Главная      Учебники - Менеджмент     Лекции по менеджменту - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  703  704  705   ..

 

 

Совершенствование управления персоналом организации

Совершенствование управления персоналом организации

Содержание

Введение

1 Теоретические основы системы управления персоналом

1.1 Понятие и принципы системы управления персоналом

1.2 Основные направления деятельности системы управления персоналом

1.3 Методологический инструментарий оценки эффективной работы системы управления персоналом

2. Анализ и диагностика управления персоналом Дзержинского филиала ГП «КрайДЭО»

2.1 Характеристика Дзержинского филиала ГП «КрайДЭО»

2.2 Характеристика персонала Дзержинского филиала ГП Край ДЭО

Категории персонала 2008г. 2009 г.
Численность, чел. Удельный вес (%) Численность, чел. Удельный вес (%)
1 АУП 20 19,41 20 20
2 Основной 31 30,10 31 31
3 Вспомогательный 43 41,75 40 40
4 КЦ 9 8,74 9 9
Всего 103 100 100 100
Пол Год
2008 2009
муж. жен. всего муж. жен. всего
1 2 3 4 5 6 7
Количество, чел. 92 11 103 89 11 100
Удельный вес, % 89,32 10,68 100 89 11 100

2.3 Исследование системы управления персоналом Дзержинского филиала ГП Край «ДЭО»

3. Проектные рекомендации по совершенствованию и внедрению системы управления персоналом Дзержинского филиала ГП «КрайДЭО»

3.1 Изменение организационной структуры

Уровень образования Категории персонала 2008г. Категории персонала 2009г.
АУП Основной Вспомогательный КЦ Всего Удельный вес, (%) АУП Основной Вспомогательный КЦ Всего Удельный вес, (%)
1 2 3 4 5 6 7 2 9 10 11 12 13
Среднее - 26 40 8 74 71,84 - 26 37 8 71 71
Высшее 19 5 3 1 28 27,18 19 5 3 1 28 28
Послевузовское 1 - - - 1 0,97 1 - - - 1 1
Итого 20 31 43 9 103 100 20 31 43 9 100 100
Специалист по персоналу

3.2 Рекомендации по внедрению программы адаптации

Статьи расходов Сумма в тыс. рублей
Кадровое агентство 30000
Объявление в СМИ 1500
Заработная плата 200000
Компьютер 25000
Телефон 2000
Орг. техника 7500
Канцелярские принадлежности 500
Стол 3500
Стул 2000
Итого 272000

3.3 Расчет социально – экономической эффективности проекта

Проектные рекомендации Мероприятия Ответственные за исполнение и сроки для внедрения мероприятия
1 Повысить роль службы управления персоналом в организации Специалист службы управления персоналом должен участвовать в разработке стратегии бизнеса, стратегии системы управления и кадровой стратегии.

Директор предприятия и Специалист службы управления персоналом

2 Изменение названия «отдела кадров» на «службу управления персоналом» Привести в соответствие деятельность службы управления персоналом современным требованиям по управлению человеческими ресурсами

Специалист службы управления персоналом

3 Изменить организационную структуру службы управления персоналом Ввести дополнительно одну должность менеджера по подбору персонала

Директор филиала и специалист службы управления персоналом

4 Разработка и утверждение должностных инструкций Разработать должностные обязанности специалистов в области управления персоналом по основным направлениям деятельности

Специалист службы управления персоналом

5 Размещение в СМИ информации об открытой вакансии менеджера по подбору персонала Подготовить необходимую информацию об открытой вакансии менеджера по подбору персонала, выделив требования к кандидату

Специалист службы управления персоналом

6 Разработка и утверждение программы адаптации и положения о наставничестве Разработать программу адаптации персонала, положение о наставничестве

Специалист службы управления персоналом

7 Четкое формулирование и разъяснение коллективу целей филиала Разъяснить коллективу цели организации: стратегические, долгосрочные и текущие

Директор, руководители структурных подразделений

8 Развитие организационной культуры Уточнить философию, миссию, видение, традиции, обычаи

Директор, менеджер по подбору персонала

9 Наглядная агитация Подготовить необходимую документацию информационного содержания (плакаты, стенды)

Менеджер по подбору персонала

10 Информирование сотрудников о внедрении программы адаптации персонала Провести инструктаж о разработанной системе адаптации персонала

Менеджер по подбору персонала, руководители подразделений, наставники

4 Безопасность проекта

4.1 Организационные мероприятия по улучшению условий труда


4.2 Мероприятия по производственной безопасности разработаны для Службы по работе с персоналом

4.3 Санитарно-гигиенические мероприятия

№ п/п

Наименование

Затраты, руб. в год Удельный вес статьи затрат, %
1 Введение в штат менеджера по подбору персонала 272000 80
2 Формирование корпоративной культуры труда и системы трудовых отношений 5 000 1,4
3 Назначение наставников 12 000 3,5
4 Доплата наставнику за совмещение профессии 1500 0,4
5 Переподготовка персонала 50000 14,7
Всего 340000 100

4.4 Мероприятия по пожарной безопасности

4.5 Анализ микроклиматических параметров воздуха рабочей зоны

Заключение

Список использованных источников

1. Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 января 2008 года). – Новосибирск: Сиб. унив., 2008. – 191 с.

2. НПБ 105-03. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной безопасности. – М.: ГУГПС МВД России, 2003. – 20 с.

3. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». – М.: Минздрав России, Москва 2003. – 9 с.

4. СанПин 2.2.2.7/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работ. – Изд-во стандартов, 2003. – 14 с.

5. СНиП 23.05.03. Искусственное и естественное освещение. – М.: Минстрой России, 1995. – 12 с.

6. СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование. – М.: Офиц. изд., 1994. – 15 с.

7. Постановление № 29 от 13.01.2003 г. Об утверждении порядка обучения проверки знаний требований охраны труда работников организаций - М.: НЦ ЭНАС, 2003 г. – 10 с.

8. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда [Текст]: Учебник для вузов / В.В.Адамчук, О.В.Ромашов, М.Е. Сорокина.– М.: ЮНИТИ, 2007. – 407 с.

9. Аширов, Д. А. Управление персоналом : учеб. пособие [Текст] / Д. А. Аширов. - М.: ПРОСПЕКТ, 2007. - 432 с.: ил.

10. Базарова, Т.Ю Управление персоналом [Текст]: Учебник для вузов / Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ, 2008. –560 с.

11. Бузырев, В. В., Кадровые стратегии в управлении персоналом [Текст] / В.В. Бузырев, М.С. Гусарова., Н.М. Чикишева. - СПб: СПбГУЭФ, 2004.- 128 с.

12. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст]: учебник для вузов / О. С. Виханский. М.: Гардарики, 2003. – 292 с.

13. Гутнов, Р. Современная концепция управления человеческими ресурсами [Текст] / Р. Гутнов, Р.Р. Гутнов. – М.: Социум., 2007. – 205 с.

14. Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст] / А.П. Егоршин. – 6-е изд., доп. и перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2007. – 1100 с.

15. Захаров, Н.Л. Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего [Текст] / Н.Л. Захаров.- М.: РАГС, 2004. – 132 с.

16. Иванцевич, Дж. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом [Текст] / Дж. Иванцевич.- М.: Дело, 2005.– 304 c..

17. Ищенко, И. Г. Кадровая политика и социальные технологии в управлении персоналом [Текст]: Монография / И.Г. Ищенко. - Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2006. - 136 с.

18. Колпаков, В. М. Стратегический кадровый менеджмент [Текст]: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / В.М. Колпаков, Г. А Дмитриенко. - М.: МАУП, 2005. - 752 с.

19. Кочеткова, А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование [Текст] / А. И. Кочеткова. – М.: «Дело», 2003. – 944 с.

20. Маслов, В. И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры [Текст] / В.И.Маслов. - М.: Финпресс, 2004. - 288 с.

21. Михайлина, Г. И. Управление персоналом [Текст]: учеб. пособие для вузов / Г.И. Михайлина.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Дашков и К, 2008.- 284 с.

22. Молл, Е.Г. Менеджмент: организационное поведение [Текст] / Е.Г. Молл. - М.: Финансы и статистика, 2006.- 637 с.

23. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом [Текст] / Ю.Г. Одегов, П.В. Журавлев.- М.: Финстатинформ, 2007.- С. 142.

24. Панасенко, Г.В. Управление персоналом: концепции, технологии, развитие [Текст]: Монография / Отв. Ред. Г.В. Панасенко, А.П. Лазуткин. – Томск: Изд-во ТГУ, 2005. – 360 с.

25. Перачев, В.П. Руководство персоналом организации [Текст] / В.П. Перачев. – М.: Феникс, 2008 . - 447 с.

26. Симонова, И.Ф. Стратегические аспекты управления персоналом [Текст] / И.Ф.Симонова, Н.М.Зазовская.- М.: ИНФРА-М, 2006. - 562с.

27. Сорокина М. В. Теория и методология стратегического управления персоналом в торговле [Текст] / М.В. Сорокина. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 203 с.

28. Акулич, В. Анализ и контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия [Текст] / В.Акулич // Финансовый директор. – 2007. - № 8. – С. 10-15.

29. Бизюков, П.В. Служба управления персоналом: функции, типология модели [Текст] / П.В.Бизюков // Социологические исследования.-2007. - № 5. - С. 53-61.

30. Биктяков, К.С. Повышение адаптивности системы управления персоналом хозяйствующих субъектов [Текст] / К.С. Биктяков // Управление персоналом. – 2008. - №11. – С. 50-51.

31. Бражник, М. Содержание и направленность основных управленческих функций в теории управления [Текст] / М. Бражник // теории и практики управления. – 2008. - №10. – С. 86-91.

32. Валиулова, А. Эффективность инструментов управления организацией [Текст] / А.Валиулова, В. Приходько // Проблемы теории и практики управления. – 2007. - №12. – С. 103-109.

33. Воробьев, А. Стратегическое управление персоналом [Текст] / А.Воробьев, С. Жданов, Ю. Кузьмина // Управление персоналом.- 2008.-№ 8. – С. 48-53.

34. Денисова, А.В. Система ключевых стратегических показателей (ССП) эффективности службы управления персоналом [Текст] / А.В. Денисова // Управление персоналом. – №2. – 2007. – С. 60 – 65.

35. Исмагилова, Л. Компетентностно – ориентированный подход к формированию стратегии развития предприятия [Текст] / Л. Исмагилова, Т.Гилева // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 9. – С.106 – 115.

36. Клейнер, Г. Стратегический менеджмент: актуальные проблемы и новые направления [Текст] / Г. Клейнер // Проблемы теории и практики управления. – 2009. - № 1. – С. 15-22.

37. Коршунова, Т. Поощрение отпуском [Текст] / Т.Коршунова // Социальная защита. – 2006. – №5. – С.16 – 18.

38. Костман, Дж.Т. Человеческий капитал – скрытый двигатель качества [Текст] / Дж.Т. Костман // Стандарты и качество. – 2006. – №1. – С. 86 – 89.

39. Лабаджан, М.Г. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России [Текст] / М.Г. Лабаджан // Управление персоналом. – 2008. - № 1. – С. 46-48.

40. Лаврина, Т.В. Постановка HR-службы: практика и аналитика [Текст] / Т.В. Лаврина // Справочник по управлению персоналом. – 2005. - № 11. – С. 108-119.

41. Любушин, Н.П. Анализ финансовой устойчивости организации вертикально интегрированных структур с использованием данных управленческого учета [Текст] / Н.П. Любушин, Г.В. Левшин // Экономический анализ: теория и практика. – 2008.-№ 5. – С. 2-9.

42. Паршина, Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т.О.Паршина // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 100-106.

43. Потрубач, Н.Н. Проблемы развития человеческого капитала [Текст] / Н.Н. Потрубач, А.Н. Борисевич // Микроэкономика. - 2008 .- №3. – С. 45-50.

44. Рыбакова, О. Лояльность сотрудника будет часто отражать степень лояльности линейного руководителя [Текст] / О. Рыбакова //Управление персоналом. – 2006. – №10. – С. 16 – 18.


Приложение А(обязательное)

Организационная структура Дзержинского филиала ГП «КрайДЭО»



Приложение Б

(обязательное)

Тест Кэттелла (16 PF FormC)

Здравствуйте!

Уважаемые коллеги предлагаем вам принять участие в исследовании.

Вам будет задан ряд вопросов, на каждый из которых вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, - тот, который в наибольшей степени соответствует вашим взглядам, вашему мнению о себе. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Отвечать надо приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Заполнение всего опросника должно занять у вас около получаса. Возможно, некоторые вопросы покажутся вам неясными или сформулированными не так подробно, как вам хотелось бы. В таких случаях, отвечая, старайтесь представить "среднюю", наиболее обычную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте свой ответ. Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным, неопределенным ответам, типа "не знаю", "нечто среднее" и т.п. Отвечайте честно и искренне. Не стремитесь произвести хорошее впечатление своими ответами. Здесь не может быть ответов "правильных" или "ошибочных". Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Ваши ответы должны соответствовать действительности - в этом случае вы сможете лучше узнать себя.


Бланк ответов

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.

a) да

b) трудно сказать

с) нет

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

a) да

b) иногда

с) нет

3. Если бы я сказал, что небо находится "внизу" и что зимой "жарко", я должен был бы назвать преступника:

a) бандитом

b) святым

c) тучей

4. Когда я ложусь спать, я:

a) засыпаю быстро

b) нечто среднее

c) засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

a) пропустить вперед большинство машин

b) не знаю

c) обогнать все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории.

a) да

b) иногда

c) нет

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

a) верно

b) трудно сказать

c) неверно

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.

a) да

b) иногда

c) нет

9. Я бы скорее занимался:

a) фехтованием и танцами

b) затрудняюсь сказать

с) борьбой и баскетболом

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.

a) да

b) иногда

c) нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.

a) всегда

b) иногда

c) редко

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.

a) верно

b) не знаю

c) неверно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.

a) верно

b) не знаю

с) неверно

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.

a) верно

b) не знаю

c) неверно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.

a) верно

b) иногда

c) неверно

16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей.

a) верно

b) затрудняюсь ответить

c) неверно

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

a) верно

b) не знаю

c) неверно

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям.

a) да

b) не знаю

c) нет

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

a) моим хорошим друзьям

b) не знаю

c) в своем дневнике

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова "неточный" - это:

a) небрежный

b) тщательный

c) приблизительный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.

a) да

b) трудно сказать

c) нет

22. Меня больше раздражают люди, которые:

a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

b) затрудняюсь ответить

c) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

a) верно

b) не знаю

c) неверно

24. Я думаю, что:

a) не все надо делать одинаково тщательно

b) затрудняюсь сказать

c)любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение.

a) да

b) возможно

c) нет

26. Мои друзья чаще:

a) советуются со мной

b) делают то и другое поровну

c) дают мне советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его.

a) да b) иногда c) нет

28. Мне нравится друг:

a) интересы которого имеют деловой и практический характер

b) не знаю

c) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.

a) верно

b) затрудняюсь ответить

c) неверно

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.

a) да

b) не знаю

c) нет

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

a) играть в шахматы

b) трудно сказать

c) играть в городки

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.

a) да

b) не знаю

c) нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.

a) да

b) трудно сказать

c) нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

a) да

b) иногда

c) нет

35. Мне бывает трудно признать, что я неправ.

a) да

b) иногда

c) нет

36. На предприятии мне было бы интереснее:

a) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

b) трудно сказать

c) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с двумя другими?

a) кошка

b) близко

c) солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

a) раздражает меня

b) нечто среднее

c) не беспокоит меня совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:

a) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти

b) незнаю

c) жил бы, не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня:

a) тяжелая работа

b) не знаю

c) быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.

a) да

b) иногда

c) нет

42. Мне говорили, что ребенком я был:

a) спокойным и любил оставаться один

b) не знаю

c) живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами.

a) да

b) не знаю

c) нет

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них.

a) да

b) трудно сказать

c) нет

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.

a) верно

b) затрудняюсь ответить

c) неверно

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.

a) верно

b) не знаю

c) неверно

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.

a) верно

b) не знаю

c) неверно

48. В музыке я наслаждаюсь:

a) маршами в исполнении военных оркестров

b) не знаю

c) скрипичными соло

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

a) в деревне с одним или двумя друзьями

b) затрудняюсь сказать

c) возглавляя группу в туристском лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов:

a) никогда не лишаи

b) трудно сказать

c) не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

a) верно

b) не знаю

c) неверно

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими.

a) всегда

b) иногда

c) редко

51. Я предпочел бы скорее работать:

a) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

b) затрудняюсь ответить

c) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект

54. Дом так относится к комнате, как дерево к:

a) лесу

b) растению

c) листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:

a) редко

b) иногда

c) часто

56. В большинстве дел я:

a) предпочитаю рискнуть

b) не знаю

c) предпочитаю действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

a) скорее всего это так

b) не знаю

c) думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек:

a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен

b) трудно сказать

c) со средними способностями, но зато умеющим противостоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

a) быстрее, чем многие люди

b) не знаю

c) медленнее, чем большинство людей

60. На меня большее впечатление производят:

a) мастерство и изящество

b) трудно сказать

c) сила и мощь

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству.

a) да

b) нечто среднее

c) нет

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.

a) да

b) не знаю

c) нет

63. Я предпочитаю:

a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

b) затрудняюсь ответить

c) советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть сказал какую-нибудь глупость.

a) верно

b) не знаю

c) неверно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний

a) на уроках

b) трудно сказать

c) читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

a) верно

b) иногда

c) неверно

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

a) заняться другим вопросом

b) затрудняюсь ответить

c) еще раз попытаться решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. - казалось бы, без определенной причины.

a) да

b) иногда

c) нет

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

a) верно

b) не знаю

c) неверно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.

a) да

b) иногда

c) нет

71. Я думаю, что в ряде 1, 2, 3, 6, 5, ... следующим числом будет:

a) 10

b) 5

c) 7

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.

a) да

b) не знаю

c) нет

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.

a) да

b) иногда

c) нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

a) верно

b) трудно сказать

c) неверно

75. На вечеринке мне нравится:

a) принимать участие в интересной беседе

b) затрудняюсь ответить

c) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать.

a) да

b) иногда

c) нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:

a) Колумбом

b) не знаю

c) Пушкиным

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.

a) да

b) иногда

c) нет

79. Работая в магазине, я предпочел бы:

a) оформлять витрины

b) не знаю

c) быть кассиром

80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.

a) да

b) трудно сказать

c) нет

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

a) сразу же думаю: "У него плохое настроение"

b) не знаю

c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

82. Все несчастья происходят из-за людей:

a) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов

b) не знаю

c) которые отвергают новые, многообещающие предложения

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.

a) да

b) иногда

c) нет

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

a) верно

b) иногда

c) неверно

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.

a) верно

b) не знаю

c) неверно

86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной.

a) верно

b) иногда

c) неверно

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.

a) часто

b) иногда

c) никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

a) отстают

b) идут правильно

c) спешат

89. Мне бывает скучно:

a) часто

b) иногда

c) редко

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.

a) верно

b) иногда

c) неверно

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны.

a) да

b) иногда

c) нет

92. Дома, в свободное время, я:

a) болтаю и отдыхаю

b) затрудняюсь ответить

c) занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.

a) да

b) иногда

c) нет

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также точно выразить прозой.

a) да

b) иногда

c) нет

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношения, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.

a) да, в большинстве случаев

b) иногда

c) нет, редко

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов.

a) да

b) иногда

c) нет

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

a) натуралистом и работать с растениями

b) не знаю

c) страховым агентом

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т.д.

a) да

b) иногда

c) нет

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.

a) да

b) трудно сказать

c) нет

100. Я предпочитаю игры:

a) где надо играть в команде или иметь партнера

b) не знаю

c) где каждый играет за себя

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.

a) да

b) иногда

c) нет

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх.

a) да

b) иногда

c) нет

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.

a) да

b) иногда

c) нет

104. Какое слово не принадлежит к двум другим?

a) думать

b) видеть

c) слышать

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

a) двоюродным братом

b) племянником

c) дядей


Приложение В

(обязательное)

Таблица – Сводная таблица ответов по методике Кэттелла (16 PF FormC)

Период времени Температура, ºС Влажность, % Скорость движения воздуха, м/с
Холодный 21-23 40-70 0,1
Теплый 22-24 50-60 0,2

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  703  704  705   ..

 

Респонденты Факторы
№ п/п ФИО A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
1 Ашурог А.В. 9 5 5 8 5 5 8 6 10 6 9 6 6 1 6 6
2 Алешина Л.В. 8 3 4 7 6 5 5 6 10 5 4 7 3 6 7 6
3 Агашин А.И. 9 3 9 9 10 9 9 7 10 4 7 7 7 2 10 1
4 Бородавка Э.Д. 6 3 6 10 4 6 9 6 9 7 5 3 10 6 9 6
5 Бруева В.В. 9 3 9 6 5 7 10 5 8 3