Самолёт Л-39С «АЛЬБАТРОС». Руководство пилота - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Самолёт Л-39С «АЛЬБАТРОС». Руководство пилота

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

Самолёт Л-39С «АЛЬБАТРОС». Руководство пилота - часть 6

 

 

Ограничения
Чем ограничиваются
п/п
Максимально допустимая температура
газов за турбиной полёте:
* до высоты 8000 м — 685°С (при включённой
противообледенительной системе —не более
Теплонапряженностью
17
705°С);
двигателя
на высотах более 8000 м —715°С;
на малом газе и при запуске на всех высотах —
600°С
Максимально допустимые обороты
18
Прочностью двигателя
ротора КВД—107,8%
Максимальная продолжительность ра
Надёжностью работы
19
боты двигателя на аварийной системе топ-
автоматики
ливопитания — 40 мин
Минимальные обороты ротора КВД при работе
двигателя на аварийной системе топливо питания:
Запасом устойчивости
20
на высотах до 2000 м — 56%;
работы двигателя
на высотах 2000 м и более — 60%
Максимальные обороты ротора КВД при работе
двигателя на аварийной системе топливопитания:
Запасом устойчивости
21
на высотах до 2000 м — 103%;
работы двигателя
на высотах от 2000 до 8000 м — не более 99%
Максимальная высота полёта при работе двигателя
Высотностью топливной
22
на аварийной системе топливопитання — 8000 м
системы
Максимальная высота полёта с выключенным
Устойчивостью работы
23
подкачивающим насосом — 6000 м
двигателя
Максимальная высота полёта с включённой ПОС -
Теплонапряженностью
24
8000 м
двигателя
Максимальная высота запуска двигателя полёте —
Надёжностью запуска
25
6000 м
двигателя
Минимальные обороты авторотации ротора КВД
Надёжностью запуска
26
при запуске двигателя полете без использования
двигателя
вспомогательного двигателя «Сапфир-5ª —15%
Продолжительность работы двигателя на оборотах
Срабатыванием клапанов
27
ротора КВД
74—78 и 86—90% — минимальная
перепуска воздуха из
(использовать эти режимы как проходные)
компрессора
Максимальная скорость ветра со стороны
реактивного сопла при запуске и опробовании
Надёжностью запуска и
28
двигателя — 10 м/с
устойчивостью работы
двигателя
151
ОСМОТР КАБИН ПЕРЕД ПОЛЁТОМ
При выполнении полёта из передней кабины, все краны, переключатели и АЗС в задней
кабине находятся в соответствующих положениях необходимом для выполнения
запуска и выполнения полёта.
Фонарь задней кабины закрыт.
Необходимо выполнить проверку только в передней кабине.
Если выполняется полёт двумя лётчиками, то необходимо выполнить проверку задней
и передней кабины.
В задней кабине ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРИТЬ
1. открыт ли вентиль «КОЛЬЦЕВАНИЕ БАЛЛОНОВª
2. закрыт ли вентиль «КИСЛОРОДª;
3. выключатель «АВАР. ТОПЛª - выключен;
4. включён ли переключатель «УКАЗАТЕЛЬ ТВГ ЗАД/ПЕРЕДª на переднюю кабину
5. выключатель «СТОП ДВ-ЛЯª - выключен;
6. находится ли переключатель управления шасси в положении «НЕЙТРАЛЬНОª;
7. на среднем пульте выключены переключатели введения отказов «КРЕНª,
«ТАНГАЖª, «ГМКª, «АРКª, а перекрывные краны статической и динамической
проводки ПВД для мембранно-анероидных приборов передней кабины находятся
в положении «РАБОТАª
8. включены ли:
выключатель «СЕТЬª;
АЗС «СИДЕНИЕª;
АЗС «СИГНАЛª
АЗС «ОРУЖИЕª
АЗС «НАЗЕМН. СПУª;
9. на коррекционном механизме
«КМ-8ª установить стрелку магнитного
склонения на нулевую отметку шкалы если полёт выполняется по магнитному
курсу или на величину магнитного склонения (δ) если полёт выполняется по
истинному курсу;
152
6. НЕЙТРАЛЬНО
5. ВЫКЛ.
4. «ПЕРЕДª
3. ВЫКЛ.
2. ОТКРЫТ
1. ЗАКРЫТ
7.
8. ВКЛ.
9. «0ª (į)
153
В передней кабине ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРИТЬ
1. находится ли рычаг управления пожарным краном в положении «ОТКРЫТОª;
2. РПК -52 «100% О2 - СМЕСЬª - «СМЕСЬª
3. открыт ли вентиль «КИСЛОРОДª;
4. РПК - 52 «АВАРИЯ ВКЛ - ВЫКЛª - «ВЫКЛª;
5. находится ли флажок крана переключения основной и аварийной систем ПВД в
положении «РАБОТАª;
6. находится ли переключатель
«ЗАПУСК - ЛОЖ.ЗАП - ХОЛОД.ПРОКРª в
положении «ЗАПУСКª, предохранительный колпачок должен быть закрыт;
7. выключатель «СТОП ТУРБОª - выключен;
8. выключатель «АВАР. ТОПЛª - выключен;
9. выключатель «СТОП ДВ-ЛЯª - выключен;
10. находится ли рычаг аварийного торможения и стояночного тормоза в среднем
положении;
11. находятся ли переключатель управления уборкой и выпуском шасси в
положении «ВЫПУЩЕНОª;
12. установлены ли стрелки барометрического высотомера на нуль, при этом
показания давления на шкале прибора должны совпадать с фактическим
давлением у земли или отличаться от него на величину не более ±2 мм рт.
ст.
13. находится ли рукоятка ГЕРМЕТ. — КЛИМАТИЗАЦИЯ. в крайнем заднем
положении.
14. включение всех АЗС на вспомогательном щитке передней кабины;
154
10. В СРЕДНЕМ
11. ВНИЗ
9. ВЫКЛ.
8. ВЫКЛ.
7. ВЫКЛ.
6. «ЗАПУСКª
5. РАБОТА
4. «ВЫКЛª
3. ОТКРЫТ
2. «СМЕСЬª
1. ВПЕРЁД
12. «0ª
13. НА СЕБЯ
14. ВКЛ.
155
ПОДГОТОВКА К ЗАПУСКУ ДВИГАТЕЛЯ
Запуск двигателя производить из передней кабины, так, как только в передней кабине РУД
оборудован защёлкой «СТОПª, позволяющей перемещать РУД из положения «СТОПª в
положение «МГª и выше.
Запускать двигатель с открытым фонарём задней кабины запрещается.
На Л - 39С техник самолёта закрывает и открывает фонари кабин.
Если выполнить запуск с открыты фонарём задней кабины, то чтобы закрыть фонарь
задней кабины, технику самолёта придётся близко находится ко входному устройству
запущенного двигателя, что не безопасно.
Данная особенность эксплуатации перенесена в симулятор Л - 39С.
Запускать двигатель можно от аэродромного источника питания или от бортовой
аккумуляторной батареи.
Включить:
«АККУМª, должны загореться сигналы:
«МИН. ДАВЛ. МАСЛАª
«ГЕНЕРАТОРª
«ЗАПАСНЫЙ ГЕНЕРАТОРª
«НЕ ЗАПУСКАЙª
«ФОНАРЬ НЕ ЗАКРЫТª
«ПРЕОБРАЗ. 115 Вª
«КОНДИЦ. ЗАКРЫТОª
«ПРЕОБРАЗ. 3х36 Вª
сигнализатор аварийных режимов.
При давлении в основной гидросистеме до 100 ±5 кг/см2 горит сигнал «ПАД. ДАВЛ.
ГИДРОСИСТª.
Вольтамперметр должен показывать напряжение не менее 24 В.
В случае же подключения наземного источника питания загорается сигнал с символом
тележки, вольтамперметр должен показывать напряжение 27-29 В.
АЗС «ДВ-ЛЬª сигналы «НЕ ЗАПУСКАЙª и «ПРЕОБРАЗ. 3х36 Вª гаснут;
АЗС «115 В ПРЕОБРАЗ - Iª;
АЗС «115 В ПРЕОБРАЗ - IIª (сигнал «ПРЕОБРАЗ 115Вª гаснет);
АЗС «РТЛª;
«РЕГИСТРАТОРª.
До запуска двигателя необходимо:
 выполнить настройку РКЛ - 41 на частоты ДПРМ и БПРМ;
 установить каналы навигации и посадки на пульте РСБН - 5С;
 установить на ЗДВ - 30 атмосферное давление аэродрома;
 установить канал связи на пульте управления Р - 832М;
 на ПУ-26Э переключатели: «МК - ГПКª установить в положение «МКª, «СЕВ -
ЮЖНª в положение «СЕВª, установить широту аэродрома.
156
1. «АККУМª
2. «ДВ-ЛЬª
4. 115 В ПРЕОБРАЗ - I (II)
5. «РТЛª
V/A - 24 (27 - 29) V
Если запуск будет производится от наземного источника питания, то необходимо подать
команду на его подключение.
Установить колодки под колеса основных стоек.
Запросить разрешение на запуск двигателя, после получения разрешения,
выключить:
АЗС «115 В ПРЕОБРАЗ - I;
АЗС «115 В ПРЕОБРАЗ - II;
АЗС «РТЛª;
Приступить к запуску двигателя.
убедиться, что рычаг управления двигателем находится в положение «СТОПª, не
горят сигналы «НЕ ЗАПУСКАЙª и «ПРЕОБРАЗ. 3х36 Вª.
 произвести запуск вспомогательного двигателя
«Сапфир-5ª, для чего нажать
одновременно кнопку секундомера и на 1—2 с. кнопку «ТУРБОª.
157
 убедившись по звуку о начале запуска вспомогательного двигателя, перевести
взгляд на информационное табло, через 23—24 с. должен загореться сигнал
«ТУРБОСТАРТЕРª, после чего можно производить запуск двигателя.
«НЕ ЗАПУСКАЙª
«ПРЕОБРАЗ. 3х36 Вª
не горит
не горит
1. «ТУРБОª и секундомер
2. 23 - 24 сек. «ТУРБОСТАРТЕРª
158
 одновременно нажать кнопку секундомера и на
1—2 с. кнопку «ДВ - ЛЬª.
 через 3 - 6 с. после нажатия кнопки «ДВ - ЛЬª перевести РУД в положение «МГª.
2. Через 3 - 6 сек.
РУД - «МГª
159
 посмотреть на указатель оборотов двигателя, обороты ротора КВД (n1) должны
непрерывно нарастать и на 15-й с. с момента нажатия на кнопку «ДВ - ЛЬª должны
быть не менее 20%, при этом должны начать нарастать обороты ротора КНД (n2).
КВД (n1) не менее 20%
 перевести взгляд на указатель температуры выходящих газов за турбиной, как
только в процессе запуска рост температуры газов за турбиной прекратится,
перевести взгляд на указатель оборотов, обороты КВД и КНД продолжают
увеличиваться, и достигают значения, соответствующие режиму малого газа.
Рост ТВГ прекратился
обороты КВД и КНД увеличиваются
160
После выхода двигателя на установившийся режим малого газа проверить:
 обороты ротора КВД, должны быть 56±1,5%;
 температуру газов за турбиной, должна быть не более 600°С;
 давление масла, должно быть не менее 2 кг/см2, сигнал «МИН. ДАВЛ. МАСЛАª не
горит;
 время запуска двигателя не более 50 с.
ТВГ ” 600°С
КВД (n1) 56±1,5%
Рм не менее 2 кг/см2
не более 50 сек.
ПРИМЕЧАНИЕ: При достижении ротором КВД оборотов 41,5—44,5% за время не более
45 с. вспомогательный двигатель
«Сапфир-5ª автоматически выключается,
воздушный стартер отключается, сигнал «ТУРБОСТАРТЕРª гаснет и пусковой цикл на
этом заканчивается, а двигатель самостоятельно выходит на обороты малого газа
(обороты ротора КВД 56±1,5%;
В случае неудавшегося запуска выполнить холодную прокрутку двигателя.
Установить переключатель «РЕЖИМ ЗАПУСКА - ЗАПУСК - ЛОЖ.ЗАП - ХОЛОД.ПРОКРª, в
положение «ХОЛОД. ПРОКРª. При этом не включаются агрегаты зажигания и не падаётся
пусковое и рабочее топливо.
переключатель
«РЕЖИМ ЗАПУСКАª
Холодная прокрутка применяется с целью удаления скопившегося топлива из камеры
сгорания.
При холодной прокрутке РУД остаётся на упоре «СТОПª.
 нажать на 1 - 2 сек. кнопку «ТУРБОª;
 после загорания табло «ТУРБОСТАРТЁРª, нажать на 1 - 2 сек. кнопку «ДВ - ЛЬª;
 воздушный стартёр в течение 45 секунд раскручивает ротор КВД и автоматически
отключается, а турбостартер переходит на режим холостого хода;
161
 отключить турбостартер выключателем «СТОП ТУРБОª;
выключатель
«СТОП ТУРБОª
 после остановки турбостартера выключатель
«СТОП ТУРБОª установить в
исходное положение;
 переключатель
«РЕЖИМ ЗАПУСКА - ЗАПУСК - ЛОЖ.ЗАП - ХОЛОД.ПРОКРª,
установить в положение «ЗАПУСКª;
 выполнить повторный запуск двигателя.
Также имеется ложный запуск, который применяется при консервации и расконсервации
топливных магистралей. Для выполнения ложного запуска действия те же самые, что и при
обычном запуске двигателя. Только переключатель «РЕЖИМ ЗАПУСКА - ЗАПУСК -
ЛОЖ.ЗАП - ХОЛОД.ПРОКРª, установить в положение «ЛОЖ. ЗАПª. при этом отключается
система зажигания, а все агрегаты запуска срабатывают в той же последовательности, что
и при нормальном запуске. В симуляторе не используется.
После запуска двигателя включить:
«ГЕНЕРАТОР ОСНОВª
«ГЕНЕРАТОР ЗАПАСª
Если запуск производился от наземного источника питания, то необходимо подать команду
для его отключения.
Сигналы «ГЕНЕРАТОРª, «ЗАПАСНЫЙ ГЕНЕРАТОРª и наземного источника гаснут.
Убедиться по вольтамперметру, что напряжение в бортовой сети 27—29 В.
162
«ГЕНЕРАТОР ОСНОВª
«ГЕНЕРАТОР ЗАПАСª
V/A - 27 - 29 V
«АГД- ГМКª;
«115 В ПРЕОБРАЗ-I и 115 В ПРЕОБРАЗ II
«РТЛª
«МРП-РВ
«ИСКРАª
«БАКИª.
 Переключатель рода работ на пульте управления РКЛ-41 поставить в положение
«Кавтª при этом должен включиться подсвет пульта управления и индикатора
настройки
(если подсвет пульта не горит, то необходимо переключатель
управления радиокомпасом поставить в положение «на свою кабинуª).
163
«АГД- ГМКª
«115-В ПРЕОБРАЗ - I (II)ª
«РТЛª
«МРП-РВª
«ИСКРАª
«БАКИª
РКЛ-41 - «К АВТª
164
 Подать команду на закрытие фонаря, после закрытия фонаря перевести рычаг
закрытия замков фонаря в крайнее переднее положение и убедиться в надёжности
их закрытия по погасанию сигнала «ФОНАРЬ НЕ ЗАКРЫТª.
 Загерметизировать кабину, рычаг
«ГЕРМЕТ. КЛИМАТИЗАЦИЯª переместить в
крайнее переднее положение, при этом через 30 секунд должен погаснуть сигнал
«КОНДИЦ. ЗАКРЫТОª. Проверить герметизацию по наличию перепада давления в
кабине по УВПД (0,02-0,05).
 Установить рычаг аварийного торможения «АВАРИЙНЫЙ ТОРМОЗª в крайнее
переднее положение (стояночный тормоз),
1. Закрыть фонарь
2. Переместить вперёд
3. Вперёд
165
ПОСЛЕ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ПРОВЕРИТЬ:
9
КПП- показывает стояночные углы крена и тангажа, кнопка
лампа «АРРЕТИРª не горит;
9
ГМК-1АЭ - показывает курс самолёта. Установить задатчик
курса на выбранный курс посадки.
9
Р-832М, СПУ - 9 - горит подсвет надписей на пульте СПУ - 9 и
номера канала на пульте управления Р-832М.
9
РВ-5М
-
ручкой установки высоты на указателе
радиовысотомера установить индекс
«ОПАСНАЯ ВЫСОТАª
напротив риски шкалы указателя, соответствующей опасной
высоте. Нажать лампу-кнопку КОНТРОЛЬ на указателе
радиовысотомера, стрелка указателя должна установиться на
отметке
15±1,5 м, после отпускания кнопки стрелка
установится на ноль шкалы с точностью ±1 м;
9
РКЛ-41 - указатель показывает курсовой угол на ДПРМ.
9
РСБН-5С («Искра-Кª).
Нажать кнопку
«ПОСЛУШИВАНИЕ ИСКРЫª и прослушать
позывные наземного маяка РСБН.
Переключатель «ПОСАДКА-НАВИГАЦИЯ-ПРОБИВª находится в
положение «НАВИГª.
Проверить правильность установки каналов «НАВИГАЦИИª и
«ПОСАДКИª.
Нажать на правой панели передней кабины кнопку «КОНТРОЛЬª,
при этом контрольные значения азимута и дальности на НПП и
ППД должны установиться соответственно на 177±2° и 291,5
±0,3 км и должны гореть лампы «КОРР. ДАЛЬНОСТИ и КОРР.
АЗИМУТАª, в задней кабине сигналы
«АЗИМУТ ТОЧНОª,
«ДАЛЬНОСТЬ ТОЧНОª.
Отпустить кнопку «КОНТРОЛЬª, при этом показания азимута и
дальности должны вернуться к исходным значениям, т. е.
значениям азимута и дальности до наземного радиомаяка.
При температуре наружного воздуха +5°С и ниже, и также перед полётами в сложных
метеоусловиях и ночью, включить «ОБОГРЕВ ПВД Л и Пª, АЗС «РИОª переключатель
«АНТИОБЛЕДª поставить в положение «АВТОМАТª.
ПОДГОТОВКА К ВЫРУЛИВАНИЮ И ВЫРУЛИВАНИЕ
 Выпустить закрылки на 25°;
 Зажать тормозной рычаг, снять со стояночного тормоза;
 Подать технику команду «Убрать колодкиª;
 Убедившись, что колодки убраны, осмотреться влево, вправо и убедится, что не
выруливает одновременно другой самолёт, нет ли препятствий впереди самолёта;
 Плавно увеличить обороты двигателя настолько, чтобы самолёт начал движение. Если
переднее колесо было развёрнуто в момент движения с места, начавшийся разворот
парировать тормозами;
 На прямолинейных участках скорость руления не должна превышать 30 км/ч без
внешних подвесок и 15 км/ч с внешними подвесками. Перед выполнением разворота и
в процессе разворота на рулении скорость не должна превышать 10 км/ч.
166
Перед выруливанием на ВПП необходимо осмотреться и убедиться:
 нет ли препятствий и самолётов на взлётной полосе;
 нет ли самолётов, планирующих на посадку или уходящих на второй круг.
Запросить разрешение для выруливания на ВПП, получив разрешение, вырулить на ВПП,
прорулить по прямой 10 — 15 м. для установки переднего колеса по линии взлёта.
Затормозить колеса. Проверить, что триммеры руля высоты и элеронов находятся в
нейтральном положение, правильность показаний компаса ГМК-1АЭ (при необходимости
согласовать его) и радиокомпаса РКЛ-41, аварийных сигналов нет за исключением сигнала
«ОПАСНАЯ ВЫСОТАª.
Увеличить обороты до 90%, и запросить у руководителя полётов разрешение на взлёт.
ПОЛЁТ ПО КРУГУ
Применяется для отработки техники выполнения взлёта, разворотов, захода на
посадку и посадки. Также применяется для визуального захода на посадку на аэродромах,
не оборудованных ПРМГ. Высота полёта по кругу для стандартного захода на посадку
600 м.
При выполнении посадки на незнакомом аэродроме, лётчик самостоятельно выполняет
заход, и посадку, используя базовые параметры.
Взлёт
После получения разрешения на взлёт, переместить РУД вперёд до упора в положение
«ВЗЛª, убедившись в том, что обороты двигателя вышли на взлётный режим, растормозить
колеса и начать разбег.
В первой половине разбега прямолинейность движения самолёта выдерживать с помощью
тормозов колёс, при достижении скорости 100 км/ч. с помощью руля направления. Ручку
управления удерживать в нейтральном положении.
По достижении скорости 150 км/ч. плавным движением ручки управления на себя поднять
переднее колесо до взлётного положения и сохранять это положение до отрыва самолёта.
При правильно поднятом переднем колесе линия горизонта проецируется через подушку
прицела.
На скорости 190 — 200 км/ч. самолёт плавно отделяется от земли.
167
168
На высоте 20 м. и скорости не менее 250 км/ч убрать шасси, для чего переключатель шасси
переставить в верхнее положение. Уборку шасси проверить по загоранию красных
сигнальных ламп и механическим указателям они должны быть в утопленном положении.
Набор высоты
На высоте 50 - 70 м. и скорости не менее 280 км/ч убрать закрылки. Уборку закрылков
контролировать по загоранию сигнальной лампы и возвращению кнопки уборки закрылков
в исходное положение.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. На скорости полёта 310 км/ч по прибору закрылки убираются
автоматически.
После уборки закрылков, на высоте
100 м установить обороты двигателя
100% и
продолжать набор с увеличением скорости до 350 км/ч.
Первый и второй разворот
Первый и второй разворот выполняются слитно, на курс обратный посадочному.
На высоте 300 м. с креном 20° на скорости 350 км/ч. выполнить первый и второй разворот
с набором высоты.
За 50-70 м. до заданной высоты (600 м.) начать уменьшение угла набора и оборотов
двигателя до
90% с сохранением скорости 350 км/ч, оставшуюся часть разворота
выполнить в горизонтальной плоскости на скорости 350 км/ч и высоте 600 м.
Вывод из второго разворота произвести на курс обратно посадочному (ОПК) с учётом угла
сноса.
169
Полет от второго к третьему развороту
До момента выпуска шасси полёт выполнять на скорости 350 км/ч, высота 600 м,
К=ОПК±УС.
На траверзе маяка РСБН КУРМ=900 (2700) проконтролировать боковое удаление по ППД-
2, должно быть 5,5-6 км.
Рис. Траверз ВПП.
170
На траверзе начало ВПП установить обороты 80% и уменьшить скорость полёта до 330
км/ч, выпустить шасси, убедиться в полном выпуске по световой и механической
сигнализации, после выпуска шасси установить скорость 300 км/ч. (обороты 90%).
Траверз начало ВПП
Рис. Траверз начало ВПП
171
Третий разворот
Третий разворот начинать после пролёта траверза ДПРМ при КУР =120° (240°). Третий
разворот выполнить на угол 120° на скорости 300 км/ч. с креном 30°, перед вводом в
разворот установить обороты 92 % для сохранения заданной скорости.
Рис. Угол визирования на ВПП перед выполнением 3-го разворота.
Как правило, место выполнения третьего разворота остаётся постоянным и не зависит от
скорости и направления ветра, если скорость его не более 10 м/с. При скорости ветра
более 10 м/с рекомендуется вносить поправку на ветер, выполняя третий разворот
несколько раньше с учётом сноса самолёта.
Вывод из третьего разворота произвести на КУР = 20° (340°) в направлении места
четвёртого разворота. Линия пути самолёта до четвёртого разворота должна проходить
под углом 65—70° к оси ВПП.
Полет от третьего к четвёртому развороту
После выхода из третьего разворота, уменьшить обороты до 85%, установить скорость 280
км/ч. и выпустить закрылки на 25°, перевести самолёт на планирование с вертикальной
скоростью 4-5 м/с.
172
На планировании до четвёртого разворота выдерживать направление полёта
относительно ВПП, сохранять скорость полёта 280 км/ч. и вертикальную скорость снижения
4-5 м/с, следить за высотой, определяя начало ввода в четвёртый разворот.
Снижение производить с таким расчётом, чтобы высота полёта перед вводом в четвёртый
разворот была 400— 420 м.
Четвёртый разворот
Ввод в четвёртый разворот начинать в момент, когда угол визирования на ВПП будет
равен 15—20°.
Разворот выполнять на скорости 280 км/ч с креном 300. Точность захода в процессе
разворота корректировать изменением крена.
173
После выхода из четвёртого разворота самолёт должен находиться на продолжении оси
ВПП, на удалении 5—5,5 км от её начала, на высоте 320—330 м.
V=280 км/ч Н=320 м.
При выполнении четвёртого разворота основное внимание уделять сохранению скорости,
правильному выходу в створ посадочной полосы и высоте вывода из четвёртого разворота.
Если в процессе разворота самолёт снизится до высоты 300 м, увеличить обороты
двигателя
(вплоть до максимальных) и оставшуюся часть разворота выполнить в
горизонтальной плоскости.
После выхода из четвёртого разворота выпустить закрылки на 44°, проконтролировать их
выпуск. После выпуска закрылков увеличить обороты до 90%.
Продолжить снижение самолёта с вертикальной скоростью 4—5 м/с, с таким расчётом,
чтобы пройти ДПРМ в режиме снижения на высоте 260 м. и скорости 260 км/ч.
На планировании убедиться в том, что посадочная полоса свободна, заход выполнен
точно, шасси и закрылки выпущены.
V=260 км/ч Н=260 м.
174
Снижение после четвёртого разворота
Снижение после прохода ДПРМ выполнять в начало ВПП с плавным уменьшением
скорости с таким расчётом, чтобы пройти БПРМ на высоте 60 - 80 м. и скорости 230 км/ч
V=230 км/ч Н=60 м.
Момент пролёта ДПРМ и БПРМ определяется по звуковому сигналу и миганию сигнала
«МАРКЕРª.
Точность расчёта определять по направлению глиссады планирования относительно точки
начала выравнивания. При правильном расчёте самолёт должен снижаться в точку начала
выравнивания, отстоящую от начала ВПП на 50—70 м.
Недолёт исправляется подтягиванием, для чего обороты двигателя увеличиваются
настолько, чтобы самолёт, сохраняя заданную скорость, снижался в точку начала
выравнивания с постоянным углом.
Небольшой перелёт исправляется уменьшением оборотов двигателя. При расчёте с
перелётом, который не может быть исправлен уменьшением оборотов, выполнить уход на
второй круг.
Посадка
С высоты 50 м. убедиться в точности расчёта, правильности захода по ВПП и отсутствии
препятствий на полосе.
На высоте 30 м. проконтролировать скорость планирования 230 км/ч. и перевести взгляд
на землю вперёд в направлении снижения самолёта и влево под углом 10—15°.
V=230 км/ч Н=30 м.
175
На высоте 8—10 м. плавным движением ручки управления на себя начать
выравнивание с таким темпом, чтобы подвести самолёт к земле на высоте 1 м. В конце
выравнивания плавно убрать обороты двигателя.
В процессе выравнивания взгляд должен скользить по земле и быть направлен вперёд на
35—40 м. и под углом 15—20° влево от продольной оси самолёта. По окончанию
выравнивания определить, что выравнивание закончено на нормальной высоте.
По мере приближения к земле движением ручки управления на себя создавать самолёту
посадочное положение с таким расчётом, чтобы приземление произошло без
парашютирования на два основных колеса. Самолёт приземляется на скорости 180 км/ч.
176
После того как переднее колесо опустится на землю, начать торможение плавным
нажатием на тормозной рычаг при нейтральном положении педалей.
После окончания пробега освободить ВПП, убрать закрылки, зарулить на стоянку.
177
УХОД НА ВТОРОЙ КРУГ
Уход на второй круг выполнять в следующих случаях:
 при сокращении дистанции до впереди летящего самолёта;
 при наличии препятствий на ВПП;
 при грубой ошибке в заходе по ВПП;
 когда не обеспечена безопасность планирования и посадки.
Уход на второй круг возможен с любой высоты.
При уходе на второй круг с высоты более 50 м лётчик должен:
 не изменяя угла планирования, увеличить обороты двигателя до взлётных,
переместив РУД в крайнее переднее положение;
 не допуская скорости менее 210 км/ч, вывести самолёт из снижения;
 убрать шасси;
 на скорости 230—250 км/ч перевести самолёт в набор высоты;
 на высоте
50—70 м убрать закрылки вначале на 25°, а потом полностью,
выполнить повторный заход на посадку.
При уходе на второй круг с высоты выравнивания лётчик должен:
 не отрывая взгляда от земли и продолжая производить посадку, увеличить обороты
двигателя до взлётных, переместив РУД в крайнее переднее положение за 2—3 с;
 на скорости 230—250 км/ч. перевести самолёт в набор высоты;
 на высоте 20 м. убрать шасси, на высоте 50—70 м. убрать закрылки вначале на 25°,
потом полностью и выполнить повторный заход на посадку.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: После уборки шасси сработает звуковая сирена, а на ППС
загорится табло «ВЫПУСТИ ШАССИª. После уборки закрылков в положение 25°, сирена
прекращает работу, а табло гаснет.
ВЗЛЁТ И ПОСАДКА ПРИ БОКОВОМ ВЕТРЕ
При боковой составляющей скорости ветра до 5 м/с. техника выполнения взлёта и посадки
не усложняется. При боковой составляющей более 5 м/с. взлёт и посадка имеют некоторые
особенности и требуют повышенного внимания.
На разбеге кренящее воздействие бокового ветра парировать отклонением ручки
управления в ту сторону, откуда дует ветер. По мере нарастании скорости и увеличения
эффективности элеронов ручку необходимо постепенно возвращать к нейтральному
положению. Стремление самолёта развернуться против ветра парировать в первой
половине разбега тормозами колёс, во второй рулём направления.
После уборки шасси и закрылков снос самолёта компенсировать введением поправки в
курс, равной величине угла сноса.
При планировании на посадку снос самолёта устранять путём исправления курса на
величину угла сноса.
Выравнивание выполнять обычным способом, не убирая поправки в курс. Перед
приземлением отклонением педалей развернуть самолёт по оси ВПП. После приземления
опустить переднее колесо, отклонением ручки управления против ветра парировать
178
кренящий момент, отклонением педалей по ветру, парировать стремление самолёта к
развороту против ветра.
ВЫКЛЮЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ
После заруливания на стоянку:
 установить РУД на упор малого газа;
 рукоятку «ГЕРМЕТ - КЛИМАТИЗАЦИЯª перевести в крайнее заднее положение.
 переключатель рода работ на пульте управления РКЛ-41 поставить в положение
«ВЫКª.
 выключить все АЗС, оставив включёнными только АЗС «ДВ - ЛЬª и выключатели
«АККУМª и «РЕГИСТРАТОРª.
 установить РУД в положение «СТОПª.
 открыть замки фонаря.
 подать команду на открытие фонаря.
 после того как, стрелки на указатели оборотов установились на ноль, выключить
оставшиеся на основном распределительном щитке АЗС и выключатель
«РЕГИСТРАТОРª.
6
5
8
7
4
9
3
2
10
12
13
1
11
БПРМ
ДПРМ
Рис. Схема полёта по кругу.
1. Н = 20 м. V= 250 км/ч. - убрать шасси.
2. Н = 50 - 70 м. V = 280 км/ч. - убрать закрылки.
3. V = 300 км/ч. n1= 100 %.
4. Н = 300 м. V = 350 км/ч. крен =200 - ввод в разворот на ОПК.
5. Н = 600 м. V = 350 км/ч. К = ОПК±УС.
6. Н = 600 м. V = 350 км/ч. траверз маяка РСБН КУРМ = 2700 (900) ППД =5,5 - 6 км.
7. Траверз начало ВПП, n1= 80 %. V= 300 км/ч. - выпустить шасси.
8. Н = 600 м. V = 300 км/ч. КУР = 2400 (1200), крен =300 - ввод в 3-й разворот.
9. n1= 85 %. V = 280 км/ч. выпустить закрылки на 250, перевод на планирование
с Vy = 4 - 5 м/с.
10. Н = 420 - 400 м. V = 280 км/ч. крен =300 - ввод в 4 -й разворот.
11. Н = 330 - 320 м. - вывод из 4 -го. разворота, выпустить закрылки на 440.
179
12. Н = 260 м. V = 260 км/ч. - проход ДПРМ.
13. Н= 60 - 80 м. V = 230 км/ч. - проход БПРМ.
ПИЛОТАЖ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
На всех высотах минимально допустимая скорость полёта — 200 км/ч, на этой скорости
самолёт достаточно устойчив и управляем.
При создании отрицательных и околонулевых перегрузок возможно загорание сигналов
«НЕ ЗАПУСКАЙª, «150 кг ТОПЛИВАª, «МИН. ДАВЛ. МАСЛАª и изменение показаний
топливомера. В этих случаях разрешается продолжать полет на этих режимах.
Перевёрнутый полет разрешается выполнять в течение не более
20 с, при этом
допускается падение давления масла ниже 2 кг/см2.
Повторно перевёрнутый полет можно производить только после горизонтального полёта
продолжительностью не менее 20 с (указанное время необходимо для заполнения
топливного аккумулятора) и только после восстановления давления масла в двигателе до
нормальной величины, которая должна быть не менее 3 кг/см2 на режимах с оборотами
ротора КВД 95% и выше и не менее 2 кг/см2 на остальных режимах.
Для предотвращения сваливания самолёта при выполнении фигур пилотажа
необходимо выдерживать перегрузки, значения которых для высоты 4000 м составляют:
Vпр. км/ч.
nу
Vпр. км/ч.
nу
200
1,25
400, 500
4,0 5,0
300
2,5
600
6,0
В случае возникновения тряски самолёта необходимо немедленно отдать ручку от себя до
прекращения тряски, при этом обратить особое внимание на приборы контроля режима
работы двигателя (температуру газов за турбиной и обороты двигателя).
В процессе пилотажа необходимо избегать потери скорости менее 200 км/ч по прибору.
Это особенно важно при выполнении вертикальных фигур пилотажа. В случае потери
скорости менее
200 км/ч не допускать перетягивания ручки и действовать рулями
координировано.
Для ускорения ввода в фигуры пилотажа разгон и торможение самолёта следует
производить не в горизонтальном полете, а соответственно на снижение и в наборе
высоты. Для более интенсивного торможения необходимо применять тормозные щитки.
Чтобы быстрее набрать скорость для выполнения очередной восходящей фигуры
пилотажа, необходимо на нисходящей части предыдущей фигуры (вторая половина петли
Нестерова, переворот и др.) не допускать оборотов двигателя менее 90%.
Начинать увеличение оборотов на снижении при угле пикирования 80 — 70° с таким
расчётом, чтобы ввод в очередную восходящую фигуру начинался с горизонтального
полёта по достижении заданной скорости и при оборотах двигателя от номинальных до
взлётных.
Выполнение вертикальных фигур (петля, полупетля) на высотах более 6000 м.
запрещается, так как потребная скорость ввода превышает ограничение по числу М.
Для контроля за правильностью выполнения фигур пилотажа (особенно при плохой
видимости естественного горизонта) использовать
КПП, который в сочетании с
указателем скольжения позволяет:
180

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..