Педагогика (050100.62 - Педагогическое
образование, 2 курс). Тесты с ответами - часть 3
ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры
Средневековья и Возрождения Педагогические идеи Средневековья были
сформулированы в трудах …
Винсента
из Бове
Гуго
Сен-Викторского
Клода Гельвеция
Иоганна Гербарта
Решение: Педагогические идеи Средневековья были
сформулированы в трудах Винсента из Бове и Гуго Сен-Викторского.
Гуго Сен-Викторский (1096 –1141) – автор педагогических сочинений
«Дидаскаликон», «Описание карты мира», «О грамматике». В качестве основной
дидактической цели указывал на необходимость увязать смысл жизни человека и его
природы со смыслом обучения вообще. Важнейшими качествами ученика считал
природные способности, усердие, благонравие.
Винсент из Бове (1190–1264) – монах-энциклопедист. В педагогическом трактате «О
воспитании знатных детей» требовал осознанного и радостного смиренного
подчинения ученика учителю, добровольного принятия наказаний с пониманием их
пользы: «Кто не умеет подчиняться, тот не умеет управлять».
Латышина, Д. И. История педагогики (История педагогической мысли и
образования) : учеб. пособие / Д. И. Латышина. – М. :
Гардарики, 2005. – С. 19.
ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры
Средневековья и Возрождения Прогрессивными педагогическими идеями эпохи
Реформации являются…
образование детей всех сословий
обучение на родном языке
отказ от религиозного воспитания
введение
в школьный курс основ естественных наук
Решение: Прогрессивными педагогическими идеями эпохи
Реформации являются идея всеобщего образования детей
всех сословий на родном языке, что должно было в значительной степени облегчить
усвоение и осмысление знаний. Выдвинутая реформаторами идея обязательной
начальной школы была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Вместе
с тем уровень знаний, которыми она обеспечивала, оставался крайне низким,
поскольку основная доля учебного времени отводилась изучению опять же религии.
Пискунов,А.И. История педагогики и
образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX
века: учеб. пособие для вузов / А.И.Пискунов.
– М.: Сфера, 2009. – 496с.
ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Воспитание, образование и педагогическая мысль в эпоху Нового времени Идеи воспитания и образования личности
были предметом исследования таких представителей французского Просвещения,
как …
Д. Дидро
К. Гельвеций
Д. Локк
Р. Оуэн
Решение: Идеи воспитания и образования личности
были предметом исследования таких представителей французского
Просвещения, как Д. Дидро и К. Гельвеций.
К. Гельвеций (1715–1771) создал свое учение о морали, развивал
педагогические идеи, которые изложил в сочинениях «Об уме» и «О человеке, его
умственных способностях и его воспитании». Средством для создания всеобщего
счастья К. Гельвеций считал изменение законов и улучшение воспитания. Для
того чтобы каждый индивид стал талантливым и добродетельным, необходимо
усовершенствовать прежде всего науку и воспитание, полагал К. Гельвеций.
В своем труде «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек»
Д. Дидро (1713–1784) критиковал К. Гельвеция за недооценку задатков,
заложенных в человеке природой, а свои мысли о народном образовании он изложил
в «Плане университета или школы публичного преподавания наук для Российского
правительства», составленном по просьбе Екатерины II. В нем Д. Дидро
наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность
обучения, его бессословность, светскость.
Пискунов, А. И. История педагогики и
образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца
XX века : учеб. пособие для вузов / А. И. Пискунов. –
М. : Сфера, 2009. – 496 с.
ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Воспитание, образование и педагогическая мысль в эпоху Нового времени К трем основным задачам воспитания,
помимо научного образования, Я. А. Коменский относил …
нравственность
религиозность
гражданственность
самопознание
Решение: К трем основным задачам воспитания, помимо
научного образования, Я. А. Коменский относил
нравственность (добродетель) и религиозность (благочестие). Из идеи
пансофии у Я. А. Коменского следует, что истинные требования,
предъявляемые к человеку, заключаются в том, чтобы он: 1) был знающим все
вещи, 2) был владыкою всех вещей и самого себя, 3) себя и все
возводил к Богу – источнику всех вещей.
Пискунов, А. И. История педагогики и
образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца
XX века : учеб. пособие для вузов / А. И. Пискунов. –
М. : Сфера, 2009. – 496 с.
ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Воспитание, образование и педагогическая мысль в эпоху Нового времени Педагогические идеи Дж. Локка,
составившие его концепцию воспитания джентльмена, изложены в таких трактатах,
как …
«Некоторые
мысли о воспитании»
«О
пользовании разумом»
«Всеобщий
совет об исправлении дел человеческих»
«Опыты»
Решение: Педагогические идеи Дж. Локка,
составившие его концепцию воспитания джентльмена, изложены в таких трактатах,
как «Некоторые мысли о воспитании» (1693) и «О пользовании разумом» (1706). В
них он предлагает систему воспитания новой породы деловых и предприимчивых,
физически сильных и закаленных, неприхотливых в быту и утонченных в общении
людей («джентльменов»), которые, по его мнению, необходимы нарождающемуся
буржуазному обществу. Вырастить из ребенка джентльмена можно только в условиях
домашнего воспитания, в благородной и обеспеченной семье при помощи
добродетельного и образованного наставника. В воспитании джентльмена
Дж. Локк выделяет три основных направления: физическое, нравственное и
умственное. Важное внимание также уделяется труду с позиции полезности
подобного рода занятий для здоровья и будущей предпринимательской деятельности.
Пискунов, А. И. История педагогики и
образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца
XX века : учеб. пособие для вузов / А. И. Пискунов. –
М. : Сфера, 2009. – 496 с.
ЗАДАНИЕ N 23 Тема: История педагогики и образования в Новейшее время. Ведущие тенденции
современного развития мирового образовательного процесса В число глобальных образовательных
тенденций входят …
массовый
характер образования и его непрерывность
ориентация
обучения на личность учащихся
приоритет
социальной значимости образования
элементарный
характер образования
Решение: В последние десятилетия изменения в
характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций,
которые получили название «мегатенденций» (М. В. Кларин). К их числу
относятся: массовый характер образования и его непрерывность как новое
качество; значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;
ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;
адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;
ориентация обучения на личность учащихся, обеспечение возможностей его самораскрытия.
Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения
воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для вузов/
А. И. Пискунов. – М. : Сфера, 2009. – 496 с.
ЗАДАНИЕ N 23 Тема: История педагогики и образования в Новейшее время. Ведущие тенденции
современного развития мирового образовательного процесса В число глобальных образовательных
тенденций входят …
массовый
характер образования и его непрерывность
ориентация
обучения на личность учащихся
приоритет
социальной значимости образования
элементарный
характер образования
Решение: В последние десятилетия изменения в
характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций,
которые получили название «мегатенденций» (М. В. Кларин). К их числу
относятся: массовый характер образования и его непрерывность как новое
качество; значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;
ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;
адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;
ориентация обучения на личность учащихся, обеспечение возможностей его
самораскрытия.
Пискунов, А. И. История педагогики и образования. От зарождения
воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие для вузов/ А. И. Пискунов.
– М. : Сфера, 2009. – 496 с.
ЗАДАНИЕ N 23 Тема: История педагогики и образования в Новейшее время. Ведущие тенденции
современного развития мирового образовательного процесса Демократизация образования как глобальная
тенденция его развития реализуется через …
доступность
и преемственность ступеней и уровней образования
предоставление
автономности и самостоятельности образовательным учреждениям
фундаментальность
образовательных программ
ориентацию
образования на «среднего ученика»
Решение: Демократизация образования как глобальная
тенденция его развития реализуется через его доступность и преемственность
ступеней и уровней, а также через предоставление автономности и
самостоятельности образовательным учреждениям.
Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб.
для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. :
Питер, 2003. – 304 с.
ЗАДАНИЕ N 23 Тема: История педагогики и образования в Новейшее время. Ведущие тенденции
современного развития мирового образовательного процесса Концепция проблемного обучения в
зарубежной педагогике разрабатывалась …
Д. Брунером
Б. Блумом
К. Роджерсом
М. Монтессори
Решение: В 60-е гг. XX в. получила
распространение концепция проблемного обучения, выдвинутая Джеромом Сеймуром
Брунером (1915–1998), предлагающая структурирование учебного материала таким
образом, чтобы для его усвоения учащийся был вынужден опираться на интуицию и
эвристическое мышление. Идеи проблемного обучения, разработанные и внедренные
благодаря таким западным ученым, как Дж Кэрролл, Б. Блум,
Дж. Блок, Л. Андерсон, нашли позитивное воплощение в теории и
практике обучения.
Пискунов, А. И. История
педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до
конца XX века. Учеб. пособие для вузов/ А. И. Пискунов. –
М. : Сфера, 2009. – 496 с.
ЗАДАНИЕ N 23 Тема: История педагогики и образования в Новейшее время. Ведущие тенденции
современного развития мирового образовательного процесса Основателями американской педагогики прагматизма
являются…
Д. Дьюи
У. Джеймс
К. Роджерс
М. Монтессори
Решение: Основателями американской педагогики прагматизма
являются Д.Дьюи и У.Джеймс. Уильям Джеймс
(1842–1910) – американский философ, основоположник американского прагматизма и
психолог, автор нескольких книг по психологии, в том числе и психологии
воспитания. Разработал собственную теорию воспитания, в основе которой лежали
идеи приспособления к среде, выступал за широкое введение в школу труда. Джон Дьюи
(1859–1952) – основоположник философии прагматизма, психолог, педагог. Его
творчество в наибольшей степени определило развитие американской педагогики,
оказало заметное влияние на педагогику и образование в других странах мира.
Пискунов,А.И. История педагогики и образования. От зарождения
воспитания в первобытном обществе до конца XX века.
Учеб. пособие для вузов/ А.И.Пискунов. – М.: Сфера,
2009. – 496с.
ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Социализация как контекст социального воспитания К средствам социализации личности
относятся …
элементы
духовной культуры
способы
вскармливания ребенка
воспитательные
организации
армия
Решение: Социализация человека осуществляется
широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того
или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста
социализируемого.
К средствам социализации личности относятся способы вскармливания младенца и
ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения, окружающие человека
продукты материальной культуры, элементы духовной культуры.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под
ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия,
2000. – 200 с.
ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Социализация как контекст социального воспитания С позиций социальной педагогики
социальное воспитание рассматривается как …
контролируемая
часть социализации
механизм
ускорения социализации
процесс
и результат передачи знаний, умений и навыков в процессе обучения
процесс
неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком
Решение: С позиций социальной педагогики
воспитание определяется как относительно социально контролируемый процесс
развития человека в ходе его социализации. Таким образом, социальное воспитание
(как и семейное, и конфессиональное) – лишь составная часть процесса
социализации. При этом социальное воспитание в силу своего целенаправленного характера
может рассматриваться как механизм ускорения социализации.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под
ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия,
2000. – 200 с.
ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Социализация как контекст социального воспитания Эффективность социального воспитания
определяется …
усвоением
и воспроизводством человеком культурных ценностей
готовностью
личности к сознательной активности и самовоспитанию
социальной
мобильностью личности
конформизмом
личности к влиянию социума
Решение: Результаты и позитивная эффективность
воспитания определяются тем, насколько оно обеспечивает усвоение и
воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, а также
готовностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной
творческой деятельности. Важнейший результат воспитания – готовность и способность
человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).
Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студентов пед.
вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. –
М. : Академия, 2000. – 200 с.
ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Социализация как контекст социального воспитания Эффективность социального воспитания
определяется …
усвоением
и воспроизводством человеком культурных ценностей
готовностью
личности к сознательной активности и самовоспитанию
социальной
мобильностью личности
конформизмом
личности к влиянию социума
Решение: Результаты и позитивная эффективность
воспитания определяются тем, насколько оно обеспечивает усвоение и
воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, а также
готовностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной
творческой деятельности. Важнейший результат воспитания – готовность и
способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).
Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студентов пед.
вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. –
М. : Академия, 2000. – 200 с.
ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Социализация как контекст социального воспитания Социально-культурные задачи, решаемые
человеком в процессе социализации, связаны с(со) …
производственно-экономической
деятельностью
участием
в семейной жизни
достижением
определенного уровня физического развития
становлением
самосознания
Решение: На каждом возрастном этапе перед
человеком стоят социально-культурные задачи, связанные с его участием в
семейной жизни, в производственно-экономической деятельности и т.д.
Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные,
ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном
социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются
обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим
окружением человека.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студентов пед.
вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. –
М. : Академия, 2000. – 200 с.
ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Факторы социализации Основными характеристиками страны как
макрофактора социализации являются…
географическое положение
природные условия
культурное развитие
социальные отношения
взаимосвязанные
учреждения и организации, осуществляющие управление
Решение: Основными характеристиками страны как
макрофактора социализации являются географическое положение, природные условия,
культурное развитие. Страна – феномен географически-культурный. Это территория,
выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая
определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или
ограниченным), а может находиться под властью другой страны (то есть быть
колонией или подопечной территорией). На территории одной страны может
существовать несколько государств (например, Южная и Северная Кореи).
Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и
опосредованное влияние на жителей, их жизнедеятельность и социализацию.
Географические и климатические условия принуждают жителей страны из поколения в
поколение к преодолению существующих трудностей либо облегчают труд, а также
хозяйственное развитие страны. Кроме того, доказано, что географические условия
и климат страны влияют на рождаемость и плотность населения.
Мудрик,А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов /
Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:
Академия, 2000. – 200с.
ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Факторы социализации В структуре воспитания как социального
института выделяют …
семейное
религиозное
диссоциальное
национальное
трудовое
Решение: В структуре воспитания как социального
института выделяют семейное, религиозное, социальное, коррекционное и
диссоциальное воспитание, которые отличаются по принципам, целям, содержанию,
средствам, как осознаваемым и формулируемым, так и в еще большей мере
имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в
конкретном обществе.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед.
вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. –
М. : Академия, 2000. – 200 с.
ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Факторы социализации Основными характеристиками страны как
макрофактора социализации являются …
географическое
положение
природные
условия
культурное
развитие
социальные
отношения
взаимосвязанные
учреждения и организации, осуществляющие управление
Решение: Основными характеристиками страны как
макрофактора социализации являются географическое положение, природные условия,
культурное развитие. Страна – феномен географически-культурный. Это территория,
выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая
определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или
ограниченным), а может находиться под властью другой страны (то есть быть
колонией или подопечной территорией). На территории одной страны может
существовать несколько государств (например, Южная и Северная Кореи).
Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и
опосредованное влияние на жителей, их жизнедеятельность и социализацию.
Географические и климатические условия принуждают жителей страны из поколения в
поколение к преодолению существующих трудностей либо облегчают труд, а также
хозяйственное развитие страны. Кроме того, доказано, что географические условия
и климат страны влияют на рождаемость и плотность населения.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под
ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия,
2000. – 200 с.
ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Факторы социализации Соседство как микрофактор социализации характеризуют …
межличностные
связи
определенное
отношение к месту своего проживания
близость
проживания
национальный
менталитет
субкультура
Решение: Соседство как микрофактор социализации
характеризуют межличностные связи, определенное отношение к месту своего
проживания (как к «своей» или «ничьей» территории), порой некоторые общие цели
и совместная деятельность (забота о порядке и т.п.). Соседство представляет
собой некую близко территориально проживающую группу людей (в одном подъезде, в
одном доме, в рядом стоящих индивидуальных домах).
Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под
ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия,
2000. – 200 с.
ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Факторы социализации Средства массовой коммуникации как фактор
относительно направляемой социализации влияет на …
усвоение
людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм
формирование
ценностных ориентаций в сфере политики, экономики, идеологии, права
уровень
просвещения различных слоев населения
сохранение
национальной ментальности
социальную
мобильность личности
Решение: Средства массовой коммуникации как фактор
относительно направляемой социализации влияет на усвоение людьми всех возрастов
широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций
в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр. Кроме того, средства
массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального
образования, просвещения различных слоев населения.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под
ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия,
2000. – 200 с.
ЗАДАНИЕ N 27 Тема: Принципы, содержание и методика социального воспитания К латентным жертвам социализации
относятся …
одаренные
дети
дети
мигрантов
дети-сироты
дети с
пограничными психическими состояниями
Решение: К латентным жертвам социализации
относятся одаренные дети. Латентными жертвами неблагоприятных условий
социализации можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них
задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Процесс и результат
превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных
условий социализации называется виктимизацией.
Мудрик, А. В.Социальная педагогика: учеб. для студ. пед.
вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. –
М. : Академия, 2000. – C. 61.
ЗАДАНИЕ N 28 Тема: Семья как институт социализации К характерным признакам современной семьи
не относится …
жесткая
фиксация семейных ролей
преобладание
нуклеарных семей
увеличение
числа разводов
демократизация
и эгалитаризация отношений в семье
Решение: К характерным признакам современной семьи
не относится жесткая фиксация семейных ролей. К характерным признакам
современной семьи относятся переход от многоядерной (расширенной) семьи
традиционного (патриархального) типа к нуклеарному типу (состоящей только из
детей и родителей); снижение рождаемости; диспропорция в продолжительности
жизни мужчин и женщин; увеличение числа разводов; демократизация и
эгалитаризация отношений в семье; рост числа преступлений на семейно-бытовой
почве; возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях
депривации общения с родителями.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студентов пед.
вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. –
М. : Академия, 2000. – 200 с.
ЗАДАНИЕ N 28 Тема: Семья как институт социализации Мотивы воспитания и родительства,
удовлетворение потребностей детей, стиль общения и взаимодействия с ребенком,
способы разрешения проблемных и конфликтных ситуаций в семье являются
характеристиками …
детско-родительских
отношений
материальных
ресурсов семьи
коммуникативной
функции семьи
психотерапевтической
функции семьи
Решение: Мотивы воспитания и родительства, степень
вовлеченности детей и родителей в детско-родительские отношения, удовлетворение
потребностей детей, стиль общения и взаимодействия с ребенком, способы
разрешения проблемных и конфликтных ситуаций в семье, социальный контроль
(требования и запреты), степень устойчивости и последовательности
семейного воспитания являются характеристиками детско-родительских
отношений.
Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студентов пед.
вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. –
М. : Академия, 2000. – 200 с.
ЗАДАНИЕ N 29 Тема: Понятие педагогической технологии Способы и средства управления своей
деятельностью и организации взаимодействия с учениками называются педагогической…
техникой
технологией
деятельностью
компетентностью
Решение: Способы и средства управления своей
деятельностью и организации взаимодействия с учениками – это педагогическая
техника.
Педагогическая техника выполняет служебную роль и не поможет человеку, не
обладающему ярко выраженной направленностью на взаимодействие с учениками,
глубокими профессиональными знаниями, развитыми педагогическими способностями и
умениями.
Никитина,Н.Н. Введение в педагогическую деятельность:
теория и практика: учеб.-метод. пособие / Н.Н.Никитина,
Н.В.Кислинская. – М.:
Академия, 2006. – С.56.
ЗАДАНИЕ N 29 Тема: Понятие педагогической технологии К основным характеристикам педагогической
деятельности не относится ее _______ характер.
авторитарный
гуманистический
коллективный
творческий
Решение: К основным характеристикам педагогической
деятельности не относится авторитарный характер педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность имеет гуманистический, творческий и коллективный
характер.
Сластенин, В. А. Педагогика : учеб.
пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд.,
стереотип. – М. : Академия, 2003.– С. 6–8.
ЗАДАНИЕ N 29 Тема: Понятие педагогической технологии Технологическая цепочка при выполнении
любых видов педагогической деятельности начинается с …
диагностики
целеполагания
рефлексии
организации
взаимодействия
Решение: Технологическая цепочка при выполнении
любых видов педагогической деятельности начинается с диагностики. Затем
осуществляются: целеполагание – постановка целей и их конкретизация в системе
задач; выбор соответствующего содержания, форм и методов; организация
педагогического взаимодействия; оценка текущих результатов деятельности и их
коррекция; итоговая диагностика; постановка новых целей и задач.
Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность : теория
и практика : учеб.-метод. пособие / Н. Н. Никитина,
Н. В. Кислинская. – М. : Академия, 2006. – С. 56.
ЗАДАНИЕ N 29 Тема: Понятие педагогической технологии Способы и средства управления своей
деятельностью и организации взаимодействия с учениками называются
педагогической…
техникой
технологией
деятельностью
компетентностью
Решение: Способы и средства управления своей
деятельностью и организации взаимодействия с учениками – это педагогическая
техника.
Педагогическая техника выполняет служебную роль и не поможет человеку, не
обладающему ярко выраженной направленностью на взаимодействие с учениками,
глубокими профессиональными знаниями, развитыми педагогическими способностями и
умениями.
Никитина,Н.Н. Введение в педагогическую деятельность:
теория и практика: учеб.-метод. пособие / Н.Н.Никитина,
Н.В.Кислинская. – М.:
Академия, 2006. – С.56.
ЗАДАНИЕ N 30 Тема: Педагогические ситуации, педагогические задачи Педагогическая задача может иметь …
множество
решений
одно
решение
два
решения
три
решения
Решение: Педагогическая задача может иметь
множество решений. Это зависит от личной «Я-концепци» педагога. При высоком
уровне профессионализма педагога способ решения типичных задач присущ ему в
виде моделей, хранящихся в памяти. И при невысоком профессионализме педагог
может иметь в своем арсенале набор способов решения, но не уметь применить их к
соответствующей задачной ситуации. Особую трудность, прежде всего для
начинающих педагогов, представляет сам акт выявления соответствия сложившейся
ситуации имеющимся в арсенале педагога моделям решения.
Сластенин, В. А. Педагогика : учеб.
пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд.,
стереотип. – М. : Академия, 2003. – 365 с.
ЗАДАНИЕ N 30 Тема: Педагогические ситуации, педагогические задачи На заключительном этапе решения
педагогических задач педагог осуществляет …
анализ
результатов решения
анализ
ситуации
проектирование
вариантов решения
организацию
взаимодействия
Решение: На заключительном этапе решения
педагогических задач педагог осуществляет анализ результатов решения.
Все педагогические задачи решаются с соблюдением принципиальной схемы,
предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов: - анализ ситуации и постановки педагогической задачи; - проектирование вариантов решения и выбора оптимального
для данных условий; - осуществление плана решения задачи на практике,
включающего организацию взаимодействия, регулирование течения педагогического
процесса; - анализ результатов решения.
Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие
для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд.,
стереотип. – М. : Академия, 2003. – 168 с.
ЗАДАНИЕ N 30 Тема: Педагогические ситуации, педагогические задачи Педагогическая ситуация, когда
девочка-подросток стесняется своей внешности, относится к ситуации …
самокритики
пренебрежения
ответственных
решений
предъявления
требований
Решение: Педагогическая ситуация, когда
девочка-подросток стесняется своей внешности, относится к ситуации самокритики.
Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник
для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. –
СПб. : Питер, 2003. – С. 227.