дальнейшее развитие виноградарства

  Главная    Учебники - Виноделие     Российское виноградарство и виноделие: пути развития и интеграции в мировой рынок

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

3. Мировой рынок продукции виноградарства и виноделия

 

 

Однако, из-за достаточно больших запасов спирта в мире, дистилляция вина не решила всех проблем, связанных с его излишками. Поэтому дальнейшее развитие виноградарства многие эксперты связывают с производством вин высокого качества и безалкогольных напитков.

В некоторых странах проблему излишков вина решают путем сокращения площадей под виноградниками и уменьшения производства вина. Во Франции это коснулось даже вин контролируемых наименований по происхождению.

Чтобы стабилизировать ситуацию на рынке, французское правительство намерено уничтожить 4—5 млн гл вина (600 млн бутылок). Кроме того, будет вырублено 100 тыс. га старых виноградников. Эти площади планируется засадить сортами винограда более высокого качества. Производители вина, сажающие новые виноградники, смогут воспользоваться финансовой помощью государства.

Регулирование рынка вина коснулось также виноделен в провинции Шампань. В этой провинции на производстве вина специализируются как мелкие, так и крупные виноградарские хозяйства. Виноградники занимают площадь около 27 тыс. га, или 0.5%виноградников всего мира. Ежегодный выпуск шампанских вин составляет 250 млн бутылок.

На долю 15 тыс. мелких хозяйств и виноградно-винодельческих кооперативов (их несколько десятков), которые продают большую часть своего винограда негоциантам-виноделам, приходится 87% площадей виноградников Шампани и 47% продаж шампанского во Франции. Однако они обеспечивают всего лишь 7% его экспорта.

Самое лучшее шампанское производят крупные дома шампанских вин: они могут приобретать отборный виноград по более высокой цене, добавлять в кюве даже ординарного шампанского свои лучшие виномагериалы и выдерживать продукцию значительно дольше минимального срока, установленного законом.

За последние годы в связи с подготовкой празднования нового тысячелетия возникло затоваривание шампанским, которое может продлиться до 2003 г. (табл. 19).
 

Естественно, это требует от правительств Франции и ЕС выработки соответствующих регулирующих мер, направленных на поддержание ситуации на рынке и обеспечение доходов крестьян.

Основным потребителем шампанского является Франция. На нее в 2000 г. приходилось 65% общих продаж напитка среди развитых стран мира. Следует отметить, что спрос на шампанское во Франции оставался в течение последних 5 лет относительно стабильным с небольшими колебаниями по годам. В то же время Великобритания и США демонстрируют устойчивый рост потребления этого напитка. Объем продаж шампанских вин в мире в разрезе отдельных стран представлен в таблице 20.
 

Объем продаж наиболее престижных марок шампанских вин существенно отличается в зависимости от страны. Однако для указанных стран было характерно снижение или стабилизация их потребления в 2000 г. (табл. 21).

Практически во всех вышеуказанных странах шампанское Moet & Chandon занимает первое место по продажам за исключением Франции, где оно уступает первенство маркам Vranken Laffitte и Mercier, относящимся к холдингу LVMH, и Бельгии/ Люксембурга, где его опережают марки Laurent-Perrier и Piper-Heidsieck.

Одним из самых популярных в мире алкогольных напитков, сырьем для производства которого служит виноград, является коньяк. Своим высоким качеством коньяк обязан системе контроля, через который он проходит в процессе изготовления. Кроме того, еще в 1909 г. французское правительство издало декрет, в котором были официально определены границы провинции Коньяк. Согласно положений декрета, “коньяком” может называться только напиток, который произведен из винограда, выращиваемого в этом регионе.

В настоящее время престиж коньяка в мире высок. Масштабы его производства приняли индустриальный характер: виноградники расположены на площади более 85 тыс. га; в коньячном бизнесе занято около 70 тыс. человек; объем ежегодных продаж коньяка в мире составляет более 8 млн 9Lc. При этом приблизительно 95% коньяка экспортируется за пределы Франции (табл. 22).

В соответствии с законодательством Франции, для каждой из категорий коньяка гарантируется минимальная продолжительность его выдержки: 3—5 звездочек, VS и др. - 2 года; более 5 звездочек, Superieur, Grande Selection и др. - 3 года; Vieux, V.O., VSOP и др. 4 года; S VSOP, Grande Reserve и др. - 5 лет; Napoleon, ХО. Extra, Royal, Tres Vieux, Vieille Reserve и др. - 6 лет;