Правильное вождение автомобиля является одним из важнейших условий его
длительной работы, успешного движения по различным участкам пути,
достижения необходимой скорости движения и наибольшей экономичности.
Наличие синхронизаторов в коробке передач позволяет не применять двойное
выключение сцепления при переходе с низшей передачи на высшую. При
переходе же с высшей передачи на низшую рекомендуется применять двойное
выключение сцепления с промежуточным газом. Для этого выключить
сцепление, поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение,
включить сцепление и резко нажать на педаль управления дроссельной
заслонкой для кратковременного увеличения числа оборотов двигателя,
затем отпустить педаль управления дроссельной заслонкой и одновременно
выключить сцепление, поставить рычаг переключения передач в требуемое
положение и включить сцепление, нажав на педаль управления дроссельной
заслонкой.
При переходе со второй передачи на первую обязательно применять двойное
выключение сцепления с промежуточным газом.
Передачу заднего хода включать только после полной остановки автомобиля.
Рекомендуемый порядок переключения передач обеспечивает
бесшумное включение и предохраняет шестерни коробки
от поломок и преждевременного износа.
При движении автомобиля по хорошей дороге передний мост должен быть
выключен, раздаточная коробка включена на вторую передачу, а давление в
шинах должно быть в пределах 3—3,5 кгс/см2.
При преодолении труднопроходимых участков пути необходимо включать
передний мост, первую передачу в раздаточной коробке и снижать давление
в шинах.
Включать передний мост можно на стоянке и при движении автомобиля, но
при буксовании колес среднего и заднего мостов включать на ходу передний
мост нельзя. Переходить с первой передачи раздаточной коробки на вторую
можно на ходу автомобиля аналогично переключению передач в коробке
передач. Переходить со второй передачи раздаточной коробки на первую
можно только после полной остановки автомобиля.
Трогаться с места следует плавно, постепенно отпуская педаль сцепления.
При движении не следует держать ногу на педали сцепления, это приводит к
произвольному выключению сцепления, пробуксовыванию и перегреву дисков
и, как следствие, к преждевременному износу фрикционных накладок и
разрушению выжимного подшипника.
Двигаться с равномерной скоростью без рывков и резких торможений.
Сильное и резкое торможение на скользкой дороге может привести к заносу
автомобиля. Тормозить путем постепенного увеличения усилия нажатия на
тормозную педаль. Нужно стремиться при торможении не доводить колеса до
скольжения (юза), так как эффект торможения в этом случае снижается и
увеличивается износ покрышек.
При торможении двигателя нельзя выключать зажигание, так как поступающий
в цилиндры бензин будет смывать масло со стенок и, проникая в картер,
разжижать смазку.
Для остановки автомобиля необходимо выключить сцепление, отпустить
педаль управления дроссельной заслонкой, поставить рычаг управления
коробкой передач в нейтральное положение и, отпустив педаль сцепления,
двигаться по инерции, плавно притормаживая автомобиль ножным тормозом до
полной остановки. После прекращения движения автомобиля, особенно с
большой нагрузкой, дать поработать двигателю еще одну —две минуты на
оборотах холостого хода и после этого выключить зажигание. Это
необходимо для обеспечения постепенного и равномерного охлаждения
деталей двигателя.