На дизелях 16ЧН 26/26 (типа 5Д49)
устанавливаются турбокомпрессоры типа 6ТК (рис. 51). Турбокомпрессор
расположен на кронштейне у переднего торца двигателя. В состав
турбокомпрессора входят центробежный компрессор и одноступенчатая осевая
газовая турбина, работающая за счет энергии выпускных газов. По
конструктивной схеме турбокомпрессор выполнен с двухконсольным ротором,
опирающимся на два подшипника, расположенных между рабочими колесами
турбины и компрессора. Конструкция турбокомпрессора 6ТК обеспечивает:
доступность проточных частей турбины и компрессора для очистки и
осмотра; соосность подшипников благодаря их размещению в единой расточке
среднего корпуса; разгрузку упорного подшипника благодаря
противоположному направлению осевых усилий на колеса турбины и
компрессора; изоляцию высокотемпературного газового потока от
охлаждаемых алюминиевых корпусов статора; удобную компоновку
газо-выпускного тракта при установке в тепловозе глушителя шума на
выпуске. Неразборная конструкция ротора исключает возможность нарушения
балансировки его при сборочно-разборочных работах.
Ротор (рис. 52) состоит из трех основных элементов: рабочего колеса
компрессора, вала и рабочего колеса турбины. Вал 5 ротора выполнен
поковкой из легированной стали. Две опорные шейки диаметром 55 мм,
упорный торец и торцовые поверхности канавок под уплотнительные кольца
подвергают химической термообработке для увеличения твердости и
повышения их износостойкости. Со стороны компрессора вал имеет 8
прямоугольных шлиц для посадки колеса компрессора. Со стороны турбины
имеется посадочный бурт, на который напрессовывают колесо турбины.
Упорный торец совместно с напрессованной на вал втулкой 14 ограничивают
осевые перемещения ротора. Торец служит для восприятия осевой нагрузки,
направленной в сторону всасывания воздуха колесом компрессора. При
изменении направления нагрузки ротор упирается торцом втулки 14.
Трущиеся поверхности втулки 14 для повышения износостойкости
азотированы.
Рабочее колесо компрессора состоит из двух частей:
вращающегося направляющего аппарата (ВНА) 16 и радиального колеса 3.
Лопатки ВНА имеют сложный пространственный профиль, обеспечивающий малое
сопротивление при обтекании их воздушным потоком. ВНА отливается из
алюминиевого сплава. Колесо с радиальными лопатками фрезеруется из
кованого дюралюминия. С другой стороны колеса имеются пояски для
лабиринтных уплотнений и бурт для снятия металла при динамической
балансировке.
Соединение ВНА и колеса компрессора с валом осуществлено с помощью
восьми прямоугольных шлицев. Соосность ВНА, колеса и ротора
обеспечивается за счет натяга по наружному диаметру шлицевого
соединения. Для исключения разбалансировки ротора в работе необходимо
при посадке колеса и ВНА выполнить следующие требования: натяг по
наружному диаметру шлицевого соединения — 0,06—0,11 мм; плотное
прилегание торца колеса к втулке 14, исключающее перекос колеса и
деформацию вала при посадке ВНА и колеса. Отсутствие деформации вала
контролируется по стабильности биения шейки до и после посадки колеса и
ВНА и затяжки их упругой гайкой 2. Плотный
контакт у вершин лопаток ВНА и колеса на длине 15
мм служит для демпфирования лопаток ВНА при возбуждении колебаний в них
воздушным потоком. В осевом направлении ВНА, колесо и втулка 14 сжаты
упругой гайкой 2, которая стопорится фиксирующим винтом 1. Для
двигателей 2А-9ДГ, 2В-9ДГ и 2-9ДГ {Nе — 2940 кВт) ВНА изготовлен из
кованого алюминия.
Диск турбины 11, выполненный из жаропрочной аустенитной стали, посажен
на вал с натягом. При работе диск нагревается до ~350 °С у центра и до
~500 °С у периферии. Вследствие теплового расширения в соединении
диск—вал может образоваться зазор. Для обеспечения концентричного
расширения диска относительно вала, а также для передачи вращающего
момента в месте сопряжения диска турбины с валом установлены десять
радиальных штифтов 7. Штифты запрессовываются с натягом до 0,03 мм.
Положение штифтов фиксируется раскерновкой металла бурта диска.
Дополнительно диск относительно вала центрируется с помощью
промежуточной втулки 13, выполняющей также роль теплового экрана. На
посадочный бурт диска напрессовано кольцо 8 из жаропрочной стали. На
кольце имеются шесть проточек для лабиринтных уплотнений. Фиксация
кольца на диске обеспечивается пятью радиальными штифтами 12. С внешней
стороны диска имеется бурт Д, служащий для снятия металла при
балансировке. На внешнем ободе диска выполнены 39 осевых елочных пазов,
в которые заводятся рабочие лопатки 10 турбины.
Лопатка состоит из хвостовика, полки и рабочей части пера лопатки. Перо
имеет переменный вдоль высоты лопатки профиль, обеспечивающий малое
гидравлическое сопротивление при входе потока газов и необходимое
направление его на выходе. Полка лопатки является переходным элементом
между пером и хвостовиком. Хвостовик елочного профиля имеет пять пар
параллельных зубьев для соединения с елочным пазом на диске турбины.
Изготовлены лопатки из жаропрочного сплава. Лопатки в диске стопорят
отгибными пластинами 9 и заплечиками на полках. При установке в диск
лопатка должна иметь тангенциальную качку до 2 мм по периферии. В осевом
направлении качка лопаток более 0,4 мм недопустима, ибо это может
нарушить балансировку ротора.
Если центр тяжести рабочего колеса компрессора или турбины не совпадает
с осью вращения ротора, то в работе возникнут большие центробежные силы,
действующие на подшипники. Для исключения этого окончательно собранный
ротор подвергают динамической балансировке. Допустимый небаланс 3 г-см
на каждом рабочем колесе. В случае устранения каких-либо повреждений на
лопатках компрессора или турбины, а также проведения любых работ,
связанных с возможным изменением распределения масс на роторе,
необходимо проводить динамическую балансировку ротора. Следует помнить,
что дисбаланс в 1 г-см вызывает действие неуравновешенной силы, равной
45—50 кН,
на подшипниках турбокомпрессора. Поэтому наличие
повышенного дисбаланса на роторе вызывает большие динамические усилия на
подшипники и может вывести их из строя.
Ротор вращается в двух подшипниках скольжения (рис. 53): опорном,
расположенном со стороны колеса турбины, и опорно-упорном — со стороны
колеса компрессора. Масло
к подшипникам подводится от масляной магистрали дизеля
через систему отверстий ж в среднем корпусе 11 (см. рис. 51). Оба
подшипника расположены в среднем корпусе. Посадка подшипников в расточке
корпуса осуществляется с натягом 0— 0,035 мм. От осевого перемещения
подшипники фиксируются
буртами. Подшипники имеют осевой разъем, обе половины центрируются двумя
призонными втулками. К нижней половине
среднего корпуса подшипники крепятся болтами. Материалом
подшипников является бронза ОЦС-4-4-17. На подшипниках турбокомпрессоров
выпуска до 1977 г. рабочая поверхность цилиндрической формы
гальванически покрывалась слоем сплава олово—свинец толщиной 0,02—0,03
мм. Оловянисто-свинцовое покрытие улучшает прирабатываемость подшипника
в начальный период работы. Масло к рабочей поверхности подводится по
вертикальному каналу в сегментной канавке верхней половины подшипника.
Торцовые поверхности опорно-упорного подшипника покрыты баббитом. На
упорных поверхностях имеется 8 радиальных канавок, служащих для подачи
масла к восьми упорным колодкам (секторам). Для образования несущего
масляного клина на рабочей стороне упорного подшипника выполнены скосы в
направлении вращения ротора. При установке в средний корпус соосность
подшипников проверяют по фальшвалу. Прилегание упорных поверхностей
подшипника и ротора должно быть не менее 75 % при проверке по краске.
Для определения масляного зазора между шейкой ротора и подшипником
измеряют диаметр расточки подшипника в трех плоскостях. При этом
подшипник должен быть собран, установлен и обжат в среднем корпусе.
Болты крепления подшипника затягивают моментом 0,03— 0,035 кН -м.
На турбокомпрессорах выпуска с 1977 г. устанавливают эллиптические
(«лимонные») подшипники. При расточке рабочей поверхности на стыке между
половинами таких подшипников устанавливают прокладку толщиной 0,2 мм. В
дальнейшем про-
кладку снимают и центр расточки каждой половины
оказывается смещенным от оси на 0,1 мм. На опорною и упорную рабочие
поверхности подшипников нанесен слой приработочного покрытия на основе
дисульфита молибдена. В верхней половине подшипника (см. рис. 53)
имеется полукольцевая канавка 2, по которой масло подается к двум
сегментным холодильникам 5, расположенным в зоне стыков.
Эксцентричность расточки подшипника обеспечивает при любом положении
вала изменение зазора между шейкой и вкладышем вдоль окружности.
Благодаря этому при вращении ротора создаются два масляных клина в
верхней и нижней половинах, препятствующие смещению ротора относительно
центрального положения шипа в подшипнике. Диаметральный зазор между
шипом и вкладышем контролируется по замеру в вертикальной плоскости, т.
е. по минимальному размеру расточки. После длительной работы
приработочное покрытие может износиться, однако браковочным признаком
это не служит.
Рис. 53. Опорный подшипник с эллиптической
расточкой:
1 — верхняя половина; 2 — полукольцевая канавка; 3 — центрирующая
втулка; 4 нижняя половина; 5 — холодильник