Рис. 15. Схема работы КПП
I - первая передача; Н - нейтральное положение КПП; II - вторая
передача; III - третья передача; IV - четвертая передача; О -
нейтральное положение подвижной шестерни; <- -> - направление
перемещения подвижной шестерни при переключении; X - шестерни,
вращающиеся заодно с валами; 1 - ось вилок; 2 - вилка
переключения I и III передач; 3 - шестерня I передачи
промежуточного вала Z-29: 4 - промежуточный вал; 5 - подшипники
промежуточного вала; 6 - шток выключения сцепления; 7 -
первичный вал; 8 - подшипник первичного вала; 9 -
шестерня.первичного вала Z-13; 10 - шестерня первичного вала
Z-16; 11 - стопорное кольцо; 12 - шестерня первичного вала Z-20
подвижная; 13 - вилка переключения II и IV передач; 14 -
шестерня вторичного вала Z -23 (вторичный вал); 15 - подшипник
вторичного вала; 16 - ведущая зубчатка главной передачи; 17 -
гайка зубчатки; 18 - распорная втулка; 19 - шестерня
промежуточного вала Z-19; 20 - стопорные кольца; 21 - шестерня
промежуточного вала Z-22; 22 - шестерня промежуточного вала Z-26
подвижная.
Коробка перемены передач показана на рисунке 15. Шестерни,
отмеченные значком X, жестко сидят на валах, остальные свободно
вращаются на них. При этом шестерни 12 и 22, соединенные с
вилками переключения - подвижные, т. е. они могут перемещаться
на шлицах в осевом направлении в ту или другую сторону, входя в
зацепление с кулачками соседних шестерен.
На рис. 15-н показано нейтральное положение, когда крутящий
момент не передается на вторичный вал и, следовательно, на
колесо.
Для включения первой передачи педаль переключения передач 1С
(рис. 1С) перемещается вниз, собачка 18, упираясь в выступ диска
19 поворачивает его на определенный угол. При этом вилка 2,
выступ которой помещен в фигурном пазе диска 19 перемещается по
оси 1, передвигая шестерню 22 (рис. 15) влево, кулачки которой
входят в окна шестерни 3.
В то же время вилка 13 и подвижная шестерня 12 остаются на
месте. Крутящий момент передается по схеме 15-I.
Для включения II-й передачи педаль перемещается вверх, нижняя
собачка 17 (рис. 16) упирается в выступ диска 19, поворачивает
его. При этом вилка 2 (рис. 15) выводит подвижную шестерню 22 из
зацепления с шестерней 3, а вилка 13 перемещает подвижную
шестерню 12 влево, вводя ее в зацепление с шестерней 10.
Крутящий момент передается по схеме 15-II.
При включении III-й передачи (педаль перемещается вверх) вилка
13 выводит подвижную шестерню 12 из зацепления с шестерней 10, а
вилка 2 перемещает подвижную шестерню 22 вправо, вводя ее в
зацепление с шестерней 21. Крутящий момент при этом передается
по схеме 15-III.
При включении IV-й передачи (педаль перемещается вверх)
подвижная шестерня 22 выходит из зацепления с шестерней 21, а
подвижная шестерня 12 входит в зацепление с шестерней 14. При
этом крутящий момент передается по схеме 15-IV.
Для возвращения педали в исходное положение после каждого
переключения служит возвратная пружина 14 (рис. 16). Для
предотвращения самовыключения или самовключения передач служит
шариковый фиксатор 8, удерживающий в определенном положении диск
переключения передач.
С целью регулировки положения корпуса собачек в крышке КПП
имеется регулировочный винт с контргайкой. Винт необходимо
завернуть до упора и отпустить на 1/4 - 1/2 оборота, после чего
заrонтрить.
Рис. 16. Механизм переключения передач:
1 - ось вилок; 2 - вилка переключения I и III передачи; 3 -
промежуточный вал; 4 - шток выключения сцепления; 5 - первичный
вал; 6 - шестерня первичного вала подвижная; 7 - вилка
переключения II и IV передач; 8 - фиксатор; 9 - картер; 10 -
педаль переключения передач; 11 - болт крепления педали; 12 -
бобышка картера; 13 - основание; 14 - возвратная пружина; 15 -
колпачок пружины; 16 - корпус собачек; 17 - нижняя собачка; 18 -
верхняя собачка; 19 - диск переключения передач. |