Движение по грязным проселочным дорогам -
автомобиль ЗИЛ-157К
По грязным проселочным дорогам следует двигаться с включенным передним
мостом, на пониженных передачах в коробке передач и на пониженном
давлении в шинах.
На таких дорогах автомобиль заносит и уводит в сторону, поэтому лучше
пользоваться ранее проложенной колеей. В том случае, если колея разбита
и автомобиль «садится на мосты», надо двигаться или по гребню дороги
между колеей, или по обочине. В случае невозможности двигаться по дороге
необходимо съехать на грунт, при этом, как правило, надо преодолеть
придорожный кювет или канаву.
Кюветы и канавы преодолевают на малой скорости и по возможности под
прямым углом, с тем чтобы избежать «сползания» автомобиля в колею «ли
нежелательного перераспределения нагрузок на колеса, при котором
разгруженные колеса начнут буксовать.
Движение по глубокой жидкой грязи приводит к загрязнению тормозов
автомобиля и быстрому износу тормозных накладок и барабанов, поэтому
следует как можно чаще очищать внутреннюю полость колесных тормозов от
грязи.
Движение по заболоченному лугу - автомобиль
ЗИЛ-157К
Заболоченные участки следует преодолевать на второй передаче коробки
передач и первой передаче раздаточной коробки с включенным передним
мостом. Давление в шинах должно быть 0,75—0,50 кгс/см2. Начинать
движение и двигаться плавно, иначе будет сорван травяной покров и колеса
забуксуют.
На мокрой луговине нельзя останавливаться, так как это также приводит к
срыву травяного покрова и потере способности к движению.
Если же началось буксование колес, движение вперед бесполезно, колеса
будут выбрасывать грунт и автомобиль будет погружаться, пока не «сядет»
на мосты. В этом случае сделать попытку выехать назад, использовать
подручный материал (хворост, доски, жерди и пр.), подкладывая его под
колеса, а если и это не поможет, применить лебедку.
Через заболоченный луг двигаться по возможности по прямой, не делая
крутых поворотов, так как это приводит к повышению сопротивления
движения автомобиля, а следовательно, и к буксованию колес. Поворот
делать плавно на большом радиусе. Следует избегать движения по следу,
проложенному впереди идущим автомобилем.
После преодоления заболоченной луговины и выезде на сухой грунт поднять
давление в шинах до 1,0 кгс/см2 и только после этого продолжать
движение, подкачивая шины на ходу.
Движение по снежной целине - автомобиль ЗИЛ-157К
Без снижения давления воздуха в шинах автомобиль может двигаться по
снегу глубиной до 300 мм. При необходимости двигаться по более глубокому
снегу снизить давление воздуха в шинах до 0,75—0,5 кгс/см2, включить
передний мост и выбрать передачу в коробке передач и раздаточней коробке
в зависимости от глубины и плотности снега. При необходимости движения
по глубокому сыпучему снегу или при преодолении снежных наметов
использовать разгон автомобиля. При буксовке колес отъехать назад для
разгона.
Положительные результаты дает сцепка двух — трех автомобилей, такой
поезд значительно легче преодолевает глубокий снег, чем одиночный
автомобиль.
По льду реки переправляться только после разведки прочности и рельефа
льда, двигаться по льду плавно, на пониженных передачах, не допуская
остановок автомобиля. На скользкой обледенелой дороге при резком
торможении с выключенным сцеплением возможны заносы. При начавшемся
заносе прекратить торможение, снизить обороты двигателя и поворачивать
колеса в сторону заноса.
Движение по песку - автомобиль ЗИЛ-157К
В зависимости от плотности песка и условий движения давление воздуха в
шинах должно быть 1,0—0,75 кгс/см2. Передний мост должен быть включен, в
коробке передач установить третью или четвертую передачу и вторую
передачу в раздаточной коробке.
На особо тяжелых участках переходить на низшие передачи, не допуская
буксования колес. При начавшемся буксовании отъехать назад и попытаться
преодолеть тяжелый участок с разгона. Повороты на песке делать плавно на
большом радиусе. При движении колонной двигаться по следу впереди
идущего автомобиля, при этом песок на колее уплотняется, что
способствует уменьшению сопротивления качению.
Преодоление подъемов - автомобиль ЗИЛ-157К
Подъем преодолевать на низших передачах в коробке передач и раздаточной
коробке, так как при переключении передач на подъеме можно вывести из
строя сцепление. Для этого заранее оценить крутизну подъема и состояние
грунта и включить такую передачу, а также установить такое давление
воздуха в шинах, которые обеспечат преодоление всего подъема.
Если все же сопротивление движению при подъеме велико и скорость
автомобиля начнет падать, своевременно и быстро перейти на низшую
передачу, не допуская остановки автомобиля на подъеме. При остановке на
подъеме затормозить автомобиль ручным тормозом, а при трогании с места
включить первую передачу
и, увеличивая обороты двигателя, одновременно плавно включать сцепление
и отпускать ручной тормоз.
Короткие подъемы в зависимости от состояния грунта и крутизны подъема
можно преодолевать с разгона на второй или
третьей передаче в коробке передач и на второй
передаче в раздаточной коробке, а также при соответствующем давлении
воздуха в шинах. Преодолевать подъемы под прямым углом, так как движение
на подъеме наискось, с креном, вызовет нежелательное перераспределение
нагрузки на колеса и пробуксовку разгруженных колес.
Повороты автомобиля допустимы только на отлогих подъемах.
Если автомобиль обеспечен дополнительными приспособлениями для работы в
горах и для торможения (горный упор, колодки и пр.), то водитель перед
подъемом должен привести их в готовность.
Преодоление спусков автомобиля ЗИЛ-157К
Крутые спуски можно преодолевать только с включенными передачами в
коробке передач и раздаточной коробке и с включенным сцеплением. Для
выбора передач водитель должен оценить его крутизну и включить те
передачи, на которых можно было бы преодолеть спуск подобной крутизны.
Преодолевая спуск, всегда тормозить двигателем, если при этом скорость
автомобиля будет расти и обороты двигателя будут увеличиваться,
необходимо притормаживать автомобиль колесными тормозами. На скользком
спуске при торможении двигателем возможен занос, в этом случае нажать на
педаль управления дроссельной заслонкой до прекращения заноса, прекратив
тем самым торможение двигателем.
Преодоление брода - автомобиль ЗИЛ-157К
Перед преодолением брода тщательно проверить состояние грунта и рельеф
лна, определить глубину водной преграды, убедиться в отсутствии крупных
камней, ям, топких мест, выбрать места входа и выхода автомобиля из
воды. Перед переправой закрыть жалюзи радиатора, включить передний мост,
снизить давление в шинах ло 1,5—0.5 кгс/см2 в зависимости от состояния
грунта. Входить в брод осторожно на первой или второй передаче коробки
передач и первой передаче раздаточной коробки с включенным передним
мостом. Преодолевая брод, не следует переключать передачи, маневрировать
и останавливаться. При остановке вода начнет вымывать грунт из-под колес
и они будут погружаться в грунт. В случае вынужденной остановки
автомобиля в воде двигатель глушить нельзя.
Если брод глубокий (порядка 0,8 м), следует предварительно снять ремень
вентилятора, чтобы избежать задевания лопастями вентилятора за воду и
заливания водой приборов зажигания.
После преодоления брода необходимо проверить, не попала ли вода в
агрегаты путем приоткрытая на них спускных пробок. Если в каком-либо
агрегате в масле будет обнаружена вода, сменить
масло в этом агрегате. Наличие воды в масле можно
определить по изменению его цвета. Следует также удалить воду из
тормозных камер и просушить тормоза путем двух-трехкратного торможения
ножным тормозом.