Танк Т-34. Руководство (1944 год) - часть 3

 

  Главная      Книги - Разные     Танк Т-34. Руководство (издание второе, 1944 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

Танк Т-34. Руководство (1944 год) - часть 3

 

 

и оси канала должна быть не более 0-02 — для углов возвышения до 10° и 0-04 — для углов возвышения
свыше 10°.
Длину тяги привода проверяют прицелом ТМФД, для чего:
1) устанавливают шкалу прицела ПТ-4-7 на нулевые деления и наводят перекрестие в удалённую точку;
2) устанавливают на прицеле ТМФД по шкале ДГ (дальнобойная граната) прицел 30 (3000 м);
3) наводят механизмами наведения орудие перекрестие прицела ТМФД в удалённую точку ПТ-4-7;
4) визируя через прицел ПТ-4-7, подводят рукояткой снизу вверх к той же точке наводки прицельное
перекрестие;
Если привод отрегулирован правильно, то установки на прицелах ПТ-4-7 и ТМФД не должны расходиться
больше чем на 0-04. Если разность больше чем 0-04, то необходимо отрегулировать регулировочным болтом
длину тяги привода. Вместо прицела ПТ-4-7 на некоторых танках установлены прицелы ПТ-4, ПТ-7 иди ПТ-К.
Броневая защита вооружения башни.
Броневой защитой вооружения башни (см.рис.26) являются литой броневой щит 2 и броневая защита пушки
3, надеваемая на муфту. В отдельных случаях, в зависимости от условий производства, броневая защита может
быть и сварной. Броневой щит, который крепят к башне двадцатью болтами, имеет сверху щиток,
предотвращающий попадание влаги и грязи внутрь башни.
Броневую защиту пушки 3 надевают на направляющую часть муфты и крепят к ней шестью, болтами 4,
закрывая выступающую из башни часть люльки. В лобовой часта защиты пушки имеется два отверстия:
большее — для прохода ствола пушки и меньшее — резьбовое — закрытое пробкой, против коленчатой трубки
тормоза отката.
В броневом щите 2 проделано три отверстия: два с правой стороны (одно для ствола, спаренного с пушкой
пулемёта 8, другое для прицела пулемета 7) и одно с левой стороны (для телескопического прицела ТМФД.7).
Снятие пушки c башни танка и установка её.
Снятие пушки с башни танка.
Снимать пушку необходимо в следующем порядке:
1. Снять сиденья в башне (для удобства работы).
2. Снять гильзоулавливатель.
3. Снять телескопический прицел ТМФД-7, для чего:
а) отъединить проводник освещения шкал прицела;
б) отвинтить гайки откидного винта державки;
в) откинуть намётку державки и снять осторожно прицел.
4. Вынуть перископический прицел, для чего:
а) придать пушке максимальный угол возвышения, отъединить проводники освещения шкал прицела,
расшплинтовать и свинтить гайку с оси, соединяющей тягу привода с рычагом прицела, снять тягу с рычага
прицела и навинтить гайку на ось;
б) вывинтить стопорный винт рукоятки зажимного кольца;
в) отвинтить контргайки и ослабить регулировочные винты;
г) отъединить цепочку ПТ-4-7 от ушка;
д) повернуть рукоятку зажимного кольца до совпадения пазов на зажимном кольце и выступов на прицеле и
осторожно вынуть прицел из защиты, поддерживая его рукой от выпадения.
5. Отъединить привод перископа от люльки, для чего вывинтить установочный винт, снять гайку с
шарнирной оси. и отъединить шарнирную ось вместе с приводом от люльки.
6. Вынуть пулемёт из шаровой установки, для чего:
а) отъединить спусковой рычаг вместе с тросом от скобы пулемёта;
б) повернуть рукоятку зажимного кольца шаровой установки и вывести из зацепления выступы на
зажимном кольце из выступов .на планшайбе пулемёта;
в) отъединить пулемет и вынуть его из башни.
7. Снять рычаг ножного спуска пушки с пальца на предохранительном щитке, для чего вывинтить винт из
рычага и снять рычаг вместе с пружиной.
8. Снять предохранительный щиток с люльки.
9. Снять ножной спусковой механизм, для чего расшплинтовать и вывинтить болты, крепящие штангу и
планку ножного спуска к левому кронштейну башни, и вынуть спусковой механизм из башни.
10. Снять подъёмный механизм пушки, для чего застопорить люльку стопором походного кропления, свинтить
гайки с болтов, крепящих картер подъёмного механизма, снять подъёмный механизм и вынуть его из башни.
11. Снять броневую защиту системы, для чего:
а) повернуть башню так, чтобы бронировка расположилась над крылом танка;
б) отвинтить болты, крепящие защиту пушки к люльке;
в) отвязать бронировку канатом
(канат необходимо расположить ближе к щиту); чтобы канат не
соскальзывал, заложить в среднее отверстие болты;
г) снять краном защиту (при отсутствии крана(пропустить через канат деревянный кругляк диаметром
38
100...120 мм и усилием 6...8 человек снять при его помощи защиту).
12. Снять броневой щит башни, для чего:
а) расшплинтовать и отвинтить болты, крепящие щит;
б) чтобы щит не сползал вниз, подпереть его снизу деревянным бруском, отвести верхнюю часть щита до
вертикального положения и завинтитъ два болта в верхний фланец щита;
в) зацепить канат за болты и снять щит краном (при отсутствии крана снимать щит усилием 6...8 человек).
13. Снять противовес системы и кронштейн гильзоулавливателя.
14. Вынуть ствол с люлькой из башни, для чего:
а) обвязать люльку канатом (в обхват) по обе стороны цапфенных приливов и подвести канат к крюку
подъёмника;
б) вывинтить болты, крепящие крышки кронштейнов башни, и снять крышки;
в) снять пушку со стопора крепления подоходному;
г) снять при помощи подъёмника пушку и уложить её на заранее приготовленные деревянные подкладки.
Установка пушки в башне танка
Устанавливается душка в порядке, обратном порядку её снятия. Прежде чем устанавливать пушку,
необходимо тщательно очистить башню внутри и снаружи от грязи и масла. Нужно также тщательно
вычистить и смазать маслом все устанавливаемые части и механизмы. Цапфы и втулки люльки должны быть
обильно смазаны пушечной смазкой.
Если ствол пушки снимался с люльки, то перед накладыванием ствола на люльку необходимо тщательно
протереть полозки люльки и захваты ствола; при наличии забоин на направляющих и захватах их нужно
тщательно зачистить и обильно смазать пушечной смазкой.
Когда пушка и оптические прицелы будут полностью установлены, необходимо выверить прицелы, а также
проверить противооткатные устройства и действие механизмов затвора.
Рис. 44. Добавление жидкости в тормоз отката.
Рис. 45. Определение количества жидкости в накатнике.
39
Проверка противооткатных устройств
Назначение противооткатных устройств — поглощать энергии движения откатных частей орудия при
выстреле и возвращать (накатывать) их после выстрела в (первоначальное положение. Систематическое
наблюдение за работой противооткатных устройств во время стрельбы ведут по указателю величины отката.
Нормальная длина отката колеблется в пределах 320...370 мм. Накат орудия после выстрела должен быть
плавным и без стука. Противооткатные устройства проверяют перед каждой стрельбой. Проверка заключается
в определении количества жидкости в тормозе отката, а также давления воздуха и количества жидкости в
накатнике.
Определение количества жидкости в тормозе отката
Для определения количества жидкости (стеола) в тормозе .отката необходимо:
1. Придать орудию горизонтальное положение.
2. Отвинтить пробку в передней части защиты пушки.
3. Ключом вывинтить пробку из коленчатой трубки, служащей для наполнения тормоза отката жидкостью.
При нормальном наполнении тормоза отката жидкость должна показаться из трубки. Если жидкость не
показывается, то нужно, придав стволу угол возвышения в 2...3°, добавить (шприцем) жидкости до появления
её из трубки (рис.44), после чего поставить снятые детали на место.
Рис. 46. Определение давления воздуха в накатнике.
Определение количества жидкости в накатнике
Количество жидкости (стеола) в накатнике определяют искусственным откатом ствола пушки при помощи
специального приспособления и графика (рис.45).
Искусственный откат ствола необходимо производить так:
1. Привернуть к казённику орудия планку с ограничителем.
2. Вставить винт в полукруглые проушины планки и упереть стойки в задние края люльки.
3. Отвинтить матку с чашкой на конец винта, выходящий из планки, приваренной к стойкам;
4. Вывинтить пробку тройника и на её место ввернуть нормализованный манометр; тройник с манометром
ввернуть в корпус воздушного клапана.
5. При помощи ключа навинтить матку на винт до первой его метки, нажать рукой на шток тройника, при
этом поршень воздушного клапана сдвинется и манометр покажет давление воздуха в накатнике; вращая матку
дальше, определить давление на второй метке винта (расстояние между метками на винте приспособления
равно 150 мм).
6. По двум показаниям манометра (на первой и второй метках винта) отыскать на графике, прикреплённом
к предохранительному щиту, точку пересечения вертикальной и горизонтальной линий. Если точка пересечения
окажется на средней наклонной линии графика, значит, количество жидкости в накатнике нормальное, если же
ниже или выше её, то соответственно добавить или убавить жидкости. Количество жидкости, которое требуется
добавить или убавить, определяется по масштабу, указанному внизу наклонных линий.
Добавляется жидкость насосом двойного действия; для этого кран насоса устанавливают на «жидкость»,
свинчивают с тройника заглушку и присоединяют к тройнику шланг насоса.
Для убавления жидкости из накатника необходимо придать орудию небольшой угол возвышения, свинтить
40
с тройника заглушку, подставить под конец тройника кружку, подвинуть шток тройника вперёд до отказа,
после чего слить излишнюю жидкость.
Рис. 47. Добавление жидкости и воздуха в накатник.
Определение давления в накатнике
Давление в накатнике определяется
(рис.
46) в башне танка при помощи манометра и тройника с
сальником, входящих в ротный комплект запасных частей, инструментов и приспособлений (ЗИП). Для
определения давления в накатнике необходимо:
1. Придать системе максимальный угол снижения.
2. Отвинтить крышку трубки тройника и ввинтить последний. открытым концом в корпус воздушного
клапана.
3. Отвинтить пробку тройника и на её место поставить манометр.
4. Нажать на шток тройника так, чтобы он упёрся в поршень воздушного клапана и подвинул его вперёд;
при таком положении канал тройника будет соединён с каналом трубки воздушного клапана, и воздух поступит
в тройник.
5. Определить по отклонению стрелки манометра давление в накатнике; нормально давление должно быть
равно 19...22 ат. Если давление в накатнике меньше указанного, то нужно, не снимая тройника с манометром,
вытянуть шток тройника назад до отказа, свинтить с тройника заглушку, присоединить к тройнику шланг
насоса двойного действия, установить насос на «воздух» и накачать воздух до требуемого давления (рис. 47).
6. Установив правильное давление в накатнике, поставить все детали на места.
Обращение с пушкой при стрельбе.
Перед стрельбой необходимо проверить:
1. Состояние указателя отката.
2. Отсутствие течи из противооткатных устройств.
3. Работу механизмов затвора и полуавтоматики, выход бойка ударника.
4. Состояние затвора, канала ствола и каморы.
5. Работу подъёмного механизма пушки и поворотного механизма башни.
6. Количество жидкости в тормозе отката и в накатнике и давление воздуха в накатнике (проверять
периодически).
При наблюдении во время стрельбы нужно:
1. Проверять исправность канала ствола.
2. При преждевременных разрывах снарядов или при отклонениях, превышающих норму, осмотреть канал
41
и прицельные приспособления и проверить наводку.
3. Следить за плавностью и лёгкостью работы механизмов наводки, за открыванием затвора и
выбрасыванием гильз, за характером отката-наката, а также не появляется ли течь из противооткатных
устройств.
Перевод пушки из походного положения в боевое
Для перевода пушки из походного положения в боевое необходимо:
1. Отстопорить пушку, вывинтив стопор из его гнезда,,
2. Снять чехлы с дульной и казённой частей пушки.
3. Поднять гильзоулавливатель.
4. Поставить ползушку указателя отката в крайние переднее положение.
5. Открыть отверстие (глазок) в люльке для телескопического прицела.
Заряжание, наводка и производство выстрела
Для первого заряжания затвор открывают вручную; при этом патрон вставляют в патронник сильным
толчком, чтобы фланец гильзы при ударе о лапки экстрактора выбрасывателя сдвинул их вперёд, освобождая
клин, который под действием закрывающей пружины поднимется вверх.
Для стрельбы прямой наводкой требуется установить маховичками прицела дальность до цели по шкале,
соответствующей выбранному снаряду, и боковую поправку. Подъёмным механизмом пушки и механизмом
поворота башни совместить перекрестие прицела с целью. Если при установке боковой поправки окажется
необходимым переместить среднюю точку попадания влево, то следует вертикальную нить перекрестия
перемещать вправо и установку выполнить по правой половине шкалы боковых поправок. Для перемещения
точки попадания вправо установку производят по левой половине шкалы.
При стрельбе по движущейся цели с хода надо пользоваться ножным спуском, а в случае неисправности его
стрельбу продолжать ручным спуском. Спуск производить энергично и согласованно с наводкой.
Разряжание пушки
Для разряжания пушки прежде всего медленно открывают затвор вручную.
Если гильза с зарядом выйдет из патронника, а снаряд останется в стволе, то надо разрядить орудие
выстрелом, для чего из вынутой гильзы необходимо высыпать примерно 3/4 заряда в укороченную на 20...30
мм гильзу, вложив последнюю в патронник, после чего и произвести выстрел.
Укороченные гильзы необходимо изготовлять средствами части. Возить их (1...2 шт.) нужно в башне танка.
Уход за пушкой после стрельбы
После каждой стрельбы, после каждого походного движения и учения пушка должна быть вычищена; кроме
того, один-два раза в год производят полную чистку орудия с разборкой всех механизмов для их осмотра и
ремонта.
Затвор для чистки разбирают, и все его части протирают сухими тряпками.
Для удаления порохового нагара части ударного механизма и переднюю плоскость клина протирают
тряпками, смоченными в мыльной воде или керосине, после чего насухо их вытирают. Чтобы облегчить
удаление порохового нагара из канала ствола, необходимо сейчас же после стрельбы, пока ствол ещё не
охладился, обильно смазать его пушечной смазкой, которая размягчает нагар и тем облегчает его удаление.
Делают это так: на щётку банника наматывают тонкую тряпку, пропитанную пушечной смазкой, и вводят
банник в канал ствола, приведенного в горизонтальное положение. После размягчения нагара смазкой, через
2...3 часа после стрельбы, приступают к чистке канала.
Прежде всего прогоняют через канал с помощью шеста деревянный пыж, туго обмотанный тряпкой,
пропитанной керосином. Затем забивают в патронник деревянный пыж, туго обмотанный тряпками, придают
стволу небольшой угол возвышения, наливают с дула мыльной воды или керосина и вводят щетку банника,
которой и моют канал по всей длине в течение 5...10 минут.
Вливают в канал два-три стакана керосина или полведра воды, в которой растворено 60...100 г мыла.
Керосином канал промывают не менее двух раз, причём керосин по мере загрязнения заменяют чистым;
мыльной водой канал промывают не менее трёх раз, после чего его ополаскивают чистой горячей водой (не
менее ведра).
Если нет ни керосина, ни мыла, то канал промывают пять...шесть раз удвоенной порцией чистой горячей воды.
Зимой моют канал только керосином.
После мытья канал надо почистить; .для этого пыжом, туго обмотанным тряпкой, удаляют из канала
остатки жидкости, затем наматывают на пыж сухую чистую суконку, и 3...4 человека при помощи шеста
прогоняют пыж через канал до тех пор, пока на сменяемой перед каждой прогонкой суконке не будет
оставаться следов нагара, смазки или керосина. Для контроля на пыж наматывают белую чистую тряпку.
Чистка, считается законченной, если тряпка после прогонки через канал ствола остаётся совершенно чистой.
После этого смазывают канал ствола при помощи пропитанной смазкой тряпки, намотанной на щётку банника.
Надо следить, чтобы смазка накладывалась тонким слоем.
Канал ствола, затвор и подъёмный механизм пушки при температуре воздуха выше +5° смазывают
42
пушечной смазкой, при температуре ниже нуля — зимней орудийной смазкой.
Для предохранения от ржавления все неокрашенные поверхности орудия также смазывают пушечной
смазкой. Крашеные же поверхности смазывать не разрешается, за исключением тех мест, где краска стёрлась.
Полозки ствола и люльку обильно смазывают перед сборкой ствола, а если ствол не разбирался, то через
маслёнку в захватах ствола. Орудия, находящиеся на длительном хранении, смазывают более обильно.
ВОЗМОЖНЫЕ ЗАДЕРЖКИ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПУШКИ И СПОСОБЫ ИХ
УСТРАНЕНИЯ
Неисправность
Причина
Способ устранения
Осечки
Неисправность капсюльной втулки
Заменить патрон.
гильзы.
Загрязнение или излишняя смазка
Вынуть ударный механизм, разобрать его,
ударного механизма.
протереть детали, смазать их тонким слоем,
после чего собрать ударный механизм и
поставить его на место.
Посадка или поломка боевой пру-
Заменить ударный механизм запасным.
жины.
Поломка бойка ударника.
То же.
Повреждение частей ударного ме-
»
ханизма вследствие прорыва газов
при вы стреле.
Затвор открылся, но
Раздутие гильзы.
Вынуть гильзу ручным экстрактором; если
гильза не экстрактиру-
гильза не выходит, то выбить её разрядни-
ется.
ком.
Прогиб лапок выбрасывателя.
Вынуть гильзу ручным экстрактором и
заменить лапки выбрасывателя запасными.
При заряжании затвор
Недоход патрона вследствие того,
Вынуть патрон, осмотреть и прочистить
не закрывается.
что остался не сгоревший порох.
патронник
Забоины на ведущем пояске
Заменить патрон.
снаряда, перекос сна ряда в гильзе,
помятость гильзы, выступание кап-
сюльной втулки.
Поломка или посадка закрыва-
Продолжать стрельбу, закрывая затвор
ющей пружины полуавтоматики.
вручную, а если есть время, заменить
пружину запасной или отрегулировать её
поджатие.
Забоины и надиры на направля-
Вынуть клин. Обнаруженные забоины и
ющих пазах клина и казённика.
надиры зачистить шлифной пилой и
наждачной бумагой.
После выстрела затвор
Загрязнение смазки или забоины и
Попытаться открыть затвор вручную,
не открывается.
надиры на направляющих пазах
прочистить и смазать его.
клина и казённика.
После спуска курок не
Поломка или посадка пружины
Заменить пружину поджима запасной.
возвращается в исходное
курка.
положение.
Течь жидкости через
Плохо поджато сальниковое
Поджать конус буфера накатника и
сальники тормоза и
устройство.
нажимную пробку сальника тормоза отката.
накатника.
Износ сальниковых устройств. В
Разобрать противооткатные устройства и
этом случае течь после поджатия
заменить неисправные детали запасными.
сальников не прекратится.
Длинный откат.
Недостаток жидкости в тормозе
Добавить жидкости в тормоз отката
отката.
Короткий откат.
Излишек жидкости в накатнике.
Проверить количество жидкости и давление
в накатнике по графику и довести их до
нормы.
Недокат ствола.
Мало давление в накатнике.
Проверить давление.
Резкий накат ствола
Излишнее количество жидкости в
Проверить давление и количество жидкости
(со стуком).
накатнике или ненормальное
в накатнике
(искусственным откатом) по
давление.
графику.
43
ПУЛЕМЕТ ДТ СТРЕЛКА-РАДИСТА
Установка пулемёта в танке
Пулемёт ДТ стрелка-радиста устанавливается в носовой части корпуса танка в шаровой установке (рис. 48),
закреплённой в шаровом гнезде броневой защиты 5, приваренной к корпусу танка.
Для установки пулемёта в шар 7 необходимо повернуть рукоятку зажимного кольца против часовой стрелки
примерно на 45° от вертикальной оси, установить пулемет клиновыми выступами (сухарями) планшайбы в
соответствующих гнёздах шаровой установки и повернуть рукоятку в обратном направлении до отказа. При
этом выступы на зажимном кольце зайдут за выступы (сухари) на планшайбе пулемёта и плотно зажмут его в
шаровой установке.
Рис. 48. Установка пулемёта в носовой части танка:
1 — кольцо; 2 — цилиндр защиты; 3 — защита шара; 4 — мушка;5 — броневая защита пулемета; 6 — заслонка; 7 — шар.
Для обеспечения надёжного закрепления пулемёта и возможно больших углов обстрела необходимо, чтобы
рукоятка зажимного кольца находилась в нижнем вертикальной положении, отклоняясь от вертикальной оси не
более чем на 10°, что достигается подборкой пулемёта.
При помощи стопора шаровой установки пулемёт может быть застопорен в требуемом положении.
Снятие пулемёта и разборка шаровой установки
Снимать пулемет надо так:
1. Снять с пулемета магазин и закрыть предохранительным щитком окно приемника магазина пулемёта.
2. Снять пулемёт, для чего повернуть рукоятку зажимного кольца против часовой стрелки примерно на 45°
от вертикальной оси и, пошатывая пулемёт, отцепить зажимные выступы планшайбы от выступов зажимного
кольца.
3. Разобрать шаровую установку, для чего:
а) вывинтить зажимное кольцо;
б) вывинтить винты, крепящие кольцо 1 цилиндра защиты 2, расстопорить шар и вместе с цилиндром и
кольцом вынуть его из шарового гнезда защиты;
в) расшплинтавать заслонку 6 и отделить стержень вместе с пуговкой и пружиной;
г) вывинтить втулку стержня и болты, соединяющие защиту 3 с шаром 7, отделить защиту шара, снять
цилиндр с кольца;
д) при наличии регулировочных прокладок вынуть их для достижения соосности шара и цилиндра из
шарового гнезда.
Мушку вывинчивают только при её замене или замене защиты.
Сборку шаровой установки производят в обратном порядке.
При сборке шаровой установки необходимо отрегулировать мушку (если она снималась) так, чтобы расстояние от
верхней точки головки до оси отверстия для ствола пулемёта было не менее 83,1 и не более 83,9 мм.
Шар перед постановкой его в гнездо необходимо смазывать пушечным салом.
Подготовка пулемёта к стрельбе
Подготовка пулемёта к стрельбе слагается из осмотра пулемёта, устранения обнаруженных в нём
неисправностей, чистки и смазки его. При осмотре пулемёта особо необходимо:
1. Проверить работу подвижных частей — возвратной пружины и спускового механизма:
а) движение подвижных частей пулемёта при отводе их должно, быть плавным, без больших усилий;
затворная рама в крайнем заднем положении должна надёжно удерживаться на шептале;
б) когда предохранитель выключен, подвижные части пулемёта при нажиме на спусковой крючок должны
энергично пойти вперёд и под действием возвратной пружины дойти до крайнего переднего положения;
в) если спусковой механизм поставлен на предохранитель, то при нажиме на спусковой крючок подвижные
части не должны срываться с шептала.
2. Проверить, довёрнут ли до отказа замыкатель ствола.
3. Осмотреть магазины, удалить из них заводскую смазку, протереть их насухо, проверить, все ли они
подходят к пулемету, а также проверить, правильно ли действуют заводные пружины и защёлки, правильно ли
44
произведена набивка магазинов патронами (если она производилась заранее).
4. Насухо протереть канал ствола пулемёта, смазать маслом подвижные части и патронник.
5. Проверить правильность установки регулятора (нормально регулятор должен стоять на газовом отверстии
диаметром в 3 мм). Осмотреть и прочистить газовый поршень и регулятор.
6. Проверить наличие и исправность запасных частей и принадлежностей, положенных к пулемету.
Обращение с пулеметом во время стрельбы
1. Следить за чистотой подвижных частей пулемёта и в перерывах .между стрельбой смазывать их.
2. Периодически (после 200...300 выстрелов) возобновлять смазку в патроннике.
3. В случае появления задержки в работе пулемёта определить причину и характер задержки и устранить её,
ни- в коем случае не досылая при задержке затворную раму вперёд.
ВОЗМОЖНЫЕ ЗАДЕРЖКИ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПУЛЕМЕТА
И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Неисправность
Причина
Способ устранения
Утыкание патрона в скос
Ослабление заводной пружины
Оттянуть затворную раму до отказа
передней стенки приёмника
магазина.
назад,
снять магазин,
исправить
магазина
Неправильная сборка магазина
положение патрона в приемнике
Подвижные части оста-
(неправильно заведена пружина,
магазина или вынуть уткнувшийся
навливаются в проме-
недовинчен
соединительный
патрон; зарядив пулемёт, продолжать
жуточном положении, не
винт).
стрельбу. При повторении задержки
доходя вперед.
Расшатался приёмник магазина.
заменить
магазин.
Проверить
правильность сборки магазина, в
котором произошло утыкание патрона, и
в случае его неисправности — отправить
в мастерскую для ремонта
Неподача
патрона
в
Ослабление заводной пружины
Заменить магазин новым.
приёмник магазина.
магазина или неправильный её
завод.
Подвижные части в крайнем
Помятость патрона Перекос
Если причиной задержки был помятый
перед нем положении, но
патрона в мага зине.
патрон, удалить его и продолжать
патрона в патроннике нет,
стрельбу из этого же магазина.
выстрел не произошел.
Неполный отход подвижных
Загрязнение
трущихся
по-
Отвести затворную раму назад и про-
частей
назад
после
верхностей подвижных частей и
должать стрельбу. При повторении
выстрела.
ствольной коробки
задержки почистить пулемёт.
Извлеченная гильза не
Засорение газового отверстия
В крайнем случае поставить регулятор на
дошла до отражателя и не
регулятора.
большее отверстие.
отразилась за пределы
Неисправность
патрона
ствольной коробки. При
(неполный заряд).
движении
подвижных
частей
вперёд
гильза
застревает в окне затворной
рамы или вы ходит назад в
патронник.
Капсюль не разбивается
Засорение
пулемёта
или
Отвести затворную раму назад и
бойком ударника.
сгущение смазки на трущихся
продолжать
стрельбу.
В случае
Подвижные части не дошли
поверхностях
Слабость
повторения задержки осмотреть пулемёт
до крайнего переднего
возвратно-боевой пружины иди
и, в зависимости от причин задержки,
положения, ударник своим
её по ломка.
либо прочистить и смазать пулемёт, либо
бойком
не
разбивает
Трение рамы о гильзоулав-
заменить неисправную деталь или
капсюль.
ливатель.
освободить
гильзоулавливатель
от
Переполнение
гильзоулавли-
стреляных гильз, либо прочистить и
вателя гильзами
слегка смазать патронник. Довернуть
Загрязнение патронника.
головку газового поршня.
Свинчивание головки газового
поршня.
Помятость патрона
Погнутость патрубка регулятора
или его засорение.
45
Неотражение
стреляной
Поломка отражателя или его
Проверить целость отражателя и его
гильзы. При полном отходе
пружины.
пружины; в случае их поломки от
подвижных частей назад
править пулемёт в мастер скую
гильза не отражается в окно
ствольной коробки
Неизвлечение
стреляной
Неисправность
зацепа
Отвести затворную раму назад, снять
гильзы из патронника.
выбрасывателя или его пружины.
магазин и попробовать удалить гильзу
повторным отведением затворной рамы
или лезвием отвёртки
Очередной патрон при
Срыв зацепом выбрасывателя
Заменить сломанную деталь или дать
досылании его в патронник
закраины гильзы при сильно
стволу остыть и смазать патронник
утыкается в гильзу.
нагретом стволе и загрязненном
патроннике
Поперечный отрыв гильзы,
Большой , зазор между срезом
Если дульце гильзы не извлекалось
Дульце гильзы осталось в
ствола и дном чашечки затвора.
очередным патроном при отводе рамы
патроннике, и следующий
назад, вынуть дульце извлекателем и
патрон не входит в
продолжать стрельбу. При повторении
патронник;
подвижные
задержки
отправить
пулемёт
в
части не дошли в крайнее
мастерскую.
переднее положение.
Непроизвольная
Загрязнение подвижных частей.
Задержать рукой верхний лист магазина
автоматическая стрельба.
Сгущение смазки в частях
для прекращения стрельбы и не отпуская
Стрельба
продолжается
спускового механизма (особенно
его, отвести затворную раму и поставить
после прекращения нажима
зимой).
её на предохранитель; снять магазин,
на спуск
Округление боевого взвода
осмотреть пулемёт и прочистить его.
затворной рамы или шептала
При неисправности боевого взвода или
спускового рычага
шептала
отправить
пулемёт
в
мастерскую.
При частом повторении непроизвольной
стрельбы
(особенно зимой) поставить
газовый регулятор на большее отверстие
(если боевой взвод и шептало исправны).
УКЛАДКА БОЕПРИПАСОВ В ТАНКЕ
В танке размещается:
100 снарядов
(бронебойных
— 21 шт., осколочно-фугасных
— 75 шт. и
подкалиберных — 4 шт.), 50 пулемётных дисков (3150 патронов, из которых: бронебойных — 540 шт.,
трассирующих — 510 шт. и с легкой пулей — 2100 шт.), 1 пистолет-пулемёт ППШ, 4 магазина к нему и 25
ручных гранат «Ф-1» (рис. 49 и 50).
Для укладки снарядов на полу боевого отделения оборудовано 8 специальных ящиков, в которых размещают 86
снарядов, из них 19 бронебойно-трассирующих 1 (рис. 49) и 67 осколочно-фугасных 2;остальные 14 снарядов
размещены так: 2 бронебойно-трассирующих 1 — в кассетах на крышке ящика в правом заднем углу боевого
отделения, 8 осколочно-фугасных 2 — на левом фальшборте в боевом отделении и 4 подкалиберных 3 — в кас-
сетах на правом фальшборте.
Пулеметные патроны укладываются в дисковые магазины, которые размещаются так: 7 дисков с легкой
пулей — в отделении управления, в носовой части 4 (рис. 49); 11 дисков с бронебойными и трассирующими
пулями (совместно) 5: на правом фальшборте — 4 диска и в задней части башни — 7 дисков; 15 дисков с
лёгкими и трассирующими пулями (совместно) — в отделении правления 6 (рис. 49) и 17 дисков с легкими и
трассирующими пулями (совместно) 6 (рис. 50) — в задней части башни. Пистолет-пулемет ППШ крепится на
правом фальшборте 7 (рис. 49) двумя ремешками, а патроны к нему в 4 магазинах укладывают в сумках на
укладке пулемётных дисков в задней части башни, 8 (рис. 50).
Ручные гранаты «Ф-1» в количестве 25 шт. укладываются в сумках за спинкой сиденья радиста 9 (рис. 49).
Кроме боекомплекта, в танке размещается следующее дополнительное имущество:
1) противогазы — 4 шт. (их носит экипаж, как снаряжение);
2) личные вещи экипажа (укладываются в ящике, укреплённом на левом борту танка);
3) запас продовольствия: 20 суточных дач (укладывается в двух вещевых мешках, в носовой части танка 10 (рис. 49);
4) брёвна для самовытаскивания — 2 шт. (укладываются на крыльях танка, по одному с каждой стороны);
5) танковая печь — 1 шт. (крепится на корме танка).
46
Рис.49. Укладка боеприпасов в корпусе танка:
(а — укладка на днище танка, б — укладка внутри танка с левой стороны, в — укладка внутри танка с правой стороны)
1 — бронебойно-трассирующие снаряды; 2 — осколочно-фугасные снаряды; 3 — подкалиберные снаряды; 4 — диски с
легкой пулей; 5 — диски с бронебойными и трассирующими пулями; 6 — диски с легкими и трассирующими пулями; 7 —
пистолет-пулемет ППШ; 9 — ручные гранаты «Ф-1»; 10 — запас продовольствия.
Рис. 50. Укладка пулемётных дисков в задней части башни танка:
5 — диски с бронебойно-трассирующими пулями; 6 — диски с легкими и трассирующими пулями; 8 — диски для
пистолета-пулемета ППШ.
47
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДВИГАТЕЛЬ
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ
На танке Т-34 установлен двенадцатицилиндровый, четырёхтактный, быстроходный, бескомпрессорный
дизель-мотор марки В-2-34 со струйным распыливанием топлива (рис. 51 и 52).
Это двигатель водяного охлаждения, с V-образным расположением цилиндров в двух блоках под углом в
60°. Максимальная мощность его 500 л.с. при 1800 об/мин.
Принцип работы дизель-мотора В-2-34
Такт всасывания. Через открытые всасывающие клапаны в цилиндр двигателя поступает ат-
мосферный воздух.
Такт сжатия. Клапаны закрыты, и воздух подвергается в цилиндре высокому сжатию до давления в
35 ат, при этом температура его повышается до 550...600°С.
В конце такта сжатия внутрь цилиндра, непосредственно в камеру сгорания, впрыскивается через форсунку
топливо в мелко распылённом виде. Впрыск топлива производится под давлением в 200 ат, что обеспечивает
мелкое распыливание топлива и перемешивание его с воздухом. Частицы топлива, поступающие в цилиндр
двигателя, вследствие высокой температуры сжатого воздуха, находящегося в камере сгорания,
самовоспламеняются, и происходит горение топлива. Выделяющееся при этом тепло повышает температуру и
давление газов в цилиндре (максимальное давление сгорания достигает 85...95 ат).
Рабочий такт
(при закрытых клапанах). Происходит расширение продуктов сгорания топлива и
превращение тепла в механическую работу, при этом давление газов уменьшается до 3...4 ат.
Такт выпуска. Через открытые выпускные клапаны продукты сгорания удаляются из цилиндра в
атмосферу.
Устройство двигателя В-2-34
Двигатель состоит из картера, двух блоков цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма
передачи и систем: питания, смазки, охлаждения и пуска.
Картер двигателя состоит из двух половин: верхней 4 (см. рис. 52) и нижней 2. Ось коленчатого вала лежит
в плоскости их разъёма. К верхней половине картера крепят (снизу) подвески коренных подшипников 24
коленчатого вала. Вместе с гнёздами верхней половины картера они образуют восемь опор для коренных шеек
коленчатого вала.
Блок цилиндров состоит из рубашки 18, отлитой из алюминиевого сплава, шести стальных гильз 22,
вставленных в рубашку, и общей головки блока 7. Стык головки блока с рубашкой цилиндров уплотняют общей
алюминиевой прокладкой. Между рубашкой цилиндров и гильзами (в нижней их части) устанавливают
уплотнительные резиновые кольца, обеспечивающие герметичность зарубашечного пространства.
Коленчатый вал 1 имеет шесть колен, расположенных в трёх плоскостях под углом в 120° один к другому; у
каждого колена вала по две щеки, между которыми расположено шесть шатунных шеек.
Коленчатый вал имеет восемь коренных шеек, которыми он опирается на восемь подшипников картера,
имеющих стальные вкладыши, залитые свинцовистой бронзой. На шлицованную часть носка коленчатого вала
насажен и закреплён главный фрикцион в собранном виде.
Главный шатун 1 (рис. 53) работает в левом блоке, прицепной 5 — в правом. Прицепной шатун соединён с
главным при помощи пальца 23 (рис. 52), запрессованного в проушину главного шатуна. Нижняя разъёмная
головка главного шатуна сопряжена c шейкой коленчатого вала посредством стального подшипника, залитого
свинцовистой бронзой, и скреплена шестью шатунными шпильками 3. В верхние головки обоих шатунов
запрессованы бронзовые втулки, в которые входят поршневые пальцы. Поршневые пальцы плавающего типа
удерживаются от продольного перемещения двумя алюминиевыми заглушками, вставленными в концы
поршневого пальца.
Дюралюминиевый поршень имеет пять поршневых колец, из которых два верхних цилиндрических кольца
являются уплотняющими, остальные — конические — служат и как уплотняющие и как маслосбрасывающие.
Днище у поршня специальной формы, которая способствует наиболее эффективному сгоранию топлива.
В каждом цилиндре по четыре клапана: два впускных 15 (для впуска воздуха) и два выпускных 17 (для
выпуска отработанных газов).
На каждой головке блока установлено по два распределительных валика 16 для управления клапанами.
Кулачки этих валиков действуют непосредственно на тарелки, ввинченные в стержни клапанов, причём один
валик действует на впускные, другой — на выпускные клапаны. Механизм распределения закрыт алюминиевой
крышкой 14, прикреплённой к головке блока цилиндров.
48
Рис. 51. Двигатель В-2-34. Общий вид.
49
Рис. 52. Двигатель В-2-34 (в
поперечном я продольном разрезах):
1 — коленчатый вал; 2 — нижняя
половина картера;3 — шатунные шпильки;
4 — верхняя половина картера;5 —
генератор; 6 — главный шатун; 7 —
головка блока цилиндров; 8 — форсунка; 9
— пусковой клапан; 10 — всасывающие
коллекторы; 11 — нагнетательные трубки
к форсункам; 12 — патрубок
всасывающего трубопровода при установке
воздухоочистителя центробежного типа;13
— топливный насос; 14 — крышка
механизма распределения; 15 — клапан
впуска; 16 — распределительные валики;
17 — клапан выпуска; 18 — рубашка
цилиндров;19 — выхлопные коллекторы;
20 — поршень; 21 — прицепной шатун; 22
— гильза; 23 — палец прицепного шатуна;
24 — подвеска коренных подшипников; 25
— масляный насос; 26 — водяной насос.
50
Механизм распределения, так же как и все обслуживающие двигатель агрегаты, приводится в действие от
конической шестерни, установленной на шлицах хвостовика коленчатого вала. Эта шестерня находится в
зацеплении с коническими шестернями верхнего и нижнего вертикальных валиков (рис. 54).
Нижний вертикальный валик передаёт вращение валикам водяного и масляного насосов и топливо-
подкачивающей помпы, а верхний вертикальный валик
— двум наклонным валикам привода распре-
делительных валиков, а также кулачковому валику топливного насоса и диску воздухораспределителя. В свою
очередь каждый наклонный валик передаёт вращение распределительному валику впуска, а последний —
валику выпуска.
От конической же шестерни коленчатого вала передаётся вращение валу электрогенератора.
Установленный на торце правой крышки привод к тахометру получает вращение от распределительного
валика впуска.
Для впуска топлива на каждом цилиндре установлена форсунка 8 (см. рис. 52). К форсункам топливо пода-
ётся по стальным толстостенным трубкам 11 двенадцатиплунжерным топливным насосом 13, в соответствии с
режимом работы двигателя, определёнными порциями под высоким давлением, а из форсунок под действием
того же насоса топливо поступает в камеру сгорания, находящуюся в цилиндре. Насос установлен на двигателе
между блоками цилиндров. Из баков топливо к нему подаётся подкачивающей помпой через фильтр,
смонтированный на двигателе между блоками цилиндров, со стороны передачи.
Воздух в цилиндры двигателя засасывается через воздухоочистители и специальные патрубки всасывающих
коллекторов 10.
Рис. 53. Шатуны и поршневая группа:
1 — главный шатун; 2 — крышка нижней головки главного шатуна; 3 — шатунные шпильки; 4 — вкладыши нижней
головки главного шатуна: 5 — прицепной шатун; 6 — палец прицепного шатуна; 7 — стяжной болт пальца прицепного
шатуна; 8 — латунная шайба; 9 — поршневой палец; 10 — заглушка поршневого пальца; 11 — поршень; 12 — гайка
шатунной шпильки; 13 — бурт на крышке главного шатуна; 14 — выступ между проушинами главного шатуна; 15 —
кольцевая выточка под верхним маслосбрасывающим кольцом.
Система смазки двигателя — циркуляционная, комбинированная (под давлением и разбрызгиванием), работает
по принципу «сухого картера». Осуществляется она при помощи масляного насоса 25, укреплённого на нижней
половине картера (со стороны передачи). Масляный насос имеет три пары цилиндрических шестерён, из
которых одна пара (нижняя) — нагнетающая, а остальные две пары — откачивающие. Масло от насоса
поступает в двигатель через фильтр, укреплённый на нижней половине картера.
51
Рис. 54. Приводные валики распределительного механизма.
Охлаждающая вода циркулирует в рубашках блоков цилиндров 18 под действием водяного насоса 26,
укреплённого в нижней половине картера.
Пуск двигателя осуществляется электростартером или сжатым воздухом. Электростартер устанавливают на
коробке перемены передач. Для пуска же двигателя сжатым воздухом в передней части двигателя оборудован
воздухораспределитель, от которого сжатый воздух подводится по стальным трубкам к пусковым клапанам 9,
ввёрнутым в головки блоков цилиндров.
Электрогенератор 5, приводимый в действие череэ невыключающуюся фрикционную муфту, крепят к
двигателю на специальных лапах, прилитых к верхней половине картера с левой стороны.
Двигатель устанавливают на подмоторной раме танка на четырёх лапах, отлитых заодно с верхней
половиной картера.
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Система питания двигателя предназначена для подачи топлива из баков через топливоподкачивающую
помпу и фильтр к топливному насосу, последовательного впрыска определённых порций топлива в камеры
сгорания, а также для тщательного распыливания топлива на мельчайшие частицы.
52
Рис. 55. Схема питания двигателя топливом:
1 — воздушный насос; 2 — воздушный распределительный кран; 3 — сливная пробка;4 — правые бортовые баки; 5 —
сливной кран; 6 — заливная пробка; 7 — топливоподкачивающая помпа; 8 — левые бортовые баки; 9 — топливный
распределительный кран; 10 — топливный фильтр; 11 — топливный насос; 12 — кормовые баки; 13 — топливопроводы
высокого давления.
Устройство системы питания двигателя
Агрегаты, входящие в систему питания двигателя, размещены частично в корпусе танка и частично на
двигателе (рис. 55). К агрегатам, размещённым в корпусе танка, относятся: восемь топливных баков 4, 8 и 12,
топливный распределительный кран 9, воздушный насос 1, воздушный распределительный кран 2, сливной
кран 5 и трубопроводы, соединяющие баки и агрегаты. К агрегатам, установленным на двигателе, относятся:
топливоподкачивающая помпа 7, топливный фильтр 10, топливный насос 11, топливопроводы высокого
давления 13 и форсунки, установленные в верхние стенки головок блока цилиндров.
Топливные баки
Из восьми топливных баков, установленных в корпусе танка, четыре передних (правые — верхний и нижний
и левые — верхний и нижний), попарно соединённых между собой дюритовыми шлангами, установлены в
боевом отделении, два средних бака в моторном отделении и два кормовых бака в трансмиссионном отделении.
Баки соединены трубками в три группы.
Правая передняя группа баков 4 состоит из правых передних и среднего баков. Средний бак соединён
трубкой для прохода топлива с нижним передним баком. Верхние полости всех трёх баков соединены трубками
для прохода воздуха.
Левая передняя группа баков 8 состоит из левых передних и среднего баков. Соединение трубками такое же,
как и у правой передней группы.
Группа кормовых баков 12 состоит из правого и левого кормовых баков, соединённых между собой
трубками: нижними для прохода топлива и верхними для прохода воздуха.
Полная ёмкость каждой группы передних баков 205 л (верхнего 105 л, нижнего 55 л и среднего 45 л).
53
Заправочная емкость группы передних баков 190 л. Емкость каждого из кормовых баков 80 л. Общая
заправочная ёмкость топливных баков 540 л.
Кроме внутренних, на танке установлено три наружных дополнительных топливных бака ёмкостью в 90 л
каждый.
Для наполнения баков топливом имеется три наливных отверстия (по одному отверстию на каждую из групп
баков). Эти отверстия расположены на правом и левом верхних передних баках и на правом кормовом баке.
Они снабжены сетчатыми фильтрами и закрываются пробками 6. Для слива топлива из баков имеется четыре
сливных отверстия, расположенных в нижней части отстойников правого и левого передних и кормовых баков.
Сливные отверстия также закрываются специальными пробками 3.
К передним (верхним) правому и левому и кормовым бакам подведены сверху трубки от воздушного
распределительного крана для сообщения с атмосферой или насосом 1. К отстойникам правого и левого
передних баков и правому кормовому баку присоединены трубки, то которым подается топливо для работы
двигателя. На пути к двигателю трубки присоединены к топливному распределительному крану 9.
Наружные топливные баки установлены на корме танка. Крепят их к наклонному кормовому броневому
листу при помощи кронштейнов. В каждом наружном баке имеются заливное и сливное отверстия. С топливной
системой эти баки не соединены.
Рис. 56. Топливный распределительный кран:
1 — корпус крана; 2 — пробка; 3 — пружина; 3 — сальник; 5 — гайка крана; 6 — рукоятка; 7 — сетчатый фильтр; 8 —
пружина; 9 — гайка.
Топливный распределительный кран
Четырёхходовой кран (рис. 56) пробкового типа предназначен для переключения питания двигателя с одной
группы топливных баков на любую другую. В соответствии с этим для рукоятки крана предусмотрено четыре
положения.
Корпус крана имеет четыре штуцера, три из которых служат для подсоединения трубок от соответствующих
групп топливных баков, а к четвёртому подведена трубка, идущая к топливоподкачивающей помпе. Топливный
распределительный кран установлен на моторной перегородке (справа по ходу танка), причём корпус его
крепится со стороны моторного отделения, а рукоятка выведена в боевое отделение. Внутри корпуса крана
помещён сетчатый фильтр 7 для очистки топлива перед поступлением его в топливоподкачивающую помпу.
54
Рис. 57. Воздушный насос:
1 — ручка насоса; 2 — стержень; 3 — верхняя крышка; 4 — корпус насоса; 5 — пружина; 6 — поршень насоса; 7 —
нижняя крышка; 8 — шарик; 9 — пружина клапана; 10 — ниппель к крышке; 11 — трубка.
Ручной воздушный насос
Насос служит для создания давления в баках. Насос установлен в носовой части танка (рис. 57). Пользуются
этим насосом перед запуском двигателя, когда необходимо заполнить топливом топливный фильтр (рис. 58), а
также трубопровод от топливного фильтра до топливного насоса. Достигается это подачей топлива из баков к
топливоподкачивающей помпе, откуда оно под давлением поступает к топливному фильтру.
Топливоподкачивающая помпа
Топливоподкачивающая помпа (рис. 59) предназначена для подачи топлива под давлением из бака в
топливный насос через фильтр и устанавливается на нижней половине картера, со стороны передачи. Она
получает вращение от нижнего вертикального валика. Направление вращения валика помпы — против часовой
стрелки (если смотреть на неё со стороны привода).
Топливоподкачивающая помпа засасывает топливо из топливного бака и подаёт его под давлением к
фильтру. Очищенное от механических примесей топливо под давлением в
0,5...0,7 кг/см2 поступает в
топливный насос. Последний под высоким давлением, в порядке работы цилиндров двигателя, подает
необходимые для данного режима работы двигателя строго определённые порции топлива через топливный
трубопровод высокого давления и штуцер к форсункам.
Во время работы двигателя подаваемое помпой топливо всегда превышает потребление его двигателем.
Поэтому во время работы помпы редукционный клапан 5 всегда открыт и излишки топлива поступают обратно
во всасывающую полость помпы. Затяжка редукционного клапана должна быть такой, чтобы во время работы
двигателя на эксплуатационных режимах давление топлива после фильтра было в пределах 0,5...0,7 кг/см2.
55
Воздушный распределительный кран
Воздушный распределительный кран
(рис.
61) установлен с левой стороны водителя и включён в
воздухопровод ручного насоса. Назначение его — включать соответствующую группу баков для создания в них
необходимого воздушного давления перед запуском двигателя и для сообщения баков с атмосферой во время
работы двигателя.
Кран имеет четыре штуцера. К нижнему из них подсоединена трубка от воздушного насоса, к трём
остальным — трубки, идущие от каждой из трёх групп топливных баков. Соответствующим поворотом ручки
крана воздушный насос сообщается с любой из групп баков, причём остальные баки в это время сообщаются с
атмосферой через вертикальный прорез в пробке крана. Положение ручки для каждой группы баков обозначено
на кране соответствующими буквами: для левой — Л, для правой — П, для кормовых — 3, для сообщения всех
баков с атмосферой — АМ.
Рис. 58. Топливный фильтр:
1 — корпус фильтра; 2 — фильтрующее устройство в сборе; 3 — крышка фильтра; 4 — штуцер; 5 — стяжная шпилька;
6 — сетка фильтра; 7 — шелковый чехол сетки фильтра; 8 — войлочные фильтрующие пластины; 9 — приемная трубка;
10 — сальник; 11 — гайка стяжной шпильки; 12 — пробка; 13 — пружина.
56

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..