Прибыль (убыток) от обычной деятельности |
352 |
914,0 |
438 |
+562,0 |
-476,0 |
Рассматривая изменения в структуре прибыли в подтверждение вышеизложенного, относительно динамики отдельных составляющих балансовой прибыли, можно обратить внимание на то, что в 2002- 2003 годах произошли изменения в структуре прибыли, направленные, прежде всего, на снижение роли прибыли от прочей реализации и повышение роли прибыли от внереализационных мероприятий, причем роль этой составляющие стала в 2003 году столь высока, что серьезно потеснила долю прибыли от реализации продукции.
На основании табл. 2.5 видно, что прибыль от реализации в 2002 г. росла быстрее чем выручка от реализации, что свидетельствует об относительной экономии затрат на производство и реализацию продукции.
Таблица 2.5
Структура прибыли магазина «Северный», тыс.р.
Показатель |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Темп роста, % |
2002 г. к
2001 г.
|
2003 г. к
2002 г.
|
Прибыль от реализации |
852,5 |
1448,5 |
885 |
170,0 |
61,1 |
Прибыль (убыток) от прочей реализации |
-1 |
- |
-41 |
- |
- |
Прибыль (убыток) от внереализационных операций |
1 |
-2,8 |
-239 |
- |
- |
Прибыль отчетного года |
852 |
1445,7 |
605 |
169,7 |
41,8 |
Прибыль от обычной деятельности |
352 |
914 |
438 |
259,7 |
47,9 |
Нераспределенная прибыль |
352 |
914 |
438 |
259,7 |
47,9 |
Прибыль от обычной деятельности растет медленнее, чем прибыль от реализации, что связано с ее снижением в 2002-2003 гг., что также сказалось на отставании роста чистой прибыли от прибыли от реализации.
В рассматриваемые три года у магазина «Северный» не было поступлений и расходов, связанных с получением и уплатой процентов, так же с поступлением вложений в другие предприятия.
Итак, основными факторами, оказавшими отрицательное влияние на рост прибыли явились рост затрат при производстве продукции и получение убытка от внереализационных мероприятий. Отрицательное влияние на размер прибыли предприятия также оказало снижение прибыли от прочей реализации и получение убытка от нее в 2001-2003 гг.
Проанализируем финансовые результаты от прочей реализации, внереализационной деятельности и финансовых вложений.
В рассматриваемом периоде с 2001 по 2003 год прибыль предприятия, кроме прибыли от реализации продукции (работ, услуг) включала в себя прибыль от прочей реализации (операционные доходы и расходы) и внереализационные доходы.
Предприятие в течение рассматриваемого периода занималось финансовыми вложениями и привлекало кредитные ресурсы, то и соответственно у него в 2002 году были убытки, связанные с ними.
За период 2001-2003 гг. предприятие не имело прочих операционных доходов.
Прочие операционные расходы возрастают на протяжении 2001-2003 гг. так, если в 2001 г. они составляли всего 1 тыс.р., то в 2003 г. уже 41 тыс.р., что оценивается отрицательно в работе магазина «Северный». Прочие операционные расходы предприятия – это в основном убытки от выплаты штрафов, возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями, а также убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности. Данные тенденции обусловили рост убытка предприятия от прочей реализации.
Прочие внереализационные доходы предприятия возрастают с 3 тыс.р. в 2001 г. до 59 тыс. р. в 2003 г. На предприятии это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы от валютных операций и т.д.
Прочие внереализационные расходы предприятия (суммы, уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытков; а также другие расходы от операций, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции.) резко увеличились за период 2001-2003 гг. (с 2 тыс.р. до 298 тыс.р.), в связи, с чем убыток от внереализационных операций предприятия возрастает.
Сальдо доходов и расходов от прочей внереализационной деятельности отрицательное. Это говорит о том, что предприятие не обращает внимание на этот немаловажный аспект получения дополнительной прибыли и отрицательное сальдо говорит об недостаточно эффективном использовании внереализационного потенциала магазина «Северный».
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности.
Показатели рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Расчет показателей рентабельности деятельности магазина «Северный» произведен в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Расчет показателей рентабельности, %
Наименование
показателя
|
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Изменение, (+,-) |
2002 г. к
2001 г.
|
2003 г. к
2002 г.
|
Общая рентабельность (140/ 010 ф. №2) |
8,75 |
11,25 |
3,83 |
+2,50 |
-7,42 |
Рентабельность всей реализованной продукции ( 050/010 ф. №2) |
8,76 |
11,27 |
5,61 |
+2,51 |
-5,66 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли (190/ 010 ф. №2) |
3,62 |
7,11 |
2,78 |
+3,49 |
-4,33 |
Общая рентабельность вложений
(140 ф. №2/300 ф. №1)
|
37,73 |
42,38 |
17,40 |
+4,65 |
-24,98 |
Рентабельность собственного капитала
(140 ф. №2 / 490 ф. №1)
|
475,98 |
132,21 |
39,52 |
-343,77 |
-92,69 |
Данные таблицы показывают, что значения показателей рентабельности сравнительно неплохие, но тревогу вызывает снижение всех показателей в 2003 г. (рис. 2.3).
Рис. 2.3.
Динамика изменения показателей рентабельности
, %
На основе расчётов и графика можно сделать следующие выводы.
Показатель общей рентабельности за отчетный период снизился с 8,75 % в 2001 г. до 3,83% в 2003 г.
Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также снизился с 3,62% до 2,78% в 2003 г. Для того чтобы проанализировать причины этого снижения 2003 г., необходимо провести более детальный анализ данных формы №2 малого предприятия.
Рентабельность всей реализованной продукции также снизилась в 2003 г. до 5,61 коп. на 1 рубль реализованной продукции.
Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции магазина «Северный» достаточно высокие за исследуемый период, что является положительным фактором, это объясняется высоким уровнем себестоимости реализованной продукции.
Высокий уровень конкуренции не позволяет производить значительные повышения цен, что соответственно сказывается на уровне рентабельности и снижении прибыльности продаж.
Показатели рентабельности вложений, характеризуют прибыльность торговой деятельности магазина «Северный». На основе данных табл. 2.7. можно сделать вывод о том, что в 2003 г. произошло резкое снижение показателя рентабельности вложений более чем в 2 раза по сравнению с 2001 г.
Общая рентабельность вложений в 2003 г. снизилась до 17,4 % . То есть на 1 рубль стоимости имущества предприятия в отчётном году приходилось 17,4 коп. балансовой прибыли. Значение данного показателя достаточно низкое для данного предприятия, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании его активов.
Рентабельность собственных средств предприятия была очень высока в течение 2001 –2002 гг. (соответственно 476% и 132%), но снизилась в 2003г. до уровня 40%, что в основном обусловлено ростом собственного капитала магазина «Северный».
В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на достаточно высоком уровне, что говорит о достаточно эффективном вложении средств в торгово-розничную деятельность магазина «Северный».
3. Цена как элемент стратегии
магазина «Северный»
3.1. Методика ценообразования в магазине «Северный»
Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам реализации некой определенной величины.
Суть метода, основанного на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
Пример определения цены методом полных затрат магазина «Северный» приведен в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Определение цены 1 кг бананов методом полных затрат
Наименование затрат |
Значение |
Переменные (прямые) издержки, тыс.р. : |
— на закуп товара |
18000 |
— на рабочую силу |
2001 |
Постоянные (накладные) расходы, тыс.р. |
7600 |
Итого затрат, тыс.р. |
27600 |
Ожидаемая прибыль, тыс.р. |
120 |
Ожидаемый доход от реализации, тыс.р. |
33120 |
Месячная реализация продукции, кг |
1000 |
Цена единицы продукции, руб. |
33,12 |
Таким образом, усредненная цена реализации 1 кг бананов, рассчитанная на основе метода полных издержек, составит 33 руб.
Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности реализации продукции, то расчет продажной цены может быть произведен по следующей формуле:
Р = С(1+ R/100), (3.1)
где Р — продажная цена;
С — полные издержки на единицу продукции;
R— ожидаемая (нормативная) рентабельность.
Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных издержек (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для реализации данного товара, — условный, и он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.
В связи с этим на практике используются различные способы распределения постоянных затрат:
- пропорционально заработной плате производственных рабочих;
- пропорционально затратам на материалы;
- пропорционально переменным издержкам.
Предположим, магазин «Северный» реализует три вида фруктов (апельсины, виноград и груши).
Данные о количестве реализуемых ею товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Расчет распределения постоянных затрат, руб.
Показатели |
Товар А |
Товар Б |
Товар В |
Всего |
1 Количество единиц реализованной продукции, кг |
1000 |
2001 |
500 |
3500 |
2 Переменные издержки — всего
- на зарплату производственных рабочих
- на закуп товара
|
20 100 3500
16 600
|
42 000 8000
34 000
|
20 500
12 000 8500
|
82 600
23 500
59 100
|
3. Общие постоянные издержки |
55 000 |
4. Распределение постоянных издержек между товарами: |
4 1 Пропорционально зарплате производственных рабочих |
892 |
18 723 |
28 085 |
55 000 |
4.2 Пропорционально затратам на материалы |
15 448 |
31 641 |
7911 |
55 000 |
4 3. Пропорционально переменным издержкам |
13 384 |
27 966 |
13 650 |
55 000 |
5. Общая себестоимость при распределении постоянных издержек
по способу 4.1
|
28 292 |
60723 |
48 585 |
по способу 4.2 |
35 548 |
73 641 |
28 411 |
по способу 4.3 |
33 484 |
69 966 |
34 150 |
Цена единицы каждого товара при рентабельности 15% к себестоимости и распределении затрат разными способами дана в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Определение цены с учетом способа распределения постоянных затрат, руб.
Себестоимость единицы |
Прибыль на единицу |
Цена единицы |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
По способу 4 .1 |
28,3 |
30,4 |
97,2 |
4,2 |
4,6 |
14,6 |
32,5 |
35,0 |
111,8 |
По способу 4.2 |
35,5 |
36,8 |
56,8 |
5,3 |
5,5 |
8,5 |
40,8 |
42,3 |
65,3 |
По способу 4.3 |
33,5 |
35,0 |
68,3 |
5,0 |
5,3 |
10,2 |
38,5 |
40,3 |
78,5 |
Таким образом, каждая из трех рассчитанных цен, с учетом различных способов отнесения на себестоимость полных затрат, является вполне обоснованной, но какую цену выберет предприятие, зависит от того, какая ситуация сложилась на рынке (конкуренты, спрос и т.д.).
Методика расчета цен на основе полных издержек является одной из самых популярных среди большинства предприятий России, так как достаточно проста и удобна. Также к достоинствам данного метода ценообразования для магазина «Северный» относят:
1) снижение ценовой конкуренции. Этим методом пользуется большинство фирм отрасли продажи продовольственных товаров, их цены, скорее всего, будут схожими, поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму;
2) равенство покупателей и продавцов. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли.
Однако метод полных издержек имеет два больших недостатка:
- при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.п.;
- отнесение на себестоимость товара постоянных издержек, которые являются условными и искажают подлинный вклад продукта в доход предприятия.
Метод полных затрат наиболее распространен в ценовой стратегии магазина «Северный», так как это оптовое предприятие с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров.
Сущность метода прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления) состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на реализацию продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».
При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию.
Если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с реализацией продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат, иопределяется величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль от реализации продукции.
Определение цены методом прямых затрат в магазине «Северный» на примере фруктов- яблок рассматривается в табл. 3.4
Таблица 3.4
Определения цены продукции методом прямых затрат
Предполагаемая цена единицы продукции, р. |
36,00 |
32,00 |
30,00 |
28,00 |
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых), р. |
8,58 |
8,46 |
8,40 |
8,34 |
«Маржинальная» прибыль на единицу продукции, р. |
9,42 |
7,54 |
6,60 |
5,66 |
Ожидаемый объем продаж, кг |
400 |
600 |
800 |
900 |
Суммарная «маржинальная» прибыль, тыс.р. |
3768 |
4524 |
5280 |
5094 |
Постоянные затраты, тыс.р. |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
Реализованная прибыль, тыс.р. |
768 |
1524 |
2280 |
2094 |
Из данного расчета видно, что наибольшую прибыль магазин «Северный» получит при продаже 800 кг яблок по цене 30 руб.
Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов реализации, цен реализации и расходов по реализации продукции. Однако он может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема реализации.
В практике оптовых и розничных продавцов встречается ситуация, когда покупатель требует от них осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности магазина «Северный» контролировать величину снижения цен.
В данном случае при расчете цены магазин «Северный» использует метод надбавки к цене. Данный метод предполагает умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент по формуле:
Р s
= Рр
х (1 + т), (3.2)
где Ps
— цена продажи;
Рр
— цена приобретения;
т — повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.
Процент наценки на основе цены реализации легко пересчитывается в процент наценки на основе цены приобретения товара.
Выражение коэффициента повышения цены от цены продажи через коэффициент повышения цены от себестоимости называется восстановлением себестоимости. И наоборот, выражение коэффициента повышения цены от себестоимости через коэффициент повышения цены от цены продажи называется восстановлением цены продажи.
Рассмотрим использование данного метода в магазине «Северный». Издержки обращения единицы товара равна 62 руб. Сумма наценки — 29 руб. Процент наценки на себестоимость составляет: 29 руб. / 62 руб. х 100 = 46,8%. То же на основе цены реализации: 29 руб. / (62 руб. + 29 руб.) х 100 = 31,9%.
Выше перечисленные методы определения цен базируются на суммировании издержек магазина «Северный». В связи с этим представляет важность анализа структуры издержек обращения торговой фирмы.
Предприятия, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а предприятия осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность издержки обращения. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.
Издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и, заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.
Рассмотрим состав и структуру издержек обращения по данным за 2001-2003 гг., которые представлены в табл. 3.5.
Анализ структуры издержек обращения показывает, что торговая деятельность магазина «Северный» не является трудоемкой, поскольку затраты на оплату труда вместе с отчислениями на социальные нужды составляют более 5% издержек обращения.
На основании данных табл. 3.5 можно отметить, что наибольшую долю в издержках обращения магазина «Северный» составляют транспортные услуги (30-37%), что объясняется количеством арендуемых транспортных средств фирмы для перевозки продовольственной продукции. Также значительны расходы на отопление зданий и складов, затраты на электро- и теплоэнергию.
Проблема снижения издержек обращения в рыночных условиях должна рассматриваться в разрезе управления издержками. Так как рост издержек обращения в большей степени зависит от внешних факторов, торговые предприятия не могут на них повлиять.
Таблица 3.5
Состав издержек обращения Магазин «Северный»
Статьи затрат |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес, % |
Амортизация основных средств |
395,82 |
6,5 |
349,23 |
5,3 |
510,59 |
7,1 |
Аренда помещений, земли |
109,61 |
1,8 |
131,79 |
2,0 |
180,95 |
2,5 |
Заработная плата с отчислениями |
359,28 |
5,9 |
362,41 |
5,5 |
371,87 |
5,2 |
Канцтовары, расходные материалы |
170,51 |
2,8 |
144,96 |
2,2 |
173,16 |
2,4 |
Консультационные, нотариальные, коммунальные услуги, услуги связи |
304,48 |
5,0 |
316,29 |
4,8 |
378,78 |
5,2 |
Охрана |
121,79 |
2,0 |
138,38 |
2,1 |
171,49 |
2,4 |
Прочие |
97,43 |
1,6 |
79,07 |
1,2 |
117,47 |
1,6 |
Расходы буд.периодов |
24,36 |
0,4 |
13,18 |
0,2 |
18,68 |
0,2 |
РСМ |
1272,72 |
20,9 |
1219,02 |
18,5 |
1271,20 |
17,7 |
Транспортные услуги, погрузка |
1875,58 |
30,8 |
2438,04 |
34,0 |
1665,87 |
37,1 |
Э/энергия, т/энергия, отопление |
1357,97 |
22,3 |
1588,02 |
24,1 |
1335,64 |
18,6 |
Итого |
6089,55 |
100,0 |
6589,30 |
100,0 |
5189,74 |
100,0 |
Часто, в подходе к управлению издержками самой распространенной является устаревшая точка зрения, согласно которой издержки должны быть снижены любой ценой до самого низкого, ниже минимально допустимого их уровня. В последнее время все большее и большее распространение получила вторая точка зрения на оптимальный размер издержек обращения. Можно и необходимо идти на дополнительные затраты в целях увеличения оборота, привлечения новых поставщиков и покупателей, повышения качества торгового обслуживания, создания привлекательного имиджа предприятия.
Процесс управления издержками обращения магазина «Северный» включает:
1) организацию информационного обеспечения в соответствии с содержанием, составом и структурой издержек, целевыми ориентирами;
2) оценку способностей формирования затрат в прошлом и плановом периоде, т. е. оценку условий функционирования торгового предприятия;
3) полный анализ издержек обращения в динамике и за текущий период;
4) прогнозирование размера и уровня затрат различными методами при разных объемах товарооборота и прибыли и с учетом имеющихся ограничений;
5) планирование максимально и минимально допустимых уровней затрат;
6) нормирование затрат в разрезе статей издержек;
7) контроль и оперативное управление издержками обращения с учетом изменения условий функционирования предприятия;
8) совершенствование учета издержек обращения;
9) поиск резервов снижения и введения их в действие.
К основным резервам экономии издержек обращения в Магазин «Северный» следует отнести:
1) рост товарооборота, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров в плановом периоде;
2) эффективное использование материально-технической базы торговли;
3) внедрение прогрессивных форм обслуживания;
4) сокращение звенности товародвижения, простоя транспорта, большую механизацию погрузочно-разгрузочных работ;
5) сокращение и ликвидацию потерь продукции и потерь по таре;
6) ускорение оборачиваемости товаров;
7) усиление контроля за расходами в разрезе отдельных статей с целью выявления затрат, не работающих на отдачу;
8) разукрупнение статей, введение сплошного или выборочного учета издержек обращения, нормирование издержек с учетом потоварной издержкоемкости, услугоемкости и др.
Основными рекомендациями, которые могут быть взяты на вооружение для борьбы, направленной на снижение издержек обращения в магазине «Северный» является: во первых, внедрение процесса управления издержками (составляющие данного процесса описаны выше) и использование резервов экономии издержек обращения. В дополнение к этому необходимо наладить надлежащий учет и систему нормирования реализации и издержек продукции с целью ужесточения ответственности конкретных лиц за нерациональное использование потребляемых ресурсов.
3.2. Конкурентная стратегия ценообразования магазина «Северный»
Магазин «Северный» также использует методы расчета цены с ориентацией на конкуренцию, также относящиеся к группе рыночных методов, то есть устанавливают цены на товары и услуги через анализ и сравнение силы дифференциации товаров данной фирмы с фирмами-конкурентами на конкретном рынке. При этом во внимание принимается сложившийся уровень цен. Таким образом, метод определения цены с ориентацией на конкуренцию состоит в определении цены продукции магазина «Северный» с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке.
Следует отметить уровень острой конкуренции на рынке продовольственной продукции в г. Йошкар-Ола. Основными конкурентами магазина «Северный» являются следующие торговые фирмы:
- магазин «Столичный»;
- магазин «Майский»;
- магазин «Лебедь»;
- ЗАО «Бакалея» и др.
Однако следует отметить средний уровень цен магазина «Северный» по сравнению с конкурентами на рынке (прайс-лист Магазин «Северный» представлен в приложении). Составляя прайс-лист, стоит расширить его, изменяя позиции количество-цена, и расcчитать, сколько покупателю надо будет платить за каждую или несколько дополнительных единиц товара, учитывая изменения цены.
Магазин «Северный» использует следующие методы установления цены с ориентацией на конкурентов.
1. Метод следования за рыночными ценами. Предусматривает, что каждый продавец, продающий данный товар на рынке или предлагающий соответствующую услугу, устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившиеся на рынке, исходя из реально существующего уровня рыночных цен и при этом, существенно не нарушая его
Если магазин «Северный» усиливает дифференциацию своих товаров и услуг по отношению к товарам и услугам фирм-конкурентов, то она вправе установить цены на несколько более высоком уровне по сравнению с обычными.
Обычно фирмы, следующие в формировании своей ценовой политики за лидером, весьма слабы и по степени известности, и по степени признания покупателями их торговой марки. Поэтому им ничего не остается, как держать цены на свою продукцию на уровне цен, установленном фирмой-лидером. В результате, хотя фирмы и не заключают между собой какого-либо соглашения по ценам, на практике получается, что товары или услуги продаются им по ценам, находящимся на определенном, как бы согласованном уровне, т. е. происходит усреднение рыночных цен.
В действительности не устанавливается какая-либо одна цена, а определяется несколько уровней цен в зависимости от положения данной фирмы на рынке, ее способности и степени дифференциации товара или услуг по отношению к товарам и услугам фирмы-лидера. В большинстве случаев наблюдается такая ситуация, когда цены каждой фирмы оказываются ограниченными определенными рамками и при этом бывают не выше соответствующих цен фирмы-лидера.
2. Метод ценообразования на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен.
Привычные цены — это цены, которые сохраняются на установленном и ставшем обычным уровне в отношении определенных товаров в течение длительного срока на довольно широком рыночном пространстве. Данная сфера ценообразования является весьма трудной для реализации политики изменения цен в сторону повышения, так как в течение длительного времени сохраняется ставший для покупателей и продавцов привычным определенный уровень цен. Конечно, и такое положение не исключает ситуации, создающей возможность повышения цен.
Как правило, чтобы разрушить привычные цены и произвести их повышение, предпринимается в магазина «Северный» коренное улучшение выбора качества товара, его функциональных свойств, упаковки, стиля, дизайна, значения, т. е. ему придают большую привлекательность и таким образом адаптируют его к целевому рынку прогнозируемых покупателей, обеспечивая тем самым новое место товара на рынке. Без этого успешно осуществить изменение привычной цены не удается.
В условиях сильной конкуренции реакция магазина «Северный» на изменение цен конкурентов должна быть оперативной. Для этих целей у фирмы должна быть заранее подготовлена программа, способствующая принятию стратегии по отношению к ценовой ситуации, созданной конкурентом.
Принятие маркетинговых решений в области установления цен на товары/услуги представляет сложную задачу для розничного торговца. Цены — это ключевой фактор в позиционировании розничной марки. Определение розничных цен должно проводиться в соответствии с характеристиками целевого рынка, набором предлагаемых товаров и услуг и уровнем конкуренции. Конечно, все розничные торговцы хотели бы устанавливать высокие наценки и продавать при этом как можно больше, однако эти две цели чаще всего бывают несовместимыми (за исключением, когда розничная марка уже раскручена, узнаваема и пользуется спросом, и соответственно розничный торговец может устанавливать премиальные цены без боязни падения продаж и потери клиентов). Сложность управления ценой связана с тем, что на ее формирование воздействует множество различных факторов (как внутреннего, так и внешнего характера): затраты на транспортировку, состояние спроса, уровень конкуренции, стадия жизненного цикла товара, политика поставщиков/владельцев марки, меры государственного регулирования цен.
В зависимости от конкретной рыночной ситуации розничным торговцем – магазином «Северный» - могут применяться различные решения по определению конечной цены:
1. Дифференцированное ценообразование, которое может быть:
- пространственным (цена устанавливается в зависимости от места нахождения покупателей по различным территориям);
- персонифицированным (цена устанавливается в зависимости от контингента потребителей).
2. Конкурентное ценообразование, которое направлено на сохранение ценового лидерства на рынке. Здесь магазин «Северный» может использовать следующие методы ценообразования:
- цены «снятия сливок» (престижные цены) торговец может установить на престижные виды вина. Они, как правило, рассчитаны на те сегменты рынка, где покупатели начнут их приобретать, несмотря на высокий уровень цен. По мере того как конкуренты станут предлагать аналогичные товары или услуги и данный сегмент будет насыщаться, предприятие может перейти на новый сегмент или на новый уровень «снятия сливок»;
- «цены проникновения» — более низкие начальные цены по отношению к ценам конкурентов. Они создают барьеры для конкурентов по созданию аналогичной продукции. Политика низких цен в большей мере преследует цель получения долговременных прибылей (по сравнению с «быстрыми» прибылями высоких цен);
- цены по «кривой освоения» представляют собой компромиссный вариант между ценами «снятия сливок» и «проникновения». Такой подход предполагает быстрый переход от высоких цен к более низким для привлечения широких слоев покупателей и противодействия конкурентам.
3. Ассортиментное ценообразование представляет собой достаточно большой арсенал подходов. Многие из них обоснованы на психологическом восприятии цены покупателем. Учитываются, в частности, психология ценового барьера, психология восприятия чисел, психология сравнения цен, психология престижных цен и др.
4. Стимулирующее ценообразование основано на использовании различного рода скидок, бонусов, зачетов (накопительные, единовременные, за объем покупаемого товара, за частоту покупок, сезонные и т.д.). Слово «скидки» до недавнего времени имело свое магическое воздействие, так как отождествлялись с выгодной покупкой (сэкономленная разница — как прибыль). Сейчас этот маркетинговый прием в ценообразовании настолько «затаскан» и сверхмерно эксплуатирован, что потребитель перестал видеть «выгодность» приобретения товаров со скидкой.
В заключение необходимо отметить, что, принимая решение о выборе того или иного уровня цены, руководству магазина «Северный» целесообразно опираться на несколько цен, рассчитанных для одного и того же товара, поскольку это позволит оценить возможности получения прибыли с различных сторон: исходя из спроса на товар, качества продукции, уровня издержек обращения - и выбрать оптимальный уровень цены в сложившейся рыночной ситуации.
3.3.
Тактические аспекты стратегии ценообразования в
магазине «Северный»
Одним из наиболее быстрых и экономически эффективных методов увеличения нормы прибыли является отладка механизма ценообразования. Влияние ценообразования на прибыль значительно. Исследования показали, что увеличение объема продаж торгово-посреднических фирм без снижения цены) приводит к меньшему увеличению прибыли, чем увеличение цены. Влияние цены на увеличение прибыли в 3—4 раза больше, чем влияние объема продаж. Такой механизм увеличения прибыли представляется весьма значимым, особенно если учитывать низкую норму прибыли у большинства современных оптовых предприятий, работающих в условиях жесткой конкуренции.
В настоящее время магазин «Северный» использует практику использования не только затратных методов, но и пользуется всем арсеналом стратегических методов ценообразования.
Можно выделить три уровня ценообразования в магазине «Северный»:
1) анализ спроса (демографические изменения, появление товаров-заменителей, изменения в предпочтениях потребителей) и предложения (внутренняя конкуренция, импорт) на уровне отрасли, анализ издержек;
2) анализ рынка товара, соотношение «цена — качество», восприятие потребителями важности отдельных характеристик предлагаемого товара и желание платить за их наличие (улучшение), влияние рекламы, других методов стимулирования спроса на восприятие товара потребителями;
3) анализ ценообразования на уровне сделки, то есть управление ценой каждой конечной сделки (условия оплаты, скидки, поощрения, рекламный бюджет, бонусы и т. п.).
Стратегическое ценообразование (первые два уровня) определяет долговременное позиционирование продукта магазина «Северный» в рыночном пространстве «цена — качество» и позволяет получить долгосрочные конкурентные преимущества.
Однако на практике магазин «Северный» весь объем продаж, осуществляемый в русле выработанной стратегии ценообразования, состоит из отдельных сделок, цена каждой из которых складывается под влиянием многочисленных факторов. Значение факторов, влияющих на конечную цену сделки, и сам процесс установления данной цены долгое время оставались вне контроля менеджеров компаний, которые ограничивались установлением определенного уровня цен в рамках стратегии ценообразования и общими рекомендациями. Не осознавая значимость упомянутых факторов и позволяя конечным ценам на продукт складываться стихийно, Магазин «Северный» отказывается от значительной доли прибыли.
Далее необходимо рассмотреть вопросы управления ценами на конечном этапе заключения сделки магазина «Северный», что, по аналогии со стратегическим ценообразованием, может быть названо тактическим ценообразованием.
Проблема тактического ценообразования может быть рассмотрена под углом расхождения установленной цены на продукт (по каталогу, прайс-листу), цены по счету и фактической цены сделки. Расхождение упомянутых величин может быть очень существенным, и не соответствовать стратегическим целям компании.
Выделим следующие факторы, влияющие на конечную цену продаж продовольственной продукции в магазине «Северный»:
- скидки за объем;
- рекламные бюджеты;
- скидки дистрибьюторам;
- скидки за оплату наличными;
- кредитные условия (отсрочка платежа);
- предоставление бесплатных образцов продукции (дегустация);
- оплата доставки товара.
Доход, получаемый магазином «Северный»», складывается из разницы установленной цены продукта и влияния упомянутых факторов.
Следует также отметить, что все упомянутые факторы, за исключением скидки за объем, не отражаются на счете, а значит, компании, анализирующие свои цены на основании цен, полученных из счетов, оперируют завышенными ценами. Обычные бухгалтерские системы не в состоянии предоставить верную информацию. Так, рекламный бюджет учитывается в статье общих расходов на рекламу (по данным 2003 год он составил 6 тыс.р.), кредитные условия игнорируются, расходы по доставке попадают в раздел общих транспортных расходов. Для заключенных сделок часто сложно оценить, насколько цена могла бы быть выше, а для упущенных сделок в числе первых причин провала всегда предполагают слишком высокую цену: создается впечатление, что цены завышены.
Недостаток внимания к тактическому ценообразованию может привести не только к сниженной фактической цене продаж, но и к снижению объема продаж магазина «Северный».
Правильный подход к тактическому ценообразованию базируется на двух принципах — четком представлении конечной цены сделки (учет всех факторов, влияющих на прибыль, и расчет конечной цены сделки и издержек) и анализе диапазона цен для различных клиентов.
Далее рассмотрим диапазон цен магазина «Северный» и его влияние на тактическое ценообразование.
Даже в рамках одного ценового сегмента компании не продают товар по какой-либо единой установленной цене, сбыт складывается из различных цен для различных клиентов. Приведенная табл. 3.6 иллюстрирует ценовой диапазон (в ценах сделки) для магазина «Северный».
Как видно из таблицы, разброс между минимальной и максимальной ценой достигает 35%.
Таблица 3.6
Ценовой диапазон фруктов магазина «Северный»
Цена сделки
(руб. за кг)
|
58 |
56 |
54 |
52 |
50 |
48 |
46 |
44 |
42 |
40 |
38 |
Объем продаж, (%) |
2,7 |
5,0 |
10,7 |
6,6 |
13,4 |
14,2 |
15,0 |
13,1 |
10,1 |
6,1 |
3,1 |
Анализ ценового диапазона наряду с определением цены сделки позволяет подсчитать реальную прибыльность каждого клиента (часто клиенты, воспринимающиеся как наиболее выгодные, на самом деле таковыми не являются), оценить объем товаров, продаваемых со скидкой, и понять, насколько предоставляемые скидки и бонусы соответствуют принятой стратегии ценообразования.
Таким образом, весь процесс тактического ценообразования магазина «Северный» должен основываться на ценах сделки и данных о ценовом диапазоне сегментов.
В данном процессе представляется важной разработка информационных систем, способных отследить все дополнительные снижения цен и понесенные издержки и предоставить информацию по фактическим ценам сделки, издержкам и норме прибыли.
Таким образом, грамотное применение рассмотренных выше инструментов на практике может привести к значительным результатам магазина «Северный».
Следует отметить, что магазин «Северный» уделяет достаточно внимания ценовым стратегиям, и резервы роста доходности в данной области уже во многом исчерпаны. В то же время тактическое ценообразование долгое время оставалось вне внимания руководства магазина «Северный», и грамотное управление ценами на этом уровне может принести значительные результаты.
В заключение представим факторы эффективной ценовой стратегии магазина «Северный».
Таблица 3.7
Основные факторы эффективной торговли в области ценовой стратегии
Факторы эффективной торговли |
Задачи, решаемые в процессе маркетингового
управления
|
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА |
- отличие общего уровня цен от средне-
рыночного, обоснование такого отличия
|
Анализ цен на рынке
соответствующего товара
|
- частота изменения цен |
Анализ системы ценообразования
на фирме
|
- наличие дорогостоящих/дешевых
товаров
|
Разработка рекомендаций по установлению конкурентоспособной цены |
- частота, виды и размеры скидок |
- особенности проведения различных
распродаж со скидками
|
Разработка системы скидок и бонусов |
- наличие дисконтных карт, связь
с магазинами сети
|
Организация распродаж и акций
со скидками
|
Компания, осуществляющая реализацию стратегии ценообразования, не уделяя достаточно внимания вопросам тактики, рискует получить неожиданные результаты уже вследствие того факта, что на заключительном этапе осуществления сделки тактические факторы могут перевесить первоначальные стратегические цели.
Заключение
По мере развития рыночных отношений в российской экономике повышается роль затрат на реализацию продукции предприятий. Именно затраты являются основой для ценообразования и решающим фактором формирования прибыли. Поэтому предприятия в условиях рынка постоянно стремятся поддерживать оптимальный уровень издержек обращения.
Внедрение в практику работы предприятий современных методов управления издержками и процессом ценообразования способствует повышению эффективности торгового процесса.
Учет затрат на реализацию продукции, планирование и калькулирование издержек обращения имеют наибольшую специфику в связи с особенностями технологии и организации торгового процесса. В связи с этим существует потребность освоения особенностей формирования затрат, которые определяются отраслевыми факторами и ситуациями, складывающимися на конкретном предприятии. Все это обуславливает возрастание значимости выполнения одной из основных целей предприятия – исчисление цены реализуемой продукции для расчетов и оценки финансовых результатов.
Объект исследования дипломной работы - магазин «Северный», занимающееся розничной торговлей продовольственной продукцией на основе лицензии. В настоящее время положение торговой фирмы можно назвать устойчивым. Несмотря на снижение объемов продаж, увеличиваются показатели прибыли, снижается уровень затрат на рубль реализованной продукции.
Розничное предприятие магазин «Северный» в своей деятельности стремится установить цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли (целевую прибыль). Если предприятие снизит цену, то для получения такой прибыли ему нужно продать большее количество товара, если повысит — меньше. Однако при более высокой цене рынок, возможно, не захочет купить даже такое количество товара (это зависит от эластичности спроса по цене).
Для сохранения и укрепления лидерства по показателю доли рынка магазину «Северный» необходимо привлечь потребителя качественным и относительно недорогим (по сравнению с конкурентами) товаром. Устанавливая цены ниже конкурентных, магазин «Северный», тем не менее, может за счет более низких издержек обеспечить себе такой же, как у конкурентов, уровень рентабельности продаж (или чуть выше). Так как цены будут невысокими, магазин «Северный» для получения необходимой суммы прибыли придется продавать больший объем товара, чем при высоких ценах. Наращивая объем сбыта, магазин «Северный» сохранит и увеличит долю рынка.
Внедрение процесса управления издержками обращения в магазине «Северный» должен включать следующие элементы: организацию информационного обеспечения в соответствии с содержанием, составом и структурой издержек; полный анализ, прогнозирование, нормирование и планирование издержек обращения в динамике и за текущий период в т.ч. в разрезе статей издержек; контроль и оперативное управление издержками обращения с учетом изменения условий функционирования предприятия). Торгово-посреднической фирме необходимо задействовать неиспользованные резервы экономии издержек обращения (рост товарооборота, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров, внедрение прогрессивных форм обслуживания, повышение производительности труда и др.).
Стратегии прочного внедрения и преимущественной цены целесообразно применять для магазина «Северный», так как спрос на товар эластичен при увеличении цены потребители могут переключаться на конкурирующие товары, низкие цены не привлекательны для конкурентов и издержки реализации позволяют установить низкие цены надолго.
В дипломной работе:
- дано определение понятию «цена» и показана ее роль как элемента комплекса маркетинга;
- охарактеризованы различные роли цены для покупателей и продавцов, для разных типов рынка магазина «Северный»;
-оценена степень влияния различных внешних и внутренних факторов на выработку ценовых решений магазина «Северный»;
- раскрыто содержание различных подходов к определению цены предложения, исследован процесс разработки ценовой стратегии предприятия.
Установлением исходной цены и определением направления ее желаемого изменения процесс ценообразования не заканчивается. Теперь предприятию предстоит разработать ценовую тактику, т.е. провести рыночную корректировку цены, которая предполагает принятие ряда решений.
В частности, для магазина «Северный» рекомендуются к принятию следующие решения:
1) об установлении стандартных или гибких цен;
2) об установлении единой цены или ее изменении по сегментам рынка (дискриминационные цены). В частности, возможно установление различных цен в зависимости oт статуса потребителей (для физических лиц ниже, для юридических - выше, можно также подумать об установлении цен для потребителей, имеющих различную удаленность от Магазин «Северный»);
3) об использовании системы скидок. Можно рекомендовать использование следующих видов скидок: скидки за количество закупаемого товара, кумулятивные, сезонные, периодические скидки, скидки за оперативность платежа;
4) об удержании занятых позиций и роста конкурентоспособности магазина «Северный». Для этого необходимо применять стратегию преимущественной цены, устанавливая цены ниже конкурентов, при этом добиваясь высокого качества товара и акцентируя на этом внимание в рекламе.
Завершая рассмотрение возможной ценовой политики магазина «Северный», подчеркнем, что, несмотря на повышение роли неценовых факторов конкуренции, цена остается важнейшим элементом комплекса маркетинга, особенно в условиях инфляции. Правильно выбранные стратегия и тактика ценообразования во многом обеспечивают достижение маркетинговых целей предприятия и его рыночный успех, и конкурентоспособность в целом.
Список лит
ературы
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2. - М.: Китап Пресс, 1996. – 189 с.
2. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.
3. Закон Российской Федерации «о защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. Собрание законодательства РФ. 1996. - №3, Ст. 583-609.
4. Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г.
5. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. (в редакции от 21.03.2002 г.)
6. Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» от 7 марта 1995 г.
7. О формировании свободных (рыночных) розничных цен: Утвержден Госкомцен РФ от 24.09.93 г. № 01-17/1199-23.
8. Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров: Утверждены Постановлением Правительства РФ 19 января 1998 г. №55.
9. Видяпин В.И., Данько Т.П., Слепов В.А. Предпринимательство: маркетинг и цены: Учебное пособие. - М.: из-во Рос. экон. акад., 1999. - 130с.
10. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатинформ, 1999. – 187с.
11. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Финпресс, 2001. – 479 с.
12. Денисова И.П. Управление издержками и ценообразование: Учеб.пособие. – М.: Экспертное бюро, 2002. – 64с.
13. Зайцева О.П. Механизм антикризисного управления в потребительской кооперации. – Новосибирск.: СУПК., 1998. – 104 с.
14. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. — СПб.: Питер Ком, 1999. – 589 с.
15. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов. – Мн.: Выш. шк., - 1999. – 416 с.
16. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп./под ред. Б. А. Райзберга. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 589 с.
17. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной и оптовой торговли. — СПб.: ПИТЕР, 1999. – 356 с.
18. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. - М.: БЕК, 2001. – 311 с.
19. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. Сборник деловых ситуаций. Тесты. – 2-е изд., доп. и испр. – М., Издательство БЕК, 2002.–396 с.
20. Либерман И.А. Цены и себестоимость продукции. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 301 с.
21. Методы проведения маркетинговых исследований. //Экономист. – 2002. -№3 - с.31-42.
22. Михайлова Е.А. Ценовые стратегии: современные мировые тенденции // Маркетинг в России и зарубежом. — 1999. — № 5. – с. 14-20.
23. Николаев В.Н., Егорова В.Н. Развитие торговой кооперации в условиях реформирования экономических отношений. – Чебоксары.: МУПК, 1999. – 86 с.
24. Никишкин В.В. Торговый маркетинг. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003. – 372 с.
25. Ноздрева Р.Б. Основные методы ценообразования японских фирм // Маркетинг. - 1999. - № 1. - с. 64-73.
26. Пирожкова Н. Проблемы ценообразования и учет затрат // Бух.учет. – 1995. - №1. – с.12-16.
27. Подузов А.А., Соловьев Ю.П., Сухорукова Г.М. Качество и цена продуктов питания// Проблемы прогнозирования. — 1999. — № 1. — С. 100—108.
28. Попов Е.В. Теория маркетинга. Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2001.–290 с.
29. Порошина Н. Новые аспекты ценообразования // Маркетинг. - 2003. - №6. - с. 50-55.
30. Пунин Е.И. Маркетинг менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. М: Международные отношения 1999. - 109с.
31. Рацкий К.А. Экономика потребительской кооперации: Учеб. Для вузов. - М .: Экономика, 1999. – 364 с.
32. Родионова А.Н., Руднева Ю.Р., Пашин С.Т. Методы расчета цены на новый товар // Маркетинг в России и зарубежом. -2002. - №2.- с. 34—45.
33. Семионкина И.Л. Потребительские кооперативы в системе некоммерческих организаций: статус, правовое положение и налогообложение // Бюджет. и некоммерч. организации. – 1997. - №8. – с. 56 – 71.
34. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 351 с.
35. Слепов В.А. Попов Б.В. Вопросы комплексного подхода к ценообразованию в новых экономических условиях.- М.: Система, 1999. – 189 с.
36. Солошенко М.В. Контрактно-ценовая политика в маркетинге: http:/ www.marketing.spb.ru/read/kurs/index.htm.
37. Темпоролл П., TpommM. Роман с покупателем. — СПб.: Питер, 2003. – 291 с.
38. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: ЭКМОС, 2002. – 223с.
39. Чубаков Г.Н. "Стратегия ценообразования в маркетинговой политики предприятия", М. Инерра - М. – 2003. - 139 с.
40. Цаиулин А.Н. Ценообразование в маркетинге. - М.: Филин, 2003. – 279 с.
41. Ценообразование: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. И.К.Салимжанова. – 2-е изд., доп. – М.: АО «Финстатинформ», 2001. – 159с.
42. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова. — СПб.: Питер, 2001. – 356 с.
43. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. Проф. О.И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 2002. – 478 с.
содержание ..
795
796
797 ..
|
|