Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  334  335  336   ..

 

 

Основы экономической теории 6

Основы экономической теории 6

1. Производство: сущность, факторы, структура

Предпосылки интеграции следующие:

Классификация международных коммерческих операций

Выбор контрагентов

Установление контактов с зарубежными партнерами

Внешние рынки предъявляют более высокие требования к предлагаемым на них товарам, их упаковке, сервису, рекламе и т.д. Это объясняется острой конкуренцией между фирмами - производителями товара и преобладанием "рынка-покупателя", т.е. заметным превышением предложений над спросом.

Изучение внешних рынков, их возможностей более трудоемко и сложно, поскольку требует изучения большого количества информации из различных источников.

Эффективная работа на внешнем рынке невозможна без творческого и гибкого использования комплекса маркетинговых методов: правильного выбора сбытовой организации, контроля за работой торговых посредников, выбора и применения различных методов стимулирования сбыта, деловой деятельности, рекламы и др.

Для эффективной работы необходимо учитывать требования внешней среды маркетинга: особенности действующего законодательства, международные правила, социально-культурную среду, обычаи, правила валютно-финансовых расчетов, политику и др.

В современных условиях можно выделить три основных способа проникновения на зарубежные рынки:

· создание собственной сбытовой сети. При выборе этого способа проникновения на зарубежные рынки необходимо хорошо знать рынок, возможно, иметь там постоянных представителей, которые являются сотрудниками данной фирмы-экспортера, хорошо знают ее продукцию, защищают интересы своего предприятия и т.д. Такой способ работы на зарубежных рынках оправдывает себя, если объемы реализации продукции достаточно велики, что позволяет окупать те затраты, которые необходимы на создание собственной сети сбыта. Преимущество такого способа работы в том, что предприятие-экспортер имеет достаточно детальную информацию о рынке и может оперативно контролировать и управлять реализацией товара на этом рынке;

· использование независимых торговых, сбытовых посредников. Целесообразность этого способа несомненна при внедрении на новые рынки, когда собственная система сбыта еще не создана, а, может быть, создание ее и неэффективно. Особое значение имеет использование независимых посредников в случае, когда предприятие заинтересовано в обеспечении потребителя сопутствующими услугами, которые оно не в состоянии оказывать самостоятельно, тогда, как сбытовые фирмы занимаются оказанием таких услуг. Работа через торговых посредников требует от предприятия тщательной проработки вопросов передачи полномочий по экспорту товара, а также способов вознаграждения и ответственности за реализацию товара и других вопросов. Все это оговаривается в контрактах на оказание торгово-посреднических услуг;

· третий способ проникновения на зарубежный рынок в отличие от рассмотренных, предполагающих, что товар (продукция) создается на предприятиях фирмы-экспортера и в готовом (или почти готовом) виде поставляется на рынок, означает производство продукции, создание товара (полностью или частично) в стране, на рынок которой стремится предприятие. Такой способ целесообразен, очевидно, если данный рынок для фирмы чрезвычайно перспективен и, кроме того, производство товара на месте может дать ощутимые экономические выгоды, в том числе экономию на транспортных издержках, таможенных пошлинах, обхода нетарифных ограничений, а также экономию производственных затрат (стоимости сырья, энергии, заработной платы, отчислений на социальное страхование и др.). Производя товар в стране потребления, предприятие в значительной степени повышает эффект от внешнеэкономической деятельности. Такой способ работы на внешних рынках позволяет в наибольшей мере получить выгоды от международного разделения труда. Однако необходимо хорошо знать законы страны, непременное условие - социально-экономическая стабильность.

При организации производства за рубежом необходимо учитывать множество факторов, основные из которых можно сгруппировать следующим образом:

Глобальные факторы:

международные политические конфликты;

политические конфликты внутри страны;

социальные конфликты;

перестройка международных политических союзов.

Локальные факторы:

изменение условий рынка;

нестабильность экономики;

инфляция;

трение с политическим группировками;

трение с местными деловыми кругами.

Инвестиционные факторы:

возможность национализации (с компенсацией или без);

возможный ущерб имуществу из-за высокого уровня преступности (вымогательство, рэкет, налет банд и др.);

потеря прав на возвращение доходов и имущества в страну материнской фирмы;

ускоренный износ оборудования из-за климатических условий и небрежного отношения местного персонала и др.

Факторы управленческого характера:

сложности управления местным персоналом;

конфликты с профсоюзами и др.

Инкотермс-90. Содержание, основные базисные условия поставки товаров

Базисные условия поставки - это совокупность торговых обычаев при купле-продаже, которые определяют обязанности контрагентов по доставке товара и уста-навливают момент перехода прав собственности на товар от продавца покупателю, а также момент перехода риска случайной порчи или утраты товара, если иное не оговорено в контракте. Иными словами, базисные условия определяют, какие расхо-ды несут стороны по транспортировке груза от экспортера к импортеру.

В соответствии с Инкотермс-90 существуют следующие разновидности ба-зисных условий (см.табл.1):

Таблица 1. Разновидности базисных условий

Причины

Проблемы

Необх-ть совершенствования рынка и его структуры

Подрыв несовершенной конкуренцией саморегулирующей функции рынка.

Необходимость совершенствования производства

Необх-ть организации и поддержки пр-ва в низкорентабельных отраслях.

Социальные причины

Наличие нерыночных видов деятельности, оценка которых невозможна с т зр эфф-ти

Группа Е Отгрузка

EXW

С завода

Группа F Основная возка не оплачена

FCA FAS FOB

франко перевозчик свободно вдоль борта судна свободно на борту

Группа С Основная возка оплачена

CFR CIF CPT CIP

стоимость и фрахт страхование и фрахт перевозка оплачена до перевоз и страхование оплачены до

Группа D Прибытие

DAF DES DEQ DDU DDP

поставка на границе поставка с судна поставка с причала поставка без оплаты таможенных пошлин поставка с оплатой таможенных пошлин

С завода (с указанием пункта) EX WORKS EXW

Термин "С завода" означает, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он передает товар в распоряжение покупателя на своем предпри-ятии (заводе, фабрике, складе и т.п.).

В частности, он не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, а также за таможенную очистку товара ввоза, если не оговорено иное. Покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой то-вара от предприятия продавца к месту назначения. Таким образом, данный термин возлагает на продавца минимальные обязанности. Он не применим, если покупа-тель не в состоянии осуществить сам или обеспечить выполнение экспортных фор-мальностей. В этом случае должен использоваться термин FCA.

Франко-перевозчик (с указанием пункта) FCA

Термин "Франко-перевозчик" означает, что продавец считается выполнив-шим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пунк-те. При отсутствии указания покупателя о таком пункте, продавец вправе опреде-лить такой пункт сам среди ряда подобных пунктов, где перевозчик принимает товар в свое распоряжение. В тех случаях, когда согласно коммерческой практике для за-ключения договора перевозки необходимо содействие продавца (при перевозке то-вара воздушным или железнодорожным транспортом), он может действовать в таких случаях за счет и на риск покупателя.

Свободно вдоль борта судна (наименование порта отгрузки) FAS

"Свободно вдоль борта судна" означает, что продавец считается выпол-нившим свое обязательство по поставке, когда товара размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в согласованном пункте отгрузки. Это означает, что с этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или поврежде-ния товара.

По условиям ФАС (FAS) на покупателя возлагается обязанность по очистке товара от пошлин для его вывоза. Данный термин не следует применять, когда поку-патель прямо или косвенно не в состоянии обеспечить выполнение таможенных формальностей.

Свободно на борту (наименование порта отгрузки) FOB

"Свободно на борту" означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Это означает, что с этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FOB на покупателя возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для этого экспорта.

Стоимость и фрахт (наименование порта назначения) CFR

"Стоимость и фрахт" означает, что продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, однако риск утраты или повреждения товара, а также риск любого увеличения расходов, возни-кающих после перехода товаром борта судна, переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. По условиям CFR на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для его вывоза.

Стоимость, страхование и фрахт (наименование порта назначения) СIF

"Стоимость, страхование, фрахт" означает, продавец несет те же обяза-тельства, что по условиям CFR, однако он должен обеспечить морское страхование от риска гибели или повреждения товара во время перевозки Продавец заключает договор страхования и выплачивает страховщику страховую премию.

Покупатель должен принять к сведению, что согласно условиям CIF от про-давца требуется лишь обеспечение страхования на минимальных условиях.

Перевозка оплачена до (наименование пункта назначения) СРТ

"Перевозка оплачена до ..." означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения.

Риск гибели или повреждения товара, а также любого увеличения издержек, возникающего после передачи товара перевозчику, переходит с продавца на покупа-теля, когда товар передан в распоряжение перевозчика.

Провозная плата и страхование оплачены до (наименование пункта поставки на границе) DAF

"Поставок до границы" означает, что обязанности продавца по поставке то-вара считаются выполненными, когда товар, очищенный от пошлин для вывоза, пребывает в указанный пункт или место на границе, однако до поступления товара на таможенную границу принимающей страны. Под термином "граница" понимается любая граница, включая границу страны экспорта. Поэтому в данном условии весь-ма важно точное определение границы путем указания на конкретный пункт или ме-сто.

Постава с судна (наименование порта назначения) DES

"Поставка с судна" означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента предоставления неочищенного от тамо-женных пошлин при ввозе товара в распоряжение покупателя в согласованном порту назначения. Все расходы и риски по доставке товара в согласованный порт назначе-ния несет продавец.

Данный термин может использоваться только при перевозах товара морским транспортом или внутренним водным транспортом.

Поставка с пристани (с оплатой пошлины) (наименование порта на-значения) DEQ

"Поставка с пристани (с оплатой пошлины)" означает, что продавец считает-ся выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента предоставления очищенного от таможенной пошлины при ввозе товара в распоряжение покупателя на пристани (причале) в согласованном порту назначения. Все расходы и риски, включая уплату налогов, пошлин и иных сборов, по доставке товара в согласованное место несет продавец.

Поставка без оплаты пошлины (наименование пункта назначения) DDU

"Поставка без оплаты пошлины (наименование пункта назначения)" означа-ет, что продавец считается выполнившим свои обязанности с момента доставки то-вара в согласованный пункт в стране ввоза. Продавец должен нести расходы по оп-лате всех связанных с этим расходов и нести все риски, падающие на товар (исклю-чая уплату налога, пошлин и иных официальных сборов, взимаемых при ввозе това-ра), а также все расходы и риски, в связи с выполнением таможенных формально-стей.

Поставка с оплатой пошлины (наименование пункта назначения) DDP

"Поставка с оплатой пошлины", означает, что продавец считается выпол-нившим свои обязанности, с момента предоставления товара в согласованном пунк-те в стране ввоза. Продавец несет все риски и расходы, связанные с ввозом товара, включая оплату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при ввозе товаров. В то время как термин "С завода" возлагает на продавца минимальные обязанности, термин "Поставка с оплатой пошлины" предполагает максимальные обязанности продавца.

25. Инвестиционная деятельность

ИД - есть объект финансового управления, связанный с упорядочением вложений финансовых ресурсов в развитие производства и соц.инфраструктуру и ценные бумаги эмитентом.

ИД - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.

Задачи инвестиций:

1) расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

2) приобретение новых предприятий;

3) диверсификация в следствии освоения новых областей бизнеса.

Субъекты инвестиционной деятельности – инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, Юр.Л (банк, страховые и посреднические организации), инвестиционные фонды и другие участники инвестиционного процесса.

Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают целевое использование.

Заказчики - могут быть инвесторы, а также любые Юр и Ф лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционного процесса, не вмешиваясь в предпринимательскую деятельность.

Пользователи – инвесторы Ф и Юр. лица государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.

Объект ИД – вновь создаваемые, модернизируемые основные фонды во всех отраслях экономики, ценные бумаги; целевые денежные вклады; научно-техническая продукция; имущественные права на интеллектуальную собственность.

В состав инвестиционной сферы включаются:

1) Сфера капитального строительства.

2) Инновационная сфера (научно-техническая продукция).

3) Сфера обращения финансового капитала (денежного ссудного).

Инвестиционная деятельность п/п-я включает следующие составные части:

1) Инвестиционная стратегия – выбор пути развития п/п-я на длительную перспективу при имеющихся собственных источниках финансирования и возможности получения заемных средств, а также прогнозирование объема и рентабельности совокупных активов.

2)Стратегический план – предполагает уточнение инвестиционной стратегии с перечнем инвестиционных проектов и планом долгосрочного финансирования инвестором.

Инвестиционная политика п/п – одна из составляющих его фин.стратегии. Суть инвестиционной политики заключается в формировании комплекса мероприятий по привлечению и мобилизации инвестиционных ресурсов – с одной стороны, и оптимизации инвестиционных целей и инвестиционного процесса для обеспечения экономического развития п/п –с другой стороны.

Потребность п/п в инвестициях складывается из потребности в основном и оборотном капитале.

Необходимые инвестиционные ресурсы п/п-е может получить за счет использования внутренних и привлечением внешних источников: к внутренним источникам инвестиций относятся: резервный фонд п/п; амортизационный фонд; прибыль, остающаяся в распоряжении п/п-я; дивиденды, направленные на развитие по решению общим собранием акционеров.

Заемные средства : долгосрочные и краткосрочные кредиты,фактории – фирмы (фактор) приобретает у клиента право на взимание долгов и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам. Остальная часть долга за вычетом % возвращения клиентам после погашения должником всего долга. Клиент – быстрее выплачивает долг, фирма - фактор – получает %.

Ком.кредит –при закупке одним п/п-ем у других товара (отсрочка платежа за приобретение товара).

Ипотечнюкредит – предоставляет кредит под залог недвижимого имущества.

26. Менеджмент как сложная экон-я с-ма

Мен-т (с англ. яз.) – упр-ние. Упр-е – орг-ция возд-вий, напр-х на дост-ние целй. Мен-т – сфера чел. и соотв. обл-ть знаний, вкл-щая в себя в кач-ве обя-го эл-та управление людьми, соц- ми орг-циями или стр-рами. Осн. напр-ния: 1. рац-сть труда+ матер. заинтер-сть ведут к повыш-ю эфф-сти;2.универс. принцип упр-я;3.межличн-е отн-ния м-у людьми; 4.макс-е исп-ние чел. Потенциала на осн. псих-гии и соц-гии; 5. компьютерное матем. модел-ние сит-ций.

С-ма – сов-ть отд. эл-тов, рассм-мых во взаимодействии как единое целое.Сист-сть присутствует во всех эл-тах упр-я. Разл-е с-мы, исп-мые для обесп-я план-ния, контроля,орг-ции, мотив-и, принятия реш-й – самый действенный инстр-нт фирмы.С-ма целей вкл-т дел. установки, принципы, дух. ценн-сти,д/ср. цели.С-ма план-ния вкл-т след.ур-ни: страт. планы, такт. планы, анализ, разраб-ки,марк-нг.С-ма пока-лей, к кот-м стрем-ся фирма: ростфирмы, рент-сть, плат/сп-сть, доля рынка, гибкость,устойч-сть.С-ма ф-ров успеха фирмы,напр.,1.выбор продуктов с потенциалом роста,2.выбор продукта с выс. конк/сп-стью.С-ма пок-лей деят-ти фирмы: экономичность, действенность, кач-во, произв-сть, усл-я труда, инновац-сть, приб-сть.

С-му упр-я м. предст-ть след-м образом: Большой крупн. суб-т упр-я Суб-т упр-я(отд. личн-ти, группы) Об-т упр-я(на него напр-но упр-кое возд-вие)

27. Система методов управления

Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих взаимоотношениях структурных подразделений системы управления.

Существует 3 вида методов управления. 1)командный; 2)экономический; 3)социально-психологический.

Приоритетное положение того или иного метода в организации придает ей черты, характерные для данного метода.

В практике вопрос распределения приоритетов между этими методами очень важен, потому что эффективность организации определяется 1)системой методов управления; 2)механизмами управления.

Характеристика методов управления

Методы управления являются инструментом взаимодействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Существует 3 вида методов управления: 1)командный; 2)экономический; 3)социально-психологический.

1) Метод командный. Используемые механизмы:

Административные: приказ, распоряжение, указание. Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения. Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху. Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.

Метод командный. Используемые механизмы:

Административные: приказ, распоряжение, указание. Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения. Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху. Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.

2) Метод экономический. Механизмы: договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором.

Метод экономический. Механизмы: договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором.

3) Социально-психологический метод. Механизмы также договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.

При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения. Основные достоинства метода: 1)обеспечивается единство воли руководства в достижении цели; 2)не требует крупных материальных затрат; 3)в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды. Недостатки метода следующие: 1)подавляется инициатива, творческая работа; 2)отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы; 3)в крупных организациях: а)менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците; б)обюрокрачивается аппарат управления; в)требуется громоздкая система контроля.

Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные. Характеризуются: 1) свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе; 2) выполнение договорных обязательств. Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.

3. Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы. Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его. Достоинства метода: 1)включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей; 2)практически не требуются материальные затраты. Недостатки: 1)не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей; 2)трудно прогнозировать результаты.

3)Социально-психологический метод. Механизмы также договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.

28. Планирование персонала: виды и методы

Планирование (успешное) возможно только на осн-ве интеграции усилий службы персонала (кадровой службы), линейных руководителей, самого перс-ла. Как и все другие планы, так и по персоналу, делят на кр/ср-ые (до 1 года), ср/ср-ые (до 5 л), д/ср-ые (> 5). Плани-ие персонала может быть разбито на подразделы: планир-ие состава персонала(качество – количество, учет изменений), пл-е потребности в персонале(учет внешних и внутр-х факторов, сущ-щее положение с качеств-ой и колич-ой т.зр., анализ возможных изменений), пл-ие набора персонала(включает пл-ие найма, выбор из претендентов, пл-ие принятия, адаптации и т.д.), пл-ие в освобождении перс-ла(анализ причин, поиск альтернативных возможностей использ-ия перс-ла), пл-ие использ-ия занятости перс-ла, пл-ие изменений персонала, пл-ие разв-тия.

Важнейшей состовляющей явл-ся пл-ие затрат на перс-л. Современная тенденция – относительное увеличение расходов на персонал, кот-ое обусловлено: новые технологии, требующие высокой квалификации перс-ла; относительное опережение роста затрат на перс-л по сравнению с производительностью труда; влияние на затраты по содержанию перс-ла внешних факторов, связанных с тарифными соглашениями, нормами, гарантиями.

29. Антикризисное управление в процессе банкротства предприятия

Антикризисное управление (АУ) - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющий устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

В случае банкротства предприятия Хозяйственным судом назначается антикризисный управляющий. Деятельность антикризисного управляющего должна базироваться на основе глубокого анализа финансового состояния деятельности и положения на рынке предприятия. Только после такого анализа антикризисный управляющий должен составить детально проработанный план АУ.

Выделяют две большие группы причин кризиса на предприятии: внешние и внутренние.

К внешним относят:

1. Социально-экономические: а)рост инфляции; б)нестабильность налоговой системы; в) нестабильность регулирующего законодательства; г)снижение уровня реальных доходов населения; д)рост безработицы.

2. Рыночные факторы: а)снижение емкости внутреннего рынка; б)усиление монополизма на рынке; в)нестабильность валютного рынка; г)рост предложения товаров субститутов.

3. Прочие внешние факторы: а)политическая нестабильность; б)стихийные бедствия; в)ухудшение криминогенной ситуации.

К внутренним относят:

1. Управленческие: а)высокий уровень коммерческого риска; б)недостаточное знание конъюнктуры рынка; в)неэффективный финансовый менеджмент; г)плохое управление издержками производства; д)отсутствие гибкости в управлении; е)недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности.

2. Производственные: а)необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса; б)устаревшие и изношенные основные фонды; в)низкая производительность труда; г)высокие энергозатраты.

3. Рыночные: а)низкая конкурентоспособность продукции; б)зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Однако, на сегодняшний день большинство кризисов на предприятиях возникают из-за такой причины, как кризис управления. Антикризисный управляющий в своей деятельности должен в основном исправлять ошибки, допущенные менеджерами предприятия.

Программа антикризисного управления должна состоять из трех этапов:

1. Устранение неплатежеспособности.

2. Восстановление финансовой устойчивости.

3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

Устранение неплатежеспособности может и должно осуществляться мерами не приемлемыми с позиций обычного управления. АУ допускает любые потери (в т.ч. и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня.

В рамках первого этапа должно происходить устранение нехватки денежных средств для расчетов по неотложным обязательствам за счет ликвидации активов предприятия (т.е. продажи: краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов готовой продукции, избыточных производственных запасов инвестиций, нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы и т.д.).

На следующем этапе должно произойти максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов (путем остановки нерентабельных производств, выведения из состава предприятия затратных объектов, совершенствования организации труда и оптимизации численности, занятых на предприятии, уменьшения текущей финансовой потребности и т.д.).

Добившись временного восстановления финансовой устойчивости предприятия путем продажи «лишних» активов предприятия и уменьшением издержек, антикризисный управляющий для закрепления достигнутого эффекта на более продолжительный срок должен предпринять меры по увеличению денежного потока от основной деятельности предприятия и в первую очередь обратить внимание на маркетинг.

Для проведения маркетинговых мероприятий антикризисный управляющий должен исследовать характеристики основных и вспомогательных рынков и их сегментов на, которых работает предприятие, их размеры, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Кроме того, средства коммуникации, ориентиры для цен и валовой прибыли, цикл покупок. Исходя из таких исследований и составляется комплекс мер антикризисного маркетинга.

Антикризисное управление базируется на некоторых принципах, которые отличают антикризисное управление от обычного и являются основой организации антикризисного управления предприятием:

· Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.

· Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.

· Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).

· Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния.

30. Эффективность менеджмента и ее факторы

Понятие эффективности менеджмента во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности. Однако, управление производством имеет свои специфические экономические характеристики.

В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта.

Эффективность управления включает рассмотрение:

· управленческого потенциала – совокупность всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления: выступает в материальной и интеллектуальной формах;

· затрат и расходов на управление;

· характера управленческого труда.

Эффективность менеджмента – это оценка эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов и достижения целей. Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей части, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.

Эффективность менеджмента показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Оценить эффективность менеджмента можно путем соотношения полученной прибыли и затрат, но возникают проблемы:

1) результат управления не всегда заключается в прибыли;

2) скрывается роль управления в достижении результата, прибыль выступает часто как опосредованный результат;

3) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;

4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.

Критерии эффективности менеджмента:

1) Обобщающие, характеризуют конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время).

2) Частные, использование отдельных видов ресурсов (труд, ОФ, инвестиции).

3) Количественные (экономический эффект)

· Комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления);

· Финансовые показатели - сокращение расходов на управление;

· Показатели экономии времени - сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения новых технологий орг.процедур;

4) Качественные (соц.эффект) - повышение научно-технического уровня управления, уровень интеграции процессов управления, повышение квалификации менеджеров, формирование орг.структуры, удовлетворенность трудом доверие экологические последствия.

Если в результате рационализации управления удастся достичь высокого уровня описанных показателей, то происходит положительный сдвиг в системе менеджмента и достигается эк эффект.

Факторы эффективности менеджмента:

1) Потенциал сотрудников их способность выполнять определенную работу;

2) Средства производства их наличие и качественные характеристики;

3) Социальные аспекты деятельности (наличие единства);

4) Культура организации.

31. Цели управления персоналом

Глобальная цель управл-ия персоналом (УП) сост-ит в формир-ии, разв-тии и реализ-ции с наибольшее эффект-тью кадр-го потенциала орган-ции. Реал-ция этой цели в соврем-ых усл-ях может осуществ-ся только на осн-ве внимания и работы с каждым сотруд-ком, подразд-ем на основе постановки и достижения сист-мы локальных целей. В соответ-вии с линией страт-гии и тактики предприятия могут иметь разл-ные дерево-цели. Важной особенн-стью целей менедж-та персонала явл-ся необ-ть учит-ть конкр-е потреб-ти, вытекающие из цели орг-ции отдельных колл-в внутри ее и конкр-х сотрудников В частности, в конфл-ых ситуац-ях реш-е состоит в максим-ом учете целей орг-ции и колл-ва или отдельного работника. Анализ-уя конкр-ое предпр-е необ-мо формир-ть соответ-щий ему перечень, или каталог, целей. Пример каталога целей и задач управления персоналом: 1) разработка и реал-ция кадровой политики и принципов хоз-ой деят-ти; 2) разр-ка штатного рассписания в соответствии со стратегией орган-ции и ее стр-р; 3) разр-ка профессионально-квалификационых требований, должностных инструкций, моделей должностей и т.д.; 4) обеспеч-ие раб-х мест специалистами, подбор и обор песонала; 5) регулирование персонала, ротация, назначение, выдвижение, аттестация, выбор, перемещение; 6) оценка персонала, соц-но-псих-кая диагностика, тестирование; 7) анализ и координация межличностных и групповых отношений, профилактика соц-ых и межгрупповых конф-ов, предупреждение нежелательных стрессов; 8) формир-ие резерва персонала, лизинг, разв-тие, планирование деловой карьеры внутри орг-ции, анализ потребности в персонале; 9) управление занятостью; 10) профессионально-организационная адаптация; 11) регул-ие вопросов труд-х отн-ний; 12) треб-ия психофизиологии; 13) подготовка и переподготовка персонала.

При этом важное значение для опред-ия целей УП имеет учет целей и задач произв-го хар-ра. Поскольку трудовая деят-ть представл-ет собой процесс проявления активности его учатников важное значение в УП также имеет учет ситуационно-обусловленных факторов, влияющих на отношение в колл-ве. На основе учета этих условий формир-ется эффективная сист-ма мотивации. С-ма ситуац-ых фак-ров, влияющ-их на труд-ую деят-ть, включает струк-ру деловых качеств личности, состояние личности, квалификацию сотрудников в соотношении с требованиями, оплату труда и т.д.

32. Критерии оценки качества труда менеджера

Делаются попытки разработать такие критерии оценки эффективности работы управляющих, с помощью которых можно было бы более или менее объективно оценить их вклад в достижение конечных результатов в долгосрочном плане. Такими критериями чаще всего выступают цели долгосрочных производственных (н/п, 3х или 5ти летних) производственно-хоз-х программ.

На отдельных фирмах, в организациях, способных к самообновлению, вознаграждения используются для поощрения новаций. К их числу все чаще относятся пакеты акций под успешную будущую деятельность или какие-то меры, обеспечивающие получение опред %-а с нового продукта или с нового вида бизнеса.

Однако, по мнению опред. специалистов по управлению, при оценке работы менеджеров недостаточно учитывать итоги хоз-ной деятельности.

Так, было бы важно оценить, насколько ключевые менеджеры способны управлять людьми. Поэтому часть оценки управляющих основывается на результатах опроса их подчиненных (А сша). От этого зависят, в частности, расчеты их премий.

Целесообразно сформировать комплексную систему оценки деловых качеств работников п/п. Ее нужно строить исходя из долгосрочной перспективы и не сводить к выявлению лишь текущего вклада сотрудников в конечные результаты. Результаты оценки должны оказывать влияние на размер их ЗП.

Т о, доплаты не только за напряженность выполнения планового задания (в зависимости от выполнения норм времени), за увеличение занятости в течение рабочего дня (освоение смежных профессий, работ, должностей), за особый режим и особые условия труда (работа в вечернее и ночное время, в тяжелых условиях), но и по другим критериям.

К обязательным критериям оценки управляющих работников относ: инициатива, применение знаний, надежность (добросовестность выполнения работ), готовность к их выполнению, сотрудничество.

33. Сущность, значение, этапы стратегического планирования

В связи с нарастанием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, быстрым изменением конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе все больше возрастает на макро и микроуровне социально-экономической системы роль стратегического планирования.

Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей – плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:

1 устремленность на среднесрочную и долгосрочную перспективу (на период более одного года);

2 ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание, социально-экономический прогресс;

3 органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;

4 учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное воздействие и разработка мероприятий в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние либо нейтрализующих их действие, либо использующих позитивное влияние этих факторов для успешного решения стратегических задач планируемой системы;

5 адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.

Содержание стратегического планирования раскрывают его процедуры. Основными процедурами стратегического планирования являются: стратегическое прогнозирование, программирование (проекты стратегических программ) и проектирование.

Прогнозирование является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанное на анализе тенденций развития объекта или на использовании нормативных расчетов. Под стратегическим прогнозом понимается эмпирическое или научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления.

Программирование является второй ступенью в процедуре стратегического планирования. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов комплексных программ решения важнейших проблем развития субъектов хозяйствования.

Проектирование – это заключительная ступень всех процедур стратегического планирования. Ее назначение состоит в разработке проектов стратегических планов. Проект стратегического плана, представляет собой проект управленческого решения по реализации стратегии политики соответствующих субъектов управления.

Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:

а) процесс стратегического планирования – выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;

б) процесс стратегического управления – реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

Стратегическое планирование есть систематизированнный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.

Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная – несколько на различных уровнях действия.

Концептуальная модель стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия:

1. Анализ окружающей среды:

1.1 внешняя среда,

1.2 внутренние возможности.

2. Определение политики предприятия (целеполагание).

3. Формулирование стратегиии и выбор альтернатив:

а) стратегия маркетинга,

б) финансовая стратегия,

в) стратегия НИОКР

г) стратегия производства,

д) социальная стратегия,

е) стратегия организационных изменений,

ж) экологическая стратегия.

Результатом деятельности по предложенной выше схеме составаления стратегического плана предприятия является документ, называемый «Стратегический план предприятия» и имеющий обычно следующие разделы:

1. Цели и задачи предприятия

2. Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.

3. Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы).

4. Функциональные стратегия.

5. Наиболее значимые проекты.

6. Описание внешних операций.

7. Капиталовложения и ресурсное распределение.

8. Планирование рисков.

34. Формирование производственной программы предприятий

Производственная программа разрабатывается на всех п.предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Она включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и обоснование промышленными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами. Соединение производственной программы зависит от различных факторов.

В зависимости от сферы производства различают продуктивное материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) и услуги сферы нематериального производства (торговля, обучение, лечение и др.).

В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпуска продукции и оказания услуг. Так, в промышленности есть автомобилестроение, ткацкое и швейное производство, обувное. Услуги же классифицируются по группам и подгруппам. Так, например, транспортные услуги подразделяются на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки.

Различные виды товаров и услуг называются номенклатурой производственной программы. Ассортимент продукции (услуг) характеризует соотношение удельных весов отдельных видов изделий (работ) в производственной программе.

Производственная программа промышленных предприятий представляет собой перечень продукции, работ, услуг по заказам и договорам потребителей.

При ее разработке учитывается основная цель производственной программы – увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала. Для осуществления этой цели составляется стратегия развития производственной программы на несколько лет вперед.

При выработке д/ср стратегии необходимо учитывать стадии жизненного цикла основной номенклатуры производственной программы.

При разработке производственной программы применяются натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные методы измерения. Они позволяют вести планирование, учет и контроль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости выпуска продукции.

Обобщающим показателем производственной программы является объем продаж или реализованная продукция. Объем продаж более объективно отражает результат деятельности п. предприятий.

35. Планирование фонда оплаты труда на предприятии

Плановый фонд заработной платы – это сумма денежных средств, предусмотренных в плановом периоде для выплаты работникам по тарифным ставкам, окладам и сдельным расценкам, а также премий из фонда заработной платы и всех видов доплат к основной заработной плате [13, c 300].

Планирование фонда заработной платы должно обеспечить повышение заинтересованности персонала в улучшении индивидуальных результатов труда и конечных результатов деятельности предприятия.

Следует отметить, что фонд заработной платы включает:

-выплаты заработной платы за выполненную работу, исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятиях формами и системами оплаты труда

-стоимость продукции, выдаваемой работникам в порядке натуральной оплаты

-выплаты стимулирующего характера по системным положениям, включая премии за производственные результаты; надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам

-выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, а также в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством

-оплата в соответствии c действующим законодательством очередных, дополнительных и учебных отпусков

-оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера

-стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с действующим законодательством услуг, питания, продуктов, фирменной одежды.

Необходимо также отметить, что исходными данными для планирования фонда заработной платы являются:

-производственная программа

-данные о трудоемкости продукции, расценках на детали, изделия

-численность работающих по категориям с указанием профессионального и квалифицированного состава рабочих

-расценка на изделия, детали

-тарифная система

-штатное расписание руководящих работников, специалистов и служащих

-применяемые формы и системы заработной платы

-нормативы обслуживания

-законодательные акты по труду и заработной плате.

При планировании фонда оплаты труда рассчитывают часовой, дневной и месячный (годовой) фонды заработной платы.

Часовой фонд представляет собой оплату за время работы, дневной – оплату отработанных человеко-дней, месячный (годовой) – весь фонд заработной платы, необходимый для оплаты труда.

Фонд заработной платы сдельщиков на предприятиях массового производства определяется умножением сдельных расценок на единицу продукции на количество продукции по программе или средней тарифной ставке на трудоемкость программы в нормо-часах.

На предприятиях серийного и единичного производства тарифный фонд заработной платы рабочих-сдельщиков можно определить умножением среднечасовой тарифной ставки на количество нормо-часов, необходимых для выполнения программы. Среднемесячная тарифная ставка находится умножением тарифной ставки первого разряда на средний разряд (средневзвешенный по группам рабочих мест).

Фонд заработной платы рабочих, оплачиваемых по повременной форме, находятся умножением среднечасовой тарифной ставки на плановый фонд времени рабочего и на численность повременщиков [7, c 208].

В часовой фонд заработной платы включаются оплата труда сдельщиков по сдельным расценкам, повременщиков по тарифной ставке, доплаты сдельщикам и повременщикам из фонда заработной платы, доплаты за работу в ночное время, за условия труда, интенсивность, профессиональное мастерство, бригадирам за обучение учеников.

В дневной фонд входят часовой фонд и доплаты за сокращение рабочего дня подросткам и кормящим матерям.

Величина доплат подросткам устанавливается умножением часовой тарифной ставки на их количество и число рабочих в плановом периоде.

Доплаты матерям за перерывы на кормление ребенка определяются умножением среднечасовой заработной платы на число льготных часов в плановом периоде и количество кормящих матерей.

Фонд месячной (годовой) заработной платы включает фонд дневной зарплаты, оплату очередных и дополнительных отпусков и время выполнения государственных обязанностей.

Следует отметить, что при планировании заработной платы должен быть обеспечен опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.

Коэффициент, опережающий соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы (Ко ), определяется по формуле:

Ко =Iпт /Iзп (1.2)

Где Iпт - индекс роста производительности труда в плановом периоде по сравнению с базисным.

Iзп - индекс увеличения средней заработной платы в плановом периоде по сравнению с базисным.

Правильное соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы достигается за счет максимального использования всех резервов роста производительности труда. Внедрение новых и совершенствование действующих технологических процессов, механизация и автоматизация производства и другие факторы, повышающие технический уровень производства, обеспечивают значительное снижение трудоемкости продукции и, как следствие, значительное опережение роста производительности труда над ростом заработной платы.

36. Планирование себестоимости продукции

Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции.

Плановая себестоимость определяется путем технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделий. В зависимости от характера производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость продукции.

При выпуске одного вида продукции себестоимость единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 руб. товарной продукции. План предприятия содержит также сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий.

В план по себестоимости продукции на предприятии входят следующие показатели:

· затраты на 1 руб. товарной продукции

· себестоимость отдельных видов продукции,

· себестоимость товарной продукции,

· снижение себестоимости сравнимой продукции.

Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции по отношению к стоимости продукции в оптовых ценах предприятия. Этот показатель не только характеризует планируемый уровень снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции.

Определение плановой себестоимости отдельных видов продукции служит основой планирования затрат на производство. Плановая себестоимость всей товарной продукции рассчитывается на основе данных об объеме выпуска товарной продукции и плановой себестоимости отдельных видов изделий.

Оценка выполнения плана по себестоимости всей товарной продукции осуществляется с учетом происшедших в течение отчетного года изменений цен на материалы и тарифов на перевозки и энергию.

Для определения задания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции составляется расчет себестоимости по всей номенклатуре изделий исходя из предусмотренного планом предприятия объема продукции и с учетом планового показателя по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции в оптовых ценах.

37. Финансовое планирование на предприятии

В рыночной экономике изменяется место финансов в хозяйственном механизме. Исчезла директивность на предприятии, планирование финансов приобретает прогнозный характер. Финансовый план – документ, который отражает объемы поступлений и расходов денежных средств, а также фиксирующий баланс доходов и расходов предприятия, включая платежи в бюджет на план. период. Цель финансового планирования - согласование намечаемых расходов на развитие предприятия с финансовыми возможностями предприятия. Задачи:

1- Изучение источников и объемов собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация и т.д.)

2- Изучение возможности и целесообразности привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов, благотворит. взносов.

3- Выбор оптимального для конкретной ситуации форм использования денежных средств, взаимоотношений с бюджетом, банками, вышестоящими организациями и работниками.

4- Установление рациональных пропорций распределения финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды.

5- Определение целесообразности и эффективности капитальных вложений.

6- Выявление внутренних резервов и увеличение рентабельности производства.

Финансовое планирование осуществляется планово-экономическим и финансовым отделами. Функции планового отдела в области планирования: составление проектов финансового плана предприятия; составление и представление в установленные сроки кредитных заявок и кассовых планов в банк; участие в составлении плана реализации продукции в денежном выражении для определения планируемой суммы прибыли на год с разбивкой по кварталам; составление смет расходования прибыли, определение план. суммы амортизации, с разделением ее на реновацию и кап. ремонт; определение потребности в собственных оборотных средствах.

Для составления финансового плана используется следующая информация: бух.баланс за 2-3 года предшествующих плановому периоду и на последнюю дату состояния отчета; данные об объемах производства; смета затрат на содержание объектов соц-культ. быта; объемы кап. вложений; сведения о движении и обслуживании основных фондов; анализ выполнения финансовых заданий за предыдущий год; нормы амортизационных отчислений; нормативы собственных оборотных средств, платежей в бюджет и внебюджетные фонды; лимиты расходов по отдельным статьям затрат ресурсов, и т.д.

Формой финансового плана является бухгалтерский баланс доходов и расходов, который имеет следующие разделы:

1- Доходы и поступления средств.

2- Расходы и отчисления.

3- Платежи в бюджет.

4- Ассигнования из бюджета.

Доходы и поступления средств: балансовая прибыль, амортизационные отчисления, мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве, экономия в кап. строительстве, средства, поступившие в порядке долевого участия в кап. строительстве, прочие источники финансирования кап. вложений, долгосрочный кредит, прирост устойчивых пассивов, прочие доходы. Расходы и отчисления: отчисления в фонды (ФН,ФП,РФ), направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, платежи в бюджет, прочие расходы и т.д.

Этапы финансового планирования: анализ финансового положения предприятия; планирование доходов и поступлений; планирование расходов и отчислений; проверка финансового плана (шахматная ведомость). В процессе финансового анализа исследуются наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения; наличие, состав и структура источников средств, причины и последствия их изменения; состояние, структура и динамика долгосрочных активов; дебиторская задолженность; эффективность использования средств.

37. Организация труда как функция управления, социально-экономическая эффективность ее рационализации

Современный уровень развития производственных сил, характеризующийся использованием сложной и разнообразной техники и технологий производства, большими масштабами выпуска продукции, многономенклатурной кооперацией, предполагает совместный труд большого количества людей. Такой труд немыслим без организации труда, выступающей как упорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства и др. средствами в едином производственном процессе.

Во всех сферах человеческой деятельности и во все времена лучше организованный труд при прочих равных условиях обеспечивал достижение более высоких результатов.

Значение организации труда возрастает по мере развития рыночных отношений, способствующих возрождению конкуренции, при которой больший вес приобретает результативность труда, оказывающая решающее влияние на эффективность производства.

Кроме того, по мере технического совершенствования производства возрастает цена единицы рабочего времени. Правильная организация труда способствует рациональному использованию оборудования и времени работающих на нем, что повышает производительность труда, снижает себестоимость продукции, увеличивает рентабельность производства.

38. Разделение и кооперация труда как основа его организации

Развитие прогрессивных форм разделения и кооперации труда. Разделение труда – единовременное обособление выполнения работ. Различают следующие виды разделения труда: общие (выделение в общественном производстве главных отраслей – промышленность, земледелие, транспорт и др.), частное (расчленение основных отраслей общественного производства на виды и подвиды – подотрасли), единичное (разделение труда внутри предприятия).

В процессе создания материальных ценностей человек вступает в производственные взаимоотношения с другими участниками производства через разделение общественного труда и последующей его кооперации.

Разделение на производстве – разграничение деятельности людей в процессе совместного труда, а кооперация – совместное участие людей в одном или нескольких связанных между собой процессов труда. Разделение и кооперация труда – взаимосвязанные и дополняющие друг друга стороны трудовой деятельности.

Разделение труда характеризуется количественными и качественными признаками. По качественному признаку – обособление видов работ по их сложности. Выполнение таких работ требует специальных знаний и навыков. По количественному – обеспечивает установление определенной пропорциональности между качественно различными видами труда.

39. Организация рабочего места, ее сущность, элементы и характеристика

Рабочее место – пространственная зона, оснащенная необходимыми средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника; часть производственно-технологической структуры предприятия, определяемая на основе трудовых и других действующих нормативов.

В системе мероприятий по организации рабочего места существенное значение имеет его рациональная планировка. Правильная планировка позволяет устранить лишние трудовые движения и непроизводительные затраты энергии рабочего времени, эффективно использовать производственную площадь при обеспечении безопасных условий труда.

Оценка организационного уровня рабочего места производится по следующим показателям: рациональность планировки, количество и комплектность, организационность оснастки, ее прогрессивность и техническое состояние; применение многостаночного обслуживания; соответствие форм организации труда техническому прогрессу, передовым приемам и методам труда; квалификации работника и ее соответствие сложности и качеству выполняемых работ; качество действующих норм труда; уровень использования оборудования по времени; коэффициент сменности; занятость рабочего производительным трудом в течение смены.

Главной целью организации рабочего места является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основании полного использования оборудования, рабочего времени, применение рациональных приемов и методов труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности работников.

Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются следующие требования:

1. С технической стороны рабочее место должно быть оснащено прогрессивным оборудованием, необходимым инструментом, контрольно-измерительными приборами, подъемно-транспортными средствами и т.д.

2. С организационной стороны – имеющееся на рабочем месте оборудование должно быть рационально расположено в пределах рабочей зоны. Найден вариант оптимального обслуживания рабочего места сырьем, материалами, инструментами, уборкой отходов, обеспечены безопасные и безвредные для здоровья рабочие условия труда.

3. С экономической стороны организация рабочего места должна обеспечить оптимальную занятость работника, максимально высокий уровень производительности труда и качество работы.

4. Эргономические требования имеют место при проектировании оборудования, технологической и организационной оснастке, планировании рабочего места и т.д.

Т.о. задача организации труда в области организации рабочего места направлена на достижение рационального сочетания элементов производственного процесса и человека, обеспечение на этой основе высокой производительности и благоприятных условий труда.

40. Методы изучения затрат рабочего времени, их разновидности и характерные признаки

Учет затрат рабочего времени предусматривает систематическое изучение процессов труда, измерение и анализ затрат времени путем проведения наблюдений на рабочих местах. Измерение затрат рабочего времени дает возможность установить загруженность исполнителей в течении рабочего дня: определить степень использования оборудования во времени, выявить потери рабочего времени, определить выполнение норм выработки и т.д. Учет изучаемых затрат времени подразделяется на:

Хронометраж – способ наблюдения, при котором изучаются циклически повторяющиеся элементы оперативной, а также отдельные элементы подготовительно-заключительной работы или работы по обслуживанию рабочего места.

Цели хронометража:

1. установление норм времени и получение данных для разработки нормативов по труду;

2. изучение и внедрение передовых приемов и методов труда;

3. проверка качества действующих норм;

4. выявления причин невыполнения норм отдельными работниками;

5. совершенствования организации трудового процесса на рабочем месте.

Различают три способа проведения хронометража:

· непрерывный – по текущему времени, когда замеряются все элементы оперативного времени, циклически повторяющиеся в определенном порядке;

· выборочный – когда замеряются отдельные элементы (приемы работы) операции независимо от их последовательного выполнения;

· цикловой – когда исследуются операции, имеющие очень малую продолжительность, что не позволяет делать их в каждом цикле и в определенной последовательности.

Фотография рабочего времени – это метод изучения затрат рабочего времени на протяжении рабочей смены или ее части с помощью детальной фиксации всех характеризующих их продолжительность и структуру.

Цели фотография рабочего времени:

1. выявление недостатков в организации труда и производства, приводящих к прямым потерям и нерациональным затратам рабочего времени, простоям оборудования, а также разработки на этой основе организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков;

2. изучение, обобщение и распространение передового производственного опыта по использованию рабочего времени;

3. установление норм обслуживания и нормативов численности рабочих;

4. получение исходных данных для разработки нормативов подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места, времени на отдых и личные надобности, определения оперативного времени на ручные работы в единичном и мелкосерийном производстве;

5. выявление причин невыполнения и значительного перевыполнения норм выработки отдельными работниками.

В зависимости от форм организации труда на изучаемых рабочих местах и количества объектов наблюдений фотография рабочего времени может быть индивидуальной, групповой (бригадной), самофотографией и ФРВ многостаночников.

В условиях малосерийного и единичного производства не представляется возможным заранее определить последовательность выполнения приемов по операциям, поэтому проведение хронометража становится затруднительным. В этих условиях используется метод комбинированного наблюдения – фотохронометраж , представляющий сочетание методов фотографии рабочего времени и хронометража.

Изучение затрат времени методом фотохронометража производится аналогично фотографии рабочего дня, с использованием обычных листов наблюдения, применяемых для фотографии рабочего дня. Однако наблюдаемая операция обязательно расчленяется на приемы в процессе самого наблюдения и по каждому выделенному приему проводятся замеры по текущему времени, как и при хронометраже.

Самофотография рабочего времени – это учет потерь рабочего времени, проводимый самим работающим в течение рабочего дня. При этом фиксируются только перерывы, потери рабочего времени, связанные с неполадками оборудования, низким уровнем организации труда, непроизводительной работы, а также затраты времени на выполнение работ, не входящих в обязанности рабочего.

Метод моментных наблюдений – статистический способ получения средних данных о фактической загруженности рабочих и оборудования, а также о потерях рабочего времени руководящими специалистами и служащими.

Моментные наблюдения осуществляются путем обхода. Наблюдатель фиксирует в наблюдательном листе то, что происходит в данный момент на рабочем месте. Записываются объемы наблюдений, количество обходов, время, перечень затрат рабочего времени. При проведении моментных наблюдений большое значение имеет объем наблюдений, т.е. число человеко-моментов, которое необходимо зафиксировать. Полученные данные могут быть использованы для разработки мероприятий по улучшению организации труда, установления причин невыполнения норм выработки, для разработки нормативов подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места, на отдых и личные надобности, норм обслуживания оборудования и нормативов численности работников.

41. Нормы труда, их сущность, экономическое содержания, классификация

Нормативы для нормирования труда – это исходные величины, используемые для расчета продолжительности отдельных элементов работы при конкретных организационно-технических условиях производства. Различают четыре типа нормативов: нормативы режимов работы оборудования для расчета основного (аппаратурного) и машинно-ручного времени, нормативы времени работы для определения необходимых затрат времени на выполнение отдельных элементов работы, нормативы времени обслуживания – регламентированные величины затрат труда на обслуживание единиц оборудования, рабочего места и нормативы численности.

В связи с многообразием трудовых процессов существуют различные виды норм. Основными нормами являются следующие:

Норма времени – это время, необходимое для изготовления единицы продукции или выполнения определенного объема работ. В состав нормы времени (НВР ) входят следующие элементы: подготовительно-заключительное время (ТП.З. ), оперативное время (ТОП ), время обслуживания рабочего места (ТОП ), время на отдых и личные надобности (ТОТЛ ), перерывы, предусмотренные технологией и организацией производства (ТП ):

НВР = ТП.З. + ТОП + ТОП + ТОТЛ + ТП либо НВР = ТП.З.ШТ

Оперативное время (ТОП ) определяется как сумма основного и вспомогательного времени:

ТОПОСНВСП

Норма выработки (НВЫР ) – это количество продукции или операций, которые должен сделать работник за единицу времени (час, смену, неделю, месяц). Между нормой времени и нормой выработки существует обратная взаимосвязь:

НВЫР = ;

но процент увеличения нормы выработки не равен проценту уменьшения нормы времени.

Зависимость увеличения (уменьшения) нормы выработки от уменьшения (увеличения) нормы времени выражается следующей формулой:

= ;

где х – процент увеличения (снижения) нормы выработки.

Для расчета нормы выработки применяется также формула:

НВЫР = ;

ТД – действительный фонд рабочего времени

ТДСМ - (ТП.З. + ТОБСЛ + ТОТЛ )

Норма обслуживания (НО ) – количество производственных объектов (рабочих мест, единиц оборудования), которое работник соответствующей классификации должен обслужить в течение единицы рабочего времени.

, или

ТО – установленная норма времени на обслуживание единицы оборудования.

Норма численности – численность работников (рабочих, специалистов, руководителей, служащих) определенного профессионально-квалификационного состава, установленного по нормативам для выполнения производственного задания.

N – объем работ.

Норма управляемости – определяет количество работников, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю. Устанавливается по степеням подчиненности и определяется по формуле:


- норма управляемости m-ой степени управления для n-го руководителя.

При изучении трудовых процессов, разработке норм труда необходимо установить, какие затраты рабочего времени являются необходимыми, должны регламентироваться и включаться в норму, а какие считаются излишними, нерациональными затратами и потерями. Для этого рабочее время классифицируется.

Рабочее время – это установленная законодательством продолжительность рабочего дня, рабочей недели. Вместе с тем под рабочим временем понимается период, в течение которого работник находится на рабочем месте и выполняет свои трудовые обязанности.

Рабочее время подразделяется на время работы, в течение которого рабочий выполняет ту или иную работу, и время перерывов, в течение которого рабочий не работает.

Время выполнения производственного задания включает в себя:

подготовительно-заключительное время (ТП.З. ) – время используемое на подготовку к выполнению задания или на действия, связанные с его окончанием. Сюда относится: получение задания, инструмента, сырья, заготовок; установка инструментов и приспособлений; наладка оборудования; сдача готовой продукции, инструмента, приспособлений, остатков сырья и материалов.

оперативное время (ТОП ) – время, затрачиваемое непосредственно на работы по осуществлению технологической операции. В состав оперативного времени входит основное время (ТОСН ) – время, затрачиваемое на изменение предмета труда (размеров, формы, структуры); а также вспомогательное время (ТВСП )

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  334  335  336   ..