в ее развитие. С каждым работником компании в
обязательном порядке подписывается обязательство
(соглашение) о соблюдения
принципов и требований настоящей Политики и норм антикоррупционного
законодательства в соответствии с формой, утвержденной соответствующим
приказом Президента компании.
6.14.9. Компания разрабатывает и внедряет механизмы корпоративного
воздействия за совершение коррупционных проявлений.
6.14.10. Соблюдение работниками компании принципов и требований
настоящей Политики учитывается при формировании кадрового резерва для
выдвижения на вышестоящие должности.
7. Ответственность
7.1. Ответственность за организацию и надлежащее функционирование
системы контроля исполнения требований настоящей Политики несет Ответственный
руководитель компании.
7.2. Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений в
настоящую Политику несет руководитель структурного подразделения ГО компании,
ответственного за внедрение антикоррупционных процедур.
7.3. Руководители
филиалов/представительства
компании
несут
ответственность за соблюдение и реализацию работниками соответствующего
филиала/представительства установленных в настоящей Политике принципов,
правил, требований и ограничений управления антикоррупционной деятельностью в
компании.
7.4. Ответственность за обеспечение заключения с работниками компании
дополнительных соглашений к трудовым договорам в области антикоррупционной
деятельности несут руководители Кадровых служб компании.
21
Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области антикоррупционной деятельности
7.5. Члены Совета директоров/Правления и все работники компании вне
зависимости от занимаемой должности несут ответственность за коррупционные
проявления. К мерам ответственности за коррупционные проявления в компании
относятся меры уголовной, административной, гражданско-правовой и
дисциплинарной ответственности в соответствии с применимым законодательством и
меры корпоративного воздействия в соответствии с внутренними документами
компании, трудовыми договорами с работниками.
22

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..