Легальная трудовая миграция играет для России позитивную социально-экономическую роль во многих отношениях. Трудовые мигранты заполняют не престижные ниши на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. Этим поддерживается и стимулируется рост целых отраслей экономики.
Но наряду с существованием легальной миграции, существует и нелегальная миграция рабочей силы. Россия притягивает нелегальных мигрантов по двум причинам: они вообще не могут найти работу в своей стране или считают, что в России могут заработать существенно больше. Выгодны они и российским предпринимателям, которые существенно экономят на заработной плате путем снижения ее величины (по сравнению со сложившейся на местном рынке труда) и выплаты черным "налом", позволяющей избежать обложения оплаты труда подоходным и единым социальным налогом.
Особо притягательной зоной для нелегальной трудовой миграции служат масштабность и распространенность в российской экономике неформального сектора. В 2001 году, согласно балансу трудовых ресурсов, в нем было занято около 12,5 миллионов человек, из которых только 4,5 миллиона индивидуальных предпринимателей состояли на учете в налоговых органах. Остальные 8 миллионов - это незарегистрированные предприниматели и работающие по найму у физических лиц[20]
.
Абсолютно невидимая часть международной миграции – ее нелегальная составляющая. По разным оценкам, в России находится от 5 до 15 млн. нелегальных мигрантов. Сколько их точно, однако, никто не знает. Вокруг мигрантов сформировался криминальный сектор, в котором вращаются колоссальные деньги. 80–90% временных трудовых мигрантов обращаются к посредникам – фирмам и частным лицам, которые «оказывают помощь» в регистрации по месту пребывания, получении разрешения на работу и т.п. Многие из этих фирм и лиц изготавливают фальшивые документы. А некоторые представители правоохранительных органов постоянно проверяют всех, кто похож на мигрантов, вымогая деньги даже у официально зарегистрированных (проверить подлинность регистрации практически невозможно – нет единой базы данных).
Соответственно у мигрантов-нелегалов существуют достаточно большие возможности бесконтрольно заниматься строительством индивидуальных домов, ремонтом этих домов и квартир, работать по найму на вещевых и продовольственных рынках, заниматься уличной торговлей. Сокращение этих возможностей напрямую связано с усилением финансового контроля над неформальным сектором.
В целом первостепенная и весьма непростая задача заключается в том, чтобы нелегальную трудовую миграцию свести к минимуму. Но это вовсе не значит, что ее следует легализовать в полном объеме, составляющем, по наиболее распространенной оценке, около 4 миллионов физических лиц. Оптимизации внешней трудовой миграции и контролю над ней много места отведено в законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который действует с 1 ноября 2001 года. «Теперь дело за конкретными механизмами которые должны обеспечить реализацию поставленных целей. Особое внимание здесь должно быть уделено установлению квот на иностранную рабочую силу и мерам наказания за использование нелегальных трудовых мигрантов»[21]
.
Известно, что нелегальная миграция имеет свои негативные последствия: бесконтрольное перемещение по стране, дисбаланс коренного и пришлого населения, нередко бывает социальная напряженность, этнические конфликты, часто растет преступность, расширяется теневая экономика. Последствия устройства на работу нелегальных мигрантов возникают и у их работодателей – они несут за это предусмотренную РФ ответственность.
Факторы использования наемного труда иностранных рабочих:
Во-первых, любые государственные меры борьбы с нелегальной миграцией бесполезны, если работодателям выгодна подобная система найма рабочей силы, ее оплаты и налогообложения. По данным МВД, мимо государственной казны таким образом «пролетают» миллиарды долларов, оседающих в кармане подобных работодателей.
Выход из данной ситуации видится в следующем: строгое соблюдение действующего законодательства, обеспеченное принудительной силой государства. Работодатель лишнего человека не наймет, если будет платить за него все положенные налоги.
Во-вторых, возникает также другая трудность – проблема статистической отчетности миграции. Ее параметры и являются исходными для разработки тех или иных направлений государственной политики, в том числе и занятости населения. Получить достоверные данные миграции достаточно сложно, этим вопросом занимаются Госкомстат РФ, МВД РФ, МИД РФ. При подсчете этих данных к официальной миграции необходимо добавить неофициальную. По данным специалистов, объемы нелегальной миграции во много раз превышают официально зарегистрированную.
Все сказанное не могло не отразиться на регулировании административным и уголовным законодательством на круг рассматриваемых вопросов. В частности, в КоАП РФ изменились диспозиции двух из четырнадцати статей гл. 18 "Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации"[22]
.
Также Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ в УК РФ была введена ст. 322.1 «Организация незаконной миграции». Диспозиция первой части указанной статьи описывает признаки основного состава запрещенного этой нормой общественно опасного деяния – организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Квалифицирующими признаками этого состава, указанными в ч. 2 рассматриваемой статьи УК, является совершение деяния организованной группой или в целях совершения преступления на территории Российской Федерации[23]
.
Таким образом, роль нелегальной трудовой миграции отрицательна. Она стимулирует рост теневой экономики и демпинг заработной платы, создает почву для коррупции, нарушения прав и эксплуатации работодателями мигрантов, формирует замкнутые анклавы и усиливает межнациональную напряженность в обществе. Не все денежные переводы проходят через официальные каналы. По некоторым данным, гастарбайтеры переводят и вывозят из России до 15 млрд. долларов ежегодно. При абсолютной прозрачности это должно давать 4,5 млрд. налоговых отчислений.
2.2 Основные проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России
До последнего времени существовало полное противоречие между Концепцией демографического развития (принятой в 2001 г. на период до 2015 г.) и практикой регулирования миграционных процессов. Концепция экономического развития обозначает адекватную времени цель: нам необходимы иммигранты. В реальности же иммиграционная политика до последнего времени сводилась к борьбе с нелегальной миграцией и ограничивала приток любых иммигрантов в страну.
Требуется новая иммиграционная политика, направленная не на ограничение въезда, а на привлечение иммигрантов. При этом Россия находится в уникальном положении. Она окружена государствами, ранее составлявшими единую страну, где сейчас проживают миллионы человек, близких нам в культурном и ментальном отношении, говорящих на русском языке. Это дает шанс на протяжении нескольких лет привлекать русских и представителей российских народов, не изменяя резко этнический состав населения. А также сокращает средства, которые необходимы для интеграции иммигрантов в российское общество, и позволяет избежать межнациональных конфликтов.
В последнее время были приняты программы возвращения соотечественников и упрощена процедура регистрации трудовых мигрантов из стран с безвизовым режимом. Но требуется комплекс дополнительных мер.
Цель иммиграционной политики должна заключаться в обеспечении как внешнеполитических, так и внутриполитических интересов России, прав и законных интересов ее народа в сфере иммиграционных отношений. Необходимо осуществлять протекционистские меры в отношении представителей российских коренных народов и национальностей Российской Федерации, а также привлекать трудовых иммигрантов с необходимой квалификацией, соблюдая права коренного населения, как это происходит в Швейцарии, Франции, США.
В настоящее время создались благоприятные условия для привлечения мигрантов и «собирания российской нации». Во многих республиках бывшего СССР отмечается второй (после начала 90-х) этап антироссийских и антирусских настроений. Этим должны воспользоваться власти, чтобы решить демографические, геополитические и социально-экономические проблемы России. Основным приоритетом иммиграционной политики должно стать привлечение населения из стран СНГ и Балтии. На данный момент миграционный прирост за счет этих государств на 60% состоит из людей трудоспособного возраста, на 20% – из мигрантов с высшим и на 30% – из переселенцев со средним специальным образованием. В целом на выходцев из стран СНГ и Балтии приходится 95% миграционного прироста[24]
.
Именно сейчас необходимо максимально облегчить доступ к российскому гражданству и процедуру его получения, расширить круг потенциальных российских граждан, дать четкие государственные гарантии для организации переезда в страну и обустройства на месте соотечественникам из стран СНГ. Необходимо учесть также возможность легализации тех соотечественников, которые уже давно живут и работают в России нелегально и полулегально. Необходимо ввести собственно четкое определение понятия «соотечественник» – оно отсутствует в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая была утверждена Указом президента РФ от 22 июня 2006 г.
Другим важным направлением иммиграционной политики России должно стать привлечение высококвалифицированных трудовых ресурсов и учебных мигрантов из различных стран. В сфере иммиграции неквалифицированной рабочей силы должны быть четко определены приоритеты занятости граждан России. Иностранные трудовые мигранты должны привлекаться в объемах, соответствующих потребностям и национального, и региональных рынков труда на жестких условиях по срокам пребывания, сферам и территориям деятельности, на временных условиях. Необходимо также обеспечить доступность и прозрачность порядка и процедуры привлечения мигрантов.
Наряду с мерами либерализации миграционной политики Россия должна осуществлять постоянный контроль в вопросах законности пересечения границы и использования рабочей силы работодателями, соблюдения условий труда мигрантов, их прав и сроков пребывания, налоговых и социальных отчислений их зарплат.
Одной из приоритетных задач иммиграционной политики должна стать борьба с нелегальной иммиграцией и ее предотвращение. На территории России сложились изолированные этнические анклавы, в которых проживают нелегальные иммигранты, куда не имеют доступа представители власти, где, по существу, не действуют российские законы. Это не только среда для распространения преступности, но и угроза национальной безопасности страны. Должны быть ужесточены наказания за содействие нелегальной миграции и ее организацию, незаконный въезд, пребывание и занятость, нарушение прав мигрантов и нелегальное использование их труда работодателями. Это позволит вывести использование труда мигрантов из сферы криминала и теневой экономики.
Таким образом, Россия не должна быть исключением в ряду стран, которые, несмотря на усиление взаимозависимости в условиях глобализации, регулируют иммиграцию исходя из собственных национальных интересов, не только удовлетворяя потребности экономики в трудовых ресурсах, но и стремясь сохранить культурную и этническую самобытность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя общий итого курсовой работы следует отметить, что миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Принимающая иностранную рабочую силу Россия используют ее как фактор развития своих производительных сил. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства.
В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.
Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации. В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной.
Население России выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.
Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами.С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.
Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», оценивает, безусловно, позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов В.А. Правила регистрации граждан по месту пребывания и жительства. - М., 2002. - С.20-35.
2. Бадыштова, И.М. Трудовая миграция в России как средство выживания семьи в России. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2001. - С.28-37
3. Бондырева, С. К. Миграция. Сущность и явления. –
М.: МПСИ. – 2004. -301 с.
4. Бояркин, Г. Трудовая миграция и экономический потенциал региона// Человек и труд. - 2003. - № 2. – С. 29-34.
5. Витковская, Г. Адаптация вынужденных мигрантов в разных типах поселений в России // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. / Под ред. Ж. Зайончковской. - М., 1999. - С.202-203
6. Дмитриев, А.В. Миграция: конфликтное измерение: учебник. – М.: Юнити, 2004. – 345 с.
7. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи, личности. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2001. - с.28-29
8. Зайончковская, Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи, личности. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2001 - С.10
9. Збарская И.А. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения. // Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции, 23-24 июня 2003 г., Москва. - М., 2003. - С. 57
10. Иванов, С. Трудовая миграция: факторы и перспективы// Россия в глобальной политике. – 2006. - № 3. – С. 38-42
11. Ивахнюк, И.В. Международная трудовая миграция: учебник. – М.: Теис, 2005. – 227 с.
12. Капелюшников, Р.И. Российский рынок труда. Адаптация без реструктуризации. - М., 2001. - С.31
13. Кириллова, Е.К. Нелегальная иностранная рабочая сила в России. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2001. - С.141-142
14. Лимонова Н.А. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Учебное пособие. М., 2001, с.48-66
15. Лимонова Н.А. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Учебное пособие. - М., 2001. - С. 38
16. Маршан, П., Самсон И. Метрополисы и экономическое развитие России. // Вопросы экономики. - 2004. - № 1. - С.4-18
17. Миграция населения. Трудовая миграция в России. Выпуск второй. – М., 2001. -192 с.
18. Мкртчян, Н.В. Возможные причины снижения иммиграции в Россию в 2000-2001 годах. // Вопросы статистики. - 2003. - №5. - С.47
19. Моисеенко В.М. Динамика миграционной активности населения в современной России. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2001. - №. - с.68-70
20. Моисеенко В.М. Эволюция источников данных о внутренней миграции в России и СССР. // Миграция и информация. Под ред. Ж. Зайончковской. - М., 2000. - С.124-129
21. Моисеенко, В.М. Снижение масштабов миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета//Вопросы статистики. – 2004. – № 7. – С. 47 – 56.
22. Невелев В.А. Влияние транспортной подвижности населения на его миграцию. Международная научно-практическая конференция. Миграция населения и перспективы развития России. 22 ноября 2002 г. - М., 2003. - С. 118-119
23. Овчинский, В.С. Международно-правовые основы борьбы с незаконной миграцией и торговлей людьми. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 38-40
24. Официальный сайт Центра демографии и экологии человека: www.demoscope.ru
25. Попов, А.Д. Иностранная рабочая сила в экономике России//Миграция населения и перспективы демографического развития России// Международная научно – правтическая конференция 22 ноября 2002 года. – М, 2003. – С. 145-148
26. Тарасова Н.В., Гришанова А.Г. Социально-демографические проблемы миграции населения России в 90-е годы. - М., 1997.- с.13-15
27. Топилин А.В. Влияние миграции на демографический и трудовой потенциал России. Международная научно-практическая конференция. Миграция населения и перспективы развития России. 22 ноября 2002 г. - М., 2003. - с.17
28. Флоринская, Ю.Ф. Новые формы занятости населения малых российских городов. // Миграция населения. Вып. второй. Трудовая миграция в России. Под общей ред. О.Д. Воробьевой. - М., 2001. - С.76-78
Приложение 1
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ
(человек)
|
1997
|
2000
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Прибывшие в Российскую Федерацию
- всего
|
597651
|
359330
|
184612
|
129144
|
119157
|
177230
|
186380
|
286956
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из стран СНГ
|
571903
|
346774
|
175068
|
119661
|
110374
|
168598
|
177657
|
273872
|
Азербайджан
|
29878
|
14906
|
5635
|
4277
|
2584
|
4600
|
8900
|
20968
|
Армения
|
19123
|
15951
|
6802
|
5124
|
3057
|
7581
|
12949
|
30751
|
Беларусь
|
17575
|
10274
|
6841
|
5309
|
5650
|
6797
|
5619
|
6030
|
Грузия
|
24517
|
20213
|
7128
|
5540
|
4886
|
5497
|
6806
|
10595
|
Казахстан
|
235903
|
124903
|
55706
|
29552
|
40150
|
51945
|
38606
|
40258
|
Киргизия
|
13752
|
15536
|
13139
|
6948
|
9511
|
15592
|
15669
|
24731
|
Республика Молдова
|
13750
|
11652
|
7562
|
6391
|
4816
|
6569
|
8649
|
14090
|
Таджикистан
|
23053
|
11043
|
5967
|
5346
|
3339
|
4717
|
6523
|
17309
|
Туркмения
|
16501
|
6738
|
4531
|
6299
|
3734
|
4104
|
4089
|
4846
|
Узбекистан
|
39620
|
40810
|
24951
|
21457
|
14948
|
30436
|
37126
|
52802
|
Украина
|
138231
|
74748
|
36806
|
23418
|
17699
|
30760
|
32721
|
51492
|
из стран дальнего зарубежья
|
25748
|
12556
|
9544
|
9483
|
8783
|
8632
|
8723
|
13084
|
Австралия
|
57
|
27
|
22
|
30
|
42
|
30
|
28
|
38
|
Афганистан
|
208
|
288
|
107
|
82
|
55
|
60
|
86
|
212
|
Болгария
|
750
|
245
|
238
|
212
|
125
|
118
|
109
|
207
|
Германия
|
2379
|
1753
|
1962
|
2692
|
3117
|
3025
|
2900
|
3164
|
Греция
|
183
|
182
|
150
|
224
|
182
|
200
|
176
|
260
|
Израиль
|
1626
|
1508
|
1670
|
1808
|
1486
|
1004
|
1053
|
1094
|
Канада
|
73
|
50
|
70
|
103
|
87
|
99
|
77
|
118
|
Китай
|
2861
|
1121
|
410
|
346
|
212
|
432
|
499
|
1687
|
Куба
|
110
|
37
|
22
|
23
|
12
|
17
|
12
|
44
|
Латвия
|
5658
|
1785
|
990
|
906
|
819
|
726
|
766
|
887
|
Литва
|
1785
|
945
|
722
|
535
|
339
|
360
|
371
|
537
|
Польша
|
247
|
61
|
53
|
39
|
48
|
55
|
48
|
96
|
Сирийская Арабская Республика
|
483
|
358
|
144
|
101
|
56
|
68
|
67
|
93
|
США
|
668
|
439
|
455
|
484
|
518
|
396
|
411
|
578
|
Турция
|
176
|
164
|
144
|
112
|
77
|
86
|
172
|
315
|
Финляндия
|
140
|
83
|
136
|
125
|
141
|
129
|
137
|
172
|
Швеция
|
32
|
14
|
19
|
22
|
16
|
23
|
32
|
39
|
Эстония
|
3483
|
786
|
534
|
445
|
446
|
432
|
347
|
508
|
другие страны
|
4829
|
2710
|
1696
|
1194
|
1005
|
1372
|
1432
|
3035
|
Выбывшие из Российской Федерации
- всего
|
232987
|
145720
|
106685
|
94018
|
79795
|
69798
|
54061
|
47013
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в страны СНГ
|
146961
|
82312
|
52099
|
46081
|
37017
|
36109
|
35262
|
31329
|
Азербайджан
|
4302
|
3187
|
1704
|
1771
|
1336
|
1274
|
1366
|
1355
|
Армения
|
2578
|
1519
|
1114
|
1098
|
654
|
620
|
686
|
728
|
Беларусь
|
18928
|
13276
|
8829
|
7016
|
5671
|
6034
|
6318
|
5302
|
Грузия
|
3286
|
1802
|
964
|
939
|
740
|
691
|
593
|
603
|
Казахстан
|
25364
|
17913
|
13939
|
14017
|
12504
|
12437
|
11948
|
10211
|
Киргизия
|
6296
|
1857
|
1080
|
959
|
656
|
473
|
605
|
668
|
Республика Молдова
|
5715
|
2237
|
1385
|
1234
|
907
|
786
|
636
|
629
|
Таджикистан
|
2474
|
1158
|
827
|
922
|
549
|
434
|
424
|
464
|
Туркмения
|
1532
|
676
|
272
|
251
|
168
|
125
|
112
|
111
|
Узбекистан
|
7370
|
3086
|
1400
|
1130
|
717
|
595
|
648
|
722
|
Украина
|
69116
|
35601
|
20585
|
16744
|
13115
|
12640
|
11926
|
10536
|
в страны дальнего зарубежья
|
86026
|
63408
|
54586
|
47937
|
42778
|
33689
|
18799
|
15684
|
Австралия
|
297
|
176
|
144
|
146
|
167
|
209
|
167
|
139
|
Афганистан
|
146
|
25
|
7
|
17
|
2
|
11
|
11
|
12
|
Болгария
|
668
|
180
|
133
|
156
|
160
|
124
|
116
|
132
|
Германия
|
48363
|
40443
|
42231
|
36928
|
31876
|
21458
|
8229
|
6486
|
Греция
|
886
|
314
|
190
|
186
|
157
|
155
|
139
|
116
|
Израиль
|
12873
|
9407
|
2764
|
2048
|
1733
|
1745
|
1408
|
1202
|
Канада
|
1333
|
841
|
725
|
701
|
783
|
628
|
552
|
571
|
Китай
|
1222
|
658
|
151
|
86
|
154
|
456
|
196
|
56
|
Куба
|
89
|
27
|
6
|
8
|
8
|
2
|
3
|
5
|
Латвия
|
636
|
365
|
256
|
259
|
226
|
211
|
223
|
271
|
Литва
|
1162
|
376
|
293
|
268
|
282
|
213
|
228
|
276
|
Польша
|
376
|
135
|
80
|
72
|
57
|
76
|
84
|
77
|
Сирийская Арабская Республика
|
256
|
54
|
66
|
58
|
55
|
54
|
42
|
38
|
США
|
9087
|
4793
|
3134
|
3199
|
2919
|
4040
|
3109
|
2108
|
Турция
|
356
|
104
|
80
|
88
|
60
|
85
|
78
|
78
|
Финляндия
|
923
|
1142
|
1110
|
737
|
910
|
737
|
695
|
692
|
Швеция
|
151
|
195
|
162
|
151
|
158
|
110
|
132
|
137
|
Эстония
|
702
|
385
|
321
|
351
|
265
|
225
|
270
|
280
|
другие страны
|
6500
|
3788
|
2733
|
2478
|
2806
|
3150
|
3117
|
3008
|
Приложение 2
ЧИСЛЕННОСТЬ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И БЕЖЕНЦЕВ
(человек)
|
1995
|
2000
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Всего с начала регист- рации на 1 января 2008 г.2)
|
в том числе
|
вынуж-денных пересе-ленцев (с 01.07. 92 г.)
|
бежен-цев (с 20.03. 93 г.)
|
Всего
|
271977
|
59196
|
4291
|
8914
|
7177
|
6802
|
85406
|
84931
|
475
|
из них ранее постоянно проживали на территории:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Азербайджана
|
12963
|
619
|
41
|
20
|
18
|
3
|
1706
|
1688
|
18
|
Армении
|
1653
|
58
|
2
|
5
|
3
|
1
|
122
|
122
|
-
|
Беларуси
|
188
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
4
|
-
|
Грузии
|
10778
|
4297
|
1889
|
60
|
16
|
87
|
14159
|
14019
|
140
|
Казахстана
|
88689
|
29026
|
348
|
224
|
110
|
71
|
28798
|
28798
|
-
|
Киргизии
|
17769
|
1115
|
35
|
14
|
10
|
8
|
1636
|
1636
|
-
|
Латвии
|
5427
|
106
|
6
|
2
|
4
|
3
|
345
|
344
|
1
|
Литвы
|
719
|
22
|
1
|
1
|
8
|
-
|
65
|
65
|
-
|
Республики Молдова
|
2688
|
509
|
8
|
5
|
3
|
3
|
608
|
607
|
1
|
России3)
|
34871
|
9712
|
1522
|
8380
|
6876
|
6491
|
20072
|
20072
|
-
|
Таджикистана
|
26982
|
3387
|
161
|
58
|
27
|
13
|
5624
|
5616
|
8
|
Туркмении
|
4574
|
279
|
33
|
17
|
6
|
11
|
802
|
801
|
1
|
Узбекистана
|
59212
|
9352
|
201
|
94
|
54
|
29
|
10646
|
10643
|
3
|
Украины
|
2262
|
392
|
2
|
5
|
8
|
-
|
355
|
353
|
2
|
Эстонии
|
3171
|
127
|
2
|
6
|
-
|
3
|
157
|
157
|
-
|
другая территория или территория не указана
|
31
|
195
|
40
|
23
|
34
|
79
|
307
|
6
|
3014)
|
1)
По данным Федеральной миграционной службы о численности граждан Российской Федерации и иностранных граждан, получивших соответствующий официальный статус в ее территориальных органах.
2)
Без снятых с учета.
3)
Не включены сведения о вынужденно переселившихся в Республику Ингушетия из Республики Северная Осетия - Алания, а также об обратившихся в Федеральную миграционную службу в связи с событиями 1994-1996 гг. и 1999-2001 гг. в Чеченской Республике.
4)
Из них 266 человек ранее постоянно проживали на территории Афганистана; 7 - на территории Руанды; 6 человек - на территории Ирака; 5 человек - на территории Израиля; по 4 человека - на территории Вьетнама и Пакистана; 3 человека - на территории Сербии; 2 человека - на территории Исламской Республики Иран; по 1 человеку - на территории Демократической Республики Конго, Республики Кот д'Ивуар, Уганды и Эфиопии.
Приложение 3
ОБЩИЕ ИТОГИ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
(человек)
Total results of migration
(persons)
содержание ..
333
334
335 ..
|