Перед запуском двигателя и выездом автомобиля из парка проверить уровень
масла в картере двигателя, наличие охлаждающей жидкости в радиаторе,
наличие горючего в бензобаках, исправность рулевого механизма и
тормозов, исправность освещения, световой и звуковой сигнализации.
Приемы запуска двигателя в зависимости от температуры окружающего
воздуха различны, поэтому приводится три наиболее характерных случая
запуска: при температуре выше 0° С, около 0°С и ниже минус 10° С.
Во всех этих случаях перед запуском закрывают жалюзи радиатора,
устанавливают рычаг коробки передач в нейтральное положение и включают
зажигание. Нельзя переключать передачи в коробке передач при нейтральном
положении рычага раздаточной коробки, так как это может привести к
заклиниванию первичного вала раздаточной коробки из-за отсутствия смазки
в подшипниках.
Запуск двигателя при температуре воздуха выше 0°
С
Вытянуть на 7г хода кнопку управления воздушной заслонкой карбюратора,
один — два раза резко нажать па педаль управления дроссельной заслонкой,
затем нажать на эту педаль так, чтобы переместить ее на 'Д хода, и
включить стартер. При этом прокручивание коленчатого вала стартером не
должно превышать 5 сек. Если после двух — трех попыток двигатель не
запускается, то чаще всего это происходит из-за переобогащення рабочей
смеси. Устранить это можно продувкой цилиндров двигателя воздухом, для
чего надо медленно до отказа нажать ногой на педаль управления
дроссельной заслонкой и включить стартер на 5—10 сек.
Следует иметь в виду, что нельзя несколько раз нажимать на педаль
управления дроссельной заслонкой, так как при этом каждый раз
ускорительный насос будет подавать горючее в смесительную камеру
карбюратора, что приведет к переобогащению смеси.
Причинами переобогащення смеси могут быть также переливание горючего в
карбюраторе из-за неисправности игольчатого клапана или поплавка,
слишком богатая регулировка системы холостого хода и попадание горючего
во всасывающую трубу при резком нажатии на педаль дроссельной заслонки в
результате действия ускорительного насоса.
Когда двигатель запустится, необходимо перед началом движения автомобиля
его прогреть на небольших оборотах (800— 1000 в минуту) до температуры
охлаждающей жидкости в системе охлаждения порядка 60° С.
Прогрев можно закончить, когда двигатель будет устойчиво работать, при
малом нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой, при полностью
открытой воздушной заслонке.
Запуск двигателя при температуре воздуха около
0° С
Вытянуть на 3/4 хода кнопку управления воздушной заслонкой, два — три
раза резко нажать на педаль управления дроссельной заслонкой, затем
переместить ее на 1/2 полного хода, нажать на педаль сцепления и
включить стартер. Выключение сцепления разгружает стартер, так как в
этом случае отключится коробка передач. Как только двигатель запустится,
необходимо отпустить педаль включений стартера, прогреть двигатель на
средних оборотах (1200—1500 в минуту). При прогреве двигателя
устойчивость его работы повысится и обороты коленчатого вала могут быть
снижены до 800—1000 в минуту. Когда двигатель начнет устойчиво работать
при отпущенной до 1/2 хода кнопке воздушной заслонки, отпустить педаль
сцепления, увеличив одновременно открытие дроссельной заслонки
карбюратора, учитывая, что при высокой вязкости масла в момент начала
вращения шестерен коробки передач нагрузка на двигатель возрастет.
Если двигатель не запустится после трех попыток, то следует продуть
цилиндры и повторить запуск. Если и в этом случае двигатель не
запустится, проверить исправность системы зажигания и питания. Обычно
причинами затрудненного запуска холодного двигателя являются: отсутствие
подачи горючего в карбюратор, неудовлетворительное состояние контактов
прерывателя (замасливание, обгорание) или неправильная величина зазора
между ними, неисправная электропроводка высокого или низкого напряжения,
неисправные или загрязненные свечи.
Надо найти неисправность, устранить ее, а потом снова заводить
двигатель, имея в виду, что многократные безрезультатные попытки запуска
двигателя разряжают аккумуляторную батарею и ускоряют износ цилиндров.
Запуск двигателя при температуре воздуха ниже
минус 10° С
Двигатель запускают с предварительным подогревом горячей водой, а в
отдельных случаях и с подогревом масла.
Для запуска необходимо залить в систему охлаждения горячую воду, а масло
в двигателе подогреть. При достаточном количестве горячей воды ее
проливают два — три раза через рубашку охлаждения блока. Отключить от
масляной системы масляный радиатор. Если после предыдущего рейса масло
из двигателя сливалось, то следует его подогреть до 80—90° и залить в
систему смазки. Подкачать горючее ручным рычагом бензинового насоса в
карбюратор. Проверить вращение шкивов вентилятора и компрессора. Если
ремни на этих шкивах пробуксовывают, провернуть рукой и проверить
натяжение приводных ремней. С помощью пусковой рукоятки провернуть
коленчатый вал двигателя на
3—5 оборотов. Немного прикрыть воздушную заслонку и запу^ скать
двигатель, как было описано выше.
Работу по подготовке двигателя к запуску надо проводить быстро, с тем
чтобы не заморозить радиатор ч отдельные узлы системы охлаждения.
Часто причиной невозможности запустить двигатель является пересос
горючего и замасливание свечей. В этом случае надо продуть цилиндры
двигателя. Для продувки следует вывернуть свечи, несколько открыть
дроссельную заслонку карбюратора и провернуть коленчатый вал двигателя,
прочистить и просушить свечи, поставить их на место и вновь перейти к
запуску двигателя.
После запуска холодного двигателя нельзя давать коленчатому валу высокие
обороты, это может привести к выплавлению подшипников из-за того, что
густое масло медленно доходит до смазываемых поверхностей.
Перед началом движения автомобиля при низкой
температуре окружающего воздуха целесообразно подогреть картеры рулевого
механизма и ведущих мостов, так как загустевшая смазка оказывает большое
сопротивление вращению подшипников и валов этих агрегатов.
Вначале заправить бензином бачок 4 (рис. 15), кран 6 должен быть при
этом закрыт. Закрыть жалюзи радиатора и надеть уплотнительный чехол на
облицовку радиатора, подготовить 24— 25 л воды для заполнения системы
охлаждения, открыть пробку радиатора, закрыть сливной кран 16 и открыть
кран 6. Затем залить 1,5 л воды в котел 17 подогревателя через воронку
3, переместить переключатель 20 в положение «II» на 15—20 сек (при этом
включается электродвигатель вентилятора, открывается магнитный клапан
регулятора 14 подачи горючего и происходит смачивание асбестовой
футеровки камеры сгорания котла подогревателя). При очень низкой
температуре это время увеличить до минуты.
Проверить работу подогревателя, для чего поставить переключатель 20 в
положение «0» и включить включатель 22 свечи.
По достижении светло-красного каления контрольной спирали 21 произойдет
воспламенение бензина в камере сгорания и будет слышен характерный
«хлопок». После этого пустить подогреватель, переместив переключатель 20
в положение «II». Признаком того, что подогреватель работает, будет
характерное гудение в камере сгорания. По достижении устойчивой работы
подогревателя выключить свечу.
Если подогреватель по каким-либо причинам не начал работать, повторить
его пуск.
Убедившись в том, что подогреватель работает устойчиво, через 1—2 мин
после его пуска залить в двигатель через воронку
4—6 л воды, закрыть пробку воронки и продолжать прогрев двигателя.
После того как вода в двигателе нагреется и появится пар из наливной
горловины радиатора, проверить пусковой рукояткой легкость вращения
коленчатого вала двигателя.
Проверив нагрев воды в двигателе, подогреватель выключают переводом
переключателя 20 в положение «1» (на продувку котла) и закрывают кран 6.
После прекращения гудения пламени в котле подогревателя примерно через
минуту выключить вентилятор, переместив переключатель в положение «0».
Следует иметь и виду, что указанный порядок выключения подогревателя
должен выполняться точно, иначе может произойти выброс пламени и
подгорание шланга 9. Далее можно переходить к запуску двигателя в
порядке, изложенном в разделе «Запуск двигателя при температуре ниже
минус 10° С».
При прогреве двигателя на средних оборотах залить воду в двигатель через
наливную воронку до полного ее заполнения и закрыть пробку воронки.
Затем залить воду в радиатор до полного заполнения системы охлаждения и
закрыть пробку радиатора. Начинать движение автомобиля после прогрева
воды в системе охлаждения до 60—70°.
При наличии подогревателя воду из системы охлаждения сливают через два
крана — радиатора и котла подогревателя. Для полного слива воды надо
открывать пробку радиатора.
Подогревателем можно пользоваться и в том случае, когда в систему
охлаждения двигателя заправлен антифриз.
При запуске двигателя с помощью подогревателя нельзя отлучиться от
а1Втомобиля и необходимо иметь огнетушитель. Замасленность двигателя или
подтекание бензина из бензопроводов могут послужить причиной пожара.
Во избежание отравления угарным газом, выбрасываемым подогревателем,
нельзя запускать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией.
Запрещается запуск подогревателя без воды в котле. Кран топливного бачка
подогревателя открывать только на время работы подогревателя, в
остальное время его следует держать закрытым. В теплое время года бензин
из топливного бачка подогревателя следует сливать.