4. Уравновешивание сил инерции второго порядка
на дизелях 8ЧН 26/26
На восьмицилиндровом дизеле применено устройство уравновешивания сил
инерции второго порядка шатунно-кривошипного механизма. Устройство
состоит из шести чугунных противовесов, вращающихся с вдвое большей
частотой, чем частота вращения коленчатого вала. Три противовеса
установлены и совмещены
с шестернями привода насосов, а три в специальном
механизме совместно с уплотнением коленчатого вала (рис. 35). В корпусе
11 этого механизма размещены противовесы 13 с шестернями 15, соединенные
между собой призонными болтами 10.
Каждый противовес опирается на два роликоподшипника 12, установленные в
стальные обоймы. Подшипники в осевом направлении фиксированы стопорными
кольцами, а осевые разбеги устанавливают регулировочными кольцами.
Средняя шестерня противовеса получает вращение от коленчатого вала и
передает его крайним шестерням. Шестерни соединены так, что при
нахождении любой из шатунных шеек коленчатого вала в крайнем верхнем или
нижнем положении противовесы находятся в нижнем положении. Для контроля
правильности установки механизма уравновешивания на торцах противовесов
нанесены риски, совпадающие с направлением их центра тяжести. Допустимое
отклонение рисок противовесов при установке на дизель не должно
превышать 4 мм на радиусе 100 мм, когда кривошипы коленчатого вала
занимают вертикальное положение. Такая точность гарантирует правильную
работу механизма и обеспечивается изготовлением. Во время монтажных
работ в эксплуатации необходимо обеспечить контроль правильности
установки противовесов, так как при отклонении их, более чем указано
выше, нарушается работа механизма и увеличивается вибрация дизеля.
Корпус механизма уравновешивания, выполненный из чугуна или алюминиевого
сплава, прикреплен к блоку цилиндров и масляной ванне болтами. Со
стороны отбора мощности он закрыт кожухом 7, состоящим из двух половин,
половины кожуха скреплены между собой болтами, часть из которых —
призонные. На верхнюю часть кожуха установлена и зафиксирована стрелка
1, позволяющая по градуированной шкале маховика производить установку
коленчатого вала в определенное положение. На фланец коленчатого вала
напрессован маслоотражатель#, который вместе с маслоулавливателем 9,
прикрепленным к кожуху, образуют уплотнение вала. С верхней стороны
корпус соединен с приводом распределительного вала.Сбоку на корпусе
установлен кронштейн 3 электрического стартера дизеля. Стартер закреплен
в кронштейне скобами 6 при помощи болтов, правильность его установки
обеспечивается шпонкой 5 и подбором регулировочных прокладок 4, которыми
регулируют зазор в зацеплении шестерни стартера и зубчатого венца
маховика. Зубчатые колеса и подшипники смазывают маслом, вытекающим из
подшипников коленчатого вала и сливающимся из привода распределительного
вала. Масло из корпуса механизма сливается в картер дизеля по отверстиям
в.