Шестнадцатицилиндровые дизели 5Д49 и
дизель-генераторы 9ДГ
Дизель-генератор 1-9ДГ
На тепловозах ТЭ109, 132, 07 (экспортное
исполнение) установлены дизель 1-5Д49 мощностью 2230 кВт и тяговый
генератор ГС-501А. Компоновка, конструкция и размещение узлов на
дизель-генераторе 1-9ДГ в основном одинаковы с дизель-генератором
1А-9ДГ.
Дизель имеет одноконтурную систему охлаждения. Масло в охладителе масла,
наддувочный воздух и дизель охлаждаются водой, подаваемой от одного
насоса. Вода из холодильной камеры тепловоза поступает в охладитель
масла, а из него в охладитель наддувочного воздуха и далее во
всасывающую полость насоса. Насос подает воду на охлаждение втулок
цилиндров, а затем крышек цилиндров, выпускных коллекторов газовыпускных
труб и турбокомпрессора. В масляной системе дизеля для очистки масла
установлен сетчатый фильтр грубой очистки на входе масла в дизель и
применены два центробежных фильтра масла с гидравлическим приводом. Все
узлы и трубопроводы масляной системы расположены на дизель-генераторе.
На коленчатом валу установлен демпфер вязкого трения.
Для тепловозов ТЭ109 и 07 применяется возбудитель генератора ВС-650. При
установке дизель-генератора 1-9ДГ на тепловозы 132, которые имеют
генератор отопления поезда, вместо возбудителя ВС-650 установлен агрегат
А710. В этом случае от патрубка вентилятора охлаждения тягового
генератора подается по трубе воздух для охлаждения агрегата А-710.
Способ установки дизель-генератора на тепловозе аналогичен установке
дизель-генератора 1А-9ДГ.