|
|
Рабочая программа дисциплины "Краеведение" (физическая география и ландшафтоведение, бакалавр) - 2016 год
Географический факультет
Направление подготовки 05.03.02 География
Профиль подготовки Физическая география и ландшафтоведение Экономическая и социальная география Территориальное планирование Геоморфология
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
1 Цели освоения дисциплины «Краеведение»
Целями освоения дисциплины «Краеведение» являются ознакомление студентов с основами краеведения; формирование у студентов умений и навыков изучения родного края, организации краеведческой работы; расширение и углубление знаний студентов о малой Родине; развитие бережного отношения к культурно-историческому наследию и природе края.
2 Место дисциплины «Краеведение» в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Краеведение» входит в состав вариативной части блока Б1 Дисциплины (модули) и является дисциплиной по выбору (Б1.В.ДВ.4.2). Она логически и содержательно-методически связана с модулем «Землеведение» и дисциплинами: «Геология» и «Палеогеография». Освоение данной дисциплины как предшествующей желательно для некоторых других дисциплин: «География Поволжья» и «География Саратовской области».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Краеведение»
Обучающийся, освоивший программу, должен обладать следующими профессиональными (ОПК) компетенциями:
ПК-2. Способность использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов;
ПК-7. Способность применять на практике методы экономикогеографических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные модели и инструменты региональной политики.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
• значение краеведения для успешной научно-исследовательской и производственной деятельности;
• формы изучения родного края для использования в профессиональной деятельности/
• методы и приемы осуществления краеведческого принципа в комплексных географических исследованиях.
• проводить краеведческие исследования своей местности для использования в профессиональной деятельности;
• вести научно-исследовательскую работу по краеведению в целях совершенствования научно-познавательного процесса.
Владеть:
• методическими подходами к вопросам научно-исследовательской работы по краеведению.
4 Структура и содержание дисциплины «Краеведение»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 часов).
|
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) |
||||
Раздел дисциплины |
Лекции |
Практические |
Лабораторные |
Самостоятельная работа |
||||
1 |
Введение. Краеведение, его сущность, задачи, формы и методы. |
2 |
1 |
3 |
|
4 |
5 |
оценка лабораторной работы |
2 |
История развития краеведения в России и родном крае. |
2 |
2 |
3 |
|
4 |
5 |
оценка лабораторной работы |
3 |
Изучение родного края. Теория и методика краеведческого изучения своей местности. |
2 |
3 |
3 |
|
4 |
5 |
оценка лабораторной работы |
4 |
Краеведческая основа природопользования. |
2 |
4 |
3 |
|
4 |
5 |
оценка лабораторной работы |
5 |
Учебные краеведческие экскурсии. |
2 |
5 |
3 |
|
4 |
5 |
оценка лабораторной работы |
6 |
Формы и задачи краеведческой работы. |
2 |
6 |
3 |
|
4 |
5 |
оценка лабораторной работы |
7 |
Краеведческая работа местных учреждений государственного и общественного краеведения |
2 |
7 |
3 |
|
4 |
5 |
оценка лабораторной работы |
8 |
Историко-культурное пространство |
2 |
8,9 |
3 |
|
8 |
5 |
оценка лабораторной работы |
9 |
Заселение и хозяйственное освоение |
2 |
10 |
3 |
|
4 |
6 |
оценка лабораторной работы |
10 |
Современная территориальная организация края |
2 |
11 |
3 |
|
4 |
6 |
оценка лабораторной работы |
11 |
Этнокультурное пространство и его дифференциация |
2 |
12 |
3 |
|
4 |
6 |
тестирование |
12 |
Культурное наследие регионов Саратовского края |
2 |
13 |
3 |
|
4 |
6 |
оценка лабораторной работы |
13 |
Социально-экономическое пространство жизнедеятельности и его дифференциация |
2 |
14 |
4 |
|
4 |
6 |
оценка лабораторной работы, реферат |
14 |
Туристско-рекреационная сфера |
2 |
15 |
4 |
|
4 |
6 |
оценка лабораторной работы |
|
Всего: |
|
|
44 |
|
60 |
76 |
Экзамен (36 ч.) |
Содержание дисциплины «Краеведение»
1. Введение. Краеведение, его сущность, задачи, формы и методы.
Введение. Краеведение, его сущность, задачи, формы и методы. Организационные формы краеведения: государственное, общественное, школьное. История развития краеведения. Развитие краеведения в родном крае.
Роль краеведения в учебно-воспитательном процессе, его место в учебных программах по природопользованию и географии. Виды и организационные формы краеведческой работы. Связь дисциплины с профилирующими курсами географо-биологического факультета, с методикой преподавания географии, с педагогической практикой в школе. Задачи дисциплины по географическому краеведению.
2. История развития краеведения в России и родном крае.
Россия как объект изучения краеведения. Краткая характеристика курса. Саратовская область на карте России. Физико-географические особенности края и его достопримечательности. История исследования страны и Саратовского края - путешествия по берегам морей, которых никто никогда не видел; заповедные территории и памятники природы страны и родного края.
Теория и методика краеведческого изучения местности. Организация исследования своей местности. Определение темы исследования. Выбор района исследования. Задачи исследования своей местности. Разработка программы краеведческих исследований территории применительно к ее особенностям, выбор методов исследования, содержание и формы отчетного материала.
Краеведческие исследования своей местности по плану.
4. Краеведческая основа природопользования.
Краеведческая основа курса природопользования.
Содержание и объём краеведческих сведений в программных курсах природопользования. Система краеведческой работы по природопользованию в вузе и ее связь с другими учебными предметами. Значение краеведческого принципа в преподавании природопользования и географии.
Выявление содержания объёма вопросов и заданий краеведческого характера в программах по природопользованию и географии.
Темы программных курсов природопользования в которых использование краеведческого материала особенно необходимо.
Изучение своей области, края, района в программных курсах природопользования. Анализ учебников и учебных пособий по природопользованию, географии областей, краев, республик. Сравнение их по структуре, содержанию, особенностям методического аппарата и картографическому оснащению.
Анализ в сравнительном плане имеющихся атласов и учебных карт областей (субъектов Российской Федерации).
Программы изучения природопользования и географии своей области (как субъекта Российской Федерации).
5. Учебные краеведческие экскурсии.
Содержание учебных экскурсий, их значение в преподавании природопользования. Методика организации экскурсий - цели и задачи экскурсий, выбор и разработка маршрута, отбор содержания и методов подготовки, учащихся к экскурсии, проведение экскурсий. Обработка материалов экскурсий.
Система и содержание учебных экскурсий по природопользованию предусмотренных модульными программами.
Типовой план организации и проведения учебной экскурсии, предусмотренной программой по природопользованию.
Методика проведения экскурсий на природу:
Обработка и оформление материалов проведенных экскурсий.
Содержание экскурсии по изучению экономико-географического объекта (промышленного, сельскохозяйственного или транспортного предприятия).
Содержание тем программных курсов по природопользованию с использованием краеведческих материалов, собранных при изучении своей местности.
6. Формы и задачи краеведческой работы.
Формы организации краеведческой работы. Задачи краеведческой работы. Методика работы краеведческих кружков. Туристско-краеведческие возможности родного края, организация и проведение походов и экспедиций. Содержание и экспозиция краеведческих уголков и музеев.
Библиография литературы на определенную краеведческую тему.
Общий план работы по краеведению и туризму. Годовой план работы краеведческого кружка.
Программы (содержание) общих мероприятий краеведческого характера: олимпиады, вечера, викторины, КВН, туристско-краеведческие слеты, походы, экспедиции.
7. Краеведческая работа местных учреждений государственного и общественного краеведения.
Связь с краеведческими музеями, отделами и центрами Русского Г еогра- фического Общества, Обществом охраны природы, Обществом охраны памятников истории и культуры. Содержание и методика их работы со студентами.
8. Историко-культурное пространство.
История исследования географического пространства региона.
9. Заселение и хозяйственное освоение.
Особенности освоения территории и развития хозяйства. Республика Немцев Поволжья.
10. Современная территориальная организация края.
Города и районы. Учебные краеведческие экскурсии, их содержание и значение в преподавании географии и экологии. Методика организации экскурсии (цели и задачи, выбор и разработка маршрутов, подготовка учащихся к экскурсии, ее проведение и обработка материалов).
11. Этнокультурное пространство и его дифференциация.
Этнокультурная специфика населения.
История исследования географического пространства региона. Этапы заселения и хозяйственного освоения территории края. Современная территориальная организация края. Историко-географические районы.
История исследования географического пространства региона.
Современная территориальная организация края. Города и районы. Учебные краеведческие экскурсии, их содержание и значение в преподавании географии и экологии. Методика организации экскурсии (цели и задачи, выбор и разработка маршрутов, подготовка учащихся к экскурсии, ее проведение и обработка материалов). Культурное наследие регионов Саратовского края. Архитектурные, археологические памятники Саратова. Музеи Саратова и Саратовской области.
12. Культурное наследие регионов Саратовского края.
Архитектурные, археологические памятники Саратова.
Музеи Саратова и Саратовской области. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры). Виды объектов культурного наследия. Охраны объекта культурного наследия. Памятники истории и культуры в Саратовской области.
13. Социально-экономическое пространство жизнедеятельности и его дифференциация.
Технокомплексы Саратова и Саратовской области. Социальноэкономическое пространство жизнедеятельности и его дифференциация. Туристско-рекреационная сфера. Виды и особенности рекреационной деятельности. Музыкальная и театральная жизнь.
14 Туристско-рекреационная сфера.
Музыкальная и театральная жизнь. Виды и особенности рекреационной деятельности.
Виды туризма. География туризма отдыха и развлечений, лечебнооздоровительного и делового туризма. Приключенческий, экзотический, экологический виды туризма. Наиболее предпочтительные районы проведения туристической деятельности.
Развитие экскурсионно-познавательного туризма и санаторно-курортного лечения в России и в Саратовской области. Отличительные черты и природные ресурсы для развития данного виды отдыха; типы курортов. Основные центры данного туризма в России и в Саратовской области.
Характеристика активных туров в Саратовской области. Разновидности активных туров по способу передвижения (горнолыжные, водные и др,). Рыболовные и охотничьи туры. Спортивные туристические путешествия по родному краю. Правила и приемы организации активных туров.
Перечень тем лабораторных работ:
1. Разработка учебной краеведческой экскурсии
2. Разнообразие туристических маршрутов в России
3. Экскурсионно-познавательный туризм в России и в Саратовской области
4. Основные центры санаторно-курортного лечения Саратовской области
5. Разработка активных туров по Саратовской области
6. Географическое положение своей местности. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.
7. Климат своей местности, характеристика сезонов года.
8. Гидрографическая сеть - реки, озера, водохранилища, болота.
9. Почвенно-растительный покров и животный мир своей местности. Охраняемые территории. Физико-географическое районирование своей местности.
10. Население. Численность, социальная структура. Современные проблемы занятости населения.
11. Хозяйство своей местности: промышленность, сельское хозяйство, транспорт.
12. Экологические проблемы своей местности. Комплексная географическая характеристика своей местности”.
13. Историческое прошлое своей местности в культурном наследии и топонимии региона
14. Природные и архитектурные памятники своей местности. Их взаимосвязь, историческая и географическая предопределённость.
15. Краеведческие исследования своей местности по плану:
16. Рекогносцировочный осмотр местности и составление ее схематического плана на основе компасной съемки;
17. Составление физико-географической характеристики изучаемой местности;
18. Составление экономико-географической характеристики территории (население и хозяйство);
19. Разработка маршрутов экскурсий по изучению основных компонентов природы и их взаимосвязей, характеризующих физико-географические условия природно-территориального комплекса, и проведение их на местности.
20. Разработка содержания экскурсии по изучению экономикогеографического объекта (промышленного, сельскохозяйственного или транспортного предприятия). Обработка и оформление материалов проведенной экскурсии.
21. Краеведческая работа местных учреждений государственного и общественного краеведения.
22. Развитие краеведения в России.
23. Вопросы краеведения на съездах Русского Географического общества.
24. Значение изучения географии своей местности.
25. Взгляды А.С. Баркова на краеведение.
26. А.А. Половинкин о роли краеведения в преподавании географии.
27. Использование картографического материала для развития самостоятельности студентов.
28. Роль краеведения в эстетическом воспитании студентов.
29. Н.Н. Баранский о школьном краеведении.
30. Составление методической разработки краеведческой экскурсии по населенному пункту (городу, городскому району или сельскому населенному пункту).
5 Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины «Краеведение»
При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, фондовые картографические материалы (тематические и топографические карты, землеустроительные и лесотаксационные схемы), космические снимки, текстовые источники).
При проведении лабораторных занятий в рамках разделов программы применяется система устных докладов подготовленных студентами в ходе самостоятельной работы в течение семестра; портфолио; технологии организации проектно-исследовательской деятельности.
Адаптивные образовательные технологии, применяемые при изучении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
• использование индивидуальных наглядных пособий и презентаций при объяснении задания;
• использование в учебном процессе аудиоматериалов (лекций, объяснения практических заданий и проч.);
• использование в учебном процессе обучающимися диктофонов и персональных записывающих устройств;
• применение проекторов, позволяющих увеличивать масштаб тематических и общегеографических карт.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют не более 50% аудиторных занятий в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География.
6 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Краеведение»
К видам самостоятельной работы студентов по дисциплине «Краеведение» относятся:
1. Изучение дополнительной литературы с составлением их конспектов.
2. Выполнение рефератов (презентаций) по литературным источникам и публикациям в сети Интернет.
3. Работа с текстом лекций, с терминологическими словарями и географическими энциклопедиями, с картографическими источниками, с фондовыми материалами кафедры.
4. Оформление результатов лабораторных работ.
5. Краеведческие наблюдения.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Литература для выполнения рефератов:
Из истории Саратовского краеведения. - Саратов: Б. и. Вып. 1. - 2001. - 63
с.
Из истории саратовского краеведения. - Саратов: Изд. Сарат. обл. универсал. науч. б-ки. Вып. 2. - 2001. - 55 с.
Хранители времени. Музеи Саратова и Саратовской области/ В. И. Вар- дугин. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 2000. - 207 с.
Строев К. Ф. Краеведение. М, 1978.
Гераклитов А.А. История Саратовского края в XVI - XIX вв. Саратов,
1923.
Даринский А.В. Краеведение. - М. Просвещение .- 1985.
Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. - М.: Просвещение. - 1987.
Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. - М.: Просвещение. - 1980. Машбиц Я.Г. Основы страноведения: Книга для учителя. - М.: Просвещение. - 1999.
Мешечко Е.Н. Географическое краеведение. Минск: Высшая школа. - 1986. Омельченко Б.Ф. Экскурсионное общение, познание, воспитание, отдых. - М.: Наука. - 1991.
Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь. - 1992. Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста. Изд.-2-ое. М.: Профиздат. -
1982.
Литература для организации краеведческих наблюдений:
1. Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению. М.: Просвещение. - 1985.
2. Крутов В.И., Крутов В.В. Практикум по географическому краеведению. Минск. Изд-во Белорусского государственного университета. - 1966.
3. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. - М.: Просвещение. - 1987.
Интернет-ресурсы для выполнения рефератов:
www.sarrest.ru www.old-saratov.ru www.sarsckr.narod. ru
Сайты журналов издательства МАИК Наука РАН: http://elibrary.ru/issues.asp?id=7781 - Доклады Академии наук http: //ras .ru/publishing/nature.aspx - Природа. http://elibrary.ru/issues.asp?id=8276 - Экология.
http://elementy.ru/news - Элементы. Сайт новостей фундаментальной науки.
Словари, справочники, географические энциклопедии:
Регионы России: справочник / А.Л. Чепалыга, Г.И. Чепалыга. -4-е изд., испр. и доп. - М: Дашков и К°, 2008. - 98 с.
Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах, именах. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2002. - 687 ил. с.
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. /Сост. Г.В. Карпов и др. М.: Педагогика. - 1981.
Энциклопедия промышленности, строительства и бизнеса Саратовской области: справочное издание. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2005. - 326 с.
Г еография России: энциклопедия: свыше 5000 ст. - Электрон, текстовые дан. - М.: Директ Медиа Паблишинг: Новый диск, 2006 с.
Географический энциклопедический словарь. Географические названия: справочное издание. - 3-е изд., доп. - М.: Науч. изд-во "Большая Рос. энцикл.", 2003. - 903 с.
География России. Природа. Охрана окружающей среды. История исследования территории / Д.Д. Бадюков [и др.]; науч. ред. Л.В. Калашникова. - М.: Энциклопедия, 2005. - 303 с.
Географический энциклопедический словарь. Географические названия. М., 1989.
Краткая географическая энциклопедия. Т. 1 - 5. М., 1960 -1966.
Краткий топонимический словарь / Сост. В.А.Никонов. М., 1966.
Картографические материалы для самостоятельной работы:
Географический атлас: Для учителей средней школы. 4-е изд. М., ГУГК,
1985.
Ландшафтные, отраслевые, топографические карты Саратовской области масштаба 1:500 000.
Физико-географический атлас мира. М., ГУГК, 1964.
Эколого-ресурсный атлас Саратовской области. - Саратов, 1995. Топографическая карта Саратовской области масштаба 1:200 000.- Саратов: ФГУП «107 Военно-картографическая фабрика» Минобороны России, 2007.
Атлас Саратовской области //Под ред. Л.М. Ворониной. М.: ГУГК, 1978.
Атлас СССР. М.: ГУГК, 1985.
Фондовые материалы кафедры физической географии и ландшафтной экологии географического факультета СГУ для самостоятельной работы студентов:
Фотографии ландшафтов Саратовской области.
Видеофильмы.
Таблицы.
Схемы.
Графики.
Статистические материалы
Публикации методического журнала “Г еография в школе”.
Оценочные средства для текущего и промежуточного контроля успеваемости студентов
Перечень тем рефератов
1. Учебные заведения Саратова - прошлое и настоящее.
2. Система здравоохранения.
3. Ретроспективный взгляд на улицы Саратова.
4. Соборы города Саратова.
5. Краеведческое изучение "своей местности" (на примере административного района большого города, административного района области, небольшого города, села, деревни).
6. Изучение природно-территориальных комплексов в краеведческой работе.
7. Организация учебной краеведческой работы на факультете.
8. Система учебных экскурсий по краеведению.
9. Дальние походы - экспедиции студентов по изучению своей области.
10. Организация геоэкологического изучения "своей местности".
11. Использование краеведческого материала при изучении природопользования и географии (на примере курса по выбору студента).
12. Изучение населения в краеведческой работе факультета.
13. Изучение социальных проблем "своей местности" (на примере по выбору студента).
14. Изучение культурного наследия в краеведческой работе на факультете.
15. Краеведческая работа - организация и проведение походов и экскурсий, олимпиад, вечеров, туристских слетов, викторин.
Примерные тестовые задания для текущего контроля по результатам освоения дисциплины «Краеведение»
1. Территория Саратовской области составляет:
а) 17,1 млн. км; б) 100,2 млн. км; в) 100,2 тыс. км.
2. Саратовская область граничит с республикой:
а) Казахстан; б) Азербайджан; в) Украина.
3. Дата основания Саратова:
а) 1590 год; б) 1980 год; в) 2002 год.
4. Ивантеевский район находится:
а) в долине реки Волга;
б) на Сыртовой равнине;
в) на Прикаспийской низменности.
5. Основными полезными ископаемыми Саратовской области являются:
а) нефть, природный газ, глина;
б) каменный уголь, нефть, сера;
в) железная руда, песок, торф.
6. Река Большой Иргиз:
а) правый приток реки Волга;
б) левый приток реки Волга;
в) не впадает в Волгу.
7. На долю чернозёмных почв в нашем крае приходится:
а) более 50% почв;
б) меньше 30% почв;
в) около 15% почв.
8. Основная национальность жителей Саратовской области:
а) русские; б) казахи; в) татары
9. Назовите количество административных районов в Саратовской области:
а) 25 районов; б) 38 районов; в) 48 районов.
10. Саратовская область граничит со следующими областями:
а) Самарской и Московской;
б) Челябинской и Иркутской;
в) Ульяновской и Самарской.
11. К строительным материалам, которые имеются на территории нашей области, относятся:
а) торф, горючие сланцы, нефть;
б) доломит, глина, известняк;
в) фосфориты, каменная соль, сера.
12. В Саратовской области проживают
а) более 100 национальностей;
б) 111 национальностей;
в) около 50 национальностей.
Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Краеведение»
Цель и задачи краеведения
1. Общие вопросы краеведения.
2. Сущность, формы и методы краеведения.
3. История развития краеведения в России и родном крае.
4. Россия как объект изучения краеведения.
5. Саратовская область на карте России. Физико-географические особенности края и его достопримечательности.
6. Место краеведения в учебных программах по природопользованию.
7. Изучение родного края.
8. Структура, содержание и ведущие понятия курса «Краеведения».
9. Краеведческая работа на факультете, краеведческие принципы преподавания природопользования и географии.
10. Методы краеведческого изучения родного края.
11. Учебные краеведческие экскурсии, их содержание и значение в преподавании природопользования и географии.
12. Культурно-исторические памятники России и Саратовского края.
13.Основные виды туризма.
14. Развитие экскурсионно-познавательного туризма в России и в Саратовской области.
15. Развитие санаторно-курортного лечения в России и в Саратовской области.
16. Разновидности активных туров по способу передвижения
17.Разнообразие туристических маршрутов в России
18.Экологический туризм.
19. Правила и приемы организации активных туров. Проблемы рационального природопользования
20. Использование краеведения для эстетического воспитания и моральных качеств человека.
21. Характеристика географического положения города (район города), в котором находится ВУЗ, начертить схему, иллюстрирующую особенности положения.
22.Что общего и чем отличаются друг от друга краеведческие экскурсии и туристические походы.
23.Какие экскурсии называют экскурсиями-экспедициями?
24.В чем значение экскурсий для краеведения?
25. В чем суть краеведческого принципа преподавания природопользования и географии?
26. Наметьте тематику занятий краеведческого кружка
27. Социально-экономическое развитие Саратовского края сегодня.
28.Структура управления города Саратова.
29. Художники Саратова.
30. Театральная жизнь города
31. Музеи Саратова и области.
32. Технокомплексы Саратова и Саратовской области.
7 Данные для учета успеваемости студентов в БАРС
|
Программа оценивания учебной деятельности студента
Лекции - от 0 до 11 баллов
Контроль посещения и работы на лекциях за семестр. Одна лекция - от 0 до 0,5 балла (до 0,3 балла - за посещение, до 0,2 балла - за опрос, активность).
22 лекционных занятий * 0,5 балла = 11 баллов.
Лабораторные занятия - от 0 до 30 баллов
Контроль выполнения лабораторных работ в течение одного семестра. 1 занятие - от 0 до 1 баллов (до 0,5 балла - за выполнение работы, до 0,5 - за своевременный отчет).
30 лабораторных работ * 1 балл=30 баллов
Самостоятельная работа - от 0 до 29 балла
1. Изучение дисциплины по литературным источникам: учебные пособия, учебно-методические издания, публикации в научных и научнопопулярных периодических изданиях - от 0 до 5 баллов.
2. Подготовка реферата - от 0 до 6.
3. Подготовка к тестированию - от 0 до 8 баллов.
4. Работа с фондовыми и архивными материалами в музеях, библиотеках города, в сети Интернет - от 0 до 5 баллов.
5. Осуществление краеведческих наблюдений - от 0 до 5 баллов.
Автоматизированное тестирование
Не предусмотрено
Другие виды учебной деятельности
Не предусмотрено
Промежуточная аттестация 30 баллов
Система ранжирования баллов, полученных при промежуточной аттестации:
ответ на «хорошо» оценивается от 11 до 20 баллов;
ответ на «удовлетворительно» оценивается от 6 до 10 баллов;
ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 5 баллов.
Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за один семестр по дисциплине «Краеведение» составляет 100 баллов.
|
8 Учебмо-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Краеведение»
а) основная литература:
1. Тархова J1.A. Задания для самостоятельной работы по краеведению. Учебно-методическое пособие для студентов географического факультета специальности «География». [Электронный ресурс] - Саратов, 2012. - 7 с. (ЭБ УМЛ)
2. Учебно-краеведческий атлас Саратовской области [Текст] / В. В. Аникин [и др.]; гл. ред. А. Н. Чумаченко; отв. ред. В. 3. Макаров; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Рус. геогр. о-во. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2013. - 143, [1] с.
о) дополнительная литература:
1. География Саратовской области: учебное пособие / А. М. Дёмин, Л. В. Макарцева, С. В. Уставщикова. - Саратов: Лицей, 2005. - 333с.
2. Из истории Саратовского краеведения. - Саратов: Б. и. Вып. 1. - 2001.
-63 с.
3. Из истории саратовского краеведения. - Саратов: Изд. Сарат. обл универсал, науч. б-ки. Вып. 2. - 2001. - 55 с.
4. Энциклопедия Саратовского края в очерках, собьт ’ ах, име-
нах. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2002. - 687 ил. с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. www.sarrest.ru
2. www.old-saratov.ru
3. www.sarsckr.narod.ru
Сайты журналов издательства МАИК Наука РАН:
4. http://elibrary.ru/issues.asp?id=7781 - Доклады Академии наук
ответ на «отлично» оценивается от 21 до 30 баллов;
ответ на «хорошо» оценивается от 11 до 20 баллов;
ответ на «удовлетворительно» оценивается от 6 до 10 баллов;
ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 5 баллов.
ответ на «хорошо» оценивается от 11 до 20 баллов;
ответ на «удовлетворительно» оценивается от 6 до 10 баллов;
ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 5 баллов.
Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за один семестр по дисциплине «Краеведение» составляет 100 баллов.
|
8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Краеведение»
'л) основная литература:
1. Тархова JI.A. Задания для самостоятельной работы по краеведению. Учебно-методическое пособие для студентов географического факультета специальности «География». [Электронный ресурс] - Саратов, 2012. - 7 с. (ЭБ УМЛ)
2. Учебно-краеведческий атлас Саратовской области [Текст] / В. В. Аникин [и др.]; гл. ред. А. Н. Чумаченко; отв. ред. В. 3. Макаров; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Рус. геогр. о-во. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2013. - 143, [1] с.
б) дополнительная литература:
1. География Саратовской области: учебное пособие / А. М. Дёмин, Л. В. Макарцева, С. В. Уставщикова. - Саратов: Лицей, 2005. - 333с.
2. Из истории Саратовского краеведения. - Саратов: Б. и. Вып. 1. - 2001. -63 с.
3. Из истории саратовского краеведения. - Саратов: Изд. Сарат. обл. универсал, науч. б-ки. Вып. 2. - 2001. - 55 с.
4. Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах, именах. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2002. - 687 ил. с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. www.sarrest.ru
2. www.old-saratov.ru
3. www.sarsckr.narod.ru
Сайты журналов издательства МАИК Наука РАН:
4. http://elibrary.ru/issues.asp?id=7781 - Доклады Академии наук
5. http: //ras .ru/publishing/nature.aspx - Природа.
6. http://eHbrary.ru/issues.asp?id=8276 - Экология.
7. http://elementy.ru/news - Элементы. Сайт новостей фундаментальной науки.
9 Материально-техническое обеспечение дисциплины «Краеведение»
Ландшафтные, отраслевые, топографические карты Саратовской области масштаба 1:500 000.
Эколого-ресурсный атлас Саратовской области //Под ред. В.С. Белова. Саратов: ВТУ ГШ, 1996 - 15 с.
Мультимедийная установка.
Компьютеры.
Интерактивная доска.
////////////////////////////