Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И УСТРОЙСТВО
МОЩНОСТНОГО РЯДА ДИЗЕЛЕЙ ТИПА Д49
1. Общая характеристика и параметры дизелей Д49
Мощностной ряд четырехтактных дизелей типа Д49 (ЧН 26/26) включает
восьми-, двенадцати-, шестнадцати- и двадцатицилиндровые модификации
дизелей мощностью от 585 до 4410 кВт. Дизели этого ряда предназначены
для применения на магистральных и маневровых тепловозах, передвижных
электростанциях, на стационарных буровых и судовых установках.
Мощностной ряд дизелей типа Д49 позволяет заменить весьма многочисленные
устаревшие модели однотипными дизелями с высокой степенью унификации и
лучшими экономическими показателями. Требования к моторесурсу и
экономичности определили выбор в качестве базовой модели четырехтактного
дизеля. В основу создания мощностного ряда был положен принцип
обеспечения всего диапазона мощностей ряда за счет изменения количества
цилиндров и уровня форсирования V-образных дизелей, имеющих одинаковые
диаметр и ход поршня. Все дизели типа Д49 имеют диаметр цилиндра и ход
поршня равными 260 мм, угол развала между цилиндрами в V-об-разной
модели 42°. Отношение хода поршня к диаметру цилиндра S/D = 26/26 = 1
позволило создать дизели с хорошими показателями по габаритным размерам
и сравнительно малой удельной массой.
Наибольшее применение дизели типа Д49 получили на железнодорожном
транспорте. Мощностной диапазон, обеспечиваемый восьми-, двенадцати-,
шестнадцати- и двадцатицилиндровыми моделями тепловозных дизелей типа
Д49, позволяет применять эти дизели для маневровых и магистральных
тепловозов. Освоенные и планируемые мощностные диапазоны для каждой
модели дизелей определяются средним эффективным давлением ре (от
0,743 до 1,922 МПа) и частотой вращения коленчатого вала (от 750 до 1100
об/мин). Степень унификации деталей между моделями ряда равна 87 %. Все
основные узлы дизелей, определяющие сроки службы между ремонтами (цилиндро-поршневая
группа, шатуннокривошипный механизм, клапанный механизм, топливная
аппаратура, подшипники коленчатого вала, фильтры и др.), одинаковы для
всех модификаций. Высокая унификация внутри ряда позволила использовать
автоматические линии, специальные агрегатные станки и другое
оборудование. При создании и доводке дизе-лей типа Д49 были использованы
лучшие конструктивные решения, проверенные в длительной эксплуатации на
отечественных дизелях 11Д45 и д100, а также учтен опыт крупнейших
зарубежных фирм в области дизелестроения.
Все основные узлы ряда дизелей типа Д49 изготовлены в виде отдельных
агрегатов, закрепленных на блоке цилиндров двигателя (рис. 1). Такая
компоновка позволяет обеспечить высокое качество изготовления каждого
узла и при необходимости провести испытания узлов на специальных стендах
до начала общей сборки двигателя. Это значительно сокращает и упрощает
общую сборку.
Кроме того, такое решение дает возможность весьма широко изготовлять
некоторые агрегаты и узлы на ряде специализированных заводов, а при
ремонте в локомотивных депо применять агрегатный метод.
Блок цилиндров 5 «сухой», сварно-литой, основные сварные швы разгружены
от усилий давления сгорания. Коленчатые валы упрочнены: шейки валов
азотированы, а галтели накатаны. Стальные валы для форсированных
модификаций на каждой щеке вала имеют противовес. Подшипники коленчатого
вала залиты свинцовистой бронзой и взаимозаменяемы.
Втулки цилиндров подвесного типа. Втулка и крышка цилиндров образуют
цилиндровый комплект 3, который может быть демонтирован из блока вместе
с шатуном и поршнем. Клапаны опираются на «плавающие» вставные седла в
крышках цилиндров.
Клапанный механизм управляется общим для правого и левого рядов дизеля
распределительным валом, а в приводе клапанов для уменьшения зазоров
установлены гидротолкатели. Поршни составной конструкции охлаждаются
маслом. Топливная форсунка вынесена из полости клапанного механизма,
весь топливный трубопровод расположен вне системы смазки.
Все основные узлы и трубопроводы системы масла расположены на дизеле.
Выпускные коллекторы 2 охлаждаются водой и имеют экранирующую жаровую
трубу. Конструктивное исполнение узлов дизеля позволяет применять
высокотемпературное охлаждение. На большинстве модификаций дизелей
регуляторы частоты вращения и мощности имеют устройства, корректирующие
подачу
топлива в зависимости от давления наддува и
встроенную защиту дизеля от падения давления масла.
Рис. I. Схема компоновки дизелей типа Д49:
I— турбокомпрессор; 2 — коллектор выпускной; 3 —цилиндровый комплект
(крышка цилиндра, втулка цилиндра, поршень и шатун); 4 — лоток с
распределительным валом и топливными насосами; 5 — блок цилиндров с
коленчатым валом; 6 — привод распределительного вала и других
вспомогательных агрегатов; 7 — поддизельная рама с теплообменником масла
или ванна масляная; 8 — привод водяных и масляных насосов с насосами
Для обеспечения высокого ресурса основных деталей дизелей широко
применены современные методы химико-термической обработки и
гальванические покрытия (цементация, азотирование, хромирование и другие
методы). В производстве дизелей применены прогрессивные технологические
процессы и высокопроизводительное оборудование: контактная стыковая
электросварка картера блока, электрофизические и электрохимические
методы обработки деталей топливной аппаратуры и турбокомпрессоров,
суперфиниширование подшипниковых поверхностей валов алмазной лентой,
алмазное растачивание, парное шлифование и т. д.
При создании мощностного ряда дизелей типа Д49 был выполнен комплекс
опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, натурных
испытаний узлов и дизеля в целом. Большое внимание уделено вопросам
механической и термической прочности новых двигателей. Долговечность
наиболее ответственных узлов двигателей оценивалась на специальных
установках для проведения усталостных испытаний натурных образцов блока
цилиндров, коленчатых валов, шатунов и других узлов. Усталостные
испытания при нагружении усилиями, значительно превышающими рабочие
усилия, с соблюдением схем действительного нагружения явились
эффективным средством оценки запасов прочности основных узлов.
Долговечность термически напряженных деталей сложной формы (крышка
цилиндра, поршень и др.) определялась в процессе ускоренных испытаний на
дизелях, позволявших имитировать темпы накопления остаточных напряжений
в условиях эксплуатации. Оценка долговечности подшипников коленчатого
вала помимо расчета проводилась путем непосредственного измерения
толщины масляной пленки в коренных и шатунных подшипниках на работающих
дизелях. Все основные и базовые модели дизелей типа Д49 в процессе
доводки и при сдаче заказчикам проходили испытания по ускоренной
840-часовой программе. Испытания осуществлялись с помощью управляющей
ЭВМ «Днепр». На дизелях типа Д49, применяемых на магистральных
тепловозах, достигнут ресурс до первого осмотра поршней 250—300 тыс. км
пробега, а на дизелях, устанавливаемых на маневровых тепловозах, 15—20
тыс. ч.
Все дизели типа Д49 имеют газотурбинный наддув. На дизелях типа Д49
среднего форсирования (ре = 1,2 МПа) применяется одноступенчатая система
наддува, на дизелях с повышенным форсированием (ре > 1,6 МПа) по
среднему эффективному давлению применяется двухступенчатая система
наддува с двойным промежуточным охлаждением воздуха после каждой ступени
наддува. На восьми-, шестнадцати- и двадцатицилиндровых модификациях
дизелей применена изобарная система наддува, на двенадцатицилиндровых
модификациях система наддува с преобразователями
импульсов перед турбокомпрессорами. Наддувочный воздух охлаждается на
дизелях мощностью выше 600 кВт.
Рационально выбранные для каждой модификации дизеля типа Д49 показатели
по среднему эффективному давлению, скорости поршня, системе
воздухоснабжения и наддува обеспечивают качественное протекание рабочего
процесса и необходимые параметры по экономичности и ресурсу. В
результате проведенных экспериментальных работ для каждой модификации
дизеля подобраны свои фазы газораспределения и топливоподачи в
зависимости от степени форсирования дизеля и принятой системы наддува. У
большинства модификаций дизелей типа Д49 расход топлива на полной
мощности составляет 204—212 г/(кВт-ч).
Сравнение модификаций дизелей типа Д49 с зарубежными тепловозными
дизелями одинаковой быстроходности и уровня форсирования (табл. 1)
показывает, что дизели типа Д49 не уступают лучшим образцам зарубежных
по экономичности, расходу металла и габаритным размерам. Сравнение
показателей дизелей
типа Д49 с тепловозными дизелями, применяемыми в
отечественном тепловозостроении (табл. 2), также указывает на
превосходство дизелей типа Д49 по расходам топлива, масла,
металлоемкости и подтверждает экономическую целесообразность и
эффективность их применения на железнодорожном транспорте.