Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  221  222  223   ..

 

 

Маркетинговая политика предприятия

Маркетинговая политика предприятия

Содержание

Введение

1. Характеристика и анализ деятельности предприятия

1.1 Общая характеристика предприятия

1.2 Анализ внешней среды предприятия

1.2.1 Анализ рынка

1.2.2 Анализ потребителей

1.2.3 Анализ конкурентов

1.3 Анализ внутренней среды предприятия

1.3.1 Анализ организации управления предприятием

1.3.2 Анализ товарной политики предприятия

1.3.3 Анализ сбытовой политики предприятия

1.3.4 Анализ коммуникационной политики предприятия

1.4 Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия

1.5 Ценовая политика организации

2. Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии

2.1 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием

2.2 Разработка маркетинговой программы предприятия

2.2.1 Определение направлений совершенствования маркетинговой программы

2.2.2 Разработка маркетинговых целей предприятия

2.3 Стратегия предприятия и мероприятия по ее реализации

2.3.1 Мероприятия по совершенствованию сбытовой политики

2.3.2 Мероприятия по совершенствованию сервисной политики предприятия

2.3.3 Мероприятия по совершенствованию ценовой политики

2.3.4 Мероприятия по совершенствованию коммуникационной политики предприятия

3. Экономическая часть

3.1 Расчет влияния показателей эффективности предложенных мероприятий на финансово-экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия

3.2 Оценка предложенных мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия

4. Вопросы охраны труда и природной среды

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Трудности, возникающие перед компаниями в связи с переходом к рынку, во многом связаны с тем, что менеджмент компаний не знает законов рынка и механизмов его действия. Ситуация ставит перед менеджментом новые задачи: рационально планировать свою деятельность, поднять качество и конкурентоспособность товаров и фирмы, как обеспечить эффективный сбыт продукции.

Достигнуть этого возможно при значительном повышении уровня организации деятельности компании. Важную роль в этом в рыночных условиях играет использование принципов маркетинга, получивших широкое распространение в мировой практике.

Маркетинг уже давно находится на вооружении предприятий зарубежных стран, имеет он и применение в России. Важно отметить, что маркетинг постоянно развивается и не является чем-то догматическим.

Термин маркетинг означает "рыночный" и представляет собой систему организации и управления всеми сторонами деловой активности хозяйственной единицы. Маркетинг требует творческого подхода.

"Не существует единой универсальной формулы для организации работы на основе принципов маркетинга, равно как и нет единой схемы построения маркетинговой работы на уровне предприятия. Главное при маркетинговом подходе - целевая ориентация всей совокупности намеченных мер». [7, c. 112]

Сегодня маркетинговый подход заставляет менеджмент уделять таким сферам как реализация, и сбыт продукции, увеличению доходов и улучшению финансового положения компании куда больше внимания, чем управлению производством с целью снижения издержек.

Сегодня в информационную эпоху, когда запросы и нужды потребителей быстро распространяются по миру, структуры рынков крайне разнообразны.

Маркетинг обеспечивает успех развития фирмы.

Сегодня задача фирмы стремящейся к лидерству дать потребителю товар более высокого качества и значимости для потребителя, чем ранее и за ту же цену.

Маркетинг сегодня рассматривается как рыночная концепция управления фирмой, он становится основополагающей, целевой функцией, определяющей все аспекты деятельности фирмы, а поэтому превращается из обычной хозяйственной функции в само содержание, сущностную черту функционирования фирмы, стремящейся к получению максимальной прибыли.

Маркетинг - это координирование действия предприятия на рынке, для него характерными чертами являются системность и комплексность.

Таким образом, маркетинговая деятельность - это основа комплексного решения своих задач: поиск потребителя, определения собственных возможностей, оценка уровня конкурентоспособности фирмы и продукции.

Маркетинг сегодня обеспечит минимальные потери и максимальные прибыли на пути к успеху компании.

Игнорирование маркетинга менеджментом предприятия в современных условиях может стоить очень дорого вплоть до выхода из бизнеса.

В настоящее время данная проблема очень актуальна для менеджмента компании «Сан-Интербрю», которая и является, наравне с исследованием маркетинговой деятельности предприятия, объектом исследования данного дипломного проекта.

Цель работы – исследование маркетинговой политики предприятия и пути ее совершенствования.

Объект исследования – ОАО «Сан Интребрю».

Предмет исследования – маркетинговая политика ОАО «Сан Интребрю».

В работе поставлены следующие задачи:

· Проанализировать деятельность предприятия;

· Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии;

· Провести расчет и оценку влияния показателей эффективности предложенных мероприятий на финансово-экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Работа состоит из четырех разделов. В первом разделе анализируется маркетинговая политика предприятия, во втором разделе даны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности, в третьей разделе произведен расчет экономической эффективности мероприятий. В четвертом разделе решены вопросы охраны труда и природной среды.

1. Характеристика и анализ деятельности предприятия

1.1 Общая характеристика предприятия

Открытое акционерное общество «САН Интербрю», именуемое в дальнейшем «Общество», образовалось весной 1999 года в результате слияния двух крупных производителей пива: САН Брюинг и Интербрю Россия.

Каждая из сторон владеет по 34% голосующих акций компании. Доля акций компании в свободном обращении – 32%.

В 1992 году Группа САН (SUNBrewing), которая стала одним из значимых игроков российского пивоваренного бизнеса, особенно сильным в регионах. К 1999 году компании принадлежали 6 пивоваренных комбинатов, а также разветвленная сеть дистрибьюторских центров.

В портфеле компании было около 40 различных марок пива. Некоторые из них производятся и по сей день: «Толстяк», «Премьер», «Рифей», «Пикур», «Волжанин».

К 1999 году территории России компании Интербрю пранадлежали два пивоваренных завода: «Клинский Пивоваренный комбинат» (город Клин, Московской области) и «РОСАР» (город Омск).

Общество является крупнейшей в мире пивоваренной компанией, которой принадлежит 13% мирового рынка пива.

В состав Общества входят 8 заводов (Клин, Иваново, Саранск, Курск, Волжский, Новочебоксарск, Пермь, Омск) и 19 торговых филиалов на территории России (Санкт-Петербург, Иваново, Москва, Саранск, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Волжский, Самара, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Омск, Кемерово, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск). Также компании принадлежат 3 завода в Украине (Чернигов, Николаев, Харьков).[25]

Общество имеет представительства на территории Российской Федерации в следующих городах: Волжский (Волгоградская область), Курск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара.

Место нахождения Общества: 141600, Российская Федерация, Московская область, г. Клин, ул. Московская, д.28.

В дипломной работе будет рассмотрено представительство ОАО «САН Интербрю» в городе Новосибирске. Место нахождения: Россия, 630052, г. Новосибирск, Толмачевское шоссе, 43/4, оф. 223.

Целью деятельности Общества является осуществление хозяйственной деятельности в целях получения прибыли и максимального удовлетворения потребностей населения РФ в товарах и услугах, производимых и оказываемых Обществом.

Видами деятельности Общества являются:

- производство пищевой продукции, включая пиво, безалкогольные напитки, квас, солод, продукты из зерна, солода и других сельскохозяйственных продуктов;

- оптовая торговля, пищевой продукцией включая пиво, безалкогольные напитки, квас, солод, продукты из зерна, солода и другими сельскохозяйственными продуктами;

- оказание услуг в области рекламы и маркетинга;

- производство тары и упаковочных материалов;

- оптовая торговля тарой и упаковочными материалами;

- все виды внешнеэкономической деятельности;

- осуществление любых иных видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.

В перспективе Общество планирует покупку локальных производств, инвестирование значительного капитала в развитие местного производства, марок и дистрибьюции, а также строительство пивоваренных заводов на Востоке.

Цель компании – сделать каждую приобретенную марку еще более сильной.

Только после того, как выстроена «платформа» из сильных локальных марок, компания выводит на рынок свои международные марки, такие как Хугарден, Леффе, Белль-Вю, Стела Артуа, Бекс, Старопрамен.

Ценности компании: все внимание потребителю, забота о сотрудниках, качество во всем, творческий подход и инновации.

«САН Интербрю» в своей деятельности руководствуется следующими принципами:

- не участвовать в политических движениях и не оказывать индивидуальную или финансовую помощь органам власти;

- не финансировать проекты военных организаций;

- не участвовать в проектах для несовершеннолетних.

Кроме того, компания выступает против злоупотребления алкоголем, не участвует в поддержке агрессивных и экстремальных видов спорта, а также в мероприятиях, связанных с авто- и мототранспортом.

1.2 Анализ внешней среды предприятия

1.2.1 Анализ рынка

В настоящее время послекризисный рост сменился стабилизацией новосибирского рынка пива. Так, в 1999-2001 годах быстрое увеличение числа покупателей вместе с ростом цен сопровождалось увеличением объемов рынка в натуральном и стоимостном выражениях. Однако существенное замедление роста рынка в 2002-2005 годах привело к обострению конкуренции. При этом следует заметить, что рост средней цены - а к июлю 2005 года по сравнению с июнем 1999-го она выросла с 11,1 до 32,9 рубля за литр - связан не только с объективным ростом цен на продукцию, но и со смещением, особенно в последние годы, предпочтений покупателей в сторону более дорогих марок.[20, c. 20]

Анализируя данные различных маркетинговых исследований, проводимых в г. Новосибирске, можно отметить следующее: по ситуации на июль 2005 года, количество покупателей пива в Новосибирске оценивается в 635 тысяч человек, что составляет 62% от числа населения в возрасте 16-65 лет, покупавшего пиво в течение месяца до опроса хотя бы однажды (рис. 1).

Рисунок 1. Количество покупателей пива в г. Новосибирске

Объем рынка пива, согласно данным маркетинговых исследований, в натуральном выражении оценивается в 16 млн литров, а в стоимостном - в 526 млн рублей (рис. 2).

Бурный рост рынка в 1999-2001 годах к 2002-му сменился стабилизацией и даже наметилась тенденция к некоторому снижению. В результате насыщения рынка перед производителями особенно остро встала задача удержать свой сегмент рынка. Ведь для многих производителей общий рост рынка делал как бы незаметным снижение собственной доли в структуре рынка, поскольку объемы производства оставались прежними.


Рисунок 2. Динамика объема рынка пива

В 2004-2005 годах тенденция снижения объема рынка пива укрепилась - как на общероссийском уровне, так и на рынке Новосибирска. Так, в Новосибирске в период с июня 2004 года по июль 2005 года объем рынка пива в натуральном выражении сократился с 18,2 до 16,0 млн. литров и с 558,8 до 526,1 млн. рублей в стоимостном. Анализ спроса на пиво в г. Новосибирске можно проиллюстрировать следующей табл. 1.

Таблица 1 Спрос на пиво в г. Новосибирске в день

Цена за единицу товара А (бутылка пива, 0,5 л) в денежном выражении (Р), руб. Спрос Q на товар, т.е. количество проданного товара А (бутылка пива, 0,5 л) по цене Р, тыс. л
15 45
18 42
25 41

Рисунок 3. Кривая спроса на бутылочное пиво

Как видно из рис. 3, спрос на пиво в г. Новосибирске является эластичным, т.е. с увеличением стоимости спрос на пиво снижается.

1.2.2 Анализ потребителей

Сегментацию рынка пива г. Новосибирска можно провести, используя следующие данные. Зависимость интенсивность потребления пива от пола представлена на рис. 4.

Рисунок 4. Зависимость интенсивность потребления пива от пола

Как видно из рис. 4, потребителями пива являются как мужчины, так и женщины. Мужчины потребляют пиво ежедневно чаще чем женщины, большинство женщин потребляет пиво от 2-3 раз в неделю до 2-3 раз в месяц. Большинство мужчин потребляет пиво до 2-3 раз в неделю.

Зависимость интенсивности потребления пива от возраста представлена на рис. 5.

Рисунок 5. Зависимость интенсивности потребления пива от возраста

Как видно из рис. 5, основной сегмент потребителей пива находится в возрасте от 16 до 24 лет. Люди в возрасте 25-34 лет потребляют пиво реже, чем более молодые. Люди в возрасте 35-44 лет чаще всего потребляют пиво от 1 до 2-3 раз в неделю. Интересно, что с возрастом потребление пива не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Так, люди в возрасте 45-65 лет потребляют пиво часто – 4-5 раз в неделю и более.

Зависимость интенсивности потребления пива от дохода (в расчете на одного члена семьи) представлена на рис. 6.

Рисунок 6. Зависимость интенсивности потребления пива от дохода (в расчете на одного члена семьи)

Из рис. 6 можно увидеть, что основными потребителями пива являются люди с доходом 2001-3000 рублей на одного члена семьи и выше.

Для оценки позиций марок, представленных на новосибирском рынке пива, можно использовать рейтинги top-of-mind, спонтанной известности, марочных предпочтений (на основе покупок в течение месяца до опроса), представленных в отчетах по маркетинговым исследованиям ведущих маркетинговых агентств г. Новосибирска. Пятерку лидеров в рейтингах top-of-mind и спонтанной известности составляют "Балтика" (ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", Санкт-Петербург), "Клинское", "Сибирская корона", "Толстяк" (все 3 марки принадлежат компании SUN Interbrew) и Miller (ООО "Калужская пивоваренная компания").

На протяжении всего рассматриваемого периода - с июля 2001 года по июль 2005-го - самой узнаваемой маркой остается "Балтика". Хотя за последний год она несколько утратила позиции в рейтинге top-of-mind, практически вернувшись к уровню 2002 года (рис. 7). "Сибирская корона", долгое время занимавшая 2-е место, в этом году уступила 1% "Толстяку", чья популярность продолжает неуклонно расти. Miller также несколько улучшил свои позиции за последний год, однако наиболее заметным стал прорыв марки "Клинское" - ее показатели top-of-mind выросли более, чем в 2 раза.

В рейтинге спонтанной известности летом 2005 года вся лидирующая пятерка марок улучшила свои показатели по сравнению с летом прошлого года (рис. 8). Однако и здесь наиболее показательна ситуация с "Клинским". Можно предположить, что столь значительный рост обусловлен активной рекламной политикой производителей продукции ОАО «Сан Интербрю».

Рисунок 7. Динамика показателей ведущих марок на рынке пива в 2001-2005 гг в рейтинге top-of-mind, % от числа опрошенных


Рисунок 8. Динамика показателей ведущих марок на рынке пива в 2001-2005 гг в рейтинге спонтанной известности, % от числа опрошенных

На рынке пива показатели спонтанной известности, и в частности рейтинг top-of-mind, очень тесно связаны с показателями потребительских предпочтений в отношении тех или иных марок. По итогам исследований, наиболее востребованным является пиво "Балтика" - его хотя бы 1 раз за месяц приобретали 22% от общего числа покупателей пива. Вторую позицию занимает "Сибирская корона" с показателем 17%, далее следуют "Толстяк" и Miller, набравшие по 15% голосов покупателей и замыкает пятерку "Клинское" оно в июле этого года пользовалось спросом у 14% новосибирцев, потребляющих пиво (табл. 2).

При этом наибольший рост популярности наблюдался, опять же, у марки "Клинское": если в прошлом году это пиво приобретали только 5% от общего числа покупателей, то в 2005-м их доля увеличилась до 14%, т.е. почти в 3 раза.

Улучшила свое положение и продукция марок "Толстяк" - с 13 до 15% за рассматриваемый год, и "Большое пиво" (ОАО "Томское пиво") - с 5 до 8%. Остались прежними или несколько ослабли, т.е. разница между показателями 2004 и 2005 годов составляет не более 3%, позиции марок "Балтика", "Сибирская корона", Miller, Bagbier (ЗАО "Омская пивоваренная компания "Росар"), "Жигулевское" (разных производителей), "Старый мельник" (ЗАО "Пивоварня "Эфес-Москва").

Таблица 2 Динамика предпочтений покупателей пива 10 лидирующих на новосибирском рынке марок в 2001-2005 годах

Марки 2001 год 2002 2003 2004 2005
«Балтика» 28 28 17 23 22
«Сибирская корона» 28 22 21 20 17
«Толстяк» 7 10 15 13 15
«Миллер» 2 6 11 16 15
«Клинское» 2 6 2 5 14
«Bag Bir» 11 16 17 11 9
«Жигулевское» 38 24 16 12 9
«Большое пиво» - - 2 5 8
«Старый мельник» 7 6 6 5 5
«Holsten» 2 4 4 5 5

Отдельно стоит отметить провалы марок Sobol (Sobol Beer/Hieneken) и "Красный Восток" (ОАО "Красный Восток", Казань, Татария), производственные мощности производителей которых находятся в Новосибирске. Если в 2004 году доля покупателей пива Sobol еще составляла 8%, то в 2005 году она снизилась до 0,5%. Несмотря на то что Heineken оставила эту марку в своем "портфеле", особых шагов по ее продвижению или хотя бы удержанию прежних позиций не предпринимается. Доля покупателей пива "Красный Восток" снизилась с 3 до 0,5%.
По объему совершаемых за месяц покупок лидируют "Балтика" - доля этого пива составляет 13% в общем числе ежемесячных покупок, и "Сибирская корона" - 10%. Однако такое пиво новосибирцы покупают преимущественно в 0,5-литровых стеклянных бутылках или алюминиевых банках - на эту тару приходится 75% всех покупок пива этих марок. Таким образом, "Балтика" и "Сибирская корона" в структуре рынка по маркам в натуральном выражении проигрывают продукции конкурирующих марок, представленной только в ПЭТ-упаковке или пользующихся популярностью именно из-за ПЭТ-тары. Так, 91% совокупных продаж пива марок BagBier, "Большое пиво" и "Толстяк" приходится на ПЭТ-тару, и средний объем разовой покупки составляет 4,5 литра. В результате, в структуре рынка в натуральном выражении лидируют марки BagBier с долей рынка 21%, "Толстяк" - 14% и "Большое пиво" - 11%. И только потом идут "Балтика", удерживающая 9% рынка в натуральном выражении, и "Сибирская корона" - около 7% (рис. 9).

Рисунок 9. Структура рынка пива по маркам, в натуральном выражении, %

По сравнению с ситуацией 2004 года позиции марок "Балтика" и "Сибирская корона" практически не изменились, тогда как доля марок BagBier и "Большое пиво" на рынке увеличилась: с 9 до 21% для BagBier, с 4 до 11% - для "Большого пива". Позиции марки "Толстяк", напротив, пошатнулись - ее доля в общем объеме покупок сократилась с 19 до 14%. При пересчете объема рынка в стоимостные единицы структура рынка меняется, появляются другие лидеры: Miller - ему принадлежат 14% рынка в денежном выражении, "Балтика" и BagBier - занимают по 12%, "Толстяк" - 9% и "Большое пиво" - 8% (рис. 10).


Рисунок 10. Структура рынка пива по маркам в стоимостном выражении, %

Такой фактор, как "патриотичность" по отношению к местным производителям (и это касается не только новосибирского рынка пива), потерял влияние на выбор покупателей. Для современного потребителя абсолютно не важно, где произведено пиво, если оно удовлетворяет его по вкусовым качествам и цене.

1.2.3 Анализ конкурентов

В условиях острой конкурентной борьбы производители стремятся создавать такой портфель марок, чтобы занять более сильные позиции на рынке. Крупные производители продвигают на рынке не менее 3-4 марок.

Основными конкурентами компании «САН Интербрю» на рынке г. Новосибирска являются ОАО «Балтика», ОАО «Пит», ОАО «Винап».

Проанализируем положение компании «САН Интербрю» на рынке пива г. Новосибирска.

По данным публикаций, в крупнейших розничных сетях Новосибирска («Холидей Классик», «Сибириада» и «Быстроном») доля продукции «САН Интербрю» составляет от 39 до 52% от общего объема продаж пива. [39]

Общая структура рынка пива г. Новосибирска представлена на рис. 11.

Рисунок 11. Структура рынка пива г. Новосибирска по производителям (в натуральном выражении)

Структура рынка пива г. Новосибирска по производителям (в стоимостном выражении) представлена на рис. 12.

Рисунок 12. Структура рынка пива г. Новосибирска по производителям (в стоимостном выражении)

Как видно из рис. 11 и 12, компания «САН Интербрю» занимает лидирующее положение на рынке г. Новосибирска. Доля «САН Интербрю» на рынке составляет 53% рынка в натуральном выражении и 38% - в стоимостном. По данным публикаций доля этого производителя по сравнению с 2004 годом увеличилась: тогда она составляла 37 и 29% в натуральном и стоимостном выражениях соответственно.[18] На примере Sun Interbrew подтверждается тенденция эффективности продвижения марок в ПЭТ-таре больших объемов, поскольку существенный прирост показателей этой компании произошел в основном благодаря такой продукции. Baltic Beverages Holding AB (BBH) практически не изменил свои позиции на рынке по сравнению с прошлым годом: сейчас на долю марок этого производителя приходится 12% общего объема купленного пива, 18% - от общей суммы затрат на покупку пива. В отличие от ВВН, South African Breweries (SAB) в натуральном выражении несколько увеличил свое присутствие на рынке с 5% в 2004 году до 8% в 2005-м. За счет продвижения и вывода на рынок новых более дорогих марок, доля этого производителя в структуре рынка в стоимостном выражении увеличилась с 13 до 18%. Еще один сильный игрок на рынке Новосибирска - компания "Томское пиво" (ТМ "Большое пиво"), удачно занявшая место ОАО "ВИНАП" (Новосибирск), потерявшего свои позиции. По результатам исследования 2005 года доля "Томского пива" в структуре рынка составляет 12% в натуральном выражении и 9% - в стоимостном. Вывод: компания ОАО «Сан Интербрю» имеет довольно сильных конкурентов на рынке в лице фирм "Томское пиво", BalticBeveragesHolding (BBH), SouldAfricanBrewerles, Москва-Эфес. Однако неоспоримым конкурентным преимуществом ОАО «Сан Интербрю» на рынке является большая доля рынка (38 %). Компания является лидером рынка в области пива.

1.3 Анализ внутренней среды предприятия

1.3.1 Анализ организации управления предприятием

Организационная структура предприятия представлена в Приложении.

Согласно Положению о представительстве ОАО «САН Интербрю» в г. Новосибирске, которое приведено в Приложении,

Управление Представительством осуществляется Главой Представительства, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Общества и действует на основании настоящего Положения, доверенности, выданной ему Президентом Общества, а также других решений Общества.

Глава Представительства:

-по доверенности действует от имени Общества в пределах своих полномочий, определяемых также настоящим Положением и другими решениями Общества;

-осуществляет оперативное руководство деятельностью Представительства;

-распоряжается средствами Представительства в пределах предоставленных ему прав,

-совершает сделки в рамках предмета деятельности Представительства;

-в пределах имеющихся полномочий издает приказы и указания, обязательные для всех работников Представительства; принимает на работу и увольняет с работы работников Представительства в соответствии со штатным расписанием, применяет к ним меры поощрения и наложения на них взысканий в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

-заключает коллективный договор в Представительстве;

-открывает/закрывает расчетные счета Представительства Общества в банковских учреждениях;

-совершает иные действия, необходимые для достижения целей и задач Общества. Представительство отчитывается перед Обществом о проделанной работе в соответствии с требованиям об отчетности, устанавливаемыми Обществом. Глава Представительства песет ответственность за своевременность предоставления и достоверность сведений о деятельности Представительства.

Проверка финансово-хозяйственной и правовой деятельности Представительства осуществляется аудиторами, назначаемыми или привлекаемыми Обществом в случае необходимости. Аудиторы вправе требовать от должностных лиц Представительства предоставления им всех необходимых материалов, бухгалтерских или иных документов и личных объяснений.

Результаты проведенных аудиторами проверок направляются Президенту Общества. Итоги деятельности Представительства отражаются в годовом отчете Общества.

Организационно-штатная структура Представительства и его штатное расписание утверждаются Президентом Общества. Штатное расписание ОАО «САН Интербрю» в г. Новосибирске представлено в табл. 3.

Таблица 3 Штатное расписание ОАО «САН Интербрю» в г. Новосибирске

Грейд Код должности Отдел Кол-во Оклад
Продажи общие
6 RSD Региональный директор по продажам 1 60 000,00
5 RSM Региональный менеджер по продажам 5 40 000,00
4 ASM Территориальный менеджер по продажам 13 25 000,00
3 SSV Супервайзер по продажам 50 20 000,00
2 SR Торговый представитель 800 10 000,00
1 MCH Мерчандайзер 100 5 000,00
2 SC Координатор по продажам 5 10 000,00
4 RTM Региональный тренер 1 25 000,00
4 RFC Финансовый контролер 1 25 000,00
2 RS Специалист по отчетности 1 10 000,00
2 MTC Координатор по АХЧ и транспорту 1 10 000,00
2 OM Офис-менеджер 1 10 000,00
4 КHRМ Региональный менеджер по работе с персоналом 1 25 000,00
Продажи в ключевом секторе
5 RKAM Региональный менеджер по продажам КК 1 40 000,00
4 AKAM Территориальный менеджер по продажам КК 5 25 000,00
3 KASV Супервайзер по продажам ключевым клиентам 10 20 000,00
2 KASR Торговый представитель по ключевым клиентам 100 10 000,00
1 MCH Мерчандайзер 30 5 000,00
Группа развития бизнеса
5 RSSM Рег. менеджер по поддержке бизнеса 1 40 000,00
3 BDS Специалист по развитию бизнеса 1 20 000,00
3 RSA Региональный аналитик первичных продаж 1 20 000,00
3 RSA Региональный аналитик вторичных продаж 1 20 000,00
2 STS Специалист по технической поддержке 5 10 000,00
2 CES Координатор по торговому оборудованию 1 10 000,00
Продажи в точках немедленного потребления
5 ROTM Региональный менеджер по продажам в точках НП 1 40 000,00
4 AOTM Территориальный менеджер по продажам в точках НП 5 25 000,00
3 OTSV Супервайзер по продажам в точках НП 10 20 000,00
3 KAOTSV Супервайзер по продажам КК в точках НП 1 10 000,00
2 OTSR Торговый представитель по продажам в точках НП 100 10 000,00
1 MCH Мерчандайзер 30 5 000,00
Торговый маркетинг
5 RTMM Региональный менеджер по торг. маркетингу 1 40 000,00
4 ATMM Территориальный менеджер по ТМ 5 25 000,00
Всего 1289

Представительство имеет право нанимать сотрудников, как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам.

Отношения работников и Представительства, возникшие на основе трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора регулируются действующим российским законодательством.

Охрана труда и социальное страхование регулируются действующим законодательством и внутренними положениями Общества.

Рассмотрим основные должностные обязанности сотрудников ОАО ОАО «САН Интербрю» в г. Новосибирске в табл. 4.


Таблица 4 Основные должностные обязанности сотрудников ОАО «САН Интербрю» в г. Новосибирске

Должность Обязанности
Региональный директор по продажам директор представительства
Региональный менеджер по продажам управляет определенной территорией, отвечает за продажи на ней

Территориальный менеджер по продажам

отвечает за один город
Супервайзер по продажам отвечает за какой-то район города
Торговый представитель торговый агент, осуществляет продажи в розницу
Мерчандайзер отвечает за выкладку товара на полки, в холодильники, размещает рекламу в торговых точках
Координатор по продажам помощник регионального менеджера
Региональный тренер обучает персонал
Финансовый контролер контролирует движение финансовых потоков
Специалист по отчетности помощник финансового контролера
Координатор по АХЧ и транспорту завхоз
Офис-менеджер делопроизводство, прием звонков, почты
Региональный менеджер по работе с персоналом

прием и увольнение персонала

Рег. менеджер по поддержке бизнеса аренда офисов, покупка компьютеров и т.д.
Специалист по развитию бизнеса запуск новых площадок
Региональный аналитик первичных (вторичных) продаж владеет информацией по продажам со всего региона
Специалист по технической поддержке отвечает за техническое состояние холодильного и разливного оборудования
Координатор по торговому оборудованию заказывает оборудование
Региональный менеджер по торг. маркетингу отвечает за маркетинговые мероприятия по всему региону
Территориальный менеджер по ТМ отвечает за маркетинговые мероприятия по городам

К основным требованиям, предъявляемыми к персоналу ОАО «САН Интербрю» в г. Новосибирске, относятся:

1. Образование: высшее

2. Опыт работы: стаж работы в области продаж не менее двух лет

3. Знания, умения и навыки:

- знание первичных и финансовых документов

- знание стандартов продаж и маркетинга

- умение анализировать статистическую и финансовую информацию

- навыки управления людьми и планирования

- лидерские и мотивационные качества.

Кадровая политика ОАО «САН Интербрю» несовершенна. Это подтверждается высокой текучестью кадров на предприятии.

Динамика численности персонала и коэффициенты текучести за период с 2003 по 2005 года представлена в табл. 5

Таблица 5 Динамика численности персонала ОАО «САН Интербрю»

Показатели Годы
2003 2004 2005
Численность персонала 1505 1244 1289
Число уволенных (принятых) по причинам текучести 218 314 208
Коэффициент текучести, % 14,48 25,24 16,13

Нормальным значением коэффициента текучести считается значение до 10%. Можно сделать вывод о высокой текучести кадров на предприятии.

Рассмотрим процесс стимулирования кадров на предприятии.

В табл. 6 приведены значения материальных поощрительных выплат работникам предприятия в зависимости от должности. При принятии решения о стимулировании сотрудников учитывается такой показатель как грейд. Грейд – числовой показатель, условно выражающий ценность должностей руководителей и специалистов, отражает принадлежность должности работника к группе должностей с определенным уровнем оплаты труда. В ОАО «Сан Интербю» применяются:

1. Бонусы (премирование) ежемесячно 20% от оклада

2. Премия выплачивается в соответствии с выполнением планов, которые выставляются ежемесячно

3. При приеме на работу в течение испытательного срока выплачивается минимальный уровень заработной платы

4. После испытательного срока – средний уровень

5. Через 2 месяца после приема возможен пересмотр заработной платы

Таблица 6 Условия материального стимулирования работников предприятия

grade минимальный уровень з/п средний уровень з/п максимальный уровень з/п
6 48 000,00 60 000,00 75 000,00
5 32 000,00 40 000,00 50 000,00
4 20 000,00 25 000,00 31 250,00
3 16 000,00 20 000,00 25 000,00
2 8 000,00 10 000,00 12 500,00
1 4 000,00 5 000,00 6 250,00
минимальный уровень з/п средний уровень з/п максимальный уровень з/п

Можно отметить, что политика стимулирования работников предприятия недостаточно эффективна. Премирование работников осуществляется по итогам выполнения плана. Однако на предприятии не предусмотрено стимулирование и поощрение работников за выслугу лет. Работник может получить высокую заработную плату только при выполнении планового объема продаж. Однако при этом не учитывается фактор сезонности продаж.

1.3.2 Анализ товарной политики предприятия

«САН Интербрю» производит и светлые, и темные сорта пива, занимающие весь вкусовой спектр от сладковатого до терпко-горького. Ассортимент сортов пива постоянно расширяется.

Брэнды, производимые ОАО «САН Интербрю»: «Толстяк», «Клинское», «Сибирская корона», «Волжанин», - очень популярны на российском рынке. Также ОАО «САН Интербрю» выпускает знаменитое бельгийское пиво «Стелла Артуа», уже завоевавшее признание в России. На Украине любят марки ОАО «САН Интербрю» «Черниговское» и «Таллер».

Проведем характеристику основных марок пива в табл. 7.

Таблица 7 Характеристика основных марок пива «САН Интербрю»

Название Содержание алкоголя, плотность Сорт, вкус Упаковка Цена за бутылку, руб.
«Stella Artois®» («Стелла Артуа») плотность – 12%, содержание алкоголя – 5,2 % классическое светлое пиво низового брожения стеклянные бутылки 0,33 и 0,5 л, алюминиевые бутылки 0,5 л и кеги 30 л. 30
Brahma® («Брама»)

Плотность - 11%, содержание алкоголя - 4,6%.

пиво категории «премиум» прозрачные стеклянные бутылки оригинальной формы с четкими линиями и изящными изгибами емкостью по 0,33л и 0.5 л. 27
Beck’s® («Бекс»)

Плотность – 11%, алк. – не менее 4,8%.

Светлое пиво

стеклянные бутылки емкостью 0,5 л и 0,33 л, алюминиевые бутылки 0,5 л. Для Beck’s® создана специальная картонная упаковка (на 20 бутылок 0,5 л и на 24 бутылки 0,33 л), которая служит дополнительным носителем информации для потребителя. Beck’s® также разливается и в 30-литровые кеги.

30
«Хугарден» (Hoegaarden®) алкоголь 4,6 %, плотность 11,7%. светлое нефильтрованное пиво с характерным дымчатым видом стеклянная темную бутылку специальной формы емкостью 0,33 литра 30
«Тинькофф Платиновое» плотность – 12,5%, алкоголь – 5,0%) светлое пиво, имеет характерный пивной аромат и сбалансированную хмелевую горечь

стеклянные бутылки 0, 33 и 0,5 л, алюминиевые банки 0,5 л, упаковку ПИВОПАК 1 л и 1,5 л, кеги 30 л и 50 л.

25
«Тинькофф Золотое» плотность - 14%, алкоголь - 5,5% светлое пиво с ярко выраженной хмелевой горечью 25
«Тинькофф Белое» плотность - 13%, алкоголь – 5,2%) нефильтрованное светлое пиво с мягким вкусом и легкой хмелевой горечью 25
«Тинькофф Лайт» плотность - 10%, алкоголь - 4,0% Светлое пиво с легким тонизирующим вкусом и небольшой хмелевой горе 25
«Тинькофф Темное» плотность - 14%, алкоголь - 6,0% темное фильтрованное пиво 25
«Staropramen®» плотность - 10,0%, содержание алкоголя - 4% чешский сорт светлого пива высочайшего качества Выпускается в эксклюзивных зеленых стеклянных бутылках емкостью 0,5 и 0,33 литра, банках 0,5 л и кегах 30 л. 30
«Текиза» плотность – 11,5%, алкоголь 3,5% – уникальный коктейль с легким и свежим вкусом, приготовленный на основе светлого сорта пива «Тинькофф Золотое» с добавлением текилы и натуральных ароматизаторов лайма 30
"Lowenbrau"® крепость составляет 5,2%, плотность 12% классическое баварское пиво стеклянные бутылки емкостью 0,5 л, банки 0,5 л и кеги 30 л 20
«Сибирская корона Классическое» плотность - 12%, алкоголь - 5% светлое пиво

стеклянные бутылки 0,5 л, алюминиевые банки 0,5 л, упаковку ПИВОПАК 1 л и 1,5 л и кеги 30 л и 50 л.

1
«Сибирская корона Золотистое» плотность - 11%, алкоголь - 4,3% легкое пиво, имеющее свежий аромат и солнечный оттенок 17
«Сибирская корона Праздничное» плотность - 14%, алкоголь - 5,5% более плотный охмеленный сорт с мягким сбалансированным вкусом 17
«Сибирская корона Рубиновое» плотность - 14%, алкоголь 5,8% полутемное пиво типа "лагер" янтарно-красного цвета, со сладковатым вкусом и богатой пеной 17
«Сибирская корона Янтарное» плотность - 15%, алкоголь - 6% светлое пиво, приготовленное с использованием верховых дрожжей 17
«Сибирская корона Белое» плотность - 12%, алкоголь - 5% светлое пиво, приготовленное с использованием пшеницы 17
«Сибирская корона Светлое» плотность - 11%, алкоголь 4,7% светлое пиво 17
«Сибирская корона Оригинальное» плотность - 11%, алкоголь - 4,4% вкус и аромат солодового напитка с приятной хмелевой горечью 16
«Клинское Ультра» плотность - 10%, алкоголь - 4,3% легкое светлое пиво

стеклянные бутылки 0, 33 и 0,5 л, алюминиевые банки 0,5 л, упаковку ПИВОПАК 1 л и 1,5 л, кеги 30 л и 50 л.

17
«Клинское Светлое» плотность - 11%, алкоголь – 4,5% светлое пиво 16
«Клинское Золотое» плотность -11%, алкоголь - 4,5% гармоничный вкус и аромат хмеля без горчинки 16
«Клинское Люкс» плотность - 12%, алкоголь - 5% светлое пиво 16
«Клинское Redкое» плотность – 14%, алкоголь – 5,8% красноватый цвет и легкий вкус карамели, присущий маркам пива, производимым в Ирландии 17
«Клинское Самурай» плотность – 11%, алкоголь – 4,9%) светлое пиво с более длительным, чем обычно, периодом брожения для достижения освежающего вкуса 18
«Клинское Аррива» плотность – 11%, алкоголь – 4,5% легкое светлое пиво, сваренное с применением метода холодной фильтрации 16
«Толстяк Доброе» плотность 12%, алкоголь - 5% классическое светлое пиво с мягким вкусом и приятной хмелевой горечью стеклянные бутылки 0,5 л, бутылки ПЭТ объемом 1 л, 1,5 л, 2 л и 2,5 л, жестяные банки 0,5 л, кеги 50 л. 15
«Толстяк Светлое» плотность 11%, алкоголь - 4,5% великолепное легкое пиво, освежающее и хорошо утоляющее жажду 16
«Толстяк Забористое» плотность 14%, алкоголь - 5,8% ароматное светлое пиво повышенной крепости, с насыщенным вкусом 15
«Толстяк Крепкое» плотность 16%, алкоголь - 8,2% - крепкое пиво с неповторимым вкусом 15
«Толстяк Пшеничное плотность - 12%, алкоголь - 4,5% - светлое нефильтрованное пиво, сваренное с добавлением пшеницы и кориандра, обладающее 14

Как видно из табл. 5, ОАО «САН Интербрю» производит и реализует в основном светлые сорта пива, много марок нефильтрованного пива, практические все марки пользуются популярностью.

Количественные характеристики ассортимента продукции ОАО «САН Интербрю» представлены в табл. 8.

Таблица 8 Показатели ассортимента

Показатели товарного ассортимента Ед. измерения Значение
Широта исследуемого ассортимента Ед. 11
Насыщенность ассортимента Ед. 32
Глубина предложения Ед. 5
Доля импортных товаров в общем предложении Ед. 6

Для выявления «проблемных» марок, построим матрицу BCG (БКГ), для продукции ОАО «САН Интербрю».


Рисунок 13. Матрица BCG для продукции ОАО «САН Интербрю»

Звезды (Толстяк, Сибирская корона) - это товары с высокой долей рынка в быстро растущих отраслях. Они требуют значительных инвестиций, но в то же время приносят большой доход.

Дойные коровы (Клинское) - это товары, имеющие высокую долю рынка в медленно растущих отраслях. Данные товары не требуют дополнительных вложений, они регулярно приносят достаточную стабильную прибыль.

Собаки (Тинькофф) - не требуют финансовых вложений, но и не приносят прибыли.

Темные лошадки (StellaArtois, Brahma, Beck’s, Lowenbrau, Staropramen) - обещают высокие темпы роста, но имеют небольшую долю рынка. Поэтому менеджеры ОАО «САН Интербрю» должны пытаться с помощью наступательных стратегий и больших инвестиций добиться увеличения доли рынка. Поддержка этих продуктов необходима потому, что в будущем нужны продукты, приносящие большую прибыль.

1.3.3 Анализ сбытовой политики предприятия

Сбытовая политика предприятия осуществляется через построенную региональную торговую сеть ОАО «САН Интербрю». Компания продает продукцию через представительства в регионах, которые в свою очередь поставляют продукцию в области, города, районы. Основными средствами стимулирования сбыта ОАО «САН Интербрю», являются: акции, скидки, подарки потребителям. В настоящее время ОАО «САН Интербрю» находится в стадии зрелости (рис. 14 )


Рисунок 14. Жизненный цикл ОАО «Сан Интербю»

Рассмотрим факторы, определяющие сбытовую политику ОАО «Сан Интербю» (табл. 9 ).[33]

Таблица 9 Факторы, определяющие сбытовую политику ОАО «Сан Интербю»

Факторы, определяющие сбытовую политику ОАО «Сан Интербю» Краткая характеристика фактора
Особенности конечных потребителей Количество, степень концентрации, величина базовой разовой покупки, уровень средних доходов, особенности покупательского поведения
Возможности фирмы Конкурентоспособность товара и фирмы, рыночная стратегия фирмы, масштабы ее деятельности, наличие и степень использования ресурсов
Характеристика товара Вид, уровень цен, сезонность производства и потребления, требования к техническому обслуживанию, сроки хранения
Уровень конкуренции и сбытовая политика конкурентов Число конкурентов, их концентрация, местоположение, сбытовые стратегии и тактика, взаимоотношения в системе сбыта.
Характеристика и особенности рынка Потенциальная и фактическая емкость, обычаи и торговая практика, плотность торговой сети и распределения покупателей

Оценим сбытовую политику ОАО «САН Интербрю».

Для оценки факторов сбытовой политики автором было проведено исследование потребителей пива в г. Новосибирске. Для этого был проведен опрос потребителей в одном из магазинов торговой сети алкогольной продукции («Крепость», ЧП «Кожемякин»). Размер выборки составлял [33]:

n = (t2 * σ2 * N ) / (N*∆2 + t2 * σ2 )

t – коэффициент, связанный с вероятностью (ρ) гарантирующей результат при ρ = 0,954, t = 2

Зависимость нормативного отклонения оценки (t) от вероятности получения результата (ρ) приведена в табл.

Таблица 10 Зависимость нормативного отклонения оценки (t) от вероятности получения результата (ρ)

Р, % 60 70 80 85 90 95 97 99 99,7
t 0,84 1,03 1,29 1,44 1,65 1,96 2,18 2,58 3,00

σ2 – общая дисперсия признака: для относительной величины признака принимают максимальную величину 0,25;

∆ - предельная ошибка выборки, которая составляет 10 %;

N – объем генеральной совокупности - 70 % взрослого населения г. Новосибирска, т.е. по статистическим данным ОАО «САН Интербрю» - около 500 тыс. чел.

n = (t2 * σ2 * N ) / (N*∆2 + t2 * σ2 ) = (22 *0,9542 *500 000)/(500 000*0,12 + 22 *0,252 ) = 364 человека.

Автором было опрошено 365 человек.

При проведении опроса был использован устный опрос: потребителям задавались вопросы. В результате были получены следующие сведения:

Разовая покупка пива одним покупателем составляет около 50 рублей.

Уровень средних доходов покупателей – 7500 руб. на человека.

При оценке эффективности каналов товародвижения составим табл. 12

Таблица 12 Оценке эффективности каналов товародвижения

Критерии эффективности Каналы товародвижения
Нулевого уровня Одноуровневый Двухуровневый Многоуровневый
Количество участников 5
Объем реализации, тыс. руб. 2033141
Уровень издержек обращения, % 59
Скорость товародвижения Высокая
Управляемость каналом Канал частично управляемый
Степень охвата потребителей Высокая

Оценка уровня издержек товародвижения приведена в табл. 13

Таблица 13 Оценка уровня издержек товародвижения

Этап товародвижения Содержание затрат Затраты на единицу, руб. Всего затрат Альтернативный вариант
Обработка заказов Заработная плата сотрудникам, канцелярские расходы, 1,77 119955 1,5
Поддержание уровня запасов товара Заработная плата снабженцам 2,65 179932 2,5
Складирование и хранение Затраты на заработную плату складскому персоналу, содержание склада 4,42 299888 4,4
Транспортировка Затраты на автомобили, топливо, заработную плату водителей 5,31 359865 5,0
Административно-управленческие Расходы на автомобили, питание, содержание аппарата управления 3,54 239910 3,5

Анализ услуг и льгот оптовой и розничной торговли представлен в табл. 14

Таблица 14 Анализ услуг и льгот оптовой и розничной торговли

Предпродажные услуги Продажные и послепродажные услуги Дополнительные услуги
Прием заказов по телефону
Упаковка и тара
Оборудование витрин Предоставление кредита

Как видно из табл. , перечень дополнительных услуг, предоставляемый ОАО «Сан Интербрю» оптовым покупателям (магазины, частные предприниматели) довольно скуден. Для совершенствования сбытовой политики компании рекомендуется совершенствование сервисной политики.

1.3.4 Анализ коммуникационной политики предприятия

За коммуникационные связи ОАО «САН Интербрю» отвечает служба маркетинга предприятия.

Структура службы маркетинга представлена на рис. 15.

Служба маркетинга

Начальник отдела маркетинга в Новосибирске

Рисунок 15. Структура службы маркетинга ОАО «САН Интербрю»

К основным функциям службы маркетинга относятся:

- изготовление и распространение POSM-материалов (рекламные плакаты, вывески, холодильники, брендинг);

- разработка рекламных акций для потребителей в торговых точках;

- разработка новых видов упаковки;

- непосредственное размещение рекламы.

Инновационная политика ОАО «САН Интербрю» сводится к запуску новых пивных брендов и упаковки, организации дополнительных торговых мест. Также компания планирует открытие на европейской части России ресторанов «Сибирская корона», «Beck`s» и «BelgianBeerCafé». В восьми городах России запланировано проведение новой акции «StellaArtois и мир кино», в ходе которой у покупателей пива «StellaArtois» есть возможность получить фирменные подарки от компании. Главный приз – поездка на Каннский кинофестиваль.

Также в компании разработан проект «Патентное Бюро». Это проект по стимулированию инноваций. Каждая инновация участвует в конкурсе за патент, участие в проекте дает шанс повысить свой грейд, за лучшие инновации выплачивается премия, а за утверждение инновации выдается патент.

Основными элементами коммуникационной политики ОАО «САН Интербрю» являются:

- реклама (телевидение, СМИ, уличные плакаты и стенды);

- размещение фирменных холодильников в торговых точках;

- дополнительные места продаж;

- акции, ориентированные на улучшение контактов с потребителями.

Весь документооборот внутри компании осуществляется в электронном виде (электронная почта, информационная система продаж). Схема взаимодействия заводов, дистрибьюторов, торговых точек с компанией ОАО «САН Интербрю» компанией выглядит следующим образом:

Торговые представители ОАО «САН Интербрю» собирают заявки на поставку пива от торговых точек и вечером компания отсылает эти заявки дистрибьюторам (Юнисан, Крепость). В свою очередь, дистрибьюторы получают от заводов заказанные партии пива и поставляют его в торговые точки и т.д. Заявка, поданная торговым представителем компании может быть двух видов:

1.Электронная - у каждого торгового представителя есть при себе карманный компьютер (PDA);

2.Бумажная - используется, когда нет возможности воспользоваться карманным компьютером (например, сильные морозы или по другим причинам).

Схема движения заявки ОАО «САН Интербрю» представлена на рис. 16.

Торговый представитель
САН Интербрю


Рисунок 16. Схема движения заявки ОАО «САН Интербрю»

1.4 Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Основные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия представлены в табл. 15.

Таблица 15 Основные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Основные показатели Значение показателя, тыс. руб.
2003 2004 2005
Выручка от продаж (за вычетом НДС и акцизов) 1273444 1589135 2033141
Себестоимость 741000 958256 1210053
Валовая прибыль 532444 630879 823088
Прибыль от операционной деятельности 67776 148294 245056
Налог на прибыль 9224 17629 29303
Чистая прибыль 10635 62668 148232
Балансовая прибыль 135553 296588 490112
Коммерческие расходы 372526 408200 480426
Управленческие расходы 92141 74385 97606
Прибыль от продаж 67777 148294 245056
Рентабельность общая, % 5,3 9,3 12,1

Более наглядно результаты финансово-хозяйственной деятельности можно отобразить на рис. 16.

Рисунок 16. Результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «САН Интербрю» в г. Новосибирске

Как видно, в 2003-2005 гг. наблюдается устойчивый темп роста выручки и прибыли предприятия. Затраты на изготовление продукции ОАО «САН Интербрю» растут пропорционально выпуску продукции.

Динамика общей рентабельности предприятия представлена на рис. 17.

Таким образом, можно увидеть, что деятельность ОАО «САН Интербрю» в г. Новосибирске за рассматриваемый период является прибыльной и рентабельной.


Рисунок 17. Динамика общей рентабельности предприятия

1.5 Ценовая политика организации

ОАО «САН Интербрю» в г. Новосибирске ведет гибкую ценовюу политику, производя пиво для всех сегментов потребителей.

По цене рынок можно разделить на 4 основных сегмента:

1.Супер премиум (Хугарден, Леффе)

2.Премиум (Стелла Артуа, Бекс, Старопрамен, Сибирская корона)

3.Основной (Клинское, Толстяк)

4.Недорогой (Баг Бир)

В свою очередь потребителей компании можно разделить на две большие группы:

1.Ключевые клиенты – гипермаркеты, супермаркеты, магазины, киоски (Квартал, Гигант, Быстроном, Пятерочка, Столичный и т.д.). Внутри компании этой группе клиентов присвоено название OFF- TRADE.

2.Точки немедленного потребления (ХоРеКа) – бары, рестораны, кафе, кинотеатры. Внутри компании этой группе клиентов присвоено название ON- TRADE.

Проведем анализ розничных цен на продукцию (табл. 18).

Таблица 18 Анализ розничных цен на пивную продукцию

Наименование ассортиментной группы Цена за штуку, руб. Размах вариации Цена, чаще всего встречающаяся в магазинах Коэффициент опережения (2/3)
Максимальная Минимальная
1 2 3 4 5 6
«Stella Artois®» («Стелла Артуа») 33 30 3 32 1,1
Brahma® («Брама») 31 27 4 28 1,15
Beck’s® («Бекс») 34 30 4 33 1,13
«Хугарден» (Hoegaarden®) 34 30 4 33 1,13
«Тинькофф 27 25 2 26 1,08
«Staropramen®» 33 30 3 32 1,1
«Текиза» 33 30 3 32 1,1
"Lowenbrau"® 24 20 4 22 1,2
«Сибирская корона» 19 17 2 18 1,1
«Клинское» 19 17 2 18 1,1
«Толстяк» 17 15 2 16 1,13

Как видно из табл. 7, стоимость пива за бутылку (стекло, 0,5 л) колеблется от 15 руб. («Толстяк») до 34 рублей (Brahma® («Брама»), Beck’s® («Бекс»), «Хугарден» (Hoegaarden®)).

Таблица 19 Соответствие цен и ценовой политики ценовой стратегии фирмы

Ценовая политика Намеченные цели Типичные цены
Краткосрочная Выживание (или сохранение на рынке) Предельно низкие
Краткосрочная Максимизация текущей прибыли Наиболее высокие
Долгосрочная Завоевание лидерства по доле рынка Относительно низкие
Долгосрочная Завоевание лидерства по показателям Высокие, престижные

Для установления соответствия уровня цен и ценовой стратегии фирмы можно воспользоваться данными табл. 19. [33] Известно, что долгосрочной стратегией фирмы является завоевание еще большей доли рынка. То есть ценовая политика организации должна быть направлена на установление относительно низких цен. Фактически же цены на продукцию ОАО «Сан Интербрю» относительно высокие.

Это можно объяснить тем, что вследствие того, что заводы-производители продукции удалены от массового потребителя, увеличиваются затраты на доставку, транспортировку, хранение товаров. Это вызывает невозможность компании установления низких цен. Кроме того, сорта пива, производимые ОАО «Сан Интербю» - в основной «престижные» (чешское, баварское, ирландское), что также играет свою роль в установлении высоких цен на продукцию.

В заключение данного раздела подведем итоги, составив матрицу SWOTи оценив конкурентоспособность ОАО «САН Интербрю» (табл. 20 и табл. 21-22).

Таблица 20 SWOT-анализ ОАО «САН Интербрю»

Сильные стороны (Strengths)

Агентский проект – работа с дистрибьюторами, эксклюзивная команда торговых представителей, трудоустроенных на базе дистрибьютора.

Широкий ассортимент выпускаемой продукции.

Сегментация рынка по уровню доходов потребителей.

Большой опыт пивоварения.

Возможности для персонала (карьерный рост, обучение).

Консигнационные склады на базе дистрибьютора.

Слабые стороны (Weaknesses)

Удаленность от заводов производителей.

Следовательно, удорожание логистики.

Дефицит продукции в сезон.

Текучесть кадров.

«Черный» пиар.

Возможности (Opportunities):

Покупка (строительство) новых заводов.

Разработка мотивационных программ для персонала (например, доплата за стаж).

Улучшение условий оплаты труда.

Угрозы (Threats):

Перекупка дистрибьюторов конкурентами.

Переманивание наших кадров конкурентами.

Строительство заводов-конкурентов.

Покупка конкурентами мелких пивоварен.


Таблица 21 Оценка конкурентоспособности ОАО «САН Интербрю»

Критерий ОАО «САН Интербрю» Основные конкуренты
Балтика Heineken Томское пиво
Качество продукции Высокое Высокое Высокое Среднее
Уровень цен Выше среднего Выше среднего Выше среднего Выше среднего
Ассортимент продукции Очень широкий Очень широкий Средний Маленький
Репутация, известность среди покупателей Средняя Высокая Средняя Низкая
Частота проведения промо-акций Очень часто Часто Достаточно редко

Редко

Расчет конкурентоспособности представлен в табл. 22

Таблица 22 Расчет конкурентоспособности

Критерий Весомость параметра а ОАО «САН Интербрю» Балтика Heineken Томское пиво
Рейтинг р а* р Рейтинг р а* р Рейтинг р а* р Рейтинг р а* р
Качество продукции 0,3 0,9 0,27 0,9 0,27 0,9 0,27 0,5 0,15
Уровень цен 0,2 0,7 0,14 0,7 0,14 0,7 0,14 0,7 0,14
Ассортимент продукции 0,25 0,1 0,25 0,1 0,25 0,6 0,15 0,3 0,075
Репутация, известность среди покупателей 0,15 0,6 0,09 0,8 0,12 0,6 0,09 0,2 0,03
Частота проведения промо-акций 0,1 0,5 0,05 0,4 0,04 0,3 0,03 0,1 0,01
Суммарный коэффициент конкурентоспособности 1,00 0,8 0,82 0,68 0,405

Как видно из табл. 22, наиболее конкурентоспособными производителями являются «Балтика» и ОАО «САН Интербрю».

Вывод: ОАО «САН Интербрю» конкурентоспособна относительно конкурентов и занимает лидирующую продукцию на рынке г. Новосибирска. В ассортименте компания – лучшие марки и сорта пива (чешские, немецкие, бельгильские, бразильские и др.). ОАО «САН Интербрю» ведет гибкую ценовую политику, делаю свою продукцию доступной для всех слоев населения.

В процессе анализа в компании выявлены следующие слабые стороны: удаленность представительств компании от заводов производителей, удорожание логистики, дефицит продукции в сезон, текучесть кадров, «Черный» пиар.

Основные направления совершенствования деятельности ОАО «САН Интербрю» представлены в последующих разделах.

2. Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии

2.1 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием

Анализ структуры управления ОАО «САН Интербрю» показал, что все планы и цели предприятия исходят от вице-президента и спускаются далее до директора, регионального менеджера, территориального менеджера и т.д. на основании планирования по продажам определяются планы по производству пива. Для профилактики производство закрывается на месяц, чтобы избежать дефицита делаются стратегические запасы продукции на сезон (лето). Из планов по продажам вытекают, и планы по найму персонала и т.д.

Основная трудность предприятия – это текучесть кадров, так как основная работа персонала представительства ОАО «САН Интербрю» в г. Новосибирске связана с постоянными разъездами, командировками, налаживании хозяйственных связей. Найм новых сотрудников вызывает затруднения для компании вследствие необходимости обучения, испытательного срока, «проверки» сотрудников. Поэтому наилучшим вариантом в данном направлении являются мероприятия по снижению текучести в ОАО «САН Интербрю». Здесь можно рекомендовать улучшение условий труда сотрудников ОАО «САН Интербрю».

В качестве данных мероприятий можно предложить:

1) Доплата за стаж работы в компании;

2) Покупка корпоративных автомобилей;

3) Обеспечение социальных гарантий персонала: обязательное медицинское страхование, оплата больничного листа;

4) Материальное стимулирование персонала: выплата премий, оплата по результатам;

5) Нематериальное стимулирование персонала: корпоративные праздники, бесплатные обеды за счет компании

6) Аренда спортивных залов, бассейнов для персонала.

ОАО «САН Интербрю» можно рекомендовать использовать опыт зарубежных компаний, устанавливая премию сотрудникам за выслугу лет. Доплаты за выслугу лет можно представить следующим образом (табл. 23): [37]

Таблица 23 Премия за выслугу лет

Работа на предприятии, полных лет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Надбавка, % к заработной плате 3 7 10 13 15 17 19 21 23 25

Проведем расчет возможной премии за выслугу лет всем сотрудникам представительства ОАО «САН Интербрю» в г. Новосибирске, предполагая, что средний стаж каждого работника составляет не менее 5 лет работы в компании (табл. 24).

Таблица 24 Расчет премии за выслугу лет

Грейд Код должности Отдел Кол-во Оклад, руб. Премия за выслугу лет, руб.
Продажи общие
6 RSD Региональный директор по продажам 1 60 000,00 9000
5 RSM Региональный менеджер по продажам 5 40 000,00 6000
4 ASM Территориальный менеджер по продажам 13 25 000,00 3750
3 SSV Супервайзер по продажам 50 20 000,00 3000
2 SR Торговый представитель 800 10 000,00 1500
1 MCH Мерчандайзер 100 5 000,00 750
2 SC Координатор по продажам 5 10 000,00 1500
4 RTM Региональный тренер 1 25 000,00 3750
4 RFC Финансовый контролер 1 25 000,00 3750
2 RS Специалист по отчетности 1 10 000,00 1500
2 MTC Координатор по АХЧ и транспорту 1 10 000,00 1500
2 OM Офис-менеджер 1 10 000,00 1500
4 КHRМ Региональный менеджер по работе с персоналом 1 25 000,00 3750
Продажи в ключевом секторе
5 RKAM Региональный менеджер по продажам КК 1 40 000,00 6000
4 AKAM Территориальный менеджер по продажам КК 5 25 000,00 3750
3 KASV Супервайзер по продажам ключевым клиентам 10 20 000,00 3000
2 KASR Торговый представитель по ключевым клиентам 100 10 000,00 1500
1 MCH Мерчандайзер 30 5 000,00 750
Группа развития бизнеса
5 RSSM Рег. менеджер по поддержке бизнеса 1 40 000,00 6000
3 BDS Специалист по развитию бизнеса 1 20 000,00 3000
3 RSA Региональный аналитик первичных продаж 1 20 000,00 3000
3 RSA Региональный аналитик вторичных продаж 1 20 000,00 3000
2 STS Специалист по технической поддержке 5 10 000,00 1500
2 CES Координатор по торговому оборудованию 1 10 000,00 1500
Продажи в точках немедленного потребления
5 ROTM Региональный менеджер по продажам в точках НП 1 40 000,00 6000
4 AOTM Территориальный менеджер по продажам в точках НП 5 25 000,00

3750

3 OTSV Супервайзер по продажам в точках НП 10 20 000,00 3000
3 KAOTSV Супервайзер по продажам КК в точках НП 1 10 000,00 1500
2 OTSR Торговый представитель по продажам в точках НП 100 10 000,00 1500
1 MCH Мерчандайзер 30 5 000,00 750
Торговый маркетинг
5 RTMM Региональный менеджер по торг. маркетингу 1 40 000,00 6000
4 ATMM Территориальный менеджер по ТМ 5 25 000,00 3750
670000,00 100500
Всего 1289

Из табл. 24 видно, что разница между должностными окладами и окладами с учетом суммы премиальных выплат составляет 100500 руб. Причем премии (в расчете на 5-летний стаж работников) составляют от минимальной суммы 750 рублей для мейчендайзера до 9000 рублей для регионального представителя.

Безусловно, это потребует дополнительных инвестиций от компании, однако может принести ощутимую пользу при реализации мероприятий по снижению текучести кадров.

Материальное стимулирование мерчендайзеров, супервайзеров, агентов по продажам должно проводиться по результатам работы на еженедельной, ежемесячной и ежегодной основе:

Лучшего ТП и мерчендайзера (по городу)

Лучшего супервайзера и команду (по зоне)

Для чего это нужно:

Мотивация на достижение сверх-результатов;

Создание конкуренции внутри команды;

Снижение процента ротации за счет увеличения удовлетворенности персонала компании.

Возможные призы:

Еженедельно: бокалы, футболки, кепки, ручки, пепельницы и т.п.;

Ежемесячно: денежные вознаграждения, карта на телефон, билеты в кино, участие в тренингах;

Ежегодно: бытовая техника, денежные вознаграждения, поездка на завод.

Покупка корпоративных автомобилей потребует значительных единовременных инвестиций от ОАО «Сан Интербрю» в размере до 1 000 000 рублей. Однако это также может принести ощутимую пользу, так как значительно улучшить условия труда персонала.

Наименьших инвестиций от ОАО «Сан Интербрю» потребует обеспечение социальных гарантий персонала: обязательное медицинское страхование, оплата больничного листа и нематериальное стимулирование персонала. Однако конечная цель – снижение текучести кадров также может быть не достигнута.

Оценка экономической эффективности от внедрения данных мероприятий будет проведена в следующем разделе дипломной работы.

2.2 Разработка маркетинговой программы предприятия

2.2.1 Определение направлений совершенствования маркетинговой программы

В качестве основных направлений совершенствования маркетинговой политики предприятия можно рекомендовать:

1) Совершенствования товарной политики предприятия.

Анализ товарной политики предприятия показал, что в ассортиментом портфеле предприятия есть марки пива, которые пользуются большой популярностью и требуют значительных инвестиций, например, в части рекламы (Толстяк, Сибирская корона), марки, которые приносят предприятию стабильную прибыль (Клинское), марки, которые не требуют финансовых вложений, но и не приносят стабильной прибыли (Тинькофф), а также марки пива, которые обещают высокие темпы роста, но в настоящее имеют небольшую долю рынка (StellaArtois, Brahma, Beck’s, Lowenbrau, Staropramen).

В связи с этим, для совершенствования товарной политики ОАО «САН Интербрю» в г. Новосибирске можно рекомендовать снизить объем продаж марок пива, которые не приносят значительной прибыли для предприятия, в то же время необходима поддержка таких марок, которые и в настоящее время и в перспективе являются наиболее прибыльными.

Для этого можно рекомендовать:

1) усиленное рекламирование следующих марок пива: Клинское, StellaArtois, Brahma, Beck’s, Lowenbrau, Staropramen;

2) Снижение поставок пива Тинькофф в магазины г. Новосибирска;

3) Налаживание связей с наиболее престижными и известными торговыми сетями г. Новосибирска в части поставки им более полного ассортимента таких марок пива, как Клинское, StellaArtois, Brahma, Beck’s, Lowenbrau, Staropramen;

4) Проведение скидок и акций на популярные марки пива;

5) Гибкая ценовая политика для магазинов;

6) Личные продажи (в качестве покупателей могут выступать частные предприниматели)

2.2.2 Разработка маркетинговых целей предприятия

Маркетинговые цели – это установления стратегии развития предприятия на предстоящий период. Основные маркетинговые цели ОАО «САН Интербрю» на 2006 год – увеличение объема продаж.

Прогноз объема продаж ОАО «Сан Интербрю» производится методом тренда (рис. 18). Из рис.

Рисунок 18. Прогноз объема продаж

Из рис. 18 видно, что на плановой период объем продаж ОАО «Сан Интербрю» может составить 2400000 тыс. руб. В ОАО «Сан Интербрю» плановый объем продаж на 2006 год установлен в размере 2250000 тыс. руб.

Достичь планового объема продаж ОАО «Сан Интербрю» возможно при совершенствовании маркетинговой политики.

Таблица 25 Цели ОАО «САН Интербрю» в области продаж

Наименование продукции Объемы продаж в отчетный период (2005) Объемы продаж в планируемый период (2006)
шт. тыс. руб. тыс. шт. тыс. руб.
1 2 3 4 5
Толстяк, Сибирская корона 2033 81356 2332 93559
Клинское 2033 40662,8 3535 23380
Тинькофф 5082 101657 2032 40000
Stella Artois 3366 101000 3870 116150
Brahma 3410 102314 3965 117661
Beck’s 3378 101357 4225 126696
Lowenbrau 3399 101957 3580 122348
Staropramen 4067 101657 4567 121998
Итого 24735 2033141 19559 2250000

Таким образом, можно говорить о том, что основная маркетинговая цель ОАО «САН Интербрю» - увеличение объема продаж на 10 %, в то же время компания планирует увеличить долю рынка на 5 %.

2.3 Стратегия предприятия и мероприятия по ее реализации

2.3.1 Мероприятия по совершенствованию сбытовой политики

Для повышения уровня сбытового потенциала предприятия ОАО «САН Интербрю» может быть предложен соответствующий алгоритм повышения уровня сбытового потенциала предприятия (рис. 19).


Рис. 19. Алгоритм повышения уровня сбытового потенциала

Используемые предприятием в полной мере индикаторы подсистемы маркетинговых коммуникаций опосредованного влияния, в частности разработка и внедрение программ рекламной деятельности и проведение мероприятий по паблик рилейшнз, обеспечат ОАО «САН Интербрю» конкурентные преимущества в сбыте продукции. Кроме того, в качестве направлений совершенствования сбытовой политики можно рекомендовать совершенствование мерчейдазинга.

Таблица 26 Принятие решения о покупке товара

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  221  222  223   ..

 

Наименование товаров народного потребления Принятие решения о покупке