От привода насосов (рис. 36) получают вращение валы водяных насосов
холодного и горячего контуров системы охлаждения, масляного насоса и
топливоподкачивающего насоса. Одновременно он включает в себя детали
механизма уравновешивания сил инерции второго порядка и обеспечивает
отбор мощности для вспомогательных нужд тепловоза.
Привод представляет собой зубчатую передачу,
состоящую из цилиндрических прямозубых шестерен, смонтированных на
подшипниках качения в двух корпусах 2 и 3. Для повышения долговечности
корпусов в их расточки под подшипники качения установлены стальные
обоймы. Корпуса, выполненные из чугуна или алюминиевого сплава, между
собой соединены болтами и зафиксированы четырьмя призонными штифтами.
Ведущая шестерня привода является упругой и состоит из зубчатого венца
6, устанавливаемого на ступицу 26 и закрываемого диском 15, последний
соединен призонными болтами со ступицей. В комплекте зубчатый
венец—диск—ступица выполнены восемь овальных окон, в каждом из которых
установлены по две цилиндрические пружины 16 и два сухаря 17. Окна после
установки в них упругих элементов закрывают кольцами 7, ограничивающими
осевое перемещение сухарей.
Ступица 26 напрессована на вал-ступицу 11, соединенную с коленчатым
валом посредством приводного шлицевого вала 25, на ней установлены два
подшипника, маслоотражатель 8 и полу-муфта 13, позволяющая отбирать
мощность для вспомогательных нужд тепловоза. Шестерни 20 и 30,
напрессованные на противовесы 18 и 28, представляют собой часть
механизма уравновешивания, расположенного на переднем торце дизеля.
Шестерня 20, получая вращение от упругой шестерни, приводит во вращение
через шлицевую втулку 19 топливоподкачивающий насос I и передает
вращение двум крайним противовесам, от которых через шлицевые валы 29
приводятся во вращение водяные насосы III. Топливоподкачивающий и
водяные насосы установлены на промежуточных проставках, играющих роль
крышек расточек под подшипники противовесов.
Привод установлен на двигателе с переднего торца и прикреплен к блоку и
раме через промежуточный корпус 1, в котором выполнены каналы с для
прохода масла во всасывающую полость масляного насоса. Канал по
соединениям корпусов между собой уплотнен резиновыми кольцами 27.
Зацепления шестерен, подшипники качения, шлицевые соединения привода
водяных и топливоподкачивающего насосов смазываются маслом, поступающим
из масляного коллектора блока цилиндров по каналам а ив в корпусах,
каналам в форсунке 21 и проставках 23, через центральное отверстие в
заглушке, а также масляным туманом, образуемым в полости привода
насосов. Шлицевое соединение вала 5 привода масляного насоса смазывается
маслом, поступающим из насоса. Шлицы приводного вала 25 смазываются
маслом, поступающим от коренной шейки коленчатого вала по специальным
каналам. Полость вала-ступицы 11 уплотнена заглушкой 12 с резиновыми
кольцами. Пружина 10 исключает передачу осевых
усилий от коленчатого вала через вал приводной 25
на подшипники привода и обеспечивает работу вала в крайнем положении.
Осевые зазоры в подшипниках шестерен обеспечивают за счет регулировочных
колец, устанавливаемых между наружными кольцами подшипников и стопорными
кольцами.
При сборке привода необходимо обеспечить зацепление зубьев шестерен 20 и
30 таким образом, чтобы риски е на торцах противовесов были параллельны
между собой с отклонением не более 4° (7 мм на радиусе 100 мм). При
монтаже привода на дизеле необходимо установить в вертикальное положение
шатунные шейки коленчатого вала и затем поставить приводной вал 25.
После установки привода на дизель отклонение рисок на противовесах
должно быть не более 9° (15,7 мм на радиусе 100 мм). Увеличение
отклонения вызывает недопустимое повышение вибрации дизеля.