Катушки реле-регулятора автомобилей МАЗ-500

  Главная        Автомобили - МАЗ       Автомобиль МАЗ-500 и его модификации. Конструкция и техническое обслуживание (М. С. Высоцкий, Л. X. Гилелес)

 поиск по сайту    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..

 

 

Устройство реле-регулятора автомобилей МАЗ-500

 

 

 

Катушки реле-регулятора автомобилей МАЗ-500

 

 

Каждая из катушек реле-регулятора представляет собой электромагнитный прибор (рис. 104), состоящий из ярма 2 (13 и 22), сердечника 4 (16 и 25), неподвижного контакта 1 (20 и 28) и якоря 8 (18 и 26) с установленным на нем подвижным контактом.

Якорь каждого прибора подвижен вместе с упругой термобиметаллической пластиной 14. Якори катушек нагружены пружинами 11. На сердечнике 4 реле обратного тока помещены две обмотки: сериесная 3 и шунтовая 5. На сердечнике 16 ограничителя тока также имеются две обмотки: сериесная 12 и ускоряющая 15. На сердечнике 25 регулятора напряжения намотана шунтовая обмотка 24 и выравнивающая обмотка 23. Электрическая система катушек соединена с проволочными сопротивлениями 36, 37, 38 и 39, а также с генератором автомобиля соединительными проводами 52, 56 и 58.

Работа генератора с реле-регулятором протекает следующим образом.
При пуске двигателя якорь генератора начинает вращаться и в нем за счет остаточного магнетизма полюсов индуктируется
э. д. с. Под действием этой э. д. с. в цепи возбуждения генератора проходит небольшой ток. Путь этого тока следующий: клемма Я генератора — клемма Я реле-регулятора — сериесная обмотка 12— ускоряющая обмотка 15 — ярмо 13 — якорь 18 — контакты 19 — провод 21 — выравнивающая обмотка 23. Далее через обмотку и контакты 27 ток поступает на якорь 26 и через ярмо 22 на клемму 111 реле-регулятора, клемму Ш генератора,

в обмотку возбуждения и через нее на отрицательную щетку генератора. Под действием этого небольшого тока обмотками возбуждения генератора создается магнитное поле, благодаря которому в якоре генератора наводится э. д. с. большой величины. Вследствие наличия э. д. с. в цепях генератора и реле проходит электрический ток по трем направлениям:

 

 

 

 

 

Рис. 104. Схема работы генератора и реле-регулятора:
1, 20 и 28 — неподвижные контакты; 2, 13 и 22 — ярмо; 3 — сериесная обмотка РОТ; 4, 16 и 25 — сердечники; 5 — шунтовая обмотка РОТ; 6. 19 и 27 — контакты; 7 — ограничитель хода якоря; 8, 18 и 26 — якори; 9 — провод от якоря к ярму; 10 — кронштейн пружины; 11 — пружина; 12 — сериесная обмотка ОТ: 14 — пластина подвески якоря;
15 — ускоряющая обмотка ОТ; 17 — диамагнитный упор; 21, 45. 52, 56 и 58 — провода; 23 — выравнивающая обмотка PH: 24 — шунтовая обмотка PH: 29 и 34 — точки крепления обмотки на массу; 30 — изолятор основания-. 31—33 и 35 — клеммы: 36 — сопротивление 50 ом

 37 — сопротивление 13 ом; 38 — сопротивление 62 ом: 39 — сопротивление 80 ом; 40— корпус; 41 — клемма массы; 42 — клемма Ш реле-регулятора; 43 — клемма Я реле-регулятора; 44 — клемма Б реле-регулятора; 46 — предохранитель: 47 — аккумуляторная
батарея; 48 — амперметр; 49 — реле стартера; 50 — стартер; 51 — включатель массы; 53 — генератор; 54 — клемма Я генератора; 55—клемма Ш генератора; 57 — клемма массы генератора; 59 — обмотка возбуждения; 60 — якорь генератора

 

 

 

 

а) клемма Я генератора — клемма Я реле-регулятора — сериесная обмотка 12 — сериесная обмотка 3 — ярмо 2 — обмотка 5 — масса; при этом намагничивается сердечник 4 и притягивает якорь 8 реле, замыкая контакты 6\ начинается зарядка аккумуляторной батареи;

б) путь зарядного тока: ярмо 2 — якорь 8 — контакт 6 — контакт 1 — клемма Б реле-регулятора — предохранитель 46 — амперметр 48—батарея 47—выключатель массы батареи — масса;

в) с ярма 13 ток поступает на сопротивления 37 и 38 и через них на обмотку 24 и далее на массу.

Так как числа оборотов двигателя, а следовательно, и генератора повышаются, то происходит нарастание магнитного потока и значительное увеличение индуктируемой э. д. с., что приводит к увеличению напряжения на клеммах генератора. При определенном значении напряжения магнитное поле сердечника 25 притягивает якорь 26 регулятора напряжения, и контакты 27 размыкаются. При этом автоматически в цепь обмотки возбуждения генератора включаются дополнительные сопротивления 37 и 39 с суммарным сопротивлением 93 ом.

Ток возбуждения теперь поступает с ярма 13 на сопротивление 37, сопротивление 39, клеммы Ш реле-регулятора и генератора и на обмотку возбуждения генератора. При введении в цепь возбуждения дополнительных сопротивлений магнитный поток внутри генератора резко уменьшается, что приводит к уменьшению индуктируемой э. д. с. и напряжения на клеммах генератора. Вследствие этого уменьшается ток в обмотке 24, что приводит к уменьшению магнитного поля сердечника 25, и якорь 26 под действием пружины замыкает контакты. Сопротивления 37 и 39 выключаются из цепи, и э. д. с. генератора снова начнет возрастать. Затем процесс повторяется.

Таким образом, регулятор напряжения постоянно поддерживает заданное напряжение. Величина регулируемого напряжения устанавливается натяжением или ослаблением пружины 11.

Аналогично работает и ограничитель тока с той лишь разницей, что при перегрузке во внешней цепи сериесная обмотка 12 создает сильное магнитное поле и сердечник 16 притягивает якорь 18, размыкая контакты 19 ограничителя тока. При этом в цепь обмотки возбуждения включается дополнительное сопротивление 36, на которое ток поступает с клеммы Я через сериесные обмотки 12, 3 и ярмо 2. Ток через сопротивление 36 попадает на клемму 32, выравнивающую обмотку 23, контакты 27, ярмо 22, поступает на клеммы Ш реле-регулятора и генератора. Одновременно параллельно включаются сопротивления 37 и 39. Введение сопротивлений в цепь обмотки возбуждения генератора снижает магнитный поток, что приводит к уменьшению напряжения на клеммах генератора и уменьшению тока во внешней цепи.
 

В случае остановки двигателя через сериесную обмотку 3 проходит ток от аккумуляторной батареи в обратном направлении; при этом сердечник 4 резко размагничивается, и якорь 8 под действием пружины 11 отходит в исходное положение, размыкая контакты 6 и отключая генератор от аккумуляторных батарей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..