ОБЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКА (СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА). Тесты с ответами и ситуационные задачи (ординатура, 2018 год) - часть 5
Фонд оценочных средств для контроля качества подготовки (текущий
контроль успеваемости, промежуточная аттестация по итогам освоения
дисциплины и задания для самостоятельной работы)
Ситуационные задачи
1. В психиатрический диспансер обратилась гражданка Б. с жалобами на
неадекватное поведение мужа. Муж в течение многих лет злоупотребляет
алкоголем. Отмечается нарушение сна, раздражительность, грубость,
снижение потенции. Жена сообщила, что муж стал подозрительным, ревнивым,
роется во всех вещах, проверяет записную книжку. Считает, что у нее есть
любовник. Летом неожиданно приехал из отпуска, дома устроил обыск,
осматривал нижнее белье жены, был очень возбужден, угрожал расправой.
Последние дни мрачен, ночью не спит, ходит из угла в угол, много курит.
Накануне заявил жене, что он "все знает и скоро положит этому конец".
Укажите наиболее вероятный диагноз.
2. Пациент доставлен в приемный покой многопрофильной больницы с вывихом
левого плеча. Из анамнеза известно, что в течение двух недель массивно
злоупотреблял алкоголем, травму получил на улице в состоянии опьянения.
После вправления вывиха пациент отправлен в палату. Во время вечернего
обхода при осмотре пациент не спит, выгляди тревожным, беспокойным,
суетливым, озирается по сторонам. Во время беседы удается на некоторое
время привлечь внимание пациента, он сообщает о самочувствии, дает
анамнестические сведения. Со слов соседей по палате неадекватно себя
ведет, разговаривает без собеседника, собирает несуществующие предметы в
складках белья. Укажите наиболее вероятный диагноз.
3. Пациент 40 лет обратился к неврологу с жалобами на бессонницу, просит
выписать рецепт на феназепам в таблетках. В ходе беседы сообщает, что
периодически употребляет спиртное. В праздничные дни и во время отпуска
может выпивать по несколько дней подряд. В это время испытывает
выраженные нарушения сна, в течение ночи повторно употребляет алкоголь
«для того, чтобы заснуть». По утрам употребляет пиво «для облегчения
состояния», снятия тревоги и беспокойства. Феназепам принимает последние
6 месяцев по совету знакомых. Для того чтобы спать до утра, необходимо
принять 4-5 таблеток снотворного. Ваша тактика?
4. Пациент 45 лет, длительное время злоупотребляющий спиртными
напитками, в течение недели находился в запое. Прекратил алкоголизацию в
связи с нарастанием интоксикации, развитием
отвращения к спиртному. Через сутки после последнего приема алкоголя у
больного внезапно развился судорожный припадок с потерей сознания, прикусом
языка, непроизвольным мочеиспусканием. Жена больного вызвала бригаду скорой
помощи, и он был госпитализирован в приемный покой дежурной больницы. В
стационаре припадки не повторялись, при осмотре неврологом без очаговой и
менингеальной симптоматики, при осмотре окулистом глазное дно без патологии.
Какова Ваша тактика?
5. Пациент 45 лет в течение двух недель находился в запое, последние двое суток
не употребляет алкоголь из-за отсутствия денег, осмотрен врачом скорой
психиатрической помощи в связи с неадекватным поведением. Со слов соседей по
коммунальной квартире больной разговаривал без собеседника в комнате, стучал по
стене и громко нецензурно бранился. При осмотре пациент заявляет, что слышал
через стену, как соседи по квартире сговариваются с целью завладеть его
комнатой. В ходе беседы с врачом указывает на стену и говорит - «ну вот, они
опять начали». Предположительный диагноз?
6.Студент 22-х лет осмотрен врачом скорой психиатрической помощи в связи с
жалобой соседей по общежитию на его неадекватное поведение. В ходе осмотра
пациент выглядит тревожным, напряженным, сообщает, что в течение двух дней курил
марихуану. Заявляет, что «знает, что за ним следят», «какие-то люди хотят
отобрать его деньги и вещи». Чувствует, что его «подстерегают» в коридоре
общежития. Предположительный диагноз? Тактика?
7. Больная 35 лет в пятый раз в течение последних 3-х лет поступает в
терапевтическое отделение в связи с выраженными диспептическими расстройствами,
потерей веса на 5 кг. При обследовании значимой патологии со стороны
пищеварительной системы не выявлено, назначение спазмолитиков и прокинетиков в
сочетании с ферментным препаратами неэффективно. Обращает на себя внимание
повышенная тревожность, нарушение сна, сниженный фон настроения, сезонный
характер обращений (осень-весна).
К невропатологу направлен больной по поводу нарушений сна. При осмотре сообщил,
что спит очень мало, 1-2 часа за сутки, но, несмотря на это очень деятелен,
активен, ночью занимается литературным творчеством. Во время беседы стремится к
монологу, не дает врачу задать вопрос. Легко соскальзывает на эротические темы,
не удерживает дистанции в общении с врачом, легко переходит на "ты" и
панибратский тон, вступает в конфликты с окружающими. Сообщает о себе, что
является человеком выдающихся способностей, подвижен, мимика яркая, глаза
блестят, слизистые сухие. Предположительный диагноз?
8. Больную в диспансер привела мать. Сообщила, что больная вновь в течение
месяца почти не спит. Очень активна, старается всеми командовать и руководить,
из-за чего постоянно конфликтует с окружающими. В течение последней недели стала
приводить домой случайных знакомых и раздаривать им свои личные вещи, одежду.
Постоянно весела, поет, дома не может усидеть на месте. Во время беседы громко
говорит, легко рифмует слова, быстро переключается с одной темы на другую, в
связи с чем речь непоследовательна. Считает себя самой умной и проницательной,
грозит доктору, что разгадала его планы, но при этом заразительно смеется.
Предположительный диагноз?
9. В поликлинику обратилась больная с жалобами на общее плохое состояние,
похудание, отсутствие желаний, аппетита, запоры. Отмечает стойкое снижение
настроения, которое несколько смягчается к вечеру, кратковременный сон с ранними
пробуждениями, мысли о своей бесперспективности. Периодически приходят мысли о
нежелании жить.Ваша тактика?
10. Больной 44 лет, перенес обширный инфаркт миокарда. До инфаркта хорошо
переносил физические нагрузки, считал себя практически здоровым. Решением МСЭК
ему определена 2-ая группа инвалидности. Направлен на консультацию к психиатру в
связи с суицидными высказываниями. При осмотре: Ориентировка сохранена. Фон
настроения снижен. При разговоре о болезни на глазах появляются слезы. Считает
себя тяжело больным, в ходе беседы быстро утомляется, жалуется на снижение
памяти, трудность концентрации внимания, пессимистически оценивает свои
жизненные перспективы, не верит в выздоровление. Заявляет, что "стыдно быть
иждевенцем в семье". Моторной и идеаторной заторможенности не определяется,
бреда и галлюцинаций нет. Суицидные намерения отрицает ("сказал об этом по
глупости"). Ищет сочувствия, сопереживания. Ваша тактика?
П.Пациентка Б. 52 года, состоит на учете у нефролога по поводу диагноза
хроническая почечная недостаточность, прошла курс лечения в стационаре, имеет 1
группу инвалидности, в прошлом преподаватель в музыкальной школе. Нуждается в
гемодиализе (3 раза в неделю). Стоит подключичный катетер. Состояние пациентки
удовлетворительное, общительна, продолжает вести активный образ жизни несмотря
на тяжесть заболевания, занимается огородом, капает грядки и поднимает тяжести,
иногда нарушает диету и режим дня. Настаивает на отмене инвалидности, чтобы
выйти на работу.
Вопрос: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную
тактику профессионального взаимодействия.
12. Пациент К., 35 лет. 8 месяцев назад перенес обширный инфаркт. Состояние
пациента удовлетворительное. Проживает с матерью, не женат. В данный момент не
работает. Больной подавлен, малообщителен, ограничивает себя в движениях -
боится, что может «снова что-нибудь случиться с сердцем».
Вопрос: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную
тактику профессионального взаимодействия.
13. Пациентка Р., 42 года, замужем, двое детей, предстоит операция по
экстирпации матки. Накануне операции, несмотря на беседу с врачом, больная
встревожена, очень волнуется за исход операции и высказывает опасения по поводу
утраты привлекательности, переживает, как отразиться операция на отношениях с
мужем.
Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную
тактику профессионального взаимодействия.
14. Пациентка Л, 40 лет, не замужем, воспитывает двоих детей. Направляется на
лечение в ООД, диагноз рак молочной железы T1N0M0. О своем диагнозе знает,
высказывает сомнения по поводу необходимости срочной госпитализации. Хочет
лечиться нетрадиционными методами, а «больница подождет».
Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную
тактику профессионального взаимодействия.
15. Пациентка Ш., 27 лет, замужем, есть ребенок 5 лет. Проходит лечение в
стационаре по поводу язвы желудка. Постоянно предъявляет жалобы на боли в
эгипастральной области. Опасается, что язва может «переродиться в рак». Требует
назначить ей дополнительные исследования.
Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную
тактику профессионального взаимодействия.
16.На консультацию пришли родители подростка. Сыну 16 лет. В интерпретации он
ведет себя странно: стал нервным, скрытным. Часто у него «блестят глаза».
Ухудшились успеваемость и поведение.Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о
возможных причинах трудностей клиента ь По каким признакам родители могут
определить, что их ребенок стал употреблять спиртное (другие психоактивные
вещества).Определите основные этапы работы над проблемой.
17. К психологу пришла мама ученицы, которая учится в 10 классе и попросила
помощи. Она рассказала, что ее дочь до 6-7 класса была веселой, активной
девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и одноклассниками,
много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас, она совсем изменилась.
Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в присутствии незнакомых
людей, сторонится компаний и шумных собраний. Стала хуже учиться. Все свободное
время проводит в своей комнате. Придирчиво относится к своей внешности. Живет
своей довольно напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и
подавленном настроении. На искренний разговор не идет. Как вернуть дочь к
нормальной жизни? Что с ней происходит?
Сформулируйте психологическую гипотезу относительно перемен, происходящих с
девушкой? Какие психологические проблемы ее мучают?
18. Мой муж умер в день 13-летия сына. После похорон сын стал очень замкнутым,
хотя до этого он делился со мной своими мыслями и впечатлениями. Замкнутый и
неразговорчивый он везде: и дома, и в школе, в окружении друзей. Такое
впечатление, что он перестал даже интересоваться тем, что до этих трагических
событий его увлекало. Что сделать, чтобы он стал таким, каким был?»
Вопрос:В приведенном выше фрагменте консультативного приема найдите и выделите
наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию.Сформулируйте
возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента Определите
основные этапы работы над проблемой.
19. В консультативный центр обратилась женщина с жалобами на дочь Таню 8 лет. По
словам матери, Таня безответственна и безвольна. Мама полагала, что отсутствие
этих качеств может свидетельствовать о психической патологии, и просила
обследовать девочку.Приходя из школы домой, Таня играла в игрушки и ела
сладости, вместо того чтобы обедать и делать уроки. Затем, по маминому плану,
Таня должна была идти гулять. Мама приходила с работы к 19 ч. Таня весь день
находилась дома одна. Мама часто звонила ей с работы и пыталась контролировать,
но безуспешно. Указания по телефону девочка не выполняла, одна дома не обедала и
уроков не делала.Борясь с безволием и безответственностью, мама убрала на
антресоли все ее игрушки, краски и цветные карандаши. Тогда Таня начала царапать
клеенку на кухонном столе. Заподозрив у девочки психическое заболевание, мама
обратилась за помощью.Сама мама закончила школу с золотой медалью. Она росла в
большой семье в провинциальном городе, в доме всегда были люди. «Со мной никто
не занимался, я все делала сама», - говорила она.Психологическое обследование
Тани никакой патологии не выявило. Оказалось, что она обладает повышенным
уровнем тревожности.
Вопросы:В приведенном выше фрагменте консультативного приема найдите и выделите
наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию.Сформулируйте
возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.
20. Измученная женщина пришла к психологу. Ее интересовал вопрос, как вести себя
со своей 60-летней мамой, которой поставили диагноз: рак. Врачи за месяц
проживания женщины в больнице расписались в собственном бессилии и на днях
выписывают ее домой. Мама, женщина мужественная, прожившая тяжелую жизнь, еще не
знает о действительных масштабах своей болезни. Что говорить, как вести с ней.
Откуда черпать силы перед лицом такого несчастья?Вопросы:0 чем бы вы
разговаривали с женщиной? На что необходимо ее сориентировать?
21. На приеме у психолога две девушки с выпускного курса престижного вуза.
Сейчас преддипломная практика, до защиты диплома остается один месяц. Все
нервные, озабоченные, но как бы ни было тяжело, студенчество находит отдушину и
для общения с друзьями, и для танцев. Вот только в их комнате в последнее время
происходит что-то необъяснимое. Их подруга В. (они живут вместе) ведет себя
как-то странно. Встает «ни свет, ни заря» и садится за книжки, бывает, по 10
часов не поднимается со стула. Перешла на чай, питается в сухомятку, на
приглашение к столу не реагирует. Почти никуда не выходит. Ни с кем не общается.
Стала раздражительной, злой. Раньше она была доброй, приветливой.Самое
интересное то, что чем больше она работает, тем хуже у нее выходит, она, словно
топчется на одном месте. Все трое учатся приблизительно одинаково, но девушки
уже заканчивают написание дипломных работ, а у В., по ее словам, конца еще не
видно. Девушки просили совета, как вывести подругу из этого добровольного
заточения, ведь в последнее время на нее страшно взглянуть: бледная, измученная,
с синяками под глазами.Сформулируйте предварительный диагноз состояния девушки.
Попытайтесь объяснить студенткам, что происходит с их подругой. Как изменить
ситуацию к лучшему?
22. Пихолог рассказывает своему коллеге: «В поле моего внимания попал
десятиклассник, который при анонимном анкетировании признался, что принимает
наркотики. В беседе он сказал, что недавно перестал употреблять их, потому что
они стали дорого стоить. Правда, у меня закралось сомнение, относительно
правдивости его слов, мне кажется, что время от времени он все-таки берется за
старое. У нас с ним сложились неплохие отношения, он доверяет мне, пока еще
прислушивается к моим советам. Поэтому я боюсь потерять его доверие, боюсь
сделать какой-то неправильный шаг. Но с другой стороны, я боюсь, что не
справлюсь сама. Я перечитала
много литературы по проблемам наркомании, в результате еще больше
запуталась и теперь вообще не знаю, что делать дальше. Как помочь
мальчику?»
Чтобы вы посоветовали коллеге, оказавшейся в такой ситуации? Что должен
знать психолог, работая с наркозависимыми?
24. В семейную консультацию обратилась женщина с жалобами на то, что у
нее с мужем без видимых причин происходят постоянные ссоры и скандалы. В
браке они 6 лет. Живут в новой двухкомнатной квартире, воспитывают 3-х
летнего сына. Из беседы стало известно, что ссоры почти всегда возникают
«на пустом месте»: какие-то бытовые мелочи, которых в любой семье бывает
достаточно. Когда предмет недоразумения исчерпан, остается обоюдное
раздражение, которое тлеет до тех пор, пока снова какая-нибудь мелочь не
выведет кого-то из себя.Последнее время женщина начала думать о разводе,
по ее словам: «жалко разрушать семью, ведь муж не пьет, на работе его
уважают, очень любит своего сына, часто с ним играет. Временами в семье
бывают «перемирия», но это продолжается недолго. То очередные
неприятности у мужа на работе, то еще что-то, и снова дает о себе знать
хроническая несовместимость, доводящая до мысли, что так дальше жить
просто невозможно».В чем, по вашему, причина неблагоприятного
психологического климата в семье клиентки? Как можно помочь семье
гармонизировать свои отношения?
Тесты по теме «Медицинская психология»
1. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА
АНАЛИЗЕ
A. высказываний и поступков больного Б. данных лабораторного
обследования
B. МРТ и других методов визуализации мозга
Г. результатов неврологического и соматического состояния больного
2. ТОЧНЕЕ ВСЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ХАРАКТЕРЕ ПАЦИЕНТА МОЖНО СОСТАВИТЬ ПО
ЕГО
1) телосложению
2) намерениям
3) убеждениям
4) поступкам+
3. ДПССИМУЛЯЦИЯ - ЭТО
1) намеренное приуменьшение тяжести болезни+
2) невольное приуменьшение тяжести болезни
3) отрицание болезни
4) намеренное преувеличение тяжести болезни
4. ГИПОНОЗОГНОЗИЯ - ЭТО
A. намеренное приуменьшение тяжести болезни Б. невольное
приуменьшение тяжести болезни+
B. отрицание болезни
Г. намеренное преувеличение тяжести болезни
5. АНОЗОГНОЗИЯ - ЭТО
A. намеренное приуменьшение тяжести болезни
Б.невольное приуменьшение тяжести болезни
B. намеренное преувеличение тяжести болезни
Г. отрицание болезни+
6. ГИПЕРНОЗОГНОЗИЯ - ЭТО
1) намеренное приуменьшение тяжести болезни
2) невольное приуменьшение тяжести болезни
3) намеренное преувеличение тяжести болезни
4) невольное преувеличение тяжести болезни+
7.АГГРАВАЦИЯ - ЭТО
A. намеренное приуменьшение тяжести болезни
Б. невольное приуменьшение тяжести болезни
B. намеренное преувеличение тяжести болезни +
Г. невольное преувеличение тяжести болезни
8. НАИБОЛЕЕ АДАПТИРОВАННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ПАЦИЕНТЫ С
1)анозогнозией
2) диссимуляцией+
3) аггравацией
4) гипернозогнозией
9. ИСТЕРИЧЕСКИЕ БОЛИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИМЕРОМ
А Асимуляции
Б. диссимуляции
В. аггравации
Г. манипуляций+
10. ПРОВЕДЕНИЕ ЭЭГ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ
A. шизофрении
Б.эпилепсии+
B. мании
Г. депрессии
11. НА СНИЖЕНИЕ ПОРОГА СУДОРОЖНОЙ ГОТОВНОСТИ ПРИ ЭПИЛЕПСИИ И
ЭПИЛЕПТИФОРМНЫХ СИНДРОМАХ УКАЗЫВАЮТ
A. синхронизация ритма
Б.десинхронизация ритма
B. эпилептиформные комплексы +
Г. асимметрия ритма
12. АНОМАЛИЯ - ЭТО
1) типичные, присущие большинству людей в данной популяции, формы
поведения, мышления, эмоционального реагирования
2) способ поведения, позволяющий адаптироваться к условиям реальности
3) временное или постоянное отсутствие психологического благополучия,
обусловленное неадаптивными формами поведения, мышления или
эмоционального реагирования
4) патологический процесс, возникающий на фоне здоровья, имеющий
характерную динамику и исход
5) не укладывающиеся в рамки типичного, редко встречающиеся Формы
поведения, влияющие на адаптацию человека+
13. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ
1) психогенного нарушения психики+
2) эндогенного нарушения психики
3) любых психических нарушений
4) органического психического расстройства
5) экзогенно-органических заболеваний головного мозга