Ремонт щелочных аккумуляторов электрокаров и
электропогрузчиков
Щелочные аккумуляторы (см. гл. II)
конструктивно очень отличаются от свинцовых. Конструкция типового
тягового железо-никелевого аккумулятора емкостью 500 а-ч приведена на
рис. 121.
Наиболее вероятные неисправности щелочных
аккумуляторов и способы их устранения изложены в гл. II.
Приведем краткие сведения о способах устранения наиболее часто
встречающихся неисправностей.
Короткие замыкания в элементах могут быть вызваны следующими причинами:
повреждением изоляционных шайб выводов и внутренней изоляции пластин;
повреждением резиновых чехлов; небрежным монтажом межэлементных
соединений.
Внутренние повреждения изоляции чрезвычайно редки, а их устранение
возможно лишь при разборке аккумулятора, что
выполнимо только в условиях специальных ремонтных
баз. Повреждение резиновых чехлов, приводящее к короткому замыканию, —
явление довольно частое. При обнаружении замыкания (устанавливается
вольтметром по отсутствию или сильному снижению напряжения на данном
элементе) проверяется состояние межэлементных соединений (отсутствие
замыкания их с корпусом аккумулятора), а затем элемент вынимается из
чехла. Наличие повреждений в чехле определяется внешним осмотром и
водой, заливаемой в чехол (проверяется, течет или нет).
Обнаруженные места повреждений чехла вулканизируются и опять
производится проверка водой — нет ли течи. После восстановления чехол
может быть использован для дальнейшей эксплуатации.
Течь электролита из элементов устанавливается по наличию в чехлах и на
дне батарейного ящика электролита. В этом случае элемент вынимается из
чехла и осматривается, сливается (в разряженном состоянии) электролит и
элементы насухо вытираются, после чего производится пайка места течи
кадмием.
Плохое состояние межэлементных соединений приводит к сильному разогреву
этих соединений, что может окончиться обгора-нием контактов. Поэтому все
контактные соединения перед каждой зарядкой должны проверяться, а
ослабевшие контакты подтягиваться ключом.
«Правилами технической эксплуатации электроустановок промышленных
предприятий» предусматриваются уравнительные зарядки (перезаряды)
кислотных аккумуляторов, которые должны проводиться 1 раз в 3 месяца, а
щелочные аккумуляторы должны подвергаться усиленной зарядке номинальным
током в течение 12 ч 1 раз в месяц. Наружный осмотр батареи должен
производиться дежурным персоналом один раз в смену, аккумуляторщиком,
мастером электроцеха — ежедневно, начальником электроцеха — еженедельно.
При наружном осмотре проверяется целость баков, уровень электролита,
высота осадка на дне сосудов, отсутствие признаков короткого замыкания,
а также состояние помещения аккумуляторной и наличие необходимого
инвентаря.
Отбор пробы электролита из кислотной батареи для анализа производится
один раз в год, а у щелочной батареи раз в год производится смена
электролита.
При вводе в эксплуатацию, периодических проверках и после капитального
ремонта проверяется напряжение каждого элемента и измеряется
сопротивление изоляции батареи.
Количество отстающих элементов в батарее не должно быть больше одного, а
сопротивление ее изоляции — не менее 50 000 ом.