Работа шины при пониженном внутреннем давлении воздуха требует надежной
фиксации ее на ободе колеса во избежание проворачивания. С этой целью
обод колеса (рис. 54) сделан разъемным с внутренним распорным кольцом 3,
что дает возможность защемить борта покрышки и предотвратить ее
проворачивание на диске колеса.
Наружный обод в колеса крепится к внутреннему ободу 7 на 17 болтах 4.
которые пропущены через отверстия внутреннего обода колеса и приварены к
нему. Для обеспечения взаимозаменяемости болты 4 всех колес имеют
правую резьбу. При накачанной шине болты 4 сильно нагружены, поэтому
отворачивать их гайки следует после полного выпуска воздуха из шин.
Несоблюдение этого правила может привести к срыву гаек и несчастному
случаю. К наружному ободу колеса приварена пластина 12 для крепления
запорного крана 11 и кожуха, защищающего от повреждения трубку 10 и
запорный кран. На диски колес, размер которых 9,0—18", монтируются шины
размером 12,00—18". Шины восьмислойные, низкого давления, с протектором
повышенной про-ходимости, направленной елкой рисунка и расчлененными
грунтозацепами. Максимально допустимая нагрузка на шину 1850 кг.
К ступице колесо крепится шестью шпильками. От
самоотворачивания гаек колес на шпильках ступиц правой стороны нарезана
правая резьба, а на шпильках ступиц левой стороны — левая. А чтобы не
перепутать гайки и шпильки, на гайках с левой резьбой сделана круглая
прорезь по углам граней, а на шпильках — диаметральная прорезь на торце.
При монтаже шины на колесо припудривают внутреннюю часть покрышки и
камеру, ввертывают в камеру золотник вентиля, придаваемый к автомобилю,
вкладывают камеру в покрышку и немного подкачивают ее. Затем вставляют в
покрышку распорное кольцо 3, заправляют вентиль камеры в направляющую 8
и закрывают замок распорного кольца. Потом надевают на внутренний обод
колеса покрышку в сборе € камерой и распорным кольцом (вентиль камеры
при этом должен изойти в прорезь обода колеса), надевают наружный обод
колеса на болты 4 внутреннего обода колеса и затягивают 17 гаек 5 до
отказа.
При надевании колеса на ступицу необходимо вывернуть золотник и
подсоединить вентиль к запорному крану, затем надеть колесо на ступицу и
затянуть все шесть колесных гаек, подсоединить запорный кран к трубке
подвода воздуха и накачать шину до 3—3,5 кгс/см2. Снятие колеса со
ступицы и демонтаж шины с колес выполняется в обратной
последовательности.
Запасное колесо устанавливается под платформой автомобиля на специальном
держателе. К лонжерону 1 (рис. 55) рамы болтами крепится кронштейн 9
запасного колеса. К этому кронштейну с помощью двух откидных болтов 7 с
гайками 8 крепится опора 5 запасного колеса. Запасное колесо 2 к опоре
крепится двумя гайками 4.
Для того чтобы снять запасное колесо с кронштейна 9, следует вначале
отвернуть две гайки 8 и снять колесо вместе с опорой 5, а затем уже
отсоединить диск колеса от опоры 5.
Колесо в сборе весит 110 кг. Для облегчения подъема запасного колеса к
автомобилю придается ручная лебедка.
В корпусе 11 лебедки установлен барабан 10, на который намотан трос 15.
К концу троса прикреплен крюк 16. Для предотвращения произвольного
разматывания троса с барабана на барабане имеется храповик,
фиксирующийся собачкой 13.
Для того чтобы установить запасное колесо на свое место с помощью ручной
лебедки, вначале закрепляют опору 5 запасного колеса на диске колеса,
потом на верхнюю доску борта платформы над держателем колеса
устанавливают ручную лебедку и разматывают трос. Далее крюк троса
лебедки зацепляют за палец кронштейна держателя и раскладывают петлю
троса на горизонтальной площадке под кронштейном таким образом, чтобы
можно
было накатить колесо на разложенную петлю. Затем
накатывают колесо на петлю троса лебедки и устанавливают его на петле
так, чтобы откидные болты опоры кронштейна держателя находились в
горизонтальном положении параллельно продольной оси автомобиля. Подтянув
трос лебедки, обхватывают колесо петлей и, вращая ось барабана лебедки с
помощью гаечного ключа размером 19X22 мм, поднимают колесо до уровня
кронштейна держателя. Устанавливают опору запасного колеса в
направляющую держателя, подтягивают запасное колесо до конечного
положения и закрепляют его на кронштейне с помощью откидных болтов.
Рис. 55. Установка запасного колеса: а — держатель
колеса; б — лебедка для подъема запасного колеса;