|
|
|
содержание ..
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79 80
..
Устройство
коробки передач МАЗ-500
Синхронизатор коробки передач МАЗ-500
Конструкция и схема работы синхронизатора
показаны на рис. 60.
Синхронизатор состоит из следующих основных частей: муфты 5,
каретки 6 и обоймы 7.
Обойма синхронизатора представляет собой полый цилиндр с
четырьмя равномерно расположенными продольными сквозными
прорезями на поверхности. Прорези имеют специальную конфигурацию
— в средней части они сделаны на некоторой длине более широкими
и имеют скошенный выход. По краям прорези сделаны еще более
широкими, но с плавными закруглениями, чтобы исключить
концентрацию напряжений по краям обоймы. Обойма является весьма
ответственной и нагруженной деталью, поэтому она изготовлена из
качественной стали и подвергается термической обработке в зоне
прорезей.
В прорези обоймы входят четыре отростка каретки синхронизатора,
на которых закреплена муфта. Каретка синхронизатора имеет также
четыре равнорасположенных по окружности отверстия, в которые
вставлены шарики 12 с пружинными фиксаторами.
В среднем нейтральном положении обойма соединяется с кареткой
посредством пружинных фиксаторов, шарики которых под действием
пружин входят в соответствующие канавки, имеющиеся в обойме. К
обоим торцам обоймы синхронизатора приклепаны бронзовые конусные
кольца 3 и 8. Каретка синхронизатора имеет шлицевое отверстие. У
синхронизатора пятой и четвертой передач каретка скользит по
шлицам вторичного вала 1, а у синхронизатора третьей и второй
передач — шлицам распорной втулки шестерен третьей и второй
передач. С обоих торцов ступицы каретки синхронизатора нарезаны
зубчатые муфты 10 и 13, которыми каретка может соединяться с
соответствующими зубчатыми муфтами 11 и 14 внутреннего
зацепления пятой и четвертой или третьей и второй передач.
При включении передачи вилка штока перемещает в соответствующую
сторону муфту 5 синхронизатора, которая передвигает вдоль вала
связанную с ней каретку и обойму синхронизатора. При надвигании
конусного кольца обоймы на конус шестерни изменяется скорость, в
результате чего прямоугольные отростки каретки, входящие в ее
прорези, смещаются и входят в средние боковые углубления
прорезей обоймы.
|
Рис. 60. Синхронизатор:
а — устройство синхронизатора; б — схема работы
синхронизатора, 1 — вторичный вал коробки передач; 2 — шестерня пятой
передачи: 3 — конусное кольцо синхронизатора для включения пятой
передачи; 4 — конусное кольцо шестерни пятой передачи; 5 — муфта
включения четвертой и пятой передач; 6 — каретка синхронизатора;
7 — обойма конусных колец; 8 — конусное кольцо для включения четвертой
передачи;
9 — первичный вал коробки передач; 10— зубчатая муфта каретки
синхронизатора включения четвертой передачи; 11 и 14 — зубчатые муфты;
12 — шарик фиксатора каретки; 13 — зубчатая муфта каретки синхронизатора
включения пятой передачи
Пока не прекратится взаимное скольжение
конических поверхностей и не уравняются скорости обоймы и
шестерни, дальнейшее продвижение каретки вдоль оси вала
невозможно.
После выравнивания скоростей вращения обоймы и шестерни отростки
каретки перестанут прижиматься к средним боковым углублениям
прорезей, и муфта будет иметь возможность переместиться вдоль
оси вала. При перемещении муфты под
воздействием вилки переключения передач
шарики, соединяющие каретку с обоймой, выйдут из углублений
последней каретка продвинется вдоль оси вала и, так как она
вращается с той же скоростью, что и включаемая шестерня,
зубчатая муфта каретки без удара и шума войдет в зацепление с
зубчатой муфтой шестерни (произойдет блокировка).
При включенной передаче крутящий момент двигателя через маховик,
нажимной и ведомый диски сцепления передается на первичный вал
коробки передач, а с его зубчатого венца на демпферную шестерню
промежуточного вала и далее от соответствующей пары шестерен
включенной передачи на каретку синхронизатора и вторичный вал
коробки передач. Только к шестерне первой передачи и заднего
хода крутящий момент передается непосредственно от
промежуточного вала коробки передач. Учитывая отсутствие
синхронизатора у шестерен первой передачи, во избежание поломки
шестерен переключение на первую передачу необходимо производить
только после значительного уменьшения скорости движения.
|
содержание ..
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79 80
..
|
|
|