СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ШИНАХ
АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-157К
Автомобиль ЗИЛ-157К оборудован специальной системой, позволяющей
изменять давление воздуха в шинах с места водителя во время движения
автомобиля в зависимости от состояния пре» одолеваемого участка пути.
Уменьшение давления воздуха в шинах до определенных величин приводит к
снижению удельного давления шины на грунт и улучшает взаимодействие шины
с грунтом. Все это резко повышает проходимость автомобиля на
заболоченных участках, глубоком снегу, песке и других труднопроходимых
местах. Кроме того, наличие такой системы дает возможность двигаться на
поврежденной шине, не прибегая к немедленной смене колеса, так как
потеря воздуха через поврежденную камеру компенсируется непрерывной
подачей воздуха от компрессора, а также позволяет наблюдать за
давлением в шинах и регулировать его в зависимости от состояния дороги.
Сжатый воздух из воздушных баллонов общей пневматической системы
автомобиля поступает в клапан-ограничитель 26 (рис. 39) падения
давления, затем вкран4 управления давлением в шинах, далее в блок 24
шинных кранов, затем по трубопроводам и каналам 22 в цапфе колеса
воздуха поступает к головкам 21 подвода воздуха, запорным кранам 20 и к
шинам.
Рис. 56. Клапан-ограничитель падения давления
воздуха:
Клапан-ограничитель падения давления воздуха
Этот клапан обеспечивает сохранение запаса воздуха в баллонах,
необходимого для торможения автомобиля. Через клапан проходит воздух,
питающий систему регулирования давления воздуха в шинах и отключающий
эту систему, если в воздушных баллонах давление падает до 4,5 кгс/см2.
Таким образом клапан-ограничитель обеспечивает безопасность движения
автомобиля. Диафрагма б (рис. 56) зажата между корпусом 8 и крышкой 5.
Пружина 4 прижимает диафрагму к седлу корпуса и препятствует доступу
воздуха в систему регулирования давления воздуха в шинах. С помощью
пружины 4 и
регулировочного болта 1 клапан регулируется на давление
4.5 кгс/см2, при этом давлении в баллонах диафрагма отжимается от седла
корпуса и перепускает воздух от воздушных баллонов в систему
регулирования давления воздуха в шинах. Крепится клапан-ограничитель под
капотом на передней стенке кабины.
В эксплуатации необходимо периодически проверять герметичность
клапана-ограничителя с помощью мыльной эмульсии, которой необходимо
покрывать места соединения корпуса с крышкой и места подсоединения
трубок. Утечку воздуха устраняют подтягиванием болтов, соединяющих
крышку с корпусом и подтяжкой деталей, соединяющих кран с
трубопроводами. При обмыливании небольшого бокового отверстия в крышке
клапана можно определить исправность диафрагмы 6; при разрыве диафрагмы
через это отверстие будет выходить воздух. В этом случае диафрагму надо
заменить.
Проверка и регулировка клапана-ограничителя
Перед проверкой клапана необходимо поднять давление в воздушных баллонах
до максимального. Затем выключить двигатель и поставить в положение
«Накачка» рукоятку крана управления давлением в шинах. При этом следует
следить, чтобы давление в шинах не поднялось выше допустимого, для чего
перемещением рукоятки в положение «Выпуск» устанавливают в шинах
давление 3,0—3,5 кгс/см2.
Если давление в воздушных баллонах падает ниже 4,5 кгс/см2 или
клапан-ограничитель отсекает подачу воздуха при давлении в воздушных
баллонах выше 4,5 кгс/см2, клапан следует отрегулировать.
При давлении в воздушных баллонах свыше 4,5 кгс/см2 необходимо отвернуть
регулировочный болт 1, если же давление ниже
4.5 кгс/см2, регулировочный болт 1 следует подтянуть. После регулировки
следует подтянуть контргайку 2.