Сборник фармакологических задач для студентов, обучающихся по специальности 31.05.02 Педиатрия (2020 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2          3       4       5        6         7       

 

 

 

 

Сборник фармакологических задач для студентов, обучающихся по специальности 31.05.02 Педиатрия (2020 год)

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ:

СБОРНИК ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

для студентов, обучающихся по специальности

31.05.02 Педиатрия

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра фармакологии и клинической фармакологии

 

 

 

 

2020 год


 

 

 

 

 

Фонд оценочных средств: Сборник фармакологических задач для студентов, обучающихся по специальности 31.05.02 Педиатрия

 

 

 

 

Сборник фармакологических задач предназначен для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов, обучающихся по специальности 31.05.02 Педиатрия.

 

 

 

 


Раздел 1. ситуационные ЗАДАЧИ ПО ФАРМАКОЛОГИИ

 

1.1. Общая фармакология

1.     Задача

Выбрать вещества по видам лекарственной терапии

(А-инсулин, Б-кислота аскорбиновая, В-кодеин, Г-линкомицин, Д-диклофенак)

1) этиотропная –

2) симптоматическая –

3) заместительная –

4) патогенетическая –

5) профилактическая –

Эталон ответов: 1-Г  2-В   3-А   4-Д   5-Б

2.     Задача

Выбрать вещества соответственно механизму действия

(А-эпинефрин, Б-магния сульфат, В-натрия гидрокарбонат, Г-неостигмин, 

Д-сульфадиметоксин)

1)        ферментный –

2)        конкурентный –

3)        физический –

4)        химический –

5)        циторецепторный –

Эталон ответов: 1-Г  2-Д   3-Б   4-В   5-А

3.     Задача

Выбрать вещества по путям их выведения из организма

(А-дигоксин, Б-калия йодид, В-сульфадимидин, Г-фталилсульфатиазол,

Д-эфир для наркоза)

 

1)        выведение почками

2)        слюнными железами

3)        дыхательными путями

4)        через желудочно-кишечный тракт

5)        с желчью, в дальнейшем возможна кишечно-печеночная циркуляция

Эталон ответов: 1-В  2-Б   3-Д   4-Г   5-А

4.     Задача

Определить средства А–Д, применяемые для премедикации

(А-атропин, Б-диазепам, В-дифенгидрамин, Г-метамизол-натрий,  Д-тримеперидин)

Средство

Химическое строение

Механизм действия

1

Бензодиазепин

Агонист ГАМКА – рецепторов

2

Этаноламин

Блокатор гистаминовых
Н1- рецепторов

3

Производное пиразолона

Ингибитор циклооксигеназы -1 и -2

4

Третичный амин

Блокатор М-холинорецепторов

5

Производное пиперидина

Агонист опиоидных рецепторов

Эталон ответов: 1-Б   2-В   3-Г   4-А   5-Д

5.     Задача

Определить вещество, вызвавшее хроническое отравление

В наркологическое отделение доставлен больной с выраженной речевой и двигательной расторможенностью. Отмечает быстрое течение мыслей, полет фантазии, ощущение легкости в теле, общего благополучия. Через 40 мин. появилась легкая депрессия, успокоенность. Воспользовавшись ситуацией, больной достал небольшой бумажный пакет и быстро втянул носом его содержимое. Вскоре появилась боязливость, киноподобные галлюцинации, ощущение ползания насекомых под кожей. Объективно: больной бледный, пониженного питания. Отмечается атактическая походка, тремор, потливость, цианоз кистей рук. Волосы тусклые, ломкие, кожа сухая, зрачки расширены. Носовая перегородка истончена, имеется участок перфорации. Слизистая носа атрофирована.

Эталон ответов: Кокаин или другой наркотик амфетаминового ряда.

6.      Задача

Определить слабительные средства А – Г

(А-касторовое масло, Б-магния сульфат, В-порошок корня ревеня, Г-фенолфталеин)

Свойства

1

2

3

4

Стимулирующее влияние на весь кишечник

+

+

 

 

Стимулирующее влияние преимущественно на толстый кишечник

 

 

+

+

 Стимулирующее влияние на хеморецепторы кишечника

+

 

+

+

Увеличение объема содержимого кишечника и последующая активация механорецепторов

 

+

 

 

Для действия препарата не требуется химических превращений его в организме

 

+

 

+

Действующие вещества освобождаются:

-                     в тонком кишечнике

-                     в толстом кишечнике

 

 

 

 

+

 

 

+

Эталон ответов: 1-А  2- Б  3- В  4-Г 

 

1.2. Нейротропные средства. Лекарственные вещества, действующие на периферическую часть нервной системы

 

7.     Задача

Определите группу веществ

Суживают зрачки, вызывают спазм аккомодации, снижают внутриглазное давление, повышают тонус гладких мышц бронхов, кишечника, усиливают секрецию желез. На передачу возбуждения в ганглиях и нервно-мышечном синапсе не влияют. Применяются при глаукоме. При отравлении этими веществами назначают атропин.

Эталон ответов: М-холиномиметики

8.      Задача

Определите группу веществ

Расширяют зрачки, повышают внутриглазное давление, вызывают паралич аккомодации, учащение сердцебиений. Ослабляют секрецию бронхиальных и пищеварительных желез, снижают тонус гладких мышц внутренних органов. Применяют при исследовании глазного дна, кишечной, почечной и печеночной коликах, бронхиальной астме, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

Эталон ответов: М-холиноблокаторы

9.      Задача

Определите группу веществ

Какими ягодами отравился ребенок, если у него развилось психомоторное возбуждение, галлюцинации, мидриаз, покраснение кожи лица, шеи и груди, сухость во рту, тахикардия?

Эталон ответов: отравление плодами красавки (белладонны, белены), т.е.

М-холиноблокаторами

10.                        Задача

Определите группу веществ

В 23 часа в больницу доставлен ребенок 3-х лет. Состояние тяжелое. Резко возбужден, на вопросы не отвечает. Ребенок кого-то зовет, голос хриплый, бред, галлюцинации, периодически появляются судорожные подергивания. Зрачки резко расширены. Кожа лица, шеи, груди красная, глотание затруднено, сухость во рту и глотке. Пульс частый, слабый. Дыхание вначале частое, глубокое, позже – затрудненное, замедленное.

Ребенку сделано промывание желудка раствором калия перманганата, дано солевое слабительное. В промывных водах обнаружены ягоды, похожие на вишню.

Чем произошло отравление? Меры помощи.

Эталон ответов: отравление плодами красавки (белладонны, белены), т.е.

М-холиноблокаторами. Помощь: общие принципы лечения отравлений. Антидот-ингибитор ацетилхолинэстеразы (неостигмин внутривенно).

11.                        Задача

Ребенку 3-х лет по поводу атонии скелетной мускулатуры назначен препарат из группы холинотропных средств. Через некоторое время у него обнаружили брадикардию и затруднение дыхания. Назовите препараты, которые могли быть назначены при данной патологии, причину возникновения осложнений. Какое дополнительно назначенное средство уменьшит эти осложнения?

Эталон ответов: назначен ингибитор ацетилхолинэстеразы (неостигмин, галантамин), осложнения связаны с накоплением ацетилхолина и стимуляцией м-холинорецепторов в сердце и в бронхах (брадикардия и бронхоспазм). Для уменьшения осложнений нужно назначить м-холиноблокатор атропин.

12.                       Задача

Определите группу веществ

Суживают зрачки, понижают внутриглазное давление, вызывают брадикардию, усиливают секрецию желез и перистальтику желудочно-кишечного тракта, облегчают нервно-мышечную передачу и передачу возбуждения в вегетативных ганглиях. Применяют при глаукоме, остаточных неврологических нарушениях после полиомиелита, при миастении, в качестве антагонистов антидеполяризующих миорелаксантов.

Эталон ответов: ингибиторы ацетилхолинэстеразы (антихолинэстеразные средства)

13.                       Задача

Мальчик 7 лет доставлен в больницу в тяжелом состоянии. У ребенка затруднено дыхание, брадикардия, рвота, подергивание мышц лица, особенно век. Зрачки резко сужены. Это состояние возникло после обработки родителями квартиры бытовым химикатом. Чем было вызвано отравление? Меры помощи.

Эталон ответов: обработку проводили ингибиторами ацетилхолинэстеразы. Помощь:

общие принципы лечения отравлений. Антидот – атропин.

14.                       Задача

Определить холинотропные средства А-Д

(А-азаметоний, Б-атропин, В-неостигмин, Г-пилокарпин, Д-тубокурарин)

Показатели

1

2

3

4

5

Артериальное давление

¯

¯

¯

¯

®

Тонус мышц бронхов

­

­

­

¯

¯

Тонус скелетной мускулатуры

­

¯

®

®

®

Секреция слюнных желез

­

®

­

¯

¯

Влияние на холинорецепторы

­*

¯

­

¯

¯

Примечание:             ­– увеличение,                     ¯ –      снижение показателей,

® – отсутствие изменений            ­* –    опосредованное действие

Эталон ответов: 1-В  2-Д   3-Г   4-А   5-Б

 

15.                       Задача

Определить вещество

Врач «Скорой помощи» был вызван к ребенку 5 лет с острым нарушением дыхания. При осмотре выявлено: дыхание затруднено, свистящее, особенно затруднен выдох. В легких прослушивается множество влажных хрипов. Пульс неравномерный, учащен.

Какими адренергическими препаратами можно ликвидировать подобное состояние? Какой препарат является препаратом выбора в данном случае? Обоснуйте ваше решение.

Эталон ответов: бронхорасширяющие средства – β2-адреномиметики: ингаляции сальбутамола или фенотерола, которые оказывают бронхоселективное действие, не влияют на работу сердца.

16.                       Задача

Определить вещество

Является антиадренергическим средством. Снижает силу и частоту сокращений сердца, угнетает автоматизм. Тонус кровеносных сосудов в начале применения повышает, а при длительном применении – снижает. Применяют при стенокардии, тахиаритмиях, гипертонической болезни. Может применяться при глаукоме, для стимуляции родов. Побочные эффекты: бронхоспазмы, нарушения атриовентрикулярной проводимости, сердечная слабость.

Эталон ответов: пропранолол.

17.                       Задача

Определить группу веществ

Расширяют кровеносные сосуды, снижают артериальное давление. Вызывают «извращение» прессорного эффекта эпинефрина. Применяют при эндартериите, феохромоцитоме. Возможна ортостатическая гипотензия.

Эталон ответов: α1, 2 – адреноблокаторы (фентоламин).

18.                       Задача

Определить вещество

Суживают сосуды, повышают артериальное давление. На тонус бронхиальных мышц практически не влияют. Применяются при гипотензии, коллапсе.

Эталон ответов: фенилэфрин – α1-адреномиметик.

 

19.                       Задача

Определить адренотропные средства А-Д

(А-эпинефрин, Б-пропранолол, В-празозин, Г-резерпин, Д-эфедрин)

Показатели

1

2

3

4

5

Частота сердечных сокращений

­

¯

­

®

¯

Тонус сосудов

­

(­¯*)

­

¯

¯

Артериальное давление

­

¯

­

¯

¯

Тонус мышц бронхов

¯

­

¯

®

­

Выделение медиатора из нервных окончаний

­

¯*

®

®

¯

Примечание: ­ – повышение,        ¯ – снижение, ® – отсутствие изменений, ¯ * – при длительном применении

Эталон ответов: 1-Д   2-Б    3- А   4-В    5-Г

 

1.3. Нейротропные средства. Лекарственные средства, влияющие на ЦНС

 

20.                       Задача

Определить средства для ингаляционного наркоза А-В

(А-азота закись, Б-галотан, В-эфир для наркоза)

Показатели

1

2

3

Наркотическая активность

++++

+++

+

Введение в наркоз

быстрое

медленное

быстрое

Возбуждение

±

+++

±

Пробуждение

быстрое

медленное

быстрое

Эпинефриновая аритмия

умеренная

нет

нет

Сосудистый тонус

снижает

не изменяет

не изменяет

Эталон ответов: 1-Б   2-В   3-А  

21.                       Задача

Определить средства для неингаляционного наркоза А-В

(А-кетамин, Б-натрия оксибутират, В-тиопентал-натрий)

Показатели

1

2

3

Наркотическая активность

+++

±

+

Введение в наркоз

быстрое

быстрое

медленное

Длительность эффекта

20-30 мин

5-20 мин

1,5-2 часа

Анальгезия

-

+++

+

Ларингоспазм

++

-

-

Артериальное давление

снижает

повышает

не изменяет

Антигипоксантное действие

-

-

++

Эталон ответов: 1-В  2-А  3-Б  

22.                       Задача

У больного во время наркоза, проводимого ингаляционным препаратом, резко снизилось АД. Для ликвидации этого осложнения больному было введено сосудосуживающее вещество, после чего у него возникла фибрилляция желудочков сердца.

Какие препараты использовали для наркоза и для повышения АД? Чем нужно ликвидировать возникшее осложнение? Объясните.

Эталон ответов: для наркоза использовали галотан, для повышения АД – эпинефрин, Галотан сенсибилизирует миокард к эпинефрину, поэтому  прием последнего вызвал фибрилляцию желудочков сердца. Нужно было применить α1-адреномиметик фенилэфрин, он суживает сосуды и повышает АД, но не  влияет на β1-адренорецептор сердца. Для устранения фибрилляции желудочков сердца нужно внутривенно ввести лидокаин или β-адреноблокаторы.

23.                       Задача

Больной (мальчик 10 лет), находящийся в урологической клинике, для уточнения диагноза был подвергнут внутривенной урографии с одновременной цистоскопией. Манипуляция была проведена с использованием неингаляционного общего анестетика, который был введен парентерально; наркоз наступил через 30 секунд и продолжался 20 минут. После пробуждения у больного отмечено выраженное психомоторное возбуждение и галлюцинации.

Какой анестетик вводили больному?

Эталон ответов: кетамин.

24.                       Задача

Определить вещество

Относится к снотворным наркотического типа. Является агонистом  ГАМКА-рецепторов и блокатором Na+-каналов. Проявляет антагонизм в отношении ряда возбуждающих аминокислот. Укорачивает фазу «быстрого» сна. Продолжительность действия – 8 и более часов, обладает последействием. Вызывает индукцию микросомальных ферментов печени. При длительном применении вызывает материальную кумуляцию, лекарственную зависимость. Является также эффективным противоэпилептическим средством.

Эталон ответов: фенобарбитал.

25.                       Задача

Определить группу веществ

Обладают антипсихотическим и нейролептическим действием. Применяются для лечения психозов. Побочный эффект: экстрапирамидные расстройства.

Эталон ответов: типичные нейролептики-производные фенотиазина (хлорпромазин).

26.                       Задача

Определить вещество

Является типичным антипсихотическим средством – алифатическим производным фенотиазина. Вызывает блокаду дофаминовых D2-рецепторов. Потенцирует действие депримирующих средств. Оказывает миорелаксирующее действие, вызывает гипотермию, противорвотный, гипотензивный эффект. Извращает прессорное действие эпинефрина. Применяют при психозах, для премедикации перед наркозом. При длительном применении вызывает экстрапирамидные расстройства.

Эталон ответов: хлорпромазин.

27.                       Задача

У ребенка 10-и лет после операции возник приступ неукротимой икоты. Назовите препараты, которые могут подавить икоту.

Эталон ответов: нейролептики (хлорпромазин, галоперидол).

28.                       Задача

Определить группу веществ

Устраняют чувство тревоги и страха. Способствуют наступлению сна. Не влияют на бред и галлюцинации. Обладают центральным мышечно-расслабляющим действием. Применяются для лечения невротических состояний.

Эталон ответов: транквилизаторы – бензодиазепины.

29.                       Задача

Определить вещество

Является производным бензодиазепина длительного действия. Стимулирует бензодиазепиновые рецепторы и проявляет ГАМК-миметический эффект. Оказывает анксиолитическое, седативное и снотворное действие. Является центральным миорелаксантом и обладает противосудорожной активностью. В больших дозах может вызывать амнезию. Применяют при неврозах и неврозоподобных состояниях, при бессоннице, для атаралгезии, для купирования судорог. При длительном приеме развивается привыкание, лекарственная зависимость.

Эталон ответов: диазепам.

30.                       Задача

В детскую психиатрическую клинику поступил ребенок 3-х лет с отказом разговаривать, возникшим после поступления ребенка в детский сад.

Какие препараты можно рекомендовать для лечения этого состояния в данном случае? Обоснуйте свой выбор.

Эталон ответов: транквилизаторы, нейролептики: тиоридазин – оказывает противотревожное, психоседативное и антидепрессивное действие. Не вызывает вялости, заторможенности, сонливости. В педиатрической практике назначается в качестве корректора поведения.

31.                       Задача

Определить психотропные средства А-В

(А-амитриптилин, Б-диазепам, В-хлорпромазин)

Показатели

1

2

3

Влияние на психику:

– антипсихотическое

+

 

 

– анксиолитическое

+

+

+

– антидепрессивное

 

 

+

Влияние на медиаторные процессы в ЦНС:

– адренергические

¯

 

­

– дофаминергические

¯

 

 

– серотонинергические

¯

 

­

– ГАМК-ергические

¯

­

 

Примечание.    –  ­ – стимуляция,      ¯  – угнетение медиаторных процессов

Эталон ответов: 1-В  2- Б  3-А  

32.                       Задача

Определить вещество

Алкалоид растительного происхождения сочетает в себе свойства психостимулятора и аналептика. Блокирует аденозиновые А1 и А2 – рецепторы, в больших дозах угнетает фосфодиэстеразу и повышает содержание в тканях цАМФ. Оказывает двоякое действие на сердечно-сосудистую систему с преобладанием стимуляции сердца, повышения сосудистого тонуса и артериального давления.

Эталон ответов: кофеин.

33.                       Задача

Определить группу веществ

Избирательно улучшают когнитивные функции, повышают память, обучаемость, устойчивость ЦНС к повреждающим факторам. Эффект проявляется после курсового лечения.

Эталон ответов: ноотропные средства.

34.                       Задача

Определить вещество

Повышает умственную и физическую работоспособность при утомлении. Снижает аппетит. Повышает возбудимость дыхательного центра. Суживает периферические сосуды и повышает АД.

Эталон ответов: кофеин.

35.                       Задача

Определить вещество

Устраняет боли любого происхождения. Вызывает эйфорию, сонливость. Уменьшает легочную вентиляцию. Вызывает сужение зрачков, повышение тонуса гладких мышц внутренних органов, обстипацию. Применяют при травматических болях, болях в послеоперационном периоде, при болях из внутренних органов (инфаркт миокарда, злокачественные опухоли). При повторном применении вызывает лекарственную зависимость.

Эталон ответов: морфин (тримепиридин).

36.                       Задача

Определить вещество, вызвавшее отравление, назвать меры помощи

У больного после приема вещества А развилось дремотное состояние, причем на громкий окрик он делал попытку открыть глаза, при сильном нажиме на руку отдергивал ее, однако в контакт не вступал. При объективном исследовании: дыхание поверхностное, редкое, временами аритмичное, АД – 120/80 мм. рт. ст., пульс – 58 ударов в минуту. Зрачки резко сужены (симптом «булавочной головки»), спинномозговые рефлексы оживлены. При пальпации определяется наполненный мочевой пузырь.

Эталон ответов: вещество из группы опиатов, меры помощи: общие принципы лечения отравлений, антидот-налоксон.

37.                       Задача

Определить вещество

При отравлении морфином восстанавливает возбудимость дыхательного центра. При угнетении дыхания снотворными или наркозными средствами неэффективно.

Эталон ответов: налоксон.

38.            Задача

У ребенка 8 лет внезапно появились очень сильные боли в животе, связанные со спазмом мочеточника. Из анамнеза известно, что ребенок страдает бронхиальной астмой.

Назовите лекарственные препараты, которые могут купировать боли. Выберите из них препараты, которые можно назначить данному ребенку, учитывая сопутствующую патологию. Обоснуйте свой выбор.

Эталон ответов: в качестве анальгетика выбираем тримеперидин. Он снижает тонус мочевыводящих путей, не вызывает освобождения гистамина и практически не нарушает дыхания. Спазмолитический эффект можно дополнить платифиллином: сочетает свойства м-холиноблокаторов и миотропных средств.

39.                       Задача

У ребенка в возрасте 10 месяцев на фоне протекающей вирусной инфекции температура тела поднялась до 39°С и отмечен повышенный тонус мышц конечностей.

Какие препараты можно порекомендовать этому ребенку для снижения лихорадки? Объяснить их действие.

Эталон ответов: в качестве жаропонижающих средств назначают ибупрофен (суспензия для перорального приема) или парацетамол (суспензия для перорального приема или ректальные суппозитории), для снижения мышечного тонуса – диазепам (при развитии фебрильных судорог). Нельзя назначать ацетилсалициловую кислоту, так как на фоне вирусной инфекции может возникнуть синдром Рейе (гепатотоксическая энцефалопатия).

 

1.4. Лекарственные средства, действующие на функции исполнительных органов

 

40.                       Задача

Определить средства А-Д, влияющие на систему дыхания

(А-амброксол, Б-аминофиллин, В-кодеин, Г-никетамид, Д-фуросемид)

Средство

Основной механизм действия

Применение

1

Агонист опиоидных рецепторов

Для успокоения кашля

2

цАМФ-активное вещество:
ингибитор фосфодиэстеразы

Профилактика и купирование приступов бронхиальной астмы

3

Деполимеризация мукополисахаридов мокроты, стимуляция образования сурфактанта

Муколитик при воспалительных заболеваниях органов дыхания

4

Аналептик смешанного действия

Для стимуляции дыхания

5

Снижение объема циркулирующей крови

При отеке легких

Эталон ответов: 1-В   2-Б   3-А   4-Г   5-Д

41.                       Задача

Мальчик 3 лет проглотил 5 таблеток, выписанных ему от кашля. Через час появилась гиперемия кожных покровов, зуд, рвота. Затем, спустя еще 30 мин. – сильное возбуждение, которое сменилось вялостью и сонливостью. Через 3 часа: появилась одутловатость лица, резко сужены зрачки, пульс 80 ударов в мин., дыхание – 10 в мин., повторная рвота, задержка стула. Чем произошло отравление? Меры помощи.

Эталон ответов: кодеином. Меры помощи: дезинтоксикационная терапия, антидот-налоксон.

42.                       Задача

Определить сердечные гликозиды А–В

(А-дигитоксин, Б-дигоксин, В-строфантин)

Показатели

1

2

3

Начало действия

через
2-3 часа

через
0,5-2 часа

через
5-10 мин.

Максимальный эффект (в вену)

через
4-12 часов

через
1-5 часов

через
30-90 мин.

Усиление систолы

+++

+++

++++

Урежение пульса

++++

+++

++

Кумуляция

+++++

+++

+

Основные показания к применению

хроническая сердечная недостаточность

острая и хроническая сердечная недостаточность

острая сердечная недостаточность

Эталон ответов: 1-А  2- Б  3- В 

43.                       Задача

Определить противоаритмические средства А-Г

(А-амиодарон, Б-верапамил,  В-пропранолол, Г-хинидин)

Средства

Блокада

ионных каналов

рецепторов

Na+

Са2+

К+

a-АР

b-АР

M-ХР

1

+++

 

++

+

 

+

2

+

 

 

 

+++

 

3

+

+

+++

++

++

 

4

+

+++

 

++

 

 

Эталон ответов: 1-Г  2-В   3-А  4- Б

44.                       Задача

Определить нейротропные гипотензивные средства А-Д

(А-азаметоний, Б-клонидин, В-празозин, Г-пропранолол, Д-резерпин)

Средства

Механизм действия

Продолжительность действия

Возможность развития коллапса

Другие побочные эффекты

1

Агонист  a2 и I1-рецепторов ЦНС

6-12 ч

+

Синдром отмены, сонливость, сухость во рту

2

Центральный и периферический антиадренергический

Несколько дней

Паркинсонизм, язвенная болезнь, бронхоспазм

3

Периферический антиадрен- и антихолинергический

3-4 ч

+

Атония кишечника, сухость слизистых, паралич аккомодации зрения

4

Периферический ( и центральный) антиадренергический

6-8 ч

Синдром отмены, усиление атерогенеза, бронхоспазм, синдром Рейно

5

Периферический антиадренергический + миотропный

10 ч

+

(феномен 1-ой дозы)

Сухость слизистых, запор

Эталон ответов: 1-Б   2- Д   3- А   4- Г   5- В   

 

45.                       Задача   

Определить гипотензивные средства А-Г

(А-гидрохлоротиазид, Б-каптоприл, В-миноксидил, Г-нифедипин)

Средства

Механизм действия

Продолжитель-ность действия

Другие побочные эффекты

1

Гуморально-гормональный

(РААС)

6-8 ч

Сухой кашель, нарушения вкусовой чувствительности, гиперкалиемия

2

Миотропный

(Са2+- каналы)

6-8 ч

Периферические отеки,

запоры, активация симпатической нервной системы

3

Миотропный

+- каналы)

7-10 ч

Гипертрихоз (чрезмерный рост волос)

4

Влияние на водно-солевой обмен

8-12 ч

Гипокалиемия, гипонатриемия, гипергликемия, активация РААС, алкалоз

Эталон ответов: 1-Б   2-Г   3-В   4-А    

46.                       Задача

Определить средства А-Д, влияющие на сердечно-сосудистую систему

(А-дигоксин, Б-допамин, В-клонидин, Г-нитроглицерин, Д-эналаприл)

Сред­ство

Фармакологическая группа

Основной механизм действия

Показания к применению

1

Вазодилататор

Ингибитор АПФ

Гипертония, застойная
сердечная недостаточность

2

Кардиостимулятор

Агонист
D-, α-, β1- рецепторов

Кардиогенный шок

3

Вазодилататор

Агонист α2-адрено- и
I1-имидазолиновых
рецепторов

Гипертония,
обезболивание

4

Кардиостимулятор

Угнетение Na+- K+ -
-АТФ-азы, накопление Ca2+ в миокарде

Застойная сердечная
недостаточность

5

Вазодилататор

Донатор NO

Стенокардия, застойная сердечная недостаточность

Эталон ответов: 1- Д   2-Б   3- В  4- А  5-Г

47.                       Задача

Определить мочегонные средства А-Д

(А-ацетозоламид, Б-гидрохлоротиазид, В-маннитол, Г-триамтерен, Д-фуросемид)

Препараты

Выведение с мочой

рН мочи

Изменения кислотно-основного

состояния крови

Na+/Cl-

K+/Mg2+

Са2+

уратов

1

 

Алкалоз

2

 

Алкалоз

3

 

 

Ацидоз

4

Ацидоз

5

 

 

 

Эталон ответов: 1-Д   2-Б   3-А  4-Г  5-В 

48.                       Задача

Определить средства А–Д для лечения язвенной болезни

(А-висмута трикалия дицитрат, Б-метронидазол, В-омепразол, Г-пирензепин,

Д- ранитидин)

Основной механизм
действия

1

2

3

4

5

Эрадикация

Helicobacter pylori

 

+

+

 

 

Антисекреторное действие:

– блокада М1–рецепторов   желудка

+

 

 

 

 

– блокада гистаминовых

  Н2-рецепторов

 

 

 

+

 

– блокада Н++-АТФ-азы

  (протонового насоса)

 

 

 

 

+

Гастропротекторное

действие

+

 

+

 

+

Эталон ответов: 1-Г  2-Б   3-А  4-Д  5-В

49.                       Задача

К подростку 14-и лет был вызван врач. Жалобы на боли в эпигастрии, которые усиливаются перед едой и ночью, рвота через 1,5-2 часа после приема пищи. Мальчик раздражителен. При исследовании желудочного сока – значительное повышение общей кислотности и свободной соляной кислоты. При фиброгастроскопии обнаружена язва 12-перстной кишки. Назовите лекарственные препараты для лечения этой патологии и обоснуйте свой выбор.

Эталон ответов: эрадикация Helicobacter pylori (амоксициллин, кларитромицин, метронидазол); антисекреторные средства (блокаторы протоновой помпы – омепрозол; блокаторы гистаминовых Н2-рецепторов – ранитидин);  гастропротекторы – висмута трикалия дицитрат.

 

1.5. Лекарственные средства, влияющие на обменные процессы

 

50.                       Задача

Мальчик 6-и месяцев поступил в клинику. Состояние средней тяжести. Объективно: ребенок беспокоен, отмечено облысение затылка, нерезкое размягчение краев большого родничка, гипотония мышц. Биохимически: снижено количество фосфора, отмечается увеличение активности фосфатаз. На рентгенограммах – контуры костей смазаны. Назовите витаминный препарат, имеющий главное значение для ликвидации данной патологии.

Эталон ответов: витамин группы Д.

51.                       Задача

Для профилактики рахита врач рекомендовал давать ребенку 2-х месяцев масляный раствор эргокальциферола по 1 капле через день в течение месяца. Мать купила в аптеке спиртовой раствор названного препарата, флакон часто подолгу стоял не закрытый пробкой. Через 2 недели у ребенка появились следующие симптомы: снижение аппетита, нарушения сна, капризничает, перестал прибавлять в весе, положительная проба Сулковича, на рентгенограмме отмечается остеопороз костей голени и большой берцовой кости. Назовите причину указанных нарушений у ребенка. Меры помощи.

Эталон ответов: передозировка витамина Д связана с увеличение концентрации препаратов из-за испарения растворителя. Отмена препарата, вазелиновое масло, витамин Е (антагонист витамина Д), фенобарбитал (вызывает индукцию микросомальных ферментов печени и ускоряет распад витамина Д), фуросемид (усиливает выведениея кальция с мочой), преднизолон (глюкокортикостероид, выводит кальций из тканей, стабилизирует клеточные мембраны).

52.                       Задача

У ребенка 10-и лет появились жалобы на снижение остроты зрения при слабом освещении, сухость и шелушение кожных покровов, частые респираторные заболевания. Недавно перенес вирусный гепатит. Перечислите препараты, необходимые для лечения ребенка. Выберите правильный способ их введения, учитывая нарушенную функцию печени из-за перенесенного гепатита.

Эталон ответов: у ребенка гиповитаминоз витамина А. Необходимо назначить ретинола ацетат, желательно для внутримышечного введения.

 

53.                       Задача

Определить средство скорой помощи

 Врач скорой помощи вызван к больному, состоящему на учете у эндокринолога. Больной без сознания. При осмотре: больной среднего роста, полный, кожа бледная, влажная, зрачки расширены, тонус мышц повышен. Отмечается двигательное беспокойство. Пульс – 78 ударов в мин., дыхание 10-12 в мин., поверхностное. Взята кровь на экпресс-анализ. Содержание глюкозы в крови – 2 ммоль/л.

Эталон ответов: гипогликемическая кома. Меры помощи – внутривенное введение 40% раствора глюкозы.

54.                       Задача

Определить группу веществ

Повышают содержание глюкозы в крови, угнетают синтез белка. Уменьшают число лимфоцитов и эозинофилов в крови, увеличивают число нейтрофилов. Оказывают противовоспалительное, противоаллергическое, противошоковое действие. Подавляют процессы иммуногенеза и репаративную регенерацию. Применяются при воспалительных и аллергических заболеваниях, лейкозах, при пересадке органов и тканей, при анафилактическом и травматическом шоке.

Эталон ответов: глюкокортикостероиды.

55.                       Задача

Определить групповую принадлежность препарата

Ребенку 4-х лет по поводу распространенной экземы пораженные участки кожи ежедневно смазывали мазью с препаратом А. Через 3 мес. появилась повышенная возбудимость, эйфория, чрезмерное отложение жира на лице, спине и животе, гипертензия, гипергликемия, мышечная слабость.

Эталон ответов: глюкокортикостероиды.

 

56.                       Задача

Девочка 5-и лет поступила в клинику с диагнозом: гипотрофия II степени, гипопластическая анемия. В клинике ребенок получал витамины С, B2, B6, B12, метандростенолон. Через 1,5 месяца мама заметила у девочки огрубение голоса, появление волосяного покрова на ногах, желтушность кожных покровов. Какой препарат мог вызвать данные осложнения у ребенка?

Эталон ответов: метандростенолон, анаболическое стероидное средство, производное андрогенов.

57.                       Задача

Определить гормональные препараты А–Д

(А-глюкагон, Б-дезоксикортикостерон, В-инсулин, Г-преднизолон, Д-тироксин)

Влияние на обменные

процессы

1

2

3

4

5

Уровень глюкозы в крови

­

­

 

¯

­

Синтез белков

¯

¯

­

­

¯

Липолиз

­

­

 

 

­

Содержание воды

в организме

¯

­

­­

¯

 

Воспаление

 

¯

­

 

 

Примечание:  ­ – повышение,       ¯ – снижение показателей.

Эталон ответов: 1-Д   2-Г   3-Б   4-В   5-А

 

58.                       Задача

Определить антигормональные средства А–Д по применению

(А-бромокриптин, Б-кломифен,  В-спиронолактон, Г-тиамазол, Д-ципротерон)

Показания к применению

1

2

3

4

5

Гипертиреоз

 

 

 

+

 

Застойная сердечная

недостаточность

+

 

 

 

 

Галакторея
(избыточная лактация)

 

+

 

 

 

Женское бесплодие 

 

+

 

 

+

Рак предстательной железы

 

 

+

 

 

Эталон ответов: 1-В  2- А  3-Д   4-Г  5-Б

59.                       Задача

Ребенок 13-и лет поступил в больницу с тяжелой гипохромной анемией. Из анамнеза известно, что он страдает хронической формой неспецифического язвенного энтероколита. Назовите препараты, которые можно использовать для лечения анемии. Выберите из них средства, необходимые для данного ребенка с учетом сопутствующего заболевания, и обоснуйте свой выбор.

Эталон ответов: выбираем фербитол или феррум-лек, препараты железа для парентерального введения, так как у больного тяжелая форма анемии, развившаяся на фоне хронического язвенного энтероколита.

60.                       Задача

Определить средства А-Д для профилактики и лечения тромбозов

(А-варфарин, Б-гепарин, В-дипиридамол, Г-кислота ацетилсалициловая,  

Д-стрептокиназа)

1 – антикоагулянт прямого действия

2 – фибринолитическое средство

3 – антиагрегант, снижающий синтез тромбоксана

4 – антиагрегант – ингибитор фосфодиэстеразы

5 – антикоагулянт непрямого действия

Эталон ответов: 1-Б  2- Д   3-Г  4- В  5-А

 

61.                       Задача

Определить средства А-Е для лечения лейкемий

(А-бусульфан, Б-меркаптопурин, В-метотрексат, Г-преднизолон, Д-хлорамбуцил,

Е-циклофосфамид)

Препараты

Лейкемии

Острые

Хронические

ОЛЛ

ОМЛ

ХЛЛ

ХМЛ

1

 

 

 

+

2

+

+

 

 

3

+

+

 

+

4

+

+

+

 

5

 

 

+

 

6

+*

+*

+

 

Примечание: ОЛЛ – острая лимфобластическая лейкемия, ОМЛ – острая миелогенная лейкемия, ХЛЛ – хроническая лимфоцитарная лейкемия, ХМЛ – хроническая миелогенная лейкемия * – у детей

Эталон ответов: 1-А   2-В   3-Б   4-Е   5-Д   6-Г

62.                       Задача

Как называется отрицательное действие препарата?

Женщина продолжала начатое ранее противоопухолевое лечение метотрексатом, закончив его к 8 неделе беременности. Ребенок родился доношенным с анэнцефалией и атрезией пищевода.

Эталон ответов: тератогенное.

 

1.6. Средства для неотложной помощи и противоаллергические препараты

 

63.                       Задача

Определить противоаллергические средства А-Д по применению

(А-эпинефрин, Б-аминофиллин, В-дифенгидрамин, Г-кислота кромоглициевая,

Д-преднизолон)

Средство

Аллергические реакции

Немедленного типа

Замедленного типа

крапивница

бронхоспазмы

Анафилактический шок

Реакция отторжения трансплантата

Контактные дерматиты

профилактика

купирование

1

+

 

 

 

 

 

2

 

+

 

 

 

 

3

 

+

+

+

+

+

4

 

+

+

 

 

 

5

 

 

+

+

 

 

Эталон ответов: 1-В   2-Г   3-Д   4-Б  5-А

64.                       Задача

Определить средства неотложной помощи А-Д

(А-аминофиллин, Б-клонидин, В-нитроглицерин, Г-преднизолон, Д-этамзилат)

Неотложные состояния

1

2

3

4

5

Анафилактический шок

+

 

 

 

 

Бронхоспазм

+

 

 

 

+

Гипертонический криз

 

 

 

+

 

Приступ стенокардии

 

 

+

 

 

Кровотечение

 

+

 

 

 

Эталон ответов: 1-Г   2-Д   3-В   4-Б  5-А

65.                       Задача

У ребенка 1 года 7 месяцев на 5-й день после вакцинирования АКДС появилась лихорадочная реакция и крупнопятнистая сыпь. Ему был поставлен диагноз – аллергическая реакция на вакцинирование. Какие препараты можно рекомендовать в данном случае для купирования этих явлений?

Эталон ответов: нужно назначить Н1-гистаминоблокаторы: дифенгидрамин, прометазин, мебгидролин

 

1.7. Антиинфекционные лекарственные средства

 

66.                       Задача

Определить антисептические средства А-Д

(А-калия перманганат, Б-нитрофурал, В-раствор йода спиртовой, Г-ртути дихлорид, Д-спирт этиловый)

Средство

Механизм действия

Применение

1

Денатурация белков протоплазмы микробов (замещение атомов водорода в аминогруппах белка)

Первичная хирургическая обработка ран, обработка операционного поля, рук хирурга, грибковых поражений

2

Дегидратация и денатурация белков микробной клетки

Дезинфекция инструментов, обработка рук хирурга, операционного поля

3

Окисление органических компонентов протоплазмы микробов

Обработка ран, ожоговых поверхностей, полоскания, спринцевания, промывание желудка

4

Акцепторы водорода; угнетение клеточного дыхания, образование комплексов с нуклеиновыми кислотами

Обработка ран, кожи, слизистых оболочек, промывание серозных и суставных полостей

5

В низких концентрациях – блокада тиоловых ферментов микробов; в высоких – денатурация белков (рыхлые альбуминаты)

Дезинфекция белья, одежды, предметов ухода за больными

Эталон ответов: 1- В   2-Д   3-А  4-Б   5-Г

67.                       Задача

Определить антибиотики А-Г

(А-бензилпенициллин, Б-эритромицин, В-полимиксин, Г-тетрациклин)

Средство

Параметры

Спектр действия

Характер действия

Механизм действия

1

Грамотрицательные микроорганизмы

Бактерицидный

Нарушение проницаемости цитоплазматической мембраны

2

Широкий спектр

Бактериостатический

Нарушение внутриклеточного синтеза белка на рибосомах (30 S)

3

Преимущественно грамположительные микроорганизмы

Бактерицидный

Нарушение синтеза пептидогликана клеточной стенки

4

Преимущественно грамположительные микроорганизмы

Бактериостатический

Нарушение внутриклеточного синтеза белка на рибосомах (50 S)

Эталон ответов: 1-В  2-Г  3-А  4-Б

68.                       Задача

Определить антибиотики А-Г по их побочным эффектам

(А-бензилпенициллин, Б-стрептомицин, В-тетрациклин, Г-хлорамфеникол)

Возможные побочные эффекты

Антибиотики

1

2

3

4

Дисбактериоз

+

+

+

+

Аллергические реакции

+

+

+

+

Диспептические расстройства

+

 

+

 

Поражение печени

+

 

 

 

Нарушение функции почек

 

+

 

 

Угнетение кроветворения

 

 

+

 

Нарушение слуха и вестибулярные расстройства

 

+

 

 

Гипоплазия эмали зубов,

предрасположенность к кариесу

+

 

 

 

Эталон ответов: 1-В   2-Б   3-Г   4-А

69.                       Задача

Определить противотуберкулезные средства А-Е

(А-изониазид, Б-ПАСК-натрий, В-рифампицин, Г-стрептомицин, Д-ципрофлоксацин, Е-этамбутол)

Средство

Механизм действия

Побочные эффекты

1

Угнетение ДНК-зависимой РНК-полимеразы и синтеза РНК

Дисфункция печени,

лейкопения, аллергические реакции

2

Угнетение синтеза миколевых кислот клеточной стенки, синтеза нуклеиновых кислот

Невриты (зрение), психические нарушения, аллергические реакции

3

Угнетение внутриклеточного синтеза белка на рибосомах (30 S)

Ото-, нефротоксичность, курареподобное действие, аллергические реакции

4

Угнетение синтеза клеточной стенки

Нарушения зрения, аллергические реакции

5

Конкуренция с парааминобензойной кислотой микобактерий

Диспептические явления, аллергические реакции

6

Угнетение ДНК-гиразы (топоизомеразы II) и репликации ДНК

Бессонница, фотосенсибилизация, аллергические реакции, суперинфекция. Опасность поражения хрящевой ткани

Эталон ответов: 1-В   2-А   3-Г   4-Е   5-Б   6-Д

70.                       Задача

Определить противогрибковые средства А–Д

(А-гризеофульвин, Б-декамин, В-кетоконазол, Г-нистатин, Д-препараты йода)

Средство

Механизм действия

Применение

1

Связывание с эргостеролом клеточной стенки грибов; формирование ионных каналов, нарушение проницаемости мембраны и ее транспортных функций

Поверхностные формы кандидамикоза

2

Угнетение ланостеролдеметилазы и синтеза эргостерола клеточной мембраны грибов

Системные и глубокие микозы (бластомикоз, гистоплазмоз, паракокцидиомикоз), дерматомикозы (эпидермофития, онихомикоз), кандидамикоз слизистых

3

Связывание с белком тубулином в микротрубках грибов

Дерматомикозы (трихофития, микроспория, эпидермофития)

4

Катионный детергент, увеличивает проницаемость цитоплазматической мембраны и лизирует грибковую

флору

Грибковые поражения (кандидоз, эпидермофития) и бактериальные инфекции слизистой полости рта, глотки, кожи

5

Денатурация белков протоплазмы

грибов

Кандидозный стоматит, эпидермофития, воспалительные заболевания слизистых, обработка ран

Эталон ответов: 1-Г  2-В  3-А  4-Б  5-Д

71.                       Задача

Определить противовирусные средства А-Д

(А-арбидол, Б-ацикловир, В-зидовудин, Г-a-интерферон, Д-метисазон)

Средство

Механизм действия

Применение

1

Угнетение ДНК-полимеразы и репликации ДНК-вирусов

Герпес кожи, слизистых оболочек, половых органов, герпетический энцефалит

2

Угнетение сборки вирионов

Профилактика оспы, уменьшение осложнений при вакцинации против оспы

3

Интерфероноген, иммуномодулятор

Профилактика и лечение гриппа типа А и В, ОРВИ

4

Угнетение обратной транскриптазы вирионов и синтеза ДНК из РНК

ВИЧ-инфекция

5

Угнетение и-РНК и ее трансляции в вирусный белок

Герпетические заболевания, ОРВИ, гепатиты B и C, ВИЧ-инфекция

Эталон ответов: 1-б   2-д   3-А   4-В   5-Г

72.                       Задача

Определить противоглистные средства А-Г

(А- левамизол, Б-никлозамид,  В-пирантел, Г-празиквантел, )

Средство

Механизм действия

Применение

1

Деполяризация и паралич мышц, угнетение фумарат-редуктазы и метаболизма гельминтов

аскаридоз

2

Угнетение холинэстеразы, спастический паралич и нарушение нервно-мышечной передачи у гельминтов

Аскаридоз, энтеробиоз, анкилостомидоз

3

Угнетение окислительного фосфорилирования и паралич гельминтов; снижение устойчивости их покровных тканей к пищеварительным ферментам

Тениаринхоз, дифиллоботриоз, гименолепидоз

4

Повышение проницаемости клеточных мембран для Ca2+; сокращение, затем спастический паралич мускулатуры гельминтов

Шистосомоз и другие внекишечные трематодозы

Эталон ответов: 1-А  2-В   3-Б   4-Г

73.                       Задача

Ребенок 7 лет. Жалобы на периодически возникающие боли в животе, тошноту. В анализе кала обнаружены яйца глист – аскарид и остриц. Перечислите противоглистные препараты, эффективные при аскаридозе и энтеробиозе.

Эталон ответов: пирантел, мебендазол.

74.                       Задача

Определить синтетические антибактериальные средства А-Г

(А-нитроксолин, Б-сульфадимедин, В-фуразолидон, Г-ципрофлоксацин)

Средство

Спектр действия

Механизм действия

1

Грам “ и грам “+“ бактерии, синегнойная, туберкулезная палочки, микоплазмы, хламидии

Угнетение ДНК-гиразы и репликации ДНК

2

Возбудители дизентерии, брюшного тифа, паратифов, трихомонады, лямблии

Акцепторы водорода: угнетение клеточного дыхания; образование комплексов с нуклеиновыми кислотами

3

Грам “+” и грам “–“ бактерии, хламидии, актиномицеты, простейшие (возбудители малярии, токсоплазмоза)

Конкуренция с ПАБК при синтезе дигидрофолиевой кислоты

4

Грам “+” и грам “–“ бактерии, грибы рода Candida

Угнетение металлозависимых ферментных систем микроорганизмов

Эталон ответов: 1-г  2-в  3-б  4-а

75.                       Задача

Новорожденный Б. по поводу токсоплазмоза получал ко-тримоксазол. Через месяц от начала лечения у ребенка появилось срыгивание, перестала нарастать масса тела, развилась анемия. Укажите, с чем могут быть связаны нежелательные эффекты ко-тримоксазола? Назначьте лекарственные препараты для ликвидации указанных осложнений.

Эталон ответов: в состав ко-тримоксазола входит триметоприм, который нарушает активацию фолиевой кислоты. Развился антифолатный синдром. Назначить фолиевую кислоту, цианокобаламин.


Раздел 2. РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФАРМАКОЛОГИИ

 

2.1. Общая фармакология

1.     Сколько мл 0,06% раствора коргликона вводится в вену больному, если разовая доза вещества 0,3 мг?

Ответ: 0,5 мл

2.     Циклофосфамид выпускается в ампулах, содержащих по 0,2 г сухого вещества, а перед внутривенным введением разводится в 10 мл воды для инъекций. Какова концентрация получаемого раствора?

Ответ: 2% раствор

3.     Сколько мл 2,5% раствора тиопентала-натрия нужно ввести в вену для наркоза, если наркозная доза вещества 0,5 г?

Ответ: 20 мл

4.     Сколько мл бемегрида нужно ввести в вену, если средняя терапевтическая доза вещества составляет 25 мг?

Ответ: 5 мл

5.     Сколько мл 0,1% масляного раствора гексэстрола нужно ввести в мышцы, чтобы пациент получил разовую дозу 2 мг?

Ответ: 2 мл

6.     Какова разовая доза унитиола, если он выпускается в ампулах по 5 мл 5% раствора?

Ответ: 0,25 г

7.     Сколько мл 2% раствора тримеперидина нужно ввести пациенту, чтобы он получил 40 мг вещества?

Ответ: 2 мл

8.     Рассчитайте разовую дозу атропина сульфата при приеме внутрь 5 капель 0,1% раствора вещества?

Ответ: 0,00025 г

9.     Сколько мг морфина содержится в 1 мл его 1% раствора?

Ответ: 10 мг

10. Сколько мл 10% раствора лидокаина нужно ввести в мышцу, чтобы больной получил 400 мг вещества?

Ответ: 4 мл

11. Калия йодид назначается ребенку в виде 3% раствора по 1 чайной ложке 2 раза в день. Рассчитайте разовую дозу лекарственного вещества.

Ответ: 0,15 г

2.2. Нейротропные средства. Лекарственные вещества, действующие на периферическую часть нервной системы

1.     Сколько мл нашатырного спирта берется при приготовлении 5 л 0,5% раствора препарата для мытья рук по Спасокукоцкому-Кочергину перед операцией?

Ответ: 25 мл

2.     Для купирования судорог у детей в вену струйно вводят лидокаин в насыщающей дозе 2 мг/кг. Сколько мл 2% раствора препарата вводят ребенку с массой тела 40 кг?

Ответ: 4 мл

3.     Какова разовая доза атропина сульфата при приеме внутрь 5 капель 0,1% раствора препарата?

Ответ: 0,25 мг

4.     Гранулы неостигмина разводят до 0,02% раствора и назначают детям чайными ложками. Какова при этом разовая доза препарата?

Ответ: 1 мг

5.     При гипертоническом кризе ребенку с массой тела 40 кг вводят внутривенно 5% раствор азаметония в дозе 1 мг/кг. Сколько мл препарата берется для инъекции?

Ответ: 0,8 мл

6.     Терапевтическая доза суксаметония для интубации при наркозе — 2 мг/кг. Сколько мл 2% раствора препарата нужно ввести в вену больному ребенку массой 20 кг?

Ответ: 2 мл

7.     Сколько мг адреналина получит ребенок 6 месяцев при введении ему в вену 0,1 мл 0,1% раствора препарата?

Ответ: 0,1 мг

8.     Сальбутамол выпускается в аэрозольных баллонах по 10 мл 0,2% раствора, содержащего 200 доз. Сколько мг препарата получит больной ребенок 5 лет при вдыхании 1 дозы?

Ответ: 0,1 мг

9.     Какова разовая доза (мг) пропранолола для ребенка массой 20 кг, если суточная доза, назначаемая в 2 приема, составляет 0,5 мг/кг?

Ответ: 5 мг

 

2.3. Нейротропные средства. Лекарственные средства, влияющие на ЦНС

10. Тиопентал-натрий выпускается во флаконах, содержащих по 0,5 г сухого вещества, а применяется в виде 2,5% раствора. Сколько растворителя берут для его приготовления?

Ответ: 20 мл

11. Сколько мл 20% раствора натрия оксибутирата нужно ввести внутривенно для наркоза ребенку массой 20 кг, если наркозная доза препарата — 100 мг/кг?

Ответ: 10 мл

12. Наркотическая доза кетамина при внутримышечном введении — 6 мг/кг. Сколько мл 5% раствора препарата нужно ввести для наркоза больному ребенку массой 20 кг?

Ответ: 2,4 мл

13. 0,2% суспензия тиоридазина назначается ребенку 10 лет, страдающему заиканием, по 1 чайной ложке 3 раза в день. Какова суточная доза препарата?

Ответ: 30 мг

14. Для нейролептанальгезии внутримышечно вводят 5 мг дроперидола вместе с 0,1 мг фентанила. Каковы количества препаратов в мл, если дроперидол выпускается в виде 0,25% раствора, а фентанил — 0,005%?

Ответ: по 2 мл

15. Для устранения гипербилирубинемии недоношенному новорожденному назначали порошки фенобарбитала 2 раза в день в течение 5 дней. Какова была разовая доза препарата, если курсовая доза составила 50 мг?

Ответ: 5 мг

16. Сколько мл 0,5% раствора диазепама вводится внутримышечно при судорогах ребенку массой тела 8 кг, если разовая доза вещества составляет 0,5 мг/кг?

Ответ: 0,8 мл

17. Сколько мл 5% сиропа натрия вальпроата назначают на 1 прием ребенку массой 20 кг, если разовая доза препарата – 20 мг/кг?

Ответ: 8 мл

18. Сколько мл 2% раствора тримеперидина нужно ввести больному, чтобы он получил 40 мг вещества?

Ответ: 2 мл

19. 4% сироп парацетамола назначается ребенку 5 лет по 1 чайной ложке 3 раза в день. Какова суточная доза препарата?

Ответ: 0,6 г

20. При передозировке парацетамола внутривенно капельно вводят ацетилцистеин в начальной дозе 140 мг/кг. Сколько мл 10% раствора препарата нужно взять для капельницы ребенку массой 20 кг?

Ответ: 28 мл

 

2.4. Лекарственные средства, действующие на функции исполнительных органов

21. Для закрытия артериального протока недоношенному ребенку однократно вводят в вену 3% раствор индометацина в дозе 2 мг/кг. Сколько мл препарата вводится ребенку массой 2 кг 250 г?

Ответ: 0,15 мл

22. Сколько мг аминофиллина получит больной ребенок при внутривенном введении 2 мл 2,4% раствора препарата?

Ответ: 48 мг

23. Дигоксин вводят новорожденному в дозе 0,04 мг/кг. Сколько мл 0,025% раствора препарата нужно ввести ребенку массой 2,5 кг?

Ответ: 0,4 мл

24. Сколько мг строфантина получит больной ребенок 5 лет при внутривенном введении 1 мл 0,025% раствора препарата (насыщающая доза)?

Ответ: 0,25 мг

25. Какую дозу листьев наперстянки получает больной при приеме столовой ложки настоя растения в концентрации 1:400?

Ответ: 0,05 г

26. При интоксикации сердечными гликозидами ребенку массой 20 кг назначили внутримышечно 5% раствор унитиола. Сколько мл препарата нужно ввести, если разовая доза составляет 5 мг/кг?

Ответ: 2 мл

27. Сироп амброксола выпускается во флаконах с содержанием в 1 мл 15 мг препарата. Какова процентная концентрация сиропа?

Ответ: 1,5 %

28. Ребенку массой 30 кг нужно ввести внутримышечно фуросемид в дозе 1 мг/кг. В каком объеме 1% раствора содержится эта доза?

Ответ: 3 мл

29. Маннитол выпускается во флаконах, содержащих по 30 г сухого вещества, а применяется в виде 15% раствора. Сколько мл изотонического раствора глюкозы нужно взять в качестве растворителя?

Ответ: 200 мл

 

2.5. Лекарственные средства, влияющие на обменные процессы

30. Для подавления лактации витамин В6 вводят парентерально по 600 мг в сутки в течение 5-7 дней. В каком количестве 5% раствора препарата содержится суточная доза?

Ответ: 12 мл

31. 1 капля 0,5% масляного раствора витамина D содержит 5 000 МЕ вещества. Сколько капель в день нужно назначить ребенку при рахите 1 степени, когда его месячная курсовая доза составляет 600 000 МЕ?

Ответ: 4 капли

32. При энурезе ребенку перед сном  закапывают в нос 4 капли 0,01% раствора десмопрессина. Какова доза препарата в мкг?

Ответ: 20 мкг

33. При выведении из диабетической кетоацидотической комы ребенку массой 40 кг в вену вводят инсулин в суточной дозе 1,5 ЕD/кг; в 1-й час вводится 20% от суточной дозы. Сколько ЕD инсулина вводят больному 1-й час?

Ответ: 12 ЕД

34. При гипогликемической коме подростку в вену струйно вводят 40 мл 40% раствора глюкозы. Сколько чистой глюкозы введено?

Ответ: 16 г

35. При тяжелой форме бронхиальной астмы ребенок принимает в сутки 15 мг преднизолона: 2/3 суточной дозы в 8 часов, 1/3  – в 12 часов. Сколько таблеток по 5 мг принимается в указанные часы?

Ответ: 2 таблетки и 1 таблетку

36. Максимальная суточная доза беклометазона для детей, больных бронхиальной астмой – 0,5 мг. За сколько ингаляций ребенок получает эту дозу, если при нажатии дозирующего клапана в аэрозоле выделяется 50 мкг препарата?

Ответ: 10 ингаляций

37. При остром тромбозе в 1-е сутки внутривенно вводят 50 000 ЕD гепарина. По сколько мл и как часто нужно вводить препарат, если гепарин выпускается во флаконах с содержанием в 1 мл 5 000 ЕD и действует до 6 час?

Ответ: по 2,5 мл 4 раза в сутки

38. Гемостатик этамзилат выпускается в ампулах по 2 мл 12,5% раствора. Сколько мг вещества содержится в одной ампуле?

Ответ: 250 мг

39. Метотрексат назначается при острых лейкозах у детей в суточной дозе 20 мг на 1 м2 поверхности тела. Какова суточная доза препарата для ребенка 6 лет (поверхность тела – 0,8 м2)?

Ответ: 16 мг

 

2.6. Антиинфекционные лекарственные средства

40. Сколько мл 20% раствора хлоргексидина нужно взять при приготовлении 100 мл 0,5% спиртового раствора препарата для дезинфекции рук хирурга?

Ответ: 2,5 мл

41. Для обработки операционного поля берут 1 мл 20% водного раствора хлоргексидина и разводят этанолом в отношении 1:40. Какова процентная концентрация получаемого водно-спиртового разведения?

Ответ: 0,5%

42. Для лечения пневмонии ребенку массой 30 кг вводят внутримышечно через 4 часа бензилпенициллина натриевую соль в суточной дозе 100 000 ЕD/кг. Какова разовая доза препарата?

Ответ: 500 000 ЕД

43. Суточная доза гентамицина при двукратном внутримышечном введении составляет 2 мг/кг. Сколько мл 4% раствора препарата необходимо на одно введение больному ребенку массой 20 кг?

Ответ: 0,5 мл

44. Соотношение сульфаметоксазола и триметоприма в ко-тримоксазоле – 5:1. Каковы количества этих веществ (мг) в таблетках с суммарной дозой 0,12 г?

Ответ: 100/20 мг

45. Пирантел назначается при аскаридозе однократно из расчета 10 мг/кг. Сколько таблеток по 0,25 г нужно назначить больному ребенку массой 25 кг?

Ответ: 2 таблетки

46. Для лечения чесотки используют свежеприготовленную водно-мыльную суспензию бензилбензоата, содержащую 1 часть мыла, 39 частей теплой воды и 10 частей бензилбензоата. Какова процентная концентрация получаемой суспензии бензилбензоата?

Ответ: 20%

47. Для профилактики бленнореи у новорожденных закапывают в глаза по 2 капли 20% раствора сульфацетамида-натрия непосредственно после рождения и по 2 капли через 2 часа. Какую дозу препарата получает ребенок?

Ответ: 80 мг

48. 1% раствор ципрофлоксацина выпускается в ампулах по 10 мл, а в вену вводят 0,2% раствор препарата. Какой объем растворителя нужно добавить к содержимому ампулы для инъекции?

Ответ: 40 мл

 


 


ЛИТЕРАТУРА
 
Основная литература
1. Фармакология [Текст] : учебник / ред. Р. Н. Аляутдин . – 4-е изд., перераб. и доп . – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2013 . – 827 с.
 
Электронный ресурс
1. Фармакология [Электронный ресурс] : учебник / ред. Р. Н. Аляутдин. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970437339.html
Дополнительная литература
1. Машковский, М. Д. Лекарственные средства [Текст] : пособие для врачей / М. Д. Машковский. – 16-е изд., перераб., испр. и доп . – Москва : Новая Волна, 2012. – 1216 с.
2. Лечение основных неотложных состояний в терапии, хирургии, стоматологии [Текст] : учебное пособие / Г. А. Базанов [и др.]; ред. Г. А. Базанов. – 3-е изд., испр. и доп. – Тверь : ТГМА, 2013 . – 222 с.
3. Марасанов, С. Б. Клиническая фармакология неотложных состояний [Текст] : методические указания для студентов и врачей / С. Б. Марасанов, Тверская гос. мед. акад. – Изд. 8-е, испр. и доп. – Тверь : [б. и.], 2011. – 32 с.
Электронный ресурс
1. Харкевич, Д. А. Фармакология [Электронный ресурс] : учебник / Д. А. Харкевич. - 11-е изд., испр. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970434123.html
2. Венгеровский, А. И. Фармакология. Курс лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.И. Венгеровский. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970433225.html
3. Майский, В. В. Фармакология с общей рецептурой [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970422731.html

 

 

 

оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………4

Раздел 1. Ситуационные задачи по фармакологии

1.1. Общая фармакология……………………………………………..................5

1.2. Нейротропные средства. Лекарственные вещества, действующие на периферическую часть нервной системы……………………………………………...6

1.3. Нейротропные средства. Лекарственные средства, влияющие на ЦНС…...9

1.4. Лекарственные средства, действующие на функции исполнительных органов…………………………………………………………………………………14

1.5. Лекарственные средства, влияющие на обменные процессы…………….17

1.6. Средства для неотложной помощи и противоаллергические

препараты …………………………………………………………..……………...21

1.7. Антиинфекционные лекарственные средства……………………….………22

 

Раздел 2. Расчетные задачи по фармакологии

2.1. Общая фармакология………………………………………………………..26

2.2. Нейротропные средства. Лекарственные вещества, действующие на периферическую часть нервной системы……………………………………………...27

2.3. Нейротропные средства. Лекарственные средства, влияющие на ЦНС…..28

2.4. Лекарственные средства, действующие на функции исполнительных органов………………………………………………………………………………….29

2.5. Лекарственные средства, влияющие на обменные процессы………………30

2.6. Антиинфекционные лекарственные средства………………………………31

 

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….....32

Ситуационные и расчетные задачи по фармакологии являются неотъемлемой составной частью учебно-методического комплекса дисциплины, предназначенной для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 31.05.02 Педиатрия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

В сборнике представлены ситуационные задачи по идентификации лекарственного препарата, его принадлежности к фармакологической группе, фармакологических эффектов лекарственного средства, по его отрицательному действию и побочным проявлениям. Ситуационные задачи по фармакологии способствуют наиболее эффективному освоению особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных веществ, оценке возможности использования лекарства для лечения заболеваний на основе представления об их свойствах, а также выбору нужного лекарственного препарата в конкретных условиях и обстоятельствах, умению правильно применять комбинации лекарственных средств во избежание осложнений.

Расчетные задачи по фармакологии, приведенные в сборнике, способствуют освоению способов вычисления количественного содержания ингредиентов лекарственного препарата, разовой, суточной, курсовой дозы и других фармакологических индикаторов, необходимых для назначения лекарственного средства и составления рецептурной прописи на препарат.

Ситуационные и расчетные задачи сгруппированы соответственно разделам рабочей программы дисциплины «Фармакология» и охватывают практически все изучаемые фармакологические группы лекарственных средств. Такие практико-ориентированные задания являются основой современного деятельно-компетентностного модульного подхода в подготовке высококлассного специалиста медицинского профиля.

 

 

 

 

 

 

 

  001  Сборник фармакологических задач для студентов, обучающихся по специальности 31.05.03 Стоматология (2020 год)

  002  Сборник фармакологических задач для студентов, обучающихся по специальности 33.05.01 Фармация (2020 год)

  003  ВОПРОСЫ ПО ФАРМАКОЛОГИИ (фармацевтический факультет) на 2020-2021 учебный год

  004  СПИСОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ФАРМАКОЛОГИИ (2021 год)

  005  ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по дисциплине Б1.Б.18 «Фармакология» по специальности 33.05.01 «Фармация», ВО (4 курс) - 2019 год

  006  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ПО ФАРМАКОЛОГИИ на весенний семестр 2019-2020 учебного года

  007  14.03.06 ФАРМАКОЛОГИЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ. Темы на 2020-2021 учебный год

 

 

 

 

////////////////////////////