ШУМ, ВЫЗЫВАЕМЫЙ НИЗКОЧАСТОТНЫМИ КОЛЕБАНИЯМИ СИЛОВОГО АГРЕГАТА И КАРДАННЫХ ВАЛОВ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    .. 

 

ШУМ, ВЫЗЫВАЕМЫЙ НИЗКОЧАСТОТНЫМИ КОЛЕБАНИЯМИ СИЛОВОГО АГРЕГАТА И КАРДАННЫХ ВАЛОВ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

Двигатель рассматривается обычно как непосредственный излучатель шума и как возбудитель вибраций в автомобиле. Вынужденные низкочастотные колебания двигателя, основными источниками которых являются силы инерции и неравномерность крутящего момента, передаваясь через его подвеску, вызывают колебания рамы и кабины автомобиля.

Кроме вынужденных колебаний, двигатель совершает и собственные колебания на упругой подвеске. На ряде испытанных

автомобилей ЗИЛ-130 частота собственных колебаний силового агрегата составляла 10—13 Гц.

 

 

103. Уровни колебательной скорости коробок передач ЗИЛ-130
(частота вращения первичного вала 1500 об/мин, нагрузка 10%)

 

Включенная

передача

коробкн

передач

Уровни колебательной скорости в дБ при среднегеометри­ческой частоте третьоктавной полосы в Гц

160

250

315

400

500

1000

1600

2000

 

1

84

73

85

82

90

78

79

77

Первая

2

87

72

82

79

87

79

81

79

3

72

74

78

78

86

77

86

79

 

1

71

75

72

74

79

72

71

68

Вторая

2

72

77

73

77

85

74

78

73

3

72

76

74

72

84

72

82

76

 

1

71

67

73

83

78

70

73

67

Третья

2

74

69

73

78

84

75

76

73

3

69

73

74

78

85

74

83

76

 

1

71

68

73

81

87

73

74

69

Четвертая

2

72

71

71

80

84

74

77

74

3

75

69

72

75

85

74

83

75

 

I

70

65

68

67

69

62

66

65

Пятая

2

68

64

65

68

70

65

69

71

 

3

65

71

72

70

78

67

73

71

 

1

85

81

84

82

91

84

88

82

Задний ход

2

86

85

83

86

89

82

86

80

 

3

70

84

86

84

92

85

89

83

 

 


Вибрации рамы и кабины, возникающие из-за колебаний двигателя. могут быть дополнительными источниками шума. Большое значение в передаче колебаний от силового агрегата к раме автомобиля имеет жесткость амортизаторов подвески. Приближенный расчет показал, что жесткость подвески, примененной на первых опытных образцах автомобиля ЗИЛ-130, целесообразно было уменьшить примерно до 3000 кгс/см. В связи с этим была разработана и испытана экспериментальная подвеска, обеспечившая уменьшение уровня вибраций рамы автомобиля и понижение уровня шума в кабине водителя на 3 дБ (А).

Карданные валы могут быть весьма интенсивными источниками вибраций и шума в автомобиле. Высокий уровень вибраций наблюдается обычно при повышенной несбалансированности карданных валов. Если в промежуточной опоре карданных валов применен резиновый элемент, имеющий большую жесткость, то неизбежные резонансные колебания возникают при относительно высоких скоростях движения автомобиля. Например, если жесткость резинового элемента в промежуточной опоре карданных

валов равна 500 кгс/см, то резонасные колебания возникнут на частоте 29 Гц при движении автомобиля ЗИЛ-130 на пятой передаче со скоростью около 48 км/ч. На этом режиме движения автомобиля будет наблюдаться повышение уровня звукового давления в кабине, особенно при большой несбалансированности карданных валов.

Ориентировочно допускаемый дисбаланс карданного вала может быть определен по графику, приведенному на рис. 143.

 

Весьма неблагоприятные условия могут возникнуть при совпадении резонансных колебаний карданных валов и силового агрегата автомобиля, которое возможно, например, в том случае, когда жесткость резинового элемента промежуточной опоры карданных валов Ск = 450 кгс/см, а суммарная жесткость подвески силового агрегата Сд = 5000 кгс/см. При этих условиях резонансные колебания возникают во время движения автомобиля ЗИЛ-130 на пятой передаче со скоростью 45 км/ч (частоты  это резонансного режима для гармоник первого и второго порядков показаны штриховыми линиями на номограмме, приведенной на рис. 147). Следовательно, жесткость резинового элемента промежуточной опоры карданных валов и амортизаторов подвески силового агрегата должна быть ниже, чем в приведенном примере.

 

 

 

 

ШУМ В КАБИНЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

 


Уровни вибраций кабины и уровни шума в ней должны быть отнесены к основным показателям комфортабельности грузового автомобиля. Уровни внутреннего шума грузового автомобиля существенно зависят от степени звукоизоляции кабины.

Качество звукоизоляции кабины опытных образцов автомобиля ЗИЛ-130 определяли с помощью аппаратуры, включающей в себя магнитофон МАГ-8МП, усилитель типа 90-У2 громкоговоритель типа 25А-13, шумомер типа 1400D п анализатор типа

 

1401D. Громкоговоритель размещали под капотом двигателя. Измерительный микрофон устанавливали поочередно под капотом двигателя и в кабине на высоте 0,7 м от сиденья. На магнитную ленту предварительно записывался шум двигателя ЗИЛ-130. При воспроизведении этого шума регистрировались спектры в кабине и под капотом двигателя. По разности звуковых давлений в соответствующих полосах строили кривую звукоизоляции для диапазона частот 25—8000 Гц. На одном из опытных образцов автомобилей звукоизоляция кабины в диапазоне частот 25—150; 150—1000 и 1000—8000 составляла соответственно 10—20; 20— 30 и 20 дБ. В действительности при работающем двигателе разность уровней звукового давления под капотом двигателя и в кабине значительно меньше, особенно в высокочастотной области спектра, из-за вибраций отдельных панелей кабины.

При контрольных испытаниях автомобилей ЗИЛ-130 было установлено, что уровень внутреннего шума составляет 85 дБ (А), а уровень внешнего шума 87 дБ (А). Октавные спектры внешнего и внутреннего шума автомобиля приведены на рис. 148.

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    ..