Ремонт рулевого управления автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322
Ремонт рулевого механизма. Для снятия рулевого механизма с
автомобиля необходимо выполнить следующее: установить управляемые колеса
в положение, соответствующее движению по прямой;
отсоединить вилку карданного вала рулевой колонки от входного вала 7
(см. рис. 80) рулевого механизма, для чего вывернуть стяжной болт;
расшплинтовать и отвернуть гайку крепления сошки и снять сошку с вала
сектора с помощью специального съемника (рис. 90), не отсоединяя от
сошки продольную тягу;
отсоединить шланги от распределителя;
отвернуть болты крепления рулевого механизма к кронштейну рамы и снять
рулевой механизм.
Разбирать рулевой механизм нужно в такой последовательности:
снять распределитель, предварительно нанеся отметки взаимного
расположения корпуса 1 (см. рис. 81), корпуса
6 золотника и крышки 9. Снять распределитель рекомендуется с помощью
простого приспособления. Для этого отвернуть болты 10 крепления
распределителя и два противоположных болта 23, которыми закрепить
основание приспособления к крышке 22, упереть винт приспособления через
шарик в торсион 20 так, чтобы штифт 19 свободно проходил вместе с валом
18, а затем, завинчивая винт в основание приспособления, снять
распределитель. При отсутствии приспособления распределитель можно снять
следующим образом: отвернуть болты 10, повернуть корпус 6 так, чтобы
отверстия в нем не совпадали с отверстиями в корпусе 1 и, завинчивая два
специальных болта (рис. 91) в корпус 1 (см. рис. 81), снять
распределитель;
отсоединить крышку 9 в сборе с валом 18 от корпуса 6 в сборе с
золотником 26 и втулкой 12. предварительно отметив положение паза на
втулке 12, в который производится кернение буртика гайки 3, относительно
вала 18\ выбить штифт 19 из вала 18 и зачистить круговые пазы вала и
торсиона;
поворотом винта 2 (см. рис. 80) переместить гайку-рейку в одно из
крайних положений;
отвернуть болты и снять боковые крышки 15 и 19, извлечь из корпуса
эксцентричные втулки 12 и зубчатый сектор 8;
отвернуть болты и снять крышку 10, извлечь из корпуса винт 2 с
гайкой-рейкой 4.
Затем внешним осмотром проверяют состояние зубьев гайки-рейки и сектора,
беговых дорожек винта и гайки-рейки, состояние подшипников, шариков и их
направляющих. Наличие мелких оспин (питтинга) на зубьях сектора и
гайки-рейки, на шариках или на беговых дорожках винта, гайки-рейки и
подшипниках качения указывает на начало интенсивного износа этих
деталей. В этом случае детали лучше заменить, так как износ будет
прогрессировать. Нужно иметь в виду, что замену винта, гайки-рейки и
шариков можно производить только комплектно.
Необходимо проверить состояние резьбы на входном валу, резьбы и шлицев
втулки золотника, шлицев винта и подшипников скольжения, рабочие
поверхность которых не должны иметь следов задиров. Не должно быть также
люфта в соединении торсиона с винтом.
отрегулировать натяг подшипников 13 (см. рис. 81) с помощью прокладок
14. Момент, необходимый для проворачивания вала 18 в подшипниках крышки
22, должен быть не более 0,06 кгс • м;
отрегулировать натяг подшипников 4 и 11 с помощью гайки 3. Момент для
проворачивания втулки 12 в подшипниках должен быть в пределах 0,002—
0,004 кгс • м. При этом корпус 6 с золотником должен под собственным
весом перемещаться относительно втулки 12 в радиальном направлении на
величину зазора между втулкой 12 и золотником.
После регулировки закернить буртик гайки 3 в паз
втулки 12;
соединить втулку 12 по резьбе с валом 18 по меткам, нанесенным при
разборке. Шлицы на втулке должны совпадать с внутренними шлицами вала
18;
установить винт 2 (см. рис. 80) с гайкой-рейкой и подшипниками в корпус
3. С помощью прокладок 9 отрегулировать натяг в подшипниках. Момент,
необходимый для проворачивания винта 2 до упора гайки-рейки боковыми
гранями в корпус 3, должен находиться в пределах 0,1—0,16 кгс • м.
Операцию определения момента повторить несколько раз с предварительным
поворотом винта в гайке-рейке (в диапазоне одного оборота);
установить гайку-рейку вращением винта в среднее положение;
установить сектор с упорными кольцами 18 в корпус 3 так, чтобы средний
зуб сектора попал в среднюю впадину гайки-рейки;
установить на вал сектора с обеих сторон
эксцентрические втулки 12. Риски на торцах втулок должны находиться со
стороны, противоположной гайке-рейке;
отрегулировать зацепление гайки-рейки с сектором (см. подраздел
«Регулировка рулевого механизма») так, чтобы момент, необходимый для
проворачивания винта (без распределителя) в среднем положении находился
в пределах 0,25—0,36 кгс • м;
установить распределитель на корпус рулевого механизма по меткам,
нанесенным при разборке. При этом круговые пазы в торсионе 20 (см. рис.
81) и на входном валу 18 должны совпадать;
установить штифт 19 и застопорить его кернением в торец вала 18. Штифт
должен заходить в отверстие с небольшим натягом.
При замене деталей распределителя (кроме крышки 22 и уплотнительных
элементов), корпуса 3 и гайки-рейки 4 с винтом 2 рулевого механизма (см.
рис. 80) необходимо после сборки произвести установку золотника в
нейтральное положение, для чего:
установить рулевой механизм на стенд, оборудованный насосом и
манометром;
застопорить вал сектора и заглушить пробками каналы К и F (см. рис. 81)
для соединения с полостями цилиндра; канал В соединить с насосом,а канал
А — со сливом;
при работающем насосе поворотом вала 18 найти положение, при котором
давление в системе будет минимальным; завернуть болт в радиальное
отверстие вала 18 и застопорить торсион относительно вала. При
застопоренном торсионе золотник должен четко возвращаться в нейтральное
положение при снятии момента с вала 18 (давление в канале В должно
падать до величины, превышающей давление нейтрали не более чем на I
кгс/см2);
при несовпадении круговых пазов на торсионе и валу просверлить отверстие
на больший диаметр и установить новый штифт 19.
Момент, необходимый для проворачивания винта рулевого механизма в сборе
с распределителем в среднем положении гайки-рейки, должен быть в
пределах 0,28—0,42 кгс • м. При дальнейшем вращении винта из среднего
положения в обе стороны момент должен уменьшаться.
Порядок установки рулевого механизма на автомобиль следующий: закрепить
рулевой механизм на кронштейне рамы;
поворотом входного вала 18 (см. рис. 81) совместить метку на торце вала
сектора с меткой на сошке, надеть сошку на шлицы вала сектора и
закрепить ее (при отсутствии одной из меток полное число оборотов
входного вала нужно разделить пополам, после чего закрепить сошку);
подсоединить вилку карданного вала рулевой колонки к валу 18,
предварительно установив шпонку, и завернуть в вилку стяжной болт;