Детали и узлы дизеля устанавливают после разборки на то место, с
которого они были сняты. Чтобы определить место установки, детали
клеймят. Система клеймения принята следующая:
1) каждому дизелю присвоена особая буква (А, Б, В и т. д. или АБ, АВ и
т. д.);
2) каждой из таких повторяющихся деталей, как цилиндры, крышки
цилиндров, подшипники коленчатого вала, подшипники распределительных
валов И т. д., присвоен свой номер. Эти номера начинаются с первого.
Начало нумерации принято со стороны управления;
3) детали правой стороны дизеля, если смотреть на дизель со стороны
генератора, клеймят буквой П. Детали левой стороны дизеля клеймят буквой
Л;
4) верхние половинки узлов клеймят буквой В (верх), нижние половинки
клеймят буквой Н (низ).
Примеры расшифровки клеймения отдельных деталей и узлов:
1. Поршень А5Л:
А — дизель; 5 — пятый цилиндр; Л — левая сторона.
2. Вкладыш шатуна Б1: Б — дизель; 1 — вкладыш первого шатуна.
3. Подшипник распределительного вала Г5ПВ: Г — дизель; 5 — пятая опора;
П — правая сторона; В — верхняя половина подшипника.
Расположение меток
Метки располагают таким образом, чтобы они были видны, когда деталь
находится в сборе на дизеле или в сборе на узле. При этом, если
представляется выбор, то метки располагают на поверхности, обращенной к
стороне управления или к правой боковой стороне, если смотреть со
стороны генератора.
Перечень деталей, имеющих клеймение и места установки меток