Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  633  634  635   ..

 

 

Анализ внутренней среды. Анализ маркетинговой деятельности

Анализ внутренней среды. Анализ маркетинговой деятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Структурные подразделения

Численность

рабочие

руководители, специалисты, служащие

Целлюлозный завод

426

34

Фабрика картонно-бумажной тары

621

41

Картонно-бумажная фабрика

294

23

Цех фильтрированных картонов

134

12

Транспортное хозяйство

278

15

Целый ряд вспомогательных цехов

672

288

ВСЕГО

2425

413

Численность- всего

2755

455

В том числе:

-промышленно-производственный персонал

2425

413

-непромышленный персонал

330

42

Показатели

Млн. руб

Изменения

на начало периода

на конец периода

абс.

относ., %

Все имущество предприятия (актив баланса – стр. 390)в том числе:

113145

138923

25778

19

1. Внеоборотные активы (стр. 190)

100098

118529

18431

16

в %-ах к имуществу

88

85

-3

4

2. Оборотные активы (стр. 290)

13047

20394

7347

36

в %-ах к имуществу

12

15

3

20

- из них:

2.1. Материальные оборотные активы (стр. 210+стр. 230)

8916

10380

1464

14

в %-ах к оборотным средствам

68

51

-17

-33

2.2. Товары отгруженные (стр. 240)

-

-

-

-

в %-ах к оборотным средствам

-

-

-

-

2.3. Денежные средства и финансовые вложения (стр. 260+стр. 270)

210

4966

4756

96

в %-ах к оборотным средствам

2

24

22

92

2.4. Расчеты и прочие активы (стр. 220+стр. 250+стр.280)

3921

5048

1127

22

в %-ах к оборотным средствам

30

25

-5

-20

Показатели

Млн. руб

Изменения

на начало периода

на конец периода

абс.

относ., %

Всего источников (пассив баланса – стр. 890)

113145

138923

25778

19

1. Собственный капитал (стр. 590+стр. 690))

99019

122557

23538

19

в %-ах к общей сумме источников

88

88

0

0

- из них:

1.1. Источники собственных средств (стр. 590)

99053

122340

23287

19

в %-ах к собственным средствам

-

199

-

-

1.2. Доходы и расходы (стр. 690)

-34

217

251

-

в %-ах к собственным средствам

-

0,2

-

-

2. Заемный капитал (стр. 790)

14126

16366

2240

14

в %-ах к общей сумме источников

12

12

-

-

- из них:

2.1. Долгосрочные кредиты и займы (стр. 720)

716

4778

4062

15

в %-ах к заемным средствам

5

29

24

83

2.2. Краткосрочные кредиты и займы (стр. 710)

3625

4778

1153

24

в %-ах к заемным средствам

25

29

4

14

2.3. Кредиторская задолженность и прочие пассивы (стр. 730+стр. 740)

9785

6857

-2928

-43

в %-ах к заемным средствам

69

42

-27

-64

Наименование предприятий

Товарная продукция в сопоставимых ценах, (тыс. рублей)

2004 год

2005 год

2005 г. в

Акционерные предприятия

“Светлогорский ЦКК”

62331070

65616099

105,3

“Лесохимик”

9459248

11015890

116,5

“Бумажная фабрика “Спартак”

7333199

8979975

122,5

“Гомельобои”

61313675

64730041

105,6

“Бумажная фабрика “Герой труда”

37761477

44080565

116,7

“Красная звезда”

7419483

9372124

126,3

“Пуховичская картонная фабрика”

2243036

2330005

103,9

“Картонная фабрика “Ольховка”

2026567

2370120

117,0

“Картонная фабрика “Раевка”

913696

44514

4,9

«Белорусские обои»

29278077

29686050

101,4

В С Е Г О

220079528

238225383

108,2

ПОКАЗАТЕЛИ

2004 год

2005 год

Темп роста, %

18954

21312

112,4

в том числе:

в Россию

15448

17398

112,6

в другие страны СНГ

2171

1984

91,4

за пределы СНГ

1335

1930

144,6

7691

7925

103,0

в том числе:

из России

6651

6232

93,7

из других стран СНГ

346

512

148,0

из-за пределов СНГ

694

1181

170,2

Должность

Количество (чел)

Начальник

1

Зам начальника

1

Ведущий инженер

1

Инженер

2

Товаровед

1

Итого:

6

Региональные сегменты рынка

Республика Беларусь

Российская Федерация

Наименование продукции

2003

2004

2005

2003

2004

2005

Гофротара, млн.м2/год

158,0

161,2

166,8

1 591

1 700

1 820

Фильтровальные картоны, т/год

800

800

810

3 090

3 100

3 146

Бумага для гофрирования*, тыс.т/год

47,2

48,5

50,0

397,8

425

455

Исследования внешней среды (Е)

Исследования внутренней среды (I)

Е.1 Анализ цен конкурентов-производителей на белорусском рынке

I.1 Анализ продаж продукции предприятия в региональном разрезе

Е.2 Анализ цен конкурентов-производителей на российском рынке

I.2 Анализ структуры продаж предприятия по товарным группам

Е.3 Анализ цен на сырье российского производства

I.3 Анализ дилерской и посреднической активности

Е.4 Обзоры технических и экономических новшеств на отечественном и зарубежном рынке

I.4 Динамика структуры и характера платежей за отгруженную продукцию

Клиенты, приобретающие

Клиенты, приобретающие продукции на сумму свыше 200 000 у.е. в год

Беларусь

Сегмент А

Сегмент В

Россия

Сегмент С

Сегмент Д

Критерии оценки сегмента

Сегмент А

Сегмент В

Сегмент С

Сегмент Д

Регион

Республика Беларусь

Россия

Клиенты

Средние и мелкие промышленные предприятия Республики Беларусь, приобретающие продукцию Светлогорского ЦКК для собственных нужд

Крупные промышленные предприятия Республики Беларусь, приобретающие продукцию Светлогорского ЦКК для собственных нужд

Российские промышленные предприятия, использующие продукцию Светлогорского ЦКК для собственных нужд, небольшие посреднические фирмы России, в дальнейшем перепродающие продукцию Светлогорского ЦКК.

Крупные российские предприятия и посреднические фирмы, перепродающие продукцию Светлогорского ЦКК

Величина сегмента

тыс.

47 928

35 061

20 727

39 091

%

33,6

24,6

14,5

27,3

Возможность роста

Сегмент насыщен, находится в стадии падения объемов

Сегмент насыщен, возможность роста минимальна

Сегмент насыщен, находится в стадии падения объемов

Есть определенные перспективы, требующие стратегического маркетингового планирования для роста

Оптовики,

Остальные

Беларусь

Сегмент А

Россия

Сегмент В

Сегмент G

Украина

Сегмент С

Сегмент H

Молдова

Сегмент D

Сегмент K

Примечание. Источник: собственная разработка.

2.5 Анализ конкурентных преимуществ фирмы

Основная задача анализа конкурентных преимуществ предприятия ОАО «Светлагорский ЦКК» – получение конкурентного преимущества. Притом для себя необходимо получить ответы на следующие вопросы:

• кто является основными конкурентами

• какую долю рынка они занимают

• какие основные стратегии используют

• какие методы ими используются в конкурентной борьбе

• на какой стадии жизненного цикла находится наш товар и аналогичные товары конкурентов

Анализ характеристик основных конкурентов целесообразно проводить по следующим направлениям:

• Положение конкурентов на рынке

• Какова их инновационная деятельность и как часто они обновляют продукцию

• Насколько оперативно они реагируют на изменение рыночной ситуации

• Ценовая политика и стратегия ценообразования конкурентов

• Методы продвижения товара на рынок

Оценка конкурентоспособности товара предприятия ОАО «Светлагорский ЦКК» осуществляется при:

• Комплексном изучении требований рынка

• При выработке основных направлений создания и изготовления продукции

• При оценке перспектив продажи отдельных товаров

• При государственной аттестации продукции

• При подготовке рекламы

• При установлении цен на продукцию

Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки своих реальных возможностей в конкурентной борьбе. При этом анализе необходимо выявление резервов, которые могли бы повысить конкурентные возможности предприятия. В процессе исследования пользуются показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости предприятия, способности выпускать конкурентоспособную продукцию, обеспечивающую достижение поставленных целей.

Дадим оценку конкурентоспособность продукции ОАО «Светлагорский ЦКК».

Таблица 12 Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Светлагорский ЦКК».

Наименование продукции

Общая оценка по 6-бальной шкале

1.

Картон фильтровальный

4,435

2.

Гофротара

4,29

3.

Бумага для гофрирования

4,1

4.

Соты бумажные

4,05

Примечание. Источник: собственная разработка.

Исходя из вышеизложенного, формирование объема продаж по видам продукции можно скорректировать с учетом положения вида продукции на стадиях жизненного цикла:

• Не снижать долю гофротары в объеме продаж.

• Увеличивать долю бумаги для гофрирования в объеме продаж.

• Увеличивать долю безасбестовых фильтровальных картонов в объеме продаж.

Для оценки конкурентоспособности предприятия были отобраны:

• Качественные критерии оценки конкурентоспособности.

• Перечень предприятий для сравнительного анализа.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

ОАО «СВЕТЛАГОРСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-КАРТОННЫЙ КОМБИНАТ»

Анализ организационной структуры управления ОАО «Светлагорский ЦКК», деятельности отдела маркетинга и сбыта выявил определенные недостатки. По данным исследования годовой объем маркетинговой деятельности на предприятиях Республики Беларусь не превышает 1 млн. $ при затратах на управления 2 млрд. $. Следовательно, на затраты по маркетингу приходится 0,05% общих управленческих расходов, в то время как на Западе на эти пели предусмотрено 20%.

Что же касается разработки и внедрения высокоэффективных комплексных подсистем маркетинга, то в РБ пока не существует ни одной высококвалифицированной команды, которая могла бы и выполнить весь комплекс этих работ.

Хозяйственные субъекты Беларуси находятся в самом начале пути по построению цивилизованной системы управления, приспособленной к жестким рыночным условиям функционирования, ни на одном из них не работает нацеленная на серьезный комплексный подход подсистема маркетинга. Мы отстаем от России лет на 5-7.

Используя отечественный и зарубежный опыт, необходимо разработать рекомендации, выполнение которых могло существенно улучшить систему управления предприятием, повысить его конкурентоспособность (как па внутреннем, так и на внешнем рынке), увеличить эффективность деятельности как самого отдела маркетинга и сбыта, так и предприятия в целом. При этом надо учитывать, что каждый доллар, вложенный в профессиональный маркетинг, даст не менее 5-10$ чистой прибыли в год.

Условно рекомендации можно разделить па два блока - стратегический и тактический.

Стратегический блок связан с изменением подхода к системе управления: с выполнением принципов маркетинга и их реализацией в процессе управления. Так, для руководства ОАО «Светлагорский ЦКК» потребуется предпринять ряд шагов:

• пересмотр организационной структуры предприятия;

• изменение кадровой политики предприятия;

• изменение принципов планирования,

• реализация заложенных принципов управления.

Рассмотрим их содержание.

Несомненно, что необходимо принимать во внимание, что предприятие находится в кризисе (как абсолютное большинство предприятий Республики Беларусь). В этой ситуации коренная перестройка при отсутствии опыта подобных процедур и подготовленности кадров высшего руководства может вообще парализовать работу предприятия.

Поэтому целесообразно предусмотреть соответствующие мероприятия по координации деятельности служб предприятия, принимая во внимание принцип направленности на удовлетворение потребителя: совещание, обязательно совместное принятие решений, затрагивающих интересы различных служб, согласование процедур и действий. Очевидно, что время этапа принятия решений увеличится. Однако, и опыт японских компаний доказывает, что на этапе исполнения это компенсируется не только временем, но и качеством исполнения.

Очень важно для решения некоторых проблем, например, разработка нового продукта, создавать команды, которые состояли бы из специалистов различных служб: инженеров, технологов, экономистов, менеджеров, маркетологов. Эффективность таких команд уже давно доказана, и на Запале применяется часто (например, IВМ). У нас же процесс разработки дробится между различными отделами. В данном случае теряется много времени и в конечном итоге, результат будет не совсем удовлетворительным.

Так, для повышения физико-механических показателей бумаги для гофрирования и картона для плоских слоёв, необходимо отработать технологические режимы с использованием модифицированного крахмала для поверхностного покрытия картона для плоских слоёв. Это позволит увеличить выпуск гофропродукции, повысит её физико-механические показатели, увеличится объём производства товарной продукции, будет экономно использоваться целлюлозное волокно.

Так же необходимо в рамках организационной структуры управления комбинатом необходимо ввести должность заместителя директора по маркетингу, подчинив ему отдел материально-технического снабжения, внешней комплектации, маркетинга и сбыта. Эго обусловлено схожестью задач (изучение рынков сбыта и поставщиков, заключение контрактов. организация транспортного и складского обслуживания и др.)- В такой ситуации организация единого центра позволит рационально и эффективно выполнять функции б пределах той же численности, повысить профессиональный уровень работников и обеспечить руководство принципами маркетинга еще на этапе закупки сырья и комплектующих.

Изменение кадровой политики комбината.

Невозможно себе представить, что неквалифицированный рабочий или незаинтересованный будет делать свою работу качественно. Тогда о каком качестве продукции можно говорить, если проанализировать уровень образования персонала и уровень его оплаты. В ситуации, когда работники подбираются по критерию согласования на данный уровень оплаты, невозможно обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Это ставит под вопрос будущее предприятие, так как оно не использует наличие некоторых преимуществ перед предприятиями СНГ для развития. Заработная плата в себестоимости составляет 17,6%, уровень образования и квалификации низок, есть также резервы по снижению численности административно-управленческого персонала, поэтому необходимо провести оценку персонала предприятия, выделив группы работников, вносящих вклад в деятельность предприятия. Затем сформировать команды высококвалифицированных рабочих, инженеров, специалистов, менеджеров, предложив им соответствующую оплату, необходимо привлекать ресурсы извне (информационные, трудовые).

Изменение принципов планирования комбината.

Анализ системы планирования в области маркетинга выявил ряд недостатков. Несмотря на хорошую проработанность оперативных и текущих планов, практически не представлен стратегический план маркетинга, а также планы текущих мероприятий по анализу маркетинговой среды, стимулированию и организации сбыта. Стратегический план-прогноз должен содержать основные тенденции развития рынку продукции по регионам, анализ внешней среды, стратегические направления деятельности и увязка текущих и оперативных планов.

Что же касается планирования осуществления мероприятий по анализу маркетинговой среды и стимулированию и организации сбыта, то создалось впечатление, что на ОАО «Светлагорский ЦКК» все эти мероприятия осуществляются стихийно, но мере надобности и запросам высшего руководства. Составление плана и бюджета этих мероприятий с увязкой их с планом развития предприятия позволит более эффективно использовать средства предприятия, время и усилия работников отдела.

Реализация заложенных принципов управления.

При анализе «Положения об отделе маркетинга и сбыта» было выявлено, что там заложено много передовых принципов деятельности отдела. Однако анализ деятельности службы показал, что большинство из них в процессе деятельности игнорируется, то есть для отдела маркетинга и сбыта осталось свойственно старая привычка плановой экономики: главное продекларировать, а будет это исполняться или нет - неважно. В такой ситуации необходимо проявить решительность, распределить задачи по исполнителям и постоянно контролировать их исполнение, также обеспечить их необходимыми правами. Только в этом случае отдел маркетинга будет соответствовать своему названию и предназначению.

Рассмотрим тактический блок, который связан с перераспределением функций и изменением структуры отдела маркетинга и сбыта. Учитывая специфику деятельности предприятия ее можно представить следующим образом на рисунке 4 [приложения 2].

В пределах данной численности предлагаются следующие отделы и их количественный состав в организационной структуре управления маркетингом на ОАО «Светлагорский ЦКК»

1) сбыта 5 чел.;

2) поставок 6 чел.;

3)маркетинг 4 чел.;

4)техническое обслуживание 3 чел.;

5) новых товаров (маркетинговых исследований) 2 чел.;

6) сбыта (бюро) (в составе отдела маркетинга) 1 чел.;

Возглавляет данную службу заместитель директора предприятия по маркетингу (1 чел.).

Каждое из перечисленных подразделений решает определенный крут задач.

Отдел сбыта

Задачами этого отдела должна стать.

• своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции;

• обеспечение выполнения планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами;

• контроль за поставкой продукции структурными единицами;

обеспечение правильного учета приемки и отчетности по стручке продукции.

Отдел поставок. Он будет решать сходные с отделом сбыта задачи с той лишь разницей, что его усилия будут направлены на своевременное обеспечение предприятия сырьем и комплектующими надлежащего качества.

Отдел маркетинга.

Задачи отдела следующие:

• разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;

• исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуры рынка. Изучение спроса на продукцию и разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции.

Исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований со стороны потребителей.

Ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции.

Организация рекламы и стимулирование сбыта продукции.

Отдел разработки новой продукции --этот отдел будет изучать спрос на рынке и проводить маркетинговые исследования.

Положение любого предприятия на рынке, особенно в ситуации обострения конкурентной борьбы зависит от наличия в его производственной программе «пионерских» продуктов. Функции отдела разработки новой продукции сводятся к изучению достижений науки и техники в области производимой предприятием продукции, зарубежных аналогов, патентов, лицензий, выдвижению идей, их фильтрации, проверки концепции (то есть оценки товара, которую даст потребитель), проведению экономического анализа, разработке и проведению пробного маркетинга.

Так, на комбинате, за счёт совершенствования технологии варки целлюлозы и её крашения возможно повышения качества бумаги.

Для удовлетворения нужд потребителей и возможности выхода на рынки стран дальнего зарубежья необходимо дальнейшее совершенствование технологии по улучшению качества безасбестового фильтрованного картона и с помощью отдела маркетинга, увеличение сбыта и соответственно производства.

При увеличении количества пакетируемой гофропродукции, повысится производительность труда, улучшатся условия хранения и транспортировки продукции. При участии отдела разработки новой продукции освоение производства упаковки из камированного картона позволит увеличить ассортимент продукции комбината.

Безусловно, что специалисты данного подразделения должны быть хорошо осведомлены о последних технических достижениях в отрасли, что должно быть обеспечено деятельности не только отдела исследований, но и регулярной работы на выставках, ярмарках и т.п.

Так как организация выпуска новой продукции есть инвестиционный процесс, отдел разработки новой продукции должен в совершенстве владеть таким важным инструментом практической деятельности предприятия как бизнес планирование. Бизнес-план является основным рабочим документом при «запуске» нового товара. Он должен составляться как в случае привлечения «сторонних» инвестиций, так и в случае привлечения собственных средств предприятия.

Необходимо выделить в рамках отдела маркетинга бюро стимулирования продаж/сбыта.

В функции этою подразделения службы маркетинга входит:

• разработка мероприятий по формированию спроса и стимулирования сбыта на продукцию и услуги, предлагаемые предприятием на рынках;

• разработка и осуществление рекламно-информационных кампаний;

• планирование выставочной деятельности предприятия:

• обеспечение предприятия всеми необходимыми видами рекламной продукции;

• работа с рекламными и маркетинговыми фирмами;

• разработка мероприятий по созданию имиджа предприятия, как в глазах потребителей, так и среди сотрудников, внедрение фирменного стиля.

Комплексная система рекомендуемых мероприятий должна оказать существенное влияние на эффективность маркетинговой деятельности, маркетинговой службы комбината в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение организации маркетинговой деятельности на ОАО «Светлагорский ЦКК» позволило вскрыть некоторые недостатки и наметить мероприятия по их устранению.

В условиях острой конкурентной борьбы важное значение приобретает завоевание как внутренних, так и внешних рынков сбыта товаров и услуг. Особенно сложным является для предприятий Республики Беларусь выход на внешние рынки, где их выживание зависит от правильной организации своей деятельности. В создавшейся ситуации они должны уделять пристальное внимание реализации и сбыту продукции, увеличению доходов и улучшению своего финансового положения, изучению конкурирующих предприятий. Сделать это возможно только при использовании маркетингового подхода, В данной связи в работе рассмотрены теоретические основы маркетинга и его тенденции на современном этапе - социально-экономическая сущность маркетинга и эволюция его развития: комплексное изучение и основные характеристики рынков продукции производственного назначения; организация сбыта в системе маркетинга.

Маркетинг означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако как система экономической деятельности она опирается на следующие основные понятия' нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

В классическом понимании маркетинг - это, прежде всего, предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.

Современные специалисты в сфере экономики рассматривают его в более широком смысле - как философию бизнеса, определяющую стратегию и тактику фирмы (предприятия) в условиях конкуренции.

В настоящее время преобладает гак называемое маркетинговое управление, то есть долгосрочное (перспективное) планирование и прогнозирование, опирающееся на исследовании рынка, товара и покупателей; использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта; ориентация на товары «рыночной новизны»; удовлетворяющие требования тщательно изученных потенциальных покупателей.

В работе подчеркивается, что современная концепция маркетинга в качестве важнейшей составляющей его программы предполагает комплексное изучение рынка, включающее анализ его основных секторов, всех функций и аспектов, а также повышение конкурентоспособности продукции и обеспечение максимальной прибыли.

В настоящее время комплексное изучение рынков осуществляется по следующим основным направлениям: технический уровень, качество и потребительские свойства товара, их соответствие требованиям рынка, емкость рынка, основные формы и методы сбыта. Анализ каждой из указанных проблем ведется в широком плане с выявлением перспектив их развития.

В работе рассмотрены особенности промышленных рынков и их содержание:

• исследования в области продукции промышленного назначения продолжительны, сопряжены с большими издержками и не всегда могуч быть компенсированы за счет экономии на масштабах производства;

• продажа должна осуществляться специалистами, владеющими в равной мере двумя сторонами дела - технической и коммерческой;

• производитель продуктов промышленного назначения дол леей контролировать

• конечный рынок и своего конечного потребителя;

• спрос по цене чаще всего не эластичен;

• спрос на рынке продукции производственного назначения имеет разнородный характер;

• длительный рабочий период (месяцы и далее годы).

В работе отмечается, что при разработке организационных форм компании уделяют первостепенное внимание созданию оптимальной системы сбыта, рассматривая ее как сферу, где в конечном итоге определяется результат всех усилий фирмы, направленных на расширение производства и получение максимальной прибыли.

Наличие каналов распределения должно обеспечить выполнение ряда функций, призванных способствовать более эффективной деятельности производителей и созданию условий для удовлетворения конкретных потребностей покупателей. Основными из них являются следующие:

• исследование спроса, предложения и товаров, представленных на рынке,

• отбор, сортировка и формирование наиболее приемных для покупателей партий поставок;

• продвижение товаров на рынок;

• доработка товаров в соответствии с запросами рынка;

установление и поддержание контактов с существующими и потенциальными покупателями,

• финансирование производителей;

• распределение риска, связанного с возможными потерями в процессе доставки и продажи товаров;

• создание у покупателей удобных для совершения покупок условий.

В работе рассмотрены уровни каналов распределения, варианты распределения товаров, типы посредников, раскрыто содержание этих категории и их особенности.

Анализ показал, что основным направлением деятельности ОАО «Светлагорский ЦКК» является производство и реализация гофрированного картона и ящиков из него.

На предприятии функционирует отдел маркетинга и сбыта.

Численность данной службы составляет 6 человек, в том числе начальник, зам. начальника, ведущий инженер, инженер и товаровед.

В работе рассмотрены должностные обязанности каждого из сотрудников, его права, ответственность, квалификационные характеристики.

Особое внимание уделено анализу положения об отделе маркетинга и сбыта, которое включает в себя основные положения, задачи и функции маркетинга, изучение и оценки рынка разработку рыночной стратегии, международный маркетинг, планирование маркетинга.

В результате исследования в работе сделан вывод, что несмотря на наличие такой службы, обеспечение ее соответствующей документацией, одной из причин неустойчивого финансового положения предприятия является отсутствие постоянных рынков сбыта.

Усиление влияния розничных торговцев, организация по товарам и/или маркам, организация по рынкам; организация по товарам/рынкам, корпоративная организация по подразделениям. В работе раскрыта их сущность, экономическое содержание, факторы обоснования выбора каждого из них, особенности и сфера применения.

Анализ внешней среды показал, что предприятие действует в условиях кризиса экономики, разрыва экономических связей местных ограничений рынка, является монополистом на рынке Республики Беларусь, превосходит конкурентов на рынках СНГ, не конкурентоспособно на рынках развитых стран.

Используя отечественный и зарубежный опыт, в работе предложены следующие рекомендации по совершенствованию организации маркетинговой деятельности на предприятии:

• пересмотр организационной структуры предприятия. Целесообразно предусмотреть мероприятия по координации деятельности служб предприятия, принимая во внимание принцип направленности на удовлетворение потребителя: совещания, обязательное совместное принятие решений, затрагивающих интересы различных служб, согласование процедур и действий. Для разработки нового продукта целесообразно создавать команды, которые состояли бы из специалистов различных служб: инженеров, технологов, экономистов, менеджеров, маркетологов.

В рамках организационной структуры управления предприятием необходимо ввести должность - зам. директора по маркетингу- подчинив ему службы материально-технического снабжения, внешней комплектации, маркетинга и сбыта. Это обусловлено схожестью их задач (изучение рынков сбыта и поставщиков, заключение контрактов, организация транспортного и складского обслуживания и др.). В такой ситуации организация единого центра позволит рационально и эффективно выполнять функции в пределах той же численности, повысить профессиональный уровень работников еще на этапе закупки сырья и комплектующих.

В данной связи в работе предложена организационная структура службы маркетинга, обоснована необходимость создания следующих отделов; сбыта, поставок, технического обслуживания, новых товаров и бюро стимулирования сбыта, определены их задачи, функции, количественный состав; изменение кадровой политики. В данной связи целесообразно провести оценку персонала предприятия, выделив группы работников, вносящих вклад в его деятельность. Затем сформировать команды высококвалифицированных рабочих, инженеров, специалистов, менеджером, предложив им соответствующую заработную плату;

• изменение принципов планирования - для этого рекомендуемся разрабатывать стратегический план-прогноз, который должен содержать основные тенденции развития рынка продукции по регионам, анализ внешней среды, стратегические направления деятельности и увязку текущих и оперативных планов, реализация заложенных принципов управления, предполагает распределение задач по исполнителям и постоянный контроль их исполнения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акулич И.А. Маркетинг -М.: БелИПК. ,2007.

2. Андреева О.Д. Технология бизнеса. -М.: Инфра-М ,2001.

3. Аткинсон Дж. Все о продажах. -М.: Инфра-М. , 2003.

4. Багиев Г.Л. Международный маркетинг. - СПб.: Питер,- 2008 .

5. Бурцев В. В. Сбытовая и маркетинговая деятельность, -М.: Тенс. -2001.

6. Ансофф И. Стратегическое управление. Экономика -М., 1989.

7. Бодрунов С. Д. Маркетинг информационный услуг. -М.: Юрист . 1994.

8. Вирский Е.Л. Маркетинг. - Мн.: Армита, 2003.

9. Головачев А. С. Конкурентность страны, предприятия, товара. - М.: Дели принт., 2002.

10. Глубокий Н.В. Разработка маркетинговых стратегий. - М.: Цитадель. 2005.

11. Гэбэй Дж. Маркетинг: новые возможности. - М.: Финпресс, 2004.

12. Голиков Е.А. Оптовая торговля. - М.: Цитадель, 2005.

13. Годин А.М. Маркетинг -М.: Вея Москва, 2007.

14. Годин В.П. Управление персоналом и эффективность предприятия -СПб.: Питер. 2000.

15. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры - С.Тенс.. 2006.

16. Дойль П. Маркетинг - менеджмент и стратегии -СПб.: Питсрком, 2007.

17. Дурович А.П. Товар в маркетинговой деятельности. - Мн.: БГЭУ.2007.

18. Демидова Н.Н. Основы маркетинга - Могилев: МНЛУ, 2003.

19. Джей Гос. Малозатратный маркетинг. - СПб.: Питер. 2007.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  633  634  635   ..