ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) - часть 32

 

  Главная      ЗИЛ     АВТОМОБИЛЬ ЗИЛ-131 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТО (1980 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     30      31      32      33     ..

 

 

 

ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) - часть 32

 

 

ОСНОВНЫЕ  В О З М О Ж Н Ы Е  Н Е И С П Р А В Н О С Т И 

Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я  В К Л Ю Ч Е Н И Я КОМ-1 

Причина и признак неисправности 

Способ устранения 

Н е  в к л ю ч а е т с я  к о р о б к а  о т б о р а  м о щ н о с т и . • 

Н е  р а б о т а е т  э л е к т р о п н е в м а т и ч е с к и й  к л а п а н 

в к л ю ч е н и я КОМ-1 

1. Увеличен ход воздушного кла-

пана -

2. Корпусом выключателя  з а ж а т 

шток включения 

3. Обрыв обмотки электромагнита 

4. Напряжение на зажиме электро-

магнита ниже 11,5 В 

1. Отрегулировать ход воздушного 

клапана (0,6—2,5 мм) 

2. Отсоединить провода от выключа-

теля, вывернуть выключатель, подло-
жить регулировочную шайбу (см. 

рис. 112) толщиной 0,3 мм, установить 
выключатель на место и подсоединить 

провода 

3. Заменить электромагнит 

Обеспечить надежный контакт в 

соединениях, проводов. Проверить и, 
если необходимо, зарядить аккумуля-
торную батарею. Проверить надежность 

соединения проводов и, если есть обрыв 
проводов или наконечников, устранить 

неисправность 

Включение электромагнита воздушно-

го клапана можно определить при по-

мощи переносной лампы.  Д л я этого 
необходимо снять защитный колпачок 
с  з а ж и м а электромагнита и подсое-
динить к нему один конец провода 

лампы, а другой конец провода соеди-

нить с массой автомобиля. Включить 
КОМ-1, при этом загорится лампа и 
будет слышен щелчок самого электро-
магнита. Отсоединить переносную лам-
пу, выключить КОМ-1 и поставить на 
место защитный колпачок. Во избежа-
ние перегорания нити лампы нельзя 

выключать электромагнит при подсоеди-

ненной лампе 

Н е  р а б о т а е т  р е л е  в к л ю ч е н и я  э л е к т р о м а г н и т а 

1. Перегорело реле 

2. Напряжение на  з а ж и м а х К ре-

ле ниже 8 В 

3. Ненадежный контакт массового 

провода в цепи управления реле 

4. Отсутствует напряжение на за-

ж и м а х Б и К реле 

5. Не работает выключатель конт-

рольной лампы 

1. Заменить реле 

2. См. выше п. 4 

3. Проверить  з а т я ж к у наконечников 

массового провода 

4. Проверить  з а т я ж к у наконечников в 

цепи управления и цепи питания реле 
на участке от реле включения переднего 
моста до  з а ж и м а Б и от предохрани-
теля до  з а ж и м а К реле включения 

КОМ-1. Проверить исправность предо-

хранителей и при необходимости устра-

нить неисправность 

5. Заменить выключатель 

-251 

А В Т О М О Б И Л Ь  З И Л - Ш А 

О С Н О В Н Ы Е  О Т Л И Ч И Я  А В Т О М О Б И Л Я ЭИЛ-131А 

ОТ  А В Т О М О Б И Л Я ЗИЛ-131 

А в т о м о б и л ь  З И Л - 1 8 1 А отличается от автомобиля  З И Л - 1 3 1 

тем, что на нем вместо экранированного и герметичного электро-
оборудования  д в и г а т е л я и герметичных осветительных приборов 
установлено более простое в  о б с л у ж и в а н и и неэкранированное 
электрооборудование, контактно-транзисторная система  з а ж и г а -
ния, генератор переменного тока, полупроводниковый  р е г у л я т о р на-

пряжения и обычные осветительные приборы, применяемые на 
а в т о м о б и л я х  З И Л - 1 3 0 . Комплект специализированного дополни-
тельного оборудования на автомобиле по сравнению с автомоби-
лем ЗИЛ-131 уменьшен. 

Количество мест в грузовой  п л а т ф о р м е автомобиля 16 (вместо 

24 на автомобиле  З И Л - 1 3 1 ) . 

М а к с и м а л ь н а я глубина преодолеваемого брода 900 мм (вместо 

1400 мм у автомобиля ЗИЛ-131)*. Кран отключения вентиляции 

к а р т е р а  д в и г а т е л я „на автомобиле не  у с т а н а в л и в а ю т . 

С И С Т Е М А  Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я 

Источники тока.

 Вместо генератора Г250-П1, реле-регулятора 

на автомобиле  З И Л - 1 3 1 А применены генератор переменного тока 
Г250-И1 и  р е г у л я т о р напряжения РР350-А, используемые на ав-
томобилях  З И Л - 1 3 0 . 

Вместо  а к к у м у л я т о р н о й батареи с гидростатическими пробками 

установлена  а к к у м у л я т о р н а я  б а т а р е я с обычными пробками, ис-
пользуемыми на  а в т о м о б и л е  З И Л - 1 3 0 . 

Система  з а ж и г а н и я . На автомобиле применена контактно-

транзисторная система  з а ж и г а н и я с  р а с п р е д е л и т е л е м Р4-Д, ка-

тушкой  з а ж и г а н и я Б114, свечами  з а ж и г а н и я , транзисторным 

к о м м у т а т о р о м ТКЮ2, добавочным сопротивлением СЭ107 и 
обычными проводами  з а ж и г а н и я , используемыми на автомобиле 

З И Л - 1 3 0 . 

Стартер. На  а в т о м о б и л е ЭИЛ-131А установлен стартер СТ-2, 

но в разгерметизированном исполнении. 

Средств подавления радиопомех,  у п р а в л я е м о г о прожектора, 

фонаря освещения заднего номерного знака, сигнализации из плат-

-253 

формы в кабину, штепсельной ро-
зетки питания приемника на авто-

мобиле  З И Л - 1 8 1 А не имеется» 

К О М П Л Е К Т 

С П Е Ц И А Л И З И Р О В А Н Н О Г О 

Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О 

О Б О Р У Д О В А Н И Я  З И Л - 1 8 1 А 

На автомобилях в отличие от 

автомобиля  З И Л - 1 3 1 не устанавли-
в а ю т : 

— дополнительную среднюю ска-

мейку на  п л а т ф о р м е и  о г р а ж д е н и е 
заднего борта; 

—  д е т а л и  д л я крепления допол-

нительного оборудования в ка-

бине; 

— задние  о т р а ж а т е л и света; 
—  д е т а л и  д л я  у к л а д к и и креп-

ления ящика с комплектом  д л я 

ночного  в о ж д е н и я автомобиля; 

—  д е т а л и  д л я  у к л а д к и и креп-

ления жесткого буксира; 

— аптечку и  д е т а л и ее  у к л а д к и 

и крепления; 

— крепления бачка  д л я питье-

вой воды; 

— дополнительный бачок для 

специальной жидкости и  д е т а л и  д л я 

его  у к л а д к и и крепления. 

К О Н С Т Р У К Ц И Я И  П Р А В И Л А 

Э К С П Л У А Т А Ц И И 

Н Е Э К Р А Н И Р О В А Н Н О Г О 

Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я 

Система электрооборудования 

автомобиля ЭИЛ-131А однопровод-
ная. С корпусом (массой) автомо-
биля соединены отрицательные по-
люсы источников тока.  С х е м а элек-
трооборудования показана на 
рис, 114. 

Г е н е р а т о р  п е р е м е н н о г о тока.

 На 

автомобиле установлен генератор 
переменного тока

 Г250

-И1* 

-255 

Техническая характеристика генератора 

Номинальное напряжение, В 14 
Начальная частота вращения обмотки возбуждения, при ко-

торой достигается напряжение 12,5 В, об/мин, не более: 

при силе тока нагрузки, равном нулю 900 
при силе тока нагрузки, равном 28 А 2000 

Сила тока нагрузки генератора при частоте вращения обмот-

ки возбуждения 5000 об/мин и напряжении 12,5 В, А . .  4 0 + 5 

Генератор  у с т а н а в л и в а ю т на автомобиле в комплекте с по-

лупроводниковым регулятором напряжения РР350-А. 

Конструкция генератора Г250-И1 аналогична конструкции ге-

нератора Г250

-П1

 (см.  р а з д е л  « Э л е к т р о о б о р у д о в а н и е » ) , 

На генераторе имеются следующие выводы: + для соединения 

с аккумуляторной батареей и с нагрузкой; Ш  д л я соединения с 
выводом Ш  р е г у л я т о р а напряжения; —  д л я соединения с корпу-
сом  р е г у л я т о р а напряжения и корпусом автомобиля. Принципи-
а л ь н а я схема соединения генератора и  р е г у л я т о р а напряжения 

на автомобиле показана на рис. 86. 

У х о д за генератором, проверка выпрямительного блока, основ-

ные возможные неисправности и способы их устранения даны в 

р а з д е л е «Электрооборудование». 

Р е г у л я т о р  н а п р я ж е н и я РР350-А

  с л у ж и т  д л я автоматического 

п о д д е р ж а н и я напряжения генератора, необходимого  д л я обеспе-
чения нормального зарядного  р е ж и м а аккумуляторной батареи и 
нормального  р е ж и м а  р а б о т ы потребителей. 

Р е г у л я т о р напряжения — бесконтактный на полупроводнико-

вых приборах. Во время эксплуатации он не  т р е б у е т каких-либо 

регулировок, и вскрывать его не следует.  Р е г у л я т о р напряжения 
р а з р е ш а е т с я вскрывать и  р е г у л и р о в а т ь только квалифицирован-
ным работникам в специальной мастерской при помощи соответ-
ствующих измерительных приборов. 

Необходимо постоянно следить за чистотой поверхности- кор-

пуса регулятора и надежностью соединения его штепсельного разъ-

ема. Маркировка выводов  р е г у л я т о р а нанесена на торце изоля-

тора штепсельного  р а з ъ е м а . При обнаружении неисправности в 

р е г у л я т о р е напряжения  р е г у л я т о р необходимо заменить. 

К О Н Т А К Т Н О - Т Р А Н З И С Т О Р Н А Я  С И С Т Е М А  З А Ж И Г А Н И Я 

УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ  З А Ж И Г А Н И Я 

З а ж и г а н и е батарейное, контактно-транзисторное. Схема вклю-

чения приборов  з а ж и г а н и я показана на рис.- 114, а принципиаль-
ная схема — на рис. 115. В систему  з а ж и г а н и я входят  к а т у ш к а за-
жигания Б114, распределитель Р4-Д, с центробежным и вакуум-
ным  р е г у л я т о р а м и  з а ж и г а н и я , транзисторный коммутатор ТКЮ2, 
добавочное двухсекционное сопротивление СЭ107, провода вы-
сокого напряжения, свечи, а  т а к ж е  в ы к л ю ч а т е л ь  з а ж и г а н и я . 

-256 

Катушка зажигания

 Б

1

14

 установлена под капотом на перед-

нем щите кабины. 

К а т у ш к а имеет  д в а выводных  з а ж и м а обмотки первичной цепи. 

При установке необходимо следить за плотностью присоединения 
подводящих проводов к  з а ж и м а м и правильностью их подсоеди-
нения. 

К  з а ж и м у К надо подсоединить провода от одноименных вы-

водов  к о м м у т а т о р а и добавочного сопротивления, к выводу без 
маркировки — провод от  к о м м у т а т о р а . 

Д о б а в о ч н о е  с о п р о т и в л е н и е

 СЭ107, состоящее из  д в у х последо-

вательно соединенных сопротивлений, установлено рядом с ка-

тушкой. При пуске  д в и г а т е л я стартером одно* из сопротивлений 

последовательной цепи автоматически  з а м ы к а е т с я накоротко, чем 
достигается увеличение напряжения в момент пуска. 

Необходимо следить за правильностью присоединений прово-

дов к  з а ж и м а м добавочного сопротивления; к  з а ж и м у

 ВК

 при-

соединяют провод от  с т а р т е р а , к  з а ж и м у ВК-Б — провод от вы-

к л ю ч а т е л я  з а ж и г а н и я , а к  з а ж и м у К — провод от вывода катушки 

з а ж и г а н и я . 

К а т у ш к а  з а ж и г а н и я Б114 предназначена  д л я работы только 

с транзисторным коммутатором. Применение катушек  з а ж и г а н и я 
других типов недопустимо. 

Р а с п р е д е л и т е л ь Р4-Д

 восьмиискровой,  р а б о т а ю щ и й совместно 

с

 катушкой  з а ж и г а н и я Б114, предназначен  д л я прерывания

 тока 

9-244 

257 

низкого напряжения в Первичной обмотке катушки  з а ж и г а н и я и 

распределения тока высокого напряжения по свечам. 

Р а с п р е д е л и т е л ь имеет центробежный регулятор для автомати-

ческого изменения угла опережения  з а ж и г а н и я в зависимости от 
частоты вращения коленчатого вала  д в и г а т е л я и вакуумный регу-
лятор  д л я автоматического изменения  у г л а опережения в зави-
симости от разрежения во впускном трубопроводе, связанного с 
нагрузкой  д в и г а т е л я . 

Д л я плавной регулировки угла опережения  з а ж и г а н и я -поворо-

том корпуса распределителя имеется октанчсорректор, состоящий 

из  д в у х пластин, одна из которых прикреплена винтом к корпусу 
распределителя, а вторая —  д в у м я болтами к корпусу привода. 

Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается 

взаимное перемещение пластин и соответственно поворот корпуса 

распределителя'. 

Особенностью контактно-транзисторной системы  з а ж и г а н и я яв-

л я е т с я отсутствие в распределителе шунтирующего конденсатора. 

Если по каким-либо причинам распределитель  з а ж и г а н и я дол-

ж е н быть на автомобиле заменен, то вместо распределителя  Р 4 - Д 

м о ж н о использовать  т а к ж е распределители Р4-В или Р4-В2, пред-
варительно сняв с них конденсатор. 

При контактно-транзисторной системе  з а ж и г а н и я через кон-

т а к т ы прерывателя проходит только ток управления .транзистора, 

а не полный ток катушки зажигания,  б л а г о д а р я чему почти пол-

ностью устраняется подгорание и эрозия контактов, и зачистка 
их не требуется. 

Следует особенно тщательно следить за чистотой контактов, 

так как ток, проходящий через них, весьма мал и при контактах, 

покрытых пленкой масла или окиси, не сможет пробить пленку. 

При замасливании контактов необходимо промывать их чистым 

бензином. Если автомобиль длительное время не эксплуатировался 
и на контактах прерывателя образовался слой окиси, то контакты 

надо засветлить, т. е. провести по ним абразивной пластиной или 

мелкой стеклянной шкуркой, не допуская съема  м е т а л л а , так 

как это сокращает срок  с л у ж б ы контактов. 

П р о в о д а высокого  н а п р я ж е н и я

 марки ПВВ, идущие от распре-

делителя к свечам, имеют изоляцию из полихлорвинилового плас-
тиката и металлическую  ж и л у . В наконечниках проводов со сто-
роны свечей предусмотрены демпфирующие сопротивления 

( 8 0 0 0 — 1 2 000  О м ) . 

Свечи  з а ж и г а н и я

 А15-ХС неразборные, с резьбой  М 1 4 х 1 , 2 5 м м . 

Не следует допускать продолжительной работы  д в и г а т е л я при 

холостом ходе с малой частотой вращения коленчатого  в а л а и 
длительного движения автомобиля с небольшой скоростью на пя-

той передаче, так как при этом юбочка изолятора свечи покры-

вается копотью, возникают перебои в работе (при последующих 
пусках холодного  д в и г а т е л я ) и  у в л а ж н я е т с я загрязненная поверх-
ность изолятора. При закопченных свечах (когда на юбочках изо-

лятора копоть  с у х а я ) пуск холодного  д в и г а т е л я  з а т р у д н я е т с я ; при 

-258 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     30      31      32      33     ..