Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  150  151  152   ..

 

 

Сущность и основные задачи бухгалтерского учета 2

Сущность и основные задачи бухгалтерского учета 2

1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.. 2

1.1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета. 2

1.2. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации. 2

1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. 4

1.4. Бухгалтерский учет в организации. 4

1.5. Бухгалтерский баланс. 4

1.6. Объекты бухгалтерского учета и их классификация. 6

1.7. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета. 7

1.8. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций. 9

1.9. Документирование (создание документов) хозяйственных операций. 9

1.10.Счета и двойная запись. 10

1.10.1. Понятие о счетах бухгалтерского учета. 10

1.10.2. Сущность и значение двойной записи на счетах. 11

1.10.3. Составление бухгалтерских статей (проводок). Хронологические и систематические записи. 13

1.11. Синтетический и аналитический учет. 14

1.12. Оборотные ведомости. 16

1.13. План счетов бухгалтерского учета. 17

1.14. Учетные регистры.. 18

1.14.1. Способы исправления в учетных записях. 18

1.15. Формы бухгалтерского учета. 19

1.16. Организация бухгалтерского учета. 22

1.17. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера. 23

1.18. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств. 24

2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.. 25

2.1. Основные нормативные документы.. 25

2.3. Учет наличия и движения основных средств. 27

2.4. Учет амортизации основных средств. 29

2.5. Восстановление основных средств. 31

2.6. Налоги по хозяйственным операциям движения основных средств. 31

2.7. Корреспонденция счетов по учету основных средств. 32

3. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.. 33

3.1. Основные нормативные документы.. 33

3.2. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов. 33

3.3. Учет движения НМА.. 34

3.4. Корреспонденция счетов по операциям движения нематериальных активов. 35

4. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ.. 36

4.1. Основные нормативные документы.. 36

4.2. Материально-производственные запасы, их классификация и оценка. 36

4.3. Учет движения материалов. 39

4.4. Корреспонденция счетов по учету производственных запасов. 41

5. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ... 43

5.1. Основные нормативные документы.. 43

5.2. Виды, формы и системы оплаты труда. 44

5.3. Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции. 45

5.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда. 45

5.5. Корреспонденции счетов по операциям начисления заработной платы, других выплат и удержаниям из начисленных выплат. 47

6. СЕБЕСТОИМОСТЬ.. 49

6.1. Основные нормативные документы.. 49

6.2. Понятие себестоимости. Классификация расходов. 49

6.3. Синтетический учет себестоимости. 52

6.4. Корреспонденция счетов. 52

7. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ.. 54

7.1. Основные нормативные документы.. 54

7.9. Корреспонденции счетов по операциям учета готовой продукции и ее реализации. 55

8. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ.. 59

8.1. Основные нормативные документы.. 59

8.2. Синтетический учет денежных средств. Первичные документы по учету денежных средств. 59

8.3. Корреспонденция счетов по операциям учета денежных средств. 60

9. УЧЕТ ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ.. 62

9.1. Основные нормативные документы.. 62

9.18. Корреспонденции счетов по операциям учета текущих обязательств и расчетов. 62


1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специализированный Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который занял важное место в системе законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

1.1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета

«Статья 1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи

1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

3. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации;

синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;

аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;

план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета;

бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.»

№ п/п

Основные этапы учетного процесса

Основные инструменты осуществления этапа

1

Наблюдение

Документирование

Инвентаризация

2

Измерение

Калькуляция

Оценка

3

Группировка

Счета

Двойная запись

4

Обобщение

Баланс

отчеты

1.2. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации

«Статья 3. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.»

Нормативные документы:

1. Федеральный закон. «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и II.

3. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Утверждено приказом .Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24,03.2000.г. №31н.).

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, предприятия и инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов СССР № 56 от 01.11.91 г. и рекомендованы для применения на территории управления Рос­сийской Федерации письмом Министерства экономики и Министерства финансов РСФСР от 19.12.91 г. № 18-5 с изменениями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.94 г. № 173 и от. 28.07.95r. № 81, от 17.02.97 г. № 5 и от 31 октября 2000 г. № 94н.

5. «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552 с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

6. ПБУ 1/98.Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия». Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № б0н (в ред. приказа Минфина РФ от 30.12.1999 г. № 107н).

7. ПБУ 2/94.Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». Утверждено приказом Минфина РФ от 20.12.94 г. № 167.

8. ПБУ 3/2000 Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н.

9. ПБУ 4/1999 г. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н.

10. ПБУ 5/01. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н.

11. ПБУ 6/01. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н.

12. ПБУ 7/98. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты». Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. № 56н.

13. ПБУ 8/98. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности». Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. № 57н.

14. ПБУ 9/99. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н. (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.1999 г. № 107н, от 30.03.2001 г. № 27н).

15. ПБУ 10/99. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н. (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.1999 г. № 107н, от 30.03.2001 г. № 27н).

16. ПБУ 11/2000 г. Положение по бухгалтерскому учету, «Информация по аффилированным лицам». Утверждено приказом Минфина РФ от 1З.01.2000 г. № 5-н (в ред. приказа Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 27н).

17. ПБУ 12/2000 г. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам». Утверждено приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н.

18. ПБУ № 13/2000 г. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи». Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г.№ 92н.

19. ПБУ № 14/2000 г. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г.№ 91н.

20. ПБУ № 15/2001 г. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Утверждено приказом Минфина РФ от 02.08.2001 г.№ 60н.

21. «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н.

22. Методические указания .по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.

23. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 20.07.98 г. № 33н (в ред. приказа Минфина РФ от 23.03.2000 г. № 32н).

24. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. № 64н.

25. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России 30.10.97 г. № 71а.

26. Международные стандарты финансовой отчетности. Русское издание, Аскери. 1998 г.

1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

«Статья 5. Регулирование бухгалтерского учета.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.»

1.4. Бухгалтерский учет в организации

«Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях

1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

3. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

4. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

В соответствии с задачами бухгалтерского учета всех пользователей бухгалтерской информации можно разделить на внешних и внутренних.

Внутренние пользователи : руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Внешние пользователи : инвесторы, кредиторы и другие пользователи бухгалтерской отчетности.

1.5. Бухгалтерский баланс

Основной формой бухгалтерской отчетности (форма № 1) является бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс – это документ, содержащий сведения о средствах и обязательствах организации в определенный момент времени (на конкретную дату).

По форме бухгалтерский баланс – двусторонняя таблица, левая часть которой – актив, правая – пассив.

В данной таблице отражено наличие и размещение на предприятии хозяйственных средств и их источников (обязательств). Актив всегда равен пассиву, так как баланс показывает одни и те же средства в двух разрезах.

Как средства, так и источники, в бухгалтерском балансе сгруппированы по разделам, эти группировки носят логический характер.

Каждая строка баланса называется статьей баланса. Итог баланса называется валютой баланса. В каждой строке баланса содержатся следующие данные:

- код строки (из трех цифр);

- суммы наличия средств и источников на начало и конец отчетного периода.

Баланс составляется ежеквартально. Баланс за год, за ½ года и за квартал различны по форме.

Данные в статьи баланса записываются из бухгалтерской формы, которая называется Главной книгой. В главной книге записываются остатки по счетам, на основании которых потом составляется баланс. Значительная часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких счетов. Например, 01 и 02; 04 и 05; 10, 15 и 16.

Принцип формирования баланса:

Актив

Принципы расположения:

- по экономическому содержанию;

- по отношению к процессу производства

- в порядке возрастания ликвидности (основной принцип)

Пассив

1. Внеоборотные активы

Основные фонды и долгосрочные финансовые вложения

1. Капитал и резервы

Источники собственных средств предприятия. Уставный фонд и фонды, сформированные за счет прибыли – резервные фонды

2. Оборотные средства

Материалы, полуфабрикаты и т.д.

2. Долгосрочные пассивы

Заемные средства: долгосрочные (свыше 1 года) и краткосрочные (до 1 года) кредиты и ссуды банков, частных лиц, кредиторская задолженность

3. Краткосрочные пассивы

Конкретизация содержания баланса по годам осуществляется приказами Минфина РФ по квартальной и годовой отчетности.


1. 6. Объекты бухгалтерского учета и их классификация

Статья 1 п.2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» гласит: «Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности».

По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал; рис. 1).


Рис. 1. Состав имущества организации

Основные средства - средства труда, служащие более года и стоимостью выше установленного предела Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу (более чем за один производственный цикл), а постепенно, частями, по мере износа.

Нематериальные активы - объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: права пользования патентами, лицензиями, ноу-хау. программными продуктами, монопольные права и привилегии, организационные расходы, товарные знаки и др. Переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации (износа).

Капитальных вложения - затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геолого-разведочные и буровые работы и др.).

Долгосрочные финансовые вложения - инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы на срок более 1 года.

Материальные оборотные средства - сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т.е. на складе и отгруженная покупателям.

Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках.

Краткосрочные финансовые вложения - инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы на срок до 1 года.

Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, подотчетных лиц за выданные им в подотчет денежные суммы и пр.

Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.

По источникам образования и целевому назначению имущество организаций подразделяют на собственное (собственный капитал) и заемное (созданное за счет обязательств; рис. 2).

Собственный капитал - это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.

Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, фондов специального назначения, накоплений нераспределенной прибыли, целевых финансирований и поступлений (средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения). Собственный капитал отражен в первом разделе пассива баланса.

Как уже отмечалось, часть стоимости имущества организации формируется за счет собственного капитала, другая - за счет обязательств организации перед другими организациями (физическими лицами, своими работниками (заемных средств).

Обязательствами организаций являются краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (от 1 года) кредиты банка , кредиторская задолженность, займы и обязательства по распределению.

Под кредиторской понимают задолженность данной организации перед другими организациями, которые называются кредиторами.

Займы - это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до 1 года, называют краткосрочными, а на срок более 1 года - долгосрочными.

Состав источников формирования имущества организации представлен на рис.2.


Рис. 2. Источники формирования имущества организации

Обязательства по распределению включая задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

Хозяйственные процессы. Основными хозяйственными процессами промышленной организации являются процессы снабжения, производства и реализации продукции. Эти процессы состоят из отдельных хозяйственных операций, содержанием которых являются движение средств, смена одной формы средств другой. Например, при реализации готовой продукции средства предприятия меняют товарную форму на денежную.

У организации могут быть и другие хозяйственные операции (по ремонту основных средств, капитальному строительству и др.), однако основное содержание ее работы составляют процессы снабжения, производства и реализации продукции, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами бухгалтерского учета.

1.7. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета

Основные правила ведения бухгалтерского учета в РФ определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Эти правила следующие.

1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах Рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ.

2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в, учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета: Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.

7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.

8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета.

Допущения:

1. Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

2. Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности.

3. Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Требования:

1. Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете .всех фактов хозяйственной деятельности.

2. Требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности.

3. Требование осмотрительности (осторожности, консерватизма) означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов: прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента возникновения предположения о его возможности.

4. Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

5. Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотом и остатком по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода.

6. Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Международные бухгалтерские принципы

В соответствии с первым международным учетным стандартом основополагающими бухгалтерскими принципами являются метод начисления и непрерывность деятельности.

Метод начисления. В соответствии с данным методом результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не в том случае, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. Благодаря этому финансовая отчетность информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой или получением денежных средств, но и об обязательствах заплатить деньги в будущем, и о ресурсах, представляющих денежные средства, которые будут получены в будущем.

Непрерывность деятельности. Финансовая отчетность обычно составляется на основе, допущения, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, финансовая отчетность должна составляться на иной основе, которую необходимо раскрыть.

Качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

Понятность. Информация, представленная в финансовой отчетности, должна быть доступной для понимания пользователем, который имеет достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности.

Уместность. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки.

Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи либо могут положиться на нее как правдиво представляющую соответствующие факты и события либо обоснованно ожидать от нее правдивого представления этих фактов и событий.

Сопоставимость. Пользователи должны иметь возможность сопоставлять финансовую отчетность компании за разные периоды времени, а также финансовую отчетность разных компаний.

Рассмотрение отечественных и зарубежных учетных принципов позволяет сделать вывод о том, что многие из них являются общими для обеих учетных систем.

С введением в учетную практику положения «Учетная политика предприятия» (с 1 января 1995 г.) в отечественном бухгалтерском учете стали использоваться международные бухгалтерские принципы.

1.8. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций

Правила оценки объектов учета в России в последние годы существенно изменились и стали больше соответствовать международным. На изменение правил оценки решающее влияние оказали три нормативных документа: Закон «О бухгалтерском учете» (1), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (3) и Положение «Учетная политика предприятия» (6).

Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Имущество, приобретенное за плату . Оценивается путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку.

Имущество, полученное безвозмездно. Оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества.

Имущество, произведенное в самой организации . Оценивается по стоимости его изготовления

В Положении «Учетная политика на предприятиях» установлены основные принципы оценки объектов учета.

1.9. Документирование (создание документов) хозяйственных операций

Документ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.

Требования к первичным учетным документам отражены в статье 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»:

«1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц;

3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

4. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

5. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

7. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

8. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.»

1.10.Счета и двойная запись

1.10.1. Понятие о счетах бухгалтерского учета

Непрерывное текущее наблюдение и контроль за хозяйственными операциями и за изменениями в составе имущества и источников его формирования осуществляются с помощью системы счетов бухгалтерского учета.

Система счетов бухгалтерского учета представляет собой способ группировки и вторичной регистрации сведений об объектах БУ. Все объекты учета разделены на экономически однородные группы - счета бухгалтерского учета; каждой группе присвоен номер – номер бухгалтерского счета.

Счета открываются на каждый экономически однородный вид имущества, источников его формирования и хозяйственных операций в соответствии с классификацией объектов учета (счета «Касса», «Расчетный счет», «Основные средства», «Уставный капитал» и др.). Счет имеет форму двусторонней таблицы с указанием «Дебет» и «Кредит». «Дебет» и «Кредит» - слова латинского происхождения. В переводе на русский язык слово «дебет» означает «он должен», отсюда дебитор – должник или заемщик. Слово «кредит» означает «он верит, доверяет», отсюда кредитор – заимодатель, т.е. лицо, давшее деньги или другие ценности другому лицу. В настоящее время слова «дебет» и «кредит» превратились в простые термины, означающие стороны счета.

Счет………………………………………………………………………………………………………………..

(наименование счета)

Дебет

Кредит

В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различаются активные и пассивные счета бухгалтерского учета.

Активными называются счета, предназначенные для учета имущества организации (счета «Касса», «Расчетный счет», «Основные средства» и др.). Пассивные — это счета для учета обязательств организации (источников формирования имущества организации; счета «Уставный капитал», «Добавочный капитал» и др.).

Запись на счетах начинают с указания начального остатка (или Начального сальдо) имущества или источников его формирования. При этом в активных счетах начальный остаток отражается по Дебету счета, а в пассивных - по кредиту. «Сальдо» - слово итальянского происхождения, означает «расчет», применяется для обозначения разницы между дебетом и кредитом.

Затем на счетах отражают все операции, вызывающие изменения начальных остатков. Суммы, увеличивающие начальный остаток, записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток, - на противоположной стороне. Следовательно, в активных счетах увеличение будет отражаться по дебету счета, а уменьшение - по кредиту; в пассивных, наоборот, увеличение - по кредиту счета, а уменьшение - по дебету. Если сложить суммы всех операций, записанных на сторонах счета, то получаются обороты счета. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, а по кредиту счета - кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается.

Конечный остаток (конечное сальдо) по, счету определяют, прибавляя к начальному остатку оборот той .же стороны счета и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный остаток записывают на той же стороне, где начальный остаток. Следовательно, для установления конечного, сальдо в активных счетах к начальному сальдо прибавляют оборот по дебету и вычитают оборот по кредиту. Новый остаток записывают по дебету счета (возможно, что его не будет).

В пассивных счетах для определения конечного сальдо к начальному остатку прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету. Новый остаток отражают по кредиту счета; возможно, что его не будет. Если первоначального остатка не было, то сальдо на конец отчетного периода находят вычитанием из большего оборота меньшего. Записывают его на той стороне счета, на которой была отражена сумма большего оборота.

Схема строения активных и пассивных счетов представлена далее.

Помимо счетов для учета имущества организации (активных) и источников его формирования (пассивных) в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражаются одновременно и имущество организации, и источники его формирования. - активно-пассивные.

Активно-пассивные счета бывают двух видов: с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое) и с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно). Счетом с односторонним сальдо является счет «Прибыли и убытки». Если у предприятия суммы доходов превысили суммы расходов, то разница между ними дает прибыль, поэтому сальдо счета будет кредитовым (прибыль является источником формирования имущества и отражается в пассиве баланса). Если, наоборот, суммы доходов меньше сумм расходов, то разница между ними показывает убыток, и сальдо по счету будет дебетовым.

Активный счет

Пассивный счет

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начальное сальдо

Начальное сальдо

Увеличение (+)

Уменьшение (-)

Уменьшение (-)

Увеличение (+)

Конечное сальдо

Конечное сальдо

К активно-пассивным счетам с двусторонним раздернутым сальдо относится счет «Расчеты с разными дебиторами н кредиторами». Сальдо по дебету этого счета означает дебиторскую задолженность, а сальдо по кредиту - кредиторскую. Расчеты с дебиторами и кредиторами объединяют на одном счете для того, чтобы не открывать разных счетов для организаций и учреждений, которые могут быть в разное время дебиторами и кредиторами.

В данном активно-пассивном счете записи по дебету могут иметь разное значение: либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской. Разное значение имеет и запись по кредиту счета; либо увеличение кредиторской, либо уменьшение дебиторской задолженности.

Ранее была показана упрощенная схема счета. В практике пользуются счетами более сложной формы. Счета открывают и ведут в книгах, карточках и свободных листах. Самая распространенная форма счета показана далее.

Счет

(наименование)

Дебет

Кредит

Проводка

Содержание операции

Сумма,

руб., коп.

Проводка

Содержание операции

Сумма,

руб., коп.

Дата

№ доку-мента

Дата

№ доку-мента

Для учета материальных ценностей пользуются счетом другой формы, в который помимо денежных измерителей вносят натуральные показатели.

1.10.2. Сущность и значение двойной записи на счетах

При изменениях в балансе, происходящих под влиянием хозяйственных операций, каждая операция вызывает равновеликие изменения в двух статьях баланса. Равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается. При отражении операций на счетах, органически связанных с балансом и открываемых на основе его статей, каждая хозяйственная операция также будет вызывать двойные и равновеликие изменения. Это позволяет отражать хозяйственные операции на счетах способом двойной записи.

Сущность этого способа двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов. Текст, фиксирующий сумму отражаемой хозяйственной операции, наименование дебетуемого и кредитуемого счетов, называется бухгалтерской статьей. Бухгалтерские статьи часто называют бухгалтерскими проводками, бухгалтерскими записями и реже счетными формулами. Составить бухгалтерскую проводку - значит указать, на какую сторону каких счетов нужно записать сумму операции.

Сущность двойной записи можно рассмотреть на примере операций по изменению баланса. Для этого на основании каждой статьи начального баланса необходимо открыть отдельные счета.

Таблица 1

Баланс (начальный)

Актив

Сумма,

тыс. руб.

Пассив

Сумма,

тыс. руб.

1. Основные средства

50 000

1. Уставный капитал

60 000

2. Материалы

20 000

2. Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

20 000

3. Касса

1 000

3. Расчеты с поставщиками и подрядчиками

10 000

4. Расчетные счета

29 000

4. Расчеты с персоналом по оплате труда

10 000

Баланс

100 000

Баланс

100 000

Первая операция. Получено с расчетного счета в банке в кассу для выдачи заработной платы рабочим и служащим 10 000 руб.

Операция вызывает изменение на счетах «Касса» и «Расчетные счета». Оба они являются активными счетами, поскольку на них отражается имущество организации. Денежные средства в кассе увеличились на 10 000 руб., поэтому сумму нужно записать в дебет счета «Касса» (увеличение в активных счетах отражается по дебету счета). Денежные средства на расчетном счете уменьшились на 10 000 руб., поэтому сумму нужно записать в кредит счета «Расчетные счета» (уменьшение в активных счетах отражается по кредиту счета). Следовательно, по первой операции нужно сделать следующие записи:

10 000 руб.


Дебет счета «Касса»

Кредит счета «Расчетные счета»

На основании составленной бухгалтерской проводки 10 000 руб. записывают в дебет счета «Касса» и кредит счета «Расчетные счета» (запись обозначена цифрой «1», соответствующей номеру операции). По первой хозяйственной операции счета «Касса» и «Расчетные счета» оказались взаимосвязанными (корреспондирующимися).

Активный счет

Пассивный счет

Счет «Основные средства»

Счет «Уставный капитал»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо

50 000

Сальдо

60 000

Оборот

-

Оборот

-

Оборот

Оборот

-

Сальдо

50 000

Сальдо

60 000

Счет «Материалы»

«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо

20 000

Сальдо

20 000

3)

20 000

2)

5 000

Оборот

20 000

Оборот

Оборот

Оборот

5 000

Сальдо

40 000

Сальдо

25 000

Счет «Касса»

Счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо

1 000

Сальдо

10 000

1)

10 000

4)

10 000

2)

5 000

3)

20 000

Оборот

10 000

Оборот

10 000

Оборот

5 000

Оборот

20 000

Сальдо

1 000

Сальдо

25 000

Счет «Расчетные счета»

Счет «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо

29 000

Сальдо

10 000

1)

10 000

4)

10 000

Оборот

-

Оборот

10 000

Оборот

10 000

Оборот

-

Сальдо

19 000

Сальдо

Вторая операция. Оплачена задолженность поставщикам за счет кредитов банка на 5 000 руб. По этой операции корреспондируются два счета: «Краткосрочные кредиты» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является пассивным, так как его остаток отражает источник обязательства организации. Задолженность перед поставщиками уменьшается, уменьшение в пассивном счете отражается по дебету счета, поэтому счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» надо дебетовать на 5 000 руб. Счет «Краткосрочные кредиты» является пассивным. Остаток его увеличивается на 5 000 руб., поэтому счет надо кредитовать на указанную сумму.

Следовательно, по второй операции должна быть составлена следующая бухгалтерская проводка:

5 000 руб.


Дебет счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит счета «Краткосрочные кредиты» Ошибка!

На основании составленной проводки 5 000 руб. заносят в дебет счета «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (запись обозначена цифрой «2»).

Третья операция. От поставщиков поступили материалы на сумму 20 000 руб. По операции корреспондируются счета «Материалы» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Счет «Материалы» активный, запасы материала увеличиваются, поэтому он будет дебетоваться на 20 000 руб. Счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» пассивный, задолженность, перед поставщиками увеличивается, поэтому он будет кредитоваться на20 000 руб. По третьей операции будет составлена следующая бухгалтерская проводка:

20 000 руб.


Дебет счета «Материалы»

Кредит счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

В соответствии с проводкой записывают 20 000 руб. в дебет счета «Материалы» и в кредит счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Четвертая операция. Из кассы выдана заработная плата рабочим и служащим в сумме 10 000 руб.

По операции корреспондируются два счета: «Касса» и «Расчеты с персоналом по оплате труда». Операция вызывает уменьшение средств в кассе, поэтому активный счет «Касса» надо кредитовать на 10 000 руб. Одновременно происходит уменьшение сальдо на пассивном счете «Расчеты с персоналом по оплате труда», который надо дебетовать. Бухгалтерская проводка будет иметь следующий вид:

10 000 руб.


Дебет счета «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета «Касса»

Следовательно, 10 000 руб. записывают в дебет счета «Расчеты по оплате труда» и в кредит счета «Касса».

После отражения всех операций на счетах подсчитывают обороты и выводят конечные сальдо счетов. Они полностью совпадают с суммами аналогичных статей баланса, составленного после ' отражения всех операций (табл. 2). Таблица 2

Баланс (конечный)

Актив

Сумма, руб.

Пассив

Сумма, руб.

1. Основные средства

50 000

1. Уставный капитал

60 000

2. Материалы

40 000

2. Краткосрочные кредиты

25 000

3. Касса

1 000

3. Расчеты с поставщиками и подрядчиками

25 000

4. Расчетные счета

19 000

4. Расчеты с персоналом по оплате труда

-

Баланс

110 000

Баланс

100 000

Приведенные операции, так же как и в балансе, охватывают все возможные типы изменений на счетах бухгалтерского учета: изменения только в активных счетах, только в пассивных счетах, в активных и пассивных счетах в сторону увеличения, в активных и пассивных счетах в сторону уменьшения.

Все рассмотренные хозяйственные операции отражались в равной сумме по дебету одного и по кредиту другого счета. Итог дебетовых оборотов всех счетов должен быть равен итогу кредитовых оборотов. Действительно, в примере сумма итогов дебетовых и кредитовых оборотов получилась равной и составила 45 000 руб. Нарушение равенства свидетельствует об ошибке в учете. Следовательно, с помощью двойной записи можно обнаружить ошибки в бухгалтерских записях (в этом состоит ее контрольное значение).

Вместе с тем двойная запись имеет большое познавательное значение, так как показывает, откуда (или за счет каких источников) поступили средства и куда они направляются. Например, корреспонденция счетов

10 000 руб.


Дебет счета «Касса»

Кредит счета «Расчетные счета»

показывает, что деньги поступили в кассу с расчетного счета. По корреспонденции можно установить экономический смысл, содержание каждой хозяйственной операции.

1.10.3. Составление бухгалтерских статей (проводок). Хронологические и систематические записи

Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основании документов, поэтому все принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке.

Одним из этапов бухгалтерской обработки документов является запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отраженной в документе. Определение и запись корреспондирующих счетов на документах (т.е. составление бухгалтерских проводок) называется контировкой. Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отражаемой хозяйственной операции, называется, как уже отмечалось, бухгалтерский проводкой (статьей, счетной формулой, бухгалтерской записью). Различают бухгалтерские проводки простые, в которых корреспондируются только два счета (все составленные ранее проводки — простые), и сложные, в которых один счет корреспондируется с несколькими счетами.

Пример. От подотчетного лица поступили на склад материалы на сумму 2000 руб.", остаток подотчетной суммы (100 руб.) он сдал в кассу. Бухгалтерская проводка по этой операции имеет следующий вид:

Дебет счета «Материалы» ………………………………………2000 руб.

Дебет счета «Касса». …………………………………………….100 руб.

Кредит счета «Расчеты с подотчетными лицами» …………….2100 руб.

Бухгалтерские проводки составляют на самом документе, которым оформляется хозяйственная операция, в ведомости или журнале, куда записывается операция, или на отдельных специальных бланках (мемориальных ордерах).

Мемориальный ордер — это документ бухгалтерского оформления, содержащий указание записать хозяйственную операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

МЕМОРИАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ № 1

запись за январь 200_ г.

Основание (ссылка на документы или содержание операции)

По дебету счета

По кредиту счета

Сумма

По приходному кассовому ордеру № 1

«Касса»

«Расчетный счет»

10 000

Итого

10 000

3 января 200_г.

Главный бухгалтер (подпись)

Для облегчения записей каждому счету присваивается определенный номер (шифр), поэтому при составлении бухгалтерских проводок указывают не наименование счетов, а их номера (счет «Касса» - № .50, счет «Расчетный счет» - № 51).

При записи хозяйственных операций на счета их группируют по экономически однородным признакам, т.е. записывают по определенной системе. Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета называется систематической записью (регистрацией).

Наряду с систематической предприятия применяют хронологическую запись, под которой понимают регистрацию хозяйственных операций в той последовательности, в какой они совершаются. Различия в экономическом содержании операции при этом не учитываются. Хронологическая запись ведется для обеспечения контроля за полнотой учета всех хозяйственных операций. В хронологическом порядке ведутся регистрационные журналы, кассовые книги и другие регистры.

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЖУРНАЛ

за январь 200_ г.

Порядковый номер

мемориального ордера

Дата ордера

Сумма по мемориальному ордеру,

руб.

1

3 января

10 000

2

4 января

5 000

3

4 января

20 000

4

5 января

10 000

Итого

45 000

В данном регистрационном журнале отражены все операции, по которым составлены бухгалтерские Проводки и мемориальные ордера.

Общий итог (45 000 руб.) равен итогам дебетовых и кредитовых оборотов по счетам. Следовательно, на счетах все операции отражены в правильных суммах.

1.11. Синтетический и аналитический учет

По определению Федерального закона «О бухгалтерском учете»:

«синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;

аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета».

Аналитические счета открываются в дополнение к синтетическим с целью их детализации и получения частных показателей по каждому отдельному виду имущества, обязательств организаций и процессов.

Прямую связь между синтетическими и аналитическими счетами можно рассмотреть на следующем примере.

На начало месяца за подотчетными лицами числилась задолженность в сумме 10 000 руб., в том числе за А.В. Ивановым - 3000руб., К.И. Петровым - 2500 руб., М.К. Сидоровым - 4500 руб. В кассе находилось 100 000 руб., запасы сырья и материалов составили 150 000 руб., малоценных предметов - 20 000 руб. В течение месяца произошли следующие операции.

1. Поступили на склад материалы, оплаченные А.В. Ивановым из подотчетной суммы в 2000 руб.

2. Получен в кассу от А.В. Иванова остаток подотчетной суммы в 1000 руб.

3. Согласно авансовому отчету М.К. Сидорова приходуются оплаченные им из подотчетной суммы:

Материалы ...............……………………...3000 руб.

Малоценные предметы ………………….1500 руб.

Итого ..................………………...4500 руб.

4. Выдан из кассы аванс подотчетным лицам:

Иванову А.В. …………………………………2000 руб.

Сидорову М.К. ……………………………….3500 руб.

Итого………………………………………5500 руб.

По первой операции 2000 руб. следует записать в дебет счета «Материалы» и в кредит счета «Расчеты с подотчетными лицами». Одновременно эту же сумму заносят в кредит аналитического счета А.В. Иванова. Тем самым показывают, что материалы поступили именно от А.В. Иванова, и списывают числящуюся за ним задолженность по подотчетной сумме. Остальные операции следует отражать также одновременно на синтетических и аналитических счетах.

Синтетические счета

Счет «Материалы»

Счет «Малоценные предметы»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо

150 000

Сальдо

20 000

1)

2 000

3)

1 500

3)

3 000

Оборот

1 500

Оборот

-

Оборот

5 000

Оборот

-

Сальдо

21 500

Сальдо

155 000

Счет «Касса»

Счет «Расчеты с подотчетными лицами»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо

100 000

4)

5 500

Сальдо

10 000

1)

2 000

2)

1 000

4)

5 500

2)

1 000

Оборот

1 000

Оборот

5 500

Оборот

5 500

3)

4 500

Сальдо

95 500

Сальдо

8 000

Оборот

7 500

Аналитические счета

Счет Иванова А.В.

Счет Петрова К.И.

Счет Сидорова М.К.

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сальдо

3 000

1)

2 000

Сальдо

2 500

Сальдо

4 500

3)

4 500

4)

2 000

2)

1 000

Оборот

-

Оборот

-

4)

3 500

Оборот

2 000

Оборот

3 000

Сальдо

2 500

Оборот

3 500

Оборот

4 500

Сальдо

2 000

Сальдо

3 500

После подсчета оборотов и выявления конечного сальдо на синтетических и аналитических счетах подтверждается вывод о прямой связи между синтетическими и аналитическими счетами. Действительно, начальное сальдо синтетического счета «Расчеты с подотчетными лицами» (10 000 руб.) равно сумме начальных остатков всех аналитических счетов, открытых в его дополнение (3000 + 2500 + 4500). Дебетовый оборот синтетического счета (5500 руб.) равен сумме дебетовых оборотов всех аналитических счетов (2000 + +0 + 3500), а кредитовый оборот (7500 руб.) — сумме всех кредитовых оборотов (3000 + 4500).

Конечное сальдо синтетического счета «Расчеты с подотчетными лицами» (8 000 руб.) равно сумме конечных сальдо всех аналитических счетов, открытых в его дополнение (2 000 + 2 500 + 3 500).

Каждая хозяйственная операция, записанная по дебету или кредиту синтетического счета, отражается в той же сумме соответственно по дебету или кредиту нескольких аналитических счетов, открытых в дополнение своего синтетического счета.

Не все синтетические счета требуют ведения аналитического учета. Счета, не требующие такого ведения, называются простыми (счета «Касса», «Расчетный счет» и др.). Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными (счета «Расчеты с подотчетными лицами», «Основные средства» и др.).

Некоторые сложные синтетические счета непосредственно связаны с аналитическими счетами, без каких-либо промежуточных групп. Например, в дополнение синтетического счета «Расчеты с подотчетными лицами» открываются аналитические счета на каждое подотчетное лицо. Так же обстоит дело и со счетом «Расчеты по оплате труда» и др.

Однако такое простое построение аналитического учета не всегда обеспечивает получение необходимых показателей. Некоторые синтетические счета состоят из нескольких групп аналитических счетов. Первые (после синтетического счета) группы счетов аналитического учета называются субсчетами. Субсчет является промежуточным учетным звеном между синтетическими и аналитическими счетами. Каждый из них объединяет несколько аналитических счетов, но сами они, в свою очередь, объединяются одним синтетическим счетом. Иногда субсчета называют счетами второго порядка, в то время как синтетические счета называются счетами первого порядка. Связь между синтетическим счетом, его субсчетами и аналитическими счетами можно проследить на примере счета 10 «Материалы». В дополнение к этому синтетическому счету открывают следующие субсчета:

1. Сырье и материалы.

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали.

3. Топливо.

4. Тара и тарные материалы.

5. Запасные части.

6. Прочие материалы.

7. Материалы, переданные в переработку на сторону.

8 Строительные материалы.

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

В свою очередь, в дополнение каждого субсчета открываются аналитические счета на каждый конкретный вид материалов (мука, сахарный песок, шпагат, марля и т.п.).

Количество групп счетов аналитического учета может быть большим, чем это показано по счету 10 «Материалы». Например, если у организации будет несколько материальных складов, то нужно сначала открыть аналитические счета для каждого склада, затем по видам материальных ценностей. Количество групп счетов аналитического учета зависит в основном от сложности хозяйственной деятельности организации, от целей и задач учета.

1.12. Оборотные ведомости

Оборотные ведомости служат главным образом для обобщения, проверки правильности записей на счетах бухгалтерского учета и составления нового баланса. Их составляют как по синтетическим, так и по аналитическим счетам. Форма и порядок записи в оборотной ведомости по синтетическим счетам представлены и табл. 3.

Таблица 3

Оборотная ведомость по синтетическим счетам за январь 200_ г. (в тыс. руб.)

№ пп.

Наименование счета

Остаток

на 1 января

Оборот

за месяц

Остаток

на 1 февраля

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

Основные средства

50 000

-

-

-

50 000

-

2

Материалы

20 000

-

20 000

-

40 000

-

3

Касса

1 000

-

10 000

10 000

1 000

-

4

Расчетные счета

29 000

-

-

10 000

19 000

-

5

Уставный капитал

-

60 000

-

-

-

60 000

6

Краткосрочные кредиты

-

20 000

-

5 000

-

25 000

7

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

-

10 000

5 000

20 000

-

25 000

8

Расчеты с персоналом по оплате труда

-

10 000

10 000

-

-

-

Итого

100 000

100 000

45 000

45 000

110 000

110 000

Для составления оборотной ведомости использованы данные о начальных остатках, оборотах и конечных остатках синтетических счетов, приведенные на с. 13 - 14.

В оборотной ведомости по синтетическим счетам должно быть по итогу три равенства: первое - остатков на начало отчетного периода по дебету и кредиту; второе - оборотов по дебету и кредиту; третье - остатков на конец отчетного периода по дебету и кредиту.

Первое равенство обусловлено тем, что итог синтетических счетов по дебету показывает сумму всех средств предприятий на начало отчетного периода, а итог по кредиту - сумму источников этих средств, т.е. они отражают баланс предприятия на начало отчетного периода.

Второе равенство обусловлено применением способа двойной записи операций на счетах, при которой каждая операция записывается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов.

Третье равенство объясняется так же, как и первое, только дебетовые и кредитовые остатки показывают баланс уже не на начало, а на конец отчетного периода. Кроме того, третье равенство обусловлено первыми двумя (если начальные сальдо по дебету и кредиту всех счетов равны, равны итоги оборотов по этим счетам, то и конечные сальдо по дебету и кредиту всех счетов равны).

Равенство итогов всех трех пар колонок оборотной ведомости по синтетическим счетам имеет большое контрольное значение, так как свидетельствует о правильности записей на счетах бухгалтерского учета.

Однако не все ошибки, допущенные в учете, выявляются при составлении оборотной ведомости по синтетическим счетам. Так, не будут нарушены равенства при записи одной и той же операции на счетах несколько раз, при пропуске операций, при записи операций в неправильной, но равной сумме по дебету и кредиту. Для выявления подобных ошибок итоги оборотов оборотной ведомости по синтетическим счетам сверяют с итогом хронологической записи (регистрационным журналом). Так, итог оборотов оборотной ведомости по синтетическим счетам (см. табл. 3) равен итогу регистрационного журнала 45 000 руб.

В оборотную ведомость по синтетическим счетам включены сведения об остатках на счетах на конец отчетного периода. Это позволяет применять оборотную ведомость по синтетическим счетам для составления нового баланса, так как основная часть статей баланса соответствует наименованиям синтетических счетов.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам используется для получения обобщенных сведений о состоянии и изменении имущества и обязательств организации, так как в ней содержатся сведения об остатках и движении отдельных групп или видов имущества и обязательств.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляют по различным формам. Если аналитический учет ведется только в денежном выражении, то оборотная ведомость по аналитическим счетам составляется по форме оборотной ведомости по синтетическим счетам.

Если аналитический учет ведется не только в денежном, но и в натуральном выражении, то в форме оборотной ведомости по аналитическим счетам предусматриваются колонки не только для стоимостных, но и для натуральных измерителей с указанием единицы измерения.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам, так же как и оборотные ведомости по синтетическим счетам, составляют главным образом для проверки правильности записей по аналитическим счетам. Итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам сверяют с итогами соответствующего синтетического счета. Они должны быть обязательно равны.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам используют также для наблюдения и контроля за состоянием и движением отдельных видов имущества и их источников.

Оборотную ведомость по аналитическим счетам разных дебиторов и кредиторов, которые открываются в дополнение к синтетическому счету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», применяют, кроме того, для выведения конечных остатков активно-пассивного счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

1.13. План счетов бухгалтерского учета

По определению Федерального закона «О бухгалтерском учете»:

«план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета».

Ныне применяемый План счетов утвержден письмом Минфина СССР от 11 ноября 1991 г. № 56 и одобрен межправительственной рабочей группой, заседание которой проходило с 28 по 31 октября 1991 г.

Указанный План счетов разработан в основном на переходный период к рыночной экономике. В дальнейшем он будет в большей степени приближен к национальным планам счетов стран рыночной экономики.

План счетов 1991 г. (см. Приложение) является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов (или другим соответствующим органом) вводить при необходимости в План, счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Например, если организация выпускает один вид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считать прямыми и в этом случае отпадает необходимость в использовании счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией, исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.).

Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.

В едином Плане счетов счета сгруппированы в 9 разделов; Отдельно выделены забалансовые счета. В основу группировки счетов по разделам положены экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности, определяемой, характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I - средства труда, раздел II - предметы труда). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и ее реализации, денежных средств и расчетов (III - VI разделы). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемого к легкореализуемому;

В последующих разделах отражены финансовые результаты и обязательства предприятия (VII - IX разделы).

1.14. Учетные регистры

Записать операцию на счетах - это значит отразить ее содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах являющихся учетными регистрами .

Статья 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» Регистры бухгалтерского учета :

«1. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

2. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

3. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

4. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.»

Совокупность и расположение реквизитов в регистре определяют его форму, которая зависит от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров, способов учетной регистрации. Под учетной регистрацией понимают запись хозяйственных операций в учетных регистрах.

По внешнему виду учетные регистры подразделяются; на книги, карточки и свободные листы (ведомости) в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной, техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетках и иных машинных носителях.

1.14.1. Способы исправления в учетных записях

Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и способом «красное сторно».

Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей. Сущность данного способа состоит в том, что ошибочный текст или сумма зачеркивается и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Зачеркивание производят тонкой линией так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. При этом зачеркивается все число, если даже ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в документах - подписями лиц, подписавших документ; в учетных регистрах — подписью лица, производящего исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в конце страницы, записывая в ней «исправлено» и правильный текст или сумму.

Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и преуменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку. Если, например, подотчетным лицам выдали из кассы 40 000 руб., а ошибочно записали 10000 руб., то на разность между этими суммами ~ 30.000 руб. (4Q 000 — 10 000) нужно составить дополнительную проводку.

Если в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов, то для исправления ошибок применяется способ «красное сторно». Сущность данного способа состоит в том, что вначале ошибочная проводка повторяется в той же корреспонденции счетов, но запись производится красными чернилами. Эта проводка записывается красными чернилами также в соответствующие учетные регистры. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы,' записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итога. Тем самым неправильная запись аннулируется, снимается отрицательными числами. После этого составляется новая проводка с правильной корреспонденцией счетов и записывается в регистры обычными чернилами. Исправление ошибочных записей способом «красное сторно» представлено в следующем примере:

Пример. В организации совершена следующая операция: Из кассы выдано подотчетным лицам 40 080 руб. Ошибочно была составлена следующая проводка:

40 000 руб.


1) Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» )

Кредит счета 50 «Касса»

При проверке записей на счетах ошибка была обнаружена (дебетовать нужно не счет расчетов по оплате труда, а счет подотчетных лиц).

- 40 000 руб.

Для снятия ошибочной записи неправильную проводку повторяют красными чернилами и записывают ее в учетные регистры.

1a) Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 50 «Касса»

После этого составляют правильную проводку:

40 000 руб.


16) Дебет счета 70 «Расчеты е подотчетными лицами»

Кредит счета 50 «Касса»

На счетах эти суммы будут отражены следующим образом.

Счет 70

«Расчеты с персоналом

по оплате труда

Счет 50

«Касса»

Счет 71

«Расчеты

с подотчетными лицами»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1)

40 000

С

-100 000

1)

40 000

1б)

40 000

1а)

-40 000

1а)

-40 000

Оборот

40 000

Оборот

-

1б)

40 000

С 40 000

(40 000 – 40 000)

С

-

Оборот

-

Оборот

40 000

(40 000 -

- 40 000 + 40 000)

С 60 000

Способ «красное сторно» применяют для исправления ошибок и в тех случаях, когда корреспонденция счетов не нарушена, но преувеличена сумма операции. Для исправления такой ошибки составляют вторую сторнировочную проводку на разность между преувеличенной и правильной суммами операции.

Способ «красное сторно» применяется в бухгалтерском учете не только для исправления ошибок, но и для корректировки учетных данных по отдельным счетам.

1.15. Формы бухгалтерского учета

Форма бухгалтерского учета - совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

В настоящее время в организациях наиболее распространены мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная формы учета.

При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу (регистр синтетического учета). Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяются между собой.


Рис. 3. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета

Основными особенностями журнальио-ордерной формы учета являются:

- применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

- совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;

- объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;

- отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

- сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.

Пример:

Журнал-ордер № 1 по счету 50 «Касса»

строки

Дата

С кредита счета 50 в дебет счетов

Итого

10

«Мате-риалы»

26

«Общехо-зяйственные расходы»

51

«Рас-

четный

счет»

70

«Расчеты

с персо-

налом

по оплате

труда»

И т.д.

1.

20 01

10 000

10 000

В журналы-ордера производятся только кредитовые записи того синтетического счета, операции которого учитываются в данном журнале. Например, в журнал-ордер № I по счету 50 «Касса» записываются только те операции, по которым счет «Касса» кредитуется. Операции, по которым счет «Касса» дебетуется, будут записаны в Главную книгу. Тем самым исключается дублирование оборотов по корреспондирующим счетам. Месячные итоги каждого журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в данном журнале, и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета.

Проверенные месячные итоги журналов-ордеров записывают в Главную книгу следующей формы.

Главная книга

при журнально-ордерной форме учета

Счет «Касса»________________________

(наименование счета)

Месяц

Обороты по дебету с кредита счетов

Оборот

по

кредиту

Сальдо

51

«Расчет-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  150  151  152   ..