Компенсационные обмотки машин постоянного тока

  Главная      Учебники - Энергетика     Справочник по электрическим машинам (И.П. Копылов) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

 

4.8.

Компенсационные обмотки машин постоянного тока

Компенсационные обмотки применяют для компенсации действия реакции якоря в машинах большой мощности. Обмотка выполняется из прямоугольного провода. Катушки укладываются в пазы, выштампо-ванные в полюсных наконечниках, так, что одна сторона катушки располагается в пазах наконечника одного полюса, другая — в пазах наконечника другого. Компенсационная обмотка в большинстве машин однослойная,

выполненная концентрическими катушками, соединенными последовательно с обмоткой дополнительных полюсов (рис. 4.35).

В последние годы появилась тенденция устанавливать компенсационные обмотки и в машинах средней мощности. Это позволяет уменьшить воздушный зазор машины, что приводит к возможности уменьшения ее габаритов из-за снижения требуемой МДС обмотки возбуждения.

4.9.

Обозначение выводов обмоток машин постоянного тока

ГОСТ 26772-85 устанавливает две различные системы обозначений выводов обмоток машин постоянного тока: для машин, разработанных после введения этого ГОСТ (с 1.01.1987 г.), и для ранее разработанных и модернизируемых машин. Для ранее разработанных и модернизируемых машин постоянного тока сохраняется система обозначений, установленная ГОСТ 183-74 (табл. 4.9) и состоящая из букв русского алфавита и цифр.

Обозначение начала (цифра 1) и конца (цифра 2) каждой из обмоток должно соответствовать протеканию тока в направлении от начала к концу обмотки при правом вращении машины в двигательном режиме во всех обмотках, кроме размагничивающей на главных полюсах. Если в машине имеется несколько обмоток одного наименования, то их начала и концы после буквенных обозна-

Таблица 4.9. Буквенные и цифровые

обозначения выводов обмоток электрических

машин постоянного тока (по ГОСТ 183-74)

 

Обозначение

Наименование обмотки

выводов

 

Начало

Конец

Обмотка якоря

Я1

Я2

Компенсационная

К1

К2

Обмотка добавочных по-

Д1

Д2

люсов

 

 

Последовательная

С1

С2

Независимая

HI

Н2

Параллельная

Ш1

Ш2

Пусковая

П1

П2

Уравнительная

У1

У2

(уравнительный провод) Особого назначения

 

 

01, 03

02, О4

Рис. 4.35. Схема соединений компенсационной обмотки и обмотки до-/ — главные полюсы; 2 — добавочные полюсы; 3 — обмотка добавочных полюсов;

Таблица 4.10. Буквенно-цифровые обозначения выводов обмоток машин постоянного тока (по ГОСТ 26772-85)

 

Обозначение

Наименование обмотки

выводов

 

Начало

Конец

Обмотка якоря

А1

А2

Обмотка добавочного

В1

В2

полюса

 

 

Двухсекционная доба-

 

 

вочного полюса, при-

 

 

соединенная к якорю

 

 

с обеих сторон, с че-

151

152

тырьмя выводами

гв\

252

Компенсационная

с\

С2

Компенсационная,

 

 

двухсекционная, при-

 

 

соединенная к якорю с

 

 

обеих сторон, с че-

\с\

\С1

тырьмя выводами

2С1

2С2

Последовательная об-

т

D2

мотка возбуждения

 

 

Параллельная обмотка

El

F2

возбуждения

 

 

Независимая обмотка

F1

F2

возбуждения

 

 

Независимая обмотка

 

 

возбуждения с четырь-

 

 

мя выводами для по-

 

 

следовательного и па-

F\

F2

раллельного включения

F5

F6

Вспомогательная по про-

т

т

дольной оси

 

 

Вспомогательная по по-

л

Л

перечной оси

 

 

чений (Ш, Я и т. п.) должны иметь цифровые обозначения, стоящие после соответствующих букв, например ШЗ — Ш4; НЗ — Н4; С5-С6.

Для вновь разрабатываемых машин установлены обозначения, состоящие из букв латинского алфавита и цифр (табл. 4.10), соответствующие СТ СЭВ 3170-81 и публикации МЭК 34-8. В этой системе цифры, стоящие после букв в обозначениях нескольких обмоток возбуждения, работающих по одной и той же оси, проставляются в такой последовательности, чтобы при протекании тока от зажимов с меньшим номером к зажимам с большим номером магнитные поля этих обмоток совпадали по направлению. В машинах со взаимосвязанными обмотками добавочных полюсов и компенсационной для обозначения вывода применяется буква С.

Обозначения внутренних присоединительных выводов указываются в скобках.

Для обозначений выводов обмоток машин постоянного тока малой мощности как ранее разработанных, модернизируемых, так и вновь разрабатываемых при диаметре корпуса не более 40 мм и при отсутствии места для буквенно-цифровых обозначений допускается цветовое обозначение (табл. 4.11) проводами с разноцветной изоляцией, краской и т. п.

Обозначения наносятся непосредственно на концы обмоток (на кабельные наконечники, на шинные концы или специальные обжимы, плотно закрепленные на проводах). Навеска на выводные концы обмоток бирок с обозначениями не допускается.

бавочных полюсов, 2р = 6, а = 2: 4 — компенсационная обмотка

Таблица 4.11. Цветовые обозначения выводов обмоток машин постоянного тока

Наименование обмотки

Цветовой код вывода

Начало

Конец

Дополнительный вывод

Обмотка якоря Последовательная обмотка возбуждения

Вторая группа катушек последовательной обмотки возбуждения (при наличии двух групп или двух отдельных катушек) Параллельная обмотка возбуждения

Вторая группа катушек параллельной обмотки возбуждения (при наличии двух групп или двух отдельных катушек)

Белый Красный Синий

Зеленый Желтый

Белый с черным Красный с черным Синий с черным

Зеленый с черным Желтый с черным

Красный с желтым Синий с желтым

 

4.10. Обмотки возбуждения

4.10.1. Обмотки возбуждения синхронных машин

Обмотки возбуждения большинства машин общего назначения выполняются много-витковыми катушками, насаженными на сердечники полюсов. В синхронных явнополюс-ных машинах катушки возбуждения располагаются на роторе. Конструкция и способы крепления полюсов зависят от мощности машины и ее габаритов (рис. 4.36).

В машинах малой и средней мощности катушки наматывают изолированным круглым проводом, в машинах большой мощно-

сти — прямоугольным изолированным проводом. И те и другие катушки наматывают в несколько рядов с учетом размеров междуполюсного пространства. При больших токах возбуждения катушки наматывают из неизолированной ленточной или шинной меди с установкой междувитковой изоляции.

В крупных явнополюсных машинах, например гидрогенераторах, обмотка возбуждения наматывается из неизолированной шинной меди специального профиля (рис. 4.37).

Обмотка возбуждения неявнополюсных синхронных машин, в частности турбогенераторов (рис. 4.38) и турбодвигателей, рас-

Рис. 4.36. Способы крепления полюсов ротора синхронных машин:

а — в машинах малой мощности; б — в машинах средней и большой мощности

Рис. 4.37. Специальный профиль медных шин для катушек возбуждения гидрогенераторов :

а — поперечное сечение шины; б — расположение

витков в катушке: 1 — витки в катушке: 2 —

изоляция между витками; 3 — корпусная изоляция

катушки; 4 — сердечник полюса

Рис. 4.38. Катушки возбуждения в пазах ротора турбогенератора типа ТВФ-150-2

пределенная, состоит из нескольких концентрических катушек на каждый полюс, уложенных в пазы ротора и соединенных по-

следовательно в катушечные группы. Каждая катушечная группа образует обмотку одного полюса.

4.10.2. Обмотки возбуждения машин постоянного тока

Конструкция обмоток возбуждения машин постоянного тока определяется мощностью машины, схемой ее возбуждения и назначением обмоток: обмотки главных полюсов параллельного и последовательного возбуждения и дополнительных полюсов.

Обмотки параллельного возбуждения в большинстве машин наматываются из круглого изолированного провода и имеют много витков (рис. 4.39). В крупных машинах постоянного тока их наматывают из прямоугольного изолированного провода обычно в несколько рядов.

Для обмоток последовательного воз-

буждения и дополнительных полюсов круглый обмоточный провод используют лишь в машинах малой мощности с номинальным током, не превышающим 10—15 А. В машинах с большим номинальным током катушки наматывают из изолированного прямоугольного провода и в машинах большой мощности — из неизолированной шинной меди (рис. 4.40).

В машинах смешанного возбуждения или параллельного со стабилизирующей обмоткой катушки параллельного и последовательного возбуждения устанавливают на главных полюсах друг над другом. Часто многовитковую катушку параллельного возбуждения делят на две части (рис. 4.41) и располагают между ними катушку стабилизирующей обмотки.

Рис. 4.39. Главные и добавочные полюсы с обмотками возбуждения машин постоянного тока:

а — в машинах малой мощности; 6 — в машинах

средней мощности; / — обмотка параллельного

возбуждения; 2 — обмотка добавочных полюсов

Рис. 4.40. Обмотки добавочных полюсов

машин постоянного тока средней и большой

мощности:

а — при большом числе витков в катушке; б — при малом числе витков в катушке

Рис. 4.41. Катушки возбуждения главных полюсов: 1 - обмотки параллельного возбуждения; 2 — обмотки последовательного возбуждения

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..