|
|
|
содержание ..
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159 ..
Устройство реле-регулятора
автомобилей МАЗ-500
Катушки реле-регулятора автомобилей
МАЗ-500
Каждая из катушек реле-регулятора
представляет собой электромагнитный прибор (рис. 104), состоящий
из ярма 2 (13 и 22), сердечника 4 (16 и 25), неподвижного
контакта 1 (20 и 28) и якоря 8 (18 и 26) с установленным на нем
подвижным контактом.
Якорь каждого прибора подвижен вместе с упругой
термобиметаллической пластиной 14. Якори катушек нагружены
пружинами 11. На сердечнике 4 реле обратного тока помещены две
обмотки: сериесная 3 и шунтовая 5. На сердечнике 16 ограничителя
тока также имеются две обмотки: сериесная 12 и ускоряющая 15. На
сердечнике 25 регулятора напряжения намотана шунтовая обмотка 24
и выравнивающая обмотка 23. Электрическая система катушек
соединена с проволочными сопротивлениями 36, 37, 38 и 39, а
также с генератором автомобиля соединительными проводами 52, 56
и 58.
Работа генератора с реле-регулятором протекает следующим
образом.
При пуске двигателя якорь генератора начинает вращаться и в нем
за счет остаточного магнетизма полюсов индуктируется
э. д. с. Под действием этой э. д. с. в цепи возбуждения
генератора проходит небольшой ток. Путь этого тока следующий:
клемма Я генератора — клемма Я реле-регулятора — сериесная
обмотка 12— ускоряющая обмотка 15 — ярмо 13 — якорь 18 —
контакты 19 — провод 21 — выравнивающая обмотка 23. Далее через
обмотку и контакты 27 ток поступает на якорь 26 и через ярмо 22
на клемму 111 реле-регулятора, клемму Ш генератора,
в обмотку возбуждения и через нее на
отрицательную щетку генератора. Под действием этого небольшого
тока обмотками возбуждения генератора создается магнитное поле,
благодаря которому в якоре генератора наводится э. д. с. большой
величины. Вследствие наличия э. д. с. в цепях генератора и реле
проходит электрический ток по трем направлениям:
|
Рис. 104. Схема работы генератора и
реле-регулятора:
1, 20 и 28 — неподвижные контакты; 2, 13 и 22 — ярмо; 3 — сериесная
обмотка РОТ; 4, 16 и 25 — сердечники; 5 — шунтовая обмотка РОТ; 6. 19 и
27 — контакты; 7 — ограничитель хода якоря; 8, 18 и 26 — якори; 9 —
провод от якоря к ярму; 10 — кронштейн пружины; 11 — пружина; 12 —
сериесная обмотка ОТ: 14 — пластина подвески якоря;
15 — ускоряющая обмотка ОТ; 17 — диамагнитный упор; 21, 45. 52, 56 и 58
— провода; 23 — выравнивающая обмотка PH: 24 — шунтовая обмотка PH: 29 и
34 — точки крепления обмотки на массу; 30 — изолятор основания-. 31—33 и
35 — клеммы: 36 — сопротивление 50 ом
37 — сопротивление 13 ом; 38 — сопротивление
62 ом: 39 — сопротивление 80 ом; 40— корпус; 41 — клемма массы; 42 —
клемма Ш реле-регулятора; 43 — клемма Я реле-регулятора; 44 — клемма Б
реле-регулятора; 46 — предохранитель: 47 — аккумуляторная
батарея; 48 — амперметр; 49 — реле стартера; 50 — стартер; 51 —
включатель массы; 53 — генератор; 54 — клемма Я генератора; 55—клемма Ш
генератора; 57 — клемма массы генератора; 59 — обмотка возбуждения; 60 —
якорь генератора
а) клемма Я генератора — клемма Я
реле-регулятора — сериесная обмотка 12 — сериесная обмотка 3 —
ярмо 2 — обмотка 5 — масса; при этом намагничивается сердечник 4
и притягивает якорь 8 реле, замыкая контакты 6\ начинается
зарядка аккумуляторной батареи;
б) путь зарядного тока: ярмо 2 — якорь 8 — контакт 6 — контакт 1
— клемма Б реле-регулятора — предохранитель 46 — амперметр
48—батарея 47—выключатель массы батареи — масса;
в) с ярма 13 ток поступает на сопротивления 37 и 38 и через них
на обмотку 24 и далее на массу.
Так как числа оборотов двигателя, а следовательно, и генератора
повышаются, то происходит нарастание магнитного потока и
значительное увеличение индуктируемой э. д. с., что приводит к
увеличению напряжения на клеммах генератора. При определенном
значении напряжения магнитное поле сердечника 25 притягивает
якорь 26 регулятора напряжения, и контакты 27 размыкаются. При
этом автоматически в цепь обмотки возбуждения генератора
включаются дополнительные сопротивления 37 и 39 с суммарным
сопротивлением 93 ом.
Ток возбуждения теперь поступает с ярма 13 на сопротивление 37,
сопротивление 39, клеммы Ш реле-регулятора и генератора и на
обмотку возбуждения генератора. При введении в цепь возбуждения
дополнительных сопротивлений магнитный поток внутри генератора
резко уменьшается, что приводит к уменьшению индуктируемой э. д.
с. и напряжения на клеммах генератора. Вследствие этого
уменьшается ток в обмотке 24, что приводит к уменьшению
магнитного поля сердечника 25, и якорь 26 под действием пружины
замыкает контакты. Сопротивления 37 и 39 выключаются из цепи, и
э. д. с. генератора снова начнет возрастать. Затем процесс
повторяется.
Таким образом, регулятор напряжения постоянно поддерживает
заданное напряжение. Величина регулируемого напряжения
устанавливается натяжением или ослаблением пружины 11.
Аналогично работает и ограничитель тока с той лишь разницей, что
при перегрузке во внешней цепи сериесная обмотка 12 создает
сильное магнитное поле и сердечник 16 притягивает якорь 18,
размыкая контакты 19 ограничителя тока. При этом в цепь обмотки
возбуждения включается дополнительное сопротивление 36, на
которое ток поступает с клеммы Я через сериесные обмотки 12, 3 и
ярмо 2. Ток через сопротивление 36 попадает на клемму 32,
выравнивающую обмотку 23, контакты 27, ярмо 22, поступает на
клеммы Ш реле-регулятора и генератора. Одновременно параллельно
включаются сопротивления 37 и 39. Введение сопротивлений в цепь
обмотки возбуждения генератора снижает магнитный поток, что
приводит к уменьшению напряжения на клеммах генератора и
уменьшению тока во внешней цепи.
В случае остановки двигателя через сериесную обмотку
3 проходит ток от аккумуляторной батареи в обратном направлении;
при этом сердечник 4 резко размагничивается, и якорь 8 под
действием пружины 11 отходит в исходное положение, размыкая
контакты 6 и отключая генератор от аккумуляторных батарей.
|
содержание ..
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159 ..
|
|
|