|
|
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
4.8.
Компенсационные обмотки машин постоянного тока Компенсационные обмотки
применяют для компенсации действия реакции якоря в машинах большой мощности.
Обмотка выполняется из прямоугольного провода. Катушки укладываются в пазы,
выштампо-ванные в полюсных наконечниках, так, что одна сторона катушки
располагается в пазах наконечника одного полюса, другая — в пазах наконечника
другого. Компенсационная обмотка в большинстве машин однослойная, выполненная
концентрическими катушками, соединенными последовательно с обмоткой
дополнительных полюсов (рис. 4.35). В последние годы
появилась тенденция устанавливать компенсационные обмотки и в машинах средней
мощности. Это позволяет уменьшить воздушный зазор машины, что приводит к
возможности уменьшения ее габаритов из-за снижения требуемой МДС обмотки
возбуждения. 4.9.
Обозначение выводов обмоток машин
постоянного тока ГОСТ 26772-85
устанавливает две различные системы обозначений выводов обмоток машин
постоянного тока: для машин, разработанных после введения этого ГОСТ (с
1.01.1987 г.), и для ранее разработанных и модернизируемых машин. Для ранее
разработанных и модернизируемых машин постоянного тока сохраняется система
обозначений, установленная ГОСТ 183-74 (табл. 4.9) и состоящая из букв русского
алфавита и цифр. Обозначение начала (цифра
1) и конца (цифра 2) каждой из обмоток должно соответствовать протеканию тока в
направлении от начала к концу обмотки при правом вращении машины в двигательном
режиме во всех обмотках, кроме размагничивающей на главных полюсах. Если в
машине имеется несколько обмоток одного наименования, то их начала и концы
после буквенных обозна- Таблица 4.9. Буквенные
и цифровые обозначения выводов
обмоток электрических машин постоянного тока
(по ГОСТ 183-74)
Рис. 4.35. Схема
соединений компенсационной обмотки и обмотки до-/ — главные полюсы; 2 — добавочные
полюсы; 3 — обмотка добавочных полюсов; Таблица 4.10. Буквенно-цифровые
обозначения выводов обмоток машин постоянного тока (по ГОСТ 26772-85)
чений (Ш, Я и т.
п.) должны иметь цифровые обозначения, стоящие после соответствующих букв,
например ШЗ — Ш4; НЗ — Н4; С5-С6. Для вновь разрабатываемых
машин установлены обозначения, состоящие из букв латинского алфавита и цифр
(табл. 4.10), соответствующие СТ СЭВ 3170-81 и публикации МЭК 34-8. В этой
системе цифры, стоящие после букв в обозначениях нескольких обмоток
возбуждения, работающих по одной и той же оси, проставляются в такой
последовательности, чтобы при протекании тока от зажимов с меньшим номером к
зажимам с большим номером магнитные поля этих обмоток совпадали по направлению.
В машинах со взаимосвязанными обмотками добавочных полюсов и компенсационной
для обозначения вывода применяется буква С. Обозначения внутренних
присоединительных выводов указываются в скобках. Для обозначений выводов
обмоток машин постоянного тока малой мощности как ранее разработанных,
модернизируемых, так и вновь разрабатываемых при диаметре корпуса не более 40
мм и при отсутствии места для буквенно-цифровых обозначений допускается
цветовое обозначение (табл. 4.11) проводами с разноцветной изоляцией, краской и
т. п. Обозначения наносятся
непосредственно на концы обмоток (на кабельные наконечники, на шинные концы или
специальные обжимы, плотно закрепленные на проводах). Навеска на выводные концы
обмоток бирок с обозначениями не допускается. бавочных полюсов, 2р = 6,
а = 2: 4 — компенсационная обмотка Таблица 4.11. Цветовые
обозначения выводов обмоток машин постоянного тока
4.10.
Обмотки возбуждения 4.10.1. Обмотки
возбуждения синхронных машин Обмотки возбуждения
большинства машин общего назначения выполняются много-витковыми катушками,
насаженными на сердечники полюсов. В синхронных явнополюс-ных машинах катушки
возбуждения располагаются на роторе. Конструкция и способы крепления полюсов
зависят от мощности машины и ее габаритов (рис. 4.36). В машинах малой и средней
мощности катушки наматывают изолированным круглым проводом, в машинах большой
мощно- сти — прямоугольным изолированным
проводом. И те и другие катушки наматывают в несколько рядов с учетом размеров
междуполюсного пространства. При больших токах возбуждения катушки наматывают
из неизолированной ленточной или шинной меди с установкой междувитковой
изоляции. В крупных явнополюсных
машинах, например гидрогенераторах, обмотка возбуждения наматывается из
неизолированной шинной меди специального профиля (рис. 4.37). Обмотка возбуждения
неявнополюсных синхронных машин, в частности турбогенераторов (рис. 4.38) и
турбодвигателей, рас- Рис. 4.36. Способы
крепления полюсов ротора синхронных машин: а — в машинах малой мощности; б — в
машинах средней и большой мощности Рис. 4.37. Специальный
профиль медных шин для катушек возбуждения гидрогенераторов : а — поперечное сечение шины; б — расположение витков в катушке: 1 — витки
в катушке: 2 — изоляция между витками; 3
— корпусная изоляция катушки; 4 — сердечник
полюса Рис. 4.38. Катушки
возбуждения в пазах ротора турбогенератора типа ТВФ-150-2 пределенная, состоит из
нескольких концентрических катушек на каждый полюс, уложенных в пазы ротора и
соединенных по- следовательно в
катушечные группы. Каждая катушечная группа образует обмотку одного полюса. 4.10.2. Обмотки
возбуждения машин постоянного тока Конструкция обмоток
возбуждения машин постоянного тока определяется мощностью машины, схемой ее
возбуждения и назначением обмоток: обмотки главных полюсов параллельного и
последовательного возбуждения и дополнительных полюсов. Обмотки параллельного
возбуждения в большинстве машин наматываются из круглого изолированного провода
и имеют много витков (рис. 4.39). В крупных машинах постоянного тока их
наматывают из прямоугольного изолированного провода обычно в несколько рядов. Для обмоток
последовательного воз- буждения и дополнительных
полюсов круглый обмоточный провод используют лишь в машинах малой мощности с
номинальным током, не превышающим 10—15 А. В машинах с большим номинальным
током катушки наматывают из изолированного прямоугольного провода и в машинах
большой мощности — из неизолированной шинной меди (рис. 4.40). В машинах смешанного
возбуждения или параллельного со стабилизирующей обмоткой катушки параллельного
и последовательного возбуждения устанавливают на главных полюсах друг над
другом. Часто многовитковую катушку параллельного возбуждения делят на две
части (рис. 4.41) и располагают между ними катушку стабилизирующей обмотки. Рис. 4.39. Главные и
добавочные полюсы с обмотками возбуждения машин постоянного тока: а — в машинах малой мощности; 6 — в
машинах средней мощности; / —
обмотка параллельного возбуждения; 2 —
обмотка добавочных полюсов Рис. 4.40. Обмотки
добавочных полюсов машин постоянного тока
средней и большой мощности: а — при большом числе витков в катушке; б
— при малом числе витков в катушке Рис. 4.41. Катушки
возбуждения главных полюсов: 1 - обмотки параллельного возбуждения; 2
— обмотки последовательного возбуждения
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
|
|
|