|
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИЗНЕС–ПЛАНОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РФ
В рыночной экономике рабочим документом, которым руководствуется современный
руководитель, является бизнес-план. С развитием рынка в России применение его
становится обязательным. Крупные коммерческие банки разработали подробные
вопросы, на которые необходимо ответить в бизнес-плане как в «необходимом
документе». Благодаря бизнес-плану у руководства предприятием любых форм
собственности, хозяйственно-правовой формы и масштабов производства появляется
возможность оценить само предприятие со стороны с решением стратегических и
тактических задач независимо от его функциональной деятельности. В нем решаются
задачи управления предприятием (производством) внутренние и внешние,
обусловленные контактами и взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.
Бизнес-план служит основой управления не только коммерческим проектом, но и
самим предприятием. Состав и степень его детализации зависит от объемов
производства, характера строящихся объектов, размера рынка сбыта, наличия
конкурентов и перспектив развития.
В современной практике бизнес-план выполняет четыре основные функции:
определение стратегии бизнеса — функция, важная в период создания предприятия
при определении конкретных направлений деятельности и места на рынке
транспортной продукции, а так же при выработке новых направлений деятельности в
соответствии с потребностями рынка;
планирование — одна из важнейших функций управления производством. Она позволяет
оценить возможности развития нового направления деятельности и контролировать
внутрифирменные производственные процессы через систему разработки оперативных,
текущих (годовых) и перспективных плановых заданий;
привлечение денежных средств, капитала извне в виде ссуд, кредитов, финансовой
поддержки внешних инвесторов. В настоящих российских экономических условиях без
кредитных ресурсов невозможна реализация значительного инвестиционного проекта.
Основные трудности получения кредита связаны с необходимостью его возврата.
Решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно
проработанного бизнес-плана;
привлечение к реализации планов и программ потенциальных фирм-партнеров, которые
пожелают вложить в производство собственный капитал, ресурсы или имеющиеся у них
высокие технологии. Это возможно при наличии бизнес-плана, отражающего курс
развития предприятия (компании) на определенный период времени.
Бизнес-план является неотъемлемой частью в управлении производством, он дает
более четкое представление о том, как менеджмент данной компании фирмы
использует свой потенциал.
В общем виде структура бизнес-плана включает в себя: титульный лист с
информацией о том где, когда, и кем он составлен, название проекта, четко и
кратко формулирующее идею, заложенную в бизнес-план; оглавление с номенклатурой
разделов и параграфов; введение с указанием задачи составления бизнес-плана
(необходимости) и кругом лиц, которым он адресован; основные разделы —
«Возможности фирмы» (резюме),
«Виды работ, товаров и услуг», «Рынки сбыта», «Конкуренция на рынках сбыта»,
«План маркетинга», «План производства», «Организационный план», «Правовое
обеспечение деятельности фирмы», «Оценка рисков и страхования», «Финансовый
план», и «Стратегия финансирования».
Бизнес-план в отраслевом аспекте может использоваться:
во-первых, при подготовке мероприятий, связанных с реформированием предприятий
железнодорожного транспорта и созданием смежных предприятий, осуществляющих
деятельность по оказанию транспортных услуг, заинтересованных в получении льгот
по перевозкам и особых прав обслуживания на магистральной сети;
во-вторых, при подготовке крупных социально-экономических мероприятий, требующих
более подробной финансовой и инвестиционной проработки;
в-третьих, при подготовке мероприятий для включения в комплексные и целевые
научно-технические и инновационные программы. Несомненно, что
бизнес-планирование окажет важное воздействие на форму и порядок разработки
маркетинговых и инновационных проектов, широко используемых на железнодорожном
транспорте в различных сферах, а также при капитальном и текущем ремонте
основных средств и их модернизации.
Таким образом, в последнее время наблюдается некоторое повышение интереса к
Бизнес-планированию в транспортной отрасли. Толчком для развития
бизнес-планирования на железнодорожном транспорте послужили начавшаяся
структурная реформа и реорганизация железных дорог. Кроме того, анализ
мероприятий научно-технического развития железнодорожной отрасли также
показывает целесообразность использования бизнес-планирования в этой сфере при
решении проблемы выбора мероприятий для включения их в различные
научно-технические программы. Система бизнес-планирования предусматривает
соблюдение принципа единообразия в представлении материалов и расчетов.
Бизнес-проекты могут быть классифицированы:
по типу проекта — по основным сферам деятельности, в которых осуществляется
проект (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный);
по классу проекта — по составу и структуре проекта и его предметной области
(отдельный проект, комплексный проект, целевые программы развития отрасли);
по масштабам проекта — по размерам самого проекта, количеству участников и
степени его влияния на окружающую среду. Масштабы проектов можно рассматривать в
более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные,
межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные,
проекты одного предприятия;
по длительности проекта — по продолжительности периода осуществления проекта
(краткосрочные — до 3 лет, среднесрочные — от 3 до 5 лет, долгосрочные — свыше 5
лет);
по сложности проекта — например, по степени финансовой, технической или другой
сложности;
по виду проекта — по характеру предметной области проекта.
Подводя итог вышеизложенного материала, делаем следующие выводы:
бизнес-план — это документ, в котором отражены наиболее важные аспекты, основные
положения и финансовые прогнозы, связанные с каким-либо деловым мероприятием;
бизнес-план — это документ, используемый для привлечения интереса к проекту и
получения финансовой и иной поддержки.
Составление бизнес-плана очень важная практика, позволяющая руководителю
взглянуть на свое предприятие со стороны. Бизнес-план — это документ для
привлечения потенциального инвестора, это юридический документ при привлечении
капитала.
Цель бизнес-плана убедительно показать, каким образом деньги или иные ресурсы
инвестора превратятся в еще большие деньги.
////////////////////////////