Рабочая программа дисциплины "Краеведение" (физическая география и ландшафтоведение, бакалавр) - 2016 год

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2          3       4       5        6         7 

 

 

 

 

 

Рабочая программа дисциплины "Краеведение" (физическая география и ландшафтоведение, бакалавр) - 2016 год

 

 

 

Географический факультет

 

 

 

 

Направление подготовки 05.03.02 География

Профиль подготовки Физическая география и ландшафтоведение Экономическая и социальная география Территориальное планирование Геоморфология

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения Очная

1  Цели освоения дисциплины «Краеведение»

Целями освоения дисциплины «Краеведение» являются ознакомление студентов с основами краеведения; формирование у студентов умений и навы­ков изучения родного края, организации краеведческой работы; расширение и углубление знаний студентов о малой Родине; развитие бережного отношения к культурно-историческому наследию и природе края.

2  Место дисциплины «Краеведение» в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Краеведение» входит в состав вариативной части блока Б1 Дисциплины (модули) и является дисциплиной по выбору (Б1.В.ДВ.4.2). Она логически и содержательно-методически связана с модулем «Землеведение» и дисциплинами: «Геология» и «Палеогеография». Освоение данной дисциплины как предшествующей желательно для некоторых других дисциплин: «Геогра­фия Поволжья» и «География Саратовской области».

3  Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Краеведение»

Обучающийся, освоивший программу, должен обладать следующими профессиональными (ОПК) компетенциями:

ПК-2. Способность использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области гео­физики и геохимии ландшафтов;

ПК-7. Способность применять на практике методы экономико­географических исследований, экономико-географического районирования, со­циально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза эконо­мико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные мо­дели и инструменты региональной политики.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

    значение краеведения для успешной научно-исследовательской и про­изводственной деятельности;

    формы изучения родного края для использования в профессиональной деятельности/

    методы и приемы осуществления краеведческого принципа в комплекс­ных географических исследованиях.

Уметь:

    проводить краеведческие исследования своей местности для использо­вания в профессиональной деятельности;

    вести научно-исследовательскую работу по краеведению в целях со­вершенствования научно-познавательного процесса.

Владеть:

  методическими подходами к вопросам научно-исследовательской рабо­ты по краеведению.

4 Структура и содержание дисциплины «Краеведение»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 ча­сов).

 

 

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной ра­боты, включая са­мостоятельную ра­боту студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успе­ваемости (по не­делям семестра) Формы проме­жуточной атте­стации (по семе­страм)

Раздел дисциплины

Лекции

Практические

Лабораторные

Самостоятельная

работа

1

Введение. Краеведение, его сущ­ность, задачи, формы и методы.

2

1

3

 

4

5

оценка лаборатор­ной работы

2

История развития краеведения в России и родном крае.

2

2

3

 

4

5

оценка лаборатор­ной работы

3

Изучение родного края. Теория и методика краеведческого изучения своей местности.

2

3

3

 

4

5

оценка лаборатор­ной работы

4

Краеведческая основа природо­пользования.

2

4

3

 

4

5

оценка лаборатор­ной работы

5

Учебные краеведческие экскурсии.

2

5

3

 

4

5

оценка лаборатор­ной работы

6

Формы и задачи краеведческой ра­боты.

2

6

3

 

4

5

оценка лаборатор­ной работы

7

Краеведческая работа местных уч­реждений государственного и об­щественного краеведения

2

7

3

 

4

5

оценка лаборатор­ной работы

8

Историко-культурное пространство

2

8,9

3

 

8

5

оценка лаборатор­ной работы

9

Заселение и хозяйственное освое­ние

2

10

3

 

4

6

оценка лаборатор­ной работы

10

Современная территориальная ор­ганизация края

2

11

3

 

4

6

оценка лаборатор­ной работы

11

Этнокультурное пространство и его дифференциация

2

12

3

 

4

6

тестирование

12

Культурное наследие регионов Са­ратовского края

2

13

3

 

4

6

оценка лаборатор­ной работы

13

Социально-экономическое про­странство жизнедеятельности и его дифференциация

2

14

4

 

4

6

оценка лаборатор­ной работы, рефе­рат

 

14

Туристско-рекреационная сфера

2

15

4

 

4

6

оценка лаборатор­ной работы

 

Всего:

 

 

44

 

60

76

Экзамен (36 ч.)

 

Содержание дисциплины «Краеведение»

1.  Введение. Краеведение, его сущность, задачи, формы и методы.

Введение. Краеведение, его сущность, задачи, формы и методы. Органи­зационные формы краеведения: государственное, общественное, школьное. Ис­тория развития краеведения. Развитие краеведения в родном крае.

Роль краеведения в учебно-воспитательном процессе, его место в учеб­ных программах по природопользованию и географии. Виды и организацион­ные формы краеведческой работы. Связь дисциплины с профилирующими кур­сами географо-биологического факультета, с методикой преподавания геогра­фии, с педагогической практикой в школе. Задачи дисциплины по географиче­скому краеведению.

2.  История развития краеведения в России и родном крае.

Россия как объект изучения краеведения. Краткая характеристика курса. Саратовская область на карте России. Физико-географические особенности края и его достопримечательности. История исследования страны и Саратов­ского края - путешествия по берегам морей, которых никто никогда не видел; заповедные территории и памятники природы страны и родного края.

3.  Изучение родного края.

Теория и методика краеведческого изучения местности. Организация ис­следования своей местности. Определение темы исследования. Выбор района исследования. Задачи исследования своей местности. Разработка программы краеведческих исследований территории применительно к ее особенностям, выбор методов исследования, содержание и формы отчетного материала.

Краеведческие исследования своей местности по плану.

4.  Краеведческая основа природопользования.

Краеведческая основа курса природопользования.

Содержание и объём краеведческих сведений в программных курсах при­родопользования. Система краеведческой работы по природопользованию в ву­зе и ее связь с другими учебными предметами. Значение краеведческого прин­ципа в преподавании природопользования и географии.

Выявление содержания объёма вопросов и заданий краеведческого ха­рактера в программах по природопользованию и географии.

Темы программных курсов природопользования в которых использова­ние краеведческого материала особенно необходимо.

Изучение своей области, края, района в программных курсах природо­пользования. Анализ учебников и учебных пособий по природопользованию, географии областей, краев, республик. Сравнение их по структуре, содержа­нию, особенностям методического аппарата и картографическому оснащению.

Анализ в сравнительном плане имеющихся атласов и учебных карт об­ластей (субъектов Российской Федерации).

Программы изучения природопользования и географии своей области (как субъекта Российской Федерации).

5.    Учебные краеведческие экскурсии.

Содержание учебных экскурсий, их значение в преподавании природо­пользования. Методика организации экскурсий - цели и задачи экскурсий, вы­бор и разработка маршрута, отбор содержания и методов подготовки, учащихся к экскурсии, проведение экскурсий. Обработка материалов экскурсий.

Система и содержание учебных экскурсий по природопользованию пре­дусмотренных модульными программами.

Типовой план организации и проведения учебной экскурсии, предусмот­ренной программой по природопользованию.

Методика проведения экскурсий на природу:

Обработка и оформление материалов проведенных экскурсий.

Содержание экскурсии по изучению экономико-географического объекта (промышленного, сельскохозяйственного или транспортного предприятия).

Содержание тем программных курсов по природопользованию с исполь­зованием краеведческих материалов, собранных при изучении своей местности.

6.    Формы и задачи краеведческой работы.

Формы организации краеведческой работы. Задачи краеведческой рабо­ты. Методика работы краеведческих кружков. Туристско-краеведческие воз­можности родного края, организация и проведение походов и экспедиций. Со­держание и экспозиция краеведческих уголков и музеев.

Библиография литературы на определенную краеведческую тему.

Общий план работы по краеведению и туризму. Годовой план работы краеведческого кружка.

Программы (содержание) общих мероприятий краеведческого характера: олимпиады, вечера, викторины, КВН, туристско-краеведческие слеты, походы, экспедиции.

7.    Краеведческая работа местных учреждений государственного и общественного краеведения.

Связь с краеведческими музеями, отделами и центрами Русского Г еогра- фического Общества, Обществом охраны природы, Обществом охраны памят­ников истории и культуры. Содержание и методика их работы со студентами.

8.    Историко-культурное пространство.

История исследования географического пространства региона.

9.    Заселение и хозяйственное освоение.

Особенности освоения территории и развития хозяйства. Республика Немцев Поволжья.

10.   Современная территориальная организация края.

Города и районы. Учебные краеведческие экскурсии, их содержание и значение в преподавании географии и экологии. Методика организации экскурсии (цели и задачи, выбор и разработка маршрутов, подготовка учащихся к экскурсии, ее проведение и обработка материалов).

11.   Этнокультурное пространство и его дифференциация.

Этнокультурная специфика населения.

История исследования географического пространства региона. Этапы за­селения и хозяйственного освоения территории края. Современная территори­альная организация края. Историко-географические районы.

История исследования географического пространства региона.

Современная территориальная организация края. Города и районы. Учебные краеведческие экскурсии, их содержание и значение в преподавании географии и экологии. Методика организации экскурсии (цели и задачи, выбор и разработка маршрутов, подготовка учащихся к экскурсии, ее проведение и обработка материалов). Культурное наследие регионов Саратовского края. Архитектурные, археологические памятники Саратова. Музеи Саратова и Саратовской области.

12.   Культурное наследие регионов Саратовского края.

Архитектурные, археологические памятники Саратова.

Музеи Саратова и Саратовской области. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры). Виды объектов культурного наследия. Охра­ны объекта культурного наследия. Памятники истории и культуры в Саратов­ской области.

13.   Социально-экономическое пространство жизнедеятельности и его дифференциация.

Технокомплексы Саратова и Саратовской области. Социально­экономическое пространство жизнедеятельности и его дифференциация. Ту­ристско-рекреационная сфера. Виды и особенности рекреационной деятельно­сти. Музыкальная и театральная жизнь.

14 Туристско-рекреационная сфера.

Музыкальная и театральная жизнь. Виды и особенности рекреационной деятельности.

Виды туризма. География туризма отдыха и развлечений, лечебно­оздоровительного и делового туризма. Приключенческий, экзотический, эколо­гический виды туризма. Наиболее предпочтительные районы проведения тури­стической деятельности.

Развитие экскурсионно-познавательного туризма и санаторно-курортного лечения в России и в Саратовской области. Отличительные черты и природные ресурсы для развития данного виды отдыха; типы курортов. Основные центры данного туризма в России и в Саратовской области.

Характеристика активных туров в Саратовской области. Разновидности активных туров по способу передвижения (горнолыжные, водные и др,). Рыбо­ловные и охотничьи туры. Спортивные туристические путешествия по родному краю. Правила и приемы организации активных туров.

Перечень тем лабораторных работ:

1.     Разработка учебной краеведческой экскурсии

2.     Разнообразие туристических маршрутов в России

3.     Экскурсионно-познавательный туризм в России и в Саратовской об­ласти

4.     Основные центры санаторно-курортного лечения Саратовской области

5.     Разработка активных туров по Саратовской области

6.     Географическое положение своей местности. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

7.     Климат своей местности, характеристика сезонов года.

8.     Гидрографическая сеть - реки, озера, водохранилища, болота.

9.     Почвенно-растительный покров и животный мир своей местности. Охраняемые территории. Физико-географическое районирование своей мест­ности.

10. Население. Численность, социальная структура. Современные про­блемы занятости населения.

11. Хозяйство своей местности: промышленность, сельское хозяйство, транспорт.

12. Экологические проблемы своей местности. Комплексная географиче­ская характеристика своей местности”.

13. Историческое прошлое своей местности в культурном наследии и то­понимии региона

14. Природные и архитектурные памятники своей местности. Их взаимо­связь, историческая и географическая предопределённость.

15. Краеведческие исследования своей местности по плану:

16. Рекогносцировочный осмотр местности и составление ее схематиче­ского плана на основе компасной съемки;

17. Составление физико-географической характеристики изучаемой ме­стности;

18. Составление экономико-географической характеристики территории (население и хозяйство);

19. Разработка маршрутов экскурсий по изучению основных компонен­тов природы и их взаимосвязей, характеризующих физико-географические ус­ловия природно-территориального комплекса, и проведение их на местности.

20. Разработка содержания экскурсии по изучению экономико­географического объекта (промышленного, сельскохозяйственного или транс­портного предприятия). Обработка и оформление материалов проведенной экс­курсии.

21. Краеведческая работа местных учреждений государственного и обще­ственного краеведения.

22. Развитие краеведения в России.

23. Вопросы краеведения на съездах Русского Географического общества.

24. Значение изучения географии своей местности.

25. Взгляды А.С. Баркова на краеведение.

26. А.А. Половинкин о роли краеведения в преподавании географии.

27. Использование картографического материала для развития самостоя­тельности студентов.

28. Роль краеведения в эстетическом воспитании студентов.

29. Н.Н. Баранский о школьном краеведении.

30. Составление методической разработки краеведческой экскурсии по населенному пункту (городу, городскому району или сельскому населенному пункту).

5        Образовательные технологии, применяемые при освоении дисцип­лины «Краеведение»

При реализации учебной работы в форме лекций используются различ­ные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, фондовые картографические материалы (тематиче­ские и топографические карты, землеустроительные и лесотаксационные схе­мы), космические снимки, текстовые источники).

При проведении лабораторных занятий в рамках разделов программы применяется система устных докладов подготовленных студентами в ходе са­мостоятельной работы в течение семестра; портфолио; технологии организации проектно-исследовательской деятельности.

Адаптивные образовательные технологии, применяемые при изуче­нии дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

   использование индивидуальных наглядных пособий и презентаций при объяснении задания;

   использование в учебном процессе аудиоматериалов (лекций, объясне­ния практических заданий и проч.);

   использование в учебном процессе обучающимися диктофонов и пер­сональных записывающих устройств;

   применение проекторов, позволяющих увеличивать масштаб тематиче­ских и общегеографических карт.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответст­вующих групп студентов составляют не более 50% аудиторных занятий в соот­ветствии с федеральным государственным образовательным стандартом выс­шего образования по направлению подготовки 05.03.02 География.

6        Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студен­тов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежу­точной аттестации по итогам освоения дисциплины «Краеведение»

К видам самостоятельной работы студентов по дисциплине «Краеведе­ние» относятся:

1.    Изучение дополнительной литературы с составлением их конспектов.

2.    Выполнение рефератов (презентаций) по литературным источникам и публикациям в сети Интернет.

3.    Работа с текстом лекций, с терминологическими словарями и геогра­фическими энциклопедиями, с картографическими источниками, с фондовыми материалами кафедры.

4.    Оформление результатов лабораторных работ.

5.    Краеведческие наблюдения.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы сту­дентов

Литература для выполнения рефератов:

Из истории Саратовского краеведения. - Саратов: Б. и. Вып. 1. - 2001. - 63

с.

Из истории саратовского краеведения. - Саратов: Изд. Сарат. обл. уни­версал. науч. б-ки. Вып. 2. - 2001. - 55 с.

Хранители времени. Музеи Саратова и Саратовской области/ В. И. Вар- дугин. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 2000. - 207 с.

Строев К. Ф. Краеведение. М, 1978.

Гераклитов А.А. История Саратовского края в XVI - XIX вв. Саратов,

1923.

Даринский А.В. Краеведение. - М. Просвещение .- 1985.

Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. - М.: Просве­щение. - 1987.

Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. - М.: Просвещение. - 1980. Машбиц Я.Г. Основы страноведения: Книга для учителя. - М.: Просвещение. - 1999.

Мешечко Е.Н. Географическое краеведение. Минск: Высшая школа. - 1986. Омельченко Б.Ф. Экскурсионное общение, познание, воспитание, отдых. - М.: Наука. - 1991.

Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь. - 1992. Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста. Изд.-2-ое. М.: Профиздат. -

1982.

Литература для организации краеведческих наблюдений:

1.    Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению. М.: Просве­щение. - 1985.

2.    Крутов В.И., Крутов В.В. Практикум по географическому краеведению. Минск. Изд-во Белорусского государственного университета. - 1966.

3.    Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. - М.: Про­свещение. - 1987.

Интернет-ресурсы для выполнения рефератов:

www.sarrest.ru www.old-saratov.ru www.sarsckr.narod. ru

Сайты журналов издательства МАИК Наука РАН: http://elibrary.ru/issues.asp?id=7781 - Доклады Академии наук http: //ras .ru/publishing/nature.aspx - Природа. http://elibrary.ru/issues.asp?id=8276 - Экология.

http://elementy.ru/news - Элементы. Сайт новостей фундаментальной нау­ки.

Словари, справочники, географические энциклопедии:

Регионы России: справочник / А.Л. Чепалыга, Г.И. Чепалыга. -4-е изд., испр. и доп. - М: Дашков и К°, 2008. - 98 с.

Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах, именах. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2002. - 687 ил. с.

Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. /Сост. Г.В. Карпов и др. М.: Педагогика. - 1981.

Энциклопедия промышленности, строительства и бизнеса Саратовской области: справочное издание. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2005. - 326 с.

Г еография России: энциклопедия: свыше 5000 ст. - Электрон, текстовые дан. - М.: Директ Медиа Паблишинг: Новый диск, 2006 с.

Географический энциклопедический словарь. Географические названия: справочное издание. - 3-е изд., доп. - М.: Науч. изд-во "Большая Рос. энцикл.", 2003. - 903 с.

География России. Природа. Охрана окружающей среды. История иссле­дования территории / Д.Д. Бадюков [и др.]; науч. ред. Л.В. Калашникова. - М.: Энциклопедия, 2005. - 303 с.

Географический энциклопедический словарь. Географические названия. М., 1989.

Краткая географическая энциклопедия. Т. 1 - 5. М., 1960 -1966.

Краткий топонимический словарь / Сост. В.А.Никонов. М., 1966.

Картографические материалы для самостоятельной работы:

Географический атлас: Для учителей средней школы. 4-е изд. М., ГУГК,

1985.

Ландшафтные, отраслевые, топографические карты Саратовской области масштаба 1:500 000.

Физико-географический атлас мира. М., ГУГК, 1964.

Эколого-ресурсный атлас Саратовской области. - Саратов, 1995. Топографическая карта Саратовской области масштаба 1:200 000.- Сара­тов: ФГУП «107 Военно-картографическая фабрика» Минобороны России, 2007.

Атлас Саратовской области //Под ред. Л.М. Ворониной. М.: ГУГК, 1978.

Атлас СССР. М.: ГУГК, 1985.

Фондовые материалы кафедры физической географии и ландшафт­ной экологии географического факультета СГУ для самостоятельной ра­боты студентов:

Фотографии ландшафтов Саратовской области.

Видеофильмы.

Таблицы.

Схемы.

Графики.

Статистические материалы

Публикации методического журнала “Г еография в школе”.

Оценочные средства для текущего и промежуточного контроля успе­ваемости студентов

Перечень тем рефератов

1.     Учебные заведения Саратова - прошлое и настоящее.

2.     Система здравоохранения.

3.     Ретроспективный взгляд на улицы Саратова.

4.     Соборы города Саратова.

5.     Краеведческое изучение "своей местности" (на примере администра­тивного района большого города, административного района области, неболь­шого города, села, деревни).

6.     Изучение природно-территориальных комплексов в краеведческой ра­боте.

7.     Организация учебной краеведческой работы на факультете.

8.     Система учебных экскурсий по краеведению.

9.     Дальние походы - экспедиции студентов по изучению своей области.

10. Организация геоэкологического изучения "своей местности".

11. Использование краеведческого материала при изучении природополь­зования и географии (на примере курса по выбору студента).

12. Изучение населения в краеведческой работе факультета.

13.                                        Изучение   социальных проблем "своей местности" (на примере по вы­бору студента).

14.                                        Изучение культурного наследия в краеведческой работе на факульте­те.

15. Краеведческая работа - организация и проведение походов и экскур­сий, олимпиад, вечеров, туристских слетов, викторин.

Примерные тестовые задания для текущего контроля по результа­там освоения дисциплины «Краеведение»

1.     Территория Саратовской области составляет:

а)  17,1 млн. км;            б) 100,2 млн. км; в) 100,2 тыс. км.

2.    Саратовская область граничит с республикой:

а) Казахстан;                  б) Азербайджан;            в) Украина.

3.    Дата основания Саратова:

а) 1590 год;                        б) 1980 год;                в) 2002 год.

4.    Ивантеевский район находится:

а) в долине реки Волга;

б) на Сыртовой равнине;

в) на Прикаспийской низменности.

5.    Основными полезными ископаемыми Саратовской области являются:

а) нефть, природный газ, глина;

б) каменный уголь, нефть, сера;

в) железная руда, песок, торф.

6.    Река Большой Иргиз:

а) правый приток реки Волга;

б) левый приток реки Волга;

в) не впадает в Волгу.

7.    На долю чернозёмных почв в нашем крае приходится:

а) более 50% почв;

б) меньше 30% почв;

в) около 15% почв.

8.    Основная национальность жителей Саратовской области:

а) русские;                    б) казахи;                                в) татары

9.   Назовите количество административных районов в Саратовской об­ласти:

а) 25 районов;               б) 38 районов;                в) 48 районов.

10.            Саратовская область граничит со следующими областями:

а) Самарской и Московской;

б) Челябинской и Иркутской;

в) Ульяновской и Самарской.

11.           К строительным материалам, которые имеются на территории нашей области, относятся:

а) торф, горючие сланцы, нефть;

б) доломит, глина, известняк;

в) фосфориты, каменная соль, сера.

 

12.            В Саратовской области проживают

а) более 100 национальностей;

б) 111 национальностей;

в)  около 50 национальностей.

Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Краеведение»

Цель и задачи краеведения

1.     Общие вопросы краеведения.

2.     Сущность, формы и методы краеведения.

3.     История развития краеведения в России и родном крае.

4.     Россия как объект изучения краеведения.

5.     Саратовская область на карте России. Физико-географические осо­бенности края и его достопримечательности.

6.     Место краеведения в учебных программах по природопользованию.

7.     Изучение родного края.

8.     Структура, содержание и ведущие понятия курса «Краеведения».

9.     Краеведческая работа на факультете, краеведческие принципы препо­давания природопользования и географии.

10.                                      Методы      краеведческого изучения родного края.

11.                                      Учебные     краеведческие экскурсии, их содержание и значение в пре­подавании природопользования и географии.

12.                                                                                                       Культурно-исторические  памятники России и Саратовского края.

13.Основные виды туризма.

14.                                      Развитие    экскурсионно-познавательного туризма в России и в Сара­товской области.

15.                                      Развитие    санаторно-курортного лечения в России и в Саратовской об­ласти.

16.                                      Разновидности активных туров по способу передвижения

17.Разнообразие туристических маршрутов в России

18.Экологический туризм.

19.                                      Правила     и приемы организации активных туров. Проблемы рацио­нального природопользования

20.                                                               Использование    краеведения для эстетического воспитания и мораль­ных качеств человека.

21.                                                               Характеристика географического положения города (район города), в котором находится ВУЗ, начертить схему, иллюстрирующую особенности по­ложения.

22.Что общего и чем отличаются друг от друга краеведческие экскурсии и туристические походы.

23.Какие экскурсии называют экскурсиями-экспедициями?

24.В чем значение экскурсий для краеведения?

25.          В        чем суть краеведческого принципа преподавания природопользова­ния и географии?

26.                                      Наметьте    тематику занятий краеведческого кружка

27.                                      Социально-экономическое развитие Саратовского края сегодня.

28.Структура управления города Саратова.

29.                                                  Художники     Саратова.

30. Театральная жизнь города

31.                            Музеи        Саратова и области.

32.                            Технокомплексы Саратова и Саратовской области.

7        Данные для учета успеваемости студентов в БАРС

Таблица 1. Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.

Семестр

Лекции

Лаборатор­ные занятия

Практиче­ские занятия

Самостоятель­ная работа

Автоматизи­

рованное

тестирование

Другие виды учебной дея­тельности

Промежу­точная атте­стация

Итого

2

11

30

0

29

0

0

30

100

 

Программа оценивания учебной деятельности студента

Лекции - от 0 до 11 баллов

Контроль посещения и работы на лекциях за семестр. Одна лекция - от 0 до 0,5 балла (до 0,3 балла - за посещение, до 0,2 балла - за опрос, активность).

22 лекционных занятий * 0,5 балла = 11 баллов.

Лабораторные занятия - от 0 до 30 баллов

Контроль выполнения лабораторных работ в течение одного семестра. 1 занятие - от 0 до 1 баллов (до 0,5 балла - за выполнение работы, до 0,5 - за своевременный отчет).

30 лабораторных работ * 1 балл=30 баллов

Самостоятельная работа - от 0 до 29 балла

1.      Изучение дисциплины по литературным источникам: учебные посо­бия, учебно-методические издания, публикации в научных и научно­популярных периодических изданиях - от 0 до 5 баллов.

2.      Подготовка реферата - от 0 до 6.

3.      Подготовка к тестированию - от 0 до 8 баллов.

4.      Работа с фондовыми и архивными материалами в музеях, библиотеках города, в сети Интернет - от 0 до 5 баллов.

5.      Осуществление краеведческих наблюдений - от 0 до 5 баллов.

Автоматизированное тестирование

Не предусмотрено

Другие виды учебной деятельности

Не предусмотрено

Промежуточная аттестация 30 баллов

Система ранжирования баллов, полученных при промежуточной аттеста­ции:


ответ на «хорошо» оценивается от 11 до 20 баллов;

ответ на «удовлетворительно» оценивается от 6 до 10 баллов;

ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 5 баллов.

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учеб­ной деятельности студента за один семестр по дисциплине «Краеведение» со­ставляет 100 баллов.

Таблица 2. Таблица пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Краеведение» в экзамен:

86 - 100 баллов

«отлично»

76 - 85 баллов

«хорошо»

61-75 баллов

«удовлетворительно»

0-60 баллов

«не удовлетворительно»

 

8 Учебмо-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Краеведение»

а) основная литература:

1.     Тархова J1.A. Задания для самостоятельной работы по краеведению. Учебно-методическое пособие для студентов географического факультета спе­циальности «География». [Электронный ресурс] - Саратов, 2012. - 7 с. (ЭБ УМЛ)

2.     Учебно-краеведческий атлас Саратовской области [Текст] / В. В. Ани­кин [и др.]; гл. ред. А. Н. Чумаченко; отв. ред. В. 3. Макаров; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Рус. геогр. о-во. - Саратов: Издательство Саратовско­го университета, 2013. - 143, [1] с.

о) дополнительная литература:

1.     География Саратовской области: учебное пособие / А. М. Дёмин, Л. В. Макарцева, С. В. Уставщикова. - Саратов: Лицей, 2005. - 333с.

2.     Из истории Саратовского краеведения. - Саратов: Б. и. Вып. 1. - 2001.

-63 с.

3.     Из истории саратовского краеведения. - Саратов: Изд. Сарат. обл универсал, науч. б-ки. Вып. 2. - 2001. - 55 с.

4.       Энциклопедия Саратовского края в очерках, собьт ’ ах, име-

нах. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2002. - 687 ил. с.


 


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.     www.sarrest.ru

2.     www.old-saratov.ru

3.     www.sarsckr.narod.ru

Сайты журналов издательства МАИК Наука РАН:

4.     http://elibrary.ru/issues.asp?id=7781 - Доклады Академии наук

 

ответ на «отлично» оценивается от 21 до 30 баллов;

ответ на «хорошо» оценивается от 11 до 20 баллов;

ответ на «удовлетворительно» оценивается от 6 до 10 баллов;

ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 5 баллов.


ответ на «хорошо» оценивается от 11 до 20 баллов;

ответ на «удовлетворительно» оценивается от 6 до 10 баллов;

ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 5 баллов.

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учеб­ной деятельности студента за один семестр по дисциплине «Краеведение» со­ставляет 100 баллов.

Таблица 2. Таблица пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине «Краеведение» в экзамен:

86 - 100 баллов

«отлично»

76 - 85 баллов

«хорошо»

61-75 баллов

«удовлетворительно»

0-60 баллов

«не удовлетворительно»

 

8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Краеведение»

'л) основная литература:

1.    Тархова JI.A. Задания для самостоятельной работы по краеведению. Учебно-методическое пособие для студентов географического факультета спе­циальности «География». [Электронный ресурс] - Саратов, 2012. - 7 с. (ЭБ УМЛ)

2.    Учебно-краеведческий атлас Саратовской области [Текст] / В. В. Ани­кин [и др.]; гл. ред. А. Н. Чумаченко; отв. ред. В. 3. Макаров; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Рус. геогр. о-во. - Саратов: Издательство Саратовско­го университета, 2013. - 143, [1] с.

б)  дополнительная литература:

1.    География Саратовской области: учебное пособие / А. М. Дёмин, Л. В. Макарцева, С. В. Уставщикова. - Саратов: Лицей, 2005. - 333с.

2.    Из истории Саратовского краеведения. - Саратов: Б. и. Вып. 1. - 2001. -63 с.

3.    Из истории саратовского краеведения. - Саратов: Изд. Сарат. обл. универсал, науч. б-ки. Вып. 2. - 2001. - 55 с.

4.    Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах, име­нах. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2002. - 687 ил. с.                                   

в)  программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.    www.sarrest.ru

2.    www.old-saratov.ru

3.    www.sarsckr.narod.ru

Сайты журналов издательства МАИК Наука РАН:

4.    http://elibrary.ru/issues.asp?id=7781 - Доклады Академии наук

5.   http: //ras .ru/publishing/nature.aspx - Природа.

6.   http://eHbrary.ru/issues.asp?id=8276 - Экология.

7.   http://elementy.ru/news - Элементы. Сайт новостей фундаментальной науки.

9 Материально-техническое обеспечение дисциплины «Краеведение»

Ландшафтные, отраслевые, топографические карты Саратовской области масштаба 1:500 000.

Эколого-ресурсный атлас Саратовской области //Под ред. В.С. Белова. Саратов: ВТУ ГШ, 1996 - 15 с.

Мультимедийная установка.

Компьютеры.

Интерактивная доска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////