Испытание междувитковой изоляции обмоток электрических машин

  Главная      Учебники - Энергетика     Справочник по электрическим машинам (И.П. Копылов) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..




5.3.4.

Испытание междувитковой изоляции обмоток электрических машин

 


ГОСТ 183-74 устанавливает, что между-витковая изоляция обмоток электрических машин должна быть испытана напряжением, превышающим номинальное на 30%, в течение 3 мин. Повышение междувиткового напряжения достигается соответствующим увеличением напряжения на выводах обмотки при холостом ходе машины.
В асинхронных машинах, ток холостого хода которых при повышении напряжения в 1,3 раза превышает номинальный, например в двигателях с большим насыщением
стали магнитопровода, длительность испытаний может быть сокращена до 1 мин. Испытание может быть проведено также при питании статора током повышенной частоты. Частота тока по сравнению с номинальной может быть повышена не более чем на 15%. Междувитковая изоляция обмоток статора и ротора асинхронных двигателей с фазными роторами испытывается одновременно при неподвижном (заторможенном) и разомкнутом роторе.
Междувитковая изоляция синхронных машин (кроме турбогенераторов и гидрогенераторов) также испытывается напряжением, на 30% повышенным по сравнению с номинальным. В машинах, напряжение которых в генераторном режиме при номинальном токе возбужения превышает номинальное более чем на 30%, испытание проводят при напряжении холостого хода, соответствующем номинальному току возбуждения.
Междувитковая изоляция обмоток гид-
рогенераторов испытывается напряжением на 50%, а турбогенераторов - на 30% выше номинального в течение 5 мин. Если указанное повышение напряжения генераторов не может быть достигнуто увеличением их тока возбуждения до номинального, то разрешено одновременно увеличивать частоту вращения машин, но не более чем на 15% сверх номинальной.
Междувитковая изоляция обмоток индукторов, питающихся постоянным током, в собранной машине не испытывается. Ее испытания проводят до сборки, при пооперационном контроле.
Испытательные напряжения междувит-ковой изоляции обмоток якорей машин постоянного тока не зависят от номинального напряжения и определяются из расчета среднего напряжения между соседними коллекторными пластинами, которое не должно превышать 24 В. Для электромашинных возбудителей, рассчитанных на фокусировку возбуждения, при которой напряжение может превышать 130% номинального, испытание проводят при предельном напряжении фор-сировки, но время испытаний сокращается до 1 мин.
В последние годы для испытаний электрической прочности междувитковой изоляции все большее распространение получают устройства, основанные на принципе использования высокой частоты или импульсного напряжения. ГОСТ разрешает использовать эти устройства для испытаний междувитковой изоляции катушечных обмоток машин с номинальным напряжением не свыше 660 В.

 

 

5.3.5. Испытание на кратковременную перегрузку по току


Программы приемочных испытаний всех типов машин содержат испытание на кратковременную перегрузку по току. Кратность тока перегрузки по отношению к номинальному и время испытаний при данном токе определяются видом машин.
Коллекторные машины постоянного и переменного тока испытываются в течение 1 мин на кратковременную перегрузку по току, на 50% превышающему номинальный, а возбудители — с отношением предельного возбуждения более 1,6 - на 2-кратную по отношению к номинальному току возбуждения возбуждаемой машины.
Бесколлекторные машины переменного тока мощностью 0,55 кВт и выше, включая турбо- и гидрогенераторы с косвенным охлаждением обмоток, испытываются на
перегрузку по току, на 50% превышающему номинальный, в течение 2 мин, а с непосредственным охлаждением обмоток — в течение 1 мин.
Машины, номинальным режимом которых является повторно-кратковременный или перемежающийся с периодом работы меньшим, чем 1 мин, на кратковременную перегрузку по току не испытываются.
Нормы и продолжительность испытаний на кратковременную перегрузку по току машин малой мощности и специального исполнения устанавливаются в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин. Они могут существенно отличаться от приведенных выше.


5.3.6. Испытания при повышенной частоте вращения

 


Испытания при повышенной частоте вращения проводятся для всех видов машин. Их целью является проверка механической прочности вращающихся частей. Все электрические машины, кроме коллекторных и ряда машин специального исполнения, должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать в течение 2 мин повышение частоты вращения на 20% сверх номинальной, причем двигатели с регулированием частоты — на 20 % сверх наибольшей, двигатели с последовательным возбуждением постоянного и переменного тока — на 20% сверх наибольшей, указанной на паспортной табличке, но не менее чем на 50% сверх номинальной. Те же нормы применимы к двигателям со смешанным возбуждением, если в них предусматривается регулирование частоты вращения в пределах не свыше 35% сверх номинальной.
Машины специальных назначений, в том числе гидрогенераторы, металлургические и крановые, двигатели подвижного состава и др., испытываются на повышенную частоту вращения в соответствии с требованиями стандартов или ТУ.
При проведении испытаний на повышенную частоту вращения для безопасности персонала запрещается использование ручных тахометров. Измерения частоты должны быть дистанционными. Чтобы исключить случайное превышение заданной испытательной частоты вращения, повышение частоты вращения должно быть плавным.
 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..