Главная      Учебники - Экономика     Лекции по маркетингу - часть 2

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13   ..

 

 

Методы комплексного исследования состояния шинного рынка в системе маркетинга

Методы комплексного исследования состояния шинного рынка в системе маркетинга

Содержание
Наименование 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год
ОАО «Нефтекамскшина» 11166 11418 12206 12415 11877
ОАО «Ярославский ШЗ» 5922 5440 4377 4584 3835
ОАО «Уралшина» 1870 1946 1672 1479 1163
ОАО «Волтайр» 2637 2547 2065 2038 1666
ОАО «Омскшина» 5523 5109 4759 5506 5003
ОАО ШК «Амтел-Поволжье» (Киров) 4845 6543 7032 6786 4528
ООО «Амтел-Черноземье» (Воронеж) 2422 2901 2882 3091 2208
ОАО ШК «Амтел-Сибирь» (Красноярск) 1330 727 - - -
ОАО «Московский ШЗ» 2144 2294 916 1317 297
ЗАО «Красный Яр-Шина» (г. Красноярск) - - 14 31 16
ОАО «Алтайская шинная компания» 1081 1146 1179 1555 1653
ЗАО «Петрошина» 153 147 220 173 209
Всего 39094 40217 37 322 38 975 32455
y t y*t t^2 y* y-y* (y-y*)^2
39094 -2 -78188 4 66653 -27559 759498481
40217 -1 -40217 1 52133 -11916 141991056
37322 0 0 0 37613 -291 84681
38975 1 38975 1 23093 15882 252237924
32455 2 64910 4 8573 23882 570349924
всего 188063 0 -14520 10 188065 -2 1724162066
Шинные заводы 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год
ОАО«Нефтекамскшина» 28,6 28,3 32,7 31,8 36,6
ОАО «Ярославский ШЗ» 15,1 13,5 11,7 11,8 11,8
ОАО «Уралшина» 4,7 4,8 4,4 3,7 3,5
ОАО «Волтайр» 6,7 6,3 5,5 5,2 5,1
ОАО «Омскшина» 14,1 12,7 12,7 14,1 15,4
ОАО «ШК» Амтел-Поволжье» (Киров) 12,4 16,3 18,8 17,4 13,9
ООО «Ател-Черноземье» (Воронеж) 6,1 7,2 7,7 7,9 6,8
ОАО ШК «Амтел-Сибирь» (Красноярск) 3,4 1,8 0 0 0
ОАО «Московский ШЗ» 5,4 5,7 2,4 3,3 0,9
ЗАО «Красный Яр-Шина» (г.Красноярск) 0 0 0,03 0,07 0,04
ОАО «Алтайская шинная компания» 2,7 2,8 3,1 3,9 5,0
ЗАО «Петрошина» 0,3 0,3 0,5 0,4 0,6
Показатель 2006 год 2007 год 2008 год
Объем производства (шт.) 12206200 12414900 11877100
Объем продаж (шт.) 12073600 12423700 11281000
Товарооборот (руб.) 5425997 6324459 7409233

3.2 Усиление системы маркетинга на предприятии

В нынешних сложных экономических условиях основной проблемой на предприятиях является сбыт продукции и его устойчивость. Как привлечь Клиента к продукции предприятия? Как определить тенденции рынка и спрогнозировать спрос, цены и, в целом, — свое будущее? Как активно воздействовать на Клиентов и конкурентов и управлять рынком? Создание разветвленной системы маркетинга на предприятии позволяет решить эти и множество других вопросов именно силами предприятия.

Управление экономикой и финансами предприятия невозможно без хорошо работающих маркетинговых служб. Необходимо всегда держать руку на пульсе рынка. Надо всегда знать какие соотношения цены, качества, сервиса и объема продаж существуют на рынке, каковы его тенденции и объемы, что предпринимают конкуренты, в чем они сильнее или слабее. Перед тем, как тратить немалые деньги на рекламу, неплохо бы понять, а будет ли эффект от нее. Если предприятие собирается расширяться в регионы, то необходимо всегда знать положение в каждом из них.

Но помимо внешней информации необходимо иметь и сведения о ситуации на предприятии. Как тратятся деньги на производственный и коммерческий цикл? Какое из подразделений наиболее рентабельно? У какого вида продукции наибольшая рентабельность, самый маленький срок оборачиваемости? Как построить систему управления и оплаты по результатам? Эти и многие другие вопросы решаются планово-экономическими или финансовыми подразделениями. Данная информация является основой для управления издержками и себестоимостью. На основании ее служба маркетинга может разработать гибкую систему оптовых скидок и политику ценообразования.

Цели и функции маркетинга на предприятии. Основная цель службы маркетинга на предприятии заключается в налаживании системы обработки и подачи необходимой для обеспечения конкурентоспособности информации о рынке в подразделения фирмы. А также в организации регулярного обмена информацией между подразделениями. Главным назначением маркетинга является обеспечение процесса управления ассортиментом. На задачу управления ассортиментом работают все функции службы маркетинга, как внешнего, так и внутреннего (рисунок 3.1). Если внешний маркетинг поставляет информацию из внешней среды предприятия, то внутренний маркетинг исследует свою фирму изнутри. Причем эти исследования начинаются от выявления узких мест и потенциальных возможностей отдельных подразделений предприятия и заканчиваются созданием механизма управления затратами фирмы (управленческий учет). В этой связи достаточно сложно четко разделить функции внутреннего экономического маркетинга и управленческого учета.


Рисунок 3.1 - Управление ассортиментом службы маркетинга.

Пример плана работ по созданию службы маркетинга.

- первый этап (подготовительный и постановочный);

- второй этап (внедрение).

Разветвленная структура маркетинга на предприятии. Практически все предприятия уже поняли необходимость маркетинга. Поэтому практически у всех существуют соответствующие службы, которые в той или иной степени работают с информацией и делают на основе ее кое-какие выводы. Но у редких предприятий маркетинг является определяющей службой. Все еще большинство предприятий работает на производство продукции, а не на ее продажу. Отсюда и все проблемы: затоваривание склада, астрономические задолженности и, как следствие, множество других. То есть, в нынешних условиях, как это ни странно, производство является вторичным процессом. Главная служба — это служба сбыта и маркетинга.

Маркетинг на предприятии подразделяется на:

- маркетинг сырья,

- маркетинг технологий и производства,

- маркетинг готовой продукции.

Если последним в различной мере занимаются на большинстве предприятий, то редкое предприятие занимается первыми двумя, а они не менее важны. Ведь определив ту продукцию, которую необходимо произвести, предприятию необходимо подобрать сырье и технологический процесс соответствующего качества. Необходимо найти оптимальное соотношение цена-качество-количество одновременно по все трем подразделениям маркетинга, а не по каждому в отдельности. Следует отметить, что помимо цены, качества и количества продукции в нынешнее время не меньшую роль играет сервис, что означает не только послепродажные гарантии и обслуживание, но, прежде всего, работу с клиентом.

Маркетинговая программа продвижения предприятия на рынок. Конечной целью всех маркетинговых исследований является разработка программы продвижения предприятия на рынок. Ниже приводится пример такой программы.

Пример программы продвижения на рынок

- Основная цель — наладить эффективные и саморазвивающиеся службы сбыта и маркетинга.

- Долгосрочная цель — безусловный лидер на рынке своей продукции.

- Сбытовая политика:

1)создание структуры ассортимента и дополняющее взаимовыгодное сотрудничество с другими фирмами, предприятиями и организациями с целью оказания услуг «под ключ», то есть стать для любого заказчика Генеральным подрядчиком в своей сфере услуг и продукции, что предполагает переход от продажи продукции к оказанию комплексных услуг;

2)в долгосрочном плане посредством обладания информацией о рынке и постепенного замыкания Клиентов на себя стать управляющей компанией на рынке России с перспективой создания финансово-промышленной группы.

- Конкурентная политика:

1)агрессивная борьба с конкурентами, работающими в России;

2)создание из независимых региональных предприятий или организаций дилеров или партнеров по бизнесу;

3)контакты с зарубежными производителями и поставщиками сырья с целью налаживания партнерских отношений и согласованного раздела сфер влияния.

- Рекламная политика:

1)разделение рекламной кампании на два блока: общий рекламный и имиджевый блок (информационные сообщения, статьи в общероссийской прессе, выставки и другое) и целенаправленные действия по сегментам (статьи в специализированной прессе, в региональной прессе, участие в региональных и специализированных выставках, рассылка по почте, участие в отраслевых семинарах и другое);

2) ведение рекламной кампании со средней интенсивностью и небольшими затратами.

- Маркетинговая политика:

1)организация на предприятии регулярной и мобильной службы маркетинга;

2)раздел внешней маркетинговой деятельности на четыре блока: стратегический маркетинг (изучение сегментов рынка), текущие плановые мероприятия (поддержание Клиентов, обратная связь, формирование передней линии продаж и другое), маркетинговые исследования по заказу подразделений предприятия и активное продвижение продукции в рамках сбытовой политики;

3)закрепление за маркетингом предприятия оперативного отслеживания исполнения сбытовой политики и создание предложений по корректировке сбытовой политики.

Первые шаги по созданию службы маркетинга:

- Необходимо кардинально перестроиться, переориентировать предприятие на подчинение производства сбыту, маркетингу. Повернуться лицом к Клиенту. Создать клиенто-ориентированную психологию на предприятии.

- Сформировать из различных подразделений разветвленную структуру маркетинга, подчиняющуюся центральному аналитическому центру из 2-3 человек, которые будут управлять сбором и анализом информации, готовить ее для принятия решений и проводить мероприятия по активному маркетингу. Эта служба должна непосредственно подчиняться Генеральному директору или Коммерческому директору.

- Самыми необходимыми мероприятиями являются: определение профиля потребителя, составление базы данных по постоянным Клиентам-предприятиям; составление базы данных по конкурентам с их количественным и качественным описанием; составление базы данных по поставщикам сырья и комплектующих; определение тенденций рынков продукции; формирование Клиентской и ассортиментной политики, политики ценообразования и конкурентной борьбы; составление плана-графика мероприятий по продвижению товаров и фирмы на рынок.

Часто не имеет смысла набирать в организацию специально для маркетинга людей со стороны. Необходимо лишь взять грамотного организатора маркетинговых мероприятий, если такого человека нет на предприятии. Остальные — в любом случае должны формироваться из сотрудников предприятия, бывших производственников, потому что для маркетинга наиболее важен опыт работы на рынке, который людям со стороны необходимо будет долго приобретать. Очень часто даже не требуется привлекать вообще людей извне. После получения соответствующих технологий сбора, обработки, представления данных по рынку и воздействия на рынок сотрудники сами могут успешно применять их на практике, уже самостоятельно совершенствуясь и обучаясь. Кроме того, не имеет смысла всех, занимающихся маркетингом, выделять в отдельную структурную единицу, а лучше иметь разветвленную службу маркетинга. Информацию по сырью, например, целесообразно собирать в рамках отдела снабжения. Информацию по технологическим процессам разумно собирать в конструкторских бюро или инженерных отделах предприятия. Информацию о рынке готовой продукции необходимо собирать в рамках отдела сбыта. Важно, чтобы вся эта информация собиралась в одном аналитическом центре — отделе маркетинга и вся в совокупности воздействовала бы на процесс планирования и управления ассортиментом предприятия[33,c.12].

Маркетинг — мероприятие дорогое. За сбор информации, продвижение товаров часто необходимо платить очень большие деньги. Поэтому надо всегда придерживаться золотой середины в расходах на маркетинг и соответственно в его объемах. Обычно затраты на маркетинг, включая затраты на рекламу, составляют 5-10% от общего оборота. Слишком мало затрат на маркетинг — отсутствие информации и, как следствие, серьезные ошибки и снижение оборотов. Слишком большие затраты на маркетинг — не хватит рентабельности для окупаемости. Стоимость добычи информации не должна превышать ценность самой информации.

Эффективность исследований наглядно подтверждается появлением новых товаров, новых производственных процессов, нового оборудования, новых систем управления. Однако многие фирмы, тратят огромные суммы на проведение научно исследовательских работ, до сих пор считают большой заслугой создание товара, который они просто передают отделу маркетинга вместе с приказом организовать его сбыт. На использование исследований в сфере маркетинга часто не обращают должного внимания. Это упущение объясняется множеством факторов. Составляющие сбыта и рекламы неосязаемы, эти рабочие процессы не механизированы, а место действия представляет собой широко разбросанную территорию. Многие действующие на рынке силы, такие, как активность конкурентов или общая экономическая конъюнктура, неподвластны руководству фирмы. Ценность исследований маркетинга не может быть тотчас пересчитана в доллары и центы, поскольку исследовательские приемы, хорошо срабатывающие в лаборатории, невозможно сразу же применить на рынке.

Стимулы применения исследований в сфере маркетинга не столь велики, как в сфере производства. В прошлом способность потреблять обычно опережала способность производить. В этих условиях основное внимание было сосредоточено на производстве товаров.

Сейчас, в условиях товарного изобилия, производители почувствовали, что расширение их деятельности больше не сдерживается производственными возможностями, так как они в состоянии произвести столько, сколько сумеет поглотить рынок.

Правильно организованная система маркетинга позволяет предприятию получить следующие результаты:

- четко оценить свое положение на рынке и выявить возможности для развития;

- разработать комплекс мероприятий по эффективному противодействию конкурентам;

- определить наиболее прибыльные продукты и оптимизировать ассортимент;

- выявить самые перспективные рынки сбыта и наиболее прибыльных клиентов;

- повысить удовлетворенность и лояльность клиентов за счет улучшения уровня обслуживания;

- повысить качество продукции и услуг;

- определить оптимальную цену товаров и услуг;

- повысить эффективность рекламы;

- повысить эффективность работы службы продаж и сбытовой сети;

- выйти на новые рынки сбыта;

- увеличить объем продаж.

Все это позволяет увеличивать прибыль и повышать конкурентоспособность предприятия.

Непосредственная форма реализации системы маркетинга на предприятии зависит от ряда аспектов, главными из которых являются сфера деятельности, размер предприятия, его доля на рынке и уровень конкуренции. Но важно понимать, что необходимость наличия маркетинговой системы не зависит, ни от масштабов, ни от сферы деятельности предприятия. На конкретном предприятии может не быть службы маркетинга, но основные процессы по организации взаимодействия с внешней средой могут осуществляться правильно, и решения в этой области могут быть обоснованными и адекватными требованиям рынка – значит, маркетинговая система на предприятии существует.

В России маркетинг еще не получил достаточного распространения, но все большее число предприятий и организаций начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе. Появляются специализированные маркетинговые компании предоставляющие широкий спектр услуг на российском рынке. Руководители подавляющего большинства предприятий уже осознали необходимость маркетинговых подходов к управлению предприятиями и продукцией. К сожалению, маркетинговая деятельность требует больших денежных расходов, что в нашей пока нестабильной экономической ситуации практически невозможно. Ведь даже крупным зарубежным компаниям не всегда под силу самостоятельно заниматься всеми маркетинговыми вопросами и им приходится обращаться к услугам исследовательских центров, рекламных агентств и т. д.

Все большее распространение маркетинг получает и как отдельная экономическая дисциплина в учебных заведениях. Следовательно, скоро наша страна получит много квалифицированных специалистов в этой интересной для работы области.

Также маркетинговый подход к делу вскоре поможет нашим предприятиям выйти из кризиса и твердо встать на ноги.

Каждое предприятие обладает определенными ресурсами - финансовыми, производственными, кадровыми и т.д. Эти ресурсы оно должно мобилизировать и направить на то, чтобы использовать существующий рыночный потенциал наиболее рентабельным образом, обеспечивающим аккумуляцию средств, делающую возможным существования предприятия и его развития. При этом оно должно вести отбор и ориентироваться на такие рынки, которые обладают хорошим потенциалом для реализации необходимого объема продаж и получения необходимой прибыли.

Предприятиям, применяющим концепцию маркетинга, следует исходить из следующего:

- Меры, которые предприятие принимает ради наилучшего использования существующего рыночного потенциала, должны быть двоякого характера. С одной стороны, предприятие должно предложить потребителям продукты, удовлетворяющие их потребностям и желаниям и по цене, которую они хотят и могут за эти продукты заплатить. С другой стороны, оно должно предпринимать продуманные акции воздействия на потребителя, чтобы они покупали их продукты. Второе вне маркетинга рассматривалось как главная и, практически, единственная задача, стоящая перед только службой продажи. С развитием концепции маркетинга стало видно, что политика продажи и работа служб продажи могут быть успешными, а потребители могут быть «пойманы на крючок» только когда продукты удовлетворяют их потребностям, а цены для них приемлемы, а это уже задача абсолютно всех служб предприятия.

- Финансовый эффект должен быть основным критерием принятия хозяйственных решений. Объем продаж, обеспеченный правильной ориентацией на удовлетворение потребностей потребителя, и все остальные меры по наибольшему использованию рыночного потенциала - не самоцель.

Не важен и объем производства, как таковой. Важен финансовый эффект. Конечная цель маркетинга состоит в осуществлении удовлетворительного финансового эффекта, делающим возможным аккумуляцию средств, дающую возможность предприятию жить и развиваться. Отсюда увеличение объема производства и объема продаж имеет смысл постольку, поскольку просматривается удовлетворительный финансовый результат хозяйствования[24].

Таким образом, бессистемная маркетинговая деятельность не намного лучше, чем полное отсутствие маркетинга на предприятии. Маркетинговые мероприятия, не интегрированные в четкую систему, поглощают выделяемые ресурсы без соответствующей отдачи. В результате предприятие не только неэффективно тратит деньги, но и не использует в полной мере возможности, предоставляемые внешней средой. В некоторых сферах деятельности до определенного момента отсутствие маркетинговой системы позволяет предприятию развиваться. Но конкуренция усиливается во всех отраслях, и в конечном итоге под давлением конкурентов предприятие с неэффективной системой маркетинга неминуемо начнет терять рыночные позиции. В будущем системный подход к организации маркетинговой работы станет важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий любых размеров и в любых сферах деятельности. И чем раньше предприятие построит у себя эффективную систему маркетинга, тем выше его шансы на победу в борьбе с конкурентами.

Заключение

Маркетинговые исследования – это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуации, их сбор, анализ и отчет о результатах. Они подразумевают объективный сбор, регистрацию и анализ всех фактов по проблемам, относящимся к продаже и перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю.

Маркетинговые исследования подчиняются единым научным требованиям, базируются на общих теориях, методологических принципах и преследуют общие цели.

В данной дипломной работе рассмотрены вопросы, касающиеся одного из важнейшего направления нашего региона – это промышленный маркетинг. Сущность промышленного маркетинга заключается в создании для клиентов потребительской стоимости товаров и услуг, которые направлены на удовлетворение потребностей организаций и достижение их целей. Эта идея и составляет концепцию промышленного маркетинга.

После определения потребностей клиентов, необходимо позиционирование товара на рынке в ряде других. позиционирование представляет собой технологию определения позиции продукта на отдельных рыночных сегментах. Позиционируя товар, предприятие проводит действия по обеспечению ему конкурентного положения на рынке. Конкурентоспособность товара определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

Рассмотрев проблематику исследования, а это соотношение спроса и предложения, с помощью системного, комплексного и дифференцированного исследования, можно решить такие задачи как оценка конъюнктуры рынка, а также анализ этих показателей и определение факторов, повлиявших на изменение конъюнктуры, отбор наиболее значимых, которые определяют ее на конкретный момент времени.

Во второй главе был произведен расчет данных показателей и представлена целостная информация о рынке. Эта информация дает возможность предприятию увидеть свои сильные и слабые стороны, а также в дальнейшем рационально использовать свои возможности.

На сегодняшний день на территории России расположено 14 шинных заводов, два из которых являются иностранными (Всеволжский шинный завод «NokianTyres» и шинный завод в Давыдово «Michelin»).

В результате реструктуризации шинного бизнеса производство автомобильной «обуви» в России сосредоточилось в основном в руках трех холдингов: АК «Сибур», ХК «Амтел», АО «Татнефть», в которые входят 9 предприятий. Используя маркетинговые направления на рынке шин, в дипломной работе, было определено, что на рынке присутствует тенденция снижения. Это связано, прежде всего, с мировым финансовым кризисом и как следствие уменьшением спроса на внутреннем и внешнем рынках. Следует отметить, что, несмотря на высокие итоговые результаты, производство шин в РФ в течение четырех лет, в последнее время рынок характеризуется поступательным замедлением, но является относительно устойчивым.

Рассчитанный показатель рыночной концентрации говорит о том, что рынок шин в России является высококонцентрированным и монополизированным. На нем господствуют 2 - 3компании, которым принадлежит от 70 – 90% рынка. Оставшуюся часть делят между собой мелкие предприятия, которые не могут завоевать желаемой доли на рынке и чаще всего предпочитают уход с таких рынков. Распределения долей на рынке автошин свидетельствуют о том, что лидером на рынке шин является ОАО «Нефтекамскшина», на втором месте ОАО «Ярославский ШЗ», на третьем ОАО «Омскшина».

Ведущее звено в маркетинговой коммуникативной деятельности всегда представляла и продолжает представлять реклама. Поэтому в данной главе и была рассчитана эффективность рекламы на конкретном предприятии, а именно на ООО Торговый дом «Кама».

После проведения рекламных мероприятий дополнительный товарооборот каждый год на ООО Торговый дом «Кама» увеличивался: 2006 год - 535003,11 руб., в 2007 году – 623591,47 руб., в 2008 году – 726104, 53 руб. соответственно. Однако данные полученные, после проведения расчетов показали, что экономический эффект отрицателен, а это означает что предприятие получило убыток от проведения рекламной компании за исследуемый период.

В 2006 году отрицательная эффективность составила около 129,2% годовых, а это значит, что рекламная компания совершенно не эффективна и прибыль полученная от ее использования совсем не покрывает затраты в ходе проведения рекламной деятельности. Расходы на рекламу каждый год растут, но увеличение дополнительного товарооборота незначительно, поэтому экономическая эффективность в 2007 году увеличилась до -133,9%, а в 2008 году экономическая эффективность достигла 128%.

Несмотря на убытки, получаемые предприятием на протяжении многих лет, предприятие все равно остается на плаву и продолжает функционировать на российском шинном рынке – это, прежде всего, связано, с тем, что ОАО «Нефтекамскшина» входит в состав «Татнефть».

Перед Торговым домом «Кама» стоит задача – повышение эффективности продаж шин, от чего будет зависеть благополучие ОАО «Нефтекамскшина». В третьей главе представлены основные направления совершенствования организации маркетинга как на ООО Торговый дом «Кама», так и отдельно на предприятиях.

Для успешной интерпретации качеств товаров и услуг, способных удовлетворять запросы с точки зрения нужд и потребностей покупателей, рекламодатель должен располагать по возможности полным представлением о потребителе и самом товаре, а также о структуре рынка.

Перед ООО Торговый дом «Кама» назрела необходимость перейти от стратегии оптового распределения шинной продукции к ее массовому продвижению конечному потребителю через развитие собственной сети торгово-сервисных центров, региональных логистических центров, складов.

Однако, выставки и реклама остаются эффективным инструментом по продвижению продукции на рынке и налаживанию новых взаимовыгодных контрактов. Маркетинговая деятельность обеспечивает выполнение требований потребителей и направлена на повышение степени их удовлетворенности.

В России маркетинг еще не получил достаточного распространения, но все большее число предприятий и организаций начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе. Появляются специализированные маркетинговые компании предоставляющие широкий спектр услуг на российском рынке. Руководители подавляющего большинства предприятий уже осознали необходимость маркетинговых подходов к управлению предприятиями и продукцией. К сожалению, маркетинговая деятельность требует больших денежных расходов, что в нашей пока нестабильной экономической ситуации практически невозможно. Ведь даже крупным зарубежным компаниям не всегда под силу самостоятельно заниматься всеми маркетинговыми вопросами и им приходится обращаться к услугам исследовательских центров, рекламных агентств и т. д.

Все большее распространение маркетинг получает и как отдельная экономическая дисциплина в учебных заведениях. Следовательно, скоро наша страна получит много квалифицированных специалистов в этой интересной для работы области.

Также маркетинговый подход к делу вскоре поможет нашим предприятиям выйти из кризиса и твердо встать на ноги.

Список использованных источников и литературы

1. Акулич И.А. Маркетинг: учебное пособие/ И.А. Акулич. – Мн.: Интерпессервис; Мисанта, 2007. – 397с.

2. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг: Учебное пособие/ С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов. - 3-е изд., доп. и перераб. - Ростов НУД: Феникс, 2007. - 208 с. (СПО)

3. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: учебник/ В.И. Беляев. – М.: КНОРУС,2005. – 672 с.

4. Васильев Г.А., Гайдаенко Т.А. Маркетинг – учеб. пособие для вузов/ Г.А. Васильев, Т.А. Гайдаенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 238 с.

5. Виноградова О. Мировая нефть в отсутствии мира/ О. Виноградова // Нефть и жизнь. – 2009. - №1. – С.10.

6. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие / Косов А.В., Соломатов В.И., Соловьев В.А.и др. - М.: МИИГАиК, 2007. - 320 с.

7. Голубков Е.П. Основа маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. - М.: Издательство «Финпресс», 2006. - 656с.

8. Громова А., Цехоня В. Российский рынок шин: состояние и перспективы/ А. Громова, В. Цехоня// Рынки шинной промышленности. -2009. - № 9. – С. 18 – 23.

9. Ермоченкова С. Рекламный «пирог» для прессы /С. Ермоченкова // Co-Общение. -2007.-№10.C.10-12.

10. Жеребин В.Б. Маркетинг / В.М. Жеребин, А.Н. Романов. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2002, - 592с.

11. Журавлева В. Торговый дом «Кама»: уверенное движение/ Журавлева В. // Российская газета.- 2009.- №185.- С.3.

12. Информационно-аналитический журнал «Химия и рынок» 2009. - № 6. – С.14-16

13. Клочков К.Д. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений/ К.Д. Клочков. - СПб.: Питер, 2008. 120 с: ил. - (Серия «Классика MBА»).

14. Крылова Г.Т., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: учеб. пособ. для вузов / Г.Т. Крылова, М.И. Соколова.- М.:Юнити-Дана, 2008.-519с.

15. Лаврушин Т.К., Семенов З.Н. Маркетинг/ Т.К., Лаврушин, З.Н. Семенов. -СПб.: Питер, 2008. 340 с: ил. - (Серия «Классика MB А»).

16. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок/ Ж.Ж.. Ламбен.перев. с англ. под ред. В.Б. Колчанова.- СПб.: Питер, 2006. 800 с: ил,- (Серия «Классика MB А»).

17. Маркетинг: Учебник для вузов/ Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвили. - 3-е изд., перераб. и доп. – М:.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 631 с.

18. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/ Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. -М.: Юристь, 2000. - 568с.

19. Маркетинг: Учебник/А.И. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красиль-ников: Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. - 560с.

20. Маркетинг: Учебное пособие/ под ред. A.M. Немчина, Д.В. Минаева. -СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. - 512с.

21. Михалева Е.П. Маркетинг: Пособие для сдачи экзамена/ Е.П. Михалева. -М.: Юрайт-Издат, 2004. - 222 с.

22. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь / Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. – СПб: Издательство «Питер»; 2006. – 800с.

23. Официальный сайт «АМТЕЛ - Черноземье» http://www.vrn.ru

24. Официальный сайт маркетинговых исследований http://www.advertology.ru

25. Официальный сайт маркетинговых исследований http://www.marketer.ru

26. Официальный сайт маркетинговых исследований http://www.marketingbase.ru

27. Официальный сайт ОАО «НКШ» http://www.shina-kama.ru

28. Официальный сайт ОАО «Омскшина» http://www.omsktyre.ru

29. Официальный сайт Российской газеты http://www.rg.ru

30. Рева Ю. Результаты работы шинников/ Рева Ю.// Химия и бизнес.№ 6, 2007 С.12.

31. Результаты работы ОАО «НШЗ». Газета Нефтекамский шинник №1 от 15 января 2010 С.1.

32. Сажина Марина. Новые шины для вашей машины/ Сажина М. //Российская газета. – 2007. -№ 284. – С. 6.

33. Сергеев Р. Нефтехимия России: актуальные проблемы, тенденции, сценарии развития/ Р. Сергеев// Нефть и капитал. – 2008. - №1. – С. 12 – 14.

34. Степанов И. Маркетинговая стратегия на рынке товаров длительного пользования / И. Степанов// Маркетинг Про - 2009 - №2 - С 21.

35. Тимофеев А. Вариант модельного анализа конкурентоспособности предприятий промышленной отрасли. Научно практическое издание/ А. Тимофеев// ЭРЖ. – 2007. - № 7. - С. 90.

36. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Маркетинг: Учебное пособие для вузов/ Н.Е. Титова, Ю.П. Кожаев. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 352 с.

37. Федько В.П., Федько, О.А. «Основы маркетинга». Серия «Учебники Феникса» Ротов н/Д: Феникс, 2007-438с.

38. Шарафеев З. Рынок резинотехнических изделий/З. Шарафеев// Химия и рынок. – 2008. - №7. – С. 17 – 19.

39. Шафранов В. Исследование и прогнозирование рынков/ В. Шафранов //Маркетинг. – 2008. - №6. – С.38 – 48.

40. Шмелева Е. «Кама» для Volkswagen /Шмелева Е.//Экономика инновации. – 2008. - №233. – С.7.

41. Экономика отрасли: Учебник. / А.С. Пемех, В.М. Джуха, А.В. Курицын и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2008. – 448 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13   ..

 

Наименование рекламного мероприятия Затраты на рекламу в тыс. руб.
2006г. 2007г. 2008г.
Телевидение 11763050 11993510 11889780
Радио 6018670 6197030 6878450
Наружная реклама 3057110 3289830 3420300
Размещение рекламных моделей в журналах 1630590 1570300 1690050
Печать рекламных брошюр, листовок 1100050 1456070 1528000
Печать в прессе 2560530 2883260 2993420
Итого 26130000 27390000 28400000